Литература
1. Супрунов А. К. Рынок труда в современной России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № . С. 152-155.
2. Интернет-интервью начальника отдела занятости населения Департамента труда и занятости Кемеровской области А. Б. Аникеев [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action /regional/536535/
3. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1031-1 (ред. от 29.12.2017 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 18. Ст. 566.
4. Комментарий к Закону РФ «О занятости населения РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kodeks.karelia.ru/api/show/420376393
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298 (ред. от 26.12.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18. Ст. 2147.
6. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2014 - 2016 годы»: Постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2013 г. № 753 (ред. от 28.06.2017 г.).
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Монгуш А.Л.
доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат юридических наук
Ондар Л.Ш.
доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат исторических наук
Антонова В.Е.
магистрант Тувинского государственного университета
EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT IN THE REPUBLIC
OF TYVA
Mongush A.L.,
Associate Professor, Chair of Civil Law and Process, Faculty of Law, Tuva State University, Candidate of Legal Sciences
Ondar L.Sh.
Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law of Tuva State
University, Candidate of Historical Sciences
Antonova V.E.
Master of Science of Tuva State University
АННОТАЦИЯ
В статье производится анализ занятости населения и уровня безработицы Республики Тыва, исходя из статистических данных. Выявляется тенденция снижения, увеличения показателей исследуемых категорий. Дается прогноз уровня безработицы и увеличения числа работающих к 2020 году.
ABSTRACT
The article analyzes the employment of the population and the unemployment rate of the Republic of Tyva, based on statistical data. The tendency of decrease, increase in indicators of the investigated categories is revealed. The forecast of the unemployment rate and increase in the number of employees by 2020 is given.
Ключевые слова: Рынок труда, безработица, занятость, социально-экономическое развитие, Республика Тыва.
Keywords: Labor market, unemployment, employment, social and economic development, the Republic of Tuva.
Вопросы, связанные с рынком труда в Российской Федерации, всегда остаются актуальными. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и другое, рынок
труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы [1, с. 59]. Проблема занятости населения является одной из основных в сфере экономического и социального развития страны в целом и регионов в частности.
По последним данным Федеральной службы государственной статистики самый низкий показатель уровня безработицы по стране 1,6 % был зарегистрирован в 2016 году в городе Санкт-Петербург. Среди регионов Сибирского федерального округа самый низкий уровень безработицы отмечается в городе Красноярск - 6,1%, самый высокий уровень - Республика Тыва - 16,6%. А. Ч. Кылгыдай в своей работе «Проблемы молодежной занятости и безработицы в Республике Тыва» предоставляла статистику на 2012 год [2, с. 30]. Из этих статистических данных также видно, что Республика Тыва занимает лидирующую позицию по высокому уровню
безработицы. В 2012 году уровень безработицы в Республике Тыва составлял 18,4%, что на 1,8% больше, чем в 2016 году.
При изучении статистических данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики, стало видно, что с 2013 года по 2016 год наметилась тенденция снижения уровня безработицы в Республике Тыва, при этом в 2013 году произошел скачек уровня безработицы (см. таблица 1).
Таблица 1
Статистические данные об уровне безработицы по Сибирскому федеральному округу
2012 2013 2014 2015 2016
Сибирский федеральный округ 7,1 7,2 7,0 7,7 8,0
Республика Алтай 11,6 11,5 10,4 9,7 12,0
Республика Бурятия 7,9 8,0 8,4 9,2 9,6
Республика Тыва 18,4 19,3 19,1 18,6 16,6
Республика Хакасия 7,9 6,0 6,2 5,8 6,3
Алтайский край 6,2 8,3 7,2 8,0 8,6
Забайкальский край 10,6 10,5 10,0 10,4 10,8
Красноярский край 5,5 5,7 5,0 6,2 6,1
Иркутская область 7,8 8,3 8,8 8,2 8,8
Кемеровская область 7,1 6,0 6,2 7,7 7,9
Новосибирская область 5,6 5,9 5,1 6,9 7,4
Омская область 6,9 6,8 6,7 6,8 7,2
Томская область 8,4 7,6 7,6 7,7 7,2
Уровень безработицы населения по регионам Сибирского федерального округа, %
В целях снижения уровня безработицы, улучшения условий и охраны труда, снижения напряженности на рынке труда и оказания мер социальной поддержки граждан Правительством Республики Тыва было принято постановление от 24 декабря 2013 года №753 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2014 - 2016 годы» [3]. Пунктом 3 постановления Правительства Республики Тыва от 28 июня 2017 года №291 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Тыва» [4] действие данного документа было возобновлено и действует он по настоящее время. Для достижения целей Программы и решения программных задач предусмотрены подпрограммы «Содействие занятости населения Республики Тыва», «Обеспечение социальной поддержки безработных граждан Республики Тыва», а также «Обеспечение деятельности центров занятости населения Республики Тыва». Каждая подпрограмма также имеет свои цели и задачи. По результатам первоначального периода действия данной программы уровень безработицы в Республике Тыва был снижен на 2,5%.
По данным предоставленным в разделе втором постановления Правительства Республики Тыва от 31 октября 2017 года №488 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [5], в ко-
тором подводятся итоги социально-экономического развития республики в 2016 году и ожидаемые итоги 2017 года, численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, уменьшилась на 1,9% и составила 5,3 тыс. человек.
В. В. Дамба в своей работе «Анализ безработицы в Республике Тыва» говорит о том, что на снижение уровня безработицы повлияли меры по развитию малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые властями Республики Тыва [6, с. 104]. В упоминаемом ранее Прогнозе, также идет речь о содействии малому и среднему предпринимательству. Малый бизнес является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений [7, с. 110]. Соответственно с развитием малого и среднего предпринимательства увеличивается количество рабочих мест.
В этой связи было принято постановление Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 года № 450 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы» [8]. В результате реализации мероприятий Программы предусматривается ежегодное создание участниками мероприятий Программы более 400 новых рабочих мест.
По данным Прогноза снижение безработицы стало следствием реализации мер по сокращению
теневой занятости, а также увеличения численности занятых в экономике: в 2016 году показатель возрос на 1,7 тыс. человек, численность экономически активного населения - на 3,4 тыс. человек. В 2017 году численность безработных граждан оценивается в 21,2 тыс. человек, со снижением к уровню 2016 года на 0,5 процента (2016 г. - 21,3 тыс. человек), соответственно уровень общей безработицы составит 16,5 процента (снижение на 0,1 процентных пункта к уровню 2016 г.). К 2020 году показатель снизится на 1,2 процентных пункта по отношению к 2017 году [5].
В 2017 году в рамках реализации мероприятий подпрограмм «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», «Содействие занятости населения Республики Тыва» государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2017 - 2019 годы» планируется:
- трудоустройство на постоянные рабочие места граждан, обратившихся в органы занятости населения республики (2919 человек);
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (6643 человек);
- профессиональное обучение безработных граждан (608 человек);
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест [3].
В последние годы наметилась тенденция увеличения занятости населения, что видно, исходя из статистических данных, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Ха-кассии и Республике Тыва [9]. Так, численность занятых в Республике Тыва в среднем за 2012 год составила 97,6 тыс. человек, а в 2017 году - 103,3 тыс. человек.
В рамках повышения занятости населения Программой предусмотрено принятие мер по поддержке предпринимательских инициатив граждан. Так, Законом Республики Тыва от 24 июня 2015 года №86-ЗРТ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Тыва» предусмотрены «налоговые каникулы» вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН) и патентную систему налогообложения (ПСН), осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах и сфере бытовых услуг. Данным законом расширен перечень видов деятельности, подпадающих под «налоговые каникулы».
За 2016 год «налоговыми каникулами» воспользовались 40 индивидуальных предпринимателей (по ПСН, УСН). Всего по данным налоговой отчетности за 2016 год выдано 746 патентов, в том числе с 0 ставкой - 37 патентов. Указанные патенты выданы 605 индивидуальным предпринимателям [3].
Принят Закон Республики Тыва от 27 июня 2017 года №292-ЗРТ «О дополнительных видах услуг для личных, домашних и иных подобных
нужд, доходы, от оказания которых освобождаются от налогообложения». Данным законом расширен перечень видов доходов, освобождаемых от НДФЛ.
Также одной из мер содействия занятости стала реализация проекта «Одно село - один продукт», являющегося отправной точкой для создания развернутой по всей республике сети мелких сельхозпроизводств. Его реализация позволила создать более 1744 рабочих мест с начала реализации проекта. Увеличились в 2,3 раза доходы регионального и муниципальных бюджетов от деятельности участников проекта в виде налогов к уровню 2013 года и составили 15,2 млн. рублей. В общей сложности проект принес в бюджет республики за 4 года реализации 46,4 млн. рублей [3].
В задачи данной Программы также входит мониторинг создания рабочих мест предпринимателями, получившими государственную поддержку на развитие или создание собственного производства.
Дополнительной мерой по снижению безработицы в период действия Программы является снижение неформальной (теневой) занятости в Республике Тыва.
Снижение числа безработных граждан в прогнозный период будет достигаться также за счет трудоустройства безработных граждан в ходе реализации государственных программ Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы», «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы», «Развитие образования и науки на 2014 -2020 годы», «Развитие здравоохранения на 2013 -2020 годы», «Развитие физической культуры и спорта до 2020 года», «Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы». Всего за счет всех государственных программ Республики Тыва планируется трудоустроить около 1000 безработных граждан [3].
Таким образом, видна тенденция к увеличению уровня занятости населения Республики Тыва, а также снижению уровня безработицы, чему способствует существование и реализация множества государственных программ, направленных на решение данной проблемы.
Литература
1. Балакина Г. Ф. Проблемы безработицы и самозанятости в Туве // Региональная экономика: технологии, экономика, экология и инфраструктура: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Ту-вИКОПР СО РАН. Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН; Ответственный редактор Г. Ф. Балакина. 2015. С. 59-65.
2. Кылгыдай А. Ч. Проблемы молодежной занятости и безработицы в Республике Тыва // Социальная сфера. 2014. № 17 (344). С. 30-34.
3. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на
2014 - 2016 годы» : Постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2013 г. № 753 (ред. от 28.06.2017 г.).
4. О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Тыва : Постановление Правительства Республики Тыва от 28 июня 2017 г. № 291.
5. О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов : Постановление Правительства Республики Тыва от 31 октября 2017 г. № 488 (в ред. от 29.01.2018 г.).
6. Дамбаа В. В. Анализ безработицы в Республике Тыва // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 12. С. 103-105.
7. Соян Ш. Ч. Чараш-Оол А. А. Особенности малого бизнеса в Республике Тыва // Инновационная наука. 2015. Т.1. № 4-1. С. 110-112.
8. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы» : Постановление Правительства Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 450.
9. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассии и Республике Тыва [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat t s/krasstat/ru/statistics/tuvStat/emplovment/
ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В РОССИИ
Монгуш А.Л.
доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат юридических наук
Чорбаа А. Т.
магистрант Тувинского государственного университета
CONCEPT, SOCIAL DETAILS AND CONTEMPORARY STATUS OF REGULATION OF LABOR PROTECTION IN
RUSSIA
Mongush A.L.,
Associate Professor, Chair of Civil Law and Process, Faculty of Law, Tuva State University, Candidate of Legal Sciences
Chorbaa A. T.
Master of Science of Tuva State University
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматриваются вопросы правового регулирования охраны труда в России на современном этапе. Автор приходит к выводу о том, что законодательство, несмотря на его постоянное реформирование, продолжает содержать пробелы и противоречия, а потому необходимо дальнейшее совершенствование регулирования охраны труда для создания надлежащих гарантий конституционного права на труд россиян.
ABSTRACT
The present article deals with the issues of the legal regulation of labor protection in Russia at the present stage. The author comes to the conclusion that the legislation, despite its constant reform, continues to contain gaps and contradictions, and therefore further improvement of labor protection regulations is necessary to create adequate guarantees of the constitutional right to work of Russians.
Ключевые слова: безопасность в сфере труда, производственный травматизм, охрана труда, специальная оценка условий труда, комиссия по специальной оценке условий труда.
Keywords: safety at work, occupational injuries, labor protection, special assessment of working conditions, commission for special assessment of working conditions
В современном динамичном и технологичном мире безопасность становится ключевой категорией и может быть отнесена практически ко всем сферам жизни и деятельности человека.
Эта причина актуализирует и исследования вопросов безопасности в сфере труда и, соответственно, угроз в данной области, в результате чего
таковые становятся объектом пристального внимания ученых в связи с ее востребованностью в сфере деятельности абсолютного большинства хозяйствующих субъектов.
Вопросы безопасности труда имеют в качестве своей основы систему конституционных прав и свобод в области охраны труда, гарантированную