Политология
УДК 11.15.41
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-55-60
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ С УЧЕТОМ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ
CRISIS MANAGEMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC AREA IN CONDITIONS
OF THE ANTI-RUSSIAN SANCTIONS
Статья посвящена государственному антикризисному управлению в социально-экономической сфере. Выделены основные направления совершенствования государственного управления: поддержка сельского хозяйства, помощь предпринимателям, сокращение расходов бюджетных средств, импортозамещение, решение социальных проблем. Подчеркнута значимость национальной безопасности России с точки зрения национальных приоритетов для экономических, социальных и политических преобразований. Выявлено, что под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. Установлено, что в зависимости от местонахождения источника опасности национальная безопасность подразделяется на два типа — внутреннюю и внешнюю. Отмечено, что Россия переходит к новой политике обеспечения национальной безопасности с приоритетом внутренней безопасности и ориентировкой на регионы Российской Федерации с учетом антикризисного управления. В настоящее время антикризисное управление РФ представлено системой управленческих мероприятий, направленных на поддержание равновесия национальной экономики, включая отдельные экономические системы и различные хозяйствующие субъекты. Анализ функций этой системы показывает, что на макроуровне система антикризисного управления в РФ, помимо принятия и выполнения «Программы антикризисных мер», включает также антикризисное правовое, финансовое и организационное регулирование данных процессов на всех уровнях. Государственное антикризисное управление в полной мере разворачивается при прямой угрозе кризиса и при вхождении в кризис, имеет преимущественно реактивный характер. Оно направлено на реализацию системы восстановительных мер и создание условий для дальнейшего развития государства
Ключевые слова: антикризисное управление; государственная политика; социально-экономическая сфера; антироссийские санкции; особенности реализации безопасности; субъекты России; национальная безопасность; внутренняя и внешняя безопасность; государственное антикризисное управление; кризис; управленческие мероприятия государства
The article is devoted to the state crisis management in the socio-economic sphere. The basic directions of improvement of governance: support for agriculture, assistance to entrepreneurs, reduction of budgetary expenditures, import substitution, solution of social problems. The article reviews the national security of Russia in terms of national priorities for economic, social and political transformation. It was revealed that the national security is understood as a condition of national interests' protection against internal and external threats, ensuring the progressive development of the individual, society and state. It was established, that the national security is divided into two types depending on location of the hazard - internal and external security. At the present time Russia advances to a new national security policy with the priority of internal security and orientation to the regions of the Russian Federation in view of crisis management. Nowadays, Russian crisis management is presented by the system of management activities, which are directed to the maintenance of a balance of the National economy. It, also, includes individual economies and several economic entities. An analysis of the functions of this system shows
С. В. Бейдин,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
S. Beydin,
Transbaikal State University, Chita
Л. H. Кухарский,
Забайкальский государственный университет, г. Чита
A. Kukharsky,
Transbaikal State University, Chita
that the crisis management system in Russia, besides adoption and implementation of «Anti-Crisis program», also involves a crisis, legal, financial and organizational regulation of these processes at all the levels. Public crisis management fully expands under direct threat of a crisis. It has, principally, reactive nature, when a crisis attacks. Public crisis management aims to system implementation of remedial measures and to creation of conditions for the further development of a country
Key words: crisis management; public policy; socio-economic sphere; anti-Russian sanctions; peculiarities of security implementation; subjects of Russia; national security; internal and external security; public crisis management; crisis; state management activities
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. Результатом реформ стал кризис, вывести экономику из которого способен новый тип управления, который получил название антикризисного.
Государственное антикризисное управление для экономики в целом не может рассматриваться как система мер, направленная на предотвращение кризиса, поскольку кризис является неотъемлемым элементом рыночного механизма. Поэтому под государственным антикризисным управлением экономикой мы понимаем совокупность методов и инструментов, реализацию специальных мероприятий, направленных на стабилизацию национальной экономики непосредственно в период кризиса. В этом смысле антикризисные мероприятия являются органической частью антициклических мероприятий [1].
Изучением государственного антикризисного управления в социально-экономической сфере, разработкой системы критериев кризисов в ней занимаются Н. В. Зубаревич [3], А. Д. Порш-нев, К. А. Соловьев и др. Большое значение для государственной антикризисной политики имеют разработки в сфере риск-менеджмента К. В. Балдина, С. А. Филин, А. Н. Фомичева.
Современное антикризисное управление с учетом санкции предполагает следующие пути:
1) поддержка сельского хозяйства. Правительство предполагает выделение денежных средств на его развитие. Кроме
этого, ожидается существенное денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий;
2) помощь предпринимателям. Предполагается упрощение процедуры, в результате которой предприятие признается представителем малого или среднего бизнеса. Ожидается снижение всяческих проверок ФАС, а также более лояльное налоговое законодательство, предусматривающее «финансовые каникулы» для всех зарегистрированных предпринимателей.
Таким образом, регионы получат возможность снижения налога на ведение малого предпринимательства с 6 до 1 %. Данный налог будет рассчитываться по упрощенной схеме. Кроме этого, регионы смогут самостоятельно снижать ставки единого налога с 15 до 7,5 %;
3) выплаты самым незащищенным слоям населения, в том числе семьям, имеющим право на получение материнского капитала. Выделение денежных средств на индексацию страховых пенсий, борьбу с безработицей, разработку новых медикаментов;
4) поддержка экспорта и импортозаме-щения. Уполномоченным организациям и министерствам поручено разработать план по замене импортных товаров отечественными аналогами. Как и в других областях, в этом направлении будут приняты финансовые меры;
5) докапитализация значимых банковских учреждений. На эти цели Агентство по социальному страхованию планирует выделить 1 трлн р., еще 250 млрд р. будет взято из Фонда национального благосостояния;
6) сокращение расхода бюджетных средств. Чтобы достичь сбалансированности бюджета, необходимо на протяжении ближайших трех лет сокращать расходы государственных средств как минимум на 5 %. Такие сокращения планируется обеспечить за счет исключения ненужных затрат (будут значительно урезаны пособия представителям государственного аппарата).
Принятые меры по замещению импорта отечественной продукцией, безусловно, будут стимулировать производство в стране, однако на это необходимо время. Президентом РФ даны указания Правительству и министрам разработать государственную программу 100 % цикла воспроизводства всех комплектующих для ВПК в короткие сроки (1... 3 года), строительства предприятий военно-промышленного комплекса, произвести все расчеты по финансированию данной программы и представить на утверждение. Как известно, не одна сотня предприятий Украины связана долгосрочными проектами и договорами с ВПК России, но резко изменившаяся политическая ситуация и конъюнктура вынуждают РФ предпринять безотлагательные меры по безопасности и обороноспособности страны в кратчайшие сроки.
На заседании кабинета Совета Безопасности РФ В. В. Путин подчеркнул, что Россия располагает всеми необходимыми ресурсами и потенциалом, чтобы на 100 % воспроизвести полный цикл производства и весь ассортимент продукции в кратчайшие сроки для ВПК, без ущерба для экономики страны. Тем самым Россия обезопасит себя от текущей политической конъюнктуры западных «партнеров».
Эксперты предполагают, что общий объем «потерянного» экспорта странами, попавшими под ответные санкции России, оценивается в 30 млрд долл. Для России это существенная сумма, которую еще предстоит «наполнить» продовольствием из других источников. За это время возможны рост цен на продовольствие, его дефицит и сокращение рабочих мест, что будет иметь негативные последствия, прежде всего, для
малообеспеченных слоев населения. А это, в свою очередь, чревато резким снижением популярности В. Путина в преддверии президентских выборов. России напоминают, что потребности в продовольствии она на 40 % удовлетворяет за счет импорта. Таким образом, ответные санкции для россиян будут иметь куда более негативные последствия, чем для населения западных стран, а экономика Российской Федерации еще сильнее отдалится от мировой экономики, в которой она нуждается для развития своих огромных территорий.
Государство играет важную роль в экономике любой страны, а его значимость для экономики России трудно переоценить. Без эффективно работающего государства невозможно успешное реформирование экономики и социальной сферы. Управление государством как социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным. Безработица в России представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, легкой промышленности, сельскохозяйственном секторе. В первую очередь категорию безработных составляют граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды, дополнительную нагрузку на рынок труда создают пенсионеры, студенты, школьники, уровень доходов которых значительно ниже прожиточного минимума. Ежегодно в стране увольняются и принимаются на новое место работы около 20 млн человек. В связи с этим, возникает необходимость создания региональных программ. В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 г. создано 1331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь образовано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь — сентябрь) составил 7,5 % [5].
Ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) И. Поляков полагает, что слабая динамика экономического роста и внешнеэкономические условия ведут к существенному охлаждению рынка труда. Вызовы со стороны эффективности труда, качества трудовых ресурсов и потребности в них оказывают давление на занятость, краткосрочный и среднесрочный спрос на труд. Усиление негативных процессов на рынке и структуризация в отдельных видах деятельности приведут к развороту тренда общей численности безработных от его снижения к повышению. В условиях кризиса возрастает роль социальных рисков. В таком случае антикризисное управление — это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
В связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы, актуальными становятся проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы. Основное внимание при рассмотрении обозначенных проблем в современной науке придается регулирующей роли государством рынка труда, снижению уровня безработицы, реализации эффективной политики занятости населения [2]. Одной из самых насущных в экономике России является проблема государственного регулирования занятости населения и снижение безработицы. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости.
Современное антикризисное управление Российской Федерации нацелено на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период «санкционной войны». Реализуются меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике,
стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе [4].
Структурные изменения в экономике сопровождаются политическими преобразованиями. Обогащение современной политологии происходит за счет введения в научный оборот новых переводных источников по вопросам администрирования, власти и управления, политической стабильности [7—12].
Правительство Российской Федерации рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля.
В настоящее время антикризисное управление РФ представлено системой управленческих мероприятий, направленных на поддержание равновесия национальной экономики, включая отдельные экономические системы и различные хозяйствующие субъекты. Анализ функций этой системы, представленной на схеме, показывает, что на макроуровне система антикризисного управления в РФ, помимо принятия и выполнения «Программы антикризисных мер», включает также антикризисное правовое, финансовое и организационное регулирование данных процессов на всех уровнях.
Схема антикризисного управления в РФ Crisis management in the Russian Federation
Таким образом, государственное антикризисное управление в полной мере разворачивается при прямой угрозе кризиса и при вхождении в кризис, имеет
Список литературы_
преимущественно реактивныи характер. Оно направлено на реализацию системы восстановительных мер и создание условий для дальнейшего развития государства.
1. Бобылева А. 3. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса. М.: Юрайт, 2015. 639 с.
2. Замминистра Максим Топилин в интервью «Первому каналу» — о содействии занятости россиян в 2011 г. // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/videobank/284 (дата обращения: 05.08.2016).
3. Зубаревич Н. В. Кризисы в постсоветской России: региональная проекция / / Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 23-31.
4. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Каркавин М. В. Антикризисное управление. М.: Кнорус, 2010. 504 с.
5. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. М.: Федеральная служба статистики, 2010.
6. Рынок труда-2015 // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ management (дата обращения: 25.08.2016).
7. Barkin J. S. International organization: theories and institutions. Palgrave Macmillan, 2006, pp. 27-41.
8. Beaumont E. Promoting Political Agency, Addressing Political Inequality: A Multilevel Model of Internal Political Efficacy // The Journal of Politics, 2011, vol. 73, no. 1, p. 216.
9. Benavides A. D., Adira M. Fierro-Villa and Eduardo Cobian Aguayo Public Service and Good Governance vs. Corruption and Self-Promotion: MPA Programs in Mexico / / Journal of Public Affairs Education, no. 19 (4), р. 616.
10. Coleman D. Y. Political Stability // Political Overview, 2013, p. 28.
11. Haugaard M. Democrasy, Political Power, and Authority / / Social research, 2010, vol. 77, no. 4, pp. 1069-1070.
12. Martin L. An Institutionalist View:international institutions and state strategies. In eds. By Hall J. and T.V. International order and the future of world politics. Cambridge, 1999, p. 93.
List of literature_
1. Bobyleva A. Z. Antikrizisnoe upravlenie: mehanizmy gosudarstva, tehnologii biznesa [Crisis management: mechanisms of the state, business technology]. Moscow: Yurayt, 2015. 639 p.
2. Zamministra Maksim Topilin v interviyu «Pervomu kanalu» — o sodeystvii zanyatosti rossiyan v 2011 g. (Deputy Minister Maxim Topilin in an interview with «First Channel» — in 2011 about the promotion of employment of Russians): Official site of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation Available at: http://www.minzdravsoc.ru/videobank/284 (accessed 05.08.2016).
3. Zubarevich N. V. Regionalnye issledovaniya (Regional Studies), 2015, no. 1 (47), pp. 23—31.
4. Ivasenko A. G., Nikonova Ya. I., Karkavin M. V. Antikrizisnoe upravlenie [Crisis Management]. Moscow: KnoRus, 2010. 504 p.
5. Monitoring realizatsii regionalnyh programm, predusmatrivayushhih dopolnitelnye meropriyatiya, napravlennye na snizhenie napryazhennosti na rynke truda [Monitoring of regional programs' implementation, providing additional measures to reduce tensions on the labor market]. Moscow: Federal Statistics Service, 2010.
6. Rynok truda-2015 [Labour Market 2015]: Sheets Available at: http://www.vedomosti.ru/management (accessed 25.08.2016).
7. Barkin J. S. International organization: theories and institutions [International organization: theories and institutions]. Palgrave Macmillan, 2006, pp. 27—41.
8. Beaumont E. The Journal of Politics (The Journal of Politics), 2011, vol. 73, no. 1, p. 216.
9. Benavides A. D., Adira M. Journal of Public Affairs Education (Journal of Public Affairs Education), no. 19 (4), p. 616.
10. Coleman D. Y. Political Overview (Political Overview), 2013, p. 28.
11. Haugaard M. Social research (Social research), 2010, vol. 77, no. 4, pp. 1069—1070.
12. Martin L. An Institutionalist View:international institutions and state strategies [An Institutionalist View:international institutions and state strategies]. In eds. By Hall J. and T.V. International order and the future of world politics. Cambridge, 1999, p. 93.
Коротко об авторах_
Бейдин Сергей Владимирович, канд. полит. наук, доцент кафедры «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, концепции национальной и региональной безопасности, федеральная и региональная политика, региональная политика субъектов Российской Федерации [email protected]
Кухарский Артем Николаевич, стажер-исследователь, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, концепции национальной и региональной безопасности, федеральная и региональная политика, региональная политика субъектов Российской Федерации
Briefly about the authors_
Sergey Beydin, candidate of political sciences, associate professor, State and Local Government department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, concept of national and regional security, federal and regional policy, regional policy of the Russian Federation
Artem Kucharsky, trainee researcher, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, concept of national and regional security, federal and regional policy, regional policy of the Russian Federation
Образец цитирования _
Бейдин С. В., Кухарский А. Н. Антикризисное управление в социально-экономической сфере с учетом антироссийских санкций // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 10. С. 55-60. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-55-60