Научная статья на тему 'Пути совершенствования информационно-коммуникационных технологий России и регионов'

Пути совершенствования информационно-коммуникационных технологий России и регионов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
709
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / РОССИЯ / RUSSIA / РЕГИОНЫ / REGIONS / МИРОВОЙ ЛИДЕРР / WORLD LEADER / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ / INFORMATION CRITERIA / РЕЙТИНГ / RATING / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ / INTERNATIONAL TELECOMMUNICATION UNION / МИРОВАЯ АРЕНА / WORLD ARENA / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ / MUNICIPALITIES / КИТАЙ / CHINA / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАЩИТА / INFORMATION PROTECTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кухарский Артем Николаевич

Рассмотрены направления развития информационно-телекоммуникационных технологий России. Выявлено, что данные технологии играют огромную роль в развитии социально-экономических процессов. Современный период развития общества назван этапом информатизации. Отмечено, что использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности для социально-экономического роста и повышения материального, духовного и интеллектуального уровня жизни людей. Выделены направления, по которым информационно-коммуникационные технологии могут оказывать непосредственное влияние на социально-политические отношения общества. Составлен рейтинг по информационно-коммуникационным технологиям России и ее регионов, который сформирован на основе методики оценивания уровня развития информационно-коммуникационных технологий в субъектах России, разработанной в соответствии с положениями Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2769-р от 29 декабря 2014 г. Показана высокая эффективность института свободного доступа к официальной информации, на который возлагают особые надежды, связанные с противодействием коррупции. Сделан вывод, что практика использования Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» показывает, что существует недостаточность закрепления современных общественно-государственных систем контроля над исполнением норм и защиты прав его субъектов на надлежащее качество доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кухарский Артем Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IMPROVEMENT IN RUSSIA AND REGIONS

The directions of information and telecommunication technologies development in Russia are considered. It was revealed that these technologies play a huge role in the development of social and economic processes. The modern period of the society's development is called the stage of informatization. It is noted that the use of information and communication technologies provides ample opportunities for socio-economic growth and improve the material, spiritual and intellectual standards of people's lives. Areas directions in which information and communication technologies can have a direct impact on the socio-political relations of society are outlined. A rating was made on information and communication technologies in Russia and its regions, which was formed on the basis of the methodology for assessing the level of information and communication technologies development in the subjects of Russia, developed in accordance with the provisions of the Concept of Regional Informatization approved by the Russian Federation Government Decree No. 2769-r of December 29, 2014. The high efficiency of the institute of free access to official information is shown, which has special hopes associated with counteracting corruption. It is concluded that there is a lack of consolidation of modern public-state control systems over the implementation of norms and protection of the rights of its subjects to the proper quality of access to information on the activities of government agencies and local governments

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования информационно-коммуникационных технологий России и регионов»

УДК 11.15.41

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-1-59-64

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОССИИ И РЕГИОНОВ

WAYS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

IMPROVEMENT IN RUSSIA AND REGIONS

Л. H. Кухарский, Забайкальский государственный университет, г. Чита

kukharskijjartjom@yandex.ru

A. Kukharsky, Transbaikal State University, Chita

Рассмотрены направления развития информационно-телекоммуникационных технологий России. Выявлено, что данные технологии играют огромную роль в развитии социально-экономических процессов. Современный период развития общества назван этапом информатизации. Отмечено, что использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности для социально-экономического роста и повышения материального, духовного и интеллектуального уровня жизни людей. Выделены направления, по которым информационно-коммуникационные технологии могут оказывать непосредственное влияние на социально-политические отношения общества. Составлен рейтинг по информационно-коммуникационным технологиям России и ее регионов, который сформирован на основе методики оценивания уровня развития информационно-коммуникационных технологий в субъектах России, разработанной в соответствии с положениями Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2769-р от 29 декабря 2014 г. Показана высокая эффективность института свободного доступа к официальной информации, на который возлагают особые надежды, связанные с противодействием коррупции. Сделан вывод, что практика использования Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» показывает, что существует недостаточность закрепления современных общественно-государственных систем контроля над исполнением норм и защиты прав его субъектов на надлежащее качество доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; Россия; регионы; мировой лидер; информационные критерии; рейтинг; информатизация; информационная безопасность; Международный союз электросвязи; мировая арена; муниципалитеты; Китай; информационная защита

The directions of information and telecommunication technologies development in Russia are considered. It was revealed that these technologies play a huge role in the development of social and economic processes. The modern period of the society's development is called the stage of informatization. It is noted that the use of information and communication technologies provides ample opportunities for socio-economic growth and improve the material, spiritual and intellectual standards of people's lives. Areas directions in which information and communication technologies can have a direct impact on the socio-political relations of society are outlined. A rating was made on information and communication technologies in Russia and its regions, which was formed on the basis of the methodology for assessing the level of information and communication technologies development in the subjects of Russia, developed in accordance with the provisions of the Concept of Regional Informatization approved by the Russian Federation Government Decree No. 2769-r of December 29, 2014. The high efficiency of the institute of free access to official information is shown, which has special hopes associated with counteracting corruption. It is concluded that there is a lack of consolidation of modern public-state control systems over the implementation of norms and protection of the rights of its subjects to the proper quality of access to information on the activities of government agencies and local governments

Key words: information and communication technologies; Russia; regions; world leader; information criteria; rating; informatization; information security; International Telecommunication Union; world arena; municipalities; China; information protection

59

© Л. H. Кухарский, 2018

политическую стратегию, выходя все больше из тени, и стремятся стать мировой по статусу и региональной по ответственности» [3. С. 169].

Результаты исследования и их обсуждение. Российская Федерация идет уверенными шагами по развитию отмеченного направления, однако она отстает от развитых стран Европы и Азии. По индексу развития информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) («ICT Development Index») в 2017 г. Россия заняла 45-е место из 176 стран мира, тогда как в 2016 г. — 43-е место. В табл. 1 приведен рейтинг стран по ИКТ, предоставленный Международным союзом электросвязи (далее - МСЭ) [9].

Таблица 1 / Table 1

Рейтинг стран мира по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), 2016-2017 гг. / World Ranking on the Information and Communication Technologies (ICT) Development Index, 2016-2017

Г}ведение. В современном мире в системе социально-экономических отношений важное место занимают информационно-коммуникационные технологии, которые представлены во всех сферах: образовании, науке, медицине, армии, культуре, обществе, государственной и региональной власти. Данная инновационная тенденция унификации необходима для продвижения государств и зависит не только от государства, но и от связи с мировыми трендами [8; 10], в т. ч. и с развитием КНР как мирового лидера. Как отмечено Т. Е. Бейдиной, «исследуя динамику перемен в Китае, можно заметить, что помимо экономических, социальных нововведений, китайцы постепенно меняют свою внешне-

ИКТ-ранг, 2017 г. / ICT-rank, 2017 Страна / Country ИКТ-значение, 2017 г. / ICT-value, 2017 ИКТ-ранг, 2016 г. / ICT-rank, 2016 ИКТ-значе-ние, 2016 г./ IcT-value, 2016 Сравнение ранга / Comparison of rank

1 Исландия / Iceland 8,98 2 8,78 +

2 Корея(Республика) / Korea (Republic) 8,85 1 8,80

3 Швейцария / Switzerland 8,74 4 8,66

4 Дания / Denmark 8,71 3 8,68

5 Англия / England 8,65 5 8,53

6 Гонконг, Китай / Hong Kong, China 8,61 6 8,47 -

7 Нидерланды / Netherlands 8,49 10 8,40

8 Норвегия / Norway 8,47 7 8,45

9 Люксембург / Luxembourg 8,47 9 8,40 -

45 Россия / Russia 7,0 43 6,91

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий — это показатель, отражающий достижения стран мира в развитии ИКТ, который рассчитывается по методике МСЭ (International Telecommunication Union), являющегося специализированным подразделением ООН, устанавливающим мировые стандарты в области ИКТ. Данный индекс

ИКТ разработан в 2007 г. на основе 11 показателей, путем анализа которых Международный союз электросвязи приводит свои оценки развития ИКТ. Индекс комбинирует показатели в единый критерий, призванный сравнить достижения стран мира в развитии ИКТ, а также может использоваться в качестве показателя для проведения сравнительного анализа на

глобальном, региональном и национальном уровнях.

Следует подчеркнуть, что уровень развития ИКТ в современный период является важным показателем социально-экономического благополучия государства [2; 7]. Из данного рейтинга можно сделать вывод, что Россия отстает в развитии и использовании ИКТ, причем как населением, так и органами власти. Для такой могущественной державы, как Россия, данный показатель слишком мал. По нашему мнению, это связано с обширными территориями и нерациональным распределением федеральных и региональных бюджетов, а также с

недостаточно высокими темпами развития фиксированного широкополосного доступа (далее — ШПД) к интернету и уменьшением плотности фиксированной телефонной связи [1]. Все это свидетельствует о низком развитии всех областей жизнедеятельности общества.

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий характеризует страну на мировой арене. Однако что же происходит на региональном уровне? В табл. 2 показан рейтинг уровня информатизации регионов России, представленный Минкомсвязи России [6].

Таблица 2 / Table 2

Рейтинг по уровню информатизации регионов России, 2016-2017 гг. / Rating on the level of informatization of Russian regions, 2016-2017

Место в 2017 г. / Place in 2017 Наименование региона / Name of region Место в 2016 г. / Place in 2016

1 Город Москва / Moscow city 1

2 Тюменская область / Tyumen region 6

3 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра / Khanty-Mansi Autonomous Area-Yugra 3

4 Республика Татарстан / Republic of Tatarstan 11

5 Тульская область / Tula region 34

6 Новосибирская область / Novosibirsk region 7

7 Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan 31

8 Ямало-Ненецкий автономный округ / Yamalo-Nenets Autonomous District 4

9 Томская область / Tomsk Region 18

67 Забайкальский край / Transbaikal region 72

В пять ведущих регионов по уровню развития информационного общества вошли город федерального значения Москва, крупнейшие экспортно-ориентированные (нефтегазодобывающие) регионы — Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, а также динамично развивающаяся Тюменская область. Данный рейтинг сформирован на основе методики оценивания уровня развития информационно-коммуникационных технологий в субъектах России, разработанной в соответствии с положениями Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2769-р

от 29 декабря 2014 г. В методику включены порядок расчета индекса развития информационных систем, уровень региональной информатизации по отраслевым и инфраструктурным показателям (экономическая среда, человеческий капитал и управление информатизацией), среди которых электронное правительство, образование, предпринимательство и торговля, культура, здравоохранение, сельское хозяйство.

Применение информационно-коммуникационных технологий представлено в формализованном виде, удобном для практического использования пользователем. Происходит концентрирование внимания научного опыта и практических навыков

в целях организации и реализации социально-экономических процессов. При этом реализуется экономия времени, затрат труда и других ресурсов, необходимых для реализации и поддержания этих процессов. Соответственно, информационно-коммуникационные технологии играют особую стратегическую роль, которая постоянно возрастает.

Следует выделить несколько рекомендательных направлений, по которым информационно-коммуникационные технологии оказывают непосредственное влияние на социально-экономические отношения общества.

1. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность эффективно пользоваться и активизировать информационные ресурсы общества, которые в современный период являются важным стратегическим фактором развития. Как показывает опыт, распространение, активизация и эффективное пользование информационных ресурсов позволяют осуществить экономию ресурсов: энергии, сырья, полезных ископаемых, людских ресурсов и т. д.

2. Информационно-коммуникационные технологии способствуют автоматизации и оптимизации информационных процессов, которые в настоящее время занимают значимое место в жизнедеятельности общества. Развитие общества происходит в направлении информационного ресурса, в котором результатом труда занятого населения становятся не материальные ценности, а научные знания и информация. На мировой арене занятое население в той или иной степени связано с процессами хранения, подготовки и передачи информации. Поэтому так важно осваивать новые информационные технологии.

3. Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются в качестве элемента соответствующих социальных или производственных технологий. Коммуникационные процессы являются важными компонентами более сложных социально-производственных процессов. При этом они реализуют важные интеллектуальные функции технологий.

4. Информационно-коммуникационные технологии играют особую роль в обеспечении взаимодействия между людьми, а также в системах средств массовой информации (далее — СМИ). В дополнение к традиционным средствам связи (радио, телефон, телеграф) широко используются электронные телекоммуникации, факсимильная передача информации, электронная почта и др.

5. Информационно-коммуникационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы культуры и образования. Использование обучающих информационно-коммуникационных технологий оказалось эффективным методом для систем самообразования, переподготовки и повышения квалификации кадров.

6. Информационно-коммуникационные технологии играют весомую роль в процессе накопления и получения новых знаний. Традиционные методы поддержки научно-исследовательских разработок путем накопления и распространения научно-технической информации сменяются на новые методы информационной поддержки прикладной и фундаментальной науки, что реализуется благодаря современным информационным технологиям.

Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль в развитии социально-экономических процессов. Современный период развития общества по праву можно ознаменовать этапом информатизации. Использование данных технологий предоставляет широкие возможности для социально-экономического роста и повышения материального, духовного и интеллектуального уровня жизни людей.

Информационно-коммуникационные технологии в современный период тесно связаны с информационной безопасностью органов власти [4]. На государственном уровне источники угроз информационной безопасности принято разделять на внутренние и внешние. Специфика органов местного самоуправления позволяет учитывать внутренние источники, в то время как внешние сложно распределить, т. к.

муниципальные информационные ресурсы тесно связаны с российскими региональными ресурсами. Провести четкую границу, отделяющую характеристики одних параметров от других, представляется проблематичным. В качестве источников угроз отметим те из них, которые обладают наибольшим влиянием на информационную безопасность. Можно предположить, что наиболее существенным является уровень коррупции в органах муниципалитета.

Коррупция проявляется в органах власти и организованных экономических группировках, в т. ч. по линии криминальных структур, в результате чего происходят доступ к конфиденциальной информации, усиление влияния преступности на местное сообщество, снижение защищенности интересов граждан, общества и, в конечном счете, государства в информационной сфере. При повышении прозрачности информационных систем органов местного самоуправления возможно значительное подавление коррупции, которая должна быть ограничена и подконтрольна. Иными словами, сами причины появления в муниципалитетах защиты информации являются основанием для возникновения и развития коррупции. Здесь возникает потребность в создании очень чувствительных систем управления информационным обеспечением местных администраций, что ограничено как финансовыми, так и трудовыми потенциалами муниципалитетов [5].

Недостаточное финансирование обеспечения информационной безопасности местного самоуправления связано, с одной стороны, с традициями формирования местных бюджетов (в которых финансирование мероприятий по информационному обеспечению происходит либо при необходимости, либо в исполнение государственных нормативных требований), с другой — с тем, что для создания эффективной системы информационной безопасности требуются сложные информационные тех-

нологии, внедрение которых должно происходить комплексно и систематично, что предполагает разовое финансирование в большом объеме. Бюджеты муниципалитетов (особенно сельских поселений) достаточно часто не в состоянии это реализовать, поэтому требуется эффективная информационная защита. Данные причины возникновения угрозы информационной безопасности в местном самоуправлении непосредственно связаны с экономическим развитием муниципалитета и эффективностью развития систем управления муниципальными территориями.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что невозможно прослеживать динамику гражданского общества без обеспечения максимального и свободного доступа граждан к информации о деятельности органов муниципальной власти. Данный институт оказывает помощь в контроле над действиями муниципальных органов, способствует конструктивному влиянию на принятие решений со стороны общественности.

Очевидно, что с вступлением в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» появился институт свободного доступа к официальной информации, на который возлагают особые надежды, связанные с противодействием коррупции. Высокая эффективность данного института в сфере противодействия коррумпированности доказана международным опытом.

Таким образом, практика использования указанного федерального закона показывает, что существует недостаточность закрепления современных общественно-государственных систем контроля над исполнением норм и защиты прав его субъектов на надлежащее качество доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Список литературы_

1. Абдрахманова Г. И., Ковалева Г. Г., Коцемир М. Н. Россия в рейтинге развития электронного правительства // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2016. № 5 (10).

2. Арсентьев М. В. Состояние информационной безопасности в России / / Информационные ресурсы России. 2003. № 2. С. 19-21.

3. Бейдина Т. Е. Характеристики развития КНР как вероятного мирового лидера // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2017. Т. 22. С. 165-170.

4. Гафнер В. В. Информационная безопасность. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 324 с.

5. Донская Е. Н., Панько Ю. В. Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов местного самоуправления // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 453-457.

6. Мониторинг региональной информатизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. minsvyaz.ru/ru/activity/directions/783 (дата обращения: 17.12.2017).

7. Ярочкин В. И. Информационная безопасность. М.: Акад. Проект, 2008. 544 с.

8. Beth Simone Noveck. Paradoxical Partners: Electronic Communication and electronic Democracy // Democratization. 2000. Vol. 7. No. 1.

9. ICT Development Index 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu.int/net4/ ITU-D/idi/2017/index.html (дата обращения: 17.12.2017).

10. Peter Ferdinand. The Internet, Democracy and Democratization // Democratization. 2000. Vol. 7. No. 1.

References_

1. Abdrakhmanova G. I., Kovaleva G. G., Kotseemir M. N. ISIEHZ NIU VShE (ISEEZ SRU HSE), 2016, no. 5 (10).

2. Arsentiev M. V. Informatsionnye resursy Rossii (Information resources of Russia), 2003, no. 2, pp. 19-21.

3. Beidina T. E. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Politologiya. Religiovedenie (News of Irkutsk State University. Ser. Political science. Religious studies), 2017, vol. 22, pp. 165-170.

4. Gafner V. V. Informatsionnayabezopasnost (Information security). Rostov-na-Donu: Phoenix, 2015. 324 p.

5. Donskaya E. N., Panko Yu. V. Molodoy ucheny (Young Scientist), 2014, no. 8, pp. 453-457.

6. Monitoring regionalnoy informatiztsii (Monitoring of regional informatization). Available at: http:// www.minsvyaz.ru/en/activity/directions/783 (Date of access: 17.12.2017).

7. Yarochkin V. I. Informatsionnaya bezopasnost (Information Security). Moscow: Acad. Project, 2008. 544 p.

8. Beth Simone Noveck. Democratization (Democratization), 2000, vol. 7, no. 1.

9. ICT Development Index 2017 (ICT Development Index 2017). Available at: http://www.itu.int/net4/ ITU-D/idi/2017/index.html (Date of access: 17.12.2017).

10. Peter Ferdinand. Democratization (Democratization), 2000, vol. 7, no. 1.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Кухарский Артем Николаевич, стажер-исследователь, кафедра государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, концепции национальной и региональной безопасности, региональная политика субъектов Российской Федерации, информатизация kukharskij_jartjom@yandex.ru

Artem Kucharsky, trainee researcher, State, Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Scientific interests: political science, concept of national and regional security, regional policy of the Russian Federation, informatization

Образец цитирования _

Кухарский A. H. Пути совершенствования информационно коммуникационных технологий России и регионов // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. М 1. С. 59-64. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-1-59-64.

Kucharsky A. Ways of information and communication technologies improvement in Russia and regions // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 59-64. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-241-59-64.

Статья поступила в редакцию: 19.12.2017 г. Статья принята к публикации: 30.01.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.