ние площадей посевов рапса в хозяйствах республики до 50 тыс. га и валового сбора маслосемян -до 60 тыс. т.
Благодаря росту производства картофеля и овощей в личных подсобных хозяйствах, население Республики стабильно обеспечивается этими продуктами. Тем не менее, потребности населения в овощах удовлетворяются не полностью. Дальнейшее развитие производства овощей, особенно в пригородных хозяйствах республики является необходимостью.
Наша Республика является крупным производителем сахарной свеклы. Тем не менее, выращиваемой сахарной свеклы собственного производства достаточно на загрузку мощностей четырех сахарных заводов республики только на 3 календарных месяца работы. Для более полной загрузки мощностей сахарных заводов республики необходимо довести производство сахарной свеклы до 1800 тыс. т. При этом мощности позволяют устойчиво перерабатывать и импортируемый сахар-сырец, закрыть внутреннюю потребность в сахаре и стать крупным его экспортером.
Вследствие неразвитости собственного рыбного промысла, потребность населения в рыбопродуктах обеспечивается за счет завозной продукции только на 65%, и составляет 5 кг, при физиологически обоснованных нормах потребления 23 кг на душу населения. Однако Республика Башкортостан обладает богатыми водными ресурсами, имеющими рыбохозяйственное значение: более 13 тыс. рек, около 400 озер, 9 водохранилищ и 126 прудов. Дальнейшее развитие отрасли связано с созданием в республике единой сети рыборазводных заводов и нерестововыростных хозяйств, для поддержания на необходимом уровне воспроизводства рыбных запасов в естественных водоемах и зарыбления пригодных для рыбохозяйственного использования водоемов комплексного назначения. Речные и прудовые ресурсы республики весьма разнообразны и развитие этой отрасли в Республике будет способствовать уменьшению зависимости от завозной рыбопродукции, созданию новых рабочих мест, увеличению загрузки рыбоперерабатывающих цехов районных потребительских обществ.
Необходимым условием продовольственной безопасности является контроль состояния продовольственных рынков и постоянный мониторинг наличия и движения ресурсов по видам продовольствия.
Для этого и в целях рационального размещения производства внутри региона и обеспечения продовольственной безопасности республики Министерством экономического развития Республики Башкортостан ежегодно разрабатываются балансы продуктов питания и продукции сельского хозяйства на среднесрочную перспективу.
Кроме того, для осуществления регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и
продовольствия, нашим министерством совместно с Министерством сельского хозяйства РБ, и другими заинтересованными хозяйствующими субъектами осуществляется разработка годовых балансов производства и использования основных групп продовольствия: по мясопродуктам, молокопродуктам, яйцепродуктам, зерну, муке, крупе, сахару, растительному маслу.
Ежеквартально анализируется ход их исполнения и, при необходимости, вносятся предложения в Правительство Республики Башкортостан для принятия мер по преодолению или недопущению намечающихся диспропорций.
Устойчивая продовольственная безопасность невозможна без тесного взаимодействия всех участников процесса производства, переработки и реализации продовольствия. В Послании Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан в числе основных мер, обеспечивающих эффективность аграрного производства является дальнейшее развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, новых форм объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности.
В Республике создано 73 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных для обеспечения организованного сбора сельхозпродукции у населения, однако, из них действуют только 62, эффективность работы которых необходимо повысить. Более активную позицию в организации сбора сельхозсырья у населения должны занять созданные отраслевые союзы («Мясной союз Башкортостана, «Молочный союз Башкортостана», Башкирский птицеводческий союз»).
Кроме того, во время мирового экономического кризиса, в условиях уменьшения импорта сельскохозяйственной продукции, у сельскохозяйственных товаропроизводителей республики появляется реальная возможность увеличить поставки экологически чистых, генетически немодифицированных продуктов питания. Биоклиматический потенциал территорий и сложившаяся структура сельскохозяйственного производства это позволяет.
Таким образом:
- сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Башкортостан по основным продуктам питания обеспечивают потребности населения, как по качеству, так и по доступности;
- для обеспечения устойчивой продовольственной безопасности необходимо комплексное развитие растениеводства, ориентированное на потенциал животноводства, производящей продукцию более высокой долей добавленной стоимостью;
- сельхозтоваропроизводители Республики в условиях мирового экономического кризиса имеют реальную возможность выпускать импортозамещающую продукцию.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СЕВЕРОЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В.Б. Самсонов, д.филос.н., проф., ведущий науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Актуальность темы. Продовольственный императив национальной безопасности России в непредсказуемой обстановке мирового финансовоэкономического кризиса требует нетривиальных мер по независимому самодостаточному и импортозамещающему развитию отечественного сельского хозяй-
ства. Соответствующие центральные и региональные органы российского государства способны оперативно и эффективно реализовать антикризисные меры, мобилизовав экономический , социальный и экологи -ческий потенциал североевразийской (субконтинен-тальной) сети сельских территорий Российской Фе-
дерации (РФ) в координации с другими странами-членами Союза независимых государств (СНГ).
Обоснованность постановки задачи. Решение обостренной мировым кризисом проблемы продовольственной безопасности нашей страны на ресурсной основе собственного сельского хозяйства связано с противоречивыми процессами одновременной глобализации и локализации национальных экономик мира. По авторской гипотезе, нелинейность и неоднозначность динамики современной, так называемой экономической глокализации будут преодолены, когда территориальная организация сельского хозяйства поднимется от наличного уровня национальных государств до субконтинентального уровня при обозримом горизонте «мировой деревни». Обеспечить действительную и действенную в условиях мирового финансово-экономического кризиса продовольственную безопасность России поможет североевразийский масштаб аграрной политики нашего государства. Таким образом, под воздействием условий глобализма в североевразийском пространстве возникают новые масштабные рамки программноцелевой и территориально-отраслевой организации сельского хозяйства в интересах продовольственной безопасности субъектов РФ в составе СНГ.
Адекватность применяемой методологии. Фундаментально-прикладные оценки североевразийского потенциала многорегионального простирания РФ и всего СНГ, необходимые исследовательские концепты, краткосрочные прогнозы и модели стратегического планирования перспективны в ключе геосистемно-гуманитарного подхода. Парадигмой адекватных геосистемно-гуманитарных исследований может служить следующее методологическое положение автора. Совокупность территорий и регионов РФ, других стран-членов СНГ - это емкое институционально-инвестиционное, коммуникационно-информационное, научно-инновационное и природно-ресурсное североевразийское пространство, которое позволяет его субъектам достичь общей продовольственной безопасности за счет формирования устойчивого сетевого становления единого североевразийского агропродовольственного комплекса.
Представительность информационной базы. Геосистемно-гуманитарный анализ современной проблемы продовольственной безопасности РФ опирается на возможности банка экономико-статистических и социологических данных Института Аграрных проблем Российской академии наук (ИАгП РАН, бывший Институт социально-экономических проблем АПК АН СССР). В распоряжении исследователей имеются, в частности, конкретные данные лаборатории социально-экологической инфраструктуры села (1994-2008 гг.) и лаборатории социального развития сельских сообществ (2008-2009 гг.) ИАгП РАН. Наличествует профильная научная литература, которая содержит теоретический и эмпирический материал о становлении агропродовольственного комплекса (АПК) России и других стран СНГ. Отметим публикации о прогнозировании развития региональных продовольственных комплексов (Э.Н. Крылатых, 1990), продовольственной безопасности СНГ (В.Р. Боев, Е.Е. Румянцева, В.А. Дадалко, 1998), проблемах интеграции АПК стран СНГ (А. Есимов, 1999), стратегии инновационного развития АПК (А.А. Анфиногентова, Э.Н. Крылатых, 2006).
Новизна авторского исследования проблемы продовольственной безопасности североевразийской группы стран сводится к диагностике и прогнозирова-
нию гуманитарного развития современных региональных геосистем «город-село» на уровне СНГ. Новизна исследования обусловлена тем, что в сфере отечественного регионального управления сельским хозяйством и АПК практически не учитывается социо-эколого-экономический потенциал межрегиональных и межстрановых связей. Так, в целевых программах стратегического социально-экономического развития ряда субъектов РФ с приличным сельскохозяйственным потенциалом (Воронежская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская области) отсутствует система научных выкладок и практических ориентиров межрегиональных и межстрановых связей многорегионального и многофункционального АПК.
Самостоятельность авторского исследования определена формированием Саратовской школы геосистемно-гуманитарных исследований в рамках Совместного научно-учебного центра ИАгП РАН и Саратовского госуниверситета «Синергия науки и образования». За 2008 г. под научным руководством автора опубликовано две коллективные монографии этой школы: «Геосистема «город-село»: Образ будущего» и «Простирание геосистемы: Теория и практика». В ежегоднике ИАгП РАН «Региональные агросистемы: экономика и социология» помещены специализированные авторские статьи о стратегическом геосистемном развитии сельских территорий России, регионально-отраслевом принципе аграрной политики, муниципальной основе АПК как социо-эколого-экономической системы, геосистемном подходе к территориальному планированию сельского развития. В материалах Островских чтений и Всероссийской школы молодых ученых содержатся тезисы авторских докладов в русле закономерностей развития регионального АПК.
Согласно геосистемно-гуманитарному подходу утверждаю, что стратегическое территориальное планирование по отношению к традиционно отраслевому планированию первично. Поскольку многоотраслевое и многофункциональное сельское хозяйство, как и целостный АПК, обретает гомеостазис и внутреннюю сбалансированность за счет физикогеографической непрерывности простирания земельных ресурсов и коммуникационного пространства региональных сетей сельских территорий.
Увязку регионального и отраслевого принципов многорегионального функционирования сельского хозяйства целесообразно проводить в североевразийском масштабе множества пилотных проектов компактной массовой сельской застройки в составе региональных Схем территориального планирования. В соответствии с программно-целевыми установками региональных органов управления сельского хозяйства в региональную и сельскую практику проектных и изыскательских служб предлагаю ввести социо-эколого-экономическую доминанту проектирования.
Практическая значимость исследования. Авторское применение геосистемно-гуманитарного подхода позволяет дать следующие рекомендации в программу антикризисных мер по обеспечению продовольственной безопасности РФ.
1. Институтам Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), созданного в геополитических целях СНГ, в обстановке глобального кризиса необходимо сформировать единый хозяйственный механизм социо-экологического инвестирования макроэкономики нового по международному статусу и масштабу североевразийского простирания АПК, призванного обеспечить на севере континента Евра-
зии общую продовольственную безопасность стран, которые входят в территориальный состав тысячелетней российской цивилизации.
2. Антикризисный хозяйственный курс ЕврАзЭС на инвестиционное обеспечение и институциональное соблюдение продовольственной безопасности стран-членов СНГ нуждается в гуманитарной идеологии, четко сформулированной в известной статье 7 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает направление политики социального государства на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, вполне соответствует космизму русской философии и общему североевразийскому масштабу простирания региональных геосистем «город-село» российской цивилизации.
3. Институт аграрных проблем Российской академии наук способен дать предварительную геосистемно-гуманитарную оценку инновационных рисков и инвестиционных возможностей формирования целостного АПК ЕврАзЭС, привлекая к про-
фильным социо-эколого-экономическим исследованиям соответствующие научные силы стран-членов СНГ, прежде всего Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова и Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева.
4. Конечная цель - обеспечить силами ЕврАзЭС формирование геополитически эффективного североевразийского АПК на основе необходимых геосистемно-гуманитарных концептов, прогнозов и моделей, дифференцированных по региональным геосистемам «город-село». В качестве главной задачи геосистемно-гуманитарного направления исследований важно предусмотреть инновационную разработку институционально-инвестиционного и коммуникационно-информационного инструментария государственной аграрной политики по приумножению интеллектуального и научного потенциала продовольственной безопасности России в составе стран-членов СНГ.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Е.А. Быкова, к.э.н., доц. Института экономики и финансов Омского ГАУ
Для России продовольственное обеспечение населения является важнейшим направлением государственной политики, которая предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса.
Продовольственная безопасность - это обеспечение бесперебойного поступления до потребителя необходимых видов продовольствия, в объемах, соответствующих медицинским нормам потребления, удовлетворяющих спрос подавляющего числа жителей на продукты питания по доступным ценам и отвечающим всем требованиям по качеству [1].
К элементам системы продовольственного обеспечения относят: агропродовольственный комплекс, продовольственный рынок, питание населения региона. Каждый из элементов выполняет свою роль, которые взаимодействуют между собой через определенные связи.
Масштабы и развитие сельского хозяйства Омской области являются основой продовольственного обеспечения региона (табл. 1). Потребности населения в основных продуктах питания обеспечиваются за счет собственного сельскохозяйственного производства. Основными производителями зерновой продукции остаются сельскохозяйственные предприятия. Крупные зерновые хозяйства скупают продукцию у прямых мелких производителей, хранят и отпускают зерно по мере необходимости. В 2007 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено продукции на сумму 5867,4 млн руб., что составляет 12,0% от всего объема сельскохозяйственного производства Омской области. Участие фермерских и крестьянских хозяйств в производстве животноводческой продукции незначительно, поскольку фермеры предпочитают производить более рентабельную продукцию.
Личными подсобными хозяйствами произведено продукции на сумму 25105,3 млн руб. или 51,6% от всего объема сельскохозяйственного производства области. Необходимо отметить слабую обеспеченность населения агротехническими, зоотехническими, транспортными и другими услугами. Отсутствует инфраструктура обслуживания и обеспечения
деятельности личных подсобных хозяйств. При этом доля личных подсобных хозяйств в производстве молока и мяса из года в год увеличивается, что должно вносить соответствующие корректировки в организацию торговли.
Таблица 1 - Структура производство основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств [3]
Катего- рия хозяй- ства Зерно Карто- фель Овощи Мясо Молоко Яйцо
2005 г.
СХО 64,3 1,9 9,1 48,1 43,5 71,2
ЛПХ 2,3 97,6 86,9 48,5 52,9 27,8
КФХ 33,4 0,5 4,0 3,4 3,6 1,0
2006 г.
СХО 62,0 2,1 7,9 48,4 43,1 72,0
ЛПХ 2,3 97,0 88,2 48,4 53,1 27,3
КФХ 35,7 0,9 3,9 3,2 3,8 0,7
2007 г.
СХО 60,1 2,1 8,5 45,2 41,9 70,9
ЛПХ 2,3 97,1 88,0 50,5 54,2 28,2
КФХ 37,6 0,8 3,5 4,3 3,9 0,9
На продовольственном рынке сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая преимущественно из мелких организаций и физических лиц, которые не способны обеспечить стабильность в снабжении области продовольствием, контроль качества продукции, предоставить соответствующие сервисные услуги. Предприятия закупают у производителей агропродовольственную продукцию небольшими партиями и доставляют ее в розничные магазины. На начала 2009 г. малых предприятий, занимающихся оптовой торговлей, было 4651 единиц, а крупных - всего 158. Такое количество малых оптовых предприятий занимающихся реализацией