Научная статья на тему 'Проблемы здоровьесбережения в современной школе'

Проблемы здоровьесбережения в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / SAVING HEALTH / HEALTH
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы здоровьесбережения в современной школе»

Скрыпник В.А.

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ34

ГБОУ СОШ № 333 Невского района Санкт-Петербурга

Современный выпускник основной школы должен уметь: выбирать, сравнивать и анализировать, познавать и контролировать себя, нести ответственность, работать самостоятельно и в группе, осознанно стремиться к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Печально осознавать тот факт, что большинство выпускников к 11-му классу имеют массу хронических заболеваний.

Сравнив деятельность учеников до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. А что с физическим здоровьем? На протяжении всего обучения в школе, учащиеся сталкиваются с различными проблемами:

• увеличением учебной нагрузки;

• изменением режима дня;

• разностью систем и форм обучения;

• нестыковкой программ начальной и основной школы;

• различием требований со стороны учителей-предметников;

• изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними показывает, что многие, переходя из младшей школы в среднюю, становятся растерянными, сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях друг с другом и с педагогами, не сразу могут понять какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника вообще обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, сами создают множество организационных трудностей.

Сохранение здоровья ребёнка зависит от учебно-организационных и психолого-педагогических факторов: объем учебной нагрузки и распределение ее по дням согласно нормам и правилам. Как известно, самые продуктивные уро-

34Skrypnik V.A. Health-saving problems at modern school / State budget educational institution Secondary School 333 Nevsky district of St. Petersburg

ки со второго по четвертый, но в связи с большим разнообразием предметов в параллелях, мы встречаем математику и русский язык в расписании первыми или шестыми уроками. Важно учитывать и очерёдность уроков, т.к. малопродуктивна математика после физкультуры. Здоровьесберегающие технологии предполагают и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом. Администрация вместе с учителями должны очень серьёзно подходить к вопросу составления расписания уроков, а также графиков контрольных работ.

Непосредственно на самом уроке важен эмоциональный настрой и стиль общения учителя. На уроке важно применять разные технологии и сменять виды деятельности, позы учащихся. Этому способствует групповая работа (коммуникативная компетенция детей развивается, они свободно взаимодействуют в группах). Хорошо, когда детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания: учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя. Разгрузку на уроке помогают осуществлять физкультминутки. Заучивание весёлых стихотворений и движений помогает сменить деятельность и эмоциональную активность.

Вопрос о домашних заданиях занимает одно из основных мест в процессе обучения, часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. В условиях ФГОС необходимо использовать дифференцированный подход: домашнее задание даётся различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить. Естественно, что если ученик выполнил задание более сложного уровня, он поощряется. Таким образом, учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, самостоятельно оценивая свои силы.

Сохранению здоровья способствуют разные подходы, используемые учителем. Очень важно, чтобы воздействие учителя осуществлялось не только на уроке, но и во внеурочное время. Уроки на свежем воздухе - это ещё одна формы работы с учащимися. Рядом с каждой школой расположен сквер, парк, и хорошо, если бы это стало традицией проведение уроков там.

Регулярное проведение уроков-праздников также благоприятно влияет на здоровье учеников. К ним ребята могут готовить вопросы для викторины, рисунки, ребусы, сочинения, задания, формируют команды, рисуют эмблемы и

т.п. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребёнка. Обучающие игры - это игры способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, необходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память.

В последние годы большое внимание уделяется урокам физической культуры, т.к. они способствуют укреплению физического здоровья. Во многих школах в расписании есть уроки в бассейне, что благоприятно влияет на детский организм и помогает расслабиться мышцам.

Состояние здоровья - важнейший показатель благополучия общества, государства и целого поколения. Необходимо так обеспечить воспитательную систему школы, чтобы она была направлена на сотрудничество семьи и школы, вовлеченность родительской общественности и совместные усилия по сохранению здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: здоровьесбережение, охрана здоровья. Keywords: saving health, health.

УДК 373.1

Г.П. Супрунович, И.Э. Велюго, Е.А. Новикова ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»35

ГБОУ СОШ№269 «Школа здоровья» Кировского района Санкт-Петербурга

Деятельность Школы Здоровья базируется на методических материалах и нормативных документах разного уровня. Одним из основополагающих документов для образовательных организаций Санкт-Петербурга является концепция создания службы здоровья образовательного учреждения, разработанная на кафедре педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и утвержденная распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №124-р от 31.01.2008г. [1]

Основные задачи ОУ: 1) построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий

35

Innovation in "School of health"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.