7. Doroshenko S. V. (2010). Region kak samorazvivayushchayasya sistema: adaptatsiya k innovatsionnomu tipu razvitiya [The region as a self-developing system: adapting to an innovative type of development]. Ekaterinburg: IE UrO RAN [Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences].
8. Dubrovin P. I. (1959). Aglomeratsiya gorodov. Genezis, ekonomika, morfologiya [Agglomeration of cities. Genesis, economy, morphology]. Voprosy geografii [Questions of Geography]. Moscow, 23-36.
9. Ispol'zovanie sistemnogo podkhoda v proektirovanii i upravlenii razvitiem gorodov [Using a systemic approach in projecting and managing urban development] (1977). Moscow: Stroyizdat.
10. Kornai Ya. (2002). Sistemnaya paradigma [Systemic paradigm]. Voprosy ekonomiki [Questions of Economics], 4, 4-22.
11. Krupnye goroda i vyzovy globalizatsii [Large cities and globalization challenges] (2003). Smolensk: Oykumena.
12. Kudryavtsev O. K. (1985). Rasselenie i planirovochnaya struktura krupnykh gorodov-aglomeratsiy [Resettlement and planning structure of large cities — urban agglomerations]. Moscow: Stroyizdat.
13. Lappo G. M. (1978). Razvitie gorodskikh aglomeratsiy v SSSR [Development of urban agglomerations in the USSR]. Moscow: Nauka.
14. Lola A. M. (2005). Osnovy gradovedeniya i teorii goroda [Introduction to the city studies and city theories]. Moscow: KomKniga.
15. Pertsik E. N. (2009). Krupnye gorodskie aglomeratsii. Razvitie, problem proektirovaniya [Large urban agglomerations. The development, design problems]. Problemy razvitiya aglomeratsiy Rossii [Problems of development of agglomerations in Russia]. Moscow: Krasand, 34-46.
16. Pis'mennaya E., Kostenko N. (November 16, 2010). Peredel Rossii [Rearrangement of Russia]. Vedomosti.
17. Problemy i zucheniya gorodskikh aglomeratsiy [Problems of studying urban agglomerations] (1988). Moscow: IGAN.
18. Lyubovnyy V. Ya. (Ed.), Pertsik E. N. (Ed.), Bondarenko I. A. (Ed.) et. al. (2009). Problemy razvitiya aglomeratsiy Rossii [Problems of development of agglomerations in Russia]. Moscow: Krasand.
19. Tatarkin A. I. Tatarkin D. A. (2009). Samorazvivayushchiesya territorial'nye ekonomicheskie sistemy. Dialektika formirov-aniya i funktsionirovaniya [Self-developing territorial economic systems. The dialectics of form and function]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes. Law], 5, 3-13.
20. Tatarkin A. I., Doroshenko S. V. (2011). Region kak samorazvivayushchayasya sistema: perekhod cherez krizis [Region as a self-developing socio-economic system: crossing the crisis]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 1, 5-23.
21. Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya sistemnykh issledovaniy [Philosophical and methodological foundations for systemic studies] (1983). Moscow: Nauka.
22. Glazychev V., Starodubrovskaya I. et. al. (2008). Chelyabinskaya aglomeratsiya: potentsial razvitiya [Chelyabinsk agglomeration: development potential]. Chelyabinsk.
Information about the author
Animitsa Evgeniy Georgievich (Yekaterinburg) — Doctor of Geography, Professor, head of the Chair for regional and municipal economy, Ural State University of Economics (620219, Yekaterinburg, 8 Marta st. 62, e-mail: [email protected]).
УДК 364
Е. А. Морозова, А. Ю. Добрынина
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 1
В статье раскрываются значение и сущность механизмов социальной защиты населения, описываются их правовые, экономические и организационные элементы. Механизмы социальной защиты являются важными элементами системы социальной защиты населения. Под механизмами социальной защиты следует понимать совокупность экономических, организационных и правовых мер, направленных на сглаживание социального неравенства.
Правовые основы механизма социальной защиты населения заключаются в том, что защитная деятельность предполагает законодательное установление социальных обязательств государства и других субъектов социальной защиты, а также их строгую нормативную регламентацию.
Роль экономической составляющей механизмов трудно переоценить, так как любая защитная деятельность требует материальных и финансовых затрат, экономического обеспечения. В принципе, источниками финансирования социальной защиты могут быть государство, предприятия и население, чьи доли и роль зависят от многих обстоятельств.
1 . Статья подготовлена в рамках проекта № 11-13-42001а/Т РГНФ.
Система социальной защиты не будет функционировать, если не обеспечить ее эффективную организацию. Организационная составляющая механизмов представляет собой комплекс действий по конкретному осуществлению мер социальной защиты и включает в себя управление, кадровое, организационное, информационное и прочее обеспечение защитных мер, их непосредственное осуществление.
Теоретические положения статьи сопровождаются примерами из кузбасской практики, которые демонстрируют преимущественно программно-целевой подход к реализации защитных мероприятий в регионе и достаточно эффективные механизмы социальной защиты населения.
Ключевые слова: социальная защита населения, механизмы социальной защиты, правовые, экономические и организационные основы социальной защиты
Поступательное развитие России в целом и каждого отдельного региона — в частности невозможно без решения социальных проблем населения, без учета разнообразных потребностей людей, развития их способностей и творческого потенциала, создания условий для здорового образа жизни, стабильности в обществе, поскольку только в этом случае можно надеяться на дальнейший социальный прогресс. Важнейшим механизмом устойчивого функционирования и движения к лучшему будущему любого государства, его региональных подсистем является эффективная система социальной защиты населения.
Сказанное в общем не вызывает сомнений среди ученых, политиков или практиков, однако концептуальное понимание социальной защиты и соответствующей системы далеко не однозначно, что явно не способствует ее успешному развитию, поскольку «целостность и эффективность системы социальной защиты определяется органичным сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма» [6, с.19]. Авторы статьи являются сторонниками широкой трактовки социальной защиты и не сводят ее к социальному обеспечению, социальной помощи, социальному обслуживанию или социальной работе, подчеркивая емкость, сложность, многоуровневость соответствующей системы. Социальная защита должна касаться не только жизнеохранительных и потребительско-бытовых аспектов жизнедеятельности людей, но и трудовых, политико-правовых, морально-психологических.
Под системой социальной защиты населения мы понимаем совокупность разнообразных элементов (идеологических, материальных, экономических, организационно-управленческих и других), взаимосвязанных между собой и тем или иным образом участвующих в процессе
обеспечения членов общества некоторым набором социальных благ, сглаживая социальное неравенство. К основным элементам системы социальной защиты следует отнести саму социальную защиту (как комплекс мер, направленных на устранение или сглаживание социального неравенства, обеспечение всех членов определенным минимумом социальных благ), субъекты и объекты социальной защиты, механизмы и показатели, каждый из которых имеет собственную сложную структуру. В перечне основных элементов системы социальной защиты особое место занимают механизмы, с помощью которых осуществляются сами защитные процессы.
Научные и практические представления о механизмах системы социальной защиты (как и представления о ее иных элементах) неоднозначны в связи с их разнообразием. Мы солидарны с учеными, которые при определении механизмов социальной защиты выделяют правотворческую, финансово-экономическую и организационную деятельность. Итак, под механизмами социальной защиты будем понимать совокупность экономических, организационных и правовых мер, направленных на сглаживание социального неравенства. Следует подчеркнуть, что любой механизм социальной защиты содержит в себе три названные составляющие, но их представленность и удельный вес в механизме могут быть различными. Например, материальная помощь нуждающимся, на первый взгляд, выглядит как чисто экономическая форма защиты, но она предполагает и нормативное обеспечение, и организационные усилия, хотя экономическая составляющая, безусловно, в данном случае наиболее весома. Если группа граждан защищает свои политические права путем пикетирования с плакатом у здания администрации, экономическая составляющая малозаметна
(хотя, несомненно, она есть). В данном случае более солидно представлены правовая и организационная составляющие.
Характеристику трех основных составляющих механизма социальной защиты населения на региональном уровне предлагаем рассмотреть на примере Кемеровской области. При этом подчеркнем, что, во-первых, в рамках одной статьи невозможно описать все возможные механизмы социальной защиты, поэтому будут представлены лишь их некоторые фрагменты, отражающие состояние дел в одном из ведущих субъектов Российской Федерации в социоза-щитной практике, во-вторых, выделение трех составляющих механизма соцзащиты условно, поскольку они неразрывно связаны, вытекают один из другого и, как правило, на практике неразделимы.
Правовые основы механизма социальной защиты населения заключаются в том, что защитная деятельность предполагает законодательное установление социальных обязательств государства и их строгую нормативную регламентацию. Законодательство устанавливает цели, задачи, принципы, направления, программы социальной защиты граждан, порядок осуществления конкретных мер. Чем больше мер социальной поддержки предусмотрено законодательством, тем богаче социозащитная деятельность и выше уровень защищенности населения.
Главным гарантом социальной защиты граждан в России является Конституция Российской Федерации, в 7 статье которой провозглашается: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Также в Конституции Российской Федерации в статье 39 записано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На наш взгляд, и многие другие статьи (например, главы 2 «Права
и свободы человека и гражданина») непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности людей [3].
Основные положения Конституции РФ, касающиеся системы социальной защиты, подкрепляются целым рядом федеральных законов, подзаконных актов и других нормативно-правовых актов, образующих то правовое пространство, в котором и функционирует сегодня механизм социальной защиты граждан РФ.
Федеральный уровень нормативного регулирования социальной защиты дополняется региональным (а затем муниципальным и организационным). Так, уже в Уставе Кемеровской области, принятом Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 г., в статье 19 «Право на социальную защиту» говорится, что социальная защита населения в Кемеровской области осуществляется на основе содействия обеспечению занятости трудоспособного населения; предотвращения снижения реальных доходов слабо защищенных групп населения за счет создания системы социальной адресной помощи; развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения; поддержки малообеспеченных групп населения в приобретении и содержании жилья; создания условий и развития социальной инфраструктуры; материального и финансового обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот; поощрения благотворительной деятельности; установления пособий и пенсий в дополнение к государственным [8].
Для повышения конкурентоспособности и роста уровня жизни населения 8 октября 2007 г. в Кемеровской области была принята Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года [7], а также Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 г., одной из главных задач которой является повышение эффективности системы социального обеспечения, социальной защиты населения области [5].
В настоящее время в Кемеровской области создана солидная законодательная база, касающаяся вопросов социальной защиты населения, которая насчитывает десятки региональных законов. Так, только в 2010 г. в рамках совершенствования законодательной базы по предоставлению мер социальной поддержки населению было разработано более 10 законодательных ак-
тов Кемеровской области, 20 административных регламентов, более 45 методических и инструктивных писем по применению нормативных документов.
С целью смягчения негативных последствий социальных проблем и повышения уровня социальной поддержки жителей региона путем совершенствования регионального законодательства в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, повышения качества и доступности социального обслуживания Департаментом социальной защиты населения области принята ведомственная целевая программа «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 20102012 годы», которую также следует отнести к законодательной части механизма социальной защиты [1].
В соответствии с Законом Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания» с 2005 г. часть полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию передана на исполнение администрациям муниципальных образований
[4].
Вторая составляющая механизма социальной защиты — экономическая. Любая защитная деятельность требует материальных, финансовых затрат, экономического обеспечения. Роль экономической составляющей трудно переоценить, так как размеры социальной защиты ограничиваются экономическими возможностями общества выделять для этого необходимые средства. В принципе, источниками финансирования социальной защиты могут быть государство, предприятия и население, чьи доли и роль зависят от многих обстоятельств: принятой в стране экономической модели, принципиальных подходов к реализации социальной политики государства, уровня благосостояния населения, от национальных особенностей, традиций и т. д.
Многие ученые выделяют три основных принципа формирования финансовых ресурсов социальной защиты: принцип страхования (финансирование за счет взносов), принцип обеспечения (финансирование за счет налогов) и принцип попечительства (финансирование из специальных фондов). Правда, иногда они называются не принципами, а, например, орга-
низационно-правовыми формами образования денежных средств или направлениями финансового обеспечения социальной защиты.
Практически существует два вида финансовых ресурсов общества, используемых в социальных целях: государственные и муниципальные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов) — с одной стороны, и негосударственные финансовые ресурсы (кредитные ресурсы, привлечение средств фирм и домохозяйств, потенциал некоммерческого сектора, различных фондов) — с другой.
Финансирование защитных мероприятий обеспечивают все три уровня бюджета. В последние годы финансовое обеспечение принимаемых в стране законов социальной направленности возлагается на региональные бюджеты. Из-за различий в уровне экономического развития регионов, финансовое обеспечение социальных мер сильно отличается по субъектам Федерации.
В качестве примера экономической составляющей механизмов социальной защиты приведем финансовое обеспечение ведомственной целевой программы «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 2010-2012 годы». В 2010 г. на ее реализацию из областного бюджета было направлено 1918,2 млн рублей. Эти средства решали две стратегические цели программы.
В рамках реализации стратегической цели, направленной на повышение эффективности системы социальной поддержки населения в Кемеровской области, на начало 2011 г. Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области были достигнуты следующие результаты и осуществлены следующие мероприятия:
— более 570 тыс. федеральных и региональных льготников получают льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а с учетом отдельных категорий граждан, льготы которых распространяются на членов их семей — более 750 тыс. чел., что составляет почти 27% населения Кузбасса (с 1.05.2010 г. все льготы стали предоставляться в денежной форме);
— с 1 января 2011 г. минимальный размер Кузбасской пенсии составил 500 рублей в месяц (на 01.01.2009 г. — 300 руб.) и получает ее 121 тыс. жителей региона;
— более 501 тыс. чел. — льготников из числа ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и детей из многодетных семей в 2010 г. предоставлен бесплатный или льготный проезд;
— в 2010 г. полностью удовлетворена очередь на получение жилья ветеранам ВОВ, вставшим на очередь до 1 января 2005 г., а также каждому ветерану и труженику тыла предоставлена адресная денежная или другие виды помощи;
— в течение 2010 г. численность детей, на которых выплачивается ежемесячное пособие на ребенка (базовый размер которого составил 190 рублей), составила более 147,5 тыс.
В рамках достижения второй стратегической цели, предусматривающей повышение качества и доступности социальных услуг, в 2010 г. Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области была проведена большая работа по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и детей, попавших в трудные жизненные ситуации:
— в 2010 г. на полном стационарном обслуживании содержались более 6 тыс. чел., более 300 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов получали обслуживание на дому и в отделениях дневного пребывания, адресную помощь и реабилитацию получили 75 тыс. семей, в которых воспитываются более 130 тыс. детей;
— в целях оптимизации сети, внедрения инновационных технологий и повышения качества социального обслуживания пациентов был перепрофилирован ряд государственных стационарных учреждений (дома милосердия, интернаты);
— с целью роста профессионального уровня работников в 2010 г. 100 медицинских работников государственных стационарных учреждений социального обслуживания и педагогов повысили свою квалификацию [2].
Третья составляющая механизма социальной защиты — организационная. Даже при наличии совершенной нормативно-правовой базы и богатых экономических ресурсов система социальной защиты не будет функционировать, если не обеспечить ее эффективную организацию. В целом она представляет собой комплекс действий по конкретному осуществлению мер социальной защиты и включает в себя управление, поддержку функционирования инфраструктуры социальной защиты, кадровое, организационное, информационное и прочее обес-
печение защитных мер, их непосредственное осуществление.
Важнейшее значение в организационной составляющей механизма социальной защиты имеет управление ею, поскольку оно является координирующим началом. В целом под управлением системой социальной защиты населения будем понимать организационное воздействие на весь комплекс защитной деятельности от выработки концептуальных положений до конкретных практических мер, направленных на сглаживание социального неравенства в обществе. Управление социальной защитой имеет множество аспектов: субъектно-объектные отношения, целевые установки, принципиальные подходы, структуру подчинения, ресурсное, методико-инструментальное обеспечение и т. д. На всех этих аспектах и других составляющих организационного механизма соцзащиты остановиться не представляется возможным, поэтому обратимся к некоторым примерам по Кемеровской области.
Для реализации задачи повышения эффективности системы социальной защиты населения в рамках «Программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года» предусмотрены (и реализуются) следующие организационные усилия:
— развитие инфраструктуры социальной защиты населения, в том числе через строительство новых, а также реконструкцию имеющихся интернатов, домов престарелых, детских домов-интернатов, реабилитационных центров, административно-хозяйственных зданий и пристроек к объектам социального обеспечения; социальная поддержка населения, в том числе посредством улучшения материального положения;
— увеличение объема и доступности предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
— социальная поддержка семей, имеющих детей, прежде всего через предоставление новых единовременных пособий при рождении второго и третьего ребенка, увеличение размеров ежемесячного пособия на ребенка;
— социальная поддержка и реабилитация инвалидов, в том числе через осуществление мероприятий по оборудованию квартир инвалидов, детей-инвалидов реабилитационными средствами для самообслуживания и ухода, приобретение технических средств реабилитации, спецавтотранспорта для инвалидов, поддержка
формирований самоорганизации инвалидов и выражения ими активной жизненной позиции;
— социальная защита ветеранов и инвалидов боевых действий, лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы, которая выражается в приобретении оборудования, автотранспорта учреждений социального обслуживания ветеранов и инвалидов боевых действий, обновлении технологического оборудования отделений медико-социальной реабилитации граждан, уволенных с военной службы, принимавших участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах, развитии сети спра-вочно-консультационных пунктов для оказания квалифицированной помощи по вопросам переподготовки, трудоустройства, экономики, управления инвестиционными программами, разработки и экспертизы бизнес-планов и инвестиционных проектов, финансовой поддержке переподготовки граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учебных центрах переподготовки [5].
Уже только этот перечень организационных мероприятий из одного документа показывает, насколько широк их спектр в принципе.
В целом анализ состояния региональной системы социальной защиты демонстрирует преимущественно программно-целевой подход к реализации защитных мероприятий в регионе и достаточно эффективные соответствующие механизмы. Однако высвечивается и ряд проблем, которые мешают более успешному функционированию системы социальной защиты. В правовом аспекте это, например, нередкое запаздывание законодательной поддержки защитных мер; отсутствие или несоответствие требованиям времени многих социальных норм, без которых порой невозможно установить правила, механизмы оказания социальной поддержки.
С экономической точки зрения основная проблема — недостаточный объем финансирования системы социальной защиты. Однако есть и другие частные трудности. Так, при программно-целевом подходе трудно учесть истинные затраты на защитные мероприятии, поскольку, социальные программы в регионах обычно пересекаются по своим целевым установкам, мероприятиям и механизмам. Поэтому случаются, с одной стороны, недоучет направленных средств, с другой — двойной счет.
В организационно-управленческом плане следует отметить встречающиеся пробелы во взаимодействии различных структур, особенно на межведомственном уровне; трудности в оценке социальной и экономической эффективности социозащитных мероприятий, используемых механизмов и т. п. Но самая серьезная проблема, на наш взгляд, состоит в том, что органы управления слишком узко трактуют социальную защиту, как правило, ограничивая ее социальной помощью уязвимым слоям населения, и, как следствие, отражают в отчетности не все направления социальной защиты, оставляя без должного внимания такие, как правовая, политическая, трудовая, морально-психологическая защита и соответствующие механизмы.
В заключение отметим, что механизмы социальной защиты не только включают в себя три описанных выше основных составляющих, но и дифференцируются по степени универсальности (или конкретности): одни из них направлены на многоаспектную защиту (например, пенсионное обеспечение), а другие носят более узкий характер (профилактика наркомании). В любом случае, механизмы социальной защиты обеспечивают реализацию защитных мер, сглаживают социальное неравенство, улучшают жизнь людей, решают их социальные проблемы.
Список источников
1. Ведомственная целевая программа «Развитие системы социальной защиты населения Кемеровской области на 2010 — 2012 годы» // Департамент социальной защиты населения Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http:// ш^'^'^гпко.ш/ведомственная-целевая-программа^рх. (дата обращения 15.10.2011).
2. Забота о людях — это по-кузбасски // Земляки. — 2011. — № 4 (21 янв.).
3. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. — Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008.
4. О внесении изменения и дополнения в Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» // Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C36657=On. (дата обращения 15.10.2011).
5. Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года // Совет народных депутатов Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sndko.ru/section/475.html. (дата обращения 15.10.2011).
6. Смирнов В. М. Социальная защита региона в условиях формирования рыночных отношений : дис. ... канд. экон. наук. М., 1995.
7. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года // Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C45793=On. (дата обращения 15.10.2011).
8. Устав Кемеровской области // Администрация Кемеровской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ako. ru/Kuzbass/ustav.asp?n=1. (дата обращения 15.10.2011).
Информация об авторах
Морозова Елена Алексеевна (Кемерово) — доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, Кемеровский государственный университет (650000, г. Кемерово, ул. Ермака, 7, e-mail: [email protected]).
Добрынина Арина Юрьевна (Кемерово) — старший преподаватель кафедры менеджмента, Кемеровский государственный университет (650000, г. Кемерово, ул. Ермака, 7, e-mail: [email protected]).
E. A. Morozova, A. Yu. Dobrynina Regional social protection mechanisms
This paperfocuses on the importance and essence of social protection mechanisms, describes their legal, economical and organizational components. Social protection mechanisms are important elements of the social protection system. Social protection mechanisms are understood as a complex of economical, organizational and legal measures aiming at smoothing social inequality of population.The legal foundations of the social protection mechanism consist in the fact that the protective activity supposes legislative establishment of social obligations of the state and other subjects of social protection, and their strict legislative regulation.The role of an economical component of the mechanisms can hardly be overestimated as any protective activity demands material, financial costs, economical support. In principle, the state, business and population can be the sources of social protection financing. Their role and shares depend on a lot of factors.Social protection system will not function if it is not effectively organized. The organizational component of the mechanisms is a complex of activities for carrying out social protection measures. This component includes management, personnel, organizational, informational and other support of protective measures, their direct realization.The theoretical propositions are supported with the examples of social protection practice in Kuzbass. These examples chiefly demonstrate programmatically targeted approach to carrying out protective events in the region and sufficiently effective mechanisms of social protection of the population.
Keywords: social protection of population, social protection mechanisms, legal, economical and organizational measures of social protection
References
1. Vedomstvennaya tselevaya programma «Razvitie sistemy sotsial'noy zashchity naseleniya Kemerovskoy oblastina 20102012 gody» [Departmental target program «Development of social protection of Kemerovo region for 2010-2012»]. Departament sotsial'noy zashchity naseleniya Kemerovskoy oblasti [Department of social protection of Kemerovo region]. Available at: http:// www.dsznko.ru/vedomstvennaya-tselevaya-programma.aspx. (Accessed 15 October 2011).
2. Zabota o lyudyakh — eto po-kuzbasski [Caring for people — it is in Kuzbass] (2011, January 21). Zemlyaki [Countrymen], 4.
3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Gosudarstvennye simvoly Rossii [The Constitution of the Russian Federation.The state symbols of Russia] (2008). Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo [Siberian University Publ.].
4. O vnesenii izmeneniya i dopolneniya v Zakon Kemerovskoy oblasti ot 27.07.2005 № 99-OZ «O nadelenii organov mestnogo samoupravleniya otdel'nymi gosudarstvennymi polnomochiyami Kemerovskoy oblasti v sfere sotsial'noy podderzhki i sotsial'nogo obsluzhivaniya naseleniya» [On the introduction of amendments and addenda to the Law of Kemerovo region of 27.07.2005 № 99-OZ «On local self-government endowment with certain state powers of Kemerovo region in the field of social support and social services»]. Administratsiya Kemerovskoy oblasti [Government of Kemerovo region]. Available at: http://www.ako.ru/ZAKON/ viewzakon.asp?C36657=On. (Accessed 15 October 2011).
5. Programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti do 2012 goda [The program of socio-economic development of Kemerovo region up to 2012]. Sovet narodnykh deputatov Kemerovskoy oblasti [The Council of people's deputies of Kemerovo region]. Available at: http://www.sndko.ru/section/475.html. (Accessed 15 October 2011).
6. Smirnov V. M. (1995). Sotsial'naya zashchita regiona v usloviyakh formirovaniya rynochnykh otnosheniy [Social protection of the region in terms of market relations].Ph.D. in Economics thesis. Moscow.
7. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti do 2025 goda [The strategy of socio-economic development of Kemerovo region up to 2025]. Administratsiya Kemerovskoy oblasti [Government of Kemerovo region]. Available at: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C45793=On. (Accessed 15 October 2011).
8. Ustav Kemerovskoy oblasti [The Statute of Kemerovo region]. Administratsiya Kemerovskoy oblasti [Government of Kemerovo region]. Available at: http://www.ako.ru/Kuzbass/ustav.asp?n=1. (Accessed 15 October 2011).
Information about the authors
Morozova Elena Alekseevna (Kemerovo) — Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics, Kemerovo State University (650000, Kemerovo, Ermaka st. 7, e-mail: [email protected]).
Dobrynina Arina Yur'evna (Kemerovo) — Assistant Professor at the Chair for management, Kemerovo State University (650000, Kemerovo, Ermaka st. 7, e-mail: [email protected]).