Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN516.pdf Статья опубликована 30.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ибрагимова Л.А., Амирова С.М. Адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в поликультурной образовательной организации // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Ибрагимова Лилия Ахматьяновна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск Профессор кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
Доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Амирова Светлана Маратовна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск Аспирант кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
E-mail: [email protected]
Адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в поликультурной образовательной организации
Аннотация. В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, дается характеристика организационно-педагогическим условиям успешной адаптации детей-мигрантов подросткового возраста. Авторами раскрыта сущность образования детей-мигрантов подросткового возраста, раскрывается сущность системного, аксиологического и антропологического подходов построения образовательного процесса в поликультурных образовательных организациях. По мнению авторов, для успешной адаптации детей-мигрантов подросткового возраста необходимо создать гуманизированную образовательную среду, а также внедрять формы взаимодействия семьи, образовательных организаций и социальных институтов, поддерживающих общее и дополнительное образование. Авторы рассматривают основные принципы формирования поликультурного образовательного пространства. Установлены организационно-педагогические условия реализации ценностей компетентностного подхода. По мнению автора, в рамках данного подхода для успешной адаптации детей-мигрантов педагогам образовательных организаций необходимо: повышать уровень их речевой культуры, с целью стимулирования адекватного восприятия, осмысления, рефлексии и толерантного отношения; создавать новые коммуникативные практики, основанные на знакомстве с другими культурами в жизнедеятельности детей-мигрантов; организовывать классы для адаптации и приобщения детей-мигрантов к общим ценностным реалиям современной школы; привлекать родителей к образовательному процессу; взаимодействовать с социальными институтами, поддерживающими общее и дополнительное образование.
Ключевые слова: подростки; дети-мигрантов подросткового возраста; поликультурная образовательная среда; аксеологический подход; системный подход; антропологический подход; культуросообразность; гуманизм; диалогичность; толерантное отношение
Социальная адаптация детей-мигрантов подросткового возраста имеет свои характерные черты. Ученые утверждают, что социальная адаптация происходит постепенно, на всех этапах ее онтогенетического развития. Наиболее активно оно проходит в подростковом возрасте в процессе включения подростка-мигранта в разные виды деятельности.
Многие ученые в своих исследованиях по-разному рассматривают подростковый возраст: первая группа авторов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и др.) определяют данный возраст как неделимый этап развития (10-15 лет), вторая группа авторов (А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.) выделяет три периода отрочества младший подростковый (10-11 лет), средний подростковый (11-12 лет) и начало старшего подросткового возраста (12-14 лет).
В подростковом возрасте проходят психофизиологические изменения личности, которые непосредственно оказывают влияние на ход и содержание социальной адаптации, в процессе данного явления, происходит передача социумом и усвоение субъектом социально-исторического опыта, культурных ценностей, норм и правил поведения в обществе и т.д. В этот возрастной период происходит формирование личности подростка, приобретаются социально-значимые свойства и качества личности.
Данный период определяется следующими особенностями:
1. Психические новообразования - способность подростка встраивать общение в зависимости от разных задач и требований социальной среды, осознанно подчиняться нормам и правилам, принятым в коллективе, что проявляется в стремлении к самоутверждению, поиску своей роли и места в окружающем мире.
2. Максимальная диспропорция в уровне и темпах развития подростка. Главной особенностью выступает чувство взрослости. В связи, с чем могут происходить возрастные конфликты и разногласия между подростком и окружением.
3. Формирование у подростка определенных устойчивых интересов, в процессе которых формируются ценностные ориентации личности подростка.
4. Переключение интересов подростка, например, с частного на отвлеченное и конкретного на общее, то есть формируется устойчивый интерес к таким категориям как мировоззрение, религия, мораль и эстетика и т.д.
5. Формирование личностной позиции и отношения к другим людям и к себе.
По мнению ученых, подростковый возраст определяется как сенситивный период формирования и развития личности подростка, в котором происходят серьезные психофизические изменения, требующие особого внимания и помощи от педагогов и родителей.
По мнению Д.Б. Эльконина, изучающего проблемы подросткового общения, в данном периоде невозможно формирование и развитие подростка без общения со сверстниками. Социальная адаптация подростка, в первую очередь, зависит от умения общаться с окружающими людьми. Тем не менее, потребность общения неразрывно протекает с потребностью в обособлении, свободе выбора поступков, среде общения и т.д.
В наше время, при сложности и неопределенности современного мирового развития, низком социальном уровне жизни, недостатке культурных ценностей, обесценивании исторической культуры, одной из самой язвимой категорией в социуме являются подростки. В связи с этим, возрастает роль образовательных организаций в формировании у подростков адекватного "Я - образа", представления о разных аспектах взаимодействия и созданию
условий для развития навыков межличностного и межкультурного взаимодействия и общения.
За долгий период интенсивного взаимодействия культур, этносов, цивилизаций накоплен богатый опыт интеграции, вписывания европейских по генезису моделей науки и образования в региональный социокультурный контекст. Одним из факторов межэтнической интеграции выступает российская система образования, которая является основным носителем идей о человеке, обществе, мире, основной формой существования систем ценностей. Культуру и образование во всем многообразии их форм и проявлений следует рассматривать в качестве предпосылок, определяющих всю дальнейшую динамику развития, отсюда и осознание необходимости рассмотрения образования как компонента культуры [4].
Необходимо развитие у обучающихся самостоятельности и творческого подхода в решении своих жизненных проблем. Сами по себе возрастные особенности подростков не влекут дезадаптацию, но при появлении провоцирующих факторов, они могут возникнуть и в процессе их бывает очень сложно преодолеть. Одной из серьезных проблем является смена места жительства подростком. К данной категории относятся подростки, которые стали мигрантами. Подростки-мигранты являются особой категорией населения, нуждающиеся в адаптации к новым условиям жизни.
Сущность образования детей-мигрантов подросткового возраста должно рассматриваться как взаимосвязь общечеловеческих, интернациональных и национальных, составляющая среду реабилитации и социальной адаптации.
Образование является той сферой жизни человека, которая является условием существования и развития культуры. Целостность культуры обеспечивается преемственностью, поддерживающаяся как социальными институтами, так и воспитанием личностных качеств, которые ценятся той или иной эпохой, и тех, которые, выступают на первый план для последующих поколений. В связи с этим, когда в современном обществе имеются проблемы переселения людей, миграции и необходима адаптация некоторых слоев общества, поликультурный подход к образованию является основным подходом, обеспечивающим целостность культуры. Данная проблема рассматривалась в различных областях, так, например, социальная педагогика, география, политическая экономия, этнография, психология. В образовании миграционная политика нашла отражение в работах И.В. Бабенко [1], Е.В. Бондаревской [2], М.А. Петренко [9, 10], С.Н. Федоровой [13, 14] и других. В социологии и психологии, проблемами адаптации и межнациональными проблемами миграционной политики в своих исследованиях рассматривали О.В. Гукаленко [3], Н.М. Лебедева [6], Н.Я. Стрельцова [11], Н.Н. Суртаева [12], Р.А. Костин [5] и другие.
Термин «образование» в поликультурном смысле, фиксирует межкультурное взаимодействие, в которое входит образовательное пространство этнических групп, их психолого-антропологические особенности, признаки развития этноса и традиционных видов деятельности в соотношении с общекультурным пространством. Под поликультурным образовательным пространством понимается среда, включающая в себя образовательные организации, другие социальные институты, а также совокупность факторов и явлений окружающей среды, способствующие интеграции детей-мигрантов подросткового возраста в общенациональную культуру.
Опираясь на данный подход к основным принципам формирования поликультурного образовательного пространства можно отнести: принцип культуросообразности, гуманизма, коммуникативности (диалогичности). Отталкиваясь от данных принципов, можно сформулировать требования к методологии исследования, так С.М. Малиновская, Н.А. Люрья
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
обозначили методологию исследования, включающую в себя следующие подходы: системный, аксиологический, антропологический. [7]
В рамках системного подхода, образование детей-мигрантов рассматривается как система, включающая в себя как образовательные учреждения, так и окружающую социальную среду.
Культуросообразность реализуется в процессе социализации детей мигрантов и влияния социальных систем общества на их воспитание и образование в интернациональной среде.
В аксиологическом подходе рассматривается соотношение национального, этнического и традиционного в соотношении с общеобразовательными, государственными целями и задачами.
Принцип коммуникабельности (диалогичности) формируется при решении вопросов о сохранении своеобразия самобытной культуры, этнических традиций с учетом специфики культуры этноса, национальных особенностей при приоритетности общечеловеческих культурных ценностей в развитии межнациональных отношений для совершенствования различных сторон жизни многонационального государства.
При антропологическом подходе воплощаются идеи педагогики гуманизма, то есть мигрант рассматривается с позиции гражданственности - как гражданин многонационального государства, и субъектности этноса - как личность, способная к самоопределению в условиях поликультурной цивилизации.
Системный подход к образованию детей мигрантов подросткового возраста в образовательных организациях подразумевает широкое включение социального окружения, которое необходимо для реализации поставленных задач, введение в обучение и воспитание дополнительного образования. То есть, не входящие в государственный стандарт предметы, но актуальные для этноса, могут, вводятся в качестве дополнительных уроков по интересам, ознакомление с традициями и бытом другой культуры и национальности, изучение истории этносов, здесь могут проводиться экскурсии, посещаются музеи и т.д.
При реализации системного подхода привлекаются родители, взрослые коллективы общин, то есть категория лиц, пользующимся уважением обучающихся. В процессе данного взаимодействия обеспечивается преемственность поколений, что соответствует традиционному образованию. В данном подходе реализуется принцип культуросообразности, диалога культур.
Культурологический подход, предполагает принятие общечеловеческих ценностей, этнокультурных традиций, конструктивное межэтническое взаимодействие, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Например, музей образовательной организации, может вступать как средство для формирования гражданско-патриотического воспитания, чувства толерантности.
Аксиологический подход в образовании детей-мигрантов выявляет соотношение общекультурных, общероссийских ценностей с ценностями конкретного этноса в полиэтническом обществе.
Специфические особенности этнических групп служат фундаментом для взаимообогащения различных культур и прогресса в целом для различных полиэтнических сообществ [8].
Мир Науки
2016, Том 4, номер 5 (499) 755 50 99
н л у .. ,1 и й и тер d т - * , р и Л г ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com
При аксиологическом подходе большая роль отводится средствам массовой информации и коммуникации (интернет, телевидение, радио, печать, культурные учреждения - театр, библиотека, музей).
При антропологическом подходе реализуется принцип гуманизма. Антропологический подход рассматривали в своих работах Н.О. Лосский, С.Л. Франкл, Н.А. Бердяев, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, В.А. Занков, П.Г. Щедровицкий и др.
На сегодняшний день, для решения проблем поликультурного образования, с точки зрения антропологического подхода, педагогу необходимо решить задачи: приобретая опыт усвоения нового содержания необходимо, в реальной обстановке, проверить его практически, также ориентироваться на возраст, интересы личности, способствуя развитию общественной целостности коллектива. Все это позволяет понять ценность и значение наследия прошлого в развитии личности, общества, человечества в целом и использовать этот потенциал в данное время, чтобы преодолеть препятствия, мешающие детям-мигрантов осуществить собственные образовательные потребности.
Таким образом, социальная адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в образовательных организациях направлена на ценности развития компетентностного подхода. В рамках данного подхода для успешной адаптации детей-мигрантов педагогам образовательных организаций необходимо: повышать уровень их речевой культуры, с целью стимулирования адекватного восприятия, осмысления, рефлексии и толерантного отношения; создавать новые коммуникативные практики, основанные на знакомстве с другими культурами в жизнедеятельности детей-мигрантов; организовывать классы для адаптации и приобщения детей-мигрантов к общим ценностным реалиям современной школы; привлекать родителей к образовательному процессу; взаимодействовать с социальными институтами, поддерживающими общее и дополнительное образование.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенко И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.
2. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2010. №3.
3. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
4. Ибрагимова Л.А, Салаватова, А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона / Л.А. Ибрагимова, А.М. Салаватова // Вестник Нижнев. гос. ун-та. Серия Психологические и педагогические науки. - Вып.4 / Отв. ред. И.П. Истомина. - Нижневартовск: Изд-во Нижнев. гос. ун-та, - 2013. -С. 79-83.
5. Костин Р.А. Разработка модели системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учебных заведений в условиях перехода к уровневой системе ВПО (монография).
6. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН, 1993.
7. Малиновская С.М., Люрья Н.А. Методологические основания и организационно-педагогические условия успешного образования детей мигрантов // Научно-педагогическое обозрение. 2016. Выпуск 1. С. 103-111.
8. Малиновская С.М., Люрья Н.А. Модельные требования к реализации этнокультурного компонента в общеобразовательной практике // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Современные концепции научных исследований: материалы XIII Междунар. науч. - практ. конф. (Москва, 29-30.04.2015). 2015. №4 (13). Ч. 6. С. 41-44.
9. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: автореф. дис. . д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2010.
10. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: моногр. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 168 с.
11. Стрельцова Н.Я. Аналитический доклад «Проблемы адаптации детей мигрантов в школе». Сургут, 2008.
12. Суртаева H.H., Иванова О.А., Иванова А.В. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в школьном социуме / Гос. науч. учреждение «Ин-т образования взрослых РАО». СПб.: ИОВ РАО, 2004. 84 с.
13. Федорова С.Н. Этнонаправленная педагогическая деятельность в различных звеньях системы образования: моногр. М.: ИНПО, 2006. 192 с.
14. Федорова С.Н. Профессионализм этнокультурной деятельности педагога // Наука и школа. 2006. №2. С. 6-10.
Мир Науки
парный и тар d I • ж ; р и a г
Ibragimova Liliia Ahmatyanovna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk
E-mail: [email protected]
Amirova Svetlana Maratovna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk E-mail: [email protected]
The adaptation of migrant children adolescence in a multicultural educational organization
Abstract. The article discusses the features of adolescence, describes the organizational and pedagogical conditions for successful adaptation of adolescent migrant children. The authors have disclosed the essence of the formation of adolescent migrant children, the essence of the system, axiological and anthropological approaches of construction of educational process in a multicultural educational organizations. According to the authors, for the successful adaptation of adolescent migrant children need to create humanized educational environment as well as to introduce forms of family interaction, educational organizations and social institutions that support the general and additional education. The authors consider the basic principles of a multicultural educational environment. Established organizational and pedagogical conditions of realization of the competence approach values. According to the author, in the framework of this approach for the successful adaptation of children of migrant teachers of educational institutions should: raise the level of speech culture, in order to promote adequate perception, comprehension, reflection and tolerance; create new communicative practices, based on familiarity with other cultures in the life of migrant children; organize classes for adapting and familiarizing children of migrant's value to the general realities of the modern school; involve parents in the educational process; interact with social institutions that support the general and additional education.
Keywords: teenagers; children of migrant teens; multicultural educational environment; akseologichesky approach; system approach; an anthropological approach kulturosoobraznogo; humanism; dialogue; tolerant attitude
REFERENCES
1. Babenko I.V. Teacher lingvostranovedenie as a cultural component of the education of migrant pupils: Dis. ... Cand. ped. Sciences. Rostov n/d, 1998.
2. Bondarevskaya E.V. Anti-crisis trends in modern education // Pedagogy. 2010. №3.
3. O.V. Gukalenko Theoretical and methodological bases of pedagogical support for the protection of migrant students in a multicultural educational space: Abstract. Dis. ... Dr. ped. Sciences. Rostov n/D: WPC 2000.
4. L.A. Ibragimov, Salavatova, A.M. Ethno-cultural component in the work of modern schools in the region / L.A. Ibragimov, A.M. Salavatova // Bulletin of the lower one. state. Univ. A series of psychological and pedagogical sciences. - Issue 4 / Ed. Ed. IP Istomin. - Nizhnevartovsk: Publishing House of the lower one. state. Univ - 2013 - S. 79-83.
5. R. Costin Development of a model system of training teachers and senior education staff in the transition to a tiered system of HPE (monograph).
6. Lebedeva N.M. Social psychology of ethnic migrations. M.: IEA 1993.
7. S.M. Malinovskaya, Lyurya N.A. Methodological bases and organizational-pedagogical conditions for successful education of migrant children // Scientific-pedagogical survey. 2016. Issue 1, pp. 103-111.
8. S.M. Malinovskaya, Lyurya N.A. Model requirements for the realization of ethno-cultural component in the comprehensive practice // Eurasian Union of Scientists (ESU). Modern concepts of research: Materials XIII International conference. scientific. - Pract. Conf. (Moscow, 29-30.04.2015). Number 2015. 4 (13). Part 6. P. 41-44.
9. Petrenko M.A. Theory of pedagogical interaction: Abstract. Dis. ... Dr. ped. Sciences. Rostov n/d, 2010.
10. Petrenko M.A. Theory of pedagogical interaction: monograph. Rostov n/D: PI IPO SFU, 2009. 168 p.
11. Streltsov N.Y. Analytical report "Problems of adaptation of migrant children in the school". Surgut 2008.
12. Surtaeva H.H., Ivanova O.A., Ivanov A.V. Technology student-centered cooperation in the school society / Government. scientific. Institution "Institute of Adult Education of RAO". SPb.: JOB RAO, 2004. 84 p.
13. Fedorov S.N. Etnonapravlennaya pedagogical activity in various segments of the education system: monograph. M.: INPO, 2006. 192 p.
14. Fedorov S.N. Professionalism ethnocultural activities // Science teacher and the school. 2006. №2. S. 6-10.