Научная статья на тему 'Продовольственный комплекс в системе АПК'

Продовольственный комплекс в системе АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственный комплекс в системе АПК»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ АПК

В.С. СТЕПАНОВА, кандидат экономических наук

А.М. ШОГЕНОВ, кандидат экономических наук

Агропромышленный комплекс как сложная экономическая система включает в себя различные структурные элементы: сельское хозяйство, пищевую промышленность, продовольственный рынок, производственную и непроизводственную инфраструктуру.

Соответствующая система и структура национального и региональных АПК приводятся на рис. 1.

Как видно, центральным ядром и основой агропромышленного комплекса является сельскохозяйственное производство, представленное в реальной практике сельскохозяйственными предприятиями, хозяйствами населения и фермерскими, крестьянскими хозяйствами. Сельское хозяйство производит продукцию двоякого назначения: как

Сельское хозяйство

Производственная инфраструктура

(тракторное и сельхозмашиностроение, производство минеральных удобрений и средств защиты растений, микробиологическая и комбикормовая промышленность, производство ветеринарных препаратов и др.)

Пищевая промышленность

1

Продовольствен-ный рынок

-Продовольственный комплекс

Рис. 1. Система и структура агропромышленного комплекса

для непосредственной продажи населению (яйца, мед, молочную и мясную продукцию и др.), так и для переработки другими отраслями народного хозяйства.

Соответственно, пищевая промышленность (в составе отраслей: сахарной, хлебопекарной, кондитерской, макаронной, масложировой, парфюмерно-косметической, спиртовой, ликеро-водочной, винодельческой, пивоваренной, безалкогольных напитков, дрожжевой, крахмало-паточной, плодоовощной, соляной, чайной, табачно-махорочной, пищевых концентратов, мясной, маслосыродель-ной и молочной, рыбной) производит конечную продукцию для потребления населением.

Специализированная торговля (на рынке, в магазинах, центрах оптовых и мелкооптовых продаж) осуществляет реализацию продовольственной и пищевой продукции.

Важным сектором АПК является производственная инфраструктура, представленная смежными отраслями и предприятиями, обеспечивающими сельское хозяйство, пищевую промышленность и продовольственную торговлю товарами тракторного, сельскохозяйственного и продовольственного машиностроения, удобрениями и комбикормами, средствами защиты растений, ветеринарными и микробиологическими препаратами, спецтехникой и оборудованием для пищевой промышленности и торговли, осуществляющими ремонт и обслуживание технических средств.

Непроизводственная инфраструктура (специализированные транспорт и логистика в цепи «закупка сырья, производство -хранение - распре-деление - продажа - потребление»)

На стыках между сельским хозяйством, пищевой промышленностью, производственной инфраструктурой и продовольственной торговлей функционирует непроизводственная инфраструктура АПК, предприятия и организации которой осуществляют специализированную транспортировку товаров, логистическое обеспечение системы агропромышленного комплекса с позиций продвижения продукции в цепи «закупки сырья-производство-хранение-распределение-продажа-потребление».

Вместе с тем в общей системе агропромышленного комплекса выделяются две подсистемы: продовольственного комплекса (как совокупности сельского хозяйства, пищевой промышленности и продовольственной торговли) и инфраструктуры (производственной и логистической).

В свою очередь продовольственный комплекс каждого региона характеризуется системой продуктовых подкомплексов. В регионах Южного Федерального округа РФ выделяются следующие основные подкомплексы: зернопродуктовый, кондитерский, мясной, молочный, свеклосахарный, винодельческий, ликеро-водочный, пивобезалко-гольный, плодоовощной, птицеводческий, растительного масла (табл.1).

По каждому подкомплексу наблюдается индивидуальное сочетание базисных и дополнительных видов сельскохозяйственной продукции, а также интегрируемых отраслей и производств. Наибольший ассортимент используемого сырья характерен для кондитерской промышленности, где наряду с тремя базисными видами (хлеба, растительного масла и сахара) используются также в качестве добавок плоды и виноград, молоко и яйца.

Аналогичным по количественному набору сырьевых ресурсов является плодоовощной подкомплекс, где из семи видов продукции базисными являются плоды и овощи, сопутствующими

— растительное масло, сахар, картофель, виноград и мясо. При производстве хлебобулочной продукции кроме зерна используются также растительное масло, сахар, яйца и изюм.

Близкими по ассортиментной структуре используемого сырья являются винодельческий и ликеро-водочный подкомплексы (вследствие чего в ряде корпоративных структур они представлены единым производством). Здесь используется зерно или продукты его переработки (спирт), сахар, плоды и виноград; в отдельных случаях при приготовлении ликеров — яйца. Базисными видами продукции в этих подкомплексах являются: в винодельческом — виноград, в ликеро-водочном

— спирт и сахар.

Большая часть подкомплексов исходя из сырьевой составляющей являются монопродуктовыми. К ним относятся мясной, молочный, свеклосахарный, растительного масла, птицеводческий.

С позиций участия отдельных видов сельскохозяйственной продукции в тех или иных подкомплексах можно выделить ранжированный ряд используемости сырья: сахара — 7 раз, винограда — 6 раз, плодов и зерна — 5 раз, растительного масла и яиц — 4 раза, мяса и молока — 2 раза, картофеля и овощей — 1 раз.

Однако наряду с сырьевым наполнением важным является вопрос организационного сочетания отдельных отраслей и производств при формировании и функционировании тех или иных

Таблица 1

Сельскохозяйственная продукция в системе продуктовых подкомплексов

Продуктовые подкомплексы Основные виды используемой сельскохозяйственной продукции Кол-во видов продукции

зерно подсолнечник сах. свекла картофель овощи плоды виноград мясо молоко яйца

зернопродуктовый + + + + + 5

кондитерский + + + + + + + 7

мясной + 1

молочный + 1

свеклосахарный + 1

винодельческий + + + + 4

ликеро-водочный + + + + + 5

пивобезалкогольный + + + + 4

плодоовощной + + + + + + + 7

птицеводческий + + 2

растительное масло + 1

Итого — участие в подкомплексах 5 4 7 1 1 5 6 2 2 4 -

Варианты экономических взаимоотношений с партнерами по % в выручке + + + + +

аванс + деление прибыли + + + + +

расчетные цены + + + + +

кооперационные договора + + + + + + + +

Возможные организационные формы Интеграционные структуры корпорации + + + + +

холдинги + + + + +

консорциумы + + + + +

предприятия агрофирмы + + + + + + + + + + +

кооперация + + + + + + + + +

Интеграция со смежными отраслями + + + + + +

Организационное оформление + + + + + +

Функциональное назначение + + + + + + + + + + +

Подкомплексы Зернопродуктовый | Кондитерский Мясной | Молочный Свеклосахарный Винодельческий | Ликеро-водочный Пивобезалкогольный | Плодоовощной Птицеводческий Растительного масла

продуктовых подкомплексов. Речь в данном случае идет о технологических связях, но не по горизонтали, когда, например, винодельческие предприятия формируют корпоративную структуру (для разделения сфер влияния, завоевания рынков, экономии трансакционных издержек и др.), а по вертикали — то есть о связях между виноградарскими и винодельческими предприятиями и т.д.

Дело в том, что именно при вертикальной кооперации (сотрудничестве) и интеграции (частичном или полном объединении) создаются лучшие условия для экономичного и эффективного производства конечной продукции. Примером служит производство зерна и выпуск соответствующих продуктов из него. При существующей системе сельскохозяйственные предприятия реализуют зерно по различным каналам, в том числе элеваторам, мелькомбинатам, хлебзаводам и т.д. В цену, естественно, закладываются трансакционные издержки, плановая прибыль, выплата налогов. На следующих этапах технологического передела (от элеватора — мелькомбинату, от мелькомбината — хлебзаводу, от хлебзавода — торговле) все эти начисления повторяются, что значительно удорожает конечную продукцию.

Иная ситуация наблюдается при интеграции субъектов хозяйствования в единую технологическую цепочку, по вертикали. В этих случаях создаются возможности, как это наблюдается в агрофирмах, для передачи или продажи сырья и промежуточной продукции по себестоимости или расчетно-нормативным це-д нам по этапам технологического передела. При | этом минимизируются начисления и трансак-& ционные издержки, существенно удешевляется | конечная продукция. Это создает возможности а для повышения конкурентоспособности, некоторого снижения цен, и на этой основе — заво-и евания рынка, роста массы прибыли. Ц Поэтому продуктовые подкомплексы в фор-

| ме интегрированных экономических структур § могут и должны включать предприятия не только | базовой отрасли (по горизонтали), но также смеж-^ ных отраслей с учетом технологических связей и * переделов. Такие системы могут формироваться § на разных уровнях — районном, межрайонном ^ (зональном), региональном, межрегиональном, | национальном, транснациональном. В качестве м интеграторов, то есть субъектов хозяйствования, ^ являющихся ядром формирующихся объедине-

а

ний, зачастую выступают финансовые структуры, крупные промышленные формирования, перерабатывающие предприятия. Логичным при этом представляется перекрестное акционирование партнеров, особенно в случае интегрирования предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности. При отсутствии в интегрированных структурах специализированных финансовых институтов целесообразно создание и функционирование в качестве подразделений финансово-расчетных (финансово-кредитных) центров.

В зернопродуктовый подкомплекс могут входить крупные зернопроизводящие сельскохозяйственные предприятия, элеваторы и мелькомбинаты, хлебзаводы, а также специализированная торговля.

В мясном подкомплексе целесообразно участие наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями занимающихся выращиванием и откормом животных мясокомбинатов, являющихся интеграторами подобных объединений. По аналогичному принципу могут создаваться молочные, свеклосахарные и плодоовощные подкомплексы.

Винодельческий подкомплекс, как правило, формируется на основе виноградарских и вино-градарско-винодельческих хозяйств, специализированных винзаводов с включением или созданием специализированной торговой сети.

Вместе с тем ряд подкомплексов, таких как кондитерский, ликеро-водочный, пивобезалко-гольный, птицеводческий, по производству растительного масла вследствие отсутствия вертикальных технологических связей и переделов не требует соответствующей интеграции (табл. 2).

С позиций критерия функциональности все проанализированные подкомплексы являются продуктовыми, так как их сущность и предназначение заключаются в обеспечении населения продуктами питания.

С точки зрения критерия организационного оформления в виде соответствующих экономических систем выделяются две группы подкомплексов: с возможностью и необходимостью таких решений (зернопродуктовый, мясной, молочный,

свеклосахарный, винодельческий, плодоовощной) и не требующие их. Коррелирует с таким подходом критерий интеграции базовых отраслей и предприятий со смежными.

С позиций критерия возможных организационных форм и различной степени интегрированности могут функционировать отдельные предприятия и агрофирмы, развиваться кооперационные связи, формироваться интегрированные структуры: отраслевые (чаще в виде агроконсорциумов «Зерно», «Мясо», «Молоко», «Сахар» и др.) и межотраслевые (чаще в виде холдингов и корпораций). Важно учесть, что чем сложнее продуктовые системы и соответствующие подкомплексы, тем более необходимо развитие интеграционных связей и организационное оформление таких подкомплексов.

В связи с этим целесообразно создание интегрированных формирований замкнутого цикла, которые нацелены на конечный результат (с внутрифирменным производством и переработкой сырья, а зачастую и с реализацией), что позволяет уменьшить удельную себестоимость продукции, снизить торговые наценки, сделав товары более конкурентоспособными. Распределение прибыли в таких формированиях целесообразно осуществлять на основе реального вклада в конечный результат по всей цепочке производства и реализации продукции.

В зависимости от организационного оформления и принятого хозяйственного механизма возможны различные варианты экономических взаимоотношений между партнерами, начиная от кооперационной договорной системы до распределения конечных результатов. В последнем случае возможны различные подходы на основании нормативной себестоимости вклада участников объединений: продажи сырья и промежуточной продукции по расчетным ценам; авансирования платежей, например, в размере 80% стоимости с последующим делением конечной прибыли пропорционально вкладу каждого из партнеров в нормативной оценке; по доле выручки от реализации конечной продукции в соответствии с нормативным вкладом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.