Научная статья на тему 'Сельское хозяйство и продовольственное обеспечение населения Омской области'

Сельское хозяйство и продовольственное обеспечение населения Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство и продовольственное обеспечение населения Омской области»

зии общую продовольственную безопасность стран, которые входят в территориальный состав тысячелетней российской цивилизации.

2. Антикризисный хозяйственный курс ЕврАзЭС на инвестиционное обеспечение и институциональное соблюдение продовольственной безопасности стран-членов СНГ нуждается в гуманитарной идеологии, четко сформулированной в известной статье 7 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает направление политики социального государства на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, вполне соответствует космизму русской философии и общему североевразийскому масштабу простирания региональных геосистем «город-село» российской цивилизации.

3. Институт аграрных проблем Российской академии наук способен дать предварительную геосистемно-гуманитарную оценку инновационных рисков и инвестиционных возможностей формирования целостного АПК ЕврАзЭС, привлекая к про-

фильным социо-эколого-экономическим исследованиям соответствующие научные силы стран-членов СНГ, прежде всего Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова и Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева.

4. Конечная цель - обеспечить силами ЕврАзЭС формирование геополитически эффективного североевразийского АПК на основе необходимых геосистемно-гуманитарных концептов, прогнозов и моделей, дифференцированных по региональным геосистемам «город-село». В качестве главной задачи геосистемно-гуманитарного направления исследований важно предусмотреть инновационную разработку институционально-инвестиционного и коммуникационно-информационного инструментария государственной аграрной политики по приумножению интеллектуального и научного потенциала продовольственной безопасности России в составе стран-членов СНГ.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.А. Быкова, к.э.н., доц. Института экономики и финансов Омского ГАУ

Для России продовольственное обеспечение населения является важнейшим направлением государственной политики, которая предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса.

Продовольственная безопасность - это обеспечение бесперебойного поступления до потребителя необходимых видов продовольствия, в объемах, соответствующих медицинским нормам потребления, удовлетворяющих спрос подавляющего числа жителей на продукты питания по доступным ценам и отвечающим всем требованиям по качеству [1].

К элементам системы продовольственного обеспечения относят: агропродовольственный комплекс, продовольственный рынок, питание населения региона. Каждый из элементов выполняет свою роль, которые взаимодействуют между собой через определенные связи.

Масштабы и развитие сельского хозяйства Омской области являются основой продовольственного обеспечения региона (табл. 1). Потребности населения в основных продуктах питания обеспечиваются за счет собственного сельскохозяйственного производства. Основными производителями зерновой продукции остаются сельскохозяйственные предприятия. Крупные зерновые хозяйства скупают продукцию у прямых мелких производителей, хранят и отпускают зерно по мере необходимости. В 2007 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено продукции на сумму 5867,4 млн руб., что составляет 12,0% от всего объема сельскохозяйственного производства Омской области. Участие фермерских и крестьянских хозяйств в производстве животноводческой продукции незначительно, поскольку фермеры предпочитают производить более рентабельную продукцию.

Личными подсобными хозяйствами произведено продукции на сумму 25105,3 млн руб. или 51,6% от всего объема сельскохозяйственного производства области. Необходимо отметить слабую обеспеченность населения агротехническими, зоотехническими, транспортными и другими услугами. Отсутствует инфраструктура обслуживания и обеспечения

деятельности личных подсобных хозяйств. При этом доля личных подсобных хозяйств в производстве молока и мяса из года в год увеличивается, что должно вносить соответствующие корректировки в организацию торговли.

Таблица 1 - Структура производство основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств [3]

Катего- рия хозяй- ства Зерно Карто- фель Овощи Мясо Молоко Яйцо

2005 г.

СХО 64,3 1,9 9,1 48,1 43,5 71,2

ЛПХ 2,3 97,6 86,9 48,5 52,9 27,8

КФХ 33,4 0,5 4,0 3,4 3,6 1,0

2006 г.

СХО 62,0 2,1 7,9 48,4 43,1 72,0

ЛПХ 2,3 97,0 88,2 48,4 53,1 27,3

КФХ 35,7 0,9 3,9 3,2 3,8 0,7

2007 г.

СХО 60,1 2,1 8,5 45,2 41,9 70,9

ЛПХ 2,3 97,1 88,0 50,5 54,2 28,2

КФХ 37,6 0,8 3,5 4,3 3,9 0,9

На продовольственном рынке сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая преимущественно из мелких организаций и физических лиц, которые не способны обеспечить стабильность в снабжении области продовольствием, контроль качества продукции, предоставить соответствующие сервисные услуги. Предприятия закупают у производителей агропродовольственную продукцию небольшими партиями и доставляют ее в розничные магазины. На начала 2009 г. малых предприятий, занимающихся оптовой торговлей, было 4651 единиц, а крупных - всего 158. Такое количество малых оптовых предприятий занимающихся реализацией

агропродовольственной продукцией объясняется простотой их создания, рыночным механизмом ценообразования и льготной системой налогообложения.

Важнейшей характеристикой развития продовольственного рынка является продовольственная независимость области. Оценив географические границы рынка, мы пришли к выводу, что вывоз из Омской области продовольствия в 4 раза превысил их ввоз. Из-за непродолжительного срока годности молока, творога, кисломолочных продуктов и сметаны границы рынка находятся на территории области. Вывозят пшеницу, мясо крупного рогатого скота и птицы, консервы молочные и жиры в другие области и в страны СНГ. Однако вывоз сдерживает неразвитость экспортной транспортной инфраструктуры (нехватка мощности речных портов и железнодорожных вагонов). В области основную часть импортируемых продуктов составляют: мясо и птица, изделия колбасные, мука, крупа, цельномолочная продукция, сахар, макаронные изделия и другая продукция из разных областей России.

Продовольственная безопасность страны выражается в продовольственной обеспеченности и сбалансированном питании ее населения, создании важнейшей системы его жизнеобеспечения. Для оп-

ределения уровня «продовольственной безопасности» отдельного человека в мировой практике используются стандарты нормального питания, которые рассчитываются национальными и международными специализированными учреждениями. При этом нормы для каждой страны уточняются и дополняются с учетом природных, экономических и социальных условий проживания населения, его антропологических характеристик [2].

Судя по тенденции, потребление продуктов питания на душу населения будет стабильно возрастать. Так, Омская область занимает среди регионов Российской Федерации 2-е место по потреблению молока, овощей и продовольственных бахчевых культур; 7-е - мяса и мясопродуктов; 25-е - картофеля и яйца; 42-е - фруктов и ягод. Мониторинг продовольственного рынка Омской области свидетельствует об увеличении объемов потребления продуктов на душу населения (табл. 2).

Потребности населения области в основных продуктах питания (хлеб, мясо, молоко, яйцо) обеспечиваются за счет собственного сельскохозяйственного производства. При этом потребление всех видов продукции (исключая молоко и молочные продукты) наблюдается превышение нормы.

Таблица 2 - Динамика потребления продуктов сельского хозяйства на душу населения

в Омской области, кг, по годам [3]

Вид продукции норма 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Картофель 117 158 155 155 150 150

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 139 141 149 159 160 165

Мясо и мясопродукты 74 70 70 70 71 75

Молоко и молочные продукты 389 352 350 352 352 357

Яйца и яйцепродукты (штук) 290 291 252 259 287 290

Следует обратить внимание, что население области питается несбалансированно. Это выражается в белковом и витаминном дефиците и пополнении калорийности рациона за счет потребления с избытком углеводов. Недостаток фруктов приводит к избыточному потреблению картофеля, мяса и молока. Относительно падает спрос на колбасы, сосиски и прочие продукты переработки и растет спрос на мясо. Однако на фоне роста доходов населения произошло снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий.

На наш взгляд, для решения этих проблем целесообразно создание инфраструктуры, позволяющей эффективнее перемещать продукцию от производителя к потребителю и своевременно предоставлять информацию о спросе и предложении на продукцию. Взять на себя такую функцию может региональный оптовый продовольственный рынок. Он позволит качественно и количественно удовлетворить спрос населения в продовольствии, не вмешиваясь в сам процесс торговли. Так, оптовый агропродовольственный рынок - это рынок, который интегрирован в едином процессе товародвижения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, оптовых торговцев и потребителей и имеет развитую инфраструктуру.

Инфраструктура оптового агропродовольст-венного рынка должна создавать условия для под-

держания необходимого соотношения спроса и предложения, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования конкурентной среды на оптовом рынке области. Инфраструктура продовольственного рынка представлена в виде трех блоков: товаропроизводящий, обеспечивающий и административно-техни-ческий. В основу положен принцип специфики выполнения функций институтов инфраструктуры, а также предоставляемая продукция на рынок.

Таким образом, реализация таких мер будет способствовать сокращению времени реализации и росту доступности высококачественных продуктов питания по приемлемым ценам для населения, что приведет к повышению уровня продовольственной безопасности Омского региона.

Источники

6. Папело В.Н. Продовольственная безопасность России: современное состояние и механизмы обеспечения: учеб. пособие / В.Н. Папело, А.Н. Радчиков, П.В. Ску-рихин; СибАГС. - Новосибирск, 2000. - 232 с.

7. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность страны и ее оценка / А.И. Алтухов // Экономика с.-х. и перераб. предпр. - 2008. - № 5.- С. 1 - 5.

8. Омский областной статистический ежегодник: стат. сб. в 2 ч. / Омскстат. - Омск, - 2008. - 436 с.

9. Оптовая торговля Омской области в 2006-2007 годах: Стат.сб./ Омскстат. - Омск, 2008. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.