Научная статья на тему 'Особенности продовольственного самообеспечения в регионах России'

Особенности продовольственного самообеспечения в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / FOOD SELF-SUFFICIENCY / РЕГИОНЫ РОССИИ / RUSSIAN REGIONS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафин У.З.

Автором статьи исследуются особенности продовольственного самообеспечения в регионах в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of food self-sufficiency in the regions in Russia

The author of this article is concerned particularly food self-sufficiency in the regions in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности продовольственного самообеспечения в регионах России»

Особенности продовольственного

самообеспечения в регионах России

Ca$HH y.3.*

Specific features of self-sufficiency of food security have been analyzed as applicable to regional level. Defining food security it is focused on full and balanced providing peopll s needs in a full and balanced way with food on a physiological standard level. The formation necessity of socially oriented food market, scientifically proved working out of long-termed and system programs of Russian regional economics agrarian department development are argumented.

В настоящее время проблема продовольственной безопасности приобрела глобальный характер, когда одни страны страдают от голода и недоедания, другие стремятся достигнуть полного и сбалансированного рациона питания, а третьи ищут пути сбыта излишков продовольствия. При этом обострение мировой продовольственной безопасности связано не только более высокими темпами роста населения по сравнению с темпами роста производства продовольствия, наличия пашни и орошаемых земель, нехваткой пресной воды, ухудшением экологической обстановки, изменением структуры питания густонаселенных регионов, но и с дальнейшим научно-техническим прогрессом в экономике, а также энергетическим кризисом. В условиях мирового экономического кризиса резкий рост цен на основные продукты питания в мире осложнили ситуацию так, что представители 60 стран были вынуждены экстренно собраться для определения выхода из продовольственного кризиса.

Давая общую характеристику продовольственного обеспечения в современном мире, продовольственную безопасность на мировом уровне можно представить как сопряженное участие государств в международном разделении труда по созданию устойчивого и гарантированного продовольственного фонда для удовлетворения общественных потребностей. Однако страны мира отдают предпочтение, прежде всего, поддержке национальной продовольственной безопасности.

В масштабе страны продовольственная безопасность рассматривается как такое «состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость государства и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населе-

ния в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни1». Опыт последних лет показывает, что достичь устойчивого развития аграрного производства и удовлетворить растущие потребности в продовольствии невозможно лишь рыночными методами, исключая активное вмешательство государства. В условиях мирового экономического кризиса потерялись социальные ориентиры продовольственного рынка. Спекулятивный капитал заполнил рынок продовольствия (зерно, сахар), при этом цены на продукты питания резко возросли. В этих условиях повысилась динамичность воспроизводственных связей, усложнились механизмы перераспределения в экономике, изменилось соотношение издержек на единицу продукции по всей цепочке от производства продовольственных товаров до реализации, нормы прибыли всех участников этой цепочки. Это, в свою очередь, серьезно повлияло на экономическую доступность продуктов питания, которая является одним из основных структурных элементов продовольственной безопасности.

Исходя из вышеизложенного, продовольственную безопасность можно рассматривать, как способность государства обеспечить продуктами питания, необходимыми для поддержания нормального образа жизни, по количеству, качеству, ассортименту и ценам все слои населения. Такая трактовка этого понятия позволяет обсуждать продовольственную безопасность отдельного региона. Хотя в этом случае более корректно употреблять термин продовольственное обеспечение региона, что связано с реализацией экономического потенциала региона и ответственностью региональных органов власти за организацию экономического и физического доступа населения к продовольствию.

Кандидат экономических наук, доцент.

Ю

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Сложившиеся в России территориальные различия по природным и экономическим условиям хозяйствования отличают каждый регион по мощности экономического потенциала и потому отдельные регионы не могут решать в полной мере все задачи продовольственного самообеспечения местного населения. В условиях становления рыночных отношений регионы иногда начинают самостоятельно решать проблему продовольственного самообеспечения в границах своей территории, используя административные и экономические рычаги управления. Это создает угрозу равновесному состоянию экономики России и вызывает необходимость государственного регулирования продовольственного обеспечения населения страны.

Глубина продовольственных диспропорций по субъектам Российской Федерации более существенная, чем препод-

носится официальной информационной системой. Так, самообеспеченность свыше 100% имеют по мясным продуктам 14 (табл. 1), а по молочным — 34 субъектов Российской Федерации (табл. 2), в которых соответственно проживает 20,4 и 51,3 млн. чел. При этом уровень среднедушевого потребления выше среднероссийского показателя имеют по мясным продуктам 7 регионов (Белгородская, Омская, Липецкая области, Краснодарский край, Республика Алтай и др.) с населением 11,5 млн. чел., а по молочным продуктам — 28 регионов (Республики Башкортостан, Татарстан, Омская область и др.), где проживает 48,3 млн. чел. В регионах II группы высокие показатели самообеспеченности сложились из-за более низкого уровня потребления мясных (46 — 61 кг) и молочных продуктов (146 — 240 кг) на одного человека в год.

Таблица 1

Группы субъектов Российской Федерации по самообеспеченности и уровню потребления мясных продуктов в 2007г.

Группы субъектов РФ Число субъектов РФ Численность на селения на 1.01. 2008 г., млн. чел. Потребление, кг/чел. в год Про-извод-тво, тыс. т Пот-ребле-ние, тыс. т Уровень самообес-печеннос-ти, %

1. Самообеспеченность 100% и более, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 7 11,5 63-103 1152,5 815,1 141,4

2. Самообеспеченность 100% и более, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 7 8,9 46 - 61 576,9 515,9 111,8

3. Самообеспеченность 80 — 99%, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 3 8,6 62-68 532,8 595,3 89,5

4. Самообеспеченность 80 — 99%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 14 25,6 33-60 1260,9 1394, 2 90,4

5. Самообеспеченность 50 — 79%, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 6 12,3 62-68 515,9 803,9 64,2

6. Самообеспеченность 50 -79%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 16 24,4 41-60 812,4 1298, 4 62,6

7. Самообеспеченность менее 50%, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 14 36,7 62-84 590,5 2606, 9 22,7

8. Самообеспеченность менее 50%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 11 14,0 33-60 264,4 730,9 36,2

ю

Ol

Z

О)

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Источник: расчеты автора по данным Росстата.

Если за критерий продовольственной безопасности принять удельный вес в размере не менее 80% собственного производства определенного вида продукта питания в общем объеме его потребле-

ния, то за его пределами оказываются по мясным продуктам 47 регионов с численностью населения 87,4 млн. чел., молочным продуктам — 23 региона с населением 56,2 млн. чел.

Таблица 2

Группы субъектов Российской Федерации по самообеспеченности и уровню потребления молочных продуктов в 2007 г.

Группы субъектов РФ Число субъектов РФ Численность на селения на 1.01. 2008 г., млн. чел. Потребление, кг/чел. в год Про-извод-тво, тыс. т Пот-ребле-ние, тыс. т Уровень самообес-печеннос-ти, %

1. Самообеспеченность 100% и более, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 19 29,6 245-364 12836 11211 114,5

2. Самообеспеченность 100% и более, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 15 21,7 146-240 5884 5393 109,1

3. Самообеспеченность 80 — 99%, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 5 7,3 242-279 2018 2227 90,6

4. Самообеспеченность 80 — 99%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 16 27,2 161-241 5359 6030 88,9

5. Самообеспеченность 50 — 79%, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 3 3,6 256-285 872 1493 58,4

6. Самообеспеченность 50 -79%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 9 20,7 157-237 3354 4959 67,6

7. Самообеспеченность менее 50%, уровень среднедушевого потребления выше среднего показателя по РФ 1 6,2 301 554 1905 29,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Самообеспеченность менее 50%, уровень среднедушевого потребления ниже среднего показателя по РФ 10 24,1 62-240 1304 5450 23,9

ю

OI

О) О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Источник: расчеты автора по данным Росстата.

В проблемные VII и VIII группы (уровень самообеспечения менее 50%), попали регионы Дальнего Востока, а также Московская и Ленинградская области, где находятся такие крупные мегаполисы как г. Москва и Санкт-Петербург. Обеспечение продовольственной безопасности в них тесно связано с решениями демографических и транспортных проблем.

Особенности развития регионов предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому региональный аспект продовольственной безопасности рассматривают в плане реализации целей

и задач государственной политики, в которой отражаются роль и место региона в обеспечении общенациональных интересов. Особенно это касается обеспечения целостности экономического пространства России. В рамках рыночного пространства должно быть свободное передвижение продовольственных товаров в целях обеспечения продовольственной безопасности во всех регионах страны. В случае обострения продовольственной безопасности в стране федеральное правительство обеспечивает закупку продовольствия за рубежом, использует такие защитные средства, как квоты, ввозные таможенные пошлины, акцизы и др.

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

В правовом аспекте решения этой проблемы проекты Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» неоднократно рассматривались Государственной Думой, Советом Федерации, но ни один их них не был принят. Государство не взяло на себя ответственности за продовольственную безопасность, ссылаясь на нехватку средств из федерального бюджета на реализацию такого закона.

Федеральная власть в сложившейся ситуации пока не может управлять обеспечением продовольственной безопасности в целом по стране и в каждом регионе, поскольку ее центральные органы не владеют рычагами регулирования развития специализации по регионам и межотраслевого обмена и в целом воспроизводства сельскохозяйственной продукции.

В каждом регионе наряду с общими, имеются свои особенности решения продовольственной проблемы, связанные с:

• неблагоприятными природно-климатическими и экономическими условиями;

• дифференциацией различных групп населения по доходам;

• традициями потребления продовольствия;

• обеспечением доступа к продовольствию за счет разных каналов доходов и других путей;

• гарантией качества продуктов питания;

• формированием федеральных и региональных резервных фондов продовольствия;

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что такой критерий продовольственной безопасности страны, как продовольственная независимость, подходит не для всех регионов. В то же время некоторые регионы такие, как Республика Башкортостан, имеющие достаточные природно-климатические и экономические условия, должны стремиться к самообеспечению.

Сопоставление по данным Башкор-тостанстата фактического потребления населением продуктов питания по отношению к физиологической норме показывает, что в республике полностью удовлетворяются потребности населения в картофеле, сахаре и зерновых продуктах. Здесь по сравнению с другими регионами России более высокий уровень потребления молочных и мясных продуктов, яиц. Это характеризует состояние продовольственного рынка республики с положительной стороны.

Рассмотрим потенциальные возможности собственного сельскохозяйственного производства, особенно по тем продуктам, по которым фактическое потребление в настоящее время ниже физиологической нормы (табл.3).

Таблица 3

Динамика среднедушевого производства и потребления основных продуктов продовольствия в РБ

Показатели Мясо Молоко Овощи Яйца

1990 г. 2007 г. 1990 г. 2007 г. 1990 г. 2007 г. 1990 г. 2007 г.

Производство, кг 82 57 495 555 49 111 294 317

Потребление, кг 73 62 377 364 66 90 273 289

Производство в % к потреблению 112 92 131 152 74 123 108 110

Производство в % к физиологической норме 105 73 127 142 35 80 101 109

Источник: расчеты автора по данным Башкортостанстата.

Анализ наличного производственного потенциала сельского хозяйства показывает, что республика располагает достаточными ресурсами, необходимыми для полного сбалансированного продовольственного обеспечения молочными продуктами и яйцом. Однако в 2007 г. при производстве на душу населения 495 кг молока потребление составило 377 кг. Это

вызывает необходимость регулирования воспроизводственного процесса в части реализации произведенного продукта на рынке с доведением его до потребителя. Требуемый объем мяса можно достичь на основе интенсификации воспроизводства поголовья мясного скотоводства и птицы, повышения их продуктивности при последовательной их концентрации в круп-

ных специализированных хозяйствах в тесной связи с предприятиями, участвующими в едином воспроизводственном процессе.

О возможности производства дополнительного объема мясной и молочной продукции, необходимой для обеспечения физиологической нормы потребления в ближайший период, свидетельствует также фактический уровень их производства в 1990 г. Тогда достигнутый уровень производства превышал необходимую норму потребления мяса - на 5% и молока — на 27%. Однако, из-за вывоза по команде центральных органов власти значительного количества этих продуктов за пределы республики, местное потребление их оставалось ниже нормы.

В Республике Башкортостан в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах производится 70 — 80% молока и мяса. Вовлечение этих объемов в рыночный оборот позволит существенно увеличить потребительский фонд мясных и молочных продуктов, что, в свою очередь, требует создания экономических условий рационального использования произведенной сельскохозяйственной продукции.

Проблеме продовольственного обеспечения органами государственной власти Республики Башкортостан уделяется серьезное внимание. В 2000 г. был принят Закон РБ «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан», где определены основные направления деятельности органов государственной власти по обеспечению продовольственной безопасности республики. В этом законе понятие продовольственной безопасности предложено в следующей трактовке: продовольственная безопасность Республики Башкортостан — состояние экономики Республики Башкортостан, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при котором удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания.

В законе уделяется внимание важной характеристике продовольствия — его соответствия санитарно-гигиеническим нормам. Согласно статье 5 Закона органы государственной власти Республики Башкортостан участвуют в осуществлении полномочий Российской Федерации в области обеспечения качества и безопас-

ности пищевых продуктов посредством: принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов; разработки, утверждения и реализации республиканских программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; осуществления совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет внутреннего производства показывает самообеспеченность республики, ее продовольственную независимость и является необходимым условием продовольственной безопасности республики. Статья 4 Закона гласит, что продовольственная независимость Республики Башкортостан считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания Республики Башкортостан составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.

Особенность создания продовольственной безопасности за счет самообеспечения предполагает несомненно больших финансовых долгосрочных вложений не только на развитие самого сельскохозяйственного производства, а также отраслей переработки, хранения и сбыта продукции, но и развития соответствующих отраслей производства материально-технических ресурсов, производственной и социальной инфрастуктуры агропромышленного комплекса. Отсюда в долгосрочном периоде крупные вложения в собственную экономику обеспечивают более длительный эффект. Он выражается, во-первых, в создании устойчивой базы гарантированного продовольственного обеспечения; во-вторых, обеспечивает более полную занятость населения и соответственно повышение доходности семейного бюджета, что служит основным критерием оценки эффективности целевой программы продовольственного обеспечения.

Анализ динамики производства и потребления различных видов продовольствия показывает, что в каждом регионе складывающиеся ныне диспропорции, особенно на уровне и структуре пищевого рациона, проявляется по-разному и получает выражение в несоответствии фактического потребления физиологической

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

норме по калорийности и белковой его составляющей. При этом несбалансированность питания, а также дефицит потребления витаминов и различных микроэлементов становятся основными факторами продовольственного риска.

Динамика структурных сдвигов в продовольственном потреблении различных социально-демографических групп населения в России и других странах свидетельствует о становлении все более сложного характера потребительского поведения населения на рынке продовольствия. Это обусловлено, прежде всего, изменением отношения людей к потреблению пищевых продуктов не с позиции насыщения потребностей в физическом объеме, а возросшими требованиями к качеству и структуре продовольствия, прогрессивными переменами в их образе жизни. Все большая часть населения начинает рассматривать продукты питания как наиболее доступное средство укрепления здоровья. В этой связи отмечается рост спроса на натуральную пищу диетического характера взамен продуктов высокой калорийности и содержащих различные добавки.

Пищевой рацион имеет количественное и качественное выражение. Если количественная его сторона характеризуется сравнительно низкой общей калорийностью суточного рациона питания, то качественная сторона находит отражение в его сбалансированности по составу необходимых организму веществ: белков, особенно белков животного происхождения, витаминов, минеральных элементов, а так же углеводов и жиров. От их наличия в требуемом количестве и соотношении зависит сохранение здоровья человека, его активное физическое состояние, а также социальное физическое развитие детей и подростков.

В регионах в практике оценки продовольственной обеспеченности населения руководствуются размером прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления по демографическим группам и ресурсных возможностей на местах в увязке с достигнутыми показателями. Понятие «потребительская корзина» было введено в стране Госкомстатом РФ для сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В ее состав входит более 30 видов продовольственных товаров, а также минимальный набор одежды, лекарств, предметов первой необходимости и услуг в объеме,

обеспечивающем выживание человека. Для определения среднедушевого прожиточного минимума в стоимость потребительской корзины добавляется обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина рассчитывается отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей не реже одного раза в пять лет. В соответствии с Законом РБ «О потребительской корзине в Республике Башкортостан» от 31 марта 2006 г. № 299-з объемы потребления на одного трудоспособного человека в год составляет хлебных продуктов — 136,8 кг, картофеля — 95 кг, овощей — 108 кг, фруктов — 23 кг, мясопродуктов — 38,4 кг, рыбопродуктов — 17,5 кг, молока — 210 кг, яиц — 200 шт. По сравнению с потребительской корзиной 2001 г. в рационе меньше стало хлебных продуктов, картофеля и больше — мяса, рыбопродуктов, овощей и фруктов. Однако в расчете используется минимальная продовольственная корзина, в которую заложена минимальная норма потребности человеческого организма в питательных веществах на пороге выживаемости. Такой подход к оценке продовольственной обеспеченности населения, не выдерживает критики, так как приводит к существенному занижению научно обоснованных физиологических норм потребления, признанных Всемирной организацией здравоохранения. Из этого следует, что при определении приоритетов продовольственной безопасности страны и регионов необходимо руководствоваться не нормами минимального набора продуктов питания, а нормами физиологической потребности каждого человека в продуктах питания, исходя из концепции здорового сбалансированного питания в каждом в отдельности регионе.

Основу этой концепции составляет принцип деления населения на пять социально-демографических групп и систему коэффициентов перерасчета рациона для каждой из них в соответствии с современными разработками мировой науки о питании. Так, институтом питания АМН РФ выделены следующие группы: дети в возрасте до 7 лет; подростки 8—15 лет; женщины трудоспособного возраста; мужчины трудоспособного возраста; пенсионеры. Средние физиологические нормы потребления на душу населения по региону определяется как средневзвешенное по всем пяти группам.

В условиях перехода к рынку структура потребления пищевых продуктов обычно

сдвигается в сторону более дешевой и доступной в местных условиях пищи из хлебопродуктов, картофеля и овощей. Рассмотрим потребление основных продуктов питания в Республике Башкортостан (табл. 4).

В 2000 г. в структуре потребления у городского жителя доля хлебопродуктов и картофеля достигла 46,6%, а у сельского населения — 54,8%. В 2007 г. эта доля в энергетической структуре остается высокой (соответственно 45,5 и 50,4%) при некотором уменьшении потребления картофеля, овощей и дальнейшем росте хлебопродуктов в физическом выражении у городских жителей и уменьшении хлебопродуктов, картофеля и увеличении овощей у сельчан.

Уменьшение потребления высокобелковых продуктов животноводства (мяса, молока, яиц), а также фруктов из-за высоких цен на них создавало иллюзию

(особенно в 2000 г.) более полного насыщения рынка этими продуктами и удовлетворения спроса населения. Видимость отсутствия дефицита на эти продукты из-за низкого платежеспособного спроса говорит о фиктивном удовлетворении потребностей. В 2007 г. по мясу уровень потребления у горожан улучшился, однако по молочным продуктам и яйцам положение не улучшилось, особенно в сельской местности. Сельские жители, меньше употребляя произведенные у себя на подворье продукты питания, вынуждены реализовать продовольствие для пополнения денежных доходов. В то же время для городских жителей все еще характерна высокая доля натурального потребления. Например, в 2007 г. в среднем на 1 человека в год потребление картофеля из личного подсобного хозяйства составило 35,1 кг (доля в общем потреблении 46,7%), овощей и бахчевых — 24,8 кг (27,3%).

Таблица 4

Потребление основных продуктов питания в Республике Башкортостан (в среднем за год на человека, кг)

Продукты Городское население Сельское население

1990г. 2000г. 2007г 1990г. 2000г. 2007г.

Хлеб и хлебные продукты 92,1 104,7 106,8 135,0 150,0 90,8

Картофель 93,9 90,1 56,1 177,7 102,3 68,5

Мясо и мясопродукты 63,0 57,6 59,6 75,8 47,7 50,7

Молоко и молокопродукты 347,1 199,8 184,2 362,0 240,2 190,5

Яйца, шт. 197 183,0 148,6 263,0 138,0 127,3

Фрукты 35,5 31,2 48,1 14,6 16,1 32,0

Овощи 70,4 89,0 67,6 46,1 44,3 56,1

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

Я <

I I-

О ф

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: расчеты автора по данным Башкортостанстата.

Качество питания во многом характеризуется наличием в рационе овощей и фруктов. В этом отношении положительной тенденцией является увеличение объемов потребления их в рационе домашнего питания сельских жителей. У горожан при росте потребления фруктов наблюдается снижение по овощам.

Однако уровни фактического потребления пищевых продуктов в среднем на душу населения по территориальным системам не показывают полно степень сбалансированности рационов питания по социально-демографическим группам населения. Дело в том, что фактическое потребление каждого пищевого продукта складывается не только от достигнутого объема собственного производства, от ве-

личины ввоза и вывоза пищевых продуктов в каждом регионе, но главным образом, от степени их доступности по цене для каждого домохозяйства в соответствии с совокупным доходом каждого члена семьи.

Отсюда следует, что одним из определяющих факторов обеспечения сбалансированного питания выступает платежеспособный спрос на продовольствие, находящийся в непосредственной зависимости от степени экономической занятости населения и уровня их доходов.

В Республике Башкортостан по данным выборочного обследования в 2007 г. по уровню благосостояния 29 % домохо-зяйств имели среднедушевой денежный доход ниже прожиточного минимума, а

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

среди сельского населения — 43 %. Если размер располагаемых ресурсов в среднем по республике на одного человека в месяц принять за 100 %, то в группе ниже прожиточного минимума оказываются 20 % населения, а в сельской местности — 26 %. При этом размер денежных доходов на одного человека в месяц в верхней де-цильной группе (10 % населения) превышал размер нижней группы в 15,4 раза.

Резкое различие уровней доходов населения по социальным группам становится главным регулятором потребительского спроса, а также распределения денежных ресурсов на питание и другие потребительские нужды. В Республике Башкортостан в расходах на конечное потребление удельный вес затрат на питание в среднем по всему населению в 2007 г. составил 34,9 %, а в нижней децильной группе с наименьшими доходами — 59,5 % и в верхней группе с наибольшими доходами — 21,2 %. Для более полной характеристики воздействия доходности и платежеспособности различных групп населения на уровень питания рассмотрим структуру рационов потребления основных пищевых продуктов (табл.5).

Анализ фактического среднедушевого потребления основных продуктов питания показывает, что их уровень в сред-

нем по всем группам населения сравнительно близок к оптимальному — 2699 ккал/чел. Для жителей Башкортостана, с характерными для него суровыми природно-климатическими условиями среднесуточная потребность должна составлять не менее 3000 ккал/чел. Вместе с тем по набору жизненно важных продуктов питания и их сбалансированности по пищевой ценности сложившийся уровень потребления не соответствует требованиям средней физиологической нормы. Расчеты показывают, что в нем белковая часть, особенно животного происхождения, оказывается дефицитной. В более худшем положении находится бедная часть населения с наименьшими доходами. Сложившийся уровень потребления основных продуктов оказывается ниже требуемого по калорийности на 28% (2160 ккал/чел.), а по белковой обеспеченности — на 53,3 %. В то же время в высокодоходной группе населения уровень потребления основных пищевых продуктов равен средним физиологическим нормам (2955 ккал/чел.), однако белковая обеспеченность составляет 81 %. У этой группы в сравнении с низкодоходной частью населения уровень потребления ценных по питательным свойствам продуктов (мясо, рыба, фрукты) превышает в 2-3 раза.

Таблица 5

Потребление основных продуктов питания на 1 чел. в месяц в зависимости от уровня благосостояния населения РБ в 2007г.

Продукты Потребление на 1 чел. в месяц, кг Удельный вес расходов на продукты, %

Все население В том числе 10 % населения В том числе 10 % населения

с наименьшими доходами с наибольшими доходами с наименьшими доходами с наибольшими доходами

Хлеб и хлебопродукты 9,4 8,3 9,8 28,1 17,7

Картофель 6,8 6,4 6,4 0,7 0,6

Овощи 7,1 4,2 9,3 3,9 5,1

Мясо и мясные продукты 6,3 4,2 7,9 24,9 32,9

Молоко и молочные продукты 21,0 15,2 22,6 11,5 10,3

Сахар и кондитерские изделия 3,1 2,4 3,1 8,9 8,9

Масло растительное и жиры 0,9 0,8 1,0 3,7 2,1

Фрукты и ягоды 4,7 2,1 6,7 4,4 9,0

Яйца, шт. 15,7 12,9 17,8 2,1 1,6

Рыба и рыбные продукты 1,1 0,5 1,5 2,9 4,9

Источник: расчеты автора по данным Башкортостанстата.

Заслуживает внимания также уровень и структура расходов на продукты питания. Стоимость продуктового набора у высокодоходной части населения оказывается в 3,6 раз выше, чем в низкодоходной части населения. Если бедная часть населения свои расходы на питание распределяет в основном на более низкие по цене и доступности хлеб, хлебопродукты, картофель, овощи, молоко, масло растительное и жиры, яйцо (50 %), то высокодоходная часть населения расходы на питание сосредотачивает на покупку более ценных в пищевом отношении продуктов: мясо, рыба, фрукты и овощи (51,9 %). Причем превышение общей стоимости этих продуктов в высокодоходной группе по сравнению с низкодоходной колеблется от 2 до 7 раз.

Потребительский спрос и уровень среднедушевого потребления продуктов питания зависит от соотношения темпов изменений доходов населения и цен на производительные товары. Большие и

резкие расхождения между этими двумя показателями вызывают риски, влияю -щие на продовольственную безопасность региона. Динамика цен и доходов в регионах России, начиная с 1991 г. дает примеры таких ситуаций, когда население подвергалась опасности недоедания. Сегодня рост доходов населения и стабильность цен на продукты определяют экономическую доступность продовольствия (табл.6).

Несмотря на стабильный рост в последние годы среднедушевых доходов населения Республики Башкортостан, в 2007 г. темпы роста покупательной способности населения по основным видам продуктов питания (не считая говядины и картофеля) замедлились из-за резкого увеличения потребительских цен на продовольствие. Натуральный продуктовый эквивалент среднедушевых доходов по говядине составил 92 кг, по молоку — 783 л, картофелю —1086 кг.

Таблица 6

Изменения индексов денежных доходов, потребительских цен и покупательной способности среднедушевых доходов населения по основным продовольственным товарам (в % к предыдущему году)

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.

Денежные доходы 123,8 123,8 130,4 128,9

Потребительские цены 113,5 109,0 108,3 117,1

Говядина (кроме бескостного мяса) 113,6 99,6 104,0 121,0

Молоко цельное 109,9 115,0 114,4 110,8

Яйца 105,6 128,4 133,8 101,1

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 93,7 123,7 122,0 110,2

Макаронные изделия 102,0 119,8 130,6 110,2

Картофель 164,8 113,9 97,5 127,9

ю

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

п ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф 13

я <

I I-

О ф

со

Источник: расчеты автора по данным Башкортостанстата.

В условиях переходной экономики принятая для всех стран концепция здорового сбалансированного питания подвергается в России значительным переменам. В условиях динамичности инфляционных процессов и растущей дифференциации доходов населения, в поведении современного потребителя продовольствия складываются трудно предсказуемые ситуации. Из-за стихийного повышения цен на отдельные группы и виды продукции происходит трансформация спроса и потребления.

Большая часть населения с низкими доходами вынуждена сокращать свои

потребности в полноценном питании за счет набора продуктов пониженного качества с более низкими ценами. Однако повышенный спрос на такие продукты при ограниченности их поставок на рынок сопряжено с ростом цен. Это ставит таких потребителей в сложную ситуацию. Вынуждает их пойти на недоедание, что создает в обществе социальную напряженность в отношениях между различными группами населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если одна часть населения страдает от недоедания и стремится к достижению полноценного рациона питания, то другая часть ищет пути излечения от болезней,

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

вызванных излишним потреблением отдельных видов продукции. В этом находит проявление крупных упущений органов государственного управления различного уровня, которые считают, что проблема питания — это интересы самого человека. Между тем количественный и качественный состав потребляемых продуктов питания является основным фактором, определяющим здоровье человека, а не только медицины и лекарственных средств.

В условиях развития рыночных отношений, несмотря на укрепление экономической самостоятельности регионов страны пока не удалось решить продовольственную проблему за счет использования собственного потенциала и разовых мер поддержки из центра. Разразившийся кризис в экономике ярко продемонстрировал необходимость пересмотра роли рынка и государства в обеспечении продовольственной безопасности. Без соответствующей поддержки региональной экономики, правовой защиты отечест-

венных товаропроизводителей от конъюнктуры мирового продовольственного рынка, определения рациональных правил рыночного поведения всех участников воспроизводства сельскохозяйственной продукции невозможно преодолеть региональные различия в продовольственном обеспечении.

При этом приоритетной линией аграрных реформ и в целом агропродоволь-ственной политики должно быть полное сбалансированное обеспечение потребностей населения в продовольствии на уровне физиологических норм потребления. Реализация мер по обеспечению продовольственной безопасности региона должна быть ориентирована на развитие социально-ориентированного продовольственного рынка, на разработку научно обоснованных долгосрочных и системных программ развития аграрного сектора экономики регионов России, ориентированного на повышение жизненного уровня населения.

Литература и примечания

1. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). - М.: 2002, С. 535 - 536.

Источники и методы формирования

теневого капитала

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

Я <

s

I H

о ф

со

Чапля В.В.*

The sources and methods offormation of the shadow capital are being revealed in this article.

Теневая экономика, будучи частью рыночной системы, может функционировать только на основе рыночных принципов, отражая рыночный характер производственной системы. Ход рыночных преобразований требует рационализации рыночных структур. Рыночная характеристика теневого капитала показывает его истинное устройство: расходы перекладывать на общество, а доход присваивать самому. Анализ процесса формирования теневого капитала дает нам возможность выделить основные направления его строительства в современной России. Они заключаются в следующем: • во-первых, организация теневого бизнеса носит двоякий характер. С одной стороны, она целиком подчинена за-

конам рынка, а цена ее предложения ниже легального сектора. С другой — в долгосрочной перспективе рыночные законы в теневой экономике проявляются не полностью из-за наращивания конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов в теневом поле деятельности; во-вторых, процессу формирования теневого капитала способствует экзогенная среда. Любой ее уровень достаточно глубоко пропитан теневыми отношениями. Получается, что эндогенные и экзогенные факторы экономического развития в первую очередь подчинены теневым процессам. Неслучайно масштабы теневой деятельности у нас носят массовый характер;

Начальник кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.