Научная статья на тему 'Продовольственное обеспечение населения как фактор экономической безопасности страны'

Продовольственное обеспечение населения как фактор экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахова Ольга Александровна, Воронина Любовь Николаевна, Евтюгина Анна Алексеевна

В статье анализируются основные тенденции развития агропромышленного комплекса России. Проведена оценка уровня самообеспеченности продовольственными ресурсами регионов России. Определены основные ориентиры государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственное обеспечение населения как фактор экономической безопасности страны»

МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ

продовольственное обеспечение населения как фактор экономической безопасности страны1

В статье анализируются основные тенденции развития агропромышленного комплекса России. Проведена оценка уровня самообеспеченности продовольственными ресурсами регионов России. Определены основные ориентиры государственной политики в данной сфере.

Одной из актуальных задач, стоящих перед Правительством РФ, является обеспечение населения качественными продуктами питания, так как от качества потребляемых продуктов питания зависит 75-80% здоровья населения.

Однако в современных условиях не каждый гражданин России может позволить себе полноценное и правильное питание.

Процесс расслоения населения по уровню доходов оказывает исключительно сильное влияние на структуру потребления. Так, сложившийся в 2008 году уровень потребления продуктов питания в России значительно отстает от рекомендуемых рациональных норм. Обеспеченность основными продуктами питания относительно рекомендуемых рациональных норм потребления по основным видам продуктов составила: овощи — 59,5%, картофель — 67,3%, фрукты и ягоды — 88,1%, молоко и молочные продукты — 80%, рыба и рыбопродукты — 90%. Но не только ограниченность спроса населения сдерживает потребление продовольственных товаров, но и ограниченность предложения со стороны отечественного производителя. Несмотря на то что в последние несколько лет неуклонно растут объемы производства различных продовольственных това-

1 Статья подготовлена при поддержке гранта молодых ученых и аспирантов УрО РАН ОУС по экономическим наукам 2011 г. и при поддержке интеграционной программы с учеными ДВО РАН № 09-С-6-1004 «Региональная социально-экономическая политика как инструмент устойчивого экономического роста в условиях экономической интеграции».

О. А. Шахова, Л. Н. Воронина, А. А. Евтюгина

ров, современное отечественное производство еще не достигло уровня постсоветских времен. Производство мяса, цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий снизилось более чем в 2 раза. Вместе с тем динамика объемов производства сахара и растительного масла имела обратную тенденцию, и за анализируемый период показатели увеличились почти в 1,5 раза.

На современном этапе развития внутренний агропродовольственный рынок России характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта, за счет которого формируется до 30% продовольственных ресурсов страны. По мясу доля импорта оценивается в 41%, по молоку — 26%. Тенденция увеличения ввоза продовольствия сохраняется, а по животноводческой продукции даже усиливается. Особенно опасная ситуация складывается с обеспечением крупных индустриальных городов и отдельных регионов, снабжение которых на 50-70% зависит от импортных поставок продовольствия.

К сожалению, темпы роста объема отечественного производства сельхозпродукции и продовольствия остаются ниже, чем импорта продовольствия, который уже сейчас на 10% превышает пороговое значение продовольственной безопасности страны. Известно, что если импорт превышает 20% продовольственных ресурсов страны, то прекращается эффект кумуляции, т. е. отрасль перестает воздействовать на экономику в целом в сторону поддержания ее роста [4, с. 14]. Говоря о самообеспеченности страны продовольствием, необходимо учитывать социально-экономическое развитие регионов [5].

Самообеспеченность продовольственными ресурсами региона, отражающая соотношение местного производства и совокупного спроса на него, характеризует степень продовольственной безопасности субъектов. [7, с. 17] (рис. 1).

ш

7\

0

1

о

> "О

О

х >

ю

о

Мурманская область

Псковская область

Томская область

Курганская область

Оренбургская область

Омская / область / Алтайский Новосибирская край область

1 — Белгородская обл.

2 — Брянская обл.

22 — Вологодская обл

23 — Калининградская обл.

3 — Владимирская обл. 24 — Ленинградская обл.

4 — Воронежская обл. 26 — Новгородская обл.

5 — Ивановская обл.

6 — Калужская обл.

7 — Костромская обл.

8 — Курская обл.

9 — Липецкая обл.

10 — Московская обл.

11 — Орловская обл.

12 — Рязанская обл.

13 — Смоленская обл.

14 — Тамбовская обл.

15 — Тверская обл.

16 — Тульская обл.

17 — Ярославская обл.

29 — Республика Дагестан

30 — Республика Ингушетия

39 — Волгоградская обл.

40 — Ростовская обл.

41 — Республика Башкортостан

42 — Республика Марий Эл

43 — Республика Мордовия

44 — Республика Татарстан

п 45 — Удмуртская Республика

31 - Кабардино-Балкарская Республика 46 _ ч ская Респу6лика

32 — Республика Калмыкия

33 — Карачаево-Черкесская Республика

34 — Республика Северная Осетия

35 — Чеченская Республика

37 — Ставропольский край

38 — Астраханская обл.

47 — Пермский край

48 — Кировская область

49 — Нижегородская обл.

51 — Пензенская обл.

52 — Самарская обл. 54 — Ульяновская обл.

56 — Свердловская обл.

57 — Тюменская обл.

60 — Челябинская обл.

61 — Республика Алтай 64 — Республика Хакасия 69 — Кемеровская обл.

Сахалинская область, — г

Краснодарский

край Л^лпЛВ

33 37 38

жг

Приморский край

Регионы-доноры продовольствия (свыше 150%)

Регионы, с нормальным уровнем самообеспечености продовольственными товарами (от 80 до 149%)

Республика Тыва

Регионы, с низким уровнем самообеспечености продовольственными товарами (от 80 до 60%

Регионы, с критически низким уровнем самообеспеченности продовольственными товарами (ниже 60%)

Рис. 1 .Общий уровень самообеспеченности продовольственными товарами (отношение производства к потреблению) [5, с. 204-210, с. 479-485, с. 562-570]

14)

о

п <

Еэ

По уровню самообеспеченности субъектов РФ продовольствием их можно разделить на несколько групп: регионы-доноры, производящие продуктов питания сверх их собственного потребления в регионе (свыше 150%); регионы с нормальным уровнем самообеспеченности продовольственными товарами (от 80 до 149%); регионы с низким уровнем самообеспеченности продуктами питания (от 60 до 80%); регионы с критическим уровнем самообеспеченности продовольственными ресурсами по основным продуктовым группам (ниже 60%).

К регионам-донорам, полностью обеспечивающим себя и другие субъекты РФ продовольственными ресурсами по продуктовым группам «мясо и мясопродукты», «молоко и молочные продукты», «яйца», «сахар», «масло растительное», «картофель», «хлебные продукты», «овощи» и «ягоды» относятся пятнадцать субъектов РФ, находящиеся в черноземной части России.

Регионы, обладающие нормальным общим уровнем самообеспеченности продуктами питания, включают 38 субъектов РФ. Если рассматривать продовольственные ресурсы по основным продуктовым группам, то самообеспеченность мясными продуктами имеют 27 регионов, молочными продуктами — 51, яйцами — 45, сахаром — 3, маслом растительным — 2, овощами — 39, фруктами и ягодами — 2.

За пределами критериев продовольственной безопасности находятся 32 субъекта РФ, из них 18 регионов имеют крайне низкие показатели общего уровня самообеспеченности (ниже 60%). В основном это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Это обуславливает продовольственную зависимость индустриальных и северных регионов от импортных поставок, ослабляющих позиции отечественных производителей продуктов питания.

Таким образом, говоря о роли обеспечения продовольственной независимости страны, необходимо учесть аспекты продовольственной безопасности на региональном уровне, так как для многих регионов в силу природно-климатических и иных особенностей это не только затруднительно, но и экономически невыгодно. Для таких регионов, которые испытывают постоянную потребность во внешних поставках продовольствия из-за низкой обеспеченности собственными ресурсами, ввоз продовольствия из других близко расположенных регионов в рамках единого экономического пространства страны — основное

средство обеспечения продовольственной безопасности. В связи с этим принципиальное значение имеет недопущение каких-либо межрегиональных барьеров в торговле, локального монополизма [3, с. 17].

Решение проблем обеспечения продовольственной безопасности невозможно без создания государственной политики в этой области и механизмов ее внедрения [4]. Одним из основополагающих нормативных документов является «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», являющаяся базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ. В Стратегии одним из направлений обеспечения национальной безопасности является повышение качества жизни населения за счет сокращения бедности, роста доходов и увеличения экономической доступности продовольствия для всех категорий граждан, а также обеспечение качества и безопасности продуктов питания за счет наращивания отечественного производства [1, ст. 3 п. 44, 52]. На основе поставленных в стратегии целей была разработана и утверждена 30 января 2010 г. «Доктрина продовольственной безопасности РФ», в которой сформулированы основные направления продовольственной безопасности, в том числе в сфере экономической и физической доступности пищевых продуктов для всех групп населения и меры их реализации [2].

На региональном уровне органы исполнительной власти всех субъектов РФ реализуют с учетом территориальных особенностей единую государственную аграрную политику. Разработаны стратегии долгосрочного социаль-но-экономического развития регионов, в которых определены основные ориентиры развития АПК, а также разработаны специальные целевые среднесрочные программы в этой области (рис. 2).

В рамках среднесрочных планов развития сельского хозяйства и продовольствия в субъектах РФ были разработаны региональные целевые программы до 2012 г., в которых были выделены пять основных направлений развития агропромышленного комплекса:

1. Устойчивое развитие сельских территорий. Целью данного направления является повышение занятости и уровня жизни сельского населения с помощью создания социальной инфраструктуры в сельской местности, стимулирования создания личного подсобного и фермерского хозяйства, повышения доходов граждан, проживающих в сельской местности,

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о

> "О

0

1

>

ю о

Основная цель — повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет модернизации основных фондов организаций АПК, повышение занятости и уровня жизни сельского населения до городского уровня, сохранение и воспроизводство используемого ресурсного потенциала

Устойчивое развитие сельских территорий

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений

i =

■ мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе

■ поддержка комплексной застройки и благоустройства сельских поселений мероприятия по развитию газификации

— Поддержание почвенного плодородия

-1-

Формирование общих условий функционирования сельского хозяйства

— субсидии на приобретение минеральных удобрений и средств химизации

— мероприятия, направленные на повышение плодородия почв

— мелиоративные мероприятия

Создание системы государственного информационного обеспечения

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

— финансирование мероприятий по развитию системы информационного обеспечения АПК

1— Кадровое обеспечение АПК

— совершенствование профессионального аграрного образования и развитие целевой подготовки специалистов АПК

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

Развитие животноводства

I

Субсидии на возмещение части затрат:

— на производство животноводческой продукции

— на поддержку племенного животноводства

Развитие рыболовства

I

Субсидии на возмещение части затрат: — на закупку икры для ре-монтно-маточного стада сиговых и осетровых рыб

— на поддержку животноводства для производства рыбы

Развитие растениеводства

I

Субсидии на возмещение части затрат на:

— поддержку элитного семеноводства

— поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, не имеющих возможности для производства семян из-за климатических условий

— производство овощей в закрытом грунте

— поддержку производства зерновых и зернобобовых культур

— развитие садоводства

— поддержку закладки многолетних насаждений

-1-

Достижение финансовой устойчивости организаций сельского хозяйства

Повышение доступности по кредитам

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по видам кредитов:

— краткосрочные кредиты на закупу отечественного сырья для первичной и промышленной переработки

— инвестиционные кредиты организациям, осуществляющим первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции

Технологическая модернизация сельского хозяйства

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение техники и оборудования, а также на строительство и реконструкцию производственных объектов

Снижение рисков в сельском хозяйстве

Субсидии на возмещение части затрат по страховым взносам по договорам страхования

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольст-

— проведение выставок, ярмарок и других организационных мероприятий

— субсидии на возмещение части затрат участникам агро-продовольственных выставок;

— оптимизация сезонных колебаний цен на продовольствие;

— привлечение на товарный рынок продукции личных подсобных и фермерских хозяйств;

— развитие сети местной фирменной продукции;

— выстраивание партнерских взаимоотношений между сельскохозяйственными производителями и предприятиями перерабатывающей промышленности

Рис. 2. Основные меры по поддержке АПК, разработанные региональными органами власти субъектов РФ на среднесрочную перспективу

и обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

2. Формирование общих условий функционирования агропромышленного комплекса. Целью данного направления является сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов, повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций АПК.

3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Задачей этого направления является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории регионов, на основе модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития подотраслей сельского хозяйства.

4. Обеспечение финансовой устойчивости организаций агропромышленного комплекса за счет расширения доступа к кредитным ресурсам и увеличения удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного скота.

5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения их конкурентоспособности и поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Разработанные федеральной и региональной властью программы и стратегии дадут импульс к развитию производства конкурентоспособной, качественной отечественной продукции, которая обеспечит здоровье населения, популяризацию здорового питания и образа жизни с

помощью создания специальных образовательных программ и активного привлечения средств массовой информации, повышению уровня жизни населения в селах до уровня города.

Рост аграрного производства обеспечит расширение объемов потребления и изменение структуры питания населения, позволит снизить степень зависимости отечественного рынка от мирового рынка продовольствия.

Список источников

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12 мая

2009 г. N 537. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30 января

2010 г. №120. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

3. Горбунов Г. А. Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России // Пищевая промышленность. 2008. №12

4. Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы : сб. ст. / Под ред. д. с. н. А. И. Кузьмина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 196 с.

5. Научные основы инновационного развития территориальных социально-экономических систем / Под ред. д. э. н., проф. А. Г. Шеломенцева. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 239 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Р32 : стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.

7. Ушачев И. Г. Обеспечение продовольственной безопасности России. Проблемы и пути решения // Пищевая промышленность. 2008. №12.

УДК 332.122

ключевые слова: потребление, уровень жизни, государственная политика, продовольственная безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.