Научная статья на тему 'ПРОДАЖА ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ'

ПРОДАЖА ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТПЛЕЙС / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зонова А.В., Горячих С.П., Печенкин К.А.

В настоящее время самым быстрорастущим каналом продаж становится торговля на маркетплейсах. На этот рост повлияло огромное количество факторов, в том числе и пандемия COVID-19. Несмотря на всю популярность данной тематики, вопросы учета и налогообложения расчетных операций между продавцом товаров и маркетплейсом вызывают вопросы. Цель настоящей статьи заключается в определении особенностей отражения на счетах бухгалтерского учета операций по продаже товаров на маркетплейсах, а также систематизация вопросов, связанных с выбором системы налогообложения продавца. Методологической основой для написания статьи послужили нормативно-законодательные акты в области бухгалтерского и налогового законодательства. В результате проведенных исследований систематизированы основные положения по отражению операций по продаже товаров на маркетплейсах, а также проанализированы налоговые аспекты в этой предметной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALE OF GOODS ON MARKETPLACES: ACCOUNTING AND TAXATION

Currently, the fastest growing sales channel is trading on marketplaces. This growth was influenced by a huge number of factors, including the COVID-19 pandemic. Despite the popularity of this topic, the issues of accounting and taxation of settlement transactions between the seller of goods and the marketplace raise questions. The purpose of this article is to determine the specifics of the reflection on the accounting accounts of transactions for the sale of goods on marketplaces, as well as systematization of issues related to the choice of the seller's taxation system. The methodological basis for writing the article was regulatory and legislative acts in the field of accounting and tax legislation. As a result of the conducted research, the main provisions on the reflection of transactions for the sale of goods on marketplaces are systematized, as well as tax aspects in this subject area are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОДАЖА ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

EDN: YBGLBC

А.В. Зонова - д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет, alev.zonova2013@yandex.ru,

A.V. Zonova - Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit,, Vyatka State University;

С.П. Горячих - к.э.н., декан факультета экономики и финансов, Вятский государственный университет, svetikgor18@mail.ru,

S.P. Goryachikh - candidate of economic sciences, Dean of the Faculty of Economics and Finance, Vyatka State University;

К.А. Печенкин - магистрант, Вятский государственный университет, kostya-kap@mail.ru,

K.A. Pechenkin - undergraduate, Vyatka State University.

ПРОДАЖА ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ SALE OF GOODS ON MARKETPLACES: ACCOUNTING AND TAXATION

Аннотация. В настоящее время самым быстрорастущим каналом продаж становится торговля на маркетплейсах. На этот рост повлияло огромное количество факторов, в том числе и пандемия COVID-19. Несмотря на всю популярность данной тематики, вопросы учета и налогообложения расчетных операций между продавцом товаров и маркетплейсом вызывают вопросы. Цель настоящей статьи заключается в определении особенностей отражения на счетах бухгалтерского учета операций по продаже товаров на маркетплейсах, а также систематизация вопросов, связанных с выбором системы налогообложения продавца. Методологической основой для написания статьи послужили нормативно-законодательные акты в области бухгалтерского и налогового законодательства. В результате проведенных исследований систематизированы основные положения по отражению операций по продаже товаров на маркетплейсах, а также проанализированы налоговые аспекты в этой предметной области.

Abstract. Currently, the fastest growing sales channel is trading on marketplaces. This growth was influenced by a huge number of factors, including the COVID-19 pandemic. Despite the popularity of this topic, the issues of accounting and taxation of settlement transactions between the seller of goods and the marketplace raise questions. The purpose of this article is to determine the specifics of the reflection on the accounting accounts of transactions for the sale of goods on marketplaces, as well as systematization of issues related to the choice of the seller's taxation system. The methodological basis for writing the article was regulatory and legislative acts in the field of accounting and tax legislation. As a result of the conducted research, the main provisions on the reflection of transactions for the sale of goods on marketplaces are systematized, as well as tax aspects in this subject area are analyzed.

Ключевые слова: маркетплейс, бухгалтерский учет, режим налогообложения, расчетные операции.

Keywords: marketplace, accounting, taxation regime, settlement operations.

На рынке дистанционной продажи товаров широкую популярность у потребителей получили маркетплейсы - платформы, на которых присоединившиеся к правилам работы на них хозяйствующие субъекты размещают свои предложения о продаже товаров, адресованные неопределенному кругу покупателей, имеющих возможность подобрать для себя наиболее оптимальный вариант среди большого количества различных товаров.

В нашей стране наиболее популярными маркетплейсами являются такие площадки, как ALIBABA, AMAZON, EBAY, «Яндекс.Маркет», «Wildbenies», OZON, совмещающие функции онлайн-гипермаркета и маркетплейса, а также другие площадки.

Маркетплейс представляет собой электронную витрину, своего рода онлайн-гипермаркет, где представлено большое количество самых разнообразных товаров на любой вкус, которые при желании можно купить или зарезервировать для последующей покупки, а в отношении тех товаров, которых нет в наличии на момент просмотра предложений, - получить информацию о поступлении в продажу.

Удобство такого формата работы связано с тем, что покупатель может сэкономить свое время и искать нужный ему товар в одном месте, где также представлены отзывы других покупателей как о самих товарах, так и об их продавцах. Заказывая товары на маркетплейсе, потребитель может также извлекать для себя дополнительную выгоду в виде скидок и бонусных баллов, которые можно потратить при совершении будущих покупок, а также в виде специальных акций и других преференций. Выход на маркетплейсы позволяет предпринимателям в разы увеличить охват аудитории потенциальных покупателей. Кроме того, система маркетплейсов позволяет избавиться от проблем с организацией хранения готовых изделий (товаров), нет необхо-

димости самостоятельно заниматься рекламой, а также организовывать доставку товара до покупателя. Это делает выход на маркетплейсы привлекательным для многих поставщиков.

Во взаимоотношениях продавца товаров и маркетплейса важно обеспечить «точный и своевременный учет расчетных операций», что будет способствовать «повышению оборачиваемости активов и капитала организации, контролю договорной и расчетной дисциплины и улучшению финансового состояния организации. Кроме того, рациональная организация учета расчетных операций предупреждает риски, связанные с этими событиями» [1].

Рассмотрим порядок организации бухгалтерского и налогового учета у продавца при торговле товарами на торговых интернет-площадках -маркетплейсах.

Между поставщиком (продавцом) и маркетплейсом заключается один из посреднических договоров:

- либо агентский договор. Продавец при этом выступает принципалом, а маркетплейс-агентом;

- либо договор комиссии. Продавец при этом выступает комитентом, а маркетплейс- комиссионером.

При заключении посреднического договора право собственности на товар после поставки сохраняется за поставщиком (в отличие от обычного договора поставки). Маркетплейс в рамках договора оказывает только услуги по продвижению товара, доставке, хранению. За эти услуги площадка получает вознаграждение (комиссию), которое взимается в виде определенного процента от суммы, поступившей от покупателей.

Как правило, маркетплейс участвует в расчетах, то есть деньги поступают продавцу не напрямую от покупателя, а от посредника - маркетплейса. Обязательство по формированию и передаче кассового чека покупателю возлагается на маркетплейс. При «посреднической» схеме, когда маркетплейс выступает в роли посредника (агента или комиссионера), для «кассовых» целей важно, от чьего имени действует посредник. Если маркетплейс совершает сделки по продаже товаров от своего имени, то он и должен пробивать чеки. Это типичный вариант расчетных взаимоотношений между продавцом и маркетплейсом. Продавцу в таком случае не нужно применять кассу:

- ни при передаче товаров маркетплейсу, так как не происходит продажа товаров;

- ни при получении выручки от посредника.

Если же маркетплейс продает товар от имени продавца, то продавцу придется применять ККТ. Но такой вариант взаимоотношений крайне редок.

Так как кроме услуг по реализации товаров маркетплейсы оказывают услуги по транспортировке и хранению грузов, целесообразно организовать учет расчетов с маркетплейсом в двух разрезах:

- расчеты с комиссионером (агентом) по продаже товаров - на счете 76, субсчет «Расчеты с маркетплейсом по продаже товаров». На нем отражают операции по продаже товара;

- расчеты с исполнителем по сопутствующим услугам - на счете 60 или 76, субсчет «Расчеты с маркетплейсом за сопутствующие услуги». К примеру, это услуги по доставке товаров покупателям, их упаковке, хранению товаров на складе маркетплейса, по доставке товаров обратно на склад (если покупатель отказался от товара), по возврату и/или утилизации негодного товара. Это удобно, если на сопутствующие услуги маркетплейс выставляет отдельный акт оказанных услуг, а также выписывает отдельные счета за такие услуги.

Но можно обойтись без «деления» и учитывать все расчеты с маркетплейсом на счете 76, субсчет «Расчеты с маркетплейсом». Особенно если документооборот с маркетплейсом устроен так, что все данные о продажах товаров, а также об оказанных сопутствующих услугах отражаются в одном отчете [2].

Варианты организации учета расчетных операций с маркетплейсом необходимо отразить в учетной политике.

Как правило, маркетплейс не покупает товар. Следовательно, к нему не переходит право собственности. Право собственности на товар перейдет напрямую к покупателю. И произойдет

это в тот момент, когда он получит заказанный товар. Если же покупатель не выкупил заказ вовремя или отказался от товара после его осмотра, маркетплейс вернет товар продавцу и его реализацию отражать не потребуется. Именно поэтому при передаче товара маркетплейсу надо сделать проводку по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 41 «Товары», а в случае возврата непроданного товара делается обратная проводка по дебету счета 41 и кредиту счета 45.

Поскольку право собственности на товар находится у поставщика, то и деньги, поступившие от продажи товара, тоже принадлежат поставщику. Комиссия маркетплейса при этом является расходом поставщика.

В договоре с маркетплейсом должно быть прописано, как часто маркетплейс должен передавать Отчет о продажах. Как правило, это происходит не реже одного раза в месяц. На его основе продавец отражает реализацию товара и показывает выручку в бухгалтерском и налоговом учете. Все сопутствующие услуги маркетплейса включаются в расходы, если они указаны в отчете о продажах. Если же на сопутствующие услуги составляется отдельный акт, то, соответственно, в расходы стоимость этих услуг списывается на основе такого отдельного акта.

Рассмотрим порядок учетных записей у продавца при продаже товаров через маркет-плейс на конкретном примере.

Таблица 1 - Бухгалтерские записи по учету операций у продавца и маркетплейса по

продаже товаров

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Товары переданы на реализацию маркетплейсу 45 41 250 000

30 октября на основании отчета о продажах отражена выручка от продажи товаров маркетплейсом 76/1 90/1 360 000

Начислен НДС 90/3 68 60 000

Списана себестоимость реализованных товаров 90/2 45 187 500

Отражено посредническое вознаграждение маркетплейса 44 76/1 15 000

Отражен НДС по вознаграждению 19 76/1 3000

Налоговый вычет по НДС с вознаграждения 68 19 3000

Отражена стоимость услуг по доставке товара 44 76/2 1000

Отражен НДС по сопутствующим услугам 19 76/2 200

Налоговый вычет по НДС по сопутствующим услугам 68 19 200

Погашена задолженность перед маркетплейсом за сопутствующие услуги путем зачета взаимных требований 76/2 76/1 1200

В ноябре поступили от маркетплейса денежные средства за реализованный товар за вычетом посреднического вознаграждения и стоимости сопутствующих услуг (360 000-18 000-1200) 51 76/1 340 800

Итого сальдо расчетов с маркетплейсом за товары, реализованные им в октябре, стало нулевым.

ООО «Звезда» (применяет общую систему налогообложения) заключило с ООО «Маркетплейс» договор, по которому ООО «Маркетплейс» включает в базу продаваемых товаров определенные товары ООО «Звезда», получает деньги с покупателей, оказывает услуги по доставке товара со склада ООО «Звезда» до собственного склада и затем - до покупателя. ООО «Маркетплейс» выступает в роли комиссионера, участвующего в расчетах. За посреднические услуги ООО «Маркетплейс» берет комиссию, размер которой зависит от категории продаваемого товара. Ежемесячно ООО «Маркетплейс» составляет отчет о продажах и оказанных услугах.

В начале октября ООО «Звезда» отгрузило ООО «Маркетплейс» товары. Продажная стоимость этих товаров, определенная исходя из согласованной цены их продажи на интернет-площадке, - 480 000 руб. (без НДС - 400 000 руб., НДС 20 % - 80 000 руб.). Их учетная цена (бухучет ведется по покупным ценам, без НДС) составляет 250 000 руб. 30 октября комиссионер ООО «Маркетплейс» составил Отчет, в соответствии с которым:

- реализовано покупателям - физическим лицам товаров ООО «Звезда» на общую сумму 360 000 руб., в том числе НДС 20 % - 60 000 руб. Оставшаяся часть товаров ООО «Звезда» еще не выкуплена покупателями;

- комиссия за посреднические услуги составила 18 000 руб. (15 000 руб. - сумма комиссии без НДС, НДС 20 % - 3000 руб.).

Также 30 октября составлен акт на оказанные услуги по доставке товара: их стоимость составила 1200 руб. (1000 руб. - сумма без НДС, НДС 20 % - 200 руб.).

В начале ноября ООО «Маркетплейс» перечислило ООО «Звезда» 340 800 руб. (в том числе НДС 20 % - 56 800 руб.). В бухучете ООО «Звезда» себестоимость проданных на маркет-плейсе товаров определена в сумме 187500 руб.

Для расчетов с маркетплейсом откроем к счету 76 следующие субсчета:

- 76/1, субсчет «Расчеты с маркетплейсом по продаже товаров»;

- 76/2, субсчет «Расчеты с маркетплейсом за сопутствующие услуги».

Перед тем как начинать выход на маркетплейс и начинать производство или закупку товара, нужно заранее определиться с системой налогообложения. При уплате налогов следует учитывать, что доходом является вся сумма продаж, до вычета комиссии маркетплейса, а не та сумма, которую маркетплейс перечислит поставщику в конечном итоге. Например, при продаже товаров на сумму 100 000 руб. площадка удержит комиссию 15% от общей суммы, т. е. 15 000 руб. Поставщику будет перечислено 85 000 руб. Но налог необходимо заплатить именно со 100 000 руб., в противном случае возникнет недоплата.

При выборе системы налогообложения у поставщика- продавца есть следующие варианты:

- если поставщик организация - общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения (УСН);

- если поставщик ИП - ОСНО, УСН, налог на профессиональный доход (НПД) (самозанятость);

- если поставщик физическое лицо - НПД (самозанятость).

Продавать товары, будучи на патентной системе налогообложения (ПСН), через маркет-плейсы нельзя, потому что интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ) [3].

Крупные торговые интернет-площадки активно предлагают самозанятым размещать свои товары на выгодных условиях. К примеру, со сниженной комиссией или скидками на доставку. Но необходимо знать, что самозанятость подходит тем поставщикам, которые реализуют товары собственного производства. Товары, изготовленные наемными работниками или закупленные для перепродажи, в рамках режима самозанятости продавать нельзя. Кроме того, необходимо соблюдать еще некоторые ограничения:

- нельзя нанимать работников по трудовым договорам;

- доход не более 2,4 млн руб. в год.

Ставка налогообложения составит 4 % от дохода (продажная стоимость товара до вычета комиссионного вознаграждения) поскольку покупатели - физические лица. Оплата производится через приложение «Мой налог». Отсутствует отчетность и нет обязанности уплачивать страховые взносы.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, который также позволяет налогоплательщику торговать через маркетплейсы. В этом случае необходимо соблюдать следующие ограничения:

- доход за год - до 200 млн руб.;

- среднее число сотрудников - до 130 чел.;

- доля участия юридических лиц - не более 25 %;

- отсутствие филиалов.

«Упрощенка» предполагает два объекта налогообложения на выбор:

- УСН «доходы» - весь доход облагается по ставке 1-6% (в зависимости от региона);

- УСН «доходы минус расходы» - налог платится с разницы между доходами и расходами по ставке 5-15 % (также в зависимости от региона).

При выборе объекта налогообложения следует ориентироваться на долю расходов, которые хозяйствующий субъект может подтвердить документально. Если доля таких расходов более 70-80 % от суммы дохода, то выгоднее выбрать УСН «доходы минус расходы». Но необходимо знать, что при данном объекте налогообложения даже если получен убыток (или рассчи-

танная сумма налога менее 1 % от годового дохода) платится «минимальный налог», равный 1 % от доходов за год.

Если доход при УСН превысит 150 млн руб. или средняя численность работников будет больше 100 чел., ставки повысятся до 8 % и 20 % соответственно.

При УСН применяется «кассовый метод» признания доходов и расходов. Доходы «упрощенцев» при продаже товаров на маркеплейсе определяются не только на дату поступления денег на счет, но и на дату погашения задолженности иным другим способом (пп. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ) [3]. А зачет взаимных требований между продавцом и маркетплейсом на сумму посреднического вознаграждения маркетплейса (или на стоимость оказанных им услуг) - это и есть те события, в результате которых погашается задолженность маркетплейса перед продавцом.

Таким образом, доходом продавца является полная стоимость товара, которую оплатил покупатель. А не только та сумма, которую маркетплейс перечисляет продавцу за вычетом своего вознаграждения. Необходимо помнить, что доход отражается на дату получения от маркет-плейса денег на расчетный счет упрощенца-продавца, а не на дату утверждения отчета маркетплейса. Как правило, и утверждение отчета маркетплейса, и получение денег на расчетный счет продавца происходят в одном месяце. В таком случае вся сумма доходов будет учтена «упрощенцем» также в одном месяце. При применении доходно-расходной УСН, затраты на оплату вознаграждения маркетплейса признаются в расходах на дату утверждения отчета маркетплейса (отчета комиссионера/агента).

Плательщики УСН не освобождаются от обложения страховыми взносами:

- организации платят взносы с доходов своих работников;

- ИП - платят взносы «за себя», а при наличии наемных работников - дополнительно взносы с доходов работников. Причем при УСН «доходы» страховые взносы вычитаются из рассчитанного налога к уплате (ограничение 50% от рассчитанной суммы налога при наличии наемных работников), а при УСН «доходы минус расходы» страховые взносы являются одним из расходов (т. е. они сначала вычитаются из доходов, а остаток суммы уже умножается на ставку) [4].

Если организация или предприниматель не выберут специальный налоговый режим (УСН или НПД), то они автоматически будут считаться применяющими ОСНО. Данный режим налогообложения не предполагает никаких ограничений и лимитов, но не для всех будет выгодным, поскольку ОСНО считается системой налогообложения с самой высокой налоговой нагрузкой. Поэтому есть смысл попытаться «подогнать» свой бизнес под параметры, подходящие для упрощенки, особенно если бизнес не масштабный.

Таким образом, выбор системы налогообложения при торговле на маркетплейсах зависит от нескольких факторов: кто изготавливает товар, есть ли возможность подтвердить расходы документально, какой объем дохода планирует получать будущий поставщик-продавец. В любом случае выбор следует сделать между НПД (для совсем небольших поставщиков - ИП и физлиц) и УСН.

В заключение необходимо отметить, что правильная организация учета расчетных операций у продавца товаров с продуманной системой налогообложения будет являться инструментом по повышению эффективности бизнеса в одном из перспективных направлений интернет-торговли - через маркетплейсы.

Источники:

1. Гоголева О.Л. Особенности учета расчетов с покупателями и его совершенствование//Экономика, финансы, образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Киров: Вятская ГСХА, 2019. -С.39-42.

2. Елина Л.А. Как вести бухгалтерский и налоговый учет при торговле товарами на торговых интернет-площадках (маркетплейсах) типа Ozon, Wüdberries?//Главная книга, № 22, 2022. Доступ из справ.-правов.системы «Консультант плюс».

3. Налоговый кодекс РФ, часть II: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Доступ из справ.--правов.системы «Консультант плюс».

4. Горячих С.П., Печенкин К.А. Ведение бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя: налоговый аспект// Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы XX международной научно-практической конференции [электронный ресурс]. -М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. - С.308-314.

References:

1. Gogoleva O.L. Features of accounting for settlements with customers and its improvement//Economics, finance, education: problems and prospects of development: collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference. - Kirov: Vyatka State Agricultural Academy, 2019. -p.39-42.

2. Elina L.A. How to keep accounting and tax records when trading goods on online trading platforms (marketplaces) such as Ozon, Wildberries?//Main book, No. 22, 2022. Access from help.- right.Consultant Plus systems.

3. The Tax Code of the Russian Federation, Part II: feder. Law No. 117-FZ of 05.08.2000. Access from help.-right.Consultant Plus systems.

4. Goryachikh S. P., Pechenkin K. A. Doing business as a sole proprietor: tax aspects// Topical issues of modern science and education: proceedings of the XX international scientific-practical conference [electronic resource]. -M.: Moscow financial and law University mfyua, 2021. - Pp. 308-314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EDN: YFCHQK

О.В. Ищенко - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, rov1301@yandex.ru,

O.V. Ishchenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Information technologies, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) ofRUC;

Ж.А. Аксенова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, janna-obc@mail.ru.

Zh.A. Aksenova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Information technologies, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC;

В.П. Губанова - магистрант экономического факультета, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, vikasalagina1809@gmail.com

V.P. Gubanova - Master's student of the Faculty of Economics, Krasnodar Cooperative Institute (branch) RUK.

ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ ФСБУ 6/2020 FEATURES OF DEPRECIATION OF FIXED ASSETS BASED ON FSB 6/2020

Аннотация. В статье осуществлен экономико-правовой анализ действующей нормативной базы Российской Федерации по организации и осуществлении учета и начисления амортизации основных средств организации. Определены Рассмотрим изменения в правилах учета и начисления амортизации основных средств в 2022 году в связи с введением в действие нового Федерального стандарта бухгалтерского учета Приведена сравнительная характеристика между новым (ФСБУ) 6/2020 «Основные средства» и старым Положением о бухгалтерском учете (ПБУ) 6/21 «Учет основных средств» по цели, способам начисления, показателям начисления амортизации и специфике их применения. Новый ФСБУ 6/2020 кардинально изменил подход к выбору способа начисления амортизации основных средств организации. Если раньше главный бухгалтер организации самостоятельно решал, какой из доступных способов применять, то согласно же ФСБУ 6/2020 выбор следует делать с учетом конкретики, как именно в организацию поступают экономические выгоды от использования основного средства. Рассмотрены объекты не подлежащие амортизации. Описаны особенности начисления амортизации с учетом новых правил по ФСБУ 6/2020. Выявлена необходимость ежегодного пересмотра трех ключевых показателей, учитываемых при исчислении амортизационных начислений, таких как срок полезного использования, балансовая и ликвидационная стоимости.

Abstract. The article provides an economic and legal analysis of the current regulatory framework of the Russian Federation for the organization and implementation of accounting and depreciation of fixed assets of the organization. We will consider changes in the rules of accounting and depreciation of fixed assets in 2022 in connection with the introduction of a new Federal Accounting Standard, a comparative characteristic is given between the new (FSB) 6/2020 "Fixed Assets" and the old Accounting Regulation 6/21 "Accounting of fixed assets" for the purpose, methods of accrual, indicators of depreciation and the specifics of their application. The new FSB 6/2020 has radically changed the approach to choosing the method of depreciation of fixed assets of the organization. If earlier the chief accountant of the organization independently decided which of the available methods to use, then according to FSB 6/2020, the choice should be made taking into account the specifics of how the economic benefits from the use of fixed assets come to the organization. The objects that are not subject to depreciation are considered. The features of depreciation accrual are described taking into account the new rules according to FSB 6/2020. The necessity of annual revision of three key indicators taken into account when calculating depreciation charges, such as useful life, book value and liquidation value, is revealed.

Ключевые слова: амортизация, основные средства, Федеральный стандарт бухгалтерского учета, активы. Keywords: depreciation, fixed assets, federal accounting standard, assets.

С 1 января 2022 года организации будут начислять амортизацию на основные средства по новым правилам. Вводится в действие новый ФСБУ 6/2020. Рассмотрим изменения в правилах учета и начисления амортизации основных средств в 2022 году.

Практически все имущественные активы со временем теряют свои полезные свойства и качества, основные средства не исключения. Причиной износа является не только физическое устаревание актива, но и его моральный износ. Начисление амортизации позволяет организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.