ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ О.О. Ооржак1, студент
Ш.Ч. Соян2, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник 1Тувинский государственный университет
2Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Россия, г. Кызыл)
DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1060
Аннотация. В статье анализируются проблемы занятости населения в Республике Тыва, выявлены тенденции и закономерности показателей занятости и безработицы населения, отмечено распространение на рынке труда региона неформального сектора экономики, анализированы государственные программы поддержки граждан.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, рабочие места, Республика Тыва.
Проблема занятости имела постоянный характер в Республике Тыва. Данная проблема отслеживается с начала 2000-х годов, как последствия распада СССР, которая вызвала за собой цепочку негативных факторов, как ликвидация и банкротство предприятий, сокращение кадров и так далее. На сегодняшний день она также обостряется на фоне экономических и социальных явлений.
Республика Тыва относится к тем немногочисленным субъектам Российской Федерации который является дотационным. Исходя из этого, идет рост отрицательных моментов, как алкоголизация населения, преступность и детская безнадзорность, которая ведет увеличение безработицы. Наиболее сложная обстановка в селах, где многие не могут найти работу по специальности, требованиям и по прочим условиям. Так для региона многофункциональной работой становится программы в сфере социального обеспечения населения, а именно, увеличения занятости.
В Республике Тыва уровень занятости населения составил в 2019 году - 52%, что больше 2016 года на 2,8%. Но в то же время, по сравнению со средним показателем Российской Федерации уровень ниже на 13%, СФО - на 10,4%, Новосибирской области - на 12,6%.
При изучении статистических данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики, стало видно,
что с 2013 года по 2018 год наметилась тенденция снижения уровня безработицы в Республике Тыва, при этом в 2013 году произошел скачек уровня безработицы. Для улучшения ситуации в 2013 году в связи с улучшением ситуации на рынке труда республики средства на содействие самозанятости безработных граждан направлено 20371,3 тыс. рублей. В 2019 г. на росте безработицы отразились стабильная вялость всей экономики России. Одним из путей его решения может стать предпринимательство.
Малый бизнес является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений [7, с. 110]. Соответственно с развитием малого и среднего предпринимательства увеличивается количество рабочих мест. В рамках реализации мероприятия предпринимательскую деятельность открыл только 121 безработный гражданин против 442 в 2012 году, что показывает снижение числа занятого населения.
Для Республики Тыва наиболее важным является наличие десятков градообразующих, как правило, неплатежеспособных предприятий, закрытие которых или ухудшение их положения резко сказывается на уровне жизни населения.
Вместе с тем, при ухудшении ситуации в экономической и социальной жизни региона, на рынке труда можно уловить
симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения в критическое.
Но нужно учитывать, что в Республике Тыва распространен неформальный сектор экономики. Так по результатам (табл. 1) в Республике Тыва по данным статистики в 2019 году доля лиц, занятых неформально в секторах экономики, составила 30,7% от общего количества занятых в экономике или в абсолютных количествах - 32931
человек против 31252 человек. Республиканский показатель доли неформально работающих граждан превышает среднероссийский на 8,4%.
Наибольшая доля неформально занятых граждан в сфере услуг и торговли - 32,1% (10565 чел.), сельском хозяйстве - 26,8% (8828 чел.), пассажирских перевозках -12,3% (4045 чел.).
Таблица 1. Численность занятых в неформальном секторе экономики Республики за последние 3 года (тыс. человек)_
2017 2018 2019 Абсолютный прирост Темпы роста Абсолютное значение
Всего 26,8 31,3 32,9 6,1 122,7 0,04
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,2 8,5 8,8 3,6 169,2 0,02
Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,2 0,1 200 0,0005
Добыча полезных ископаемых 0,1 - -
Обрабатывающие производства 1,7 2 3,3 1,6 194,1 0,008
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,1 - -
Строительство 1,8 3,9 1,4 -0,4 77,8 -0,005
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10,3 9,7 10,6 0,3 102,9 0,00291509
Гостиницы и рестораны 1,3 1,6 1,6 0,3 123,1 0,0024375
Транспорт и связь 3,7 3,6 4 0,3 108,1 0,002775
Финансовая деятельность 0 0,1 0,1 0,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1,1 0,8 1,7 0,6 154,5 0,00388235
Образование 0,1 0,1 0,2 0,1 200 0,0005
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,1 0,1 0,2 0,1 200 0,0005
Предоставление прочих коммунальных, социальных, персональных и других услуг 1,3 0,8 0,7 -0,6 53,8 -0,01114286
Таким образом, в республике 30,7% граждан имеют незадекларированные доходы или работают неформально и получают разные виды социальных поддержек, что ведет дополнительную нагрузку на республиканский бюджет.
В 2019 году наибольшее увеличение числа граждан, работающих без оформления трудовых договоров, произошло в следующих отраслях:
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - в 2,2 раза (930 человек);
- обрабатывающие производства - в 1,7 раза (1357 человек);
- транспорт и связь - на 13,8% (491 человек);
- оптовая и розничная торговля - на 8,7% (849 человек);
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - на 4,3% (362 человека).
Также отмечается снижение численности лиц, занятых в неформальном секторе: добычи полезных ископаемых - на 100% (2018 г. - 47 человек, 2019 г. - 0); строительство - на 62,6% (2415 человек); предоставление прочих коммунальных, соци-
альных, персональных и других услуг - на 10,5% (85 человек); гостиницы и рестораны - на 0,2% (3 человека).
Эффективной себя в теневой экономике показала работа по легализации ее. По результатам 2019 года Министерством труда и социальной защиты Республики Тыва проведена масштабная работа, включающая не только информационно-разъяснительную кампанию, принуди-
тельные меры, но и стимулирование граждан на выход из тени. Во время рейдовых мероприятий по легализации неформальной занятости в 2019 году проведена беседа с охватом более 1000 субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате которого легализовано 3498 неформальная занятость, что на 319 человек или 10% больше, чем в 2018 году (3179 человек) (рис. 1).
^1111
оптово-розничная торговля
сельское хозяйство i i&Ï
строительство \ \ 53
здравоохранение и предоставление соцуслуг 39
образование ¡ 39
гостиницы и рестораны 140
обрабатывающие производства i 39
транспорт и связь i 11
другие 879
/
Рис. 1. Легализованная деятельность по отраслям в 2019 году
Применяемые меры показали доказали свою эффективность, наилучший результат показали в Каа-Хемском, Тес-Хемском кожуунах, гг. Кызыла и Ак-Довурака. Отмечается недостаточность принятых усилий в данном направлении в Улуг-Хемском, Тере-Хольском и Тоджинском кожуунах.
В 2019 г. по состоянию на конец августа число неработающих граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составило 4,8 тыс., из них 4,7 тыс. были безработными, в том числе 3,9 тыс. человек получали пособие по безработице (табл. 2.)
Таблица 2. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан и безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения_
Наименование показателей 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Численность безработных граждан по МОТ, тыс. человек 22,4 24,2 27,0 27,5 23,3 22,0 23,5 23,8 23,1 21,3
Численность зарегистрированных безработных граждан, тыс. человек 10,0 9,5 7,2 6,6 6,7 6,0 6,0 5,8 5,4 5,2
Уровень регистрируемой безработицы, к численности ЭАН, % 7,7 6,4 6,2 5,8 5,2 4,9 4,8 4,6 4,3 4,0
Количество заявленных вакансий, ед. 295 417 632 1222 1036 936 922 979 2035 1706
Коэффициент напряженности, ед. 75,9 62,8 42,7 22,5 25,1 23,5 25,5 24,3 11,4 12,5
Также все еще напряженной остается ситуация с трудоустройством мужчин в республике - на конец 2019 года 23,6%
мужчин безработные. Самая многочисленная возрастная группа в составе безработных - это лица в возрасте от 20 до 29 лет,
на их долю приходится 50,2% от общей численности безработных. В большинстве возрастных групп наблюдается снижение численности безработных. Сложная ситуация складывается и среди молодёжи до 30 лет, именно эта категория граждан составляет 39% от общего числа безработных, что является немаловажной проблемой, поскольку люди этого возраста очень перспективны и более трудоспособны [3]. Основными причинами такой безработицы служат отсутствие стажа и соответствую-
В 2011-2018 годах ситуация опять изменилась, и в 2019 году уровень сельской безработицы снова превышает уровень городской безработицы, но уже почти в 1,4 раза. Таким образом, можно сделать вывод, что сельская занятость, остается острой проблемой для республики.
Для многих жителей села с традиционным отсутствием вакантных рабочих мест, низкой заработной платой, основным занятием остается выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции, охота и рыбалка, заготовка и реализация дикоросов [1].
В настоящее время одной из характеристик трудового потенциала Российской Федерации является сокращение численности экономически активного и трудоспособного населения в связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью. В результате можно выделить две фундаментальные проблемы экономического ха-
щего образования, желания работать через официальное трудоустройство.
В селах обстановка становится критичной. По данным на рисунке 2, видно, что уровень безработицы среди сельского населения выше, чем среди городского. В 2011 году этот показатель был практически ровным, что обусловлено высокими темпами роста безработицы среди городского населения и одновременным снижением численности безработных сельских жителей.
рактера: спрос на рабочую силу, отсутствие предложения и отсутствие интенсивного роста ВВП из-за нехватки рабочей силы. В регионе снижение числа безработных граждан в прогнозный период будет достигаться также за счет трудоустройства безработных граждан в ходе реализации государственных программ Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017-2020 годы», «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы», «Развитие образования и науки на 20142020 годы», «Развитие здравоохранения на 2013-2020 годы», «Развитие культуры и туризма на 2014-2020 годы». Всего за счет всех государственных программ Республики Тыва планируется трудоустроить около 1000 безработных граждан [2].
Так как развитие предпринимательства дает новые рабочие места, концентрирует-
30
25 22,4 20 15 10 5 0
27,9 28,4
24,2
,11,1
1
14,8
16,7 Л
25,6
18,8
22
23,5 23,8 23,1
15,3
,3
),Ф1,1 1
12,9
,6
12,7 1
21,3 21,1
13
18,6
10
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ■ Общая численность безработных ■ город ■ село ■
Рис. 2. Численность безработных по месту проживания [3]
2
1
1
i
1
i
6
4
2
ся внимание этой сфере. В республике предприниматели могут начать или расширить свой бизнес благодаря грантам в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы. Всего получателями господдержки в 2015-2018 гг. принято обязательство по созданию 911 ед. рабочих мест, исполнение составило 853 ед. (93,8%).
Для повышения уровня жизни идет поддержка малообеспеченных категорий населения. Почти 98% многодетных семей в силу высокой демографической нагрузки попадают в категорию малоимущих. Именно на них была сконцентрирована адресная социальная поддержка в рамках социальных проектов «Корова-кормилица», «Кыштаг для молодой семьи», «Социальный уголь», «Социальный картофель». По результатам всех про-
щих семей, в большей части которой были несовершеннолетние дети. Для них были образована помощь в виде сельскохозяйственных продуктов, мелкого и крупного скота в отару. Помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг и покупке угля, безусловно, явилась ощутимым подспорьем для 718 сельских многодетных семей. Особенность реализованных проектов заключалась в том, что с оказанием того или иного вида социальной поддержки одновременно предусматривались меры по выходу граждан из сложной жизненной ситуации, и преодоление социального иждивенчества. Как показало исследование, в Республике Тыва трудоустройство граждан ежегодно идет к увеличению, и после завершения обучения и при содействии самозанятости населения. Активное содействие оказывает государство в лице региональных органов.
грамм поддержку получили 619 малоиму-
Библиографический список
1. Балакина Г.Ф. Проблемы рынка труда Республики Тыва / Г.Ф. Балакина, А.Ч. Кылгыдай // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №5 (94). - С. 486-491.
2. Монгуш А.Л. Занятость и безработица в Республике Тыва / А.Л. Монгуш, Л.Ш. Ондар, В.Е. Антонова // Sciences of Europe. - 2018. - №26-3 (26).
3. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассии и Республике Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.
PROBLEMS OF EMPLOYMENT IN THE REGION O.O. Oorzhak1, Student
Sh.Ch. Soyan , Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher 1Tuvan State University
2Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences (Russia, Kyzyl)
Abstract. The article analyzes the problems of employment in the Republic of Tuva, identifies trends and patterns of employment and unemployment indicators, notes the spread of the informal sector of the economy in the labor market of the region, analyzes state programs to support citizens.
Keywords: labor market, employment, unemployment, jobs, Republic of Tuva.