Научная статья на тему 'Проблемы взимания акцизов по операциям с алкогольной продукцией'

Проблемы взимания акцизов по операциям с алкогольной продукцией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЗЫ / КОСВЕННЫЙ НАЛОГ / КОСВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / НАЛОГОВЫЕ ИЗЪЯТИЯ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ / ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаргапольцева Е.Н., Игнатьева М.С.

Статья отражает теоретические и практические аспекты обложения акцизной алкогольной продукции, сформулированы основные актуальные проблемы, несовершенства, обусловленные особенностями акцизного налогообложения, а также возможности и направления развития данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы взимания акцизов по операциям с алкогольной продукцией»

что повысит доходность соответствующего бюджета и может привести к укреплению прав и ответственности местных органов власти.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные исследования налогового администрирования, как одного из основных механизмов регулирования налоговых поступлений, на сегодняшний день все же остается необходимость его совершенствования в связи с имеющимися пробелами как практических (в организации), так и теоретических (в законодательстве) аспектах.

Предложенные пути совершенствования налогового администрирования позволят не только увеличить и стабилизировать объем налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, но и оптимизировать существующий в настоящее время механизм налогового администрирования как в Красноярском крае, так и в Российской Федерации в целом [2].

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. от 06.04.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Загороднева, А.Г. Администрирование налога на прибыль / А.Г. Заго-роднева // Theoretical & Applied Science. - 2014. - № 1 (9). - С. 110-112.

3. Маслова С.А. Оценка эффективности налогового администрирования по налогу на прибыль в Тюменской области и пути его совершенствования / С.А. Маслова // Академический вестник. - 2014. - № 1. - С. 217-224.

4. Новоселов К.П. Отдельные вопросы уплаты налога на прибыль организаций / К.П. Новоселов // Налоговая политика и практика. - 2013. - № 69. -С. 18.

5. Рамазанова Л.М. Налог на прибыль: актуальные проблемы / Л.М. Ра-мазанова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2014. - № 4. -С. 691-695.

ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ АКЦИЗОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ С АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

© Гаргапольцева Е.Н.1, Игнатьева М.С.1

Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, г. Красноярск

Статья отражает теоретические и практические аспекты обложения акцизной алкогольной продукции, сформулированы основные акту-

1 Магистрант.

альные проблемы, несовершенства, обусловленные особенностями акцизного налогообложения, а также возможности и направления развития данной системы.

Ключевые слова: акцизы, косвенный налог, косвенный налоговый платеж, налоговые изъятия, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.

Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание акцизам, которые являются разновидностью косвенных налоговых платежей. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

Анализ действующего законодательства о налогах и сборах и правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

Акцизы являются косвенным налогом, выступающим в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства [1].

Как известно, значительную долю в доходной части бюджета занимают акцизы от реализации алкогольной продукции. Причем акцизный сбор должен наполнять не только доходную часть бюджета, но и быть действенным инструментом по легализации всей алкогольной отрасли. О необходимости решения данной проблемы много было сказано на различных уровнях, однако, изменений к лучшему пока не происходит и этот вид бизнеса остается наиболее криминализованным.

Одним из аспектов в оценке эффективности применения ставок акцизов является их размер [2]. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижается предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики.

Падение производства легальных производителей, которые платят налоги, легко и быстро дополняется продукцией «теневиков». В результате бюджет страны не получает потенциально высоких доходов, ухудшается струк-

тура потребляемой населением продукции, и как следствие - рост смертности, преждевременное сокращение экономически активного населения, ухудшение генофонда.

При рассмотрении динамики изменения акцизного налогообложения, выявлено, что с каждым годом ставки акциза на алкогольную продукцию заметно повышаются, при этом, потребление алкогольной продукции также растет [3]. Из-за увеличения розничных цен на спиртные напитки, потребители, обремененные своим финансовым положением, повернулись в сторону более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество.

Итак, проблема акцизной политики достаточно противоречива и в теоретическом и практическом плане. Она имеет важное государственное значение и касается многих направлений экономической работы на всех уровнях управления, как федеральном, так и региональном.

В целях улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции необходимо от преимущественно административных мер перейти главным образом к экономическим методам регулирования этого рынка. В числе первоочередных задач, по мнению Счетной палаты, должен быть пересмотр акцизной политики в этой сфере. Следует отказаться от ежегодного увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию.

Криминогенная обстановка в сфере производства и реализации алкогольной продукции остается сложной. Кроме этого ситуация усугубляется еще одой стороной производства фальсифицированной алкогольной продукции - использование поддельных акцизных марок. На рынке оборота алкогольной продукции обращается огромное количество поддельных марок, что значительно снижает эффективность контроля за объемом выпускаемой алкогольной продукции [4].

В качестве основных направлений реформирования механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией можно назвать следующие: совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.

Как известно, основная часть акцизов зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Но постоянные изменения в акцизном обложении обуславливают значительные колебания в доле доходов бюджетов субъектов федерации за счет акцизов от подакцизных товаров.

Общая сумма поступлений от акцизов в федеральный бюджет составляет около 7 % от всех перечисленных поступлений [2].

Многие субъекты РФ вводят дополнительные меры для того, чтобы стимулировать продажу продукции местного производства.

Подобная система стимулирует не только региональный сепаратизм, но и уход от налогов ряда производителей. Поэтому основная часть проблем, связанных с нелегальным производством, заключается не только в ставках акциза, но и в системе их начисления и их межбюджетном распределении.

Увеличение ставок акцизов в очередной раз усугубит все существующие проблемы. Так, разрыв между стоимостью легальной продукции и стоимостью нелегальной будет только увеличиваться, общая сумма сборов от поступления акцизов - снижаться. Именно поэтому абсурдность повышения ставок очевидна.

Таким образом, существующий подход к акцизной политике полностью себя исчерпал. Неверность этого подхода давно доказана как историей, так и статистикой. По нашему мнению, корень решения существующих проблем лежит в изменении межбюджетного распределения акцизов. Необходимо, чтобы субъекты РФ были одинаково заинтересованы как в поступлении акцизов от местного производителя, так и в поступлении акцизов от продукции из других регионов. Необходимо либо изменить соотношение поступлений от акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет, либо заменить акцизные поступления в бюджеты субъектов РФ поступлениями большей доли налога на прибыль организаций. Перспективно также в счет компенсации «выпадающих» доходов бюджетов субъектов РФ заменить акцизы частью НДС [5]. Акцизы на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны зачисляться в федеральный бюджет.

Тем не менее, на сегодняшний день в специальной литературе не существует категоричных утверждений об отказе от акцизов, т.к. фактически отсутствует альтернатива данному стабильному источнику формирования бюджета.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ. - М.: Эксмо, 2014. - С. 1056.

2. Агапцов С. Золотая середина акциза: (как вывести из «тени» нелегальные алкогольные производства) / С. Агапцов // Финансовый контроль. -2009. - № 11 (96). - С. 78-81.

3. Березин В. А. Цели государственной политики в области производства, оборота и потребления алкогольной продукции / В.А. Березин // Российское правосудие. - 2010. - № 47. - С. 19-23.

4. Глухов В.В., Дольдэ И. В., Некрасова Т.П. Налоги: теория и практика: Учебник. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Изд-во «Лань». - С. 202, 448.

5. Соловьев И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый вестник. - 2000. - № 4. - С. 136-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.