Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Казарян Ирина Рафаэльевна, Кухарский Артем Николаевич, Новикова Анна Владимировна

Статья посвящена выявлению и анализу реформирования муниципальных территорий в Забайкальском крае, носит дискуссионный характер, так как тенденции территориальных вопросов развития в современный период имеют спорные моменты, связанные с объединением муниципалитетов. Актуальность проблемы обусловлена формированием муниципальных округов, необходимостью обобщения их практического опыта функционирования. На базе Приаргунского муниципального района в 2020 г. создан Приаргунский муниципальный округ, это потребовало развития единой муниципальной системы и учета муниципальных изменений Забайкальского края, прежде всего в рамках программы «Электронный муниципалитет». Цель работы: анализируя политическую субъектность Забайкальского края, охарактеризовать изменения в органах местного самоуправления с учетом информационной открытости муниципалитетов. Практика подтверждает низкую эффективность укрупнения муниципальных территорий и создания муниципальных округов в слаборазвитом депрессивном субъекте РФ - Забайкальском крае. В исследовании дана характеристика связи административно-государственного управления с реализацией федеральных целевых программ и с осуществлением государственных и муниципальных решений. Политическая субъектность неразрывно связана с административно-государственным управлением, ориентированным на централизованную систему руководства, и тождественна понятию «исполнительная власть», имеет множество сходных черт с государственной политикой. Административно-государственное управление - это властно-распорядительная деятельность, которая реализуется в нормативной (мягкой) и жёсткой (запреты, приказы) формах. Система административно-государственного управления включает всю структуру органов власти и направлена на органы исполнительной власти федерального, регионального уровней и на институты местного самоуправления. Новизна исследования состоит в выявлении сложности муниципальных территорий Забайкальского края, незавершенности муниципальной реформы, охарактеризованной с точки зрения управленческого развития, и необходимости учета стратегического подхода к территориальному управлению. Научная значимость подчеркивается выявленными взаимосвязями административно-государственного и местного самоуправления при реформировании муниципальных территорий в субъектах РФ, одним из которых является Забайкальский край

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Казарян Ирина Рафаэльевна, Кухарский Артем Николаевич, Новикова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SUBJECTIVITY OF THE TRANSBAIKAL TERRITORY IN THE FRAMEWORK OF MUNICIPAL CHANGES

The article is devoted to the identification and analysis of the reform of municipal territories in the Transbaikal Territory, which actualizes the problem of political subjectivity. The article is of a controversial nature, since the tendencies of territorial development issues in the modern period have controversial points related to the unification of municipalities. The urgency of the problem is due to the formation of municipal districts and the need to generalize their practical experience of functioning. The problem is actualized by the fact that the base of the Priargunsky municipal district. In 2020 the Priargunsky municipal district was created, which requires the development of a unified municipal system and taking into account the municipal changes in Transbaikalia, primarily within the framework of the “Electronic Municipality” program. The purpose of the article: analyzing the political subjectivity of the Transbaikal Territory, to characterize the changes in local self-government bodies, taking into account the information openness of municipalities. Practice confirms that the low efficiency of the enlargement of municipal territories and the creation of municipal districts in the underdeveloped, depressed constituent entity of the Russian Federation, the Transbaikal Territory, is obvious. The article describes the relationship between administrative and public administration with the implementation of federal target programs and with the implementation of state and municipal decisions. Political subjectivity is inextricably linked with administrative and public administration, which is focused on a centralized system of leadership and is identical with the concept of “executive power”, and also has many similarities with state policy. Administrative and public administration is an imperative and administrative activity, which is implemented in normative (soft) and hard (prohibitions, orders) forms. The system of administrative and public administration includes the entire structure of government bodies and is focused on executive bodies of both federal and regional levels and on local government institutions. The novelty of the study is due to the fact that the complexity of the municipal territories of Transbaikalia is revealed; the incompleteness of the municipal reform is characterized from the point of view of managerial development and the need to take into account the strategic approach to territorial administration. The scientific significance of the article is emphasized by the identified interrelationships of administrative-state management and local self-government in the reform of municipal territories in the constituent entities of the Russian Federation, one of which is the Transbaikal Territory

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

УДК 321

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-2-65-73

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

POLITICAL SUBJECTIVITY OF THE TRANSBAIKAL TERRITORY IN THE FRAMEWORK

OF MUNICIPAL CHANGES

Т. E. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru

И. Р. Казарян,

Забайкальский государственный университет, г. Чита ikazaryan@yandex.ru

государственный университет, государственный университет,

г. Чита

kukharskijjartjom@yandex.ru

А. Н. Кухарский,

Забайкальский

г. Чита novikova2010@mail.ru

А. В. Новикова,

Забайкальский

T. Beydina,

Transbaikal State University, Chita

I. Kazaryan,

Transbaikal State University, Chita

A. Kukharsky,

Transbaikal State University, Chita

A. Novikova,

Transbaikal State University, Chita

Статья посвящена выявлению и анализу реформирования муниципальных территорий в Забайкальском крае, носит дискуссионный характер, так как тенденции территориальных вопросов развития в современный период имеют спорные моменты, связанные с объединением муниципалитетов. Актуальность проблемы обусловлена формированием муниципальных округов, необходимостью обобщения их практического опыта функционирования. На базе Приаргунского муниципального района в 2020 г. создан Приаргунский муниципальный округ, это потребовало развития единой муниципальной системы и учета муниципальных изменений Забайкальского края, прежде всего в рамках программы «Электронный муниципалитет». Цель работы: анализируя политическую субъектность Забайкальского края, охарактеризовать изменения в органах местного самоуправления с учетом информационной открытости муниципалитетов. Практика подтверждает низкую эффективность укрупнения муниципальных территорий и создания муниципальных округов в слаборазвитом депрессивном субъекте РФ - Забайкальском крае. В исследовании дана характеристика связи административно-государственного управления с реализацией федеральных целевых программ и с осуществлением государственных и муниципальных решений. Политическая субъектность неразрывно связана с административно-государственным управлением, ориентированным на централизованную систему руководства, и тождественна понятию «исполнительная власть», имеет множество сходных черт с государственной политикой. Административно-государственное управление — это властно-распорядительная деятельность, которая реализуется в нормативной (мягкой) и жёсткой (запреты, приказы) формах. Система административно-государственного управления включает всю структуру органов власти и направлена на органы исполнительной власти федерального, регионального уровней и на институты местного самоуправления. Новизна исследования состоит в выявлении сложности муниципальных территорий Забайкальского края, незавершенности муниципальной реформы, охарактеризованной с точки зрения управленческого развития, и необходимости учета стратегического подхода к территориальному управлению. Научная значимость подчеркивается выявленными взаимосвязями административно-государственного и местного самоуправления при реформировании муниципальных территорий в субъектах РФ, одним из которых является Забайкальский край

Ключевые слова: административно-государственное управление; Забайкальский край; исполнительная власть; национальные проекты; политическая субъектность; муниципалитеты; цифровизация; информационная политика; информационное общество; муниципальные изменения

© Т. Е. Бейдина, И. Р. Казарян, А. Н. Кухарский, А. В. Новикова, 2021

The article is devoted to the identification and analysis of the reform of municipal territories in the Transbaikal Territory, which actualizes the problem of political subjectivity. The article is of a controversial nature, since the tendencies of territorial development issues in the modern period have controversial points related to the unification of municipalities. The urgency of the problem is due to the formation of municipal districts and the need to generalize their practical experience of functioning. The problem is actualized by the fact that the base of the Priargunsky municipal district. In 2020 the Priargunsky municipal district was created, which requires the development of a unified municipal system and taking into account the municipal changes in Transbaikalia, primarily within the framework of the "Electronic Municipality" program. The purpose of the article: analyzing the political subjectivity of the Transbaikal Territory, to characterize the changes in local self-government bodies, taking into account the information openness of municipalities. Practice confirms that the low efficiency of the enlargement of municipal territories and the creation of municipal districts in the underdeveloped, depressed constituent entity of the Russian Federation, the Transbaikal Territory, is obvious. The article describes the relationship between administrative and public administration with the implementation of federal target programs and with the implementation of state and municipal decisions. Political subjectivity is inextricably linked with administrative and public administration, which is focused on a centralized system of leadership and is identical with the concept of "executive power", and also has many similarities with state policy. Administrative and public administration is an imperative and administrative activity, which is implemented in normative (soft) and hard (prohibitions, orders) forms. The system of administrative and public administration includes the entire structure of government bodies and is focused on executive bodies of both federal and regional levels and on local government institutions. The novelty of the study is due to the fact that the complexity of the municipal territories of Transbaikalia is revealed; the incompleteness of the municipal reform is characterized from the point of view of managerial development and the need to take into account the strategic approach to territorial administration. The scientific significance of the article is emphasized by the identified interrelationships of administrative-state management and local self-government in the reform of municipal territories in the constituent entities of the Russian Federation, one of which is the Transbaikal Territory

Key words: administrative and public administration; Transbaikal Territory; executive power; national projects; political subjectivity; municipalities; digitalization; information policy; information society; municipal changes

Б ведение. Проблема политической субъ-ектности актуальна и определяется экономическим развитием территории. Низкий экономический уровень Забайкальского края объясняет слабое развитие промышленной структуры региона, высокий уровень депрессивности, моноструктурность экономики. Как нам представляется, падение внутренней политики происходит в связи с уходом из правительства Забайкальского края бывшего вице-премьера С. В. Не-хаева. Налицо нерешенность вопросов социального развития, падение уровня жизни, сохранение высокого миграционного оттока и сокращение населения территорий из-за отсутствия перспектив развития рабочих мест и повышения уровня жизни.

Актуальность проблемы обусловлена формированием муниципальных округов и необходимостью обобщения их практического опыта функционирования. Актуализирует проблему тот факт, что на базе Приар-гунского муниципального района в 2020 г. создан Приаргунский муниципальный округ, потребовавший развития единой муниципальной системы и учета муниципальных

изменений Забайкальского края, прежде всего, в рамках программы «Электронный муниципалитет».

Государственная политика предполагает поиск новационных управленческих ресурсов. При ее реализации следует использовать нормативные, организационные, экономические, политические средства воздействия, которые распространяются на муниципальную инфраструктуру, а также различные технологии, в том числе федеральные целевые программы, государственные и муниципальные решения.

В административно-государственном управлении действуют два уровня государственной политики - федеральный и субъектный. Властные полномочия реализуются в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления. Сотрудничество между органами власти и местного самоуправления осуществляется и при реформировании муниципальных территорий в субъектах РФ. Поэтому понятие «административно-государственное управление» можно рассматривать как исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую

на уровне как государственно-властных, так и муниципальных отношений. Многообразие местных особенностей РФ определяют характеристики территориального проектирования как вида деятельности, направленного на планирование развития земель. Учитывая депрессивность забайкальских территорий, целесообразно формировать возможные направления развития деятельности региона, транспортных связей и способов коммуникаций.

Цель исследования: анализируя политическую субъектность Забайкальского края, охарактеризовать изменения в органах местного самоуправления с учетом информационной открытости муниципалитетов, которая является основой их нового имиджа.

Объект исследования: Забайкальский край.

Предмет исследования: политическая субъектность в рамках муниципальных изменений.

Для совершенствования информационной открытости необходимо разработать комплекс мероприятий органов муниципальной власти. Чтобы институт муниципалитета носил не декларативный характер, а имел устойчивое развитие, обязательны регулярные депутатские выездные заседания комитетов на значимых социальных объектах, а также депутатские рейды контроля исполнения нормативно-правовых актов федерального и местного значения. Органы местного самоуправления в своей деятельности должны опираться на принципы прозрачности и открытости. Совершенствование открытости деятельности органов муниципальной власти является верным путем к усилению доверия граждан к властным структурам, успешному осуществлению проводимых в стране преобразований.

Таковы теоретические проблемы исследования политической субъектности, муниципальных изменений и административно-государственного управления.

Методологической основой для выявления информационной безопасности и открытости власти являются институциональный, системный, структурно-функциональный, информационно-коммуникативный подходы с применением методов индукции, дедукции, компаративистского сравнения, использованы также методы количественного и качественного анализа, сравнения, обобщения, аналогии.

Теоретическую основу исследования составляют принципы изучения системы власти, СМИ и общественного сознания. В работе обоснована теория гражданского и информационного общества, влияния информационно-коммуникативной модели власти на политическое развитие. Подобное единство информации и коммуникации позволило выявить трансформацию муниципальных изменений для оценки политической субъектности Забайкальского края.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема имеет междисциплинарный характер и связана с концепцией информационного общества (3. Бжезинский, Р. Арон, О. Тоффлер). Исследование ориентировано на государственную информационную политику, связь с общественностью («паблик рилейшнз»), проблемы новой «информационной экономики», вопросы телекоммуникационного права, социально-психологические вопросы личности в информационном обществе, проблемы электронных СМИ, информационной безопасности.

Очевидно, что с учетом процессов, связанных с внедрением новых информационно-коммуникативных технологий, требуют дальнейшей разработки такие понятия, как «информация», «система» и другие, что позволит по-новому взглянуть на сущностную сторону таких важных категорий политологии, как «политические изменения», «политическая коммуникация», «информационно-коммуникационное воздействие». По вопросам коммуникации заслуживают внимания работы таких зарубежных авторов, как J. Beniger [11], M. Castels [12], P Ferdinand [13], B. Novick [14], J. Rondfeldt [15], R. Wright [16].

Открытость власти перед обществом -один из основных принципов управления, специфическая система, где слабо разработана проблема государственно-муниципального управления. Принцип предполагает публичность информационной среды при принятии и реализации управленческих решений. Аспекты информационной открытости государственной и муниципальной власти рассматривали М. В. Черноусов [9], И. М. Дзялошинский, М. С. Арканникова [1], А. С. Довлатов [4], А. В. Иванченко и другие. Открытость муниципалитетов характеризуется чаше постановкой проблемы, чем ее решением.

Все участники коммуникации взаимодействуют непрерывно. Так, согласно мнению популярного социолога Э. Гидденса, «современный мир зависит от непрерывной коммуникации или взаимодействия между людьми, пространственно отдаленными друг от друга» [3]. То есть, стержнем в социально-политической системе функционирования является непрерывная коммуникация. Муниципальные органы власти представляют специфическую структуру, где одним из принципов управления является публичность. Этот принцип является обязательным для соблюдения и предполагает «обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений» [9].

Информационная открытость муниципалитетов предполагает равный доступ граждан к информации о властных структурах. Еще с советских времен практически вся информация о муниципальном управлении была засекреченной, но, несмотря на процессы демократизации, проблема «открытости» является актуальной и в современный период. Властные структуры воспринимаются обществом как закрытый институт. С принятием федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» возник институт свободы доступа к официальной информации, направленный на борьбу с коррупцией. В контексте антикоррупционной политики эффективность деятельности института апробирована на международной арене. Недостатками закона являются низкоэффективные методы нового контроля над качеством доступа к информации об органах власти.

Результаты исследования и их обсуждение. В Забайкальском крае развитие административно-государственного управления сдерживают сложные социально-экономические процессы. Одним из них является демография (как фактор развития инвестиционного потенциала и конкурентоспособности региона), которая отражает количественные характеристики трудового потенциала территории. Основными проблемами демографического развития в Забайкальском крае остаются следующие:

- высокий уровень смертности населения, особенно трудоспособного возраста, сверхсмертность мужчин;

- сокращение численности населения;

- низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни;

- низкий уровень рождаемости, старение населения.

Для преодоления демографической проблемы края необходимо создать благоприятные условия проживания и труда, развитие социальной, транспортной и иных видов инфраструктуры, создание высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Для социально-экономического развития Забайкальского края важен уровень жизни населения. Повышение его - главная цель любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. В регионе существуют проблемы, сдерживающие повышение уровня жизни населения:

- дисбаланс в доходах различных групп населения;

- отставание основных показателей уровня жизни населения Забайкальского края от уровня средних показателей по Дальневосточному федеральному округу и РФ.

Уровень благосостояния населения Забайкальского края предполагает усиление деятельности по сохранению имеющегося потенциала и дальнейшему решению задач, направленных на снижение бедности и существенных различий по денежным доходам.

Социально-экономическая ситуация в депрессивном регионе является сложной, что связано с развалом промышленности, ростом коммунальных тарифов. После распада Советского Союза проблемы, всегда существовавшие в Забайкальском крае, особенно остро отразились на социально незащищенной части населения.

Дифференциация системы управления предполагает учет географического положения, пограничности, ресурсного потенциала, торговых и культурных связей. Административно-государственное управление связано с регулирующим воздействием на жизнедеятельность людей, изменениями в управленческой деятельности как сложного управленческого процесса. Данные изменения коснулись и муниципального управления, которое позиционируется как публичная власть. Сфера деятельности муниципаль-

ной власти многообразна. Это экономика, ЖКХ, дорожное строительство, образование, здравоохранение, безопасность жителей. Эффективность муниципального управления связана со структурой административно-государственной власти Забайкальского края.

В Забайкальском крае губернатором определяется структура исполнительных органов государственной власти края. Контроль деятельности исполнительных органов государственной власти осуществляют губернатор Забайкальского края и заместители председателя правительства Забайкальского края. В субъектах исполнительная власть является подсистемой государственной власти. Система исполнительной власти в Забайкальском крае отнесена к модели, при которой чрезмерная централизация ограничивает возможности общественного контроля деятельности органов исполнительной власти, прежде всего, через региональные законодательные собрания и региональные отделения политических партий.

Проблемами Забайкальского края являются социально-политические приоритеты деятельности краевых властей. Подпрограмма «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г.», по которой Забайкальский край получил финансирование, предполагала строительство дополнительных путей и разъездов на Байкало-Амурской магистрали и реконструкцию автодорог «на всей территории макрорегиона». Общая сумма ассигнований - 161 млрд р., из которых 16 млрд - из бюджетов субъектов РФ [2]. Реализация этой подпрограммы необходима для решения следующих проблем Забайкальского края:

1) устойчивая тенденция к снижению численности населения, основная причина которой - миграционный отток. Заметную роль в замедлении темпов сокращения численности населения Забайкальского края в 2007 г. сыграли рост рождаемости и естественный прирост населения. Однако в последнее время усиленный миграционный отток меняет картину в худшую сторону;

2) значительные сложности с качественным образованием, доступностью дошкольного образования, старением кадров, нехваткой преподавателей. Создание условий для обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попе-

чения родителей, является приоритетной целью деятельности органов опеки и попечительства региона;

3) возрастание смертности и заболеваемости жителей региона - главная проблема региональной системы здравоохранения. Высока численность пожилых людей и инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на определение в стационарные учреждения;

4) жилищная проблема в Забайкальском крае - одна из наиболее острых, несмотря на положительную тенденцию. На учете для получения жилья стоит более 26 тыс. семей;

5) значима проблема с материально-технической оснащенностью учреждений культуры. Особенно это проявляется в сельской местности. Около 30 учреждений культуры в аварийном состоянии, более 300 требуют капитального ремонта;

6) суровые природные условия Забайкальского края и связанные с этим трудности ведения сельскохозяйственного производства требуют создания высокотехнологичной производственной, племенной, кормовой и перерабатывающей базы, усовершенствования продовольственной отрасли;

7) в последние годы акцентируется внимание на развитии малого и среднего предпринимательства: увеличился оборот и среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Однако показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства, остаются ниже среднероссийского уровня.

Данная подпрограмма исчерпала себя. При этом Забайкальский край впервые получил результат от освоения федеральных бюджетных программ, направленных на развитие сельского хозяйства, инфраструктурных проектов, в том числе строительство дорог Исполнительная власть Забайкальского края выделила деньги на программу «Безопасные дороги». Осуществляется реформа местного самоуправления, в частности экономии федеральных средств на создание муниципальных округов. Так, на базе Приаргунского муниципального района в 2020 г создан При-аргунский муниципальный округ По новым конституционно-правовым нормам в 2020 г. изменен статус местного самоуправления, оно стало публичной властью и по поправкам

в Конституцию РФ приобрело самостоятельный статус. Однако на практике ничего не изменилось.

Межбюджетные отношения в структуре вопросов муниципалитетов являются одними из важных. Региональная власть с помощью инструментов межбюджетных отношений способна, например, сделать муниципалитет дотационным, каким бы богатым он ни был. Бюджеты муниципальных районов Забайкальского края обеспечены на 50...60 % от потребности, а поселений - на 20.30 %. Поэтому в Забайкальском крае оптимизация затрат на всех уровнях бюджетной системы -вынужденная мера. Это делается с целью устойчивого финансирования муниципальных обязательств, предотвращения срывов сроков выплаты заработной платы работникам. В Забайкальском крае большинство населения живет за чертой бедности. Высокий уровень инфляции не учитывается, заработные платы и пенсии не индексируются, отмечен низкий минимальный прожиточный уровень.

Главной проблемой в муниципальном управлении является подбор и профессиональное развитие кадров, поэтому необходимы изменения в формировании эффективных органов власти, создании инновационной экономики, развитии экономических кластеров, решении проблем социального развития.

Реформа местного самоуправления включает, прежде всего, кадровые изменения. Устойчивое развитие муниципальных образований определяет высокий кадровый потенциал (связанный со способностями сотрудников реализовывать свои знания и умения на практике с целью продуктивного использования различных ресурсов территории и проведения муниципальной политики), наилучшим образом отвечающий сложившимся условиям и целям социального развития.

Таким образом, выявлено следующее: административно-государственное управление недостаточно исследовано на уровне субъектов Российской Федерации. В Забайкальском крае оно ориентировано на создание новых организационных форм и в большей мере связано с социально-экономическими параметрами, с демографической политикой как проблемной зоной региона. Административно-государственное управление включает всю структуру власти, в

том числе исполнительную, и направлено на распределение ресурсов.

Заключение. В процессе исследования достигнуты следующие научные результаты:

- выявлена сложность муниципальных территорий Забайкальского края;

- незавершенность муниципальной реформы охарактеризована с точки зрения управленческого развития и необходимости учета стратегического подхода к территориальному управлению;

- обоснованы взаимосвязи административно-государственного управления и местного самоуправления при реформировании муниципальных территорий в субъектах РФ, одним из которых является Забайкальский край.

Выявленная новизна подчеркивается следующими выводами:

1) очевидна нестабильность политической системы Забайкалья, быстрая сменяемость чиновников, продолжающаяся муниципальная реформа и создание муниципальных округов, отсутствие перспектив развития городских и сельских территорий муниципальных образований;

2) Забайкальский край, как территория с новыми разработками добычи полезных ископаемых («Байкальская горная компания», «Норильский Никель») может дать положительный экономический эффект капиталовложений. Однако, сделав ставку в муниципальном развитии территориальных агломераций на государственный сектор, а не на рыночные связи, можно аннулировать ожидаемое положительное сальдо. Контроль над рыночным капиталом, прежде всего Бы-стринского, Орловского ГОКов, необходим для социально-экономического развития Забайкальского края;

3) муниципальные территории Забайкальского края сложны. Нельзя укрупнять муниципалитеты через простое сложение путем создания муниципальных округов (Приаргунского, Каларского). Из-за низкой плотности населения в работе реформируемых муниципальных округов не будет экономического эффекта, так как требуется не только экономия бюджетных средств, на которую ориентируются, укрупняя территории. Целесообразно сделать ставку на комплексное развитие территорий и управленческий успех, так как реформируемые территории могут быть подвержены управленческому

коллапсу и останутся неуправляемыми по степени воздействия;

4) реализация национальных проектов по Указу Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г способствует позитивному социально-экономическому развитию субъектов РФ, но предполагает эффективное финансирование как федерального центра, так и субъектов РФ. Стратегирование на базе реализации федеральных целевых программ не всегда подходит для депрессивных субъектов РФ при нехватке инвестиционного потенциала;

Список литературы _

5) стратегический подход к территориальному управлению предполагает возрастание роли человеческого фактора, модернизацию органов власти, исполнение многочисленных государственных и муниципальных программ, учет исторических, культурных особенностей и внешнеполитических факторов;

6) устойчивость территориального субъекта определяется эффективностью функционирования моделей регионального и муниципального управления субъектов РФ.

1. Арканникова М.С. Информационная открытость как ресурс конкурентоспособности регионов: концептуальные подходы. М.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 49.

2. Булавко В. Городской портал Чита.Ру. Подробности Читы и Забайкальского края. URL: https:// www.chita.ru/articles/90735/ (дата обращения: 08.01.2021). Текст: электронный.

3. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС,1999. 703 с.

4. Довлатов А. С. Государственное регулирование информационной открытости как фактор повышения эффективности национальной экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2004. С. 171.

5. Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5. С. 64-72.

6. Лапкин В.В. Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран. М.: РОС-СПЭН, 2008. 292 с.

7. Лепихова Л.А. Открытость политической власти: технологический анализ: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов-н/Д., 2007. 164 с.

8. Оценка состояния и развития гражданского общества России: проблемы, инструменты и региональная специфика / под ред. В.Н. Якимца // Труды Института системного анализа Российской академии наук. М.: Красанд, 2010. Т. 57. 200 с.

9. Черноусов М. В. Совершенствование механизмов информационной открытости в системе муниципального управления // Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. 2010. № 2. 132 с.

10. Arquilla J and Ronfeldt D. eds., In Athena's Camp: Preparing for Conflict in the Information Age, Santa Monica. Calif.: RAND, MR-880-0SD/RC, 1997. P. 460.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Beniger J. The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1986.

12. Castells M. The Power of Identity. Maiden (Ma.) Oxford, Blackwell Publishers, 1997 // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология. М.: Academia, 1999. С. 494.

13. Ferdinand Peter. The Internet, Democracy and Democratization // Democratization. Vol. 7, no.1, Spring 2000. P. 6.

14. Noveck B. Paradoxical Partners: Electronic Communication and electronic Democracy // Democratization. Vol.7. No.1, Spring 2000. P. 32.

15. Shawn P. Wilbur. An Archaeology of Cyberspace. Virtuality, Community, Identity // David Bell and Barbara Kennedy (Eds.). Cybercultures Reader. Routledge, 2000. P.45.

16. Wright R. Three Scientists and Their Gods: Looking for Meaning in an Age of Information. New York: Harper and Row, 1989. P.5.

References _

1. Arkannikova M.S. Informatsionnaya otkrytost kakresurs konkurentosposobnostiregionov: kontseptual-nye podhody (Information openness as a resource of regional competitiveness: conceptual approaches). Moscow: Polytechnic University Press, 2008, p. 49.

2. Bulavko V. Gorodskoyportal Chita.Ru. Podrobnosti Chity iZabaykalskogo kraya (The city portal of Chita. Ru. Details of Chita and the Transbaikal Territory). Available at: https://www.chita.ru/articles/90735 (date of access: 08.01.2021). Text: electronic.

3. Giddens E. Sotsiologiya (Sociology. Moscow: Editorial URSS, 1999, 703 p.

4. Dovlatov A.S. Gosudarstvennoe regulirovanie informatsionnoy otkrytosti kak faktor povysheniya effektivnosti natsionalnoy ekonomiki: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 (State regulation of information openness as a factor in improving the efficiency of the national economy: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05). Moscow, 2004, p. 171.

5. Irhin YU.V. Sotsialno-gumanitarnyeznaniya (Social and humanitarian knowledge), 2007, no. 5, pp. 64-72.

6. Lapkin V.V. Sravnitelnye politicheskie issledovaniya Rossii i zarubezhnyh stran (Comparative political Studies of Russia and Foreign Countries). Moscow: ROSSPEN, 2008. 292 p.

7. Lepikhova L.A. Otkrytostpoliticheskoyvlasti: tekhnologicheskiyanaliz: dis.... kand. polit. nauk: 23.00.02 (Openness of political power: technological analysis: dis. ... kand.polit. Science: 23.00.02). Rostov-on-Don, 2007. 164 p.

8. Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossiyskoy akademii nauk (Proceedings of the Institute of System Analysis of the Russian Academy of Sciences), vol. 57. Moscow: Krasand, 2010. 200 p.

9. Chernousov M.V. Vestnik Samarskogo munitsipalnogo instituta upravleniya: teoreticheskiy i nauchno-metodicheskiy zhurnal munitsipalnogo instituta upravleniya: (Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management: theoretical and scientific-methodological journal), 2010, no. 2, 132 p.

10. Arquilla J and Ronfeldt D. eds. In Athena's Camp: Preparing for Conflict in the Information Age,In (Athena's Camp: Preparing for Conflict in the Information Age). Santa Monica. Calif.: RAND, MR-880-0SD/RC, 1997, p. 460.

11. Beniger, J. The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society (The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society). Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1986.

12. Castells M. Novaya postindustrialnaya volna naZapade: antologiya (The New postindustrial wave in the West: an Anthology). Moscow: Academia, 1999, p. 494).

13. Ferdinand Peter. Democratization (Democratization), 2000. Spring,vol. 7, no. 1, p.6.

14. Noveck, B. Democratization (Democratization), 2000. Spring,vol. 7, no. 1, p. 32.

15. Shawn, P. Wilbur. David Bell and Barbara Kennedy (Eds.) (David Bell and Barbara Kennedy. Cybercul-tures Reader. Routledge, 2000, p. 45.

16. Wright R. Three Scientists and Their Gods: Looking for Meaning in an Age of Information (Three Scientists and Their Gods: Looking for Meaning in an Age of Information). NY: Harper and Row, 1989, p. 5.

Коротко об авторах _

Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой государственного, муниципального управления и политики, профессор кафедры регионоведения Северной Америки и Канады, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление beydina@inbox.ru

Казарян Ирина Рафаэльевна, канд. полит. наук, доцент, зав. кафедрой управления персоналом, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: рынок труда, профессиональные стандарты, конфликты в социально-трудовой сфере ikazaryan@yandex.ru

Кухарский Артем Николаевич, канд. полит. наук, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: информационная безопасность kukharskijjartjom@yandex.ru

Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление anna_novikova2010@mail.ru

Briefly about the authors _

Tatyana Beidina, doctor of political sciences, professor, head of State, Municipal Management and Politics department, professor, Regional Studies of North America and Canada department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration

Irina Kazaryan, candidate of political sciences, associate professor, head of the Personnel Management department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: labour market, professional standards, conflicts in the social and labour sphere

Artem Kukharsky, candidate of political sciences, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, information security

Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, assistant professor, State, Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration

Образец цитирования -

Бейдина Т. Е., Казарян И. Р., Кухарский А. Н., Новикова А. В. Политическая субъектность Забайкальского края в рамках муниципальных изменений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 65-73. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-2-65-73.

Beydina T., Kazaryan I., Kukharsky A., Novikova A. Political subjectivity of the Transbaikal Territory in the framework of municipal changes // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 2, pp. 65-73. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-265-73.

Статья поступила в редакцию: 14.01.2021 г. Статья принята к публикации: 01.03.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.