УДК 342.951
DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.010
Продовольственная безопасность как особая составляющая национальной безопасности
Н.В. Галицкая
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения продовольственной безопасности России, выявляется связь национальной и продовольственной безопасности. Анализируются законы, регулирующие данную сферу. Исследуются сложности выявления фальсификации продуктов питания, которая является препятствием на пути к обеспечению продовольственной безопасности. Выявляются пробелы в законодательстве, делаются предложения по закреплению системы продовольственной безопасности, а также продовольственной безопасности как вида безопасности в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности».
Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, фальсификация пищевых продуктов, Россельхознадзор, Роспотребнадзор.
Для цитирования: Галицкая Н.В. Продовольственная безопасность как особая составляющая национальной безопасности // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 64-69.
Food security as a special component of national security
N.V. Galitskaya
National Research University «Higher School of Economics», Saint Petersburg, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article examines the issues of ensuring food security in Russia, reveals the connection between national and food security. The laws governing this area are analyzed. The difficulties of detecting food adulteration, which is an obstacle to ensuring food security, are investigated. Gaps in legislation are being identified, proposals are being made to consolidate the food security system, as well as food security, as a type of security in the Federal Law dated 28.12.2010 No. 390-FZ «On Security».
Keywords: food safety, national security, food adulteration, Rosselkhoznadzor, Rospotrebnadzor.
For citation: Galitskaya N.V. Food security as a special component of national security // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 64-69.
На современном этапе продовольственная безопасность как особая составляющая национальной безопасности приобретает все большее государственное и общественное значение. Ее глобальное воздействие на российскую экономику диктует новые подходы для определения ключевых аспектов развития деятельности, направленной на производство качественных и безопасных продуктов питания. Бесперебойное снабжение населения продовольствием уже давно стало ключевой задачей органов государственного и муниципального управления. Решение стоящих перед совре-
менным обществом проблем обеспечения населения качественными и натуральными продуктами питания, формирование условий для конкурентной способности отечественных товаропроизводителей, обеспечение их отвечающим необходимым требованиям сырьем, создание прочных основ продовольственной независимости, надлежащая организация своевременной доставки продовольствия в отдаленные регионы нашей страны зависят от слаженности государственного аппарата, который, с одной стороны, должен формировать и реализовывать механизмы различной
поддержки предпринимательства, а с другой - предотвращать злоупотребления и пресекать правонарушения в данной сфере. Анализируемые аспекты тесно связаны с экономическими показателями развития государства, которые определяют возможность формировать долгосрочные стратегии поэтапного улучшения качества жизни населения.
Необходимо отметить, что корни обеспечения продовольственной безопасности заложены в отдельных статьях Конституции Российской Федерации, тем не менее нет специфической нормы, которая непосредственно была бы посвящена административно-правовому обеспечению анализируемой сферы. При этом данный контекст прослеживается в ряде статей, имеющих важнейшее значение для жизнедеятельности государства. В Конституции Российской Федерации и принятом в ее развитии законодательстве отражены гарантии обеспечения безопасности личности, общества и государства, а личная безопасность выступает элементом национальной безопасности, включающей в себя безопасность общества и государства [1, с. 433]. В конституциях некоторых стран закреплена обязанность беречь свое здоровье (например, Конституция Монголии). В России данная обязанность содержится в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1. По мнению М.В. Преснякова, государство не имеет право вмешиваться в пищевые привычки граждан, несмотря на их прямое влияние на здоровье людей, а обязанность заботиться о своем здоровье не подкреплена никакой санкцией [2, с. 28]. Однако обязанность заботиться о здоровье граждан лежит не только на населении, но и на государстве. В этой связи архиважно бороться с контрафактными продуктами
питания, представляющими опасность для здоровья людей.
Российская Федерация активно поддерживает внутренний рынок и защищает отечественных производителей [3, с. 363]. Тем не менее государство должно контролировать и качество производимых ими продовольственных товаров. В настоящее время фальсификации подвержены практически все пищевые продукты. Так, инспекторами Россельхознадзора в 2021 г. в результате проверок были выявлены нарушения более чем в 13 % проверенной молочной продукции. Результаты лабораторных исследований 12 028 проб молочной продукции и молока показали, что 1 575 (13,09 %) проб не соответствовали заявленному производителем качественному составу, т. е. были фальсифицированы2. В 2022 г. сотрудниками Роспотребнадзора на ГИР ЗПП (государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей) внесены сведения о 5 772 партиях выявленной сфальсифицированной пищевой продукции3. По результатам итогового отчета Россельхознадзора за 2023 г. снижения фальсифицированной продукции не наблюдается. Инспекторы выявили 5 наиболее распространенных видов нарушений. Это несоответствие объема и типа сырья объему и типу произведенной продукции, отсутствие информации о сырье, незаконное изменение сроков годности товаров, изменение объемов продуктов с помощью функции инвентаризации4. Поскольку существует запрет на проведение проверок и Россельхознадзор не штрафует и не приостанавливает деятельность организаций-нарушителей, ситуацию пока не удается преломить. А.Ю. Соколов справедливо предлагает с осторожностью относиться к послаблениям в контрольно-надзорной деятельности государства, поскольку отсут-
1 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.
2 Россельхознадзор выявил нарушения в 13 % проверенной молочной продукции // ТАСС. 2022. 23 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/14160845 (дата обращения: 12.07.2024).
3 Несоответствующая продукция, выявленная Роспотребнадзором в 2022 году // Портал пищевой промышленности «Foodsmi». 2023. 16 января. URL: https://foodsmi.com/statistika-i-issledovaniya-/nesootvetstvuyushchaya-produktsiya-vyyavlennaya-rospotrebnadzorom-v-2022-godu/ (дата обращения: 12.07.2024).
4 Итоговый доклад об основных результатах деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору за 2023 год // Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). URL: https://fsvps.gov.ru/files/itogovyj-doklad-ob-osnovnyh-rezultatah-dejatelnosti-federalnoi-sluzhby-po-veterinarnomu-i-fitosanitarnomu-nadzoru-za-2023-god/?ysclid=lxc9dzsq3i526467367 (дата обращения: 12.07.2024).
ствие давления на бизнес не должно мешать осуществлению дисциплины и законности в вопросах обеспечения продовольственной безопасности [4, с. 434].
Органами Роспотребнадзора отмечается, что наибольшая доля фальсификата выявляется при проведении проверки реализуемых молока и молочной продукции - 6 %, консервов - 7 %, мясной продукции - 4,1 %, птицы - 2,6 %; рыбы и рыбных продуктов - 5,4 %1. Однако по данным компетентных специалистов доля фальсификата на рынках и в магазинах гораздо выше. В настоящее время уместно говорить о повсеместном введении в заблуждение покупателя. В 2022 г. выявлено порядка 36 % фальсифицированной молокосодержащей продукции. По-прежнему пользуется популярностью разбавление молочных продуктов крахмалом, а также сухим молоком. Несколько выше подделки продуктов питания, содержащих переработанное мясо, -40 %. Экспертами в реализуемом мясном товаре выявлены не заявленные на этикетках компоненты, такие как соя, коллагеновый белок, свиная и куриная шкурка, карра-гинан и другие2. Пробелы и противоречия в законодательстве, а также частые поправки и изменения затрудняют понимание и соблюдение законов [5, с. 206].
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г.3 говорит об активном использовании импортной продовольственной продукции в отдельных направлениях. Так, производство пищевого яйца осуществляется с использованием птицы 9 кроссов, из которых 2 являются отечественной селекции (имеются в полном комплекте) и 6 - зарубежной селекции (с разным объемом поголовья исходных, прародительских и родительских форм). В молочном скотоводстве ежегодный импорт - 35-50 тыс. голов (93 % -голштинская порода, для комплектования производственных мощностей в рамках
инвестпроектов). Для воспроизводства молочного скота осуществляется производство семени быков-производителей внутри страны (7,3 млн доз) и его поставка из-за рубежа (4,8 млн доз, 99 % голштинской породы). Производство мяса птицы (бройлеров) в России осуществляется за счет использования собственного инкубационного яйца, а также импортируемого финального гибрида (доля использования которого имеет тенденцию снижения). Поставщиками же генетического материала являются 2 ведущие транснациональные компании, которые сопровождают технологии выращивания и содержания поставляемой птицы.
Экономики стран постепенно становятся цифровыми, а бизнес-процессы - все более инновационными [6, с. 267]. Тем не менее проблемы остаются прежними. Так, на всемирной выставке «ЭКСП0-2020» в Дубае была обозначена проблема мирового масштаба, связанная с несбалансированным между странами ростом населения на планете и отсутствием продовольственных ресурсов, способных обеспечить гармоничный рост подрастающего поколения. В связи с этим была заявлена необходимость скорейшего снижения себестоимости пищевого сырья и его переработки. Как отмечают ученые, это благая идея, направленная на развитие конкуренции, формирование многопрофильных рынков сбыта продуктов питания, поддержание активного спроса на них, а также внедрение инновационных технологий в пищевую промышленность.
Между тем снижение в нашей стране покупательской способности в отношении натуральных продуктов питания ежедневного потребления, таких как молоко, мясо и рыба, обусловленное нестабильным курсом рубля, введенными в 2014 г. экономическими санкциями, нереализованными проектами им-портозамещения, ростом стоимости жизни в городах в денежном выражении, породило новое явление - развитие сетей продуктовых
1 Сколько фальсификата на российском рынке? // Госконтроль. 2020. 28 февраля. URL: https://roscontrol.com/journal/ news/skolko-falsifikata-na-rossiyskom-rinke/ (дата обращения: 12.07.2024).
2 Фальсификат продукции: что, где и кто отвечает? // Госконтроль. 2022. 18 марта. URL: https://roscontrol.com/journal/ artides/falsifikat-produktsii-chto-gde-i-kto-otvechaet/ (дата обращения: 12.07.2024).
3 Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 38. Ст. 6481.
дискаунтеров, реализующих продукты питания по заниженным ценам. В настоящее время в России действуют сети так называемых магазинов для бедных - «Чижик», «Светофор», «Маяк», «Доброцен», которые активно развиваются и создают серьезную конкуренцию фермерским рынкам, магазинам, реализующим товары от производителя. Ранее взаимодействие товаропроизводителей, поставщиков и торговых сетей шло по классической схеме, при которой торговые сети брали фактически на реализацию поставляемые им продукты питания, формировали ценовое предложение, исходя из перспектив продажи. Однако теперь ситуация изменилась. Обозначенные ценовые дискаунтеры сами создают производителей, которые поставляют товары исключительно им. При такой схеме товарооборота торговая сеть определяет форму и содержание продукции, создает ее упаковку, устанавливает закупочную цену, а также контролирует процесс ее производства и доставки в мага-зины1.
Представляется, что подобное явление есть ожидаемая реакция экономического сообщества на показатели спроса со стороны населения на продукты. С одной стороны, недостаточность участия государства в мероприятиях, направленных на повышение процента продаж именно натуральных продуктов, а с другой - нестабильная экономическая ситуация в стране, вследствие которой основная масса населения вынуждена экономить на продуктах, явились причиной увеличения фальсификатов. Важно отметить, что формирование кластера «магазинов для бедных» создает предпосылки для расслоения общества, роста социальной нестабильности и формирования устоявшейся социальной группы официально бедных людей.
Национальная безопасность напрямую связана с продовольственной безопасностью и нуждается не только в контроль-
но-надзорном обеспечении, но и в правовом регулировании. Однако в правовых актах, затрагивающих вопросы национальной безопасности, имеются пробелы. Например, в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»2 не содержится определения системы обеспечения безопасности; по мнению ученых, это говорит о том, что данная функция возложена на органы федеральной власти, а также органы власти субъектов и местного самоуправления, целью которых является предупреждать негативные последствия [7, с. 84]. Видится правильным закрепить подобную дефиницию и детально прописать меры профилактического и контрольного характера в данном законе.
В контексте исследования тематических нормативных актов также следует особо отметить Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»3, определяющей продовольственную безопасность Российской Федерации как состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни. Подобное позволяет сделать вывод о том, что продовольственная безопасность является одним из важнейших видов национальной безопасности. Однако это не согласуется с положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», который говорит о том, что виды безопасности должны быть закреплены законодательно. Представляется, что для исчерпывающего понимания
1 Степанова В. Магазины-склады с дешевыми продуктами: : что известно о «таинственной» сети «Светофор» с выручкой почти 200 млрд рублей / Виктория Степанова // Vc.ru. 2021. 22 апреля. URL: https://vc.ru/trade/236537-magaziny-sklady-s-deshevymi-produktami-chto-izvestno-o-tainstvennoy-seti-svetofor-s-vyruchkoy-pochti-200-mlrd-rubley (дата обращения: 12.07.2024).
2 О безопасности : федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
3 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 345.
механизмов административно-правового обеспечения безопасности, сил и средств, применяемых для достижения продоволь-
ственной безопасности, требуется закрепить продовольственную безопасность как вид безопасности в обозначенном хаконе.
Список литературы
1. Рыбакова О.С. Право на безопасность как субъективное право: анализ конституционных и доктринальных положений // Права человека и политика права в XXI в.: перспективы и вызовы : сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27-28 мая 2022 года. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2022. С. 426-440.
2. Пресняков М.В. Обязанность граждан заботиться о своем здоровье: можно ли заставить человека быть здоровым? // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 10 (143). С. 24-33.
3. Баринов В.А. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности // Новеллы права, экономики и управления 2021 : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, Гатчина, 26-27 ноября 2021 года. Том 2. Гатчина : Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022. С. 363-365.
4. Соколов А.Ю. Вопросы применения риск-ориентированного подхода в сфере государственного регулирования сельского хозяйства // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию образования прокуратуры России, Нижний Новгород, 2 июня 2022 года. Нижний Новгород : КТ «Буки-Веди», 2023. С. 430-434.
5. Баринов В.А. Особенности подготовки нормативных правовых актов в эпоху цифровизации // XVI итоговая студенческая научная конференция : сборник статей. В 3 т. Санкт-Петербург, 19 апреля 2024 года. СПб. : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2024. С. 205-209.
6. Баринов В.А. Цифровизация: внедрение передовых технологий в бизнес // Экономика будущего: тренды, вызовы и возможности : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Казань, 23-24 мая 2023 года / под редакцией А.В. Гумерова, М.Ф. Сафаргалиева. Казань : Общество с ограниченной ответственностью «АРТИТЕХ», 2023. С. 624-628.
7. Арсентьева Н.А., Самойлова Л.К., Трофимов Е.В. Противодействие коррупции и теневой экономике в условиях обострения международных противоречий. СПб. : Санкт-Петербургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2023. - 148 с.
References
1. Rybakova O.S. Pravo na bezopasnost' kak sub»ektivnoe pravo: analiz konstitucionnyh i doktrinal'nyh polozhenij // Prava cheloveka i politika prava v XXI v.: perspektivy i vyzovy : sbornik nauchnyh trudov po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 27-28 maya 2022 goda. Saratov : Izdatel'stvo «Saratovskij istochnik», 2022. S. 426-440.
2. Presnyakov M.V. Obyazannost' grazhdan zabotit'sya o svoem zdorov'e: mozhno li zastavit' cheloveka byt' zdorovym? // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022. T. 17. № 10 (143). S. 24-33.
3. Barinov V.A. Netarifnoe regulirovanie vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti // Novelly prava, ekonomiki i upravleniya 2021 : sbornik nauchnyh trudov po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Gatchina, 26-27 noyabrya 2021 goda. Tom 2. Gatchina : Gosudarstvennyj institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologij, 2022. S. 363-365.
4. Sokolov A.Yu. Voprosy primeneniya risk-orientirovannogo podhoda v sfere gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skogo hozyajstva // Aktual'nye voprosy kontrolya i nadzora v social'no znachimyh sferah deyatel'nosti obshchestva i gosudarstva : materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 300-letiyu obrazovaniya prokuratury Rossii, Nizhnij Novgorod, 2 iyunya 2022 goda. Nizhnij Novgorod : KT «Buki-Vedi», 2023. S. 430-434.
5. Barinov V.A. Osobennosti podgotovki normativnyh pravovyh aktov v epohu cifrovizacii // XVI itogovaya studencheskaya nauchnaya konferenciya : sbornik statej. V 3 t. Sankt-Peterburg, 19 aprelya 2024 goda. SPb. : Vserossijskij gosudarstvennyj universitet yusticii (RPA Minyusta Rossii), 2024. S. 205-209.
6. Barinov V.A. Cifrovizaciya: vnedrenie peredovyh tekhnologij v biznes // Ekonomika budushchego: trendy, vyzovy i vozmozhnosti : materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Kazan', 23-24 maya 2023 goda / pod redakciej A.V. Gumerova, M.F. Safargalieva. Kazan' : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «ARTITEH», 2023. S. 624-628.
7. Arsent'eva N.A., Samojlova L.K., Trofimov E.V. Protivodejstvie korrupcii i tenevoj ekonomike v usloviyah obostreniya mezhdunarodnyh protivorechij. SPb. : Sankt-Peterburgskij institut (filial) federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Vserossijskij gosudarstvennyj universitet yusticii (RPA Minyusta Rossii)», 2023. - 148 s.
Информация об авторе (авторах): Галицкая Наталья Владимировна, доцент кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (190121, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16), кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author(s): Galitskaya Natalya Vladimirovna, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, National Research University «Higher School of Economics» (190121, Russia, St. Petersburg, Soyuz Pechatnikov St., 16), Candidate of Law, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 15.07.2024; одобрена после рецензирования 17.08.2024; принята к публикации 25.09.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 15.07.2024; approved after 17.08.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.