Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность региона в контексте политики импортозамещения'

Продовольственная безопасность региона в контексте политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ФИЗИЧЕ-СКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ / FOOD SECURITY / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / PHYSICAL AND ECONOMIC ACCESSIBILITY OF FOOD PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Наталья Аркадьевна, Санинский Сергей Александрович

В статье изложен авторский подход к обеспечению продовольственной безопасности региона, согласно которому приоритетной задачей агропродовольственной региональной политики должны выступать не пороговые параметры самообеспечения, а экономическая и физическая доступность продуктов питания. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что осуществляемая в настоящее время политика импортозамещения приводит к усилению дифференциации в уровне самообеспечения основными сельскохозяйственными продуктами, потреблении в региональном разрезе и по социальным группам населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY

The article presents an original approach to ensuring food security in the region that involves giving priority of agri-food regional policy not to the threshold parameters of self-sufficiency but to economic and physical accessibility of food products. Having conducted an extensive analysis the authors conclude that currently enforced import substitution policy leads to increased differentiation in the level of self-sufficiency in basic agricultural products, regional consumption and consumption by social groups

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность региона в контексте политики импортозамещения»

АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕГИОНОВ

УДК 332.1

продовольственная безопасность региона в контексте политики импортозамещения

REGIONAL FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Киреева Наталья Аркадьевна

Kireeva Natalia Alexandrovna

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: natalkireeva1@ya.ru

Санинский Сергей Александрович

Saninsky Sergey Alexandrovich

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), associate professor, head of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: saninskiy@mail.ru

В статье изложен авторский подход к обеспечению продовольственной безопасности региона, согласно которому приоритетной задачей агропродовольственной региональной политики должны выступать не пороговые параметры самообеспечения, а экономическая и физическая доступность продуктов питания. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что осуществляемая в настоящее время политика импортозамещения приводит к усилению дифференциации в уровне самообеспечения основными сельскохозяйственными продуктами, потреблении в региональном разрезе и по социальным группам населения.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, регион, физическая и экономическая доступность продуктов питания.

The article presents an original approach to ensuring food security in the region that involves giving priority of agri-food regional policy not to the threshold parameters of self-sufficiency but to economic and physical accessibility of food products. Having conducted an extensive analysis the authors conclude that currently enforced import substitution policy leads to increased differentiation in the level of self-sufficiency in basic agricultural products, regional consumption and consumption by social groups.

Keywords: food security, agro-industrial complex, region, physical and economic accessibility of food products.

В условиях введения санкций и осуществляемой в настоящее время политики импортозамещения проблема продовольственной безопасности приобрела особую значимость. Если на уровне страны данная проблема в первую очередь означает достижение продовольственной независимости, то на уровне региона с особой настоятельностью встают задачи достижения экономической и физической доступности продуктов питания.

Необходимо отметить, что стереотип восприятия продовольственной безопасности как максимальная независимость от внешних поступлений часто транслируется на региональный уровень. Во многих нормативных актах о продовольственной безопасности, принятых в субъектах РФ, в качестве основной цели зафиксировано именно достижение самообеспечения продуктами питания.

Результаты исследования свидетельствуют, что проблема продовольственной независимости для многих субъектов РФ действительно важна. Например, в Саратовской области удельный вес внешних поступлений в ресурсах молока и молочных продуктов увеличился с 9,0 % в 2012 г. до 20 % в январе-марте 2017 г., правда, доля ввоза и импорта мяса и мясопродуктов, овощей, фруктов сокращается (рис. 1). Но при этом потребление мяса и мясопродуктов за этот период сократилось на 16 %, молока и молочных продуктов - на 24 %. Введение продовольственного эмбарго, как видно на примере Саратовской области, пока не стало решающим фактором в преломлении негативной динамики производства основных продуктов питания (рис. 2).

Таким образом, несмотря повышение уровня продовольственной независимости, отмечаемой в целом за последние годы, регион остается дискриминированным по данному показателю. Прогнозирование темпов роста производства в проблемных отраслях (молоко

и молочные продукты, говядина и так далее) показало, что решение проблемы импортоза-мещения является стратегической задачей и требует перехода на принципиально иную модель экономического развития. Не преодолена негативная тенденция в животноводстве, продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, причем темпы падения поголовья в 2 раза превышают средний по России уровень, что приводит к снижению объемов производства мяса, молока.

Проблема самообеспечения особенно важна для удаленных от центра регионов с неблагоприятным потенциалом для развития сельского хозяйства. Очень существенна дифференциация уровня самообеспечения в разрезе отдельных видов продовольствия (см. таблицу).

Доля ввоза и импорта в ресурсах мяса и мясопродуктов колеблется от 8 % в Белогородкой области до 92 % в Сахалинском крае. Наименее зависимыми от внешних поступлений в ресурсах молока и молочных продуктов являются такие регионы, как Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Кировская область. Наибольший удельный вес ввоза в ресурсах молока в республике Коми, Мурманской области, Камчатке, Хабаровском крае. Более 90 % ввоза и импорта в ресурсах молока в Москве и Санкт-Петербурге. Такая сильная дифференциация наблюдается и в уровне самообеспечения мясом и мясопродуктами, овощами, фруктами.

Несмотря на такую сильную дифференциацию в уроне продовольственной независимости продуктов питания ставить во главу угла именно достижение полного самообеспечения бессмысленно. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, дифференциация показателей независимости в разрезе отдельных видов продуктов питания отражает роль регионов в территориальном разделении труда. Во-вторых, различие в уровне самообеспечения выделяет регионы - доноры

Информационная безопасность регионов. 2017. № 2(27)

so

45 4Q 35 30 % 25 20 15 10 5 О

Г=

L

—i—

П молоко и молоко продукты □ фрукты и и годы

янв. -март 2017 г.

В мясо и мясопродукты

СГ Овощи и продовольственные бахчев ые

Рис. 1. Доля ввоза и импорта в ресурсах основных продовольственных товаров в Саратовской области.

Составлено по данным [1]

Рис. 2. Производство мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов в Саратовской области

(в % к 2012 г.). Составлено по данным [1]

Региональная дифференциация уровня продовольственной независимости субъектов РФ

в 2015 г.*

Виды продуктов Уровень самообеспечения РФ, % Количество регионов с уровнем самообспечения Разрыв в уровне самообеспечения, раз Разрыв в уровне потребления на душу населения

<10% 65-98%

Мясо и мясопродукты 11,6 6 21 32 2,5

Молоко и молочные продукты 19,4 14 11 90 3,4

Овощи 9,3 20 8 90 9,2

Фрукты 53,6 1 38 33 8,3

* Рассчитано по данным [4]

и регионы - реципиенты сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Стремление к продовольственной независимости на уровне региона может привести к разрыву межрегиональных связей, потере эффекта специали-

зации и в конечном счете к снижению продовольственной независимости страны в целом.

Следует отметить, что провозглашенная сейчас политика импортозамещения и введение продовольственного эмбарго не привели

к росту физической и экономической доступности продовольствия, о чем свидетельствует усилившаяся дифференциация в уровне потребления основных продуктов питания. Если в 2013 г. разрыв в потреблении по субъектам РФ мяса и мясопродуктов составлял 2 раза, то к 2015 г. увеличился до 2,5 раз, овощей - с 6,6 до 9,2 раз, фруктов - с 5,3 до 8,3 раза, рыбы и рыбопродуктов - с 4,4 до 5,2 раза.

Следует отметить, что процесс замещения импорта продовольствия отечественными продуктами осуществляется сейчас в основном на уровне низких переделов. Это связано с тем, что производство продукции более глубокой переработки требует качественного отечественного сырья, которое дефицитно, привлечения «длинных» денег в сельское хозяйство, создания условий для инвестиционной привлекательности аграрного сектора, которых в настоящее время нет.

В связи с этим проводимая политика им-портозамещения, транслируемая на региональный уровень, должна означать нахождение оптимального баланса между экономическим суверенитетом субъекта РФ и преимуществами территориальной специализации и разделения труда, обеспечивающего физическую и экономическую доступность продовольствия.

На наш взгляд, физическая доступность продовольствия на региональном уровне может быть достигнута и без условия абсолютной независимости. В качестве примера показателен подход крупнейшего мегаполиса Москвы, в которой стратегия продовольственной безопасности базируется на создании «продовольственного пояса» - гарантированных сырьевых зон и организованных оптовых поставок продовольствия из десяти российских регионов. Опыт Москвы по созданию крупных агрохолдингов с замкнутым циклом производства, собственной сети оптовых баз для хранения продуктов, солидного резервного продовольственного фонда (около 40 видов продуктов) и продовольственного заказа показывает перспективность данной стратегии для многих российских регионов, не имеющих хорошего потенциала для собственного производства продовольствия и проигрывающих в конкуренции на продовольственном рынке.

Качество питания и экономическая доступность продовольствия гораздо актуальнее для России с ее глубокой территориальной и социальной дифференциацией в уровне потребления продуктов питания и доходов населения. Качество питания - важнейшая характеристика продовольственной безопасности,

предполагающая как структурную сбалансированность «продовольственной корзины», так и безопасность продуктов питания для здоровья человека. К сожалению, в среднем рацион россиян существенно отличается от рекомендованных медиками рациональных норм потребления (рис. 3).

Так, если сравнить с рекомендуемой нормой, то по молочным продуктам достигнутый уровень потребления в 2015 г. на 26 % ниже рационального, по овощам - на 21 %, фруктам и ягодам - на 39 %, рыбе - на 10 %. В то же время выше нормы потребляются хлеб и хлебопродукты, картофель.

Проблема голода решена во всех российских регионах, хотя общая калорийность питания существенно различается. По данным обследования домашних хозяйств, она колеблется от 18 866,1 ккал в Республике Калмыкия до 3 118,7 ккал на Камчатке и 2 985,4 ккал в Башкирии. При этом существенно различается доля животного белка и жиров в общей калорийности, что характеризует уровень ценности питания в регионах.

Во многом это связано со снижением экономической доступности продуктов питания для населения России. Экономическая доступность продовольствия означает, что доходы населения являются достаточными для приобретения продовольствия надлежащего качества в необходимом количестве, при этом не должно подрываться удовлетворение других основных потребностей людей. За 20142016 гг. доля расходов на продовольствие в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств выросла в среднем по стране с 28,5 до 33,5 %, причем в сельской местности эта доля превышает 40 %, а разрыв данного показателя между первой и десятой децильными группами населения составляет 2,7 раза. В большинстве российских регионов доля расходов на питание в совокупных расходах на конечное потребление населения занимает от 35 до 50 % . В Дагестане, Ингушетии, Брянской области эта доля составляет 40-50 %.

Как видно, наблюдается тенденция усиления дифференциации в уровне потребления продуктов питания как по группам населения с разным уровнем доходов, так и в региональном разрезе. На наш взгляд, кроме существующих причин (падение реальных доходов населения, особенности региональных моделей потребления) немаловажным фактором в развитии такой ситуации стало введение продовольственного эмбарго, вызвавшее сужение ресурсов региональных продовольственных рынков.

Информационная безопасность регионов. 2017. № 2(27)

Рис. 3. Потребление важнейших видов продуктов питания по отношению к рациональной норме, 1 Рассчитано и построено авторами по данным [2; 3]

И федеральный бюджет □ региональный бюджет

Рис. 4. Динамика государственной поддержки АПК Саратовской области, млрд руб.

Составлено по данным [5]

Из этого следует, что трактовка продовольственной безопасности на уровне региона как обеспечения экономической доступности продуктов питания не менее важна, чем обеспечение продовольственной независимости региона. Поэтому следует определиться с критериями ее достижения и установить целевые пороговые значения. На наш взгляд, в качестве таких критериев можно рассматривать долю населения с доходами ниже прожиточного минимума и долю расходов на продовольствие в структуре конечных расходов населения.

Достижение пороговых значений продовольственной безопасности требует дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки, в том числе и на региональном уровне. Оценка размеров выделяемых средств на поддержку сельского хозяйства РФ свидетельствует, что они существенно меньше по сравнению с используемыми

в мире. Так, если в Европе дотация в сельском хозяйстве составляет 500 евро на один гектар, то средний размер дотации в России составляет 5 евро на гектар. Отчетливо видна тенденция снижения удельного веса расходов на сельское хозяйство как на федеральном, так и региональном уровнях. В качестве примера можно рассмотреть размер выделяемых средств из федерального и регионального бюджетов в Саратовской области (рис. 4). При этом меняется структура выделяемых средств: доля регионального бюджета уменьшается, что обусловлено его дефицитом.

В общем объеме финансирования АПК региона почти 60 % занимают внебюджетные источники. Это можно расценить, с одной стороны, как рост инвестиционной привлекательности аграрного сектора, но с другой - как свидетельство слабой финансовой базы государственной поддержки сельского хозяйства.

Существенной проблемой государственного регулирования сельского хозяйства остается долевой принцип распределения средств поддержки по субъектам РФ. Принцип софи-нансирования при выделении средств из федерального бюджета приводит к тому, что регионы не могут профинансировать своих товаропроизводителей из-за нехватки средств в региональных бюджетах.

В заключение необходимо подчеркнуть, что все три аспекта продовольственной безопасности (независимость, физическая и экономическая доступность) взаимосвязаны между собой. Наиболее кардинальным способом их достижения является рост производства продовольствия на инновационной основе на фоне общего повышения доходов россиян.

Библиографический список (References)

1. Балансы продовольственных ресурсов. URL: http://srtv.gks.ru.

Balansy prodovol'stvennykh resursov [Stock Balances of Food Resources]. URL: http://srtv.gks.ru.

2. Потребление основных продуктов питания. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_l286360627828.

Potrebleniye osnovnykh produktov pitaniya [Consumption of Staple Food Products]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1286360627828.

3. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания : Приказ Министерства здравоохранения от 19.08.2016 № 614.

Rekomendatsii po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchikh sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya : Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya ot 19.08.2016 № 614 [Recommendations on Balanced Consumption of Food Products that Meet Modern Requirements for Healthy Nutrition: Directive of the Ministry of Health of 19.08.2016 № 614].

4. Сельское хозяйство и балансы продовольственных ресурсов. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/.

Sel'skoye khozyaystvo i balansy prodovol'stvennykh resursov [Agriculture and Stock of Food Resources]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/.

5. URL: http://minagro.saratov.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.