Толаметова Зилола Абдижапаровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Национального университета Узбекистана
ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
УДК: 331.5
ТОЛАМЕТОВА З.А. АЦОЛИНИ МЕЦНАТДА БАНДЛИГИГА ДЕМОГРАФИКЖАРАЁНЛАРНИНГ ТАЪСИРИ
Мак,олада ах,олини мех,натда бандлигининг ижтимоий-ик,тисодий мох,ияти ёритилган х,олда, дунё мик,ёсидаги демографик жараёнлар, мех,нат ресурсларининг баркарор булмаган иш жойларида банд-лиги каби муаммолар, Узбекистан Республикасида мех,нат ресурслари бандлигини таъминлаш бора-сида олиб борилаётган чора-тадбирлар баён этилган, шунингдек, ах,олининг окилона бандлигини таъминлашнинг устувор йуналишлари буйича таклифлар берилган.
Таянч иборалар: ах,олининг мех,натда бандлиги, самарали бандлик, окилона бандлик, эгилувчан мех,натда бандлик, анаънавий мех,натда бандлик, ишсизлик, бандлик хизматлари.
ТОЛАМЕТОВА З.А. ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
В статье освещаются сложившиеся демографические процессы и их влияние на занятость населения, обсуждаются теоретические вопросы социально-экономической сущности занятости населения, проблемы безработицы и злободневные вопросы занятости населения в некоторых странах мира, изложены стратегические направления повышения эффективной занятости.
Ключевые слова: занятость, демографические процессы, гибкая занятость, традиционная занятость, инвестиции.
TOLAMETOVA Z.A. INFLUENCE OF DEMOGRAPHIC PROCESSES TO EMPLOYMENT
There is discussed in the article the demographic processes and these influence to employment, the socio-economic nature of employment, identified problems of unemployment and problems of employment in some countries of the world, outlines measures taken by authorities to support employment in Uzbekistan, given the recommendations for directions of effective employment.
Keywords: employment, demographic processes, flexible employment, traditional employment, investment.
Актуальность темы. Новый уровень экономического, общественного и государственного развития, формирование рыночных отношений, коренные структурные преобразования вызывают к жизни новые формы организации и стимулирования труда. В действительности полное и эффективное использование трудового потенциала как органической части экономического потенциала страны служит важным фактором экономического роста. Занятость эта социально экономическая категория, которая характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с целью получения соответствующих доходов.
Степень изученности проблемы. Среди зарубежных экономистов, изучавших вопросы рынка труда, безработицы и занятости, можно выделить: Дж.Кейнса, К.Макконнелла, А.Оукена, А.Филлипса, П.Самуэльсона, Г.Стендинга, Д.Фридмана, Р.Д.Эрен-берга и др.1 (20).
В странах СНГ тема занятости населения и рынка труда глубоко раскрыта в работах таких исследователей, как Р.Л.Агабекян, Г.Л.Баяндурян, В.Буланов, В.Г.Билов, Н.Вишневская, Р.Емцова, Р.Капелюшников, С.Карташов, А.Котляр, А.Кашепов, И.С.Маслова, А.А.Никифорова, Ю.Одегов, В.А.Павленков, Г.Руденко, Э.Р.Саруханов, Н.М.Токарский, Е.И.Чернова и др.
В Узбекистане в этом направлении научные исследования проводили такие ученые-экономисты, как: А.А.Абдуганиев, К.Х.Абдурахманов, Х.П.Абулкосимов, Г.К.Абдурахмонова, Ю.В.Воро-новский, Л.Г.Максакова, Д.А.Ортикова, Д.Н.Рахимова, Д.В.Расулова, М.Мирзакаримова З.А.Толаметова, Р.А.Убайдуллаева, Ш.Р.Холмуминов, З.Худойбердиев и др.
Целью исследования является разработка системных научно-теоретических предложений и стратигических направлений по совершенствованию структуры занятости в условиях модернизации экономики страны.
Задачи исследования:
- оценка нынешней демографической ситуации в Узбекистане, состава рабочей силы и экономически активного населения, влияния экономического подъема на структуру занятости;
1 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: «Экономика», 1993. -С. 306; Самуэльсон П. Экономика. В.2 т. - М.: МГП «АЛГОН», ВНИИСИ, 1992. -С. 432; Брю С., Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т., пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. - М.: «Республика», 1992. -С. 132-175,194-217; Т. 2. -С.156-174, -С. 293-310; Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда: теория и государственная политика. - М.: МГУ, 1996. -С.800.
- разработка рекомендаций по сокращению безработицы;
- разработка рекомендаций по обеспечению эффективной занятости;
Трудовые ресурсы Республики Узбекистан включают физически и психически здоровое население в возрасте от 16 до 60 лет мужчин и от 16 до 55 лет женщин. Пенсионный возраст в Республике Узбекистан составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Средний пенсионный возраст для мужчин и женщин в мире составляет 62 года, а в Узбекистане - 57,5 года. В соседних странах Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане пенсионный возраст составляет 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В Туркменистане пенсионный возраст составляет 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.
В Узбекистане система пенсионного обеспечения охватывает более 3,3 миллиона человек, что составляет 10 % всего населения республики, из них 103,1 тысячи человек является работающими пенсионерами2.
Для достижения устойчивой пенсионной системы была создана система государственного пенсионного обеспечения, которая ориентирована на внедрение современных механизмов стимулирования граждан в системе социального страхования, повышение уровня финансовой поддержки пенсионеров и достижения стабильной пенсионной системы.
В Узбекистане планируется повышение пенсионного возраста, а также увеличение необходимого минимума трудового стажа. Пенсионный возраст будут повышать каждый год на 6 месяцев, начиная с 2022 года, с доведением его до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин3.
Одна из причин увеличения пенсионного возраста связана со средней ожидаемой продолжительностью жизни населения страны: средняя ожидаемая продолжительность жизни в Узбекистане достигла 73,8 лет в 2018 году и занимает первое место в Центральной Азии. В то же время продолжительность жизни в Таджикистане составляет 73,7 лет, в Казахстане - 72,4 лет, в Кыргызстане - 70,9 и в Туркменистане - 70,4 лет. В 2017 году численность население стран Центральной Азии составила 70 миллионов человек В мире Норвегия имеет самую высокую среднюю продолжительность жизни, достигнув 82 лет4. Увеличение средней продолжительности жизни приводит
2 https://www.spot.uz/ru/2018/06/12/pensia/
3 https://podrobno.uz/cat/obchestvo/peresmotr-pensюnnogo-
4 https://podrobno.uz/cat/obchestvo/peresmotr-pensionnogo-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)
к увеличению доли населения старше 60 лет в общей численности населения. Это приводит к увеличению числа иждивенцев для работающих. Конечно, из-за увеличение пенсионного возраста станет актуальной проблема занятости. Одним из наиболее актуальных вопросов для этого является развитие бизнеса и предпринимательства.
Занятость трудовых ресурсов является основным критерием экономического и социального развития каждой страны. Потому что занятость является ключевым фактором в решении социальных проблем в обществе, а также ключевым элементом в повышении производительности труда и повышении уровня жизни. Занятость имеет решающее значение для обеспечения социально-экономической устойчивости страны и человеческого развития. Мы можем наблюдать увеличение численности рабочей силы в некоторых странах и сокращение в других странах мира. Из-за количественного изменения трудовых ресурсов проблемы занятости увеличиваются.
В 1820 году население мира составляло 1 миллиардов, а в 1960 году - около 3 миллиардов человек, а в 2019 году население мира достигло 7,7 миллиардов человек1. Население Китая составляет 1,4 миллиарда, Население Индии порядка - 1,3 миллиарда2. Быстрая урбанизация также влияет на структуру занятости.
В Республике Узбекистан наблюдается высокий рост населения, в отличие от многих развитых, в том числе европейских стран, где наблюдается старение населения. В этих странах увеличение доли пожилых людей по сравнению трудовыми ресурсами также влияет занятость населения.
Демографические процессы влияют на занятости населения в республике Узбекистан.
причинами увеличения доли пожилого населения является сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни населения. Последствия же увеличения доли пожилого населения по сравнению с населением трудоспособного возраста является снижение экономической активности и производительности труда, снижение мобильности населения, сокращения доли трудоспособного населения, выплачивающего в пенсионный фонд, увеличение потребности на услуги государственных социальных служб, для лиц пожилого возраста.
Демографическая ситуация свидетельствует о том, что к 2050 году население мира составит 9,3 миллиардов человек, и на одну женщину будет приходиться по два ребенка. Ожидается, что число детей в Азии будет расти. Рост подрост-
1 https://ru.wikipedia.org/wiki / Население Земли
2 https://ru.wikipedia.org/wiki / Населения Китая
ков в возрасте до 15 лет остается стабильным3. По прогнозам ООН, к 2050 году ожидается, что больше половины населения мира будет проживать в Азии, 25 процентов в Африке, 8,2 процента в Латинской Америке, 7,4 процента в Европе и 4,7 процента в Северной Америке. С начала XXI века почти весь рост населения около 97 процентов приходится на развивающиеся страны - Африки, Азии и Латинской Америке.
В развитых странах численность населения трудоспособного возраста уменьшается4. Демографические процессы в этих странах показывают, что увеличение доли пожилого населения оказывает негативное влияние на экономический рост, что приводит к ряду социальных и экономических проблем.
Если средний возраст занятых в мире в 2017 году составлял 40 лет, то к 2030 году этот показатель превысит 41 год. Несмотря на то, что уровень безработицы в мире несколько стабилизировался, но нельзя сказать, что проблемы с обеспечением достойного труда решены. Их решение требует ускорения создания новых рабочих мест, и применение дополнительных мер на глобальном уровне.
Число безработных в мире в 2017 году составило 192,7 миллиона человек, что на 2,6 миллиона человек больше, чем в 2016 году. Уровень безработицы в мире в 2017 году составил 5,6%5. Одна из глобальных проблем, стоящих перед миром, заключается в том, что большинство работников в развивающихся и некоторых развитых странах работают в незарегистрированных фирмах и оказываются неофициально занятыми. На большинстве этих рабочих мест условия труда не соответствуют требованиям законодательств по безопасности труда, и рабочие остаются социально не застрахованными.
Кроме того, в большинстве развивающихся стран рабочие заняты на временных работах, в мелких крестьянских хозяйствах с низким доходом, и не имеют постоянной заработной платы.
В результате большинство из них вынуждены работать на нескольких предприятиях, но доходы большинства из них не покрывают свои нужды, и нужды своих семей.
3 Политика в сфере занятости в целях устойчивого восстановления и развития. Международная конференция труда. 2014.. www.ilo.org/publns. http:/www.ilo.
org/wemsp 5 groups/public/---ed_norm/---relconf
documents meetingdocument wems_204976.рdf
4 https://ru.wikipedia.org/wiki / Население Земли
5 https://russian.rt.com/world/news/473300-mirovaya-bezrabotica-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)
Одной из актуальных проблем занятости во всем мире является тот факт, что неформальная занятость расширяется, и что большинство занятых людей заняты в нестабильных рабочих местах и на условиях сокращенных рабочих дней, из-за нехватки рабочих мест.
В 2017 году 1,4 миллиарда человек были заняты на нестабильных работах, и до конца 2019 года ожидается их увеличение еще на 35 миллионов. В развивающихся странах в нестабильную занятость вовлечены трое из каждых четырех работников1.
Снижение доли «незанятых» в бедных развивающихся странах происходит медленнее, чем рост трудовых ресурсов. В развивающихся странах женщины вынуждены работать за низкие заработные платы. В 2017 году 300 миллионов рабочих в мире вынуждены были работать за 1,9 доллара в день.2
На уровень занятости населения как позитивно, так и негативно влияют следующие факторы:
- демографические процессы;
- глобализация;
- урбанизация;
- прогресс техники;
- макроэкономические кризисы и экономические спады.
Занятость в экономике можно разделить на следующие типы:
• глобальная занятость - занятость общественно полезной деятельностью;
• полная занятость - это занятость которая обеспечивает стандартной нагрузкой в течении рабочего дня.
• неполная занятость- занятость некоторой части экономического активного населения, или неполный рабочий день;
• стандартная занятость - работа в течении времени стандартной продолжительности.
• гибкая (нестандартная) занятость - это нестандартная форма занятости, у рабочих гибкий график рабочего времени или работа на дому.
• эффективная занятость - занятость, которая обеспечивает высокие доходы и на этой занятости достигаются экономические и социальные выгоды. также это занятость обеспечивающая внедрение в производство достижений науки, развития технологий, инноваций, повышения квалификации работников и повышение производительности труда.
• оптимальная занятость - это оптимальное распределение занятых по секторам и регионам.
1 https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_616001/ lang--ru/index.htm
2 https://tass.ru/ekonomika/4894041
рациональное использование трудового потенциала в стране обеспечивается не только высокой занятостью рабочей силы, ее оптимальным распределением по секторам и отраслям, но также обеспечением высокой производительности труда.
В результате экономических реформ, проводимых в Узбекистане при формировании рыночной экономики, создаются новые формы и методы занятости. Гибкая занятость является важной тенденцией найма рабочей силы.
Анализ занятости населения Республики Узбекистан показывает, что до обретения независимости:
- занятость в сфере услуг была невысокой;
- доля занятых в сельском хозяйстве была высокой.
Властями страны ставится задача создания тысяч новых рабочих мест на основе модернизации и технологического переоснащения ведущих отраслей промышленности, стимулирования быстрого развития малого бизнеса и частного предпринимательства посредством реформирования и диверсификации экономики, активной инвестиционной политики, что направленно на обеспечение занятости населения, особенно молодежи.
Число постоянных жителей Республики Узбекистан в 2017 году составила 32,1 млн. человек, увеличившись по сравнению с 1991 годом на 11,5 млн. человек (рост 55,9%). Число родившихся в 2017 году составило 715,5 тыс. человек. Коэффициент рождаемости на 1000 человек населения составил 22,1 промилли, а естественный прирост населения составил 17,1 промилли. В 2017 году городское население в Республике Узбекистан составляло 50,6%, а сельское население - 49,4%4 (таблица 1).
В 1991 году доля молодых людей в возрасте (0-15 лет) составляла 43,1 процента, трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет, женщин в возрасте 16-54 года) составляла 49,1 процента, пожилых людей (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) составляло 7,8%. В 2017 году эти показатели составили 30,1 процента, 60,5 процента и 9,4 процента соответственно. 2017 году трудовые ресурсы в Республике Узбекистан составили 18666,3 тыс. человек5.
7 февраля 2017 года Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев подписал Указ №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему разви-
3 https://stat.uz/uploads/docs/demografiya-yan-dek-2017-ru-.pdf
4 Там же.
5 Стат сборник .Труд и занятость 2018. Ташкент.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)
Таблица 1. Численность населения Узбекистана1 ( тыс. человек).
Показатели 1991 год: 2017 год: 2017 год по сравнению с 1991 годом
численность доля, % доля, % +, - %
Общая численность населения 20 607,7 100,0 32 120,5 100,0 11 512,8 155,9
В том числе:
Мужчины 10 188,0 49,4 16 121,0 50,2 5 933,0 158,2
Женщины 10 419,7 50,6 15 999,5 49,8 5 579,8 153,6
тию Республики Узбекистан». В этой Стратегии действий основные направления социально-экономического развития распределены по пяти приоритетным направлениям Республики Узбекистан на 2017-2021 годы.
При многоплановости задач реализуемых стратегией, четвертое направление — «Развитие социальной сферы» - предусматривает реализацию мер по повышению занятости населения, повышению статуса женщин в общественно-политической жизни, повышению качества и развитие общего среднего образования, среднего специального и высшего образования. В соответствии со Стратегией действий разработаны региональные и межрегиональные программы «Занятость», и ведется практическая работа по обеспечению занятости безработных. Ведётся активная работа по создание новых рабочих мест и обеспечению рациональной занятости населения, прежде всего выпускников средних специальных и высших учебных заведений, обеспечение сбалансированности и развитие инфраструктуры рынка труда, по сокращению уровня безработицы.
В Узбекистане процесс трансформации структуры национальной экономики рыночными реформами сопровождается большим вниманием, уделяемым созданию новых рабочих мест. Особо важным является создание новых рабочих мест за счет перерабатывающей промышленности и услуг в сельской местности, создания малых предприятий и частного предпринимательства.
В целях повышения уровня занятости и доходов населения, повышения уровня жизни, а также более эффективного использования имеющегося трудового потенциала в регионах и отраслях экономики, принят указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года №УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду». Этот указ направлен на внедрение новых подходов к реализации государственной политики в сфере занятости, развитие инфраструктуры рынка труда, в том числе на
основе государственно-частного партнерства, осуществление эффективных мер по трудоустройству незанятого населения, особенно молодежи.
Этим указом предусмотрено снижение с 1 января 2018 года на 50 процентов установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников, со дня окончания которыми образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25 процентов — в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, организациях-монополистах и организациях с государственной долей в уставном фонде более 50 процентов. Указанная норма позволит повысить заинтересованность работодателей в приёме на работу выпускников высших и средних специальных, образовательных учреждений.
В республике Узбекистан вовлечение населения в частное и семейное предпринимательство, ремесленничество, создает возможность рациональное использование трудовых ресурсов. В результате проводимых реформ численность занятых в экономике в 2017 году составила 13520,3 тыс.
В Республике Узбекистан в 2017 году 82,7% занятых в экономике были вовлечены в негосударственный сектор и 17,3% в государственный сектор. В 2017 году 13,5% занятых в экономике были заняты в промышленности, 27,2% в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, 9,5% в строительстве, 4,8% в сфере транспорта и хранении, 11,0% в торговле, 0,5% - в сфере информационно-коммуникационных услуг, 8,2% - в сфере образования, 4,5% - в сфере здравоохранения и социальных услуг, 4,5% - в сфере искусства и развлечений, 17,5% - в других видах деятельности2.
Республика Узбекистан активно развивает новые формы самозанятости, ремесленничество
1 Стат сборник. Труд и занятость 2018. Ташкент.
2 Там же.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)
Таблица 2. Занятость и безработица населения в СНГ в 2017 году1.
Страны Экономически активное население (млн. чел.) Занятость в экономике (млн. чел.) Занятость экономически активного населения (в процентах) Безработица среди экономически активного населения (в процентах)
2014 2017 2014 2017 2014 2017 2014 2017
Узбекистан 13,5 14,4 12,8 13,5 94,9 94,2 5,1 5,8
Азербайджан 4,8 5,1 4,6 4,8 95,1 95,0 4,9 5,0
Армения 1.4 1,2 1,1 1,0 82,4 82,2 17,6 17,8
Беларусия 4,6 4,4 4,6 4,4 99,5 99,2 0,5 0,8
Казахстан 9,0 9,0 8,5 8,6 95,0 95,1 5,0 4,9
Киргизия 2,5 2,5 2,3 2,4 92,0 92,7 8,0 7,3
Молдова 1,2 1,3 1,2 1,2 96,0 95,9 3,9 4,1
Россия 75,4 76,3 71,5 72,3 94,8 94,8 5,2 5,2
Украина 19,9 17,9 18,1 16,2 90,7 90,5 9,3 9,5
- исходя из своих национальных, демографических характеристик.
Есть также положительные тенденции в структуре занятости: количество занятых в сельском хозяйстве значительно сократилось. Если в начале 90-х годов число занятых в этом секторе составляло 40% от общего числа занятых, то к 2017 году оно сократилось до 27,2%2.
Процесс глобализации также меняет характер труда. Частный сектор занимает особое место в создании новых рабочих мест во всем мире, и 9 из 10 рабочих мест находятся в частном секторе.
Важным аспектом увеличения занятости населения является повышение инвестиционной активности в экономике.
В 2017 году в Узбекистане 68,4 триллионов сум инвестиций направленно в основной капитал (13,4 миллиардов долларов США). Объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 1991 годом 5,1 раза. В 2017 году объем освоенных иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал составил 17146,5 миллиардов сум, а доля иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал в ВВП составила 6,7 %. Объём освоенных прямых иностранных инвестиций и кредитов в 2017 году увеличился на 44,9 %, составив 12768,6 миллиардов сум (2493,3 миллионов долларов США) или 18,7 % от общего объёма инвес-тиций3.
Предприятия с иностранным капиталом в Узбекистане в 2018 году произвели более 41% про-
1 Стат сборник. Труд и занятость 2018. Ташкент.
2 Там же.
3 https://stat.uz/uploads/docs/investitsiya-yan-dek-
2017ru1.pdf
мышленной продукции. Официальная статистика зафиксировала, что в прошлом году предприятиями с иностранными инвестициями произведено продукции на 94 триллионов сумов, с приростом к соответствующему периоду предыдущего года 35,8 %. Если 2017 году удельный вес продукции совместных предприятий в общем объеме производства был равен 35,1 %, то в прошлом году он увеличился на 6% - до 41,1 %. Вклад в прирост промышленного производства Республики совместных предприятий за январь-декабрь текущего года составил 12,3%, обеспечив ускорение темпов реформирования и либерализации экономики, а также повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке4.
В Узбекистане на 1 января 2019 года количество действующих предприятий с иностранным капиталом составило 7560. Анализ показывает, что удельный вес таких предприятий в общем количестве предприятий и организаций Узбекистана (339 тысяч) невелик - всего 2,2%.
По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, их количество увеличилось на 2043 или на 37 %. Основная их часть относится к субъектам Российской Федерации, Турецкой Республики, Китайской Народной Республики, Республики Казахстан и Республики Корея. 4006 предприятий с иностранным капиталом являются совместными, 3554 - иностранными.
Основная часть предприятий с участием иностранного капитала приходится на город Ташкент - 4728 (62,5%), Ташкентскую - 851 (11,3%) и Самаркандскую - 396 (5,2%) области.
4 nuz.uz/ekonomika-i-f¡nansy/38058-predpriyatiya-s-inostrannym-kapitalom-v- uzbek¡stane-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)
Рисунок 1. Среднегодовая численность занятых в экономике Узбекистана.
Наибольшее количество таких предприятий задействовано в промышленности - 29951.
В результате экономических реформ, осуществленных в Республике Узбекистан, доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте если в 2000 году составила 31 процента, то в 2017 году её доля в ВВП составила 53,3 процента2.
В Узбекистане наиболее важным аспектом дальнейшего улучшения занятости и улучшения благосостояния населения является активная работа по стимулированию поддержки и развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг и бизнеса, а также дальнейшее развитие промышленной и социальной инфраструктуры.
Социально-экономическое развитие, активное предпринимательство, инновационные идеи и творческий потенциал страны реализуются с целью создания благоприятных условий жизни для населения, улучшения деловой среды и обеспечения занятости. Ведется работа по рациональному использованию трудовых ресурсов, привлечению населения к предпринимательству, созданию новых рабочих мест, оказанию практической помощи гражданам - которые хотят заниматься частым предпринимательством.
7 июня 2018 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3777 «О реализации программы «Каждая семья - предприниматель».
1 nuz.uz/ekonom¡ka-¡-f¡nansy/38058-predpriyat¡ya-s-mostrannym-kap¡talom-v-uzbek¡stane-
2 https://stat.uz/uploads/docs/ mal¡y-b¡znes-yan-dek-2017-uz.pdf
По этой программе в Республике создаются условия для семейного предпринимательства, ремесленничества, надомного труда и других видов предпринимательской деятельности. Создаются возможности для населения для дополнительного дохода посредством оказания финансовой поддержки в организации субъектов надомного труда и микрофирм;
В Узбекистане осуществляются работы по созданию мини-кластеров — закрепление предпринимателей, имеющих бизнес-навыки и достигших положительных результатов в данной отрасли, за семьями, начавшими заниматься новой предпринимательской деятельностью в махаллях, с учетом специализации сельской местности и махаллях (ремесленничество, швейное производство, выращивание некоторых видов сельскохозяйственной продукции, организация компактных теплиц и других).
По этой программе в Узбекистане льготные кредиты коммерческих банков выдаются в сумме:
- до ста пятидесятикратного размера минимальной заработной платы — для развития семейного предпринимательства на основе рекомендаций руководителей секторов по социально-экономическому развитию территорий и сходов граждан махаллей;
- до тысячекратного размера минимальной заработной платы — зарегистрированным в установленном порядке субъектам малого бизнеса на основе поручительств третьих лиц, страховых полисов, залога приобретаемого в кредит имущества, поручительства Фонда и других предусмотренных законодательством видов обеспечения;
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)
Рисунок 2. Доля иностранных инвесторов в общем объёме иностранных инвестиций и кредитов
за 2017 год.
Великобритания Всемирным банк Корея MAP
Соединенные штаты Америки
АБР
Прочие инвесторы ИБР
Нидерландия Япония Китаи 15.0
Россия 55.6
0.0% 20.0% 40.0% 60.0%
- более чем тысячекратный размер минимальной заработной платы — для кредитования инвестиционных проектов субъектов предпринимательства, на основе предусмотренных законодательством видов обеспечения.
В Республике Узбекистан микро кредиты предоставляются в сумме до 500-кратного размера минимальной заработной платы сроком до 3-х лет, с льготным периодом 6 месяцев, по процентной ставке в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, включая маржу коммерческого банка в размере 50 процентов от ставки выделяемого кредита. При этом микрокредиты могут выделяться без залогового обеспечения безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, гражданам, вернувшимся из трудовой миграции, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, членам малообеспеченных семей и другим социально уязвимым слоям населения в сумме не более 100-кратного размера минимальной заработной платы. Индивидуальные предприниматели, организовавшие в сельских районах, деятельность по оказанию парикмахерских услуг, услуг по пошиву одежды по индивидуальным заказам, ремонту обуви, а также организовавшие общественные бани, освобождаются от уплаты всех налогов до 1 июля 2023 года.
При принятии решения по обеспечению занятости населения через развитие предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан особое внимание уделяется следующим вопросам:
- поддерживается реализации предпринимательских инициатив молодежи, впервые входящей на рынок труда;
- принимаются практические меры по вовлечению безработных в семейное предпринимательство и ремесленничество, а также поощряется развитие различных форм самозанятости населения;
- осуществляется анализ предпринимательского потенциала и возможности каждой семьи, проживающей в многоэтажных домах, предоставляя им широкий спектр направлений для организации их предпринимательской деятельности;
- коммерческими банками выдаются кредиты, направленные на развитие бизнеса.
При решении вопросов создания эффективной занятости населения в условиях глобализации, разработка современной политики занятости с развитием рынка труда, важно иметь в виду:
• разработку стратегических направлений обеспечения занятости населения в регионах;
• поддерживать баланс спроса и предложения трудовых ресурсов;
• предусматривать развитие гибкой занятости;
• создание новых рабочих мест и повышение эффективности существующих рабочих мест;
• дальнейшее совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодежи, исходя из реальных потребностей рынка труда;
• разрабатывать перспективные направления занятости, отвечающие условиям рыночных отношений, учитывая гендерное равенство, обучение и переподготовку безработного населения, социальную защиту безработных;
• при решении вопросов занятости безработного населения, особенно выпускников профессиональных колледжей, повышать качество услуг, предоставляемых трудовыми агентствами населению и работодателям;
• поощрять и поддерживать реализацию предпринимательских инициатив тех, кто хочет впервые создать собственный бизнес, выходящий на рынок труда;
• расширение подготовки и переподготовки, повышения квалификации высококвалифицированных специалистов и профессий на рынке труда, исходя из требований социально-экономического развития в странах с высокими темпами роста трудовых ресурсов;
• поддержку предпринимательских инициатив молодёжи, впервые выходящих на рынок труда, а также усиление адресной социальной защиты малообеспеченных семей и обеспечение их семейным предпринимательством и мастерством, самозанятостью;
• обеспечение приоритета секторов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, на основе быстрого развития наукоемких и высокотехнологических отраслей промышленности;
• развитие услуг, расширение и укрепление их позиций в экономике, потому, что, в будущем развитие сферы услуг - для каждой страны должно стать основным фактором создания новых рабочих мест в стране, в том числе в сельской местности, повышения доходов и уровня жизни.
Перспективные направлением для обеспечения эффективной занятости и создания новых рабочих мест в республики Узбекистан в условиях модернизации экономики:
1. Разработка региональных и отраслевых программ занятости, с тщательным анализом
реальной ситуации на рынке труда в регионах Узбекистана.
2. Вовлечение безработных в общественные работы, прежде всего для реализации крупных инвестиционных проектов, строительства, ремонта и реконструкции дорожно-жилищной и коммунальной инфраструктуры, городских и сельских территорий, сезонных сельскохозяйственных работ.
3. Реализация мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных учебных заведений в соответствии с их профессией, с внедрением механизмов трудоустройства выпускников академических лицеев и вузов, новых интерактивных сервисов.
4. Активное внедрение передовых информационных технологий в процессе трудоустройства, создание и развитие национальной базы вакансий.
5. Особое внимание уделять глубокой переработке хлопкового волокна и плодоовощной продукции на основе современных технологий, увеличению производства экологически чистой продукции текстильной и легкой промышленности, пользующейся высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках. Увеличить занятость в промышленном секторе, увеличивая тем самым долю промышленности в валовом внутреннем продукте.
6. Реализация комплексных мер по ускоренному развитию частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса.
7. Поощрение развития семейного предпринимательства и мастерства, а также различные формы самозанятости.
8. Создания новых совместных предприятий и работ в совместных проектов с зарубежными предприятиями.
Список литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года №УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду».
2. Политика в сфере занятости в целях устойчивого восстановления и развития. Международная конференция труда. 2014.. www.ilo.org/publns. http:/www.ilo.org/wemsp 5 groups/ public/- - ed_norm/ - relconf documents meetingdocument wems_204976^df
3. Толаметова З.А. Иктисодиётни модернизациялаш шароитида мех,нат бозорини ривож-лантириш йуллари. - Т.: «Иктисодиёт», 2014.
4. Толаметова З.А. Мех,нат иктисодиёти ва социологияси. - Т.: «Фан ва технология», 2017.
5. https://stat.uz/uploads/docs/ maliy-biznes-yan-dek-2017-uz.pdf
6. Труд и занятость в Узбекистане. Ст. сборник. 2018.