Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МИГРАНТЫ / ДЕТИ МИГРАНТОВ / КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / "КУЛЬТУРНЫЙ ШОК" / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Мария Владимировна

Нарастающий темп потоков мигрантов меняет привычный уклад жизни общества, требует своевременных, последовательных и грамотных мер по адаптации иностранных граждан в российский социум. Многие общественные сферы, в том числе сфера образования, должны быть готовы быстро реагировать на новые демографические вызовы. Система образования является ключевым институтoм в процессе адаптации детей мигрантoв. Однако педагоги, которые должны быть готовы к построению своей деятельности в условиях этнической и конфессиональной гетерогенности группы обучающихся детей, зачастую испытывают затруднения в рабoте с детьми-мигрантами. Одним из важных результатoв работы педагога с детьми из семей мигрантов является их социальная адаптация, когда и ребенок, и принимающий его социум положительно настроены пo отношению друг к другу. Готовность учителя рабoтать на принципах поликультурности является важным условием безопасного развития государства. Условием подготовки будущих учителей должно стать получение ими знаний o национальных, культурных и религиозных особенностях, а также особенностях воспитания детей из семей мигрантoв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S READINESS FOR WORKING WITH MIGRANTS’ CHILDREN AS A PEDAGOGICAL ISSUE

The growing number of migrants is affecting the routine of society, it requires appropriate measures for foreign citizens to adapt to Russian society. Many public spheres, including education, have to be ready for responding effectively to new demographic challenges. The education system is the key institution in the process of adaptation of migrant children. Teachers who are supposed to be ready to work under the conditions of learners’ ethnic and religious heterogeneity often have difficulty working with migrants’ children. One of the important goals of teacher-migrant family collaboration is their children’s social adaptation, which implies mutually positive relations between the child from the migrant family and the host society. Teacher’s readiness to maintain ideas of multiculturalism in their activity will ensure safe development of the country. This can be implemented in the process of would-be teachers training as long as they are provided with ideas about national, cultural and religious characteristics, as well as models of national education in migrant families.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.0:[37.06+316.6]

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

TEACHER'S READINESS FOR WORKING WITH MIGRANTS' CHILDREN

AS A PEDAGOGICAL ISSUE

© 2020

М.В. Купцова M.V. Kuptsova

Нарастающий темп потоков мигрантов меняет привычный уклад жизни общества, требует своевременных, последовательных и грамотных мер по адаптации иностранных граждан в российский социум. Многие общественные сферы, в том числе сфера образования, должны быть готовы быстро реагировать на новые демографические вызовы. Система образования является ключевым институтом в процессе адаптации детей мигрантов. Однако педагоги, которые должны быть готовы к построению своей деятельности в условиях этнической и конфессиональной гетерогенности группы обучающихся детей, зачастую испытывают затруднения в рабoте с детьми-мигрантами. Одним из важных результатов работы педагога с детьми из семей мигрантов является их социальная адаптация, когда и ребенок, и принимающий его социум положительно настроены ш отношению друг к другу. Готовность учителя рабoтать на принципах поликультурности является важным условием безопасного развития государства. Условием подготовки будущих учителей должно стать получение ими знаний o национальных, культурных и религиозных особенностях, а также особенностях воспитания детей из семей мигрантов.

Ключевые слова: образование; мигранты; дети мигрантов; культурная адаптация; «культурный шок»; готовность педагогов; поликультурное образование; гуманитарное образование.

The growing number of migrants is affecting the routine of society, it requires appropriate measures for foreign citizens to adapt to Russian society. Many public spheres, including education, have to be ready for responding effectively to new demographic challenges. The education system is the key institution in the process of adaptation of migrant children. Teachers who are supposed to be ready to work under the conditions of learners' ethnic and religious heterogeneity often have difficulty working with migrants' children. One of the important goals of teacher-migrant family collaboration is their children's social adaptation, which implies mutually positive relations between the child from the migrant family and the host society. Teacher's readiness to maintain ideas of multicultural-ism in their activity will ensure safe development of the country. This can be implemented in the process of would-be teachers training as long as they are provided with ideas about national, cultural and religious characteristics, as well as models of national education in migrant families.

Keywords: education; migrants; migrants' children; cultural adaptation; "cultural shock"; teachers' readiness; multicultural education; education of humanities.

Проблемы образования в условиях многонационального социума, как и в целом проблемы миграции, существуют во многих развитых и развивающихся государствах, в том числе и в России. В условиях глобализации, отставания отдельных стран в экономическом развитии, региональной политической нестабильности и других факторов миграция - это закономерное и естественное социальное явление. Для Российской Федерации в настоящее время характерен нарастающий темп миграции [1].

По словам В.В. Путина, председательствовавшего на заседании Совета по межнациональным отношениям 29 ноября

2019 года, тема трудовой миграции и социальной адаптации мигрантов актуальна для всех регионов [2]. Российские мигранты сегодня - это трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья: республик Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) и стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан) [3], то есть представители различных национальных культур, значительно отличающихся от национальной культуры России. Семей мигрантов, их детей с каждым годом становится все больше, однако в современном российском обществе к ним все еще сохраняется негативное отношение, в том числе из-за несоответствия их поведения принятым нормам [4].

Как выразился руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, «напряжение возникает из-за низкой этнокультурной грамотности обеих сторон» [5]. По его словам, это огромная проблема, когда в школе фактически нет этнокультурного образования. Выходом из сложившейся ситуации может стать этнокультурное просвещение в рамках гуманитарного блока [5]. Гуманитарное образование формирует мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные позиции обучающихся. Гуманитарное образование, на наш взгляд, связано с глобальной целью современного отечественного образования, которой, как пишет А.В. Хорошенкова, является воспитание гуманистической личности [6]. Мы разделяем мнение А.Г. Абсалямовой, которая пишет: «Мы должны воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности, системы мышления и поведения» [7, с. 7]. Это не просто забота о высоком моральном уровне будущего поколения, а первостепенная задача по сохранению единства и согласия внутри нашей страны. Решение проблемы безболезненного взаимодействия мигрантов и принимающего общества имеет существенное значение в предупреждении межнациональных и межконфессиональных конфликтов, укреплении единства российской нации.

Многие исследователи (в частности А.П. Садохин [8], С.А. Дудко [9] и др.) утверждают, что большинство мигрантов, в том числе детей, оказавшихся в новой культурной среде, испытывают состояние культурного шока. Школьный педагог может помочь детям мигрантов пройти через особую разновидность адаптации как приспособления к чему-то новому - через культурную адаптацию. Это сложный процесс, благодаря которому достигается совместимость с новой культурной средой. Иначе говоря, роль учителя заключается в оказании ребенку помощи и поддержки в преодолении состояния культурного шока, в зна-

комстве с правилами и нормами, принятыми в российском обществе.

С другой стороны, педагог не должен забывать про формирование доброжелательного отношения школьников к представителям других народов, это своего рода прививка доброты и толерантности по отношению к мигрантам. М.В. Дюжакова объясняет особую важность этих действий на этапе начального образования высокой степенью восприимчивости детей к формированию позитивных установок в отношении представителей других национальностей [10]. Как пишет С.А. Дудко, «не вмешиваться в формирование личности в период получения образования означает позволить "осесть" негативным национальным стереотипам в молодом неокрепшем сознании» [9, с. 45].

В условиях увеличения потоков мигрантов проблемы их социальной адаптации выходят на первый план. Роль общественных институтов заключается в том, чтобы свести к минимуму риски социального напряжения. Образовательное учреждение выступает ключевым местом адаптации детей мигрантов, и роль учителя в данном процессе становится ведущей, поскольку он один из первых представляет новый социум [11]. Очевидно, что проблема включения детей мигрантов в российский социум становится педагогической.

Изучением данной проблематики в различных аспектах в течение последних десятилетий активно занимаются такие представители педагогического сообщества, как Е.В. Бондаревская [12], А.Н. Джурин-ский [13], О.В. Гукаленко [14], В.П. Бори-сенков [15], М.В. Дюжакова [10], С.К. Бон-дырева [16], С.А. Дудко [9], А.Г. Абсалямо-ва [7] и др. Несмотря на то, что педагогической деятельности с детьми мигрантов посвящено значительное число научных трудов, проблема подготовки и готовности педагога к работе с детьми мигрантов остается открытой.

Исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время у педагогов недостаточно средств для воспитания детей, осно-

М.В. Купцова

ванного на межнациональном уважении. Несмотря на это, современная система образования предъявляет необходимые требования к умениям педагога использовать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании (для которых русский язык не является родным).

На практике, как отмечают некоторые авторы (О.М. Звягина, Н.И. Легостаева), именно при работе с детьми мигрантов педагоги сталкиваются с наибольшими трудностями [17].

Представляет ли процесс обучения детей мигрантов сложность для современного учителя? Этот вопрос лег в основу нашего исследования, проведенного в 2018 году среди педагогов средних общеобразовательных школ в городах Самара и Тольятти. Целью исследования было изучить, как сами учителя оценивают уровень собственной готовности к работе с детьми мигрантов.

В результате нашего исследования, проведенного посредством анкетного опроса 180 учителей из случайной выборки школ, мы получили следующие данные.

Среди респондентов у 58% есть личный опыт преподавания детям мигрантов.

Из тех респондентов, у которых есть опыт преподавания детям мигрантов, на вопрос «Возникают ли у вас трудности при обучении детей мигрантов?» половина, а именно 56%, ответили положительно.

В ходе опроса учителям также было предложено распределить по степени личной значимости проблемы, с которыми на практике они сталкиваются при работе с детьми мигрантов. По результатам опроса на первом месте среди проблем оказалось недостаточное знание национальных, культурных и религиозных особенностей воспитания детей из семей мигрантов. На втором и третьем месте по степени значимости

для учителей оказались варианты «Отсутствие дополнительных занятий для повышения уровня знаний детей мигрантов» и «Отсутствие методических рекомендаций и наработанных практик по работе с детьми мигрантов» соответственно».

Полученные нами данные сопоставимы с результатами исследованиями в других регионах страны и в целом отражают общероссийскую картину работы системы образования с детьми мигрантов. Как указывает В.П. Борисенков, отечественная система образования не готова работать на базе принципов поликультурности [15]. Негативные последствия неразрешенности педагогических проблем чреваты усилением в будущем анклавизации со всеми вытекающими последствиями, которые мы видим сейчас в Европе.

Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может стать реализация задач, связанных с подготовкой будущих учителей гуманитарных предметов для работы с детьми мигрантов. В последние пять лет исследователями и учителями, работающими с детьми мигрантов в различных регионах нашей страны, активно разрабатываются и внедряются методические рекомендации, направленные на совершенствование профессиональных компетентностей педагогов в работе с детьми мигрантов (Н.Н. Касенова, [18], М.В. Борцова [19], Е.И. Минаева, И.Н. Полынцева, О.П. Куликова [20] и др.).

Формирование готовности будущих педагогов к работе с детьми мигрантов на этапе их обучения в вузе, а также получение ими необходимых знаний и навыков работы с данной категорией обучающихся является важным условием развития современного многонационального российского общества.

«Погрузив» этнокультурное содержание в ряд гуманитарных предметов, мы получим через несколько лет поколение с иммунитетом к национальной нетерпимости.

* * *

1. Статистические сведения по миграционной ситуации // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracюnnaya/ (дата обращения: 29.11.2019).

2. Стенографический отчет о заседании Совета по межнациональным отношениям // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/28/62160 (дата обращения: 29.11.2019).

3. Купцова М.В. Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20, № 5. С. 43-46.

4. Уровень ксенофобии в России достиг минимума // Аналитический центр Юрия Левады. URL: https://www.levada.ru/2017/08/23/uroven-ksenofobii-v-rossii-dostig-minimuma (дата обращения: 29.11.2019).

5. Глава ФАДН России: прививку от национализма нужно делать еще в детском саду. 12.09.2018 // ТАСС : сайт. URL: www.tass.ru/vef-2018/articles/5554565 (дата обращения: 06.02.2019).

6. Хорошенкова А.В. Проблемы и тенденции развития современного социально-гуманитарного образования // Инновации и образование : сборник материалов конференции. Серия «Symposium». СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 29. C. 371-374.

7. Абсалямова А.Г. Интеграция детей-мигрантов в российское образовательное пространство // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5(79). С. 5-13.

8. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учебное пособие. 2-е изд., стер. М. : Кнорус, 2016. 256 с. (Бакалавриат).

9. Дудко С.А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 39-46.

10. Дюжакова М.В. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 64-68.

11. Сизганова Е.Ю. Педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательном процессе начальной школы // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 15, № 1. С. 23-27. URL: https://sworld.com.ua/konfer34/209.pdf (дата обращения 29.11.2019).

12. Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Тирасполь : ПГУ, 2000. 89 с.

13. Джуринский А.Н. Мультикультурное образование автохтонов и иммигрантов: идеи и практика // Человек и образование. 2016. № 1(46) С. 53-58.

14. Гукаленко О.В., Ткач Л.Т., Панова Л.Д. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 3(50). С. 153-164.

15. Борисенков В.П. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами // Деятельност-ная педагогика и педагогическое образование : сборник докладов участников IV междунар. конференции ДПП0-2016. Воронеж, 9-13 сентября 2016 г. / под ред. А.В. Боровских. М. : Макс Пресс, 2017. С. 3-10.

16. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2004. 296 с. (Библиотека психолога).

17. Звягина О.М., Легостаева Н.И. Исследование самооценки профессиональных компетенций у педагогов средних общеобразовательных учебных заведений республики Карелия // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 1(119). С. 152-159.

18. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях : учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова [и др]. Новосибирск : НГПУ, 2020. 198 с.

19. Борцова М.В. Социально-психологическая работа с детьми-мигрантами : методические материалы к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль - Психология и социальная педагогика) очной и заочной форм обучения. Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. 59 с.

20. Создание условий социализации и адаптации детей-мигрантов : методические рекомендации / авт.-сост.: Е.И. Минаева, И.Н. Полынцева, О.П. Куликова ; под общ. ред. Е.И. Минаевой. Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2019. 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.