Научная статья на тему 'Возможности субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при вступлении страны в ВТО'

Возможности субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при вступлении страны в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей при вступлении страны в ВТО»

тренда имеет вид а = и, = Ь * и = 0. Коэффици-

у X

ент регрессии равен Ь=2,875. Уравнение регрессии:

иу = 2,875* их . Это означает, что в среднем за

у1 Х1

рассматриваемый период отклонение валовой продукции было положительным и составляло 2,875 отклонения уровня государственной поддержки от своего тренда. Если бы, например, уровень государственной поддержки в 2011 г. составил бы 10% от стоимости валовой продукции (как это требуют нормы ВТО), т.е. будет на 280 млн руб. ниже прогнозируемого уровня. В этом случае, уровень стоимости валовой продукции следует ожидать на (2,875*280)=805 млн руб. ниже прогнозируемого для 2011 г. в 6580 млн руб., другими словами на 12,2% ниже прогнозируемого уровня, т.е. уровня который можно ожидать при сохранении сложившейся тенденции государственной поддержки сельского хозяйства Республики Коми. Снижение уровня валовой продукции сельскохозяйственной продукции на 12,2% означает уменьшение среднегодовой численности занятых на сельскохозяйственных предприятия на 2000 чел. Согласно действующему законодательству о выплате пособий по безработице, затраты по выплате пособий в 2011 г. для работников сельского хозяйства могут составить на одного человека примерно 115 тыс. руб., а для всех - 230 млн руб. на один год. Помимо выплаты пособий необходимо предусмотреть средства на переобучение людей и создание новых рабочих мест, что значительно превысит сумму в 280 млн руб., на которую может произойти снижение уровня государственной поддержки согласно требованиям ВТО. Другими словами, расходы государства из сферы поддержания сельхозпроиз-водства, будут перенаправлены на социальные выплаты. Опыт стран-членов ЕС свидетельствует о том, что государство предпочитает тратить больше средств на сохранение рабочих мест, нежели выплачивать пособия по безработице. В сельском хозяйстве ЕС

затраты на сохранение одного рабочего места в десять раз превышают среднегодовой уровень дохода в этом секторе экономики.

Вступление страны в ВТО для сельхозпредприятий возможно либо при условии создания технической, технологической оснащенности предприятий, близкой к развитым странам, и осуществления в стране макроэкономической политики, позволяющей сгладить различия в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукции. Другая возможность вступления России в ВТО - аргументированное обоснование роли предприятий АПК в обеспечении продовольственной безопасности страны, в сохранении и развитии сельского образа жизни, на этой основе обеспечения разумного уровня государственной финансовой помощи предприятиям АПК. При формировании макроэкономической политики следует учитывать и региональные особенности ведения сельскохозяйственного производства. В регионах с суровыми климатическими условиями, где издержки на производство единицы продукции выше, необходимо предусмотреть соответствующие меры и их достаточный уровень для поддержания и развития сельскохозяйственного производства.

Источники

1. Ивантер В.В., Узяков М.Н., Широв А.А., Капицын В.М., Герасименко О.А., Андронова Л.Н. Количественный анализ последствий вступления России в ВТО (методика и результаты расчетов) // Проблемы прогнозирования, 2002. - № 5. С. 94-113.

2. Федоренко В.Ф, Буклагин Д.С., Аронов ЭЛ, Шибаева Л.Н., Буклагина Г.В. Вступление России в ВТО: ожидаемое влияние на развитие сельского хозяйства. Аналитический обзор. М: Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральное агентство по сельскому хозяйству), 2005. - 80 с.

3. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона. - Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2006. - 322 с.

ВОЗМОЖНОСТИ СУБСИДИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ПРИ ВСТУПЛЕНИИ СТРАНЫ В ВТО

А.В. Приёмко, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Субсидирование является процессом начисления и выплат (предоставления) субсидий определенным физическим и (или) юридических лицам, их группам, а также территориальным, муниципальным и отраслевым формированиям. Субсидия (от лат. эиЬ-э^ит) - помощь, поддержка, предоставляемая вышеназванным объектам безвозмездно в денежной или натуральной форме.

Главным субъектом субсидирования выступает государство. Так или иначе с его участием осуществляется прямое субсидирование получателей (путем непосредственной передачи им денежных средств или материальных благ) и субсидирование косвенное (путем предоставления льгот, дополнительных прав, выгод, имеющих, в конечном итоге, денежное измерение).

Применительно к рассматриваемой отраслевой проблематике важно учитывать, что в соответствии с методиками Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирной торговой организации (ВТО) выделяются два типа поддержки национального сельского хозяйства:

- поддержка рыночной цены (ПРЦ) (за счет повышенных цен, уплачиваемых потребителями сельскохозяйственной продукции);

- бюджетная поддержка (БП) (за счет прямых субсидий и различных льгот, предоставляемых государством сельскохозяйственным товаропроизводителям).

В соответствии с п.8 Соглашения по сельскому хозяйству (одного из базовых документов ВТО) «поддержка рыночных цен рассчитывается на основе разницы между фиксированной внешней справочной ценой и применяемой регулируемой ценой, помноженной на количество продукции, в отношении которой действует регулируемая цена» [6]. Для стран-участ-ниц переговорного процесса в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) фиксированная внешняя справочная цена устанавливалась на основе цен 1986-1988 гг. и, как правило, являлась средней ценой ФОБ единицы основного сельскохозяйственного продукта в нетто-экспортирующей стране и средней ценой СИФ единицы основного сельскохозяйственного продукта в нет-то-импортирующей стране1.

1 ФОБ - цена, которая означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно - только до момента доставки товара на борт судна; СИФ - цена, которая означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхова-

При вступлении в ВТО страна должна быть готова к выполнению обязательств по «связыванию» и сокращению на 20% в течение шестилетнего переходного периода уровня субсидирования (внутренней поддержки) национального сельского хозяйства. С этой целью в качестве критерия ВТО использует показатель агрегированной меры поддержки (АМП) (Aggregate Measure of Support, AMS), значения которого определяются по так называемому «базовому периоду». Формула общей АМП (в максимально упрощенной математической записи) имеет следующий вид:

АМП = ПРЦ + БП - Н,

где: ПРЦ - поддержка рыночной цены, определяемая путем суммирования произведений: а) среднегодовых объемов производства; б) среднегодовых ценовых «разрывов» между внутренними ценами поддержки (ценами производителей) и мировыми справочными ценами (по каждому виду товарной сельскохозяйственной продукции в базовый период); БП - бюджетная поддержка, определяемая как сумма среднегодовых прямых и косвенных субсидий, входящих в перечень так называемой «желтой корзины» ВТО и предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в базовый период; Н - среднегодовая сумма налогов и сборов, выплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в муниципальные и государственные бюджеты, в государственные внебюджетные фонды в базовый период.

Общая АМП складывается из всех частных (продуктовых) АМП и так называемых «неспецифически продуктовых АМП» и эквивалентных мер поддержки (см. подробнее: [6; 4]).

Общая АМП измеряется в масштабах страны и является суммарным показателем уровня государственной поддержки национальных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

С 1993 г. Российская Федерация находится в стадии переговорного процесса по присоединения к ВТО. Переговоры по сельскохозяйственной тематике ведутся с 1998 г., когда Российская Федерация представила первоначальные предложения по обязательствам страны в отношении АМП и субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Несмотря на очевидные и неоднократные уступки со стороны России (табл. 1) ВТО пока не соглашается и с уровнем АМП, который российская делегация отстаивает с октября 2003 г. - 9 млрд долл. США (базовый период 1993-1995 гг.).

Исходя из вышеизложенного следует остановиться на ряде принципиальных моментов.

1. Россия пока не вступила в ВТО, поэтому никакими обязательствами по отношению к этой организации не связана.

2. Очевидно, что АМП является не предельным уровнем разрешенного ВТО объема бюджетного субсидирования (как это иногда истолковывается некоторыми политиками и представителями агробизнеса), а «чистым» результатом субсидирования, т.е. субсидирования за вычетом уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями страны налогов и сборов. А суммы последних весьма значительны. Так, по данным МСХ РФ в 2008 г. в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо-

нию, а также риск гибели или порчи товара продавец несет до пересечения товаром борта судна в порту покупателя (т. е. в порту назначения) [7].

зяйственной продукции, сырья и продовольствия государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей составила более 130 млрд руб. из бюджетов всех уровней (что более чем в 2 раза превысило уровень 2007 г. и почти в 3 раза -уровень 2006 г.). В то же время (в 2008 г.) сельскохозяйственными товаропроизводителями было перечислено в виде налогов в бюджеты всех уровней 110,9 млрд руб.[1], что составило 0,85 руб. на 1 руб. субсидий. В 2008-2009 гг. косвенная поддержка (включающая в себя единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики) оценивалась МСХ РФ в 30 млрд руб. [5]. Таким образом, если сложить прямые и косвенные объемы субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ в 2008 г. и вычесть объемы уплаченных ими налогов, то получится разница в 49,1 млрд руб. (или примерно в 1,8 млрд долл. США по среднегодовому курсу валют). Фактически полученный результат должен быть еще меньше, поскольку в общий объем прямого субсидирования скорее всего попали и суммы, не рассматриваемые ВТО в качестве «искажающих» условия мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и относимые данной организацией к «зеленой», а не к «желтой корзине».

Таблица 1. Предложения Российской Федерации на переговорах с Рабочей группой ВТО по уровням поддержки отечественного сельского хозяйства *

Время перего- воров АМП Объем экспортных субсидий, млрд долл. США

Базовый период, годы Базовый уровень, млрд долл. США

Декабрь 1998 г. 1989-1991 82,9 1,600

Май 2GGG г. 1989-1995 36,4 0,644

Октябрь 2GGG г. 1991-1993 16,2 0,726

Октябрь 2GG3 г. 1993-1995 9,0 0.157

* Таблица составлена на основании материалов, содержащихся в открытой информационной сети. Источники: [2; 3 ].

3. Вышеопределенный «чистый» результат в случае вхождения России в ВТО с уровнем АМП в 9 млрд долл. США вселял бы оптимизм по возможностям дальнейшего наращивания объемов прямого субсидирования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако многое будет зависеть от того, на каком уровне будут находиться мировые и внутренние цены на сельскохозяйственную продукцию по окончании переходного периода. В случае, если ПРЦ будет близка к нулю (к чему, собственно говоря, и стремится ВТО, доказывая важность выравнивания мировых и внутренних цен), то размеры прямого и косвенного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей только в рамках «желтой корзины» постепенно можно будет увеличить в 2,5 раза в сравнении с соответствующим уровнем 2008 г. (естественно, при наличии у государства финансовых возможностей). Это позволит выйти на уровень удельного субсидирования (в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий) отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, близкий к уровню США и Канады, но значительно уступающий соответствующему показателю ЕС.

Источники

1. Господдержка в обмен на эффективность. [Электронный ресурс]. ЫРЬ: http://agro.tatar.ru/rus/file/pub/pub_36288.Coc (дата обращения 31.03.2010).

2. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сель- 5. Скрынник Е. Б. Выступление на пленарном заседании

ское хозяйство России. [Электронный ресурс]. иР1_: Государственной думы. [Электронный ресурс]. и^:

http://www.wto.ru/ru/content/ (іоситепїзЛіосзЛ/езїтозк.ііос http://www.mcx.ru/news/news/ (дата обращения 31.03.2010).

(дата обращения 31.03.2010). 6. Соглашение по сельскому хозяйству. [Электронный ре-

3. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО. сурс]. иР1_: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/

[Электронный ресурс]. иР1_: http://www.economy.gov.ru/ selhozru.doc (дата обращения 31.03.2010).

minec/activity/(дата обращения 31.03.2010). 7. Юридический словарь. [Электронный ресурс]. 11(^1.:

4. Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов http://mirslovarei.com/content_yur/ (дата обращения

экономических вузов, факультетов и специальностей. - 31.03.2010).

М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 480 с.

ВЛИЯНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА НА РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ АГРАРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

М.С. Денисов, асп. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

В течение 2007-2010 гг. идёт активное формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России в соответствии с планом действий в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств в октябре 2007 г. За этот период реализованы положения международных договоров, составляющих правовую базу союза, проведены гармонизация таможенных законодательств сторон и унификация торговых режимов по отношению к третьим странам, проводится организация единой таможенной территории. Своевременность выполнения поставленных задач обеспечивается постоянно действующими группами экспертов по основным направлениям внешнеторгового регулирования: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение.

Создание таможенного союза представляет собой современный тип экономической интеграции, направленный и создание единого экономического пространства, включающего в себя формирование общего рынка товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, единой валюты, общей системы правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования. Первой задачей Таможенного союза является устранение торговых барьеров, т.е. ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулируя экономическую активность и повышая товарооборот. Ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве является важнейшим направлением совместных антикризисных мер, поскольку позволит расширить возможности экономического роста и модернизации экономики на современной технологической основе.

Формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России имеет ряд положительных сторон:

- свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы;

- снятие ограничений во взаимной торговле;

- отмена таможенных пошлин;

- единые меры регулирования торговли с третьими странами;

- развитие гарантированного рынка сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, что позволит компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.

По мнению академика РАН С. Глазьева, за Таможенным союзом возможно реальное воплощение программ формирования единого транспортного, энергетического, информационного пространства. Таким образом, происходит объединение национальных экономик в один воспроизводственный комплекс, согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического

развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики [1].

Однако на ряде товарных рынков значительно усилится конкуренция, в первую очередь на агропро-довольственном рынке. Именно здесь необходимо предусмотреть меры государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

Особую значимость развитию аграрных регионов, повышению роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции придаёт Премьер-министр РФ В.В. Путин, который подчёркивает, что в перечне самых актуальных задач российской экономики первоочередными являются проблемы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. «Наша ключевая задача - обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить качество жизни на селе, добиться существенного роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции, а это, значит застраховать себя от резких колебаний конъюнктуры мировых рынков» [2].

Алтайский край официально получил статус особой аграрной территории, так как его экономика в значительной степени зависит от развития агропромышленного комплекса. Пищевая и перерабатывающая промышленность играет значительную роль в экономике региона, даёт третью часть бюджета. Общее количество зерноперерабатывающих предприятий в Алтайском крае составляет 427, в том числе 53 из них - крупные и средние. Производственные мощности по переработке зерна в муку, крупу и комбикорма составляют 3925 тыс. т [3].

Несмотря на значительные колебания производства зерна, зерноперерабатывающая промышленность Алтайского края стабильно наращивает объёмы его переработки. Инновационная деятельность зерноперерабатывающих предприятий Алтайского края, выразившаяся в модернизации производства, внедрении новых технологий, создании принципиально новых производств по выпуску макаронных изделий, круп, комбикормов и кормов для домашних животных, позволила за период с 2001 г. по 2008 г. добиться роста объёмов переработки на 52,2%.

Несмотря на мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г., зерноперерабатывающая промышленность Алтайского края сумела не только сохранить свои позиции на продовольственном рынке, но и увеличить производство продовольственных товаров (табл. 1).

В целом по Российской Федерации в 2008 г. произошло снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий - на 3,6%, крупы - на 3%, муки - на 1,5%. Производство макаронных изделий выросло незначительно. Достаточно большой рост производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.