ства комбикормов - на 8,5% - объясняется возросшими потребностями животноводства.
Таблица 1. Производство продукции зерноперера-ботки в Алтайском крае в 2008 г., тыс. т
Наименование пищевой продукции Алтайский край Россия
2008 г. в % к соответствующему периоду 2007 г. 2008 г. в % к соответствую-щему периоду 2007 г.
Мука 1289,9 103,6 10100 98,5
Крупа 257,6 119,6 1080 97
Комбикорма 285,4 110,3 13500 108,5
Хлеб и хлебобулочные изделия 120,5 101,8 7477 96,4
Макаронные изделия 99,8 114,2 1021 100,7
Оценивая деятельность зерноперерабатывающей промышленности Алтайского края в 2008 г., можно сделать следующие выводы: хотя население Алтайского края составляет всего 1,8% от населения РФ, край вносит существенный вклад в развитие российского продовольственного рынка, собирая 5% зерна от общего урожая РФ и выпуская 23,9% крупы, 12,7% муки, 9,8% макаронных изделий [4].
По оценке Главного управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Администрации Алтайского края, зерноперерабатывающие предприятия поставляют свою продукцию в 68 регионов Российской Федерации, в том числе в европейскую часть страны. Однако при снятии таможенных барьеров и в связи с окончанием государственного регулирования железнодорожных тарифов на перевозку зерна и продуктов его переработки продукция алтайских зернопереработ-чиков может стать неконкурентоспособна по ценовым параметрам.
Значительную поддержку зернопереработчи-ки Алтайского края получили от Российского зернового союза по лоббированию их интересов в Правительстве и Государственной Думе. Впервые понижающий коэффициент 0,5 к тарифу на перевозки зерна и продуктов его переработки был введен по обращению Российского Зернового Союза Федеральной службой по тарифам в 2007 г., и это стало одним из факторов устойчивого роста объемов перевозок зерна и муки из Сибирского ФО и стабилизации аграрного и мукомольного сектора региона.
С 1 января 2008 г. для алтайских зернопере-работчиков был установлен понижающий коэффи-
циент 0,5 на перевозку муки и круп железнодорожным транспортом на расстояние свыше 1100 км. Это дало возможность зерноперерабатывающим предприятиям увеличить объём отгрузки в 2008 г. на
233,9 тыс. т. Действие этого коэффициента продлено до мая 2010 г.
Поэтому первоочередной задачей, на наш взгляд, является государственная поддержка сибирской зерноперерабатывающей промышленности, позволяющая преодолеть географическую отдаленность региона.
Наиболее значимой для зерноперерабатывающих предприятий, расположенных на юге Сибири, является установление льготных тарифов на перевозку зернопродукции железнодорожным транспортом в пределах РФ (точно так же, как на перевозку зерна). Это позволит снизить розничные цены на целый ряд продовольственных товаров во многих регионах России, следовательно, улучшит социальную ситуацию.
Достаточно острой продолжает оставаться проблема импорта, продолжает вводиться продукция, аналоги которой производятся в РФ, поэтому необходимо проводиться жесткое квотирование ввоза зерна и зерновых культур, а также продуктов их переработки. Это обеспечит устойчивый рынок сбыта для предприятий отечественной зерноперерабатывающей промышленности.
Серьёзным направлением государственной поддержки будет являться представление продукции российских зерноперерабатывающих предприятий во Всемирной продовольственной программе Организации Объединённых Наций, которая проводит и планирует проводить в будущем крупномасштабные гуманитарные программы, связанные с поставкой продовольствия в различные регионы мира.
Такие направления государственной поддержки будет направлены на развитие отечественной зерноперерабатывающей промышленности и не будут противоречить принципам Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Источники
1. Глазьев С. Шаги к общему рынку. «Российская Бизнес-газета» № 719 (35) от 15 сентября 2009 г.
2. Путин В.В. Повышать эффективность государственной политики // АПК: экономика и управление. - 2008. - № 7. - С. 2-4.
3. Итоги развития пищевой промышленности Алтайского края в 2009 г. [аКа1гедюп22. /ги/шБ/риЬНк]
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 990 с.
АГРАРНАЯ РОССИЯ В СОСТАВЕ ЕВРАЗИИСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
В.Б. Самсонов, д.филос.н., проф., ведущий науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Актуальность темы подтверждают современные тенденции регионально-территориального формирования единого экономического пространства агрофирм, агрокластеров, агрохолдингов и других интегральных структур агропродовольственного сектора (АПС) России во взаимосвязи с постсоветским рыночным пространством Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Аграрная Россия от лица субъектов Российской Федерации (РФ), её региональных социумов и сельских территорий выходит на международный уровень для представительной реализации рыночных интересов и продовольственной безопасности страны. Рыночное развитие аграр-
ной России в составе ЕврАзЭС, Содружества независимых государств (СНГ) и иных международных структур в решающей мере зависит от региональнотерриториальной интеграции продовольственных рынков субъектов РФ.
Для отечественной аграрной науки актуально провести углублённый регионально-территориальный анализ неоднозначных глобально-локальных (парадоксально глокальных) интеграционных процессов обеспечения продовольственной безопасности РФ за счёт функционирования аграрной России в составе ЕврАзЭС, других международных структур в сочетании с ожидаемым вступлением страны во
Всемирную торговую организацию (ВТО). Для соблюдения «золотой середины» и ансамбля в совокупности международных отношений аграрной России актуален мониторинг различных направлений глокального становления отечественного АПС на основе огромного потенциала североевразийского простирания региональных геосистем «город-село», сельских социумов, конкретных сельских местностей и сельских муниципалитетов страны.
Обоснованность постановки задач исследования. Цель авторского исследования - регионально-территориальное обоснование интегрально-
рыноч-ной модернизации институтов программноцелевого управления жизнедеятельностной активностью сельских социумов аграрной России в составе ЕврАзЭС. Многолетние геосистемно-гуманитарные исследования автора показали, что в процессе аграрно-рыночных реформ сельские социумы стремятся сохранить исторически оправдавшие себя вековые традиции земледелия, деревенской жизни и социальной экологии села, местного самоуправления и опоры на город. Основополагающую роль крестьянского образа жизни и сельских традиций в аграрно-рыночном реформировании нашей страны подтверждает социально-экономический мониторинг ИАгП РАН (начат ИСЭП АПК АН СССР в конце 1980-х гг.).
Целенаправленность исследования обеспечена современным потенциалом Саратовской школы геосистемно-гуманитарных исследований. Основополагающим моментом обобщения теоретических концепций и методологических принципов геосистемногуманитарного исследования является типология и классификация инноваций институционального развития аграрной России, в процессе которого - с авторских позиций - одну из ключевых ролей играет укрупнённый социо-эколого-экономический блок. Авторское исследование исходит из опыта разработки ИАгП РАН «Прогноза социально-экономического и научно-технологического развития агропродовольст-венного комплекса РФ с учётом мировых тенденций на период до 2030 года» (рук. академик А.А. Анфино-гентова).
Адекватность примененной методологии. Решение исследовательских задач перспективного развития аграрной России в составе ЕврАзЭС нуждается в новой геосистемно-гуманитарной методологии, разрабатываемой автором в контексте авторитетных футурологических концепций макросоциологии, геоэкономики и геополитики (Х. Макрэй, П.Тейлор, И. Уолерстайн, А.И. Уткин, и др.). Авторская геосистемно-гуманитарная методология адекватна инновационному решению цивилизационных проблем вариативной и циклической динамики аграрной России на международном уровне.
Представительность информационно-кон-
цептуальной базы. Проблемы и тенденции государственного регулирования процессов интеграционнорыночного вхождения аграрной России в состав ЕврАзЭС получили освещение на Международной научной конференции «Инновационное общество -новая историческая эпоха цивилизационного развития», приуроченной к 10-й годовщине образования Евразийского экономического сообщества (г. Саратов, 08-11 февраля 2010 г.). В решения этой конференции вошли соответствующие предложения автора от лица ИАгП РАН и Некоммерческого партнёрства «Научно-исследовательская организация Академии инноватики ГЛОБЕЛИКС-Р» в координации с Фондом высоких технологий ЕврАзЭС.
Для геосистемно-гуманитарного исследования взаимосвязей межрегиональной и международной интеграции продовольственных рынков (в РФ, ЕврАзЭС, СНГ, ВТО и др.) информационное значение имеет «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации» (Москва, август 2008 г.). Концепция предусматривает нормативно закрепленное разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также внедрение государственным аппаратом современных методов и механизмов стратегического планирования и социального проектирования по результатам принятия бюджетных решений в рамках программно-целевого подхода. Многолетние наработки бывшей лаборатории социально-экологической инфраструктуры села ИАгП РАН однозначно свидетельствуют: наличные ресурсы аграрной России нельзя изымать из поля компетенции институтов и сферы воспроизводства человеческого капитала национального АПС.
Новизна исследования. Автором обоснована общая рабочая гипотеза прогнозирования нелинейной динамики аграрной России в составе ЕврАзЭС. Суть авторской гипотезы: глобально грядущая сверх-индустриальная информационная цивилизация в соответствии с диалектической логикой всемирной истории и исторического опыта стран мира в инновационном виде на обозримом стратегическом горизонте усвоит многоуровневые универсалии мировой деревни. Общероссийский императив «Земля-Кресть-янин-Село» достигнет геосистемно-гуманитарных высот обновляемой в условиях глобализации многоуровневой и многорегиональной геосистемы «город-село» при условии обеспечения властной элитой тенденций инновационного развития аграрной России в цивилизационных рамках особого национальнокультурного кода «индивидуального коллективизма».
Императив «Земля-Крестьянин-Село» продовольственной безопасности страны в непредсказуемой обстановке мирового финансово-экономического кризиса требует нетривиальных регионально-территориальных мер по независимому самодостаточному и импортозамещающему развитию отечественного сельского хозяйства и аграрной России в целом. Соответствующие центральные и региональные органы российского государства способны оперативно и эффективно реализовать антикризисные меры, мобилизовав социо-эколого-экономический потенциал аграрной России и всего североевразийского простирания РФ в составе ЕврАзЭС. Обеспечить в условиях мирового финансовоэкономического кризиса действительную и действенную продовольственную безопасность России поможет североевразийский ресурс социально сильной аграрной политики нашего государства.
Самостоятельность исследования. Автором разработаны следующие положения, составляющие теоретическую основу аналитической модели аграрной России в составе ЕврАзЭС. Сельские новшества (новации) в составе современного процесса рыночного реформирования страны следует трактовать в качестве существенных факторов обновления традиционного крестьянского менталитета земледелия посредством правительственных мер по приватизации земли в условиях новой муниципальной организации поземельных отношений села. Инновации сельских сообществ являются конкретными практическими результатами массового освоения российским крестьянством сельских новшеств ведущейся с 1990-х гг. в России земельно-аграрной реформы. Сельские новшества и инновации влекут за собой
самые различные регионально-территориальные риски. На перспективное развитие аграрной России закономерно воздействует внутренний традиционный императив «Земля-Крестьянин-Село». С внешней стороны, на современный АПС аграрной России в составе ЕврАзЭС закономерно воздействует целое множество факторов и векторов постепенно образующейся глобально-локальной мир-геосистемы.
Существуют также геосистемно-гуманитарные риски землеустройства и земледелия, чреватые потерей национальными государствами своей продовольственной безопасности под влиянием социо-эколого-экономических проблем формирования региональных геосистем «город-село». Отсюда выведен авторский закон синергетического и биполярного обновления аграрной России в страновой сети формирующихся региональных геосистем «город-село».
Практическая значимость исследования. В условиях глобализации интеграционно-рыночное развитие аграрной России в составе ЕврАзЭС не может быть успешно осуществлено без синергийных усилий сельского социума страны, общественных и государственных институтов РФ, североевразийского потенциала стран-членов СНГ, реальных сетевых возможностей мировой деревни при договорных ограничениях ВТО. Геосистемно-гуманитарное исследование автора позволило дать рекомендации в национальную программу антикризисных мер по обеспечению продовольственной безопасности РФ на основе геосистемно-гуманитарной оценки инновационных рисков и инвестиционных возможностей формирования целостного АПС ЕврАзЭС, профильных разработок ВИАПИ им. А.А. Никонова и Российского государственного аграрного университета-МСХА им. К.А. Тимирязева.
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Ю.Ф. Чистяков, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики УрО РАН
Реформирование экономики России, изменение ситуации в сельском хозяйстве страны, процесс перестройки аграрного сектора на федеральном и региональном уровне, существенно изменили положение РФ на мировом продовольственном рынке. Как известно, Россия является крупным экспортером и импортером ряда видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Наиболее крупными товарными группами национального продовольственного импорта, производимыми и на территории страны были зерно, мясо и мясопродукты и молокопродукты. В начале существования России как независимого государства основным видом продовольственного сырья, импортируемым страной было зерно (в 1992 г. его импорт составил 31,6 млн т.) В период 1993-1995 гг. импорт зерна существенно снижается - до 3,5 млн т. Одновременно начинается существенный рост импортных закупок мясной продукции - за период 19922007 гг. они выросли в 3,8 раза - до 2,9 млн т. Зерновой импорт в 2007 г. снизился до 1,1 млн т. Подобная структурная перестройка продовольственного импорта России, по сути, деле свидетельствовала о существенном ухудшении продовольственной безопасности страны, поскольку свидетельствовала о переходе с импорта сельскохозяйственного сырья к импорту более дорогой продовольственной продукции. В количественном аспекте падение зернового импорта было полностью компенсировано ростом импорта мясопродукции. Об этом свидетельствует произведенный исследователями пересчет объемов мясного импорта страны в условные зерновые единицы, по методике, адаптированной к современным российским условиям [1]. Однако, эта ситуация имеет еще и качественный аспект. До 1992 г. большая часть завозимого зерна шла на фуражные цели. Таким образом, стимулировалось отечественное животноводство. После 1994 г. закупается мясная продукция зарубежных производителей, а отечественное животноводство оказалось в глубоком кризисе. Поголовье крупного рогатого скота в РФ упало с 57 в 1990 г. до 21,5 млн голов в 2007 г., т.е. более чем в 2 раза. Производство мяса сократилось еще больше - с 6,4 в 1990 г. до 2,5 млн т в 2007 г. (при импорте мясопродуктов в этом году - 2,9 млн т). Безусловно, кризис в отечественном животноводстве, вызван целым ком-
плексом различных причин, однако влияние пресловутой «оптимизации» продовольственного импорта, повлекшее резкое сокращение подпитки отечественного животноводства кормами, на процессы развала животноводческой отрасли было весьма существенным.
К настоящему времени Россия стала крупнейшим импортером различных сортов мяса. По данным Министерства сельского хозяйства США, в 2008 г. Россия занимала второе место по импорту говядины и свинины и первое - по импорту птицы [2]. Доля импорта в общем объеме мясных ресурсов РФ в 2007 г. составляла 33,2% [2]. Это более чем в 2 раза превышает пороговое значение безопасной доли импорта мясопродукции, установленной Доктриной продовольственной безопасности РФ [3].
С 2001 г. начался существенный рост зернового экспорта. В 2002 г. он составил 13,5 млн т., в 2007 г. -
16,9 млн т. В 2009 г. экспорт только зерна пшеницы составил 16,8 млн.т. Россия стала занимать 3-4 место среди мировых экспортеров, наряду с Канадой. По заявлению министра сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник «в 10-15-летней перспективе Россия планирует довести объем экспорта зерна до 40-50 млн т, увеличив свою долю на мировом рынке до 20%» [4].
Таким образом Россия занимает своеобразное положение страны на мировом продовольственном рынке - крупнейший импортер мясопродукции и достаточно крупный экспортер зерна при наличии кризисных явлений в отечественном аграрном секторе. Такая противоречивая интеграция агарного сектора страны в мировой продовольственный рынок происходит на фоне нарастания неравномерности развития мирового сельского хозяйства.
С одной стороны, внедрение новых технологий позволило увеличить эффективность сельскохозяйственного производства, особенно в развитых странах Европы и Северной Америки. В последние 25 лет затраты труда на производство продовольствия сократились на 75% и предполагается их дальнейшее сокращение.
С другой стороны, в ближайшие десятилетия прогнозируется существенное изменение географической структуры потребления продовольствия и рост объемов такого потребления. Ожидается суще-