Научная статья на тему 'Проблемы законодательного обеспечения стратегий экономического развития'

Проблемы законодательного обеспечения стратегий экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ЛОББИЗМ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллин Р.Р.

В статье рассматриваются особенности законодательного обеспечения формирования и реализации стратегий экономического развития. Систематизированы основные проблемы нормативно-правового обеспечения стратегий и программ экономического развития в Российской Федерации, такие как отставание правового обеспечения такого рода документов РФ от тенденций экономической практики, недостаточный уровень подкрепленности их положений правовыми актами непосредственной юридической силы, преимущественно формальный характер обсуждения положений стратегий экономического развития и законодательных механизмов их реализации, недостаточная степень дифференциации правовых механизмов реализации отдельных положений стратегий развития для относительно узких социальных групп экономических субъектов, распространенная практика нелегального регионального и отраслевого лоббизма в части государственного программирования и др. Приведены характерные примеры такого рода проблем в современном экономико-правовом пространстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательного обеспечения стратегий экономического развития»

Проблемы законодательного обеспечения стратегий экономического развития

Рахматуллин Ранис Рамисович,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Университета управления «ТИСБИ», rahmatullin992@gmail.com

В статье рассматриваются особенности законодательного обеспечения формирования и реализации стратегий экономического развития. Систематизированы основные проблемы нормативно-правового обеспечения стратегий и программ экономического развития в Российской Федерации, такие как отставание правового обеспечения такого рода документов РФ от тенденций экономической практики, недостаточный уровень подкрепленности их положений правовыми актами непосредственной юридической силы, преимущественно формальный характер обсуждения положений стратегий экономического развития и законодательных механизмов их реализации, недостаточная степень дифференциации правовых механизмов реализации отдельных положений стратегий развития для относительно узких социальных групп экономических субъектов, распространенная практика нелегального регионального и отраслевого лоббизма в части государственного программирования и др. Приведены характерные примеры такого рода проблем в современном экономико-правовом пространстве Российской Федерации.

Ключевые слова: законодательное обеспечение, стратегии экономического развития, государственные программы, правовой механизм, лоббизм, правовые нормы, экономическое право.

X

2

о

о см

со

О!

Эффективность как социального, так и финансово-экономического развития современных государств непосредственно зависит от наличия и степени проработанности программ и стратегий экономического развития. В наиболее общем виде стратегия экономического развития представляет собой систему взаимосвязанных общих или специальных (отраслевых, региональных, кластерных и т.п.) приоритетов долгосрочного развития национальной экономики, целей, задач, методических инструментов их реализации и финансового обеспечения. Качество же реализации стратегий экономического развития непосредственно зависит от особенностей законодательного обеспечения процесса их формирования и реализации.

Особенности законодательных механизмов осуществления стратегий экономического развития могут быть рассмотрены в контексте методологии экономического права, значительный спектр положений которого был сформирован В.В. Ершовым, В.Н. Корневым и Е.М. Ашмариной [5]. А.Е. Лапин и Ю.С. Санникова осуществили попытку систематизации этапов законодательного регулирования государственного стратегического программирования в РФ, начиная с 1995 г. [6. с.36]. Н.Ф. Попова рассматривает тенденции и проблемы правового регулирования стратегий экономического развития Российской Федерации в контексте правового обеспечения административной реформы в целом [7, с.126].

По результатам исследования нормативно-правовых актов и специальной литературы по исследуемому вопросу нами систематизированы основные проблемы законодательного обеспечения стратегий экономического развития РФ (табл. 1).

Проблемы отставания правового обеспечения стратегий развития РФ от экономических реалий и одновременно недостаточного уровня подкреп-ленности достижения стратегических ориентиров социально-экономического развития нормативными актами непосредственной силы, по нашему мнению, достаточно ярко прослеживаются в рамках программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [3], призванной обеспечить ускоренное прогрессивное развитие одного из наиболее инновационных сегментов национальной экономики. Вместе с тем, для законодательного обеспечения и правовых механизмов реализации данной стратегической программы характерны следующие основные проблемы:

Таблица 1

Основные проблемы законодательного обеспечения стратегий

Наименование проблемы Основное содержание проблемы

1. Отставание правового обеспечения стратегий экономического развития РФ от тенденций экономической практики Определенная инерция правового обеспечения наиболее динамично меняющихся приоритетов стратегического экономического развития РФ, в первую очередь связанных с цифровой экономикой, инновационной активностью и т.п.

2. Недостаточная под-крепленность стратегий экономического развития нормативными актами непосредственной юридической силы (федеральными законами, постановлениями, указами). Декларативность многих положений стратегий и программ социально-экономического развития РФ (федерального, регионального, муниципального уровней). Недостаточная проработанность механизмов юридической конкретизации стратегических программных положений.

3. Непроработанность правовых механизмов социальной компенсации общественно непопулярных положений стратегий экономического развития Принятие стратегически значимых для экономики программ без параллельной действенной компенсации их негативных эффектов для наименее защищенных групп экономических субъектов (например, законодательства о повышении пенсионного возраста в РФ без действенных правовых механизмов гарантий трудоустройства пожилых граждан).

4. Недостаточная дифференциация приоритетов и правовых механизмов экономического регулирования. Достаточно общий характер положений ряда стратегий и программ социально-экономического развития РФ, не вполне дифференцированный характер их норм в отношении различных групп экономических субъектов.

5.Зачастую формальный характер общественного обсуждения стратегий социально- экономического развития и их основных нормативных параметров. Неразвитость института общественного обсуждения стратегически значимых программ социально-экономического развития РФ и правовых механизмов их реализации. Низкая степень влияния гражданского общества на законотворческий процесс, в т.ч. в части экономического законодательства.

6. Законодательный теневой отраслевой и региональный лоббизм в части регламентации отдельных положений стратегий развития Существенное влияние теневых региональных и отраслевых лобби на формирование и реализацию программ социально-экономического развития, в первую очередь в части федеральных целевых программ (ФЦП).

1. В тексте указанной стратегии отсутствует упоминание о таких актуальных для современной цифровой экономики понятиях, как "блокчейн",

"криптовалюта" и даже "стартап". Более того, первые два из указанных экономических понятий не прописаны в гражданском законодательстве РФ в принципе, что создает существенную неопределенность правового регулирования экономических процессов в виртуальном пространстве.

2. Определенные положения стратегии, например в части повышения уровня информационной безопасности экономики Рф, являются достаточно декларативными, не вполне ясны финансово-экономические и технологические механизмы их достижения.

3. Большинство положений стратегии не подкреплено нормативно-правовыми актами непосредственной юридической силы, такими как законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, указы Президента РФ.

Фактически несовершенство законодательного обеспечения стратегических приоритетов развития цифровой экономики России приводит, на наш взгляд, к низкой степени правовой защиты трансакций и контрактов, осуществляемых в пространстве сети Интернет. Следует отметить, что в настоящее время качественным образом не решена проблема блокировки экономически и социально неэффективных ресурсов глобальной компьютерной сети, таких как порнографические сайты, порталы незаконного игорного бизнеса, виртуальные "финансовые пирамиды" и т.п.

Достаточно высокая степень декларативности характерна, на наш взгляд, и для более общих стратегических программных документов развития национальной экономики, в частности для Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (т.н. "Стратегия 2020") [4].

Проблемы законодательного обеспечения формирования и реализации стратегий экономического развития РФ в значительной степени зависят от недостаточного влияния общественности на их отдельные как собственно экономические, так и нормативно-правовые параметры. Подобная ситуация принятия стратегически значимого документа без фактического широкого обсуждения сложилась, в частности, с законодательством об изменении пенсионного возраста [2]. Отсутствие механизмов фактического влияния общества на законотворческую деятельность, в т.ч. в части формирования стратегий экономического развития, в долгосрочной перспективе достаточно негативно сказывается на эффективности последних.

Наконец, значимым ограничителем эффективности правового обеспечения стратегий экономического развития РФ является региональный или отраслевой лоббизм. Достаточно характерным примером данной ситуации является принятие законодательства о запрете игорного бизнеса в его первоначальной редакции (2006 г.) [1], которая, по некоторым оценкам, была пролоббирована представителями смежного бизнеса - крупными букмекерскими компаниями [8, с.72]. Так, первоначально были законодательно закреплены достаточно странные, отдаленные территории для развития

5

гп

о т;

>

У

т; А

игорных зон, две из которых (Калининград, Дальний Восток) de facto начали осваиваться только через 10 лет после принятия закона. Как следствие, имело место активное развитие практически во всех регионах РФ нелегального игорного бизнеса, в т.ч. замаскированного под псевдолотерейную деятельность.

В целом, значимыми условиями совершенствования законодательного обеспечения формирования и реализации стратегий экономического развития РФ являются развитие механизмов общественного обсуждения и контроля их положений, минимизация практики теневого лоббизма, формирования системы механизмов обеспечения подкрепления положений социально-экономических стратегий и программ нормативными актами непосредственной юридической силы.

Литература

1. Федеральный Закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2006 №244-ФЗ (последняя редакция) [Экономико-правовая база "Гарант"]. Режим доступа: свободный (дата обращения 19.03.2019).

2. Федеральный Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018. №350-ФЗ (последняя редакция) [Экономико-правовая база "Гарант"]. Режим доступа: свободный (дата обращения 15.03.2019).

3. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" // Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р [Экономико-правовая база "Гарант"]. Режим доступа: свободный (дата обращения 16.03.2019).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" от 17.11. 2008 (последняя редакция) [Экономико-правовая база "Гарант"]. Режим доступа: свободный (дата обращения 18.03.2019).

5. Ершов В.В., Корнев В.Н., Ашмарина Е.М. Экономическое право Российской Федерации. -М.: РГУП, 2017. - 283 с.

6. Лапин А.Е., Санникова Ю.С. Эволюция нормативно-правового обеспечения разработки программ и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Регио-нология. - 2010. - №2. - С.35 - 42.

7. Попова Н.Ф. Административно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятель-

I ности. - М.: Юрайт, 2018. - 184 с. <2 8. Якимов А.В. Проблемы правового обеспече-о ния программ социально-экономического развития о // Вестник экономики и менеджмента. - 2018. - №7. Г! -С.71-73.

Problems of legislative support of economic development

strategies Rakhmatullin R.R.

University of management "TISBI»

The article discusses the features of legislative support for the formation and implementation of economic development strategies. The main problems of regulatory support of strategies and programs of economic development in the Russian Federation, such as the backlog of legal support of such documents of the Russian Federation from the trends of economic practice, the lack of support for their provisions by legal acts of direct legal force, mainly the formal nature of the discussion of the provisions of economic development strategies and legislative mechanisms for their implementation are systematized, the insufficient degree of differentiation of legal mechanisms for the implementation of certain provisions of development strategies for relatively narrow social groups of economic entities, the common practice of illegal regional and sectoral lobbying in terms of state programming, etc.are typical examples of such problems in the modern economic and legal space of the Russian Federation.

Keywords: legislative support, economic development strategies, state programs, legal mechanism, lobbying, legal norms, economic law.

References

1. Federal Law "On State Regulation of the Organization for the

Organization and Conducting of Gambling and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" of 29.12.2006 No. 244-FZ (last revised) [Economic and legal framework "Garant"]. Access mode: free (request date 03/19/2019).

2. Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the

Russian Federation Concerning the Purpose and Payment of Pensions" dated 03.10.2018. No. 350-FZ (latest edition) [Economic and legal base "Garant"]. Access mode: free (application date 03/15/2019).

3. The program "Digital Economy of the Russian Federation" // Approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-p [Economic and legal base "Garant"]. Access mode: free (application date 03/03/2019).

4. Order of the Government of the Russian Federation "On approval

of the Concept of the socio-economic development of the Russian Federation until 2020" of 17.11. 2008 (last edition) [Economic and legal base "Garant"]. Access mode: free (application date 03/18/2019).

5. Ershov V.V., Kornev V.N., Ashmarina E.M. Economic Law of the

Russian Federation. - M .: RSUP, 2017. - 283 p.

6. Lapin A.E., Sannikova Yu.S. The evolution of regulatory support

for the development of programs and strategies for the socioeconomic development of the constituent entities of the Russian Federation // Regionologiya. - 2010. - №2. - P.35 - 42.

7. Popova N.F. Administrative and legal regulation of financial and

economic activity. - M .: Yurayt, 2018. - 184 p.

8. Yakimov A.V. Problems of legal support of programs of social

and economic development // Bulletin of Economics and Management. - 2018. - №7. - p.71 - 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.