Научная статья на тему 'Основные проблемы взимания акцизов на алкогольную продукцию и пути совершенствования'

Основные проблемы взимания акцизов на алкогольную продукцию и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анашкина Н.А.

В статье рассмотрены актуальные проблемы акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции, дана оценка законодательному регулированию данной сферы. Также представлены основные направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы взимания акцизов на алкогольную продукцию и пути совершенствования»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Анашкина H.A.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В статье рассмотрены актуальные проблемы акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции, дана оценка законодательному регушрованию данной сферы. Также представлены основные направления совершенствования.

Как известно, значительную долю в доходной части региональных бюджетов занимают акцизы от реализации алкогольной продукции. Причем акцизный сбор должен наполнять не только доходную часть бюджета, но и быть действенным инструментом по легализации всей алкогольной отрасли. К сожалению, действующая система взимания акцизов угнетающе действует на производство подакцизных товаров, из-за чего, прежде всего, региональные бюджеты теряют значительные доходы. О необходимости решения данной проблемы много было сказано на различных уровнях, однако, изменений к лучшему пока не происходит и этот вид бизнеса остается наиболее криминализованным.

Следует отметить, что в настоящее время ставки акциза на спирт почти в 7 раз ниже ставки акцизов на ликероводочную продукцию, в связи с чем, происходят различные манипуляции с размерами налоговых обязательств.

Для выхода из сложившейся ситуации предлагается ввести единую ставку акциза на этиловый спирт, с одновременным установлением минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Кроме этого, на региональном уровне оправдано оказание государственной поддержки легальным производителям спирта и алкогольной продукции. Примером может служить Республика Мордовия, где за последние годы в форме субсидий и льготных кредитов на поддержание производства качественной алкогольной продукции выделено около 800 млн. руб. Конечно, учитывая ограниченные возможности бюджета, всех проблем решить пока не удалось. Но принятые меры по развитию отрасли вывели республику по получению в бюджет акцизов на лидирующие позиции в Приволжском Федеральном округе. По абсолютной сумме, Мордовия находится на 4 месте после Башкортостана, Татарстана и Самарской области, а в расчете на одного жителя - на 1 месте [5].

В настоящее время одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование «спиртосодержащей схемы». Суть этой схемы заключается в том, что производители алкоголь-

ной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом плательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.

Кроме того, как показывает практика, достаточно часто наблюдается завышение суммы акциза, возмещаемой из бюджета, например в случае возврата производителю реализованных им подакцизных товаров покупателем. Так, в настоящее время налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено. Вследствие этого налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.

Что касается последних изменений, то «Министерство финансов России предлагает с 2011 г. изменить порядок взимания акцизов с производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции, введя авансовую плату при закупке ими спирта, причем авансовая уплата акциза будет осуществляться исходя из объема закупаемого спирта и ставки акциза, установленной для алкогольной и спиртосодержащей продукции» [2].

Эти изменения «затрагивают ту алкогольную продукцию, которая производится с использованием этилового спирта». Что касается натуральных вин, то есть вин, в которые не добавляется этиловый спирт, предполагается сохранить тот порядок взимания акцизов, который есть.

За время существования нынешней системы взимания акцизов появились «схемы по уклонению от уплаты акцизов», когда акциз по использованному сырью фактически в бюджет не уплачивается, а в налоговые органы производители алкоголя представляют фальшивые документы, которые подтверждают, что акциз якобы уплачен.

Те изменения, которые предполагается произвести, направлены на предотвращение применения таких схем по уклонению от уплаты акцизов и на усиление контроля за оборотом, прежде всего, спирта. При этом, сумма акциза, которая будет поступать в бюджет по сравнению с сегодняшним днем, не изменится.

Сегодня одна часть акциза в бюджет поступает от производителя спирта, а вторая часть - от производителя алкогольной продукции. С внесением этих изменений вся сумма акциза в таком же размере, если сравнивать с сегодняш-

ним днем и не брать во внимание индексацию, будет уплачиваться на стадии закупки спирта производителем алкогольной продукции. Таким образом, можно будет избежать потерь для бюджета. Проблема - где взять деньги для уплаты авансового платежа акциза возникает только один раз, когда нужно будет внести этот авансовый платеж, потому что дальше пойдет зачет, и уже не будет такой необходимости. При этом для производителей вводится возможность освобождения от уплаты авансового платежа акциза, если налогоплательщик представит в свой налоговый орган банковскую гарантию [4].

С целью решения указанных проблем предлагается уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Считаем целесообразным включение в соответствующие статьи Налогового Кодекса норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

На наш взгляд, назрела необходимость пересмотра порядка распределения доходов от уплаты акцизов.

Предлагаемые Министерством финансов Российской Федерации изменения не в полной мере решают вышеперечисленные проблемы, ставят регионы, где производится основная доля алкогольной продукции в более худшие условия, по сравнению с регионами, где отрасль пришла в упадок. Согласно расчетов в 2008 г. более 57 % поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации обеспечили производители, расположенные на территории 12 регионов. При этом в бюджеты данных регионов по утвержденным нормативам поступило только 28 % дохода от общей суммы поступивших акцизов.

Новая методика распределения после подтягивания регионов до уровня 2007 г. фактически сохраняет такую диспропорцию. Более справедливым будет заложить в основу расчета объемы реализации алкогольной продукции в зависимости от места ее производства и реализации [1].

Уже не первый год обсуждается вопрос снижения ставок акцизов до 100 руб. за литр безводного спирта. Профильные ведомства (в их числе

Росалкогольрегулирование) официально выступали с предложением о необходимости снижать ставки акциза, так как уровень нелегального оборота не позволяет в полном объеме собирать установленные налоги.

В то же время, по оценкам экспертов, сумма акцизов может быть, как минимум, удвоена. Правительство периодически идет на повышение ставок. Если изначально предполагалось, что в 2010-2011 гг. ставки акциза также будут стабильно увеличиваться на 10 %, то через некоторое время правительство выступило с еще более жесткими предложениями увеличить их от 13 до 30 % [2].

Как известно, основная часть акцизов (за исключением акцизов на импортную алкогольную продукцию и 50 % акцизов на спирт этиловый) зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Общая сумма поступлений от акцизов в федеральный бюджет незначительна и составляет порядка 5 % от всех перечисленных поступлений.

Отметим, что проблема регионального сепаратизма в нынешних экономических условиях продолжает усугубляться. Практически с каждым годом вводятся все новые ограничения внутри отдельно взятых регионов, что нарушает единство российского экономического пространства.

Многие субъекты РФ вводят дополнительные меры для того, чтобы стимулировать продажу продукции местного производства. Понятно, что регионы заинтересованы в том, чтобы развивать собственные ликероводоч-ные предприятия. Сегодня на территории многих из них уже идет строительство новых заводов, и эта тенденция в дальнейшем будет только усиливаться.

Подобная система стимулирует не только региональный сепаратизм, но и уход от налогов ряда производителей. Поэтому основная часть проблем, связанных с нелегальным производством, заключается не в ставках акциза, а в системе их начисления и их межбюджетном распределении [1].

С 2009 г. напрямую в региональные бюджеты поступает 40 % от акцизов, которые начисляются на произведенную на территории данного субъекта продукцию. Остальные 60 % распределяются в соответствии с коэффициентами, которые установлены законом «О федеральном бюджете». Для каждого региона предусмотрена часть от общей суммы собранных акцизов.

В 2008 г. действовало иное соотношение - 80 % акцизов распределялись по коэффициентам, а 20 % зачислялись непосредственно от продукции, произведенной на территории субъектов РФ. На наш взгляд, обе системы не являются совершенными.

Увеличение ставок акцизов в очередной раз усугубит все существующие проблемы. Так, разрыв между стоимостью легальной продукции и стоимостью нелегальной будет только увеличиваться, общая сумма сборов от поступления акцизов - снижаться. Именно поэтому абсурдность повышения ставок очевидна [3].

Таким образом, существующий подход к акцизной политике полностью себя исчерпал. Неверность этого подхода давно доказана как истори-

ей, так и статистикой. По нашему мнению, корень решения существующих проблем лежит в изменении межбюджетного распределения акцизов. Необходимо, чтобы субъекты Российской Федерации были одинаково заинтересованы как в поступлении акцизов от местного производителя, так и в поступлении акцизов от продукции из других регионов. Необходимо либо изменить соотношение поступлений от акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет, либо заменить акцизные поступления в бюджеты субъектов РФ поступлениями большей доли налога на прибыль организаций. Перспективно также в счет компенсации «выпадающих» доходов бюджетов субъектов РФ заменить акцизы частью НДС. Акцизы на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны зачисляться в федеральный бюджет.

Список литературы:

1. Агапцов, С. Золотая середина акциза: (как вывести из «тени» нелегальные алкогольные производства) / С. Агапцов // Финансовый контроль. -2009. - № 11 (96). - С. 78-81.

2. Березин, В.А. Цели государственной политики в области производства, оборота и потребления алкогольной продукции / В.А. Березин // Российское правосудие. - 2010. - № 3 (47). - С. 19-23.

3. Давыдова, И.А. О специфике налогообложения акцизами подакцизных товаров / И.А. Давыдова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2009. - № 9. - С. 52-65.

4. Нечипорчук, H.A. Акцизы: изменились ставки и порядок уплаты / H.A. Нечипорчук // Налоговый вестник. - 2010. - № 6. - С. 32-35.

5. Федоров М. Как вырастут акцизы: по материалам ИА / М. Федоров // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - № 19. - С. 26.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Барашков O.A.*, Тярина Н.Ю.Ф

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

г. Саранск

В статье рассмотрены основные проблемы налогового администрирования в РФ, а также предложены рекомендации по его совершенствованию.

* Доцент кафедры Финансы и кредит, кандидат экономических наук, доцент.

* Студентка 5 курса, специальность «Финансы и кредит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.