Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
335
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РФ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПРИГРАНИЧЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

В статье представлен авторский анализ состояния, проблем и приоритетов социально-политического развития Забайкальского региона как одного из субъектов Дальнего Востока России, отражающие особенности его социально -политической обстановки и деятельности органов публичной власти. В результате исследования выявлено, что Забайкальский край занимает особое место на Дальнем Востоке России. Во-первых, он достаточно поздно вошел в состав Дальневосточного федерального округа, что ограничивало его возможности в использовании преференций в социально-экономическом развитии, определенных для субъектов ДВФО. Во-вторых, на его примере могут рассматриваться многочисленные риски, связанные с географическим положением, уникальной сырьевой базой, с сокращением численности населения вследствие низкого уровня рождаемости и миграционного оттока в другие регионы страны, сложными социально-экономическими процессами как в социальной сфере, так и в системе публичной власти. В-третьих, регион имеет множественные проблемы, которые могут интерпретироваться как в рамках политической социологии, так и в ракурсе социологии управления. По итогам авторского анализа обосновывается, что перспективы развития Забайкальского края как субъекта Дальневосточного федерального округа определяются не только по наличию природных источников сырья, но и по востребованности его человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE TRANS-BAIKAL TERRITORY WITHIN THE FRAMEWORK OF POLITICAL SOCIOLOGY

The article is devoted to the problems and priorities of the Trans-Baikal region. The purpose of the study is to study the current state of the socio-political sphere of the Trans-Baikal region and show its important place in the Far East. To achieve this goal, the following tasks were solved:1. To reveal the features of the socio-political situation in the Trans-Baikal Territory. 2. To study the activities of the authorities of the Trans-Baikal territory in the implementation of socio-political problems in Trans-Baikal.Taking into account the degree of development of the problem, its insufficient knowledge, the following methods were used: induction, deduction, comparative research, systemic, structural-functional methods. The methodology of this articleincludes: 1. Literature analysis regarding the implementation of national projects in the Russian Federation. 2. Economic and statistical method. Statistical data on the implementation of regional projects on the territory of the Trans-Baikal territory were used. As a result of the study, the author came to the following conclusions. 1. The Trans-Baikal territory has multiple problems associated with its geographical location, unique resource base, population decline due to low birth rates and population decline due to migration, complex socio-economic processes both in social policy and in political power. 2. For the development of the Trans-Baikal territory, it is advisable to carry out the following activities: further implementation of national projects, construction of social facilities - schools, kindergartens, hospitals and clinics, their repair under the state program for the development of the Far East. 3. Plans for the development of the Trans- Baikal territory are also expedient, providing for the creation of jobs, budget growth at the expense of the economy, and wage increases. These measures are of practical importance and provide for a change in the Charter of the Trans-Baikal territory and the solution of the socio-economic and political problems of the region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»

Научная статья УДК 332.1(571.54/55

doi:10.22394/1818-4049-2022-100-3-142-149

Проблемы Забайкальского края в рамках политической социологии

Татьяна Евгеньевна Бейдина

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия [email protected]

Аннотация. В статье представлен авторский анализ состояния, проблем и приоритетов социально-политического развития Забайкальского региона как одного из субъектов Дальнего Востока России, отражающие особенности его социально -политической обстановки и деятельности органов публичной власти. В результате исследования выявлено, что Забайкальский край занимает особое место на Дальнем Востоке России. Во-первых,, он достаточно поздно вошел в состав Дальневосточного федерального округа, что ограничивало его возможности в использовании преференций в социально-экономическом развитии, определенных для субъектов ДВФО. Во-вторых,, на его примере могут рассматриваться многочисленные риски, связанные с географическим положением, уникальной сырьевой базой, с сокращением численности населения вследствие низкого уровня рождаемости и миграционного оттока в другие регионы страны , сложными социально-экономическими процессами как в социальной сфере, так и в системе публичной власти. В-третьих, регион имеет множественные проблемы/, которые могут интерпретироваться как в рамках политической социологии, так и в ракурсе социологии управления. По итогам авторского анализа обосновывается, что перспективы развития Забайкальского края как субъекта Дальневосточного федерального округа определяются не только по наличию природных источников сы/рья, но и по востребованности его человеческого потенциала.

Ключевые слова: Забайкальский край, социально-экономические и политические процессы, демографическое развитие субъектов РФ, региональное управление, субъекты приграничья, государственные национальные проекты и программы

Для цитирования: Бейдина Т. Е. Проблемы Забайкальского края в рамках политической социологии // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 3 (100). С. 142-149. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-142-149

Problems of the Trans-Baikal territory within the framework of political sociology

Tatyana E. Beidina

The Trans-Baikal State University, Chita, Russia [email protected]

Abstract. The article is devoted to the problems and priorities of the Trans-Baikal region. The purpose of the study is to study the current state of the socio-political sphere of the Trans-Baikal region and show its important place in the Far East. To achieve this goal, the following tasks were solved:1. To reveal the features of the socio-political situation in the Trans-Baikal Territory. 2. To study the activities of the authorities of the Trans-Baikal territory in the implementation of socio-political problems in Trans-Baikal.Taking into account the degree of development of the problem, its insufficient knowledge, the following methods were used: induction, deduction, comparative research, systemic, structural-functional methods. The methodology of this article

includes: 1. Literature analysis regarding the implementation of national projects in the Russian Federation. 2. Economic and statistical method. Statistical data on the implementation of regional projects on the territory of the Trans-Baikal territory were used. As a result of the study, the author came to the following conclusions. 1. The Trans-Baikal territory has multiple problems associated with its geographical location, unique resource base, population decline due to low birth rates and population decline due to migration, complex socio-economic processes both in social policy and in political power. 2. For the development of the Trans-Baikal territory, it is advisable to carry out the following activities: further implementation of national projects, construction of social facilities - schools, kindergartens, hospitals and clinics, their repair under the state program for the development of the Far East. 3. Plans for the development of the TransBaikal territory are also expedient, providing for the creation of jobs, budget growth at the expense of the economy, and wage increases. These measures are of practical importance and provide for a change in the Charter of the Trans-Baikal territory and the solution of the socio-economic and political problems of the region.

Keywords: the Trans-Baikal territory, socio-economic and political processes, demographic development of the constituent entities of the Russian Federation, regional administration, border regions, state national projects and programs

For citation: Beidina T. E. Problems of the Trans-Baikal territory within the framework of political sociology // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 3 (100). Pp. 142-149. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-142-149

Введение

Актуальность статьи связана с необходимостью показать место Забайкальского края, вошедшего 1 ноября 2018 г. в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО). После вхождения в ДФО Забайкалье стало активно развиваться по экономическим, финансовым, логистическим, инвестиционным параметрам. Так, расширилась возможность инфраструктурных, логистических центров в Забайкальске и Приаргунске, ориентированных прежде всего на Китай. На ТОР «Забайкалье» создан зерновой терминал - 8 тонн в год, презентованный на Восточном экономическом форуме в 2022 г. Монгольское направление тоже получило развитие, благодаря утвержденным горнорудным проектам по урану, каменному углю, золоту, железным рудам.

Результаты исследования

Особенностью расположения Забайкальского края на юго-востоке Восточной Сибири является его приграничность. Забайкальский край был образован 1 марта 2008 г. посредством объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. Он граничит как соседними регионами Российской Федера-

ции (республика Бурятия, Иркутская область, республика Саха (Якутия) и Амурская область), так и с зарубежными государствами Азии (КНР и Монголия). Общая протяженность границ составляет около 4770 км, в том числе с с Китайской Народной Республикой - 1064 км и с Монголией - 863 км [Бейдина, 2020. С. 7].

Общая площадь края составляет 4 319 000 кв. км, что составляет 2,5% от Российской Федерации. Однако на каждом квадратном километре края проживает менее трех человек (2,6 чел.). При этом в среднем по России такой показатель равен 8,4 человека. Численность населения сокращается и Забайкальский край приближается к черте депопуляции - меньше 1 млн человек.

Согласно данным официальной статистики в Забайкалье преобладают следующие типы расселения: городские агломерации, приграничные Монголии и Китаю районы и сельские территории.

В современный период помимо муниципальных районов появились муниципальные округа. По свидетельству электронного ресурса: «В качестве характерной черты системы расселения выступает концентрация главной части населения и потенциала экономики в

междуречье, а также по долинам следующих рек: Шилка, Ингода, Онон, Аргунь»1. Территория характеризуется выгодностью географического положения, что обеспечивает привлекательность ее ресурсного потенциала2. К портам Дальнего Востока имеют выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, устремляющиеся в Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь.

Однако, несмотря на наличие богатейших природных ресурсов, экономику региона можно назвать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок. При этом очевидно, что геополитические параметры Забайкалья очень важны для страны и развития региона. По мнению Р. Ф. Туровского: «Товарооборот с Китаем составляет 60% российских перевозок в КНР и осуществляется через автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Забайкальск - Маньчжурия, где

проходят самые короткие пути транспортировки товаров в Европу» [Туровский, 1999. С. 56].

На Забайкальский край влияют не только близость к странам Азиатско-Тихоокеанского Региона, но и его богатая ресурсная основа. Нами было доказано, что в «недрах Забайкалья заключено 94% разведанных запасов урана Российской Федерации, что позволяет занимать первое место в России по урану. Кроме того, в Забайкалье расположено 36% - плавикового шпата, 37,2% - циркония, 23,8% - меди. На территории Забайкалья расположено третье месторождение меди в мире - Удоканское. Забайкальский край обладает запасами 30,5% - молибдена, 22,7% - титана, 14,4% - серебра, 8,5% -свинца, 7% - золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка и железных руд. В городе Краснокаменск Забайкальского края расположено пред-

приятие «ППХГО», являющееся ресурсной базой ядерной промышленности РФ, которое имеет запасы около 50 тыс. тонн урана. Наиболее известные месторождения: Новоширокинское полиметаллических руд, Удоканское медных руд, Кру-чининское титано-магниевых руд, Хара-норское угольное» [Бейдина, 2020. С. 7].

Вместе с тем для современного положения Забайкалья характерны неблагоприятные демографические процессы: сокращается численность населения, которое стареет и умирает; сохраняется низкий уровень рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни; устойчивой остается миграционная убыль населения. Кроме того, немаловажным «для социально-экономического развития Забайкальского края является низкий уровень жизни населения, связанный с дисбалансом в доходах отдельных групп населения и отставанием основных показателей его уровня жизни от средних показателей по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации. Уровень благосостояния населения Забайкальского края предполагает усиление работы по сохранению имеющегося потенциала и дальнейшему решению задач по модернизации социальной политики, ориентированных на снижение бедности»3.

Социальная политика в регионе реализуется по следующим основным направлениям: доходы населения; сфера труда и трудовых отношений; сфера социального обслуживания, социальной защиты; поддержка семьи и детства; экология. Конечно, как и в любом другом государстве не обойтись и без проблем. В современной России проявляются следующие проблемы в социальной сфере:

во-первых, это безработица (РФ - 5,6% от всего населения);

во-вторых, это очень плохая демографическая ситуация, которая связана с миграцией населения за пределы РФ; в-третьих, проблема, связанная с обе-

1 Российская Федерация. Правительство. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-Р. URL: https://docs.cntd.ru/documeni/902195483

2 Забайкальский край. Правительство. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года: постановление Забайкальского края от 26 декабря 2013 г. №586. URL: http://docs.cntd.ru/document/410804127

3 Общественная палата Забайкальского края. URL: http://opzab.ru/news/144

спечением жильём.

Все эти проблемы присутствуют и в Забайкальском крае, препятствуя реализации эффективной социальной политики. Для того, чтобы их решить, необходим высокий уровень работы органов публичной власти всех уровней.

Дальний Восток является перспективным макрорегионом для Российской Федерации. Несмотря на его выгодное местоположение и наличие большого количества полезных ископаемых, имеет место ряд срочно решаемых проблем как в экономической, так и в социальной сферах. Прежде всего, следует обратить внимание на сферы здравоохранения, обеспечения жильем, образование и многие другие, в которых государство пытается преодолеть трудности. Для этого создаются и реализуются специальные программы. Например, на данный момент на территории Амурской области ведется реализация проекта космодрома «Восточный», который позволит России не только получить независимость в сфере космонавтики, но и позволит Дальнему Востоку и Забайкальскому региону решать многие социальные задачи. Среди них - улучшение социально-экономической ситуации в регионе, развитие промышленной базы и тем самым создание новых рабочих мест и решение проблемы с безработицей.

В настоящее время органы власти Забайкальского края пытаются решить проблемы сохранения численности постоянного населения, обеспечить удовлетворительный уровень качества его жизни и способствовать развитию человеческого потенциала. В этих целях нормативная правовая база региона носит комплексный характер и включает в себя множество программ, которые касаются социальной политики. Сюда можно отнести Стратегию социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 г., а также множество программ в области, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Так, благодаря сотрудничеству с Китаем, За-

байкальский край имеет возможность повышать уровень благосостояния своего населения посредством развития торговых, гуманитарных и других отношений. В этих целях и в рамках сотрудничества регулярно проводятся различного рода ярмарки, форумы, деловые встречи. При этом обсуждаемые вопросы затрагивают весь Дальний Восток, который представляет интересы России в АТР.

Определенное позитивное влияние на социально-экономическое развитие Забайкальского края оказывают следующие меры государственной политики:

Во-первых, в регионе реализована государственная программа «Развитие здравоохранения Забайкальского края», согласно которой в медицинских организациях значительно улучшилась материально-техническая база. Показатели эффективности реализации государственных программ представлены в сводном годовом докладе администрации края за 2021 г.4

Во-вторых, значимой программой в развитии региона выступает государственная программа «Совершенствование государственного управления»5, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение наиболее актуальных задач в различных сферах системы государственного управления. В программе предусмотрены меры, направленные на совершенствование управленческих процессов в следующих самостоятельных сферах: государственная гражданская служба; система местного самоуправления; противодействие коррупции; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций; профилактика правонарушений; укрепление единства российской нации. Эти сферы обладают уникальным, специфическим набором проблем, возможностей и, соответственно, требуют выработки индивидуальных подходов к решению акгуальных задач, что и определило подход к выделению подпрограмм - каждая подпрограмма посвящена одной из перечисленных сфер6.

4 Официальный портал Забайкальского края. URL: https://media.75.ru//documents/133227/ doklad-za-2021.pdf

5 Официальный портал Забайкальского края. URL: https://media.75.ru//documents/133455/gp-na-2022god_-53-ot-03-03-2022.pdf

6 Забайкальский край. Правительство. Перечень Государственных программ Забайкальского края. [Электронныйресурс]. URL: https://75.u/pravitel-stvo/gosudarstvennye-programmy

В-третьих, следует отметить, что у Забайкальского края есть Стратегия социально-экономического развития, в которой определено, что до 2025 года Забайкальский край сможет достичь показателей, представленных в таблице 1.

В целом можно отметить, что Забайкальский край - это регион с низким уровнем социально-экономического развития, показатели которого оказывают определяют и соответствующее им качество жизни населения. Однако посредством реализации государственных и муниципальных программ, а также совершенствования деятельности органов публичной власти удается добиваться позитивного развития края, как в социальной, так и в экономической сферах. Как следствие, это позволяет определить и перспективы социально-политического развития Забайкальско-

го края посредством:

повышения уровня развития человеческого капитала на базе улучшения показателей культуры, здравоохранения, социальной защиты, а также спорта и образования;

совершенствования системы публичной власти через создание и внедрение необходимой правовой базы и поддержание экономического роста, стимулированного по главным отраслевым направлениям и приоритетам посредством развития кластерных и парковых образований, представленных в качестве базы для регионального развития;

усиления взаимодействия органов власти с предпринимательской средой на основе государственного и частного партнерства и развитие малого и среднего бизнеса, улучшение уже имеющихся механизмов с последующей реализа-

Таблица 1

Показатели социального развития Забайкальского края на период до 2025 г.

Показатели 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек) -3,7 0,5 1 1,4 1,5

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной в репродуктивном возрасте) 1,59 1,75 1,8 1,85 1,9

Ожидаемая продолжительность жизни 59,3 63,66 65 67,5 70

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся) 10,3 8 7,5 7 6,5

Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади на 1 человека) 0,12 0,27 0,42 0,64 0,97

Доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье (процентов) 32 31,9 31 30,8 30,6

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов от общей численности населения) 26,2 20 14,5 11,2 7,8

Источник: Правительство Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-Р. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902195483

цией совершенно новых направлений оказания поддержки ему со стороны государства;

создания экономической политики, направленной на формирование рынка труда, который бы отвечал критериям гибкости, новым экономическим вопросам, а также обеспечивал реализацию трудового потенциала как основы для закрепления населения на территории Забайкальского края;

регионального подключения к системе хозяйственных связей в АТР и СевероВосточной Азии. Это необходимо для того, чтобы максимально выгодно использовать приграничное географическое положение, а также для того, чтобы получить выгоды от обмена, производящегося на рынках товаров, услуг и капитала;

разработки органами публичной власти программ, нацеленных на формирование потенциала для последующего развития Забайкалья посредством улучшения инвестиционной привлекательности, обеспечения развития международного и межрегионального сотрудничества на взаимовыгодных условиях сторон;

формирования в регионе социально -политической среды с опорой на социальное партнерство, взаимопонимание, сотрудничество и взаимное уважение;

повышения к 2030 г. индекса качества жизни населения региона с 0,73 до 0,96;

снижения доли населения, уровень доходов которого ниже прожиточного минимума до 10,1% к 2030 г.;

обеспечения роста численности занятых в экономике в 1,2 раза;

роста степени доступности образования высокого качества с 100% охватом детей дошкольным образованием и 80% - услугами дополнительного образования для подростков и детей к 2030 году;

роста показателей качества здоровья, увеличения возможности получения медицинской помощи высокого качества, включая удовлетворение потребности в применении высокотехнологичных видов медицинской помощи до 90% от количества нуждающихся. Заключение

Из всего вышесказанного можно резюмировать, что Забайкальский край относится к тем регионам, которые обладают низким уровнем социально-

экономического развития, показатели которого, несомненно, оказывают негативное влияние и на качество жизни населения. Предстоит решить тяжелые проблемы, чтобы в регионе начались прогрессивные изменения. Для этого создаются специальные государственные программы, реализация которых, а также качественная работа органов власти и бизнеса, могут способствовать благоприятному процветанию края во всех сферах его жизнедеятельности.

Анализ структуры и особенностей модернизации государственного управления в «субъектах приграничья» Российской Федерации на примере Забайкальского края позволяет сделать нижеследующие выводы.

Учитывая, что модернизация государственного управления в стране носит асимметричный характер, она распространяется и на ее субъекты. Для преодоления асимметрии для «субъектов приграничья», в том числе и для Забайкальского края, целесообразно разработать следующие специальные предложения: «профессиональная подготовка муниципальных и государственных кадров, осуществление мер по противодействию коррупции, повышение правовой компетентности и гражданской активности; демократизация механизмов принятия решений, в том числе посредством института общественного контроля, публичных слушаний, различных форм самоорганизации»3.

«Традиционная модель государственного управления начала испытывать серьезный кризис легитимности на всех уровнях, о чем свидетельствовало падение степени доверия населения к власти, и, главным образом, к чиновничеству», что требует внесения изменений в систему государственного и муниципального управления [Лысаковский, 2015. С. 448-452].

Совершенствование государственной гражданской службы в Забайкалье предполагает решение проблем, направленное на уменьшение численности руководителей и специалистов, работающих по контракту; расширение числа управленцев с профильным образованием; повышение уровня корпоративной культуры [Иванова, 2019. С. 21-24].

Список источников:

1. Бейдина Т. Е., Зимина Н. В. и др. Государственное и муниципальное управление в Забайкальском крае: особенности, проблемы, направления совершенствования: монография. Чита: ЗабГУ, 2020. 241 с.

2. Бейдин С. В., Кухарский А. Н. Направления обеспечения информационной безопасности в ракурсе деятельности органов федеральной инспекции труда по Забайкальскому краю / / Мат. сб. трудов конф, IV междунар. науч-практ. конф. Чита, 2015. С. 19

3. Епифанов А. Е., Симон А. Л. Теоретические основы механизма противодействия коррупции в отечественном // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2013. № 4 (21). С. 123-130.

4. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: учебник. Москва: Магистр, 2013. 528 с.

5. Иванова А. А. Государственная гражданская служба Забайкальского края: состояние и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4. С. 21-24.

6. Колотилин А. В. Основные проблемы развития муниципальных образований на современном этапе / / Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. Сборник научных статей. Вып. 5. / Под общ. ред. проф. В.В. Тумалева. СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2015.

7. Крупский А. Ю., Феоктистова Л. А. Информационный менеджмент : учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».2008. 80 с.

8. Лукьянов Л. Е. Шанхай на пути становления глобального города. Сборник статей XVIII международной научно-практической конференции, часть 1 Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность. РФ.», 2018. С. 162-166.

9. Лысаковский А. А. Предложения по совершенствованию системы управления на основе реформирования государственного управления // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 448-452.

10. Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Цирин А. М. и др. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: монография. Москва: Проспект, 2019. 224 с.

11. Трубачев А. И. Геодинамическая позиция стратиформных месторождений Забайкалья. Кулагинские чтения: техника технология производственных процессов XIX Международная научно-практическая конференция: [в 3ч.] / под общей редакцией А.В. Шапиева., Чита, ЗабГУ, 2019. С. 166-182.

12. Туровский Р. Ф. Политическая география. Смоленск: СГУ, 1999. С. 56.

13. Hunt T., Grunig J.E. Metody svyazey s obshchestvennost'yu [Public Relations Techniques]. Harcourt Brace College Publishers. Orlando, F. 1, 1994.

References

1. Beidina T. E., Zimina N. V. et al. (2020) Kadrovoe obespechenie organov mestnogo samoupravleniya [State and municipal administration in the Trans-Baikal Territory: features, problems, directions for improvement]: monograph. Chita: ZabGU: 241. (In Russ.)

2. Beidin S. V., Kukharsky A. N. (2015) Directions of ensuring information security in the perspective of the activities of the federal labor inspectorate in the Trans-Baikal Territory in Mat. Sat. Proceedings Conf, IV Intern. scientific-practical. conf. Chita: 19. (In Russ.)

3. Epifanov A. E., Simon A. L. (2013) Theoretical foundations of the mechanism for combating corruption in the domestic Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Seriya 5: Yurisprudentsiya [Bulletin of the Volgograd State University. Series 5: Jurisprudence]. No. 4 (21): 123-130. (In Russ.)

4. Zaitsev L. G., Sokolova M. I. (2013) Strategic management: textbook. Moscow:

Master: 528. (In Russ.)

5. Ivanova A. A. (2019) State civil service of the Trans-Baikal Territory: state and development prospects Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika [Economics and business: theory and practice]. No. 4: 21-24. (In Russ.)

6. Kolotilin A. V. (2015) The main problems of the development of municipalities at the present stage in Social and economic situation in Russia in the new geopolitical and financial and economic conditions: realities and development prospects. Collection of scientific articles. Issue. 5. / Under the general ed. prof. V. V. Tumalev. St. Petersburg: NOU VPO Institute of Business and Law. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Krupsky A. Yu., Feoktistova L. A. (2008) Information management: a tutorial. Moscow: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and Co": 80. (In Russ.)

8. Lukyanov L. E. (2018) Shanghai on the way to becoming a global city in Collection of articles of the XVIII international scientific and practical conference, part 1 Moscow: "Scientific and publishing center" Actuality.RF.": 162-166. (In Russ.)

9. Lysakovsky A. A. (2015) Proposals for improving the management system based on reforming public administration Molodoy uchenyy [Young scientist]. No. 12: 448452. (In Russ.)

10. Khabrieva T. Ya., Andrichenko L. V., Tsirin A. M. et al. (2019) Organizatsionno-pravovyye mekhanizmy protivodeystviya korruptsii v sub»yektakh Rossiyskoy Federatsii [Organizational and legal mechanisms for combating corruption in the constituent entities of the Russian Federation]: monograph. Moscow: Prospekt: 224. (In Russ.)

11. Trubachev A. I. (2019) Geodynamic position of stratiform deposits in Transbaikalia. Kulagin Readings: Engineering Technology of Production Processes in XIX International Scientific and Practical Conference: [3 hours] / edited by A.V. Shapieva., Chita, ZabGU: 166-182. (In Russ.)

12. Turovsky R. F. (1999) Politicheskaya geografiya [Political geography]. Smolensk: SGU: 56. (In Russ.)

13. Hunt T., Grunig J. E. (1994) Public Relations Techniques. Harcourt Brace College Publishers. Orlando, F. 1. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 02.08.2022; одобрена после рецензирования 16.08.2022; принята к публикации 26.08.2022.

The article was submitted 02.08.2022; approved after reviewing 16.08.2022; accepted for publication 26.08.2022.

Информация об авторе

T. E. Бейдина - доктор политических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета

Information about the author

T. E. Beidina - Doctor of Political Sciences, Professor, the chair of state, municipal administration and politics, the Trans-Baikal State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.