ля позволяют говорить о том, что безработица всё чаще становится не индивидуальной характеристикой, а «опознавательным» знаком сельского поселения в целом [5]. Особенность современной ситуации заключается в том, что социальными изгоями становятся целые сообщества, к которым относятся жители брошенных деревень. Апатия, отказ от элементарных стандартов потребления, переход на натуральное хозяйство, сокращение потребностей, распространение асоциального поведения - воровство, пьянство, снижение профессионализма, нежелание работать - характерные черты сегодняшней жизни жителей сельских поселений, где нет работодателя. В таких поселениях более чем в половине семей никто из взрослых не имеет постоянной работы. Заработная плата смещается на третье по распространённости место в структуре источников доходов Приблизительно одинаковое значение в бюджете сел «без крупхоза» имеют пенсии, социальные пособия и доходы отличного подворья. В наиболее выигрышном положении в такой ситуации оказываются домохозяйства, имеющие в своём составе пенсионеров и других получателей социальных трансфертов, а также лиц трудоспособного возраста, способных работать в ЛПХ.
Возрастание отмеченных деструктивных тенденций в жизни села ведет к негативным изменениям в системе сельского расселения, сужению сферы социального контроля за пространством негородских территорий, подрывают
продовольственную и геополитическую безопасность страны. Государственная аграрная политика должна отчетливо ставить своей целью поддержку, как инновационных укладов, так и адаптационных хозяйственных форм, особенно в «проблемных», например, приграничных территориях. В перспективе такая поддержка должна способствовать переходу от пассивно-адаптационных форм хозяйствования к инновационному развитию, сопровождающемуся повышением товарности малых хозяйственных форм, формированием налаженных механизмов реализации их продукции, кредитования и субсидирования.
Источники
1. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России / ред Н.Ф. Глазовский. М., 2005.
2. Нечипоренко О.В. Сельские сообщества изменяющейся России: инновации и традиции. - Новосибирск, 2010.
3. Нечипоренко О.В., Самсонов В.В. Хозяйственные уклады российского сельского социума: модели и стратегии развития // Вестник РГНФ. 2012. № 4 (169). - С. 50-61.
4. Мореханова, М.Ю., Рубцова, В.Н. Социально-экономические приоритеты обеспечения конкурентоспособности трудовых ресурсов аграрной сферы // Научное обозрение. Серия «Экономика и управление». 2013. № 11. - С. 207-213.
5. Калугина З.И., Фадеева О.П. Российская деревня в лабиринте реформ: социологические зарисовки. Новосибирск, 2009.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Меренкова И.Н., д.э.н., доц., зав. отд. Научно-исследовательского института экономики и организации АПК ЦЧР РФ, Перцев В.Н., глава администрации Ракитянского района
Белгородской области
Кризисные явления в мировой экономической системе напрямую затронули интересы продовольственной безопасности России. Продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и достигла уже 45%, а в ряде мегаполисов страны импортное продовольствие составляет более 80%.
Снижение покупательной способности денежных доходов населения вызвало значительный спад производства продукции АПК и сокращение почти на четверть потребления населением продуктов питания. Среднедушевое потребление продовольствия в целом по суммарной энергетической ценности рациона уменьшилось на 15%, в том числе по белкам на 22%, углеводам на 10%. В результате, существенно ухудшилась структура пищевых
рационов, увеличилось количество различного рода заболеваний, наблюдается тенденция сокращения продолжительности жизни населения. Стремление государства компенсировать недостаток продовольствия на внутреннем рынке массированным импортом продуктов питания позволило повысить физическую доступность и ассортимент продуктов, но одновременно привело к усилению значимости импорта в структуре потребления и увеличению объемов реализации некачественных и даже опасных для здоровья продуктов питания. В структуре особо ценных продуктов питания доля импортных товаров составляет около 2030%, что является негативной тенденцией.
В решении задач обеспечения продовольствием и повышения качества жизни на-
селения переплелись и сконцентрировались в сложный узел практически все проблемы устойчивого развития сельских территорий. Результатом длительного игнорирования проблем развития сельской местности стало не только кризисное состояние сельскохозяйственной отрасли, но и формирование обширной зоны депрессивных сельских регионов с весьма ограниченными предложениями на рынке труда и угрожающе низкими показателями качества жизни сельского населения.
Между тем, мировой опыт свидетельствует, что системная и комплексная политика по обеспечению устойчивого развития сельских территорий является основным и определяющим фактором роста уровня жизни населения, в состоянии предотвратить рост реальной безработицы, эффективно воздействовать на объемы и структуру сельскохозяйственного производства, обеспечить продовольственную безопасность, повысить благосостояние граждан.
В силу этого, важнейшим приоритетом государственной политики является обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий на основе взаимодействия власти, бизнеса и науки, инновационного развития сельской экономики с использованием институтов государственно-частного партнерства.
Белгородская область является лидером среди регионов ЦЧР не только по уровню самообеспечения продуктами питания на душу населения, но и по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий. Так уровень самообеспечения мясом на душу населения, исходя из рациональной нормы потребления в Белгородской области самый высокий (378,7%), в Курской и Тамбовской областях он наименьший (55,7 и 44,9%). Также в Белгородской области наблюдается самый высокий уровень самообеспечения моло-ком(92,8%), а самый низкий - в Тамбовской области (54,0%).
Заработная плата в сельской местности Белгородской области в 2012 г. составила 18000 руб. Отметим высокий уровень обеспеченности сельского населения жильем - 31,8 кв. м., которое на 97,1% оборудовано газом, 96,9% - центральным отоплением, 56,8% -горячим водоснабжением в немалой степени повлияло на увеличение коэффициента миграционного прироста сельского населения и повышение уровня занятости до 67,1%.
Для сферы образования региона характерны высокая наполняемость дошкольных образовательных учреждений (в среднем на 1
учреждение приходится около 100 детей), а также - дневных общеобразовательных учреждений (в среднем на 1 учреждение - 150 человек).
На протяжении многих лет в области ведется системная и планомерная деятельность по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, проведена масштабная работа для решения комплекса проблем экономического, социального и экологического характера на селе.
С позиций государственного управления в Белгородской области приняты и реализованы региональные и муниципальные программы по комплексному социально-экономическому развитию села, приоритетными направлениями которых являются: развитие сельскохозяйственного производства; обеспечение занятости и роста доходов населения; создание кооперативов различной направленности; социальное обустройство сельских территорий на основе кластерного подхода; создание комфортного жизненного пространства, сохранение и укрепление природного потенциала территории и ее экологической безопасности; повышение культурно-образовательного уровня сельского населения.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению условий жизни сельского населения, все же имеется немало проблем, которые тормозят развитие сельских территорий на муниципальном уровне. К ним, прежде всего, можно отнести нестабильную демографическую ситуацию, недостаток рабочих мест и отсутствие условий для закрепления молодежи на селе. Также продолжает еще оставаться высокая смертность населении, хотя в некоторых сельских поселениях районов Белгородской области отмечается повышение рождаемости.
Кроме этого существуют проблемы водоснабжения (ремонт имеющихся водопроводных сетей, очистка колодцев, качество воды), строительства и ремонта существующих дорог с твердым покрытием, строительства объектов социально - культурного назначения, оказания услуг населению и его медицинское обслуживание, и конечно проблемы в развитии сельского хозяйства.
Поэтому первостепенной задачей местных органов власти является решение вышеперечисленных проблем по следующим направлениям:
- содействие развитию крупному сельскохозяйственному бизнесу, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов по восстановлению объектов образования, культуры и спорта, помощь
в организации питания школьников на взаимовыгодных условиях;
- привлечение бизнеса на сельские территории путем снижения налогообложения, предоставления ощутимых государственных дотаций на производство продукции КФХ и Семейных ферм, государственного регулирования цен на продукты питания;
- поддержка малого бизнеса за счет предоставления льготных кредитов на проекты, значимые для развития сельского поселения и организации новых рабочих мест: расширение рынка сбыта производимой продукции сельскими жителями; предоставление бытовых услуг;
- развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения: привлечение льготных кредитов на развитие личных подсобных хозяйств; помощь населению в реализации продукции с личных подсобных хозяйств;
- развитие инженерной и социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: участие в отраслевых районных, областных программах, Российских и международных грантах по развитию и укреплению данных отраслей;
- организация мест культурного отдыха и досуга сельской молодежи (создание рекреационной зоны, строительство новых современных Домов культуры, строительство стадионов);
- привлечение средств на строительство в селах с населением более 500 человек центров врачей общей практики, улучшение качества медицинского обслуживания населения и качества питьевой воды;
- содействие в привлечении молодых специалистов в сельские поселения (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих): помощь членам их семей в устройстве на работу; решение вопросов по приобретению молодыми специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство и приобретение жилья, поддержка в получении кредитов, в том числе ипотечных на жилье;
- обеспечение социальной поддержки слабозащищенным слоям населения: консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат; содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей (проведение ремонта жилья, лечение в учреждениях здравоохранения).
Реализация предложенных мер позволит координировать развитие различных отраслей и производств в сельской экономике, будет способствовать увеличению объемов производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, улучшит условия жизни и жизнедеятельности сельского населения, повысит конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.
ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ В СТРАТЕГИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕЛА: ОПЫТ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Зазулина М.Р., к.филос.н., науч. сотр., Самсонов В.В., к.филос.н., науч. сотр. Институт философии и права СО РАН
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-00193)
Влияние рыночных реформ, сопровождавших распад Советского Союза и становление нового Российского государства, при всей их важности для российского общества трудно назвать однозначно положительным. В ряде случаев, в частности в аграрной сфере, задуманные изменения привели к крайне противоречивым результатам. Становление нового институционального порядка и формирования многоукладной экономики сопровождалось возникновением ряда проблемных ситуаций в сельском социуме. На фоне создания и укрепления института частной собственности, предпринимательства, а также диверсификации направлений хозяйственной деятельности, незавершенность аграрных реформ привела к
тому, что на сельском рынке труда стали преобладать формы занятости, которые раньше считались вспомогательными.
Необходимость кардинального изменения положения дел в аграрном секторе России с целью обеспечения продовольственной безопасности страны обусловливает потребность в новой парадигме сельского развития, базирующейся на концепции многофункциональности аграрного сектора, в которой приоритет отдается сохранению социальных функций сельских территорий, с учетом естественных закономерностей их пространственного развития, многоэлементности и системной сущности сельского социума, а место государственного патернализма занимает политика само-