ВестпикВТУИТ/Proceedings of VSUET, Т. 79, № 1, 2017_
Оригинальная статья/Original article_
УДК x
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-445-450_
Показатели и критерии оценки состояния продовольственной _безопасности: опыт Казахстана и зарубежных стран_
Жамал М. Аяпова 1 ayapova_zh@list.ru
1 Казахский гуманитарно-юридический университет, Коргалжинское ш. 8, Астана 020000, Казахстан
Реферат. В статье приведены критерии и показатели, характеризующие продовольственную безопасность страны. Рассмотрен зарубежный опыт регулирования продовольственной безопасности, использование которого в Республике Казахстан позволит создать условия для устойчивого развития производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, формирования эффективно функционирующего рынка продовольствия. На начальном этапе критериями оценки были среднедушевые доходы населения и переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20%, а затем 16% от общего объема годового потребления), то в настоящее время критерии оценки расширяются и становятся более сложными. К критериям продовольственной безопасности относят: устойчивость развития агропромышленного комплекса (АПК), рыбного и лесного хозяйства, что позволяет наращивать производство продовольствия для увеличения запасов и на случай оказания продовольственной помощи другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны; высокий уровень научных достижений, повышающий техническую и технологическую оснащенность, улучающий генофонд животноводства и растениеводства; природоохранная и природовосстановительная политика и практика, обеспечивающие сохранение и улучшение плодородия почвы, урожайности и т. п. При установлении критериев национальной продовольственной безопасности необходимо учитывать, что они должны характеризовать уровень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а также степень устойчивости продовольственного обеспечения страны. Экономической основой национальной безопасности в продовольственной сфере является продовольственное обеспечение населения страны основными видами продуктов питания. Это означает, что если налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, то продовольственную безопасность страны можно считать гарантированной.
^лючевыиил2ии:£иЁиииииии™аиииииии™ииииии™иитуииииии™
Indicators and criteria for assessing the state of food security: the _experience of Kazakhstan and foreign countries_
_Zhamal M. Ayapova 1 ayapova zh@list.ru_
1 Kazakh humanitarian law university, Korgalzhinskoe highway. 8, Astana, 020000, Kazakhstan
Summary. The article presents the criteria and indicators that characterize the country's food security. The foreign experience in the regulation of food security is considered, the use of which in the Republic of Kazakhstan will create conditions for the sustainable development of production, increasing the competitiveness of domestic products, and the formation of an efficiently functioning food market. At the initial stage, the evaluation criteria were the per capita incomes of the population and the carryover stocks of food grains (first at the level of 20% and then 16% of the total annual consumption), now the evaluation criteria are expanding and becoming more complex. The criteria for food security include: the sustainability of the development of the agro-industrial complex (APC), fisheries and forestry, which increases the production of food to increase inventories and in the event of food aid to other countries that have suffered natural disasters or wars; A high level of scientific achievements, increasing technical and technological equipment, improving the gene pool of livestock and crop production; Environmental and nature conservation policies and practices that ensure the conservation and improvement of soil fertility, yield, etc. When establishing the criteria for national food security, it is necessary to take into account that they should characterize the level of satisfaction of the population's food needs, as well as the degree of sustainability of the country's food supply. The economic basis of national security in the food sector is the provision of basic food for the population of the country. This means that if an uninterrupted supply of basic foodstuffs is sufficient for medical purposes, the country's food security can be considered guaranteed. Keywords: management, population, nutrition, accessibility, food security, level, market
Введение
Оценка состояния продовольственной безопасности населения Республики Казахстан производится по ряду критериев на основе значительного количества экономических показателей.
При этом, если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения и переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20%, а затем 16% от общего объема годового потребления), то в настоящее время критерии оценки расширяются и становятся более сложными.
К критериям продовольственной безопасности относят: долю расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения; территориальную доступность
продуктов (измеряется путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны); уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве); степень «натуральности» и доброкачественности продуктов; влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии [1].
Основная часть
Как свидетельствует анализ, в обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:
Для цитирования For citation
Аяпова Ж.М. Показатели и критерии оценки состояния продоволь- Ayapova Zh.M. Indicators and criteria for assessing the state of food se-ственной безопасности: опыт Казахстана и зарубежных стран // curity: the experience of Kazakhstan and foreign countries. Vestnik Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 1. С. 445-450. doi:10.20914/2310- VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. Vol. 79. no. 1. pp. 445-450. (in 1202-2017-1-445-450 Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-1-445-450
— физической доступностью продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;
— экономической доступностью продовольствия, состоящей в том, что уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина позволяет ему приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
— безопасностью продовольствия для потребителей, то есть возможностью предотвращения производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.
К критериям продовольственной безопасности относят:
— устойчивость развития агропромышленного комплекса (АПК), рыбного и лесного хозяйства, что позволяет наращивать производство продовольствия для увеличения запасов и на случай оказания продовольственной помощи другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны;
— высокий уровень научных достижений, повышающий техническую и технологическую оснащенность, улучающий генофонд животноводства и растениеводства;
— природоохранная и природовосстано-вительная политика и практика, обеспечивающие сохранение и улучшение плодородия почвы, урожайности и т. п.
Группа ученых Казахстана, на наш взгляд, правомерно считает, что для оценки уровня обеспеченности населения страны продовольствием целесообразно использовать следующие критерии: производство 80-85% общего объема продуктов питания отечественными товаропроизводителями; потребление населением продуктов питания с оптимальным уровнем калорийности (2353 ккал в сутки); обеспечение рациональной структуры питания и полное удовлетворение потребностей населения в соответствии с физиологически обоснованными нормами; соответствие качества продуктов питания требованиям технических регламентов; создание восполняемого страхового запаса продовольствия на уровне 25% от годового объема потребления продуктов питания; наличие реальной возможности удовлетворения потребности в продуктах питания, не выпускаемых внутри страны или выпускаемых в недостаточных количествах, за счет импорта; производство на душу населения не менее одной тонны зерна [2].
Научно-теоретическое исследование показало, что современные ученые дают различные определения критериям продовольственной
безопасности. Каждый автор также имеет свою точку зрения на факторы, влияющие на продовольственную безопасность страны или региона. При определении критерия продовольственной безопасности одни авторы исходят из ее показателей, другие ставят ее уровень в зависимость от исследуемой темы. Обеспечение продовольственной безопасности в стране оценивается множеством экономических показателей. Надо отметить, какие бы показатели ни приводились учеными-экономистами для определения
продовольственной безопасности, они солидарны в том, что в любом государстве должны быть созданы все условия для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности продукции, формирования эффективно функционирующего рынка аграрной продукции, в условиях обеспечения продовольственной безопасности как страны в целом, так и отдельных регионов и каждого человека.
Например, эксперты ФАО считают, что основными показателями продовольственного обеспечения на международном уровне являются объем переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранение до уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в расчете на душу населения.
Пороговым значением первого показателя считается запас, равный 60 дням или 17% годового мирового потребления. Сокращение объемов запасов ниже этого уровня приводит к резкому повышению мировых цен на зерно, к дестабилизации мирового зернового рынка, ухудшению конъюнктуры мирового рынка для стран-импортеров и, опосредованно, дестабилизации других продуктовых рынков. В Казахстане объем переходящих запасов зерна в настоящее время установлен в размере 90 дней, что соответствует 25% годового объема потребления.
На наш взгляд, при установлении критериев национальной продовольственной безопасности необходимо учитывать, что они должны характеризовать уровень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а также степень устойчивости продовольственного обеспечения страны.
Нельзя не согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что на обеспечение продовольственной безопасности влияет не только современное состояние отечественного аграрного рынка, но и уровень протекционизма, а также общеэкономическая ситуация в стране.
На наш взгляд, главным критерием продовольственной безопасности должна выступать быть степень обеспеченности населения страны основными продуктами питания согласно физиологическим нормам потребления. Как это проблема сегодня решается в стране,
можно установить, изучив и проанализировав оценки его экономических показателей. Почти все авторы едины во мнении, что в обобщенном виде основными экономическими показателями, характеризующими продовольственную безопасность страны, могут стать следующие: физическая доступность продуктов питания для потребителей - наличие всех видов продукции первой необходимости в Казахстане, в необходимом объеме и ассортименте и соответствующих платежеспособному спросу населения; экономическая доступность продуктов питания, то есть их доступность потребителям по цене независимо от социального статуса и места жительства, которая позволит приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне; безопасность продуктов питания, отсутствие в них вредных веществ, наносящих вред здоровью населения.
Значения всех выше перечисленных показателей сопровождаются большими рисками в силу того, что основная продукция поступает из сельскохозяйственной отрасли, деятельность которой, как известно, подвержена значительному влиянию почвенно-климатических условий и сезонности. В случае действия рисков на рынке розничные цены на продовольствие могут резко увеличиться по сравнению с динамикой доходов населения [3]. Немаловажное значение имеют также и торговые барьеры, такие как запреты на вывоз со своей территории наиболее ликвидной сельхозпродукции или, наоборот, запреты на ввоз продовольствия, недобросовестная межрегиональная конкуренция и т. д.
Мировая практика для оценки продовольственной безопасности, как было сказано выше использует множество показателей.
Продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если:
— население страны обеспечено экологически чистыми, полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно обоснованным нормам с учетом пола, возраста, условий труда, природно-климатических условий и национальных традиций;
— цены на эти продукты питания доступны всем гражданам, многодетным семьям, пенсионерам независимо от национальной принадлежности и профессии;
— созданы стратегические запасы продовольствия на случай стихийных бедствий, войны или других чрезвычайных обстоятельств. Этот запас позволит избежать голода в стране при введении нормированного распределения продуктов в течение не менее пяти лет. В США и Швейцарии, например, создан запас зерна и продовольствия на этот срок [5];
— агропромышленный комплекс (АПК), рыбное и лесное хозяйство развиваются устойчиво и имеют резервы, позволяющие наращивать производство продовольствия для увеличения запасов и на случай оказания продовольственной помощи другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны;
— наука находится на уровне высших мировых достижений и обеспечивает все сферы жизнедеятельности новейшими образцами техники, технологиями, поддерживает и улучшает генофонд животноводства и растениеводства и дает достоверные прогнозы развития общества на перспективу.
— природоохранная и природовосстано-вительная политика и практика обеспечивают сохранение и улучшение среды обитания необходимой для производства продукции животноводства.
Считается что продовольственная безопасность будет достигнута в стране частично, если выполняются следующие условия:
— население страны обеспечено продуктами питания отечественного производства не менее, чем на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к нормативу, принятому международной продовольственной организацией (ФАО);
— цены на эти продукты доступны основной массе трудового населения страны;
— стратегические запасы продовольствия ограничены и не обеспечивают устойчивое снабжение населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;
— производственные мощности позволяют наращивать выпуск продовольствия;
— научно-техническая база хотя и отстает от уровня высших мировых достижений, но развивается.
Вместе с тем, продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:
— население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства на 60-80%;
— стратегические запасы продовольствия истощены или отсутствуют;
— производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.
Отметим также, что продовольственная безопасность будет достигнута, если будут выполнены в основном все перечисленные выше условия, кроме условий наличия, т. е. стратегических запасов, обеспечивающих население продуктами питания на случай чрезвычайных обстоятельств на срок менее пяти лет. Этот показатель актуален для стран с переходной экономикой, в связи с тем, что импортная экспансия в условиях либерализации внешней торговли привела к вытеснению с рынка отечественных
товаропроизводителей, как это имеет место, в том числе, на рынке Казахстана. Так, за счет импорта ныне формируется около 35% продовольственных ресурсов Казахстана (и это в республике, которая считалась житницей бывшего СССР).
Эти данные свидетельствуют о том, что пороговый уровень (0,3) свойствен казахстанскому рынку. В этих условиях, по нашему мнению, основная задача в решении проблемы продовольственной безопасности - это стабилизация отечественного производства, предполагающая его грамотную государственную поддержку. Такая необходимость подтверждается опытом развитых стран, где субсидии государства составляют значительный удельный вес в доходах аграрного сектора [4]. Так, в США они достигают 30%, Канаде - 45%, Швеции - 59%, Японии - 66%, Финляндии - 71%, Норвегии - 77% [4].
Исходя из вышесказанного, предлагается применять для характеристики степени продовольственной безопасности государства понятную всем пятибалльную систему оценок, каждая из которых определяется исходя из состояния отраслей, производящих продовольствие, степени обеспечения им населения, качества продуктов питания, их доступности всем слоям общества, объема и возможностей по наращиванию стратегических запасов продовольствия, состояния производственной и научно-технической базы и возможностей по сохранению и улучшению среды обитания.
С целью реализации концепции обеспечения продовольственной безопасности в Республике Казахстан следует изучить положительный опыт России, в которой в 2010 г. была принята «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». Для оценки состояния продовольственной безопасности ими в доктрине приведены ниже следующие показатели:
а) в сфере потребления:
— располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;
— обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1 тыс. человек;
— потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;
— объемы адресной помощи населению;
— суточная калорийность питания человека;
— количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;
— индекс потребительских цен на пищевые продукты;
б) в сфере производства и национальной конкурентоспособности:
— объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
— импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
— бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;
— продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;
— объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;
в) в сфере организации управления:
— объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
• зерна - не менее 95%;
• сахара - не менее 80%;
• растительного масла - не менее 80%;
• мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%;
• молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%;
• рыбной продукции - не менее 80%;
• картофеля - не менее 95%;
• соли пищевой - не менее 85%.
На наш взгляд, для каждой страны, исходя из сложившейся ситуации на внутреннем рынке, должны устанавливаться свои критерии и показатели обеспечения продовольственной безопасности, как, в частности, это сделала РФ.
Для оценки состояния продовольственной безопасности учеными-экономистами разработаны целые системы объективных критериев и методов ее количественного измерения на всех уровнях, начиная от социальной группы населения, региона, области, и до государства в целом [6]. При этом, обеспечение продовольственной безопасности на каждом уровне требует необходимости определения своих критериев и экономических показателей.
Критерии должны выражать целевые качественные ориентиры, устанавливаемые в соответствии с исходной и прогнозируемой ситуацией (состоянием проблемы), показатели количественной меры приближения к целевым ориентирам. Многие ученые считают, что продовольственная безопасность содержит три аспекта: количественный, качественный и социально-экономический. Первый аспект направлен на обеспечение достаточного объема
продовольствия, второй характеризует обеспечение населения не просто продовольствием, а продовольствием безопасным и качественным. Третий аспект предусматривает повышение доходов населения до уровня, обеспечивающего реальный (экономический) доступ к продовольствию. Каждый из этих трех аспектов также должны иметь свои критерии оценки.
Для оценки экономической доступности продовольствия целесообразно пользоваться показателем, который показывает, сколько набора продуктов фактического или рекомендуемого рациона можно купить на сумму потребительских расходов. Различие в этих показателях позволит выявить дифференциацию регионов по экономической доступности продовольствия. Эти показатели можно рассчитать и по регионам и по республике в целом. Проведение такого расчета позволит определить степень самообеспеченности каждого региона республики в той или иной продукции.
В настоящее время в Казахстане принята модель импортозамещения. Еще в 2000-х годах в стране была разработана программа импорто-замещения с целью защиты внутреннего рынка от импортеров. Как свидетельствует мировой опыт, практически ни одна страна в мире (в тех или иных объемах) не обходится без импорта определенных видов продовольственных товаров. Импорт позволяет более полно удовлетворять спрос на продовольственном рынке страны, компенсируя недостаточное предложение товаров собственного производства. В качественном отношении ввоз отдельных видов продуктов способствует оптимизации структуры питания населения в соответствии с рекомендуемыми физиологическими нормами.
Для Казахстана, как и для других стран с трансформируемой экономикой, импорт играет определенную положительную роль в формировании рыночных отношений в аграрной сфере, способствуя развитию конкуренции на внутреннем продовольственном рынке. Однако ввоз продовольствия в значительных объемах при ухудшении конъюнктуры мирового рынка может поставить под угрозу обеспечение населения страны, особенно такими важными видами продовольствия как молоко, мясо, растительное масло, сахар, рыба и некоторыми другими. Порог продовольственной безопасности в Казахстане не должен превышать 20-25%, хотя по отдельным видам продукции импорт составляет 80% от потребления населения. В ближайшее время на динамику развития сельского хозяйства и продовольственную безопасность Казахстана будут оказывать влияние такие факторы, как присоединение к ВТО и создание Единого экономического пространства на базе Таможенного союза. Поэтому, данный вопрос постоянно
находится под пристальным вниманием правительства страны и естественно, в закон будут вноситься изменения и дополнения. Как считают многие ученые, в стране необходимо принять отдельный закон или разработать доктрину, как это сделали в России, по обеспечению продовольственной безопасности.
Опыт многих стран свидетельствует о том, что продовольственная самообеспеченность не всегда достигается, даже в экономически развитых странах. Так, Япония импортирует продовольствие в значительных объемах, и уровень ее продовольственной самообеспеченности, рассчитываемый как отношение объема собственного производства продовольствия к величине внутреннего потребления, составляет лишь 50% [7]. Но нельзя сказать, что эта страна находится в продовольственной зависимости от других стран, так как возможности национальных компаний, занимающихся закупками продовольственных товаров за рубежом и их реализацией на внутреннем рынке, позволяют импортировать необходимые объемы продуктов питания без угрозы для продовольственной безопасности страны.
Кроме того, в мировой торговле Япония выступает как крупнейший нетто-экспортер с балансом внешнеторгового оборота, достигающим в последние годы 60 млрд долл. США. Это означает, что экспортная выручка значительно превышает расходы на импорт продовольствия.
При этом, опасная зависимость страны от внешних источников продовольствия возникает тогда, когда она не в состоянии оплачивать импорт необходимого объема продовольственных товаров без ущерба для национальной экономики, либо отказ от ввоза основных видов продуктов питания приводит к снижению достигнутого уровня продовольственного обеспечения населения страны.
Заключение
Таким образом, установлено, что при различиях в подходах к определению продовольственной безопасности, общим является требование поддержания продовольственного снабжения населения на таком уровне, который гарантировал бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в стране. Причем надежность продовольственной безопасности страны достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для их импорта в нужных количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений и нарушений в поступлении продовольствия по импорту [8].
Продовольственная безопасность страны связана не только с производством продуктов питания и возможностью их закупки на мировых
рынках, но и со способностью населения обеспечить себя продовольствием нужного качества в должном количестве. Для этого на государственном уровне следует рассматривать медицинские нормы потребления и санитарные нормы контроля продовольствия.
Экономической основой национальной безопасности в продовольственной сфере является
ЛИТЕРАТУРА
1 Курочкина А. А., Харламова Т. Л. Проблемы реализации концепции экономической безопасности федерального округа в условиях глобализации // Проблемы современной экономики.'2013. №4. С. 141-143.
2 Жартай Ж. М., Семак Е. А. Количественные и качественные параметры внешней торговли Республики Казахстан в условиях евразийской интеграции // Вестник Карагандинского государственного университета. 2015. № 02 (78).
3 Кенжеболатова М. Ш., ЕлМздщ азык-тулж каутаздятн камтамасыз етудеп кейф езекп мэселелер // Вестник науки Казахского агротехнического университета им С. Сейфуллина 2014. № 1 (80). С. 153-163.
4 Agricultural Policies in Emerging Economies. Monitoring and evaluation 2009. France: OECD,2009.191 c.
5 Agricultural Policies in OECD Countries at a glance 2010. France: OECD, 2010. 125 c.
6 Климова Н. В. Продовольственная безопасность основа обеспечения экономической безопасности региона. // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С. 214-219.
7 Анфиногенгова А. нфиногентова А. Межотраслевой подход к обоснованию национальной программы продовольственной безопасности // Экономист. 2014. № 8. С. 40-47.
8 Гончаров В. Импортозамещение в продовольственном комплексе // Экономист. 2015. № 3. С. 24-31.
9 Мизанбекова С., Богомолова И., Богомолов А. Современные тенденции кластеризации зернопродуктового комплекса Казахстана // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 32-34.
Ю Shapouri S. Food security assessment, 2010-20. DIANE Publishing, 2010.
11 Rhoe V., Babu S., Reidhead W. An analysis of food security and poverty in Central Asia - case study from Kazakhstan // Jounial of International Development. 2008. T. 20. №. 4. C. 452465.
12 Yu B. et al. Toward a typology of food security in developing countries // International Food Policy Research Institute (IFPRI), 2010. № 945.
1 Я Alekseev G.V., Leu A.G., Derkanosova AA., Kharitonov D.V. Features of innovative transformation of the enterprise for processing of food raw materials // Russian journal of agricultural and socioeconomic sciences T. 64. № 4. 2017. С. 94-99. https://doi.org/10.18551/ijoas.2017-04.12
14 Голубева Л.В, Долматова О.И., Иванцова М.И. Разработка состава и технологии молочного десерта с морковной клетчаткой // Вестник ВГУИТ. 2016. № 2. С. 148-152.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Жамал М. Аяпова к. э. н., Казахский гуманитарно-юридический университет, Коргалжинское ш. 8, Астана, 020000, Казахстан, ayapova_zh@list.ru
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА
Жамал М. Аяпова полностью подготовила рукопись и несет ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 07.12.2016 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 26.01.2017
продовольственное обеспечение населения страны основными видами продуктов питания. Это означает, что если налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжение населения основными продуктами питания, то продовольственную безопасность страны можно считать гарантированной.
REFERENCES
1 Kurochkina A. A., Kharlamova T. L. Problems of realization of the concept of economic security of the Federal district in the context of globalization. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern Economics]. 2013. no. 4. pp. 141-143. (in Russian).
2 Zhartai Zh. M., Semak E. A. Quantitative and qualitative parameters of foreign trade of the Republic of Kazakhstan in the conditions of Eurasian integration. Vestnik Karagandinskogo gosu-darstvennogo universiteta [Proceedings of Karaganda state University]. 2015. no. 02 (78). (in Russian).
3 Kenzhebolatova M. Sh., Elms AZ-TLC aupisg ar-temisis etudes kabr sect meseleler. Vestnik nauki Kazakhskogo agrotekhnicheskogo universiteta im. S. Seifullina [Journal of science of Kazakh agro technical University. S. Seifullin]. 2014. no. 1 (80). pp. 153-163. (in Russian).
4 Agricultural Policies in Emerging Economies. Monitoring and evaluation 2009. France: OECD, 2009. 191 p.
5 Agricultural Policies in OECD Countries at a glance 2010. France: OECD, 2010. 125 p.
6 Klimova N. V. Food security is the basis of economic security of the region. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2012. no. 9. pp. 214-219. (in Russian).
7 Anfinogentova A. Cross-sectoral approaches to national food security program. Ekonomist [The economist]. 2014. no. 8. pp. 40-47. (in Russian).
8 Goncharov V. Import substitution in the food complex. Ekonomist [The economist]. 2015. no. 3. pp. 24-31. (in Russian).
9 Mizanbekova S., Bogomolova I., Bogomolov A. Contemporary tendencies of clustering of grain products complex of Kazakhstan. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal [International agricultural magazine]. 2016. no. 2. pp. 32-34. (in Russian).
10 Shapouri S. Food security assessment, 2010-20. DIANE Publishing, 2010.
11 Rhoe V., Babu S., Reidhead W. An analysis of food security and poverty in Central Asia - case study from Kazakhstan. Journal ofInternationalDevelopment. 2008. vol. 20. no. 4. pp. 452-465.
12 Yu B. et al. Toward a typology of food security in developing countries. International Food Policy Research Institute (IFPRI), 2010. no. 945.
13 Alekseev G.V., Leu A.G., Derkanosova A.A., Kharitonov D.V. Features of innovative transformation of the enterprise for processing of food raw materials. Russianjournal of agricultural and socioeconomic sciences vol. 64. no. 4. 2017. pp. 94-99. https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-04.12
14 Golubeva L.V., Dolmatova O. I., Ivantsova M. I. Development of composition and technology of milk dessert with carrot fiber. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 2. pp. 148-152. (in Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHORS Zhamal M. Ayapova candidate of economical sciences, Kazakh humanitarian law university, Korgalzhinskoe highway. 8, Astana, 020000, Kazakhstan, ayapova_zh@list.ru
CONTRIBUTION Zhamal M. Ayapova fully prepared the manuscript and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST
The author declare no conflict of interest. RECEIVED 12.7.2016 ACCEPTED 1.26.2017