ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ АПК
A.М. ШОГЕНОВ, кандидат экономических наук
B.С. СТЕПАНОВА, кандидат экономических наук
Агропромышленный комплекс как сложная экономическая система включает в себя различные структурные элементы: сельское хозяйство, пищевую промышленность, продовольственный рынок, производственную и непроизводственную инфраструктуру. Соответствующая система и структура национального и региональных АПК приводятся на рис.1.
Как видно, центральным ядром и основой агропромышленного комплексаявляется сельскохозяйственное производство, представленное в реальной практике сельскохозяйственными предприятиями, хозяйствами населения и фермерскими, крестьянскими хозяйствами. Сельское хозяйство производит продукцию двоякого назначения: как для непосредственной продажи населению (яйца, мед, часть молочной и мясной продукции и др.), так и для переработки другими отраслями народного хозяйства.
Соответственно, пищевая промышленность (в составе отраслей: сахарной, хлебопекарной, кондитерской, макаронной, масложировой, парфюмерно-косметической, спиртовой, ликеро-водочной, винодельческой, пивоваренной, безалкогольных напитков, дрожжевой, крах-мало-паточной,плодоовощ--ной, соляной, чайной, та-бачно-махорочной, пищевых концентратов, мясной, маслосыродельной и молочной, рыбной) производит конечную продукцию для потребления населением.
Специализированная торговля (на рынке, в магазинах, центрах оптовых и
мелкооптовых продаж) осуществляет реализацию продовольственной и пищевой продукции.
Важным сектором АПК является производственная инфраструктура, представленная смежными отраслями и предприятиями, обеспечивающими сельское хозяйство, пищевую промышленность и продовольственную торговлю товарами тракторного, сельскохозяйственного и продовольственного машиностроения, удобрениями и комбикормами, средствами защиты растений, ветеринарными и микробиологическими препаратами, спецтехникой и оборудованием для пищевой промышленности и торговли, осуществляющими ремонт и обслуживание технических средств.
На стыках между сельским хозяйством, пищевой промышленностью, производственной инфраструктурой и продовольственной торговлей
Производственная инфраструктура (тракторное и сельхозмашиностроение, производство минеральных удобрений и средств защиты растений, микробиологическая и комбикормовая промышленность, производство ветеринарных препаратов и др.)
Непроизводственная инфраструктура (специализированные транспорт и логистика в цепи
закупка сырья-производство -хранение -распределение -продажа -потребление)
- Продовольственный комплекс
Рис. 1. Система и структура агропромышленного комплекса.
функционирует непроизводственная инфраструктура АПК, предприятия и организации которой осуществляют специализированную транспортировку товаров, логистическое обеспечение системы агропромышленного комплекса с позиций продвижения продукции в цепи «закупка сырья — производство — хранение — распределение — продажа — потребление».
Вместе с тем, в общей системе агропромышленного комплекса выделяются две подсистемы: продовольственного комплекса (как совокупности сельского хозяйства, пищевой промышленности и продовольственной торговли) и инфраструктуры (производственной и логистической).
В свою очередь, продовольственный комплекс каждого региона характеризуется системой продуктовых подкомплексов. В регионах Южного Федерального округа РФ выделяются следующие основные подкомплексы: зернопродуктовый, кондитерский, мясной, молочный, свеклосахарный, винодельческий, ликеро-водочный, пиво-безалкогольный, плодоовощной, птицеводческий, растительного масла (табл. 1).
По каждому подкомплексу наблюдается индивидуальное сочетание базисного (базисных) и дополнительных видов сельскохозяйственной продукции, а также интегрируемых отраслей и производств.
Наибольший ассортимент используемого сырья характерен для кондитерской промышленности, где, наряду с тремя базисными видами (хлеба, растительного масла и сахара), используются так-
же в качестве добавок плоды и виноград, молоко и яйца. Аналогичным по количественному набору сырьевых ресурсов является плодоовощной подкомплекс, где из семи видов продукции базисными являются плоды и овощи, сопутствующими
— растительное масло, сахар, картофель, виноград и мясо. При производстве хлебобулочной продукции кроме зерна используются также растительное масло, сахар, яйца и изюм.
Близкими по ассортиментной структуре используемого сырья являются винодельческий и ликеро-водочный подкомплексы (вследствие чего в ряде корпоративных структур они представлены единым производством). Здесь используется зерно или продукты его переработки (спирт), сахар, плоды и виноград. В отдельных случаях, при приготовлении ликеров — яйца. Базисными видами продукции в этих подкомплексах являются: в винодельческом — виноград, в ликеро-водочном
— спирт и сахар.
Большая часть подкомплексов, исходя из сырьевой составляющей, является монопродуктовой. К ней относятся мясной, молочный, свеклосахарный, растительного масла, птицеводческий подкомплексы.
С позиций участия отдельных видов сельскохозяйственной продукции в тех или иных подкомплексах можно выделить ранжированный ряд используемости сырья: сахара — 7 раз, винограда — 6 раз, плодов и зерна — 5 раз, растительного масла и яиц — 4 раза, мяса и молока — 2 раза, картофеля и овощей — 1 раз.
Таблица 1
Сельскохозяйственная продукция в системе продуктовых подкомплексов
Продуктовые подкомплексы Основные виды используемой сельскохозяйственной продукции Кол-во видов продукции
Зерно Под-солнечник Сахарная свекла Картофель Овощи Плоды Виноград Мясо Молоко Яйца
зернопродуктовый + + + + + 5
кондитерский + + + + + + + 7
мясной + 1
молочный + 1
свеклосахарный + 1
винодельческий + + + + 4
ликеро-водочный + + + + + 5
пивобезалкоголь-ный + + + + 4
плодоовощной + + + + + + + 7
птицеводческий + + 2
растительного масла + 1
Итого — участие в подкомплексах 5 4 7 1 1 5 6 2 2 4 -
Однако наряду с сырьевым наполнением, важным является вопрос организационного сочетания отдельных отраслей и производств при формировании и функционировании тех или иных продуктовых подкомплексов. Речь в данном случае идет о технологических связях, но не по горизонтали, когда, например, винодельческие предприятия формируют корпоративную структуру (для разделения сфер влияния, завоевания рынков, экономии трансакционных издержек и др.), а по вертикали — то есть виноградарские, винодельческие предприятия и т.д.
Дело в том, что именно при вертикальной кооперации и интеграции создаются лучшие условия для экономичного и эффективного производства конечной продукции. Возьмем, к примеру, производство зерна и выпуск соответствующих продуктов из него. При существующей системе сельскохозяйственные предприятия реализуют зерно по различным каналам, в том числе — элеваторам, мелькомбинатам, хлебозаводам. В цену, естественно, закладываются трансакционные издержки, плановая прибыль, выплата налогов. На следующих этапах технологического передела (от элеватора — мелькомбинату, от мелькомбината
— хлебозаводу, от хлебозавода — торговле) все эти начисления вновь повторяются, что значительно удорожает конечную продукцию.
Иная ситуация наблюдается при интеграции субъектов хозяйствования в единой технологической цепочке, по вертикали. В этом случае создаются возможности, как это наблюдается в агрофирмах, для передачи или продажи сырья и промежуточной продукции по себестоимости или расчетно-нормативным ценам по этапам технологического передела. При этом минимизируются начисления и трансакционные издержки, существенно удешевляется конечная продукция. Это создает возможности для повышения конкурентоспособности, некоторого снижения цен и на этой основе — завоевания рынка, роста массы прибыли.
Поэтому продуктовые подкомплексы в форме интегрированных экономических структур могут и должны включать предприятия не только базовой отрасли (по горизонтали), но также смежных отраслей с учетом технологических связей и переделов. Такие системы могут формироваться на разных уровнях
— районном, межрайонном (зональном), региональном, межрегиональном, национальном, транснациональном. В качестве интеграторов, то есть субъектов хозяйствования, являющихся ядром формирующих-
ся объединений, чаще выступают финансовые структуры, крупные промышленные формирования, перерабатывающие предприятия. Логичным при этом представляется перекрестное акционирование партнеров, особенно в случае интегрирования предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности. При отсутствии в интегрированных структурах специализированных финансовых институтов целесообразно создание и функционирование в качестве подразделений финансово-расчетных (финансово-кредитных) центров.
В зернопродуктовый подкомплекс могут входить крупные зернопроизводящие сельскохозяйственные предприятия, элеваторы и мелькомбинаты, хлебозаводы, а также предприятия специализированной торговли.
В мясном подкомплексе целесообразно участие, наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися выращиванием и откормом животных, мясокомбинатов, которые как правило, являются интеграторами подобных объединений. По аналогичному принципу могут создаваться молочные, свеклосахарные и плодоовощные подкомплексы.
Винодельческий подкомплекс, как правило, формируется на основе виноградарских и вино-градарско-винодельческих хозяйств, специализированных винзаводов с включением или созданием специализированной торговой сети.
Вместе с тем, ряд подкомплексов, такие как кондитерский, ликеро-водочный, пивобезалко-гольный, птицеводческий, по производству растительного масла, вследствие отсутствия вертикальных технологических связей и переделов не только не требуют соответствующей интеграции, но и не нуждаются в организационном оформлении на территории. Это отчетливо видно при анализе критериев, вариантов организационных форм и механизма функционирования различных продуктовых подкомплексов в АПК (табл. 2).
С позиций критерия функциональности все вышерассмотренные подкомплексы являются продуктовыми, так как сущность их, предназначение заключаются в обеспечении населения продуктами питания.
С точки зрения критерия организационного оформления, в виде соответствующих экономических систем выделяются две группы подкомплексов: с возможностью и необходимостью таких решений (зернопродуктовый, мясной, молочный, свеклосахарный, винодельческий, плодоовощной) и не требующие их. Коррелирует с таким
Таблица 2
Критерии, организационные формы и механизм выделения и функционирования продуктовых подкомплексов в АПК
Подкомплексы Фун-кцио-наль-ное назначение Ор-гани-заци-онное оформление Интеграция со смежными отраслями Возможные организационные формы Варианты экономических взаимоотношений с партнерами
кооперация пред-приятия агрофирмы Интеграционные структуры
кон-сорци-умы холдинги корпорации коопе-рационные договора расчетные цены аванс + деление прибыли по % в выручке
Зернопродукто-вый + + + + + + + + + + + +
Кондитерский + - - + + - - - + - - -
Мясной + + + + + + + + + + + +
Молочный + + + + + + + + + + + +
Свеклосахарный + + + + + + + + + + + +
Винодельческий + + + + + - - - - - - -
Ликеро-водочный + - - + + - - - + - - -
Пивобезалко-гольный + - - + + - - - + - - -
Плодоовощной + + + - + + + + + + + +
Птицеводческий + - - - + - - - - - - -
Растительного масла + - - + + - - - - - - -
Примечание: + полная интеграция.
подходом критерий интеграции базовых отраслей и предприятий со смежными.
С позиций критерия возможных организационных форм и различной степени интегри-рованности могут функционировать отдельные предприятия и агрофирмы, развиваться кооперационные связи, формироваться интегрированные структуры: отраслевые (чаще в виде агроконсор-циумов «Зерно», «Мясо», «Молоко», «Сахар» и др.) и межотраслевые (чаще в виде холдингов и корпораций). Важно учесть, что чем сложнее продуктовые системы и соответствующие подкомплексы, тем более необходимо развитие интеграционных связей и организационное оформление таких подкомплексов.
В связи с этим целесообразно создание интегрированных формирований замкнутого цикла, которые нацелены на конечный результат (с внутрифирменным производством, переработкой сырья, реализацией), что позволяет уменьшить удельную себестоимость продукции, сни-
зить торговые наценки, сделав товары более конкурентоспособными. Распределение прибыли в таких формированиях целесообразно осуществлять на основе реального вклада в конечный результат по всей цепочке производства и реализации продукции.
В зависимости от организационного оформления и принятого хозяйственного механизма возможны различные варианты экономических взаимоотношений между партнерами, начиная с кооперационной договорной системы и кончая распределением конечных результатов. В последнем случае возможны различные подходы для участников объединений: продажи сырья и промежуточной продукции по расчетным ценам; авансирования платежей, например, в размере 80% стоимости с последующим делением конечной прибыли пропорционально вкладу каждого из партнеров в нормативной оценке; по доле выручки от реализации конечной продукции в соответствии с нормативным вкладом участников объединения.