ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 1
С.М. Жиентаев1,
докт. экон. наук, зав. кафедрой экономической теории Костанайского
государственного университета имени Ахмета Байтурсынова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАЗАХСТАНА:
АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается вопрос о продовольственной безопасности Казахстана. Анализ современного состояния экономики Казахстана и мира в целом позволяет сделать вывод, что обеспечение продовольственной безопасности за счет развития агропромышленного комплекса должно стать приоритетом государственной политики страны. Кроме того, в работе довольно подробно представлены факторы продовольственной безопасности, которые должны учитываться при построении стратегии развития.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственная политика, агропромышленный комплекс.
The article presents the problem of Kazakhstan food security. Analyzing the actual world economic state and features of Kazakhstan economy, the author concludes that the provision of food security by developing agricultural sector should become the key priority of the government policy. Besides, the article offers a great number of food security factors that should be taken into account by policy makers.
Key words: food security, food security, agricultural sector.
В условиях усиливающегося мирового финансового кризиса вопрос о продовольственной безопасности любой страны является актуальным. Президент Казахстана Н. Назарбаев в своем выступлении вполне логично подчеркнул, что «в последние годы реализованы дополнительные меры по развитию агропромышленного комплекса (АПК) для обеспечения продовольственной безопасности Казахстана. В целом в 2008 г. за счет бюджета и институтов развития для АПК выделено свыше 127 млрд тенге (более 1 млрд долл. США). Эти средства пойдут на производство тех продуктов, которых нам не хватает — овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Во всех регионах созданы стабилизационные фонды зерна и социально значимых видов продукции. Создаются новые производства, в том числе и по переработки сельхозпродукции»2.
В экономической литературе понятие продовольственной безопасности трактуется с различных позиций: с точки зрения нацио-
1 Жиентаев Сансызбай Мухаметгалиевич, тел.: +7 (7142) 55-85-21.
2 Назарбаев Н.А. II сессия парламента РК. Астана, 2008. С. 16.
нальных, государственных, личностных интересов; устойчивости национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы, АПК; независимости экономики АПК от внешних рынков3.
Обеспеченная продовольственными ресурсами и гарантиями способность государства удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой независимо от внешних и внутренних условий и угроз представляет собой продовольственную безопасность страны. При этом объем, качество и ассортимент должны быть достаточны для физического и социального развития личности, сохранения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения. По нормам ВОЗ, человек должен потреблять 959,7 кг продуктов в год, включая питьевую воду. По этим нормам казах-станцы могут чувствовать себя в безопасности — «чистый» голод республике не грозит. Однако проблемы есть. Официально в государственной продовольственной корзине значится 43 наименования продуктов. Этот ассортимент определяется как минимальный, но доступность его для населения с каждым месяцем снижается, так как цены постоянно растут.
По расчетам Института питания Казахстана, на каждого казах-станца полагается 200 г хлеба в день при условии, что он потребляет продукты оставшихся 42 позиций4.
Из таблицы видно, что за счет собственного производства обеспечиваются лишь базовые потребности населения в пищевых продуктах. Если к этим видам продуктов питания добавить еще 33 наименования из продовольственной корзины, то ситуация резко меняется, а показатель продовольственной зависимости Казахстана достигает 25%5.
Казахстан является аграрно-индустриальной страной. Конкурировать с экономически развитыми странами в сфере производства высокотехнологичных продуктов ему очень сложно. Однако использовать свой аграрный потенциал в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции вполне реально.
Сегодня Казахстан вошел в число первых семи стран мира, экспортирующих зерно пшеницы и муку. Эта ниша на международном рынке является важной, так как «производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных
3 АтШк. 2008. № 2. С. 97.
4 Если в казахстанской продовольственной корзине упор делается на калории, то в европейской предпочтение отдается витаминам. По нашему представлению, с учетом особенностей резко континентального климата, предпочтительнее калорийное питание. Оптимальный уровень калорийности составляет 2956 калорий в сут.
5 Казахстан-Спектр. 2008. № 3. С. 54.
Потребление основных видов продовольствия на душу населения в Республике Казахстан (кг/год)
Виды продуктов питания 1990 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Норма потребления на душу населения
Мясо и мясопродукты 73 52 45 44 44 44 45 41 40 40 45 53 65,8 82
Молоко и молочные продукты 311 229 206 211 235 235 232 201 190 189 200 201 267,6 405
Яйца, шт. 225 97 79 90 102 109 113 119 106 108 105 106 108 292
Рыба и морепродукты 10,3 4,8 3,6 3,0 3,5 8,1 8,6 8,4 7,9 7,9 7,9 8,3 8,4 18,2
Сахар 8,0 8,5 8,1 20,3 21,0 26,4 21,7 20,3 16,6 16,4 16,7 18,1 20,9 37
Масло растительное 11,2 7,6 6,8 7,2 8,9 13,8 12,6 12,0 9,6 9,7 9,9 10,2 12 9
Картофель 86 70 60 60 66 66 65 56 49 47 49 56 63 97
Овощи и бахчевые 76 56 70 76 80 95 81 79 71 7,1 75 89 91 146
Фрукты и ягоды 23 11 7 9 15 23 21 33 35 36 36 39 40 113
Хлеб и хлебопродукты 148 1.85 103 101 105 120 120 122 116 114 116 120 121 110
Источник: данные Агентства РК по статистике.
производителей и всякого производства вообще»6. В этом смысле республика располагает всем необходимым для укрепления своих позиций на международном рынке, где востребована экологически чистая казахстанская сельскохозяйственная продукция (тем более что по прогнозам Комиссии ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО) в ближайшие 3 года производство зерновых культур будет сокращаться из-за неблагоприятных природно-климатических условий и уменьшения посевных площадей). Несмотря на то что мировые запасы зерновых в 2008 г. составили 496 млн т, потребность в них будет сохраняться постоянно. Этому будут способствовать два важнейших фактора: рост потребления зерна в развивающихся странах в связи с постоянно растущим населением и увеличение переработки зерна в технических целях. Казахстан в состоянии ввести в оборот еще около 6 млн га посевных площадей7.
На протяжении 250 лет Казахстан входил в состав Российской империи, позже — Советского Союза. Естественно, развитие его аграрного сектора было напрямую связанно с процессами, происходившими в Центре. Население вело в основном патриархальное хозяйство. На российский товарный рынок поставлялись главным образом сельскохозяйственные животные и животное сырье (шкуры, шерсть и т.п.). Большую специфику имел начавшийся во второй половине XVIII в. процесс перехода к рынку. Он сопровождался подрывом патриархального землевладения, переходом к смешанной многоукладной экономике, базирующейся на взаимодействии 4 основных укладов: государственного, общинного, крупного частного, семейно-трудового (мелкотоварного). При этом особые надежды П. Столыпин возлагал на развитие последнего8.
Решения о сохранении продовольственной безопасности Советского Союза исходили из Центра и носили ярко выраженный административно-командный характер. В Казахстане в конце 20-х — начале 30-х гг. прошлого столетия была проведена коллективизация сельского хозяйства, а в 1950-е гг. — широкомасштабная кампания по подъему целинных и залежных земель, что в последующем увеличило производство зерновых культур в 10 раз9.
Проблема обеспечения продовольствием населения остро стояла и в период «развитого социализма». В мае 1982 г. была принята Продовольственная программа СССР. Однако она не была реализована по причине низкой эффективности сельскохозяйственного производства, отсутствия мотивации к трудовой деятельности у сельского труженика.
6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. Ч. 2. С. 203.
7 Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008 г.
8 Нева. 1991. № 6. С. 191.
9 Агентство Республики Казахстан по статистике, 2005 г.
Распад Советского Союза, обретение Казахстаном независимости сделали актуальной проблему продовольственной безопасности республики.
По критериям, выработанным указанной Комиссией ООН, страна сохраняет продовольственную безопасность в том случае, если на внутреннем рынке 85% продовольственных товаров, потребляемых населением, производится в данной стране. В Казахстане данная ситуация критическая. Поэтому не случайно правительство принимает все необходимые меры для реализации инвестиционных проектов, направленных на укрепление материально-технической базы сельскохозяйственного производства и на увеличение его продукции.
После обретения независимости весьма популярным в Казахстане был лозунг: «фермер накормит страну». Усиленно стал проводиться процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Крупные сельскохозяйственные формирования стали распадаться. Вновь созданные фермерские хозяйства, не имея достаточной материально-технической базы, финансовых ресурсов для приобретения новой сельскохозяйственной техники, не могли соблюсти современные агротехнологические приемы в земледелии, что незамедлительно привело к снижению урожайности полей, сокращению объемов сельскохозяйственного производства. Анализ данных показывает, что, несмотря на рост количества фермерских хозяйств в республике до 193 418 в 2006 г., доля сельского хозяйства в объеме ВВП за последние 5 лет снизилась на 3,2% и достигла 5,5%10. Животноводство без поддержки государственных инвестиций оказалось в глубоко кризисном состоянии.
Вместе с тем на начальном этапе развития переходных процессов определяющей была точка зрения о свободном развитии рыночных отношений. Считалось, что сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства в наибольшей степени приспособлено к рынку совершенной конкуренции и может обойтись без системы государственного регулирования. Но практика хозяйствования быстро показала несостоятельность такого подхода. Теперь в Казахстане четко сформировалось понимание того, что становление и функционирование рыночных отношений, как и обеспечение продовольственной безопасности, без государственного вмешательства и регулирования невозможны.
Анализируя экономическую теорию переходного периода и вмешательства государства в экономику, профессор А. Ноув отмечает: «Должно ли правительство придерживаться определенной политики и стратегии, предпринимать меры по стимулированию инвестиций
10 Казахстан-Спектр. 2008. № 3. С. 153.
и технического прогресса? Здесь Япония, Южная Корея, Тайвань могут служить примерами позитивной стратегии правительства, включая селективные протекционистские меры, льготные кредиты и т.п.
Полезно обратить внимание наших "восточных" коллег на роль правительства в послевоенном восстановлении Западной Европы, например в реализации плана А. Маршалла. Тогда экономика этих стран не была оставлена на произвол рыночных сил.
В посткоммунистических странах, к которым относится и Казахстан, пока очень мало источников частного финансирования и не развит рынок капитала, и если государство уйдет из инвестиционной сферы, уровень инвестиций упадет ниже восстановительного, а чистые инвестиции станут отрицательными»11.
Обеспечение продовольственной безопасности страны является общегосударственной национальной задачей и усиливается воздействием двух групп факторов.
К первой группе факторов относятся:
а) низкая конкурентоспособность аграрного сектора как отрасли народного хозяйства, что затрудняет формирование рыночных отношений в нем;
б) зависимость сельского хозяйства от природно-климатических условий, особенно в зоне рискованного земледелия Казахстана, что обусловливает необходимость образования и развития страховых фондов, регулируемых государством;
в) неустойчивость цен на сельскохозяйственную продукцию, систематические их колебания, связанные не столько с погодно-климатическими условиями, сколько с продолжительностью производственного цикла, а также с конъюнктурой рынка и сезонным характером конечной продукции сельскохозяйственного производства. Следствием этого, как показывает практика, является неустойчивость и колебание доходов хозяйствующих субъектов в аграрном секторе;
г) высокая капиталоемкость сельскохозяйственного сектора, более длительный срок окупаемости по сравнению с другими отраслями, низкая прибыльность капиталовложений. С этим связана малопривлекательность капиталовложений в эту отрасль, а собственные усилия и инвестиции вновь образованных хозяйствующих субъектов пока явно недостаточны;
д) неравенство хозяйствующих субъектов в аграрном секторе по сравнению с другими отраслями производства, что вызвано самой спецификой сельского хозяйства как отрасли с высокой степенью производственно-хозяйственного риска и меньшей степенью концентрации и специализации производства, для продукции которой сохраняется диспаритет цен. Отмеченное нера-
11 Вопросы экономики. 1993. № 11. С. 21.
венство было и остается в различных социально-экономических условиях и требует государственного вмешательства.
Вторая группа факторов связана со степенью структурных и финансовых деформаций, а также с особенностями переходного периода от жестко централизованной огосударствленной экономики к социально ориентированной рыночной. За годы советской власти в Союзе в целом и в Казахстане в частности образовалось такое экономическое и правовое пространство, которое не было ни экономически, ни психологически подготовлено к внедрению рыночных отношений. Сложилась такая система производственных отношений, при которой политика брала верх над экономикой, а команда сверху была выше принципов экономической целесообразности. В таких условиях решить проблему продовольственной безопасности сразу было весьма сложно.
После того, как Казахстан стал одним из членов мирового сообщества, он не может не испытывать на себе влияния этого сообщества. Данная ситуация усугубляется тем, что наша республика во многом зависит от конъюнктуры на мировых рынках. Происходит это в силу того, что экономика Казахстана носит ярко выраженный экспортно-сырьевой характер. К сожалению, даже после обретения независимости за 18 лет не удалось изменить отмеченного сырьевого направления.
Безусловно, это будет сказываться и на продовольственной безопасности страны. Если до 1991 г. республика производила ряд товаров народного потребления и могла удовлетворить потребности людей более чем на 85% в одежде, обуви, продуктовых товарах и т.д., то в настоящее время в Казахстан завозятся и успешно конкурируют с местными товарами и продукты питания. Импорт зарубежной сельскохозяйственной продукции, даже менее дешевой, чем местная, отрицательно сказывается на финансово-экономическом состоянии местных хозяйствующих субъектов и отвлекает ограниченные национальные валютные ресурсы от инвестирования в аграрный сектор экономики. Рост импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия сужает возможности развития аграрного сектора, а также предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Это, естественно, подрывает продовольственную безопасность страны.
Снижение финансовой активности в экономически развитых странах ведет к ослаблению деятельности внутренних финансовых институтов, так как последние зависят от внешних источников. По данным западных экспертов, индекс Доу-Джонса будет падать в ближайшие 1,5—2 года. Это неизбежно скажется на экономике Казахстана, поскольку снижение деловой активности на рынках, использующих его сырьевую продукцию, приведет к сокращению финансовых поступлений в страну. Кроме того, как показывает
3 ВМУ, экономика, № 1
33
элементарный анализ, цены на сырье на мировом рынке снижаются. Поэтому Казахстан должен сделать ставку на развитие собственного производства сельскохозяйственных продуктов.
Анализируя модель Р. Солоу, экономисты обратили внимание на то, что при прочих равных условиях страна с меньшим объемом душевого капитала должна расти быстрее, так как сказывается эффект, возникающий вследствие убывающей отдачи капитала. Однако другой важнейший фактор роста — уровень технологий — характеризуется уже возрастающей отдачей: чем он выше, тем быстрее рост. Кроме того, отстающая страна рискует попасть в ловушку бедности или в индустриальную ловушку. В этом случае она движется вдоль равновесных (поддерживаемых рынком) траекторий медленного роста12. Данный тезис является весьма актуальным для современного экономического состояния Казахстана. Рост экономики в 2000—2007 гг., очевидно, был связан именно с этим эффектом. Сейчас же ситуация изменилась. Поэтому наряду с развитием традиционных форм следует провести большую работу по интенсификации сельскохозяйственного производства, направленную на увеличение доли крупнотоварных производств как в растениеводстве, так и в животноводстве. Сегодня около 80% всего поголовья сельскохозяйственных животных находится в личных подворьях, а удельный вес племенных животных в стаде составляет от 5 до 7%, что почти в 6 раз ниже, чем в развитых странах13.
Обеспечение продовольственной безопасности Казахстана связано не только с производством сельскохозяйственной продукции, но и с ее переработкой, которая на сегодняшний день является слабым звеном аграрного сектора. Из-за низкой конкурентоспособности отечественной перерабатывающей промышленности на импорт продуктов глубокой переработки Казахстан ежегодно затрачивает около 1,9 млрд долл. США14. Это грозит республике ранее указанной «индустриальной ловушкой», так как степень износа технологического оборудования в перерабатывающих предприятиях превышает 50%, а новое оборудование, отвечающее современным требованиям, в республике не создается.
Еще в 1919 г. А. Байтурсынов высказал весьма актуальную для нашего времени мысль: «Пока казахи не будут обрабатывать мясо и шкуры животных, которых они выращивают на бескрайних просторах своей страны, и производить из них конечную, готовую для потребления продукцию, вопрос об их экономической независимости будет оставаться двояким»15.
12 Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 13.
13 Вестн. с.-х. науки Казахстана. 2008. № 8. С. 4.
14 Там же. С. 4.
15 Байтурсынов А. Архивный материал. 1920. Т. 2. С. 15.
В настоящее время более 90% добытого и созданного в стране национального богатства утекает за рубеж в виде сырья. Поэтому, на наш взгляд, следует весьма осторожно рассматривать деятельность иностранных компаний в Казахстане, проводить глубокий экономический анализ их работы. Очевидно, что данные компании находятся в стране вовсе не из альтруистических целей, а ищут наиболее выгодные сферы вложения капитала. В этой связи государству необходимо вернуть назад контрольный пакет акций всех иностранных компаний, действующих в республике, сделать их доходы прозрачными. Например, в ВВП развитых стран (США, Франция, Германия) доля заработной платы составляет 65—67%, а в Казахстане — 23—25%16. Все меры государства должны быть направлены на развитие собственного производства, реализацию продуманной протекционистской политики, защищающей отечественного товаропроизводителя. Страны Запада в течение более чем 400 лет оберегали своего товаропроизводителя и продолжают оберегать его в настоящее время, предлагая Казахстану снизить таможенные барьеры, экспортируя по бросовым ценам свою продукцию на местный рынок. Современный мировой финансовый кризис подрывает попытки укрепления продовольственной безопасности Казахстана. Поэтому вполне естественно, что назрела необходимость усиления действенного организационного начала, возрождения регулирующего воздействия государства на развитие сельскохозяйственного производства17, обеспечение продовольственной безопасности, а также на интеграцию экономики республики в систему международного разделения труда.
Список литературы
Байтурсынов А. Архивный материал. Т. 2. 1920.
Вестн. с.-х. науки Казахстана. 2008. № 8.
Вопросы экономики. 1993. № 11.
Вопросы экономики. 2008. № 4.
Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994.
Казахстан-Спектр. 2008. № 3.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. Ч. 2.
Назарбаев Н.А. II сессия парламента РК. Астана, 2008.
Нева. 1991. № 6.
АпаШс. 2007. N 1.
АпаШс. 2008. N 2.
16 АпаШс. 2007. N 1. С. 25.
17 См.: Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994.