Политология
УДК 11.25.40
DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-3-39-44
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
INFORMATION SECURITY IN THE REGIONAL POLITICAL PROCESS
Т. E. Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
Т. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
A. H. Кухарский,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
A. Kukharsky,
Transbaikal State University, Chita
A. В. Новикова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
A. Novikova,
Transbaikal State University, Chita
Решается одна из наиболее важных научно-практических задач - совершенствование информационной безопасности политического процесса органов власти. Выделены подходы к определению региональной политической ситуации.
Под акторами информационной безопасности мы понимаем, прежде всего, деятелей, осуществляющих информационную безопасность. Акцентировано внимание на том, что информационная безопасность - это составляющая политического процесса, ориентированная на защищенность органов власти от манипулирования информацией. В нашем понимании характеристики общепризнанных ценностей, распределение ролей политических акторов обусловливают динамику политических субъектов, их информационное взаимодействие.
Отмечено, что организационно-правовое обеспечение информационной безопасности предполагает реализацию комплекса законов, нормативов, управленческих решений, регламентирующих функционирование защиты сведений и информации, единые стандарты обеспечения информационной безопасности.
Выявлены основные функциональные компоненты обеспечения информационной безопасности: развитие основных методов и принципов отнесения сведений к защищаемой информации конфиденциального характера; регулирование системы органов власти и должностных лиц, имеющих ответственность за реализацию по защите информации; формирование системы различных видов документов, регулирующих механизмы по реализации системы защиты информации и др.
Выделены региональные особенности политического процесса Забайкальского края
Ключевые слова: информационная безопасность; региональный политический процесс; органы власти; политическая система государств; политические акторы; обеспечение информационной безопасности; Забайкальский край; защита информации; информатизация; муниципальная безопасность
One of the most important scientific and practical problems of information security improvement of authorities' political process is solved. Approaches to determining the regional political situation have been identified.
By information security actors the authors mean, first of all, figures engaged in information security. The attention is focused that the information security is a component of political process focused on security of au-
39
© T. E. Бейдина, A. H. Кухарский, А. В. Новикова, 2020
thorities from the view of information manipulation. The authors consider that the characteristics of universally recognized values and distribution of the roles of political actors determine the dynamics of political actors and their information interaction.
It is noted that organizational and legal support of information security implies the implementation of a set of laws, regulations, management decisions regulating the information functioning and protection, uniform standards for information security.
The main functional components of information security are identified: development of basic methods and principles of information classification as protected information of a confidential nature; regulation of the system of authorities and officials who are responsible for information protection implementation; formation of a system of various types of documents regulating mechanisms for implementation of the information protection system, etc.
Regional peculiarities of the political process of the Transbaikal region have been highlighted
Key words: information security; regional political process; authorities; political system of states; political actors; ensuring information security; Transbaikal region; information security; informatization; municipal safety
Б ведение. В ходе реализации социально-политических преобразований в современный период общество в России приобрело качественно новое состояние. Одним из важных условий социально-политического развития страны является обеспечение низкого уровня криминальности. В современный период рычаги и методы борьбы с преступностью не в полной мере соответствуют уровню и динамике развития организованной преступности.
Революция в сфере информатизации необходима для обеспечения рационального использования природных ресурсов, политического, социального, духовного и культурного развития общества, а также его безопасности. Достижениями в сфере информатизации пользуются и представители криминальной сферы, которые имеют доступ к информационно-техническим и экономическим ресурсам, их увеличению и приспособлению в своей деятельности.
Названные обстоятельства указывают на необходимость полного переосмысления взглядов, разработки новых концептуальных подходов к вопросам информационной безопасности, решения проблем с явлениями кибертерроризма и киберпреступности для обеспечения как информационной, так и в целом национальной безопасности. Как отмечает А. Н. Кухарский, актуализация исследования различных рычагов управления информационной безопасностью в условиях интеграции информационных систем обусловлена тем, что проблемы информационной безопасности традиционно рассматривают, в первую очередь, с технических позиций [4].
В статье М. М. Кислякова отмечено, что «актуализирует проблему региональный по-
литический процесс. Политический процесс, по мнению российских политологов, - это последовательная смена состояний и явлений в развитии политической системы общества, это совокупность последовательных действий для достижения конкретного результата. При этом различают общие и частные политические процессы. ...Региональный политический процесс может быть отнесен как к общим, так и к частным политическим процессам, так как, с одной стороны, он направлен на изменение и развитие региональной политической системы, а с другой - на решение отдельных политических проблем в регионе» [3].
Региональный процесс обусловлен культурно-историческими и географическими особенностями, экономическим состоянием субъектов РФ и внешними геополитическими факторами.
В статье А. Н. Новиковой отмечается, что «при характеристике региональных особенностей политических процессов необходимо учитывать множество факторов, под которыми подразумеваются повышение уровня жизни, защита от различных угроз. Кроме того, среди этих факторов: коррупция, недостаточный уровень квалификации кадров, низкая плотность населения, слабый производственный потенциал. Решение этих проблем может сильно варьироваться от региона к региону, и именно разнообразие и малоэффективность региональных решений является проблемой региональных процессов» [5].
Методология и методика исследования. В рамках исследования применялись структурно-функциональный, институциональный, системный, информационно-коммуникатив-
Ро1Но1оду
Ви1Ып о{:ZabGU. 2020. Уо1. 26. N0. 3
ный подходы. Поставленные задачи решались посредством методов индукции, дедукции, сравнения. Для сопоставления практик зарубежных стран по информационной безопасности и открытости власти применены также системный, структурно-функциональный и социологические методы.
Названные методы позволили охарактеризовать значимость информационной безопасности политического процесса и подробно изучить общественно-политические мнения населения Забайкальского края в вопросах улучшения информационной безопасности органов власти. Опрошены жители 9 муниципальных районов Забайкальского края и более 300 чиновников. С применением метода контент-анализа исследована упо-минаемость информационной открытости и интеграции в крае. Метод политического прогнозирования позволил сделать вывод о перспективах развития информационной составляющей политического процесса.
Степень научной разработанности темы исследования. Выделяют 5 подходов к исследованию региональной политической ситуации:
1) идеологический подход, предметом анализа которого являются идеологические аспекты региональной политической ситуации. Исследуются идеологемы и программные цели, определяющие ее развитие;
2) психологический подход, в котором анализируются психологические аспекты;
3) институциональный подход, где ставка делается на органы власти;
4) конфликтологический подход, посредством которого рассматриваются конфликты;
5) акторный подход, где выделяются политические группы влияния.
В числе исследователей, которые рассматривают развитие информационной безопасности как одну из основных частей национальной безопасности в системе политического процесса, в управлении и реализации государственной и муниципальной службы, М. Д. Березинская, А. Ю. Азаров [2], А. Е. Лызь, К. О. Полыхань [6], В. П. Та-лимончик, В. М. Шварев, Дж. Андресс [10], Л. Гордон, Р. Мур, Т. Шлиенгер, Дж. Уайли. Информационную безопасность в системе национальной безопасности изучали Е. В. Алексеева [1], А. А. Галушкин, Е. А. Про-ценко, М. А. Сизьмин [7], В. П. Шерстюк,
М. Т. Ахлес, Д. М. Дж. Фидднер, Д. К. Гомперт, Дж. Ф. Стикман [13].
Следует упомянуть работы по информационной безопасности в политико-правовой сфере Я. В. Катуева, К. И. Кузнецова, Н. И. Стуженко, А. А. Чеботаревой [9], А. И. Шеметова, Л. Фримана, С. Гартнера, Дж. Хагеса [11], Р. Лиенна, А. Мерве, Г. Пи-аса. Среди авторов, изучавших информационную безопасность в системе муниципального и государственного управления, А. В. Баскаков, С. Е. Зайцев, А. Н. Ищенко, А. В. Нестеров, Г. Л. Рогальский, Ю. Чердан-цева, К. Грей, А. МакКаллах, А. Дж. Рамирез, С. Самонас [12].
Результаты исследования и область их применения. С учетом информатизации политических процессов, системы государственного и муниципального управления и значимости информации для органов власти информационную составляющую можно отнести к субъектам политического процесса. Под информационной безопасностью в структурах государственного и муниципального управления, согласно «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ № 646 от 05.12.2016 г), понимают состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан. Данное определение универсально, используется всеми структурами власти, так как содержит общее определение защиты информации как государства, так и его гражданина. Деятельность государства в области информационной безопасности ориентирована на защиту интересов граждан. По утверждению О. А. Степанова, «предельно допустимый учет и удовлетворение интересов личности, общества и государства можно рассматривать в качестве одного из принципов, на основе которого должно строиться обеспечение информационной безопасности, в том числе и в сфере государственного управления» [8].
В тенденциях XXI столетия наблюдается динамика политического процесса, направленная на технологический прорыв (ноу-хау) и информатизацию общества, органов государственного и муниципального управления. В рамках реализации данной динамики
перед государством возникают вопросы по формированию концепции информационной безопасности политического процесса и защиты всех ресурсов государства от внутренних и внешних угроз. Политический процесс отражает сложность политической жизни. При этом понятие «политический процесс» в узком смысле рассматривается как функционирование политической системы, а в широком - как политическая жизнь в целом.
Информационная безопасность политического процесса предполагает описание политического процесса и его региональных особенностей. Для исследования информационной безопасности подходит информационно-коммуникативная модель политической системы американского теоретика К. Дойча и его характеристика, напрямую связанная с особенностями информационно-коммуникативного действия.
В современный период текущие и стратегические задачи внешней и внутренней политики государства по обеспечению информационной безопасности основываются на «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» (утв. Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.). Согласно стратегии, в число внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации входят:
- развитие информационно-коммуникативных средств ближайших государств для достижения верховенства в военной сфере;
- слабая развитость технологий информатизации и связи;
- необходимость внедрения технологий информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами.
В исследовании нами определены факторы риска, которые по источникам угроз информационной безопасности принято разделять на внутренние и внешние, проанализированы различные виды угроз и показаны риски их реализации в органах власти. Специфика органов местного самоуправления дает возможность учитывать внутренние источники, внешние же с трудом поддаются распределению, в связи с тем, что муниципальные информационные ресурсы тесно связаны с ресурсами страны.
Заключение. Формирование информационного пространства с использованием современных методов и средств воздействия является велением времени. Российское информационное пространство призвано играть фундаментальную роль в жизни российского государства. Условием эффективного функционирования информационного пространства считается наличие стабильной обратной связи в информационных каналах, которое позволяет учитывать мнение граждан при определении приоритетов духовно-нравственного, экономического, политического развития общества.
Согласно «Концепции региональной информатизации», информатизация региона направлена на повышение эффективности решения социально-экономических задач развития регионов, обеспечение функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и учреждений. Кроме того, информатизация региона ориентирована на обеспечение прозрачности и информационной открытости органов управления, а также доступа гражданам к информационным ресурсам.
Особую роль в развитии информационного пространства играют муниципалитеты, которые распространяют информацию в интересах органов власти и муниципальных образований, обеспечивая информационную поддержку. Принятые в организациях технологии обработки информации основываются на федеральной нормативно-правовой базе в области информационной безопасности. Несмотря на то, что вопросы информационной безопасности относятся к полномочиям федерального уровня, существует их региональное и муниципальное разнообразие.
К региональным особенностям политического процесса Забайкальского края следует отнести:
1) насыщенность края природными ресурсами;
2) низкий уровень валового внутреннего продукта и уровня жизни;
3) развитие внешнеэкономических связей с Китаем, Монголией;
4) слабые интеграционные связи депрессивного субъекта РФ.
Список литературы_
1. Алексеева E. В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4. С. 97-103.
2. Березинская М. Д., Азаров А. Ю. Информационная безопасность современного общества // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы / под ред. Д. Р. Тутаевой. М., 2017. С.45-52.
3. Кисляков М. М. Воздействие политического маркетинга на региональный политический процесс // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 306-313.
4. Кухарский А. Н. Информационная безопасность муниципалитетов Забайкальского края и пути ее совершенствования. Текст: электронный // Постулат. 2017. № 2. URL:- http://e-postulat.ru/index.php/ Postulat/article/view/384/403 (дата обращения: 13.01.2020).
5. Новикова А. В. Региональные особенности политических процессов субъектов РФ в условиях внутренней и внешней безопасности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 7. С. 74 80.
6. Полыхань К. О. Проблемы и особенности состояния информационной безопасности в соответствии с доктриной информационной безопасности Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 5. С. 154-160.
7. Сизьмин М. А. Информационная (информационно-психологическая) безопасность в структуре национальной безопасности (на примере США и России). Текст: электронный // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21574390_49134347.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
8. Степанов О. А. Ключевые аспекты правового регулирования использования и развития информационно-электронных технологий // Государство и право. 2004. № 4. С. 70-72.
9. Чеботарева А. А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник Академии права и управления. 2016. № 1. С. 48-51.
10. Andress J. The basics of information security: understanding the fundamentals of InfoSec in theory and practice. Waltham: Syngress, 2014. 240 p.
11. Hughes J., Cybenko G. Quantitative metrics and risk assessment: the three tenets model of cyberse-curity // Technology Innovation Management Review. Ottawa: Talent First Network (Carleton University), 2013. P. 15-24.
12. Samonas S., Coss D. The CIA strikes back: redefining confidentiality, integrity and availability in security // Journal of Information System Security. 2010. Vol. 10, No. 3. P. 21-45.
13. Stickman J. F. Assessing United States information assurance policy response to computer-based threats to national security. URL: http://digitallibrary.usc.edu/cdm/ref/collection/p15799coll16/id/110780 (дата обращения: 13.01.2020). Текст: электронный.
References _
1. Alekseeva E. V. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal (Leningrad Law Journal), 2016, no. 4, pp. 97-103.
2. Berezinskaya M. D., Azarov A. Yu. Informatsionnoye obshchestvo: sostoyaniye, problemy, perspektivy (Information Society: state, problems, prospects) / ed. D. R. Tutaeva. Moscow, 2017, pp. 45-52.
3. Kislyakov M. M. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki(Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences), 2011, no. 1, pp. 306-313.
4. Kukharsky A. N. Postulat (Postulate), 2017, no. 2. URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/ view/384/403 (Date of access: 13.01.2020). Text: electronic.
5. Novikova A. V. VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Transbaikal State University Journal), 2016, vol. 22, no. 7, pp. 74-80.
6. Polykhan K. O. Ustoychivoye razvitiye nauki i obrazovaniya (Sustainable development of science and education), 2019, no. 5, pp. 154-160.
7. Sizmin M. A. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstven-nyy universitet ekonomiki i prava) (Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law)), 2014, no. 3. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21574390_49134347.pdf (Date of access: 11.01.2020). Text: electronic.
8. Stepanov O. A. Gosudarstvo ipravo (State and Law), 2004, no. 4, pp. 70-72.
9. Chebotareva A. A. Vestnik Akademii prav i upravleniya (Bulletin of the Academy of Rights and Management), 2016, no. 1, pp. 48-51.
10. Andress J. The basics of information security: understanding the fundamentals of InfoSec in theory and practice (The basics of information security: understanding the fundamentals of InfoSec in theory and practice). Waltham: Syngress, 2014. 240 p.
11. Hughes J., Cybenko G. Technology Innovation Management Review (Technology Innovation Management Review). Ottawa: Talent First Network (Carleton University), 2013, pp. 15-24.
12. Samonas S., Coss D. Journal of Information System Security (Journal of Information System Security), 2010, vol. 10, no. 3, pp. 21-45.
13. Stickman J. F. Assessing United States information assurance policy response to computer-based threats to national security (Assessing United States information assurance policy response to computer-based threats to national security). URL: http://digitallibrary.usc.edu/cdm/ref/collection/p15799coll16/id/110780 (Date of access: 13.01.2020). Text: electronic.
Коротко об авторах_
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и политики, профессор кафедры регионоведения Северной Америки и Канады, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление [email protected]
Кухарский Артем Николаевич, аспирант, кафедра государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, информационная безопасность [email protected]
Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление [email protected]
Briefly about the authors _
Tatyana Beidina, doctor of political sciences, professor, head of State, Municipal Management and Politics department, professor, Regional Studies of North America and Canada department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration
Artem Kukharsky, postgraduate, State and Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, information security.
Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, assistant professor, State, Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration
Образец цитирования_
Бейдина T. E., Кухарский A. H., Новикова A. В. Информационная безопасность в региональном политическом процессе // Вестник Забайкальского государственного университета 2020. Т. 26, № 3. С. 39-44. DOI: 10.21209/2227-92452020-26-3-39-44.
Beydina Т., Kukharsky A., Novikova A. Information Security in the Regional Political Process // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 3, pp. 39-44. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-3-39-44.
Статья поступила в редакцию: 22.02.2020 г. Статья принята к публикации: 20.03.2020 г.