Научная статья на тему 'Проблемы языковой интеграции трудовых мигрантов в российском обществе'

Проблемы языковой интеграции трудовых мигрантов в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мигрант / миграционная педагогика / образование детей-мигрантов / социализация иностранных граждан / коммуникация / migrant / migration pedagogy / education of migrant children / socialization of foreign citizens / communication

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арюна Борисовна Очирова

Раскрывается актуальность в развитии миграционной педагогики; различные категории мигрантов. Проблемы адаптации, интеграции детей-мигрантов и иностранных студентов в образовательном процессе. Преодолении языковых проблем трудовых мигрантов в российском обществе. Необходимость знания мигрантами русского языка и овладения навыком говорения на русском языке, где коммуникация является связующим звеном между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арюна Борисовна Очирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of linguistic integration of migrant workers in russian society

The relevance in the development of migration pedagogy is revealed; various categories of migrants. Problems of adaptation, integration of migrant children and foreign students in the educational process. Overcoming the language problems of migrant workers in Russian society. Russian is a necessity for migrants to know the Russian language and to master the skill of speaking Russian, where communication is a link between people.

Текст научной работы на тему «Проблемы языковой интеграции трудовых мигрантов в российском обществе»

Научная статья

УДК 74.48; УДК 37 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-184-186

NIION: 2018-0077-4/22-247 MOSURED: 77/27-024-2022-04-446

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Проблемы языковой интеграции трудовых мигрантов

в российском обществе

Арюна Борисовна Очирова

Академия управления МВД России, Москва, Россия, aryuna.borisovna@mail.ru

Аннотация. Раскрывается актуальность в развитии миграционной педагогики; различные категории мигрантов. Проблемы адаптации, интеграции детей-мигрантов и иностранных студентов в образовательном процессе. Преодолении языковых проблем трудовых мигрантов в российском обществе. Необходимость знания мигрантами русского языка и овладения навыком говорения на русском языке, где коммуникация является связующим звеном между людьми.

Ключевые слова: мигрант, миграционная педагогика, образование детей-мигрантов, социализация иностранных граждан, коммуникация

Для цитирования: Очирова А. Б. Проблемы языковой интеграции трудовых мигрантов в российском обществе // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 184-186. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-184-186.

Original article

Problems of linguistic integration of migrant workers in russian society

Aryuna B. Ochirova

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, aryuna.borisovna@mail.ru

Abstract. The relevance in the development of migration pedagogy is revealed; various categories of migrants. Problems of adaptation, integration of migrant children and foreign students in the educational process. Overcoming the language problems of migrant workers in Russian society. Russian is a necessity for migrants to know the Russian language and to master the skill of speaking Russian, where communication is a link between people.

Keywords: migrant, migration pedagogy, education of migrant children, socialization of foreign citizens, communication For citation: Ochirova A. B. Problems of linguistic integration of migrant workers in russian society // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):184-186. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-184-186.

В современном мире миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества. Мировые миграционные потоки в условиях глобализации приобрели перманентный характер. Миграционный процесс стал характерной чертой глобализации, т. е. одним из его признаков, наряду с экономическим, политическим, информационным, экологическим и другими пространствами. Миграция населения - одна из составляющих социально-экономического развития страны, а миграционная политика занимает большое место в социальной политике любого государства [9].

Перед российским обществом возникли проблемы, которые непосредственно связаны с массовым притоком мигрантов из других стран с другим мировосприятием, иными традициями, устоями и культурой межэтнических взаимодействий.

На сегодняшний день в российском обществе встречаются мигранты различных категорий из ближнего и дальнего зарубежья. Стоит отметить, что прибывают не только образованные и высококвалифицированные специалисты, но ощутимая часть мигрантов - малограмотные, невостребованные у себя на родине и как часто бывает с финансовыми трудностями, такие как:

- мигранты, прибывшие на постоянное место жительства, «носители русского языка»;

- соотечественники - участники «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»;

- трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место жительства;

- временные трудовые мигранты;

- вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания;

© Очирова А. Б., 2022

184

PEDAGOGICAL SCIENCES

№ 4 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- временные вынужденные мигранты, политические беженцы.

Большинство из данных категорий не в достаточной степени владеют русским языком, не знают российского законодательства и не имеют представления о реалиях российского бытия. При этом иностранному гражданину в кратчайшие сроки необходимо решить жилищные и материальные проблемы, адаптироваться к иному социуму.

С конца 90-х годов прошлого столетия в педагогической науке начинает разрабатываться понятие и категориальный аппарат миграционной педагогики. Родоначальником данного направления является Е. В. Бондаревская, которая считает, что основным направлением миграционной педагогики является личностноориентирован-ный подход к развитию, воспитанию и образованию учащихся. Основополагающими являются ориентация на человекоцентрированную картину мира, личностный и культурологический подходы, а также идеи развития в контексте культуры, национально-культурной идентификации воспитания. Сущность концепции в воспитании человека культуры и нравственной личности [2]. А. М. Сухорукова, последователь Е. В. Бондаревской говорит о необходимости внедрения в образование миграционного менеджмента по урегуливанию миграционных процессов, а также для взаимодействия с диаспорами по социально-педагогической адаптации семей мигрантов, беженцев, переселенцев [8].

Развивая существующие проблемы, связанные с миграционной педагогикой, современные исследователи О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков рассматривают педагогическую проблему, охватывающую миграцию и подготовку педагогов для работы с детьми-мигрантами [3]. Важно отметить, что достаточно большое количество информации уделено образованию детей мигрантов, а именно, детям беженцев, детям переселенцев, детям высококвалифицированных специалистов и т. д.

Соловцова И. А. [7], Шевченко А. В. [11] отмечают, что иностранные студенты, которые планируют в перспективе получить среднее или высшее образование в России, также нуждаются в первичной адаптации и социализации в ином обществе.

Не стоит забывать, что трудовые мигранты на сегодняшний день стали неотъемлемой частью российского общества, они составляют наиболее значимый миграционный поток и у большинства прибывших трудовых мигрантов имеются пробелы в знании русского языка.

Эта проблема не только для научно-педагогических работников образовательных организаций общего и профессионального образования Российской Федерации, но и массовой социальной практики. Также отсутствие понимания и восприятия особенностей русской культуры мигрантами могут потенциально привести и как правило приводят к конфликтным ситуациям. В большей степени это связано с тем, что отсутствие или частичное отсутствие навыков владения русским языком связано с тем, что в школах бывших союзных республик обучение велось на родном для мигрантов языке. Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе заседания Со-

вета глав государств содружества напомнил, что русский язык является объединяющей силой и скрепляет единое цивилизационное пространство на территории СНГ. В этой связи он обратил внимание коллег, что приезжающие на работу в Российскую Федерацию граждане стран СНГ для адаптации и интеграции в нормальную жизнь должны как минимум знать русский язык [4].

Согласно статистическим сведениям миграционной ситуации за 2021 год количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства составило 13 392 897, что на 26,8 % больше, чем в 2020 году (9 802 448), где основную долю составляют мигранты, осуществляющих трудовую деятельность на законных основаниях (4 309 558, что на 44,2 % больше, чем в 2020 году (2 404 652)) [5].

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные организации могут стать основным агентом адаптации и интеграции не только детей-мигрантов, но и самих мигрантов разных возрастов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации.

Академик РАО Б. М. Бим-Бад пишет: «Социализация понимается широко как процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и/ или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры» [1]. Не стоит забывать, что успешная адаптация мигрантов в российское общество подразумевает активную коммуникацию на государственном языке. Понятие «коммуникация» [10, с. 270] (от лат. соттитсайо - связь, сообщение), как известно, имеет несколько значений. Современный педагог-исследователь Н. В. Сердюк утверждает, что «в настоящее время термин «коммуникация» имеет как минимум три интерпретации: средство связи любых объектов материального и духовного мира; общение - передача информации от человека к человеку; передача и обмен информацией в обществе с целью воздействовать на него»[6, с. 9-10]. В своем исследовании Н. В. Сердюк указывает на важную роль для социологии коммуникации всех трех представленных определений, так как первый термин связан с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, второй - является отражателем сущности вопроса межличностной коммуникации, третий напрямую связан с проблемами массовой коммуникации. «Однако самый важный аспект социологии коммуникации - признание того факта, что коммуникация - необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, поскольку обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры» [6, с. 10] - подчеркивает Н. В. Сердюк.

Таким образом, создав толерантную среду и технологию обучения коммуникации на государственном язы-

СКИЕ НАУКИ 185

ке для трудовых и иных мигрантов является основным условием их успешной интеграцией в российском обществе. Интеграция не ограничивается только изучением русского языка, но это первый и необходимый шаг.

Библиографический список

1. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. № 1. С. 3-8.

2. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д : Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.

3. Гукаленко, О. В. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве / О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 86-94.

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации/Выступление Президента России на заседании Совета глав государств - участников СНГ. URL: http:// www.kremlin.ru// (дата обращения 04.11.2021).

5. Официальный сайт МВД России. Главное управление по вопросам миграции. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в российской федерации за январь-декабрь 2021 года. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm (дата обращения 08.06.2022).

6. Сердюк, Н. В. Формирование профессионально ориентированной коммуникации руководителя органа внутренних дел : учебное пособие / Н. В. Сердюк [и др.]. М. : Академия управления МВД России, 2010. С. 9-10.

7. Соловцова, И. А. Профессиональная социализация иностранных студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: преодоление дидактических барьеров / И. А. Соловцова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (129). С. 13-18.

8. Сухорукова, Л. М. Миграционный менеджмент в образовании: основные исследовательские задачи / Л. М. Сухорукова // Культура. Наука. Интеграция. 2015. № 3 (31). С. 9-14.

9. Сухорукова, Л. М. Развитие научного направления «Мигрантская педагогика» и образовательной практики в научной школе Бондаревской Евгении Васильевны / Л. М. Сухорукова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2016. № 1-2 (44). С. 62-72.

10. Философский энциклопедический словарь / ред-кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1989. С. 270.

11. Шевченко, А. В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения / А. В. Шевченко, И. В. Соболева // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16. С. 150-159.

Bibliographic list

1. Bim-Bad, B. M. Education in the context of socialization / B. M. Bim-Bad, A. V Petrovsky // Pedagogy. 1996. No. 1. PP. 3-8.

2. Bondarevskaya, E. V Theory and practice of personality-oriented education / E. V Bondarevskaya. Rostov-on-Don : Publishing house of Rostov Pedagogical University, 2000. 352 p.

3. Gukalenko, O. V Training of teachers to work with migrant children in a multicultural educational space / O. V Gukalenko, V P. Borisenkov // Domestic and foreign pedagogy. 2016. № 1 (28). PP. 86-94.

4. Official website of the President of the Russian Federation/Speech by the President of Russia at a meeting of the Council of Heads of CIS Member States//URL http://www. kremlin.ru // (accessed 04.11.2021).

5. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia/ Main Directorate for Migration/Summary of the main indicators of the migration situation in the Russian Federation for January - December 2021. https://мвдрф/mvd/struc-ture1/Glavnie_upravlenija/guvm. (accessed 08.06.2022).

6. Serdyuk, N. V Formation of professionally oriented communication of the head of the internal affairs body: textbook / N. V Serdyuk [et al.]. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. PP. 9-10.

7. Solovtsova, I. A. Professional socialization of foreign students in the process of studying pedagogical disciplines: overcoming didactic barriers / I. A. Solovtsova // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2018. № 6(129). PP. 13-18.

8. Sukhorukova, L. M. Migration management in education: the main research tasks / L. M. Sukhorukova // Culture. The science. Integration. 2015. № 3 (31). PP. 9-14.

9. Sukhorukova, L. M. Development of the scientific direction «Migrant pedagogy» and educational practice in the scientific school of Bondarevskaya Evgeniya Vasilyevna / L. M. Sukhorukova // Education. The science. Innovation: The Southern Dimension. 2016. № 1-2 (44). PP. 62-72.

10. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Editors: S. S. Averintsev, E. A. Arab-Ogly, L. F. Ilyichev, etc. 2nd ed. Moscow : Soviet Encyclopedia, 1989. PP. 270.

11. Shevchenko, A. V. Adaptation of foreign students: problems and possible solutions / A. V Shevchenko, I. V. So-boleva // Problems and prospects of education development in Russia. 2012. No. 16. PP. 150-159.

Дополнительная информация об авторе А. Б. Очирова - Адъюнкт Академии управления МВД Pоссии.

Additional information about the author A. B. Ochirov - Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 28.09.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 28.09.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022. 186 PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.