Научная статья на тему 'Основные тенденции развития хранения и переработки зерна в России'

Основные тенденции развития хранения и переработки зерна в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3217
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ЗЕРНА / ЗЕРНО И ПРОДУКТЫ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ / ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ЗЕРНОВОЕ СЫРЬЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухов Анатолий Иванович

В статье дана оценка современного уровня развития хранения и переработки зерна в стране и предложена система мер по их эффективному функционированию на основе использования достижений научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития хранения и переработки зерна в России»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА В РОССИИ

А.И. Алтухов

Аннотация. В статье дана оценка современного уровня развития хранения и переработки зерна в стране и предложена система мер по их эффективному функционированию на основе использования достижений научно-технического прогресса.

Ключевые слова: зерноперерабатывающая промышленность, зерновое хозяйство, хранение и переработка зерна, зерно и продукты его переработки, зерновой рынок, зерновое сырье.

В России стержнем зернопродуктового подкомплекса является зерновое хозяйство, но тем не менее огромную роль в его эффективном развитии принадлежит зерноперерабатывающей промышленности, для которой зерно остается основным сырьем. Однако, несмотря на то, что в стране расход зерна на промышленную переработку уменьшился с 71,4 млн т в 1991-1995 гг. до 45,6 млн т в 2011-2012 гг., или на 36,1%, его удельный вес в структуре внутреннего потребления зерна вследствие сокращения в основном расхода фуражного зерна остался практически стабильным и сохранился на уровне 68,0% (таблица 1).

Таблица 1 - Объемы переработанного зерна на муку, крупу, комбикорма и другие цели и их удельный вес во внутреннем потреблении Российской Федерации

Составляя единое целое зернопродуктового подкомплекса, зерновое хозяйство и зерноперерабатываю-щая промышленность имеют тесные технологические, организационные и экономические связи, от уровня развития которых во многом зависит продовольственное обеспечение страны, ее продовольственная безопасность. При этом существует прямая зависимость между этими подразделениями подкомплекса, тем не менее его центральным звеном было и остается зерновое хозяйство, что обусловлено рядом обстоятельств, к которым следует отнести [1]:

во-первых, зерновое хозяйство является исходной базовой подотраслью и одновременно ядром зернопро-дуктового подкомплекса;

во-вторых, объем, структура и размещение производства товарного зерна и его отдельных видов в значительной степени предопределяют направления, масштабы выпускаемой продукции зерноперерабатываю-щими предприятиями, а во многих случаях и их рациональное размещение по территории страны;

в-третьих, эффективность развития зернового хозяйства служит своего рода своеобразным критерием целесообразности промышленной переработки зерна, строительства новых емкостей хранения и зернопере-рабатывающих предприятий;

в-четвертых, зерновое хозяйство является крупной возобновляемой сырьевой базой, при рациональном ведении которого неуклонно возрастает его производ-

ственный потенциал и увеличиваются масштабы производства.

Несмотря на то, что в последние годы в стране постепенно стали вводиться в эксплуатацию новые мощности, тем не менее материально-техническая база хранения и переработки зерна по-прежнему продолжает находиться в критическом состоянии. Значительная часть элеваторов, хлебоприемных предприятий и реализационных баз хлебопродуктов была построена еще в 50-70-е годы прошлого века, износ оборудования достиг 70-80%, а используемые технологии не обеспечивают надлежащих условий хранения зерна. Высокая удельная стоимость хранения и подработки зерна в большинстве элеваторов делают пользование их услугами экономически невыгодными для многих производителей товарного зерна, которые предпочитают хранить его значительную часть на своих зерноскладах и подрабатывать зерно на зерноочистительных машинах, которые более чем на 70% морально и физически устарели. В стране около 66 млн. т зерна хранится у сельскохозяйственных товаропроизводителей на зерноскладах, из которых более 70% - это зернохранилища амбарного типа, они практически полностью изношены. Такой способ хранения зерна приводит к его потерям в размере до 10%. Вместе с тем мощности по хранению и переработке зерна прирастают крайне медленно и неравномерно (таблица 2). С одной стороны, в 2011 г. по сравнению с 2000 г. емкость вводимых элеваторов увеличилась в 4,3 раза, а зернохранилищ - на 27,0%, мощности по производству комбикормов возросли в 22,7 раза. С другой стороны, ввод мощностей по производству муки сократился в 11,5 раз, а хлебобулочных изделий - на 39,3%.

Таблица 2 - Ввод новых производственных мощностей по хранению и переработке зерна в Российской Федерации

Поспешная приватизация элеваторов и хлебоприемных предприятий, сокращение объемов производства и заготовок зерна коренным образом изменили ситуацию с хранением зерна в стране, повлекли за собой:

- уменьшение объема выполняемых работ по подработке зерна, снижение использования производственных мощностей и ухудшение экономического положения элеваторов и хлебоприемных предприятий;

- переход на свободное установление уровня тарифов за оказываемые услуги, имевшие неуклонную тенденцию существенного их роста, способствовал отказу части сельскохозяйственных товаропроизводителей от услуг элеваторов и хлебоприемных предприятий;

Годы Внутреннее потребление, млн. т Объем переработки, млн. т Удельный вес, %

1991-1995 104,6 71,4 68,3

1996-2000 70,0 43,5 62,2

2001-2005 70,0 46,0 65,7

2006-2010 69,3 46,7 67,4

2011-2012 67,4 45,6 67,7

2011-2012 гг. в % к 1991-1995 гг. 64,4 63,9

2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. в % к 2000 г.

Емкости единовременного хранения, тыс. т

Элеваторы 43,1 2,4 65,0 56,0 184,9 429,0

Зернохранилища 254,4 205,0 975,2 367,2 323,0 127,0

Производство продукции в сутки, т

Мельничные предприятия 1610 840 225 210 140 8,4

Производство хлебобулочных изделий 168 122 199 200 102 60,7

Комбикормовые предприятия 62 155 640 787 1406 2267,7

- финансовый и технико-технологический кризис, приведший к сокращению производственных мощностей элеваторов и хлебоприемных предприятий, частичному выводу из эксплуатации их устаревшего оборудования.

Малоэффективная работа элеваторов и хлебоприемных предприятий является одним из сильнодействующих блокирующих факторов развития отечественного зернового рынка. Акционирование предприятий хранения зерна в большинстве случаев ухудшило состояние их материально-технической базы, которая в дореформенный период постоянно поддерживалась путем нового строительства и модернизации за счет централизованных государственных капитальных вложений. В современных условиях только пятая часть элеваторов по техническому обеспечению приближается к мировому уровню, а остальная их часть требует модернизации, без чего невозможно существенно улучшить условия хранения зерна, уменьшить потери и повысить его качество. Одновременно сохраняется высокая себестоимость хранения зерна, поскольку элеваторы загружены лишь на 30-60%. В результате значительная часть урожая зерновых культур остается в хозяйствах, большинство из которых не способны нормально хранить зерно, что приводит к его излишним потерям, снижению качества и высоким издержкам.

Происшедшая концентрация элеваторных мощностей страны, одна треть которых принадлежит 20 крупным зерновым компаниям, а также создание иностранными компаниями на юге страны крупных элеваторных сетей, предназначенных преимущественно для экспорта российского зерна, активизация инвестиционного процесса в рамках разного рода интегрированных формирований, диверсификация их деятельности позволили несколько улучшить хранение и подработку зерна, но тем не менее проблема рационального хранения зерна в стране по-прежнему остается актуальной. Много нерешенных вопросов возникает в экономических отношениях между элеваторами и производителями товарного зерна, выполнении контрольных функций за наблюдением его качества, возможности использования в работе элеваторов складских свидетельств, государственной поддержки системы хранения зерна по примеру функционирования канадских элеваторов.

Сложившаяся ситуация с хранением зерна в последние годы свидетельствует, что в развитии крупных элеваторов стали проявляться две тенденции. Первая из них связана с функционированием агрохолдингов, одна часть из которых осуществляет концентрацию зернохранилищ и контролирует весь производственный бизнес-процесс, а другая, наоборот, освобождается от элеваторных активов, объясняя это высокой рискованностью, в определенной степени связанной с непредсказуемостью государственной политики по отношению к производству и сбыту зерна. Вторая тенденция связана с появлением на зерновом рынке крупных иностранных зерновых компаний и транснациональных корпораций и их активизацией по приобретению элеваторов для экспорта российского зерна. Этому способствуют излишки в отдельных регионах емкостей элеваторов и относительно низкая их стоимость, выгодное географическое положение к внешним рынкам сбыта зерна, а также сравнительно либеральное национальное законодательство, позволяющее в условиях высокой инвестиционной емкости зернового рынка внедряться им в стратегическую зернопроизводящую и товаропроводящую сеть страны.

Крупные иностранные зерновые компании и транснациональные корпорации являются конкурентами для отечественных зерновых компаний, занимающихся экспортом российского зерна. Создавая элеваторные

сети, они имеют возможность формировать крупные однородные качественные партии зерна, снижать издержки за счет эффекта концентрации и разного рода риски для собственников зерна, улучшать управление элеваторным хозяйством. Хранение зерна на элеваторах выгодно владельцу зерна не только тем, что оно гарантирует его почти полную количественную и качественную сохранность, но и тем, что по желанию владельца зерна на элеваторах могут выдать ему складское свидетельство, залоговая часть которого признается банками для предоставления кредитов на период хранения этого зерна на элеваторе. Подобная практика существует во многих странах с развитыми зерновым хозяйством и рынком зерна.

Основными проблемами, сдерживающими развитие сферы хранения и переработки зерна, являются 50-80% износ основных производственных фондов, высокая зависимость от иностранных поставщиков оборудования ввиду дефицита отечественного оборудования, а также низкая рентабельность этого вида деятельности, не превышающая 1-3%. Именно они во многом вызвали необходимость их решения посредством реализации федеральных и отраслевых долгосрочных программ и инвестиционных проектов. Так, реализация целевой программы «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка», предусматривающая расширение возможностей по хранению и сбыту зерна, в том числе с использованием потенциала ОАО «Объединенная зерновая компания», позволила увеличить пропускную способность логистической цепи за счет строительства, реконструкции и технического перевооружения портовых элеваторных емкостей по перевалке зерна на 5,2 млн т.

Зерноперерабатывающая промышленность функционирует в рамках пищевой и перерабатывающей промышленности АПК, выступая в зернопродуктовом подкомплексе как его третья сфера вместе с отраслями первой сферы, производящими промышленные средства производства, второй сферы - зернового хозяйства, основного поставщика зерновых ресурсов для их переработки и производства конечной продукции подкомплекса, и четвертой сферы - обслуживающих структур, обеспечивающих продвижение продукции от производителя до потребителя. Конечную продукцию высокого качества можно получить лишь при тесном взаимодействии всех звеньев продовольственной цепочки в результате осуществления многочисленных взаимосвязанных производственных операций.

Однако современное состояние зерноперерабаты-вающей промышленности страны характеризуется нестабильностью, отсутствием эффективного организационно-экономического механизма регулирования рынка зерна и продуктов его переработки. Именно он во многом не позволяет его многочисленным участникам обеспечивать расширенное воспроизводство, рационально использовать производственные мощности, которые в последние годы имеют тенденцию к дальнейшему падению (таблица 3), высокую степень износа основных фондов и оборудования, при недостаточных объемах инвестиций, зависимость от крупномасштабных импортных поставок технологического оборудования. Достаточно отметить, что пищевая и перерабатывающая промышленность страны обеспечена машинами и оборудованием отечественного производства лишь на 35%. Только около 19% эксплуатируемой техники отвечает мировому уровню.

Слабая материально-техническая база многих предприятий зерноперерабатывающей промышленности в совокупности с неразвитой инфраструктурой агропродовольственного рынка не позволяют комплексно перерабатывать зерно, что приводит к дополнительным

потерям при его транспортировке, хранении и переработке, негативно отражаются на формировании относительно справедливых цен на социально важные виды продовольствия и решении вопроса их экономической и физической доступности для населения, а также на конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках.

Таблица 3 - Уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов продукции пищевой промышленности в Российской Федерации, %

К числу основных проблем в отраслях зерноперера-батывающей промышленности, требующих неотложного решения, следует отнести:

- наращивание производства необходимых объемов зерна с определенными качественными показателями с учетом его целевого использования и особенностей размещения производственной базы зерноперера-батывающих предприятий по территории страны;

- создание относительно благоприятного инвестиционного климата для проведения технико-технологической модернизации преимущественно на основе использования отечественного оборудования для зерноперерабатывающих предприятий, а также современной инфраструктуры для снижения издержек при хранении, транспортировке и логистике зерна и продуктов его переработки;

- разработку современной системы индикативного планирования и прогнозирования зерноперерабатываю-щей промышленности на основе использования целевых программ и инвестиционных проектов их развития, а также существенное улучшение информационного обеспечения всех участников зернопродуктового подкомплекса страны.

В ближайшее время в силу разного рода причин не ожидается существенного роста и обновления материально-технической базы послеуборочной подработки и хранения зерна в зернопроизводящих хозяйствах. В связи с этим во избежание увеличения количественных и качественных потерь зерна значительная часть собранного урожая (до 40-50%) будет по-прежнему поступать на элеваторы и хлебоприемные предприятия, которые должны совершенствовать свою деятельность в направлении более эффективного использования имеющейся материально-технической базы элеваторно-складского хозяйства для создания крупных оптовых партий высококлассного зерна, конкурентоспособного при продаже на региональном, межрегиональном, федеральном и мировом рынках. Поэтому политика государства в области хранения зерна должна направляться на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию емкостей крупных элеваторов и укрепление как их материально-технической базы, так и объектов хранения у самих производителей зерна. Реализации первого направления будет способствовать субсидирование товаропроизводителям части затрат за хранение зерна на сертифицированных зернохранилищах. Применительно к реализации второго направления целесообразно использовать следующие меры:

- кредитование для обновления технического оборудования под его залог по линии Россельхозбанка;

- субсидирование части процентной ставки по кредитам на модернизацию и техническое перевооружение предприятий хранения зерна, работающих в структуре интегрированных формирований с сельскохозяйственными товаропроизводителями или под определенные условия их экономических отношений;

- кредитование промышленных предприятий, выпускающих технологическое оборудование для сферы хранения зерна, которые испытывают финансовые трудности для развития своего производства;

- государственную поддержку нового строительства, модернизации и технического перевооружения объектов хранения зерна у его производителей. В первую очередь это должно касаться зернохранилищ, созданных ими на кооперативной основе, выкупленных в аренду, а также нового строительства. Такая финансовая поддержка может осуществляться через предоставление им инвестиционных кредитов.

В действующей Государственной программе предусматривается:

- осуществление мероприятий инвестиционной программы ОАО «Объединенная зерновая компания», ориентированной на развитие и эксплуатацию объектов инфраструктуры зернового рынка, реализацию экспортного потенциала отечественного зерна на мировом рынке и активное проведение торгово-закупочной деятельности на внутреннем зерновом рынке. Приоритетными направлениями ее деятельности являются увеличение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов экспорта зерна, а также модернизация и строительство элеваторов и портовых терминалов;

- строительство, реконструкция и модернизация мощностей для подработки, хранения и перевалки зерна, для чего предстоит довести обеспеченность всех участников зернового рынка и рынка маслосемян современными зернохранилищами до 43,0%, линейными элеваторами - до 49,1, узловыми элеваторами - до 64,5 и производственными элеваторами - до 50,2%. Прирост мощностей единовременного хранения зерна и масло-семян составит 17,1 млн т;

- развитие существующих и строительство новых глубоководных зерновых портовых терминалов в морских портах Азово-Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского бассейнов;

- модернизация и строительство терминалов по перевалке зерна на основных судоходных реках, исходя из задач снабжения внутренних потребителей и развития экспорта;

- увеличение экспорта зерна и продвижение его на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и Европы.

Строительство зернохранилищ необходимо производить в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Ростовской, Воронежской, Курской, Курганской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Омской, Тульской, Пензенской и Новосибирской областях, республиках Мордовия, Башкортостан и Татарстан. Линейные элеваторы следует размещать на расстоянии не свыше 50 км от основных зон производства зерна. Их строительство целесообразно с одновременным созданием зерносбытовых кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мощность единовременного хранения линейного элеватора должна составлять от 70 до 100 тыс. т зерна. Мощности разгрузочного оборудования линейных элеваторов должны быть достаточны для обработки прибывающего транспорта: для автомобильного транспор-

Виды продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Мука 46,9 47,1 47,1

Крупа 34,2 28,9 31,8

Хлеб и хлебобулочные изделия 40,9 40,9 40,2

Макаронные изделия 67,4 64,8 62,2

Кондитерские изделия 61,8 61,2 61,7

Пиво 61,1 61,8 59,9

та - от 2 тыс. т в сутки, для железнодорожного транспорта - от 1 тыс. т в сутки.

Строить узловые элеваторы следует в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Ростовской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Омской и Новосибирской областях. Узловые элеваторы осуществляют прием, краткосрочное хранение и отгрузку товарных партий зерна на железнодорожный транспорт с формированием железнодорожных маршрутов до 4 тыс. т. Технологическое оборудование элеватора должно обеспечить грузооборот до 540 тыс. т зерна в год. Мощности узлового элеватора по погрузке вагонов должны составлять до 4 тыс. т в сутки, а железнодорожная инфраструктура элеватора должна принимать не менее одного маршрутного поезда, включающего до 60 вагонов-зерновозов. Объем единовременного хранения зерна узлового элеватора составляет до 100 тыс. т зерна.

Строительство производственных элеваторов целесообразно в основных зонах потреблении зерна и формирующихся зонах его глубокой переработки в Центральном Черноземье, Поволжье и юга Западной Сибири. Производственные элеваторы комбикормовых, мукомольных, крупяных заводов и предприятий по глубокой переработке зерна обеспечивают приемку, необходимую подработку зерна, долговременное хранение запасов и резервов, выполняя функции фондовых элеваторов. Емкость единовременного хранения производственных элеваторов определяется в зависимости от мощности зерноперерабатывающего предприятия, она должна составлять от 30 до 100 тыс. т.

Необходимо строительство портовых терминалов на Дальнем Востоке (предполагаемые площадки: Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Зарубино), Балтийском (предполагаемая площадка Усть-Луга), Каспийском морях и Азово-Черноморском бассейне (предполагаемая площадка Тамань), а также в ВолгоДонском бассейне. Портовые терминалы должны обеспечить прием одновременно двух и более разнородных партий зерна, возможность подработки и смешивания разнородных его партий для формирования контрактных показателей качества при отгрузке.

Предстоит определить более конкретные параметры участия государства через ОАО «Объединенная зерновая компания» в создании необходимой системы элеваторов, специализированных транспортных средств для намеченного увеличения объемов производства зерна, строительстве на Дальнем Востоке терминалов, обеспечивающих потенциальные экспортные потоки зерна в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи необходимо скоординировать совместную политику при осуществлении экспортных операций с зерном государств Евразийского экономического союза как между собой, так и в отношении стран ближнего и дальнего зарубежья путем реализации гибкой таможенной политики, дифференциации условий импорта и экспорта зерна, государственной поддержки в рамках разного рода целевых программ и инвестиционных проектов производителей и поставщиков экспортных видов зерна, способствующей стабильной доходности ведения зернового хозяйства и поддержанию розничных цен на хлеб и хлебные изделия на социально приемлемом для населения уровне. Такой зерновой экспорт для государств Евразийского экономического союза придаст дополнительный мощный импульс интеграции усилий по развитию зернового хозяйства и формированию развитого зернового рынка прежде всего в рамках Беларуси, Казахстана и России, расширению их зерновой торговли. Однако для этого также необходимо развивать инфраструктуру зернового рынка, важность формирования недостающих элементов которой объясняется тем, что Беларусь, Рос-

сия и Казахстан в совокупности образуют уникальный по своим размерам и протяженности транспортный коридор, напрямую связывающий Западную Европу с Китаем, Индией, государствами Центральной и Юго-Восточной Азии.

Средством решения проблемы укрепления материально-технической базы хранения и переработки зерна является переход к инновационному типу развития, что предполагает включение новых факторов экономического роста. Этот подход требует реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. Инновационное развитие зерноперераба-тывающей промышленности предполагается осуществить в два этапа, обусловленных развитием зернопро-дуктового подкомплекса и возможностью привлечения инвестиций в модернизацию промышленности, а также выделения бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Например, технологической основой модернизации предприятий по хранению и переработке зерна должна стать реализация новой структуры комбината хлебопродуктов. Она включает: завод по переработке пшеницы, ржи и зерна крупяных культур; цех формирования сортов муки и мучных композитных смесей; цех формирования полнорецептурных смесей; хлебозавод (пекарню); кондитерский цех; цех производства макарон; комбикормовый завод. Такой комбинат обеспечивает оптимальный рацион питания населения конкретного региона, повышение производительности труда, экономическую устойчивость предприятия при условии оснащения самым современным оборудованием и использования прогрессивных технологий.

Институциональным средством технологического развития должен стать инвестиционный механизм инновационного развития предприятий по хранению и переработке зерна, который должен обеспечивать:

- мотивацию собственников зерноперерабаты-вающих предприятий и их менеджмента на осуществление активной инвестиционной стратегии, включающей ускоренное освоение технологических инноваций;

- финансовую возможность осуществления инвестиций за счет обеспечения доступности банковских кредитов, лизинга, выпуска эмиссии облигационных займов и использования других источников привлечения частных инвестиций посредством государственно-частного партнерства;

- технологическую целесообразность использования инноваций за счет создания эффективной системы их трансфера, компонентом которой является технологический аудит, позволяющий выявить преимущества и недостатки новых технологий, включая степень энергоэффективности и ресурсосбережения.

Организационно этот механизм должен быть ориентирован на построение зернопродуктового кластера, объединяющего всю технологическую цепь, включающую сельскохозяйственных товаропроизводителей, хлебоприемные предприятия, предприятия мукомольно-крупяной, комбикормовой и хлебопекарной промышленности, агро-сервисные организации, путем формирования зернопро-дуктовых кластеров трех типов: инновационных мини-кластеров, хлебопродуктовых кластеров, экспортно-ориентированных кластеров. Основная функция инновационных мини-кластеров - это разработка и трансфер технологических инноваций, доведенных до степени пригодности к практическому освоению на основной массе предприятий зерноперерабатывающей промышленности, образующих хлебопродуктовой кластер, или экспортно-ориентированный зернопродуктовый кластер [4].

Оптимизация государственно-частного партнерства для инновационного развития зерноперерабатывающей промышленности должна предусматривать активиза-

цию функции государства как инвестиционно-инновационного мультипликатора. Инструментами исполнения этой функции является предоставление институциональных и финансовых преференций для обеспечения финансовой и технологической возможности осуществления инвестиций в инновационные технологии, что должно обеспечить формирование производственного потенциала зерноперерабатывающей промышленности в виде оптимального по стоимости и структуре функционирующего капитала, включающего как основные средства, так и нематериальные и оборотные активы. При этом процесс совершенствования материально-технической базы хранения и переработки зерна целесообразно осуществлять в рамках региональных долгосрочных программ развития пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающих государственную поддержку технико-технологического развития. Поскольку инновационный процесс включает три достаточно обособленных компонента: генерацию инноваций, трансфер нововведений и их широкое практическое освоение, то это предполагает хронологическое разделение программ на три относительно обособленных этапа, реализуемых различным составом исполнителей.

Первый этап связан с созданием механизма инновационного развития предприятий по хранению и переработке зерна в регионе. Он заключается в формировании эффективной нормативной правовой базы, использовании других институциональных мер, обеспечивающих создание эффективной региональной инновационной системы и стимулирующих инвестиционную и инновационную активность предприятий зернопродук-тового подкомплекса и его отдельных подразделений. Второй и третий этапы программ инновационного развития зерноперерабатывающей промышленности представляют собой своего рода региональные «дорожные карты» технико-технологического развития. При этом второй этап должен предусматривать реализацию пилотных проектов по разработке и практическому освоению перспективных технологий на базе использования технологических платформ. Институционально технологическая платформа может быть построена как региональный зернопродуктовый кластер. В него входит «ядро» кластера - совокупность интегрированных в единую технологическую бизнес-систему субъектов региональной инновационной системы АПК, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей и зерно-перерабатывающих предприятий.

По завершении второго этапа научно-техническая продукция - документация, являющаяся итогом разработки перспективных технологических инноваций и ее коммерческой апробации, передается органом региональной власти - заказчику программ технологического развития. Одновременно составляется программа технологического перевооружения предприятий зернопе-рерабатывающей промышленности с расчетами потребности в инвестициях и прогнозом социально-экономической эффективности. Все это дает возможность приступить к выполнению третьего завершающего этапа реализации региональной программы инновационно-инвестиционного развития зерноперерабаты-вающей промышленности, связанного с оптимизацией технологического развития хранения и переработки зерна. Он включает комплекс мероприятий по практическому освоению широким кругом предприятий зер-ноперерабатывающей промышленности технологических инноваций.

Многочисленные вопросы развития хранения и переработки зерна требуют комплексного решения в первую очередь в рамках реализации ведомственной целевой программы развития зернового хозяйства и зерно-

вого рынка в рамках осуществляемой Государственной программы. Парадокс заключается в том, что зерновое хозяйство одна из немногих подотраслей сельского хозяйства страны, производящая стратегически важный продукт каким является зерно, до последнего времени не имеет собственной программы развития. В рамках Государственной программы предусмотреть все необходимые меры по устойчивому развитию зернового хозяйства и рынка зерна крайне сложно, так как их реализация в определенной степени относится к компетенции субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов. Это обстоятельство только усиливает потребность в разработке и осуществлении государственной целевой программы развития зернового хозяйства и рынка зерна в стране.

Список использованных источников

1 Алтухов А.И. Развитие зернопродуктового подкомплекса России: монография. - Краснодар: КубГАУ: ЭДВИ, 2014. - 662 с.

2 Концепция развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года / под ред. В.И. Нечаева. - Краснодар: Просвещение-Юг.

- С. 132-133.

3 Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная решением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р.

4 Алтухов А.И. Создание зернопродуктового кластера

- как фактор эффективного развития зернопродуктового подкомплекса // Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров на современном этапе (тезисы международной научно-практической конференции). - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013.

5 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 304 с.

6 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 344 с.

7 Алтухов А.И. Расширенное воспроизводство в зер-нопродуктовом подкомплексе - основа его устойчивого функционирования // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - №3. - С. 2-7.

8 Алтухов А.И. Основные проблемы развития АПК и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - №2. - С. 2-6.

Информация об авторе

Алтухов Анатолий Иванович, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, заведующий отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК ФГБНУ «ВНИИЭСХ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.