2. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сель- 5. Скрынник Е. Б. Выступление на пленарном заседании
ское хозяйство России. [Электронный ресурс]. URL: Государственной думы. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.wto.ru/ru/content/ documents/docs/vestmosk.doc http://www.mcx.ru/news/news/ (дата обращения 31.03.2010).
(дата обращения 31.03.2010). 6. Соглашение по сельскому хозяйству. [Электронный ре-
3. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. сурс]. URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/
[Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/ selhozru.doc (дата обращения 31.03.2010).
minec/activity/(дат■а обращения 31.03.2010). 7. Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL:
4. Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов http://mirslovarei.com/content_yur/ (дата обращения
экономических вузов, факультетов и специальностей. - 31.03.2010).
М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 480 с.
ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА НА РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ АГРАРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
М.С. Денисов, асп. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
В течение 2007-2010 гг. идёт активное формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России в соответствии с планом действий в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств в октябре 2007 г. За этот период реализованы положения международных договоров, составляющих правовую базу союза, проведены гармонизация таможенных законодательств сторон и унификация торговых режимов по отношению к третьим странам, проводится организация единой таможенной территории. Своевременность выполнения поставленных задач обеспечивается постоянно действующими группами экспертов по основным направлениям внешнеторгового регулирования: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение.
Создание таможенного союза представляет собой современный тип экономической интеграции, направленный и создание единого экономического пространства, включающего в себя формирование общего рынка товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, единой валюты, общей системы правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования. Первой задачей Таможенного союза является устранение торговых барьеров, т.е. ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулируя экономическую активность и повышая товарооборот. Ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве является важнейшим направлением совместных антикризисных мер, поскольку позволит расширить возможности экономического роста и модернизации экономики на современной технологической основе.
Формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России имеет ряд положительных сторон:
- свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы;
- снятие ограничений во взаимной торговле;
- отмена таможенных пошлин;
- единые меры регулирования торговли с третьими странами;
- развитие гарантированного рынка сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, что позволит компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.
По мнению академика РАН С. Глазьева, за Таможенным союзом возможно реальное воплощение программ формирования единого транспортного, энергетического, информационного пространства. Таким образом, происходит объединение национальных экономик в один воспроизводственный комплекс, согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического
развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики [1].
Однако на ряде товарных рынков значительно усилится конкуренция, в первую очередь на агропро-довольственном рынке. Именно здесь необходимо предусмотреть меры государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
Особую значимость развитию аграрных регионов, повышению роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции придаёт Премьер-министр РФ В.В. Путин, который подчёркивает, что в перечне самых актуальных задач российской экономики первоочередными являются проблемы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. «Наша ключевая задача - обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить качество жизни на селе, добиться существенного роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции, а это, значит застраховать себя от резких колебаний конъюнктуры мировых рынков» [2].
Алтайский край официально получил статус особой аграрной территории, так как его экономика в значительной степени зависит от развития агропромышленного комплекса. Пищевая и перерабатывающая промышленность играет значительную роль в экономике региона, даёт третью часть бюджета. Общее количество зерноперерабатывающих предприятий в Алтайском крае составляет 427, в том числе 53 из них - крупные и средние. Производственные мощности по переработке зерна в муку, крупу и комбикорма составляют 3925 тыс. т [3].
Несмотря на значительные колебания производства зерна, зерноперерабатывающая промышленность Алтайского края стабильно наращивает объёмы его переработки. Инновационная деятельность зерноперерабатывающих предприятий Алтайского края, выразившаяся в модернизации производства, внедрении новых технологий, создании принципиально новых производств по выпуску макаронных изделий, круп, комбикормов и кормов для домашних животных, позволила за период с 2001 г. по 2008 г. добиться роста объёмов переработки на 52,2%.
Несмотря на мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г., зерноперерабатывающая промышленность Алтайского края сумела не только сохранить свои позиции на продовольственном рынке, но и увеличить производство продовольственных товаров (табл. 1).
В целом по Российской Федерации в 2008 г. произошло снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий - на 3,6%, крупы - на 3%, муки - на 1,5%. Производство макаронных изделий выросло незначительно. Достаточно большой рост производ-
ства комбикормов - на 8,5% - объясняется возросшими потребностями животноводства.
Таблица 1. Производство продукции зерноперера-ботки в Алтайском крае в 2008 г., тыс. т
Наименование пищевой продукции Алтайский край Россия
2008 г. в % к соответствующему периоду 2007 г. 2008 г. в % к соответствую-щему периоду 2007 г.
Мука 1289,9 103,6 10100 98,5
Крупа 257,6 119,6 1080 97
Комбикорма 285,4 110,3 13500 108,5
Хлеб и хлебобулочные изделия 120,5 101,8 7477 96,4
Макаронные изделия 99,8 114,2 1021 100,7
Оценивая деятельность зерноперерабатывающей промышленности Алтайского края в 2008 г., можно сделать следующие выводы: хотя население Алтайского края составляет всего 1,8% от населения РФ, край вносит существенный вклад в развитие российского продовольственного рынка, собирая 5% зерна от общего урожая РФ и выпуская 23,9% крупы, 12,7% муки, 9,8% макаронных изделий [4].
По оценке Главного управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Администрации Алтайского края, зерноперерабатывающие предприятия поставляют свою продукцию в 68 регионов Российской Федерации, в том числе в европейскую часть страны. Однако при снятии таможенных барьеров и в связи с окончанием государственного регулирования железнодорожных тарифов на перевозку зерна и продуктов его переработки продукция алтайских зернопереработ-чиков может стать неконкурентоспособна по ценовым параметрам.
Значительную поддержку зернопереработчи-ки Алтайского края получили от Российского зернового союза по лоббированию их интересов в Правительстве и Государственной Думе. Впервые понижающий коэффициент 0,5 к тарифу на перевозки зерна и продуктов его переработки был введен по обращению Российского Зернового Союза Федеральной службой по тарифам в 2007 г., и это стало одним из факторов устойчивого роста объемов перевозок зерна и муки из Сибирского ФО и стабилизации аграрного и мукомольного сектора региона.
С 1 января 2008 г. для алтайских зернопере-работчиков был установлен понижающий коэффи-
циент 0,5 на перевозку муки и круп железнодорожным транспортом на расстояние свыше 1100 км. Это дало возможность зерноперерабатывающим предприятиям увеличить объём отгрузки в 2008 г. на 233,9 тыс. т. Действие этого коэффициента продлено до мая 2010 г.
Поэтому первоочередной задачей, на наш взгляд, является государственная поддержка сибирской зерноперерабатывающей промышленности, позволяющая преодолеть географическую отдаленность региона.
Наиболее значимой для зерноперерабатывающих предприятий, расположенных на юге Сибири, является установление льготных тарифов на перевозку зернопродукции железнодорожным транспортом в пределах РФ (точно так же, как на перевозку зерна). Это позволит снизить розничные цены на целый ряд продовольственных товаров во многих регионах России, следовательно, улучшит социальную ситуацию.
Достаточно острой продолжает оставаться проблема импорта, продолжает вводиться продукция, аналоги которой производятся в РФ, поэтому необходимо проводиться жесткое квотирование ввоза зерна и зерновых культур, а также продуктов их переработки. Это обеспечит устойчивый рынок сбыта для предприятий отечественной зерноперерабатывающей промышленности.
Серьёзным направлением государственной поддержки будет являться представление продукции российских зерноперерабатывающих предприятий во Всемирной продовольственной программе Организации Объединённых Наций, которая проводит и планирует проводить в будущем крупномасштабные гуманитарные программы, связанные с поставкой продовольствия в различные регионы мира.
Такие направления государственной поддержки будет направлены на развитие отечественной зерноперерабатывающей промышленности и не будут противоречить принципам Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Источники
1. Глазьев С. Шаги к общему рынку. «Российская Бизнес-газета» № 719 (35) от 15 сентября 2009 г.
2. Путин В.В. Повышать эффективность государственной политики // АПК: экономика и управление. - 2008. - № 7. - С. 2-4.
3. Итоги развития пищевой промышленности Алтайского края в 2009 г. [аКа1гедюп22. /ги/шБ/риЬНк]
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 990 с.
АГРАРНАЯ РОССИЯ В СОСТАВЕ ЕВРАЗИИСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
В.Б. Самсонов, д.филос.н., проф., ведущий науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Актуальность темы подтверждают современные тенденции регионально-территориального формирования единого экономического пространства агрофирм, агрокластеров, агрохолдингов и других интегральных структур агропродовольственного сектора (АПС) России во взаимосвязи с постсоветским рыночным пространством Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Аграрная Россия от лица субъектов Российской Федерации (РФ), её региональных социумов и сельских территорий выходит на международный уровень для представительной реализации рыночных интересов и продовольственной безопасности страны. Рыночное развитие аграр-
ной России в составе ЕврАзЭС, Содружества независимых государств (СНГ) и иных международных структур в решающей мере зависит от региональнотерриториальной интеграции продовольственных рынков субъектов РФ.
Для отечественной аграрной науки актуально провести углублённый регионально-территориальный анализ неоднозначных глобально-локальных (парадоксально глокальных) интеграционных процессов обеспечения продовольственной безопасности РФ за счёт функционирования аграрной России в составе ЕврАзЭС, других международных структур в сочетании с ожидаемым вступлением страны во