Научная статья на тему 'Промышленная организация производства продовольствия в Алтайском крае'

Промышленная организация производства продовольствия в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Межов И.С., Бочаров С.Н.

В статье рассмотрены вопросы изменения подходов к организации производства сельскохозяйственного сырья и взаимодействия предприятий зерноперерабатывающего кластера Алтайского края. Предложена промышленная концепция организации производства продовольствия в условиях вертикальной интеграции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues of a change in approaches to organization of agriculture raw products and issues of cooperation of enterprises from grain-proceeding cluster in the Altai region are regarded in this article. The authors propose a conception of food production organization under vertical integration.

Текст научной работы на тему «Промышленная организация производства продовольствия в Алтайском крае»

В статье рассмотрены вопросы изменения подходов к организации производства сельскохозяйственного сырья и взаимодействия предприятий зерноперерабатывающего кластера Алтайского края. Предложена промышленная концепция организации производства продовольствия в условиях вертикальной интеграции.

Промышленная организация производства продовольствия в Алтайском крае

И. С. МЕЖОВ,

доктор экономических наук,

Новосибирский государственный технический университет,

С. Н. БОЧАРОВ,

кандидат экономических наук,

Алтайский государственный университет,

Барнаул

E-mail: bskan@mail.ru

Развитие продовольственного рынка России

В стране необходима долгосрочная стратегия развития продовольственного рынка, так как краткосрочная динамика отрицательно влияет на долгосрочные тренды развития его участников. Периоды перепроизводства продовольствия приводят к резкому падению цен, убыткам и снижению воспроизводственных возможностей предприятий. При этом происходит перераспределение ресурсов от производителей (например, в мукомольной и комбикормовой промышленности - это производители сельскохозяйственного сырья и его переработчики) в пользу посреднических и торговых структур. Как следствие, сокращаются инвестиции в обновление средств производства, не проводятся агрохимические мероприятия, в полной мере не соблюдается технология производства. Все это в комплексе предопределяет низкую эффективность и спад производства в последующие годы.

Для реализации долгосрочной стратегии в условиях России необходимо сменить парадигму «сельскохозяйственное производство» на «промышленное производство продовольствия». В качестве ее основных элементов следует рассматривать:

• принципиально иную организационную и ментальную основу производства сельскохозяйственного сырья, ориентированную на получение преимуществ промышленной, а не сельскохозяйственной организации;

• формирование вертикально-интегрированных корпоративных структур с централизованным управлением и высокой исполнительской дисциплиной в области технологий, трудовых процессов и управления;

• сбалансированную инвестиционную (федерально-региональную) политику, учитывающую приоритеты интегрированных объединений в целом, а не отдельных участников;

• создание производственно-технологических цепочек с прямым выходом на рынок конечного потребления, в качестве центральных звеньев которых призваны выступать промышленные перерабатывающие предприятия;

• ориентацию на использование единой интегрированной технологии, объединяющей все предприятия по цепочке добавленной стоимости;

• обеспечение необходимой концентрации капитала, технического и ресурсного оснащения (включая технику, оборудование, семена, удобрения и т.д.) участников интегрированных объединений для выполнения заданной производственной программы;

• планирование деятельности участников интегрированных объединений в зависимости от конечного результата (программы продаж последнего звена в цепочке).

В основе концепции промышленного производства продовольствия лежит тесное взаимодействие поставщиков и потребителей: сельскохозяйственные предприятия обеспечивают производство сырья для промышленной переработки. Весь комплекс задач планирования и организации производства для них призван решаться в рамках единого плана и единой интегрированной технологии. Общая производственная программа разрабатывается с учетом всех ресурсных ограничений (включая размер посевных площадей), требований самой передовой агротехники.

В качестве головной компании холдингового типа в интегрированном объединении обязательно должно рассматриваться предприятие-переработчик - только так можно гарантировать соблюдение жесткой технологической и финансовой дисциплины. А сельскохозяйственные предприятия будут решать задачи производства сырья для промышленной переработки.

Роль края в производстве сельхозпродукции

Агропромышленная специализации Алтайского края выражена очень ярко. По площади пашни и зернового клина край превосходит все регионы России. На каждого из 2,5 млн жителей приходится по 2,5 га пашни, что почти втрое превышает среднероссийский уровень. По численности поголовья крупного рогатого скота край занимает третье место в стране, уступая только республикам Башкортостан и Татарстан. По валовому объему производства зерна, молока и мяса регион

входит в первую десятку субъектов РФ и лидирует в Сибири. АПК занимает 19% в структуре экономики края. По итогам 2006 г. Алтайский край занял первое место среди всех регионов страны по производству жирных сыров, а также сохранил лидирующие позиции по производству муки - 12% от общероссийских объемов (1-е место), крупы - 17% (2-е место) и макаронных изделий (3-е место)1.

Как следствие, пищевая и перерабатывающая промышленность играет большую роль в экономике края - ее доля в промышленном производстве по итогам 2006 г. составила 31,3%2. В настоящее время в связи с низкими объемами производства в легкой промышленности она является основным потребителем продукции сельского хозяйства. Причем доля мукомоль-но-крупяных перерабатывающих предприятий в объеме промышленного производства края достигла 16%.

В 2007 г. в Алтайском крае в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания работало свыше 2,6 тыс. предприятий (с общей численностью занятых - 39,3 тыс. чел.), из которых около 2 тыс. отнесено к категории крупных и средних. Непосредственной переработкой зерна (производство муки, круп и комбикормов) в крае занимались 426 предприятий (12,4 тыс. чел.). К ним относятся как крупные специализированные перерабатывающие предприятия и мельницы (54 организации), так и подсобные производства сельскохозяйственных предприятий и других организаций. Суммарная годовая мощность переработки продовольственного зерна составляет 2439,5 тыс. т и позволяет получить 1829 тыс. т сортовой муки; мощности по производству крупы и комбикормов - 379 и 1253 тыс. т соответственно. На различных условиях предприятиями отрасли обрабатывается 405,9 тыс. га пашни и содержится 77,1 тыс. голов скота.

По сравнению с 1990 г. в 2006 г. выросло производство основных видов продукции зерноперерабатывающей промыш-

1 Попов А. Многопрофильный Алтай //Эксперт. 2007. № 31; Чистякова С. С нового года Алтай начнет жить по стратегии //Континент Сибирь. 2007. №46.

2 Информация об итогах развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края в 2006 г. (http://altairegion22.ru/rus/

dppp/uppp2006).

ленности края: муки - в 2,2 раза, круп - в 5,4 раза, макаронных изделий - в 4,3 раза (табл. 1).

Таблица 1

Производство основных видов продукции в пищевой и зерноперерабатывающей промышленности Алтайского края в 1990-2007 гг., тыс т

Продукция 1990 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Мука 525,8 644,8 660,5 957,1 1109 1229 1188 1202 1158 1245

Крупа 31,8 64,4 86,4 139,4 180,5 152 138 141 172 215

Комбикорма 821,1 81,3 107,2 108,1 91,6 117 113,9 146 236 259

Макаронные 20,2 30,3 24,9 42,7 49,9 56,2 74,7 81,4 88,3 87,4

изделия

Хлеб и

хлебобулочные изделия 305,3 117,5 116,1 117,8 119,5 133,3 140,1 130,1 118,8 118,3

Источник табл. и рис. 1: данные управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края

Увеличение выпуска продукции в отрасли происходило на качественной основе: за счет инвестиционных вложений и внедрения современных технологий переработки сырья. Это стало возможно благодаря тому, что в период приватизации собственниками ключевых предприятий стали их прежние руководители, которые, понимая специфику отрасли, всю прибыль направили на техническое перевооружение. Инвестиции в отрасль формируются как за счет собственных ресурсов, так и с использованием средств государственной поддержки.

Однако на фоне снижения объемов производства зерна и сокращения объемов потребительского спроса полная загрузка мощностей не обеспечивается. На протяжении последних пяти лет наиболее высокий показатель использования производственных мощностей наблюдался на предприятиях, где производятся макаронные изделия (72,7% в 2006 г.), а для остальных видов продукции он был ниже 50% (рис. 1).

-Мука

- Крупы -Комбикорма

- Макаронные изделия

80 70 60 50 40 30 20 10 0

2002 2003 2004 2005 2006 2007 Рис. 1. Использование производственных мощностей предприятиями Алтайского края при производстве основных видов продукции в 2002-2007 гг., %

Недозагруженными остаются и емкости элеваторно-складского хозяйства. Из общей емкости в 5485 тыс. т зерна (в том числе элеваторные - 1720 тыс. т) даже при условии сдачи 100% произведенного в крае зерна общая недозагруз-ка складских мощностей составляет около 900 тыс. т3.

Емкость элеваторно-складского хозяйства рассчитана на существенно большие площади посевов зерна (в том числе предназначенные для кормовых целей), сокращение которых наряду со снижением урожайности стало причиной указанного явления. Задержка сдачи зерна на элеваторы хозяйствами-производителями связана с политикой ценообразования и неоправданным занижением цен на закупаемое зерно - хозяйства выжидают сезонного повышения цен.

Одна из основных причин низкой загрузки производственных мощностей - дефицит сырья. Из года в год зерноперера-ботчики Алтайского края в целях обеспечения загрузки производственных мощностей вынуждены импортировать зерно из других регионов и стран (в частности, Казахстана), так как региональные производители продают зерно за пределы региона и на экспорт (табл. 2). Причем по мере продолжающегося ввода новых производственных мощностей эта проблема только усугубляется.

3 Гриценко Г. М. Организационно-экономический механизм функционирования регионального рынка зерна: теоретический и практический аспект совершенствования / Г. М. Гриценко, М. П. Гриценко, Н. В. Мешков. Барнаул, 2007. С. 82.

Таблица 2

Зерновой баланс Алтайского края в 1999—2007 гг., тыс. т

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006* 2007*

Источник ресурсов

Запасы на начало периода 1657,5 1304,4 2295,7 2742,4 2856,2 1964,8 2071,5 1674,6 2068,6

Производство 2513,4 4408,4 4798,3 4750,3 3232,1 3606,7 2953,1 3518 4698,3

Ввоз, включая импорт 107,6 148,8 42,1 27,8 104,6 336,4 194,7 487,6 196

ИТОГО: 4278,5 5861,6 7136,1 7520,5 6192,9 5907,9 5219,3 5680,2 6962,9

Расход ресурсов

Внутреннее потребление 2699,6 2899,8 3579,3 3793,4 3808,4 3399,6 3360,8 3390,1 3714,1

В том числе:

на семена 650,6 617,7 659,7 678 633,9 558,2 575,1 558,6 647

на кормовые цели 1225,2 1271,9 1339,9 1373,9 1340,4 960,4 943 1023,1 1122

на пищевые цели 750,1 928 1475,8 1652,1 1737,3 1837,8 1804,8 1768,1 1896,6

на прочую пром-переработку 52,3 46,5 53,0 47,1 44,5 43,2 37,9 40,3 48,8

Потери 21,4 36,3 50,9 42,3 52,3 70 46,1 29 31,3

Окончание табл. 2

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006* 2007*

Вывоз, включая экспорт 274,5 666,1 814,4 870,9 368,5 366,8 137,8 192,5 147,9

Запасы на конец периода 1304,4 2295,7 2742,4 2856,2 2016 2071,5 1674,6 2068,6 3069,3

ИТОГО: 4278,5 5861,6 7136,1 7520,5 6192,9 5907,9 5219,3 5680,2 6962,9

Источник табл. 2, 3: Гриценко Г. М. Организационно-экономический механизм функционирования регионального рынка зерна: теоретический и практический аспект совершенствования. Барнаул, 2007.

* По данным администрации Алтайского края.

На собственные нужды Алтайский край использует около 10% выпускаемой продукции зернопереработки (в зависимости от вида продукции). Основные ее объемы поставляются в другие округа (регионы). Здесь следует отметить проблему высокой стоимости транспортных перевозок. Алтайский край территориально находится на значительном удалении от своих основных потребителей. Поэтому транспортные расходы в цене на продаваемую продукцию составляют значительную долю. Причем зачастую их величина для производителей Алтайского края оказывается по этой причине даже выше, чем для производителей из других регионов.

В условиях, когда производители соседних регионов (Омская, Кемеровская, Новосибирская области) имели отставание в сфере технического перевооружения своих предприятий, данную разницу алтайские предприятия компенсировали путем снижения издержек. Однако по мере обновления зерноперерабатывающих технологий конкуренты из других регионов получают явное преимущество и делают продукцию алтайских производителей неконкурентоспособной по цене. И эту ситуацию можно решить только на федеральном уровне, регулируя железнодорожные тарифы в направлении гармонизации интересов и выравнивания

условий хозяйствования для производителей из разных регионов, что будет способствовать их развитию4.

Агропромышленный кластер

Очевидно, что реализовать концепцию промышленного производства продовольствия можно лишь в условиях концентрации предприятий в пределах одного региона, которая позволит существенно повысить производительность сельскохозяйственного производства и, как следствие, экономический потенциал территории.

В Алтайском крае эволюционно сформировались предпосылки для развития кластера агропромышленного комплекса, пищевой и зерноперерабатывающей промышленности:

1) высокая концентрация предприятий;

2) значительная доля, которую занимают соответствующие предприятия в экономике региона: в совокупности АПК, пищевая и зерноперерабатывающая промышленность в 2006 г. производили 24% валового регионального продукта. Это гарантирует внимание к проблемам этих производств со стороны местных властей;

3) ярко выраженное сотрудничество и кооперация, способствующие распространению инноваций: ряд компаний связаны между собой в технологические цепочки (по переработке зерна, молока, мяса и т.д.);

4) наличие конкуренции между предприятиями за сырье, кадровые ресурсы и рынки сбыта.

В рамках кластера производится продукция разных видов и назначения5, причем некоторые ее виды вовлечены в вертикальные технологические цепочки.

4 Какое будущее ожидает промышленность Алтайского края (Стенограмма «круглого стола») //ро111.81Ь.ги/апа1у11е8/?1д=16685).

5 В рамках подготовки Стратегии развития Алтайского края до 2025 г. ее разработчики использовали несколько иной подход и выделили не один, а четыре взаимосвязанных агропромышленных кластера, классифицированные по видам выпускаемой продукции: зернопродуктовый, молочный, мясной, сахарно-масличный (Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / Под ред. М. П. Щетинина. Барнаул, 2008. С. 160-161). На наш взгляд, эта точка зрения имеет недостаток, связанный с тем, что в разных кластерах рассматриваются одни и те же предприятия.

РЕГИОН

4 ЭКО №3, 2009

При этом усиливается роль местных органов власти. Они осуществляют координацию и стимулирование деятельности участников посредством вовлечения их в федеральные и региональные программы развития, лоббирования интересов на законодательном уровне, создания переговорных площадок для потенциальных партнеров, оказания помощи в разрешении конфликтов и т.д. Вследствие чего рыночная деятельность хозяйствующих субъектов направляется и согласуется с интересами конкретного региона без директивного вмешательства в их экономическую деятельность.

Нами рассматривались следующие альтернативные формы взаимодействия предприятий: 1) в качестве независимых рыночных агентов; 2) объединение в вертикально-интегрированные структуры; 3) создание сетевых структур наподобие стратегических альянсов.

По нашему мнению, для третьей формы в существующей деловой среде еще не сложились необходимые предпосылки: нет нужного уровня квалификации менеджеров высшего и среднего звена управления, а также необходимой степени взаимного доверия между участниками.

Относительно оставшихся двух нам представляется, что необходимо сочетание как крупных вертикально-интегрированных формирований, так и предприятий среднего и малого бизнеса, взаимодействующих между собой на рыночных принципах. Причем крупные интегрированные структуры призваны рассматриваться в качестве ядра (или каркаса) кластера, так как они во многом предопределяют ситуацию на рынке.

В крае выделяется более 40 вертикально-интегрированных формирований, наиболее крупными из которых являются ОАО «Пава», ОАО «Поспелихинский КХП», ЗАО «Табунский элеватор», ОАО «Третьяковский элеватор», ЗАО «Коротоякс-кий элеватор», Крестьянское хозяйство «Роса», ОАО «Мельник», ЗАО «Алейскзернопродукт», ЗАО «ЗПК Барнаульская мельница», НП ЗАО «Бийский КХП», ОАО «Ключевский элеватор», ОАО «Алтайская крупа».

География продаж продукции зерноперерабатывающих предприятий с каждым годом расширяется, охватывая не

только регионы страны, но и зарубежные рынки - Казахстан, Туркмению, Узбекистан, Киргизию и другие страны.

Растущий дефицит сырья вынуждает зерноперерабатыва-ющие предприятия наращивать закупки зерна в других регионах, а также за рубежом (Казахстан). Одновременно они вынуждены увеличивать объемы собственного производства сырья. В настоящее время зернопереработчики имеют 288,5 тыс. га пашни. В то же время есть большой резерв по производству зерновых и зернобобовых культур. Так, с 1995 г. земельная площадь сократилась на 630,8 тыс. га (10,8 %). Соответственно, существует возможность нарастить объемы производства зерновых за счет земель, выведенных из оборота, а также путем замещения других культур.

В России в целом, как и в Алтайском крае, наблюдается тенденция сокращения посевных площадей (табл. 3), особенно опасная в условиях становления свободной продажи земли, когда пахотная земля становится зоной промышленного освоения и строительства. В этом случае могут быть потеряны необходимые условия наращивания производства сельскохозяйственного сырья. Здесь возникает альтернатива: или использовать пахотные земли по назначению, или через различные легальные и нелегальные механизмы они безвозвратно будут утрачены для производства продовольствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Размер и структура посевной площади в хозяйствах всех категорий Алтайского края в 1995—2007 гг., тыс. га

Посев-

ная пло- 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006* 2007*

щадь

Россия 102540 92317,6 84753 84200 78900 78500 77200 77104 76363

Алтайский 5832,6 5467,6 5393,1 5443,3 5167,6 5156 5219,3 5156,7 5201,8

край

Алтай-

ский край, % к России 5,7 5,94 6,4 6,5 6,5 6,5 6,7 6,7 6,8

РЕГИОН

4*

Окончание табл. 3

Посев-

ная площадь 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006* 2007*

Под зерновыми культурами

Россия 54705 49987,4 47241 48800 42500 44200 44400 43357 44430

Алтайский край 3688,2 3498,5 3662,2 3728,6 3428,1 3436,5 3609,6 3413,1 3574,6

Алтайский край, % к России 6,7 7,04 7,8 7,6 8,0 7,8 8,1 7,9 8,0

* По данным администрации Алтайского края.

Также существует возможность наращивания объемов производства интегрированных объединений за счет присоединения действующих сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, в том числе новых игроков. Так, ОАО «Стройгаз» намерено создать новый агрохолдинг, действующий в сфере растениеводства и животноводства; агрохолдинг федерального уровня ОАО «Группа "Разгуляй"» объявил о планах увеличения обрабатываемых земель в Алтайском крае с 40 до 100 тыс. га6.

Перспективы вертикальной интеграции

Развитие процессов вертикальной интеграции в российском агропромышленном комплексе и зернопереработке обуславливается следующими факторами. Зерно (и в какой-то мере мука) представляют собой сырьевые товары. Продажи сырья зависят от динамики мировых цен; следовательно, возможности увеличить добавленную стоимость через внедрение продуктовых инноваций и стратегии дифференциации ограничены.

6 Их опыт и наши деньги (http://dvas1ova.ru/index.php? орМоп=сош_еоП:еП:&^а8к^1е'щ &id=4402&Itemid=58); Кусов Д. Крупнейший агрохолдинг «разгуляется» в Алтайском крае // Континент-Сибирь. 2008. №40.

В таких условиях повысить эффективность производства можно лишь за счет снижения издержек и эффекта масштаба. У компаний, которые концентрируют в своих руках контроль над поставщиками сырья, возможности для создания экономичных затратных механизмов существенно расширяются.

Интегрированные структуры показали свою жизнеспособность самим фактом выживания предприятий в условиях становления рынка. Не случайно основные компании-зернопереработчики по своей форме - вертикально-интегрированные объединения. Их преимущества обусловливаются тем, что периодически возникает дефицит сырья, который приходится частично компенсировать зерном собственного производства; а также более низкими издержками за счет эффекта масштаба; высокими инвестиционными затратами на совершенствование технологии и развитие торговой сети для противостояния конкурентам. Кроме того, вертикальная интеграция минимизирует трансакционные издержки в системе обменов по всей цепочке добавленной стоимости. Не случайно в «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.» развитие зернопереработ-ки тесно связывается с процессами расширения интеграции.

Также не следует сбрасывать со счетов аргументы организационно-управленческого характера: сокращение времени и затрат на обработку информационных потоков и ведение переговоров; наличие множества эффективных инструментов управления взаимодействиями «поставщика» и «потребителя», включая штрафные санкции и поощрения; использование административных механизмов для быстрого разрешения конфликтов между подразделениями; повышение взаимного доверия; эффективный механизм контроля за соблюдением договорных условий.

Этой точке зрения и сложившейся практике противоречит мнение многих западных и отечественных исследователей, утверждающих, что вертикальная интеграция менее эффективна, нежели взаимодействие независимых рыночных субъектов. Можно предположить, что по мере развития отрасли зернопереработки эта форма взаимодействия будет постепенно вытесняться другими отношениями, основанными не на

иерархическом, а рыночном контроле. Однако в существующих условиях вертикальная интеграция остается, безусловно, жизнеспособной.

Для доказательства преимуществ в российских условиях вертикально-интегрированных объединений перед независимыми рыночными агентами нами была составлена модель взаимодействий, на примере фактических данных о деятельности реальных предприятий Алтайского края осуществлены расчеты применительно к двухзвенной цепочке, описывающей следующий бизнес-процесс зернопереработки (рис. 2).

Рис. 2. Цепочка взаимодействий участников интеграции

Объектами моделирования выступили: предприятие-зернопереработчик ОАО «Мельник» (г. Рубцовск) и пять хозяйств-производителей сельскохозяйственного сырья. При этом была сформулирована следующая гипотеза: в вертикально-интегрированных объединениях появляются экономические преимущества в виде возможности генерировать дополнительный доход (так называемые отношенческие ренты), прежде всего, вследствие использования механизма трансфертного ценообразования.

Трансфертное ценообразование в звене осуществляется по следующей схеме: «поставщик» реализует промежуточную продукцию, которую «потребитель» может перерабатывать в готовые изделия и в дальнейшем осуществлять их реализацию. У «потребителя», помимо возможности закупить промежуточную продукцию у «поставщика», также имеется возможность ее приобретения на внешних рынках. Выручку «поставщик» получает в два этапа. На первом этапе поставки «потребитель» выплачивает часть стоимости продукции

(по ценам ниже рыночных). Недополученной частью цены «поставщик» фактически осуществляет инвестиции в оборотные фонды «потребителя». На втором этапе, после того, как «потребитель» получает выручку за произведенную конечную продукцию, он возвращает «поставщику» разницу в стоимости поставленной продукции с определенной премией, конкретный уровень которой определяется путем согласования экономических интересов участников7.

Результаты моделирования подтвердили обоснованность теоретических предположений о наличии дополнительного эффекта в результате использования трансфертного ценообразования среди вертикально-интегрированных объединений АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности (табл. 4).

Таблица 4

Эффект от использования трансфертных цен в вертикально-интегрированных объединениях, тыс. руб.

Показатель Звено 1 Звено 2 Совокупный результат

Прибыль поставщика при использовании рыночных цен 13 662 19 901,13 -

Прибыль потребителя при использовании рыночных цен 19 901,13 32 632,39 -

Совокупный результат при использовании рыночных цен 33563,13 52533,82 86096,95

Совокупный результат с использованием механизма трансфертных цен 37823,32 57097,97 94921,29

Дополнительный эффект 4260,19 4564,15 8824,34

Источниками дополнительного эффекта выступают экономия на процентных платежах за использование кредитов в случае, когда потребитель приобретает ресурсы у «своего» поставщика с отсрочкой выплат, а также снижение затрат на хранение запасов в случае, если контракт между поставщиком и потребителем предусматривает поставку ресурсов по мере возникновения потребностей. Кроме того, у потребителя появ-

7 Межов И. С. Моделирование механизма равновесных трансфертных цен в системе вертикального взаимодействия поставщика и потребителя в условиях дебиторской задолженности //Ползуновский вестник. 2005. № 2. С. 56-64.

ляется возможность расширения производства вследствие экономии на закупке ресурсов. Она, в свою очередь, позволяет впоследствии увеличить объемы продаж поставщика.

Следует отметить, что не только улучшение финансовых результатов является определяющим при принятии решений об интеграции. Зерноперерабатывающие предприятия вполне осознанно идут на увеличение управленческих и операционных издержек и некоторое ухудшение финансовой ситуации, развивая собственное производство сырья. Основным критерием здесь выступает обеспечение стабильной деятельности. Поэтому, несмотря на возможные дополнительные издержки интеграции, многие из них все же объединяются.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

• Экономический рост Алтайского края напрямую зависит от развития пищевой и перерабатывающей промышленности, так как в этой сфере производится треть валового регионального продукта.

• В крае эволюционно сформировался кластер по производству продовольствия, участниками которого являются производители сельскохозяйственного сырья, переработчики, предприятия рыночной инфраструктуры, органы власти. Его ядром можно считать вертикально-интегрированные холдинги.

• Развитие кластера должно осуществляться в рамках парадигмы «промышленного производства продовольствия» с расширением процессов вертикальной интеграции, внедрением принципов корпоративного управления, а также применением современных моделей организации бизнеса.

• Экспериментальные расчеты показали, что интеграция в современных условиях имеет преимущества перед рыночной формой координации, так как за счет трансфертного ценообразования и организационно-управленческих механизмов позволяет генерировать дополнительные отношенческие ренты.

Реализация предложенной концепции обеспечит наращивание объемов производства продовольствия и будет способствовать выводу отечественного агропромышленного комплекса из многолетнего кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.