Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 40-45.
УДК 376.68
РАБОТА С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ульянова И. В.1, Мишкина В. А.2
Московский университет МВД РФ имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
E-mail: iva2958@mail.ru1, univervita@mail.ru2
В статье представлен теоретический обзор проблемы детей мигрантов и педагогических особенностей работы с данной категорией лиц. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие положение детей мигрантов и их социальный статус на территории Российской Федерации. Выделены направления работы социального педагога по поддержке детей-мигрантов. Авторы отмечают, что социально-педагогическая работа с детьми мигрантов является актуальным направлением как для российской системы образования, так и для педагогической науки в целом.
Ключевые слова: миграция, образование, социально-педагогическая работа, дети-мигранты, миграционная политика.
ВВЕДЕНИЕ
Россия является многонациональным государством, где проживают 193 этноса и народа. Процессы межнационального общения и взаимодействия регулируются многовековой историей проживания коренных народов на территории страны. Каждая историческая эпоха вносит свои коррективы в данное явление [1]. Сегодня отмечается увеличение миграционных потоков в Россию из бывших республик Союза Советских Социалистических Республик и других государств, а также интенсивный вынужденный переезд граждан России из родного региона в какой-либо крупный город страны. Данная проблема становится все более острой, в связи с чем оформляется специальное направление в государственной социальной политике Российской Федерации.
Актуальность исследования проблемы обусловлена происходящими во всем мире изменениями, которые оказывают значительное влияние на процессы миграции населения. Кардинальное изменение обычных условий жизни, которое вызвано переездом семьи в другой регион или страну, в которой иной язык, другие культурные традиции, приводит к тому, что происходит дезориентация ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В связи с этим, для педагогической науки актуализируется проблема реализации образования и воспитания детей мигрантов.
Россия заинтересована в том, чтобы иностранцы, обучавшиеся на ее территории, продолжили здесь свою трудовую или научную деятельность. Проведением более активной политики в сфере учебных миграционных процессов наша страна сможет существенно повысить степень управляемости иммигрантами, получить дополнительную область сотрудничества с республиками, ранее входившими в СССР, и, самое главное, приобрести молодых граждан нужных специальностей, владеющих языком и интегрированных в российское общество. И
40
даже если, окончив обучение в российском вузе, студент-иностранец вернется к себе на родину, Россия также получит положительный результат: выпускник непроизвольно будет распространять в своем окружении сведения о качестве образования в образовательных организациях Российской Федерации, элементах российской культуры и применяемых образовательных технологиях [2].
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В Российской Федерации все вопросы жизнедеятельности мигрантов регламентируются «Концепцией миграционной политики до 2025 года» [3]. Одним из ключевых положений данного нормативно-правового акта является принцип создания для мигрантов таких условий, в которых они могли бы успешно адаптироваться в поликультурном российском обществе и интегрироваться в него.
Мигранты - это такая категория населения, которая требует пристального и особого внимания со стороны общества и государства. Оказавшись в неблагоприятных, а порой даже экстремальных жизненных условиях, они имеют множество проблем, которые невозможно разрешить самостоятельно.
Миграция - это переселение, перемещение населения в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (внешняя миграция -эмиграция и иммиграции).
Дети-мигранты - это дети вынужденных переселенцев из других государств, чаще всего из-за политической, экономической, национально-правовой нестабильности. Как правило, дети мигрантов имеют разный уровень владения русским языком, в связи с этим их можно отнести к следующим группам: дети-инофоны (владеющие только одним языком, который для остальных является иностранным); дети-билингвы (владеющие двумя языками одновременно, обладающие способностью использовать в общении две языковые системы) [4].
Можно выделить основные социально-педагогические проблемы детей -мигрантов:
- социально-психологическая адаптация;
- получение статуса беженца;
- жилищные проблемы;
- проблемы с устройством в образовательное учреждение;
- языковой барьер;
- различная программа обучения и подготовка ребенка в школе;
- длительный перерыв в учебной деятельности;
- необходимость установления новых ролевых отношений;
- потеря личностного статуса по отношению к сверстникам и учителям;
- возможная психологическая травма, если переселялись из мест ведения боевых действий.
По мнению С.А. Дудко, «эффективными инструментами грамотной миграционной политики и практической работы с мигрантами выступает реализация норм международного, федерального и регионального права, наличие квалифицированных специалистов и подготовленность самих мигрантов к
41
выполнению профессиональных и жизненных (в том числе и родительских) функций на новом месте проживания» [5].
Семьи мигрантов, как и семьи российского общества, подразделяются на благополучные и неблагополучные, обеспеченные и необеспеченные, полные и неполные. В этих семьях есть дети, которые в большинстве случаев становятся мигрантами не по своей воле, так как решение о переезде к иному месту жительства, как правило, принимается без их участия, а это, в свою очередь, может психологически дезадптировать ребёнка. Проблема детей-мигрантов наиболее остро ощутима в больших городах и городах-мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург), где она затрагивает общественный интерес, а порой и влияет на общественную безопасность. Мы считаем, что неразрешенность в педагогическом плане проблема детей-мигрантов чревата возникновением межэтнических, межконфессиональных и социальных конфликтов.
Можно с уверенностью отметить, что дети-мигранты - это социально-педагогическая реальность, которая пока еще не нашла должного внимания со стороны системы образования, социальных институтов, недостаточно отражается в СМИ, в сознании и деятельности педагогической и родительской общественности.
В образовательных учреждениях необходимо создавать условия для активного вовлечения обучающихся как в образовательный процесс, так и в общественно-полезную деятельность, что подразумевает обязательное самообразование и самовоспитание школьников. Исследовательская и общественно-практическая работа должна готовить учащихся к творческой, познавательной и управленческой деятельности. Она выступает как фактор развития творчества в познавательной деятельности, в выработке самостоятельных суждений по вопросам культуры межэтнического общения.
С психолого-педагогической точки зрения адаптация и интеграция детей-мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребности, интересы, когнитивное развитие каждого ребёнка, связанные с культурной, социальной, этнической принадлежностью и включает организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
В традиционной школьной практике, реакция педагогов на проблемы ребенка-мигранта бывает различной - от принятия до полного отвержения. Отмечаются факты, что появление большого количества детей-мигрантов в школе приводило к оттоку преподавательского состава школы, так как некоторые педагоги не смогли принять детей с особыми образовательными потребностями.
Соответственно, необходима подготовка педагогических работников к включению их в работу с детьми-мигрантами, заключающаяся не только в предметном повышении квалификации и в изучении новых методик обучения, но и в понимании проблем мигрантов, знании их культуры, обычаев, формирования основ толерантности педагога.
Важно отметить, что формирование толерантного отношения к другим людям, в том числе, людям других национальностей - это работа не только с детьми-
42
мигрантами, но и работа со всем коллективом педагогов и детей. Для этого важно организовывать различные формы как урочной, так и внеурочной деятельности.
Как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии существуют эффективные практические разработки в области психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей, подростков и молодежи из семей мигрантов. Однако еще недостаточно разработаны и исследованы принципы и методы междисциплинарного взаимодействия специалистов образования, здравоохранения, социальной сферы при оценке состояния и уровня развития детей-мигрантов.
В развитых странах Запада первоочередное внимание уделяется работе по профилактике асоциального поведения детей-мигрантов, в частности: предупреждение агрессивности в новой социальной среде, ранняя профилактика алкоголизма, наркомании, проституции, уклонения от учебы и полезной деятельности. В отечественных образовательных учреждениях акцент делается больше на оперативной, а не превентивной работе [6].
Сущность педагогической поддержки детей-мигрантов, по нашему мнению, заключается в создании условий для успешной самореализации личности учащегося-мигранта, расширения его компетенции в различных сферах жизни, в том числе развитие творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности; оказании помощи в формировании идентичности в новой социокультурной среде и преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, в разрешении возникающих конфликтных ситуаций.
Основная цель социального педагога заключается в помощи ребенку-мигранту, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой они оказались, мобилизовать их внутренние ресурсы, понять каждому из них собственную роль в совместных действиях, стимулировать и/или организовать при необходимости активные действия по преодолению проблемы. Кроме того, оказание помощи данной категории обучающихся может осуществляться не только на индивидуальном, личностном, уровне, но и на уровне группы, общины.
В работе социального педагога при оказании помощи и поддержки детям-мигрантам можно выделить следующие направления:
1) обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей-мигрантов и их родителей, или лиц, их заменяющих; содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона, в котором проживает ребенок-мигрант - семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума; стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самого учащегося-мигранта как активного субъекта воспитательного процесса (образовательно-воспитательная функция);
2) выявление проблем ребенка-мигранта и его семьи путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни таких детей их семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний (диагностическая функция);
43
3) организация общественно-ценной деятельности детей, в том числе детей-мигрантов, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ (организаторская функция);
4) разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур с учетом потребностей детей-мигрантов; социально-педагогическое проектирование личности как отдельного ребенка-мигранта, так и групп детей данной категории; экспертиза аналогичных документов и материалов (прогностическая и экспертная функции);
5) осуществление связей в интересах ребенка-мигранта между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением (посредническая функция);
6) разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию или развитию адаптивных возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникшей вследствие миграции (социально-компенсаторная функция);
7) использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на детей-мигрантов (охранно-защитная функция);
8) включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми-мигрантами и их семьями (организационно-коммуникативная функция).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, в качестве выводов следует отметить, что образовательная среда, организованная с учетом специфики социальных проблем и психологического состояния детей и подростков из семей мигрантов, способствует смягчению сложностей, возникающих в процессе социокультурной адаптации, интеграции детей и подростков из семей мигрантов в принимающее сообщество. Такая среда должна характеризоваться комплексным, междисциплинарным подходом к решению трудностей и проблем детей и подростков из семей мигрантов, ориентацией на решение наиболее общих проблем этих групп с учетом культурных, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, как из семей мигрантов, так и из семей принимающего сообщества. Таким образом, научные данные, полученные в данной статье, послужат основой для дальнейших экспериментальных исследований в данном направлении.
44
Список литературы
1. Касенова Н. Н. Воспитание культуры межнационального общения в педагогическом вузе /Н. Н. Касенова // История и педагогика естествознания. - 2015. - № 3. - С. 53-58.
2. Образовательная миграция в России, 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //zagrandok. ru/vyezd/migraciya/uchebnaya-migraciya. html.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.).
4. Фадеева Л. Ю. О формировании поликультурной личности / Л. Ю. Фадеева // Инновации, Наука. Образование. - Тольятти, 2017. - № 3. - С. 1-9.
5. Дудко С. А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России / С. А. Дудко // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 757-761.
6. Серегина И. Н. Культурно-психологические особенности детей-мигрантов: что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать [Электронный ресурс]. URL: http://psy.su/feed/2635 (дата обращения: 8.10.2018).
WORKING WITH MIGRANT CHILDREN, AS A TOPICAL ISSUE OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM
Ulyanova I. V.1, Mishkina V. A.2
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after
V. Ya. Kikoty, Moscow, Russian Federation
E-mail: iva2958@mail.ru1, univervita@mail.ru2
The article presents a theoretical overview of the problem of migrant children and pedagogical features of the work, with this category of persons Analyzed normative legal acts regulating the situation of migrant children and their social status in the Russian Federation. The directions of work of the social teacher on support of migrant children are allocated. The authors note that the socio-pedagogical work with children of migrants is an actual direction both for the Russian education system and for pedagogical science in General.
Keywords: migration, education, socio-pedagogical work, migrant children, migration policy.
References
1. Kasenova N.N., Education of culture of interethnic communication in pedagogical high school, History and pedagogy of natural science, 3, 53 (2015).
2. Educational migration in Russia, 2017 [Electronic resource]. Access mode: http://zagrandok.ru/vyezd/ migraciya/uchebnaya-migraciya.html
3. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved. President of the Russian Federation of June 13, 2012).
4. Fadeeva L.Y., On the formation of multicultural identity, Innovation, Science. Education, 3, 1 (2017).
5. Dudko S.A., To the problem of socio-pedagogical integration of migrant children in Russia, News of PGPU name V. G. Belinsky, 28, 757 (2012).
6. Seregina I.N., Cultural and psychological characteristics of migrant children: what a teacher needs to know and what to do with this knowledge [Electronic resource]. URL: http://psy.su/feed/2635 (date accessed: 8.10.2018).
45