НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Научно-практическая конференция
«Налоги в современном мире»
15 декабря 2011 г. в Государственном университете Минфина России (ГУМФ) прошла научно-практическая конференция «Налоги в современном мире». В ней приняли участие представители Министерства финансов Российской Федерации, аспиранты и студенты ГУМФ и других вузов Москвы.
Кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Государственные доходы» ГУМФ Н. И. Малис в своей вступительной речи отметила важность заявленных к обсуждению тем. Пожелав плодотворной работы участникам конференции, она передала слово докладчикам.
Кандидат экономических наук, заместитель начальника Сводно-аналитического отдела Минфина России Л. И. Данилькевич посвятила свое выступление рассмотрению вопросов, связанных с ролью налогового администрирования в сборе налогов. Она отметила, что налоговая служба обеспечивает более половины всех доходов государственного бюджета и за 18-летний период своего существования накопила большой опыт, сформировала профессиональные кадры, создала необходимую информационную базу.
Острым продолжает оставаться вопрос погашения задолженности по налогам и сборам. Л. И. Данилькевич подчеркнула, что основная проблема заключается в размере задолженности, который составляет 1100 млрд руб. Основная ее часть возникла еще в период становления налоговой системы страны, до выхода Налогового кодекса РФ, когда налоговые органы не могли своевременно оказать помощь налогоплательщикам. Эта задолженность продолжает сохраняться до настоящего времени. Значительная часть ее приходится на взносы на социальное страхование, которые уплачивались до 2001 г., и отмененный в настоящее время единый социальный налог. Задача сегодняшнего дня — собрать эти долги. Наиболее реальный путь достижения поставленной цели — реструктуризация задолженности.
Кандидат экономических наук, заместитель начальника Отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России Г. Г. Лалаев рассказал о вступающем в силу с 1 января 2012 г. механизме консолидированного налогоплательщика, который позволяет урегулировать трансфертное ценообразование внутри холдинга. Он подчеркнул, что существуют жесткие организационные и финансовые критерии образования консолидированной группы. В ближайшее время ожидается создание 10-20 таких групп. Права и обязанности налогоплательщика сохраняются для всех участников группы, от обязанности ведения налогового учета они не освобождаются, при этом расчеты внутри группы для целей налогообложения не учитываются.
Г. Г. Лалаев остановился на отдельных особенностях, имеющих место в подобной группе, обрисовал механизм распределения прибыли холдинга между регионами, пояснил, что все расчеты с налоговыми органами будут идти через ответственного налогоплательщика.
Вопросам, связанным со счетами-фактурами, выставляемыми налогоплательщиками на территории России, было посвящено выступление начальника Отдела косвенных налогов Минфина России О. Ф. Цибизовой. Она доложила об изменениях, внесенных с 1 января 2010 г. в порядок оформления счетов-фактур, рассказала о новом, корректировочном счете-фактуре, введенном с 1 октября 2011 г. Докладчик отметила, что его использование предусматривается в случае изменения стоимости или объема поставленной продукции. С его помощью устраняются ранее имевшие место при данных обстоятельствах негативные последствия как для поставщика, так и для покупателя. С введением корректировочного счета-фактуры существенно облегчается налоговое бремя налогоплательщиков. О. Ф. Цибизова также проинформировала участников конференции о новых формах счетов-фактур, которые вводятся с 1 января 2012 г.
Доклад советника государственной гражданской службы РФ 1-го класса, заместителя начальника Отдела косвенных налогов Минфина России Н. А. Нечипорчук был посвящен основным трудностям, с которыми столкнулись налоговые органы в связи с введением с 2011 г. нового порядка уплаты акцизов, и способам их устранения. Выступающая отметила, что, несмотря на признание пива алкогольной продукцией еще в 2010 г., лицензирования его производства следует ожидать не ранее 2012 г., и, видимо, оно будет более мягким. Н. А. Нечипорчук доложила собравшимся об изменениях, внесенных в Налоговый кодекс РФ в части акцизного налогообложения, отметив при этом, что навстречу налогоплательщикам сделан ряд шагов.
Аспирантка Всероссийской государственной налоговой академии М. С. Скиба рассказала о разных типах стратегии инновационного развития в высокоразвитых странах. Она сделала вывод, что для России в настоящее время больше всего подходит стратегия инновационно-технологического прорыва. Благодаря этой стратегии у нашей страны появится возможность стать лидером по некоторым направлениям распространения нового технологического уклада. Кроме того, в выступлении были предложены изменения в российское налоговое законодательство, которые могут стимулировать инновационное предпринимательство.
Опыту Великобритании в стимулировании инновационного развития экономики через механизм подоходного налогообложения было посвящено выступление аспирантки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
A. В. Крутик. Она высказала мнение, что учет практики Соединенного Королевства по данному вопросу может быть полезен для России, особенно в условиях мировой финансовой нестабильности.
Современный подход к оценке эффективности и результативности выездных налоговых проверок был озвучен в выступлении студентки Омского филиала ГУМФ
B. А. Грабельниковой. Проанализировав контрольную деятельность инспекций ФНС России по Омской области с помощью предложенной ею системы показателей, выступающая пришла к выводу, что новый подход к планированию выездных налоговых проверок на основе отбора налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения позволяет существенно повысить их результативность.
Вопросам налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в России посвятила свое выступление студентка ГУМФ К. И. Пыренкова. Она ознакомила собравшихся с установленным перечнем организаций, которые не вправе входить в состав консолидированной группы; перечислила условия, которым должны соответствовать компании, принявшие решение о консолидации. Также она рассказала о порядке определения налоговой базы и уплаты налога и познакомила собравшихся с практикой налогообложения консолидированных групп за рубежом.
Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции были рассмотрены студенткой Омского филиала ГУМФ Ю. Г. Храпатой. В основу государственной политики на алкогольном рынке закладываются две противоположные цели — увеличение доходов бюджета и борьба с алкогольной зависимостью. Увеличение ставок акцизов или ужесточение контроля над рынком могут повлиять на доходы бюджета, но тогда проблема зависимости не будет решена. Ее решение должно основываться не столько на налоговой политике, сколько на глубоких социальных реформах.
О социально-экономических аспектах повышения акцизов на табачную продукцию говорил студент ГУМФ М. В. Савин. Он рассказал о политике в этой области на территории ЕС, в США, Китае и других странах мира, а также об индексации минимальной специфической ставки акциза на табачную продукцию в России. Выступающий отметил, что государство должно проводить комплексную и продуманную политику борьбы с курением, не ограничиваясь только экономической составляющей.
Проблемы, связанные с введением налога на недвижимость, рассмотрел студент ГУМФ А. А. Чудин. По результатам расчетов, выполненных ГП «МОКЦЕНТР» по г. Москве, наиболее приемлемый размер ставки налога на недвижимость сегодня составляет по жилой недвижимости 0,018 %, по нежилой — 0,030-0,035 %. Предельный размер ставки налога на жилую недвижимость равен 0,075 %, а максимальный налоговый вычет соответствует стоимости 50 м2 общей площади жилых помещений льготной категории граждан.
О налоге на имущество организаций как важном источнике доходов бюджета региона говорила студентка ГУМФ П. В. Каторова. Она обратила внимание слушателей на то, что инфраструктурные монополии практически оказались освобожденными от уплаты данного налога в результате выведения из-под налогообложения железнодорожного полотна общего пользования, магистральных трубопроводов и электросетей, а также связанных с ними объектов. Между тем, по мнению докладчика, указанные организации вполне в состоянии уплачивать налог на имущество организаций.
Плюсы и минусы замены транспортного налога повышением акцизов на бензин выявили студенты ГУМФ С. В. Реут и А. И. Манто. Это предложение, по их мнению, несовершенно, но оно позволяет получить больше положительных, чем отрицательных результатов. Есть много сложностей в такой замене, но в конечном итоге данное нововведение должно привести к увеличению пополняемости дорожного фонда и более справедливому налогообложению. Однако необходим пристальный контроль за уровнем цен на бензин со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Печальным опытом, связанным с подписанием соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», поделился студент ГУМФ А. В. Пушкарский. В соглашении записано, что свою долю продукции российская сторона начнет получать после достижения рентабельности 17,5 %. В случае если затраты увеличатся (а российская сторона не может их регулировать), необходимый уровень рентабельности может быть не достигнут никогда. Но даже если добыча выйдет на заданный уровень рентабельности, Россия будет получать только 10 % добытой нефти. Таким образом, можно констатировать, что месторождение нефти было отдано за 6 % роялти.
О проблемах реализации особого налогового режима инновационного центра «Сколково» рассказали студентки ГУМФ М. Г. Добрынина и Е. Р. Мамченкова. Они подчеркнули, что налоговые льготы «Сколково» принесут свои плоды только в случае жесткого контроля за деятельностью инновационных компаний на этой территории.
Рассматривая налоговую систему Германии, студентка ГУМФ М. Ю. Григорьевская отметила в числе ее достоинств то, что на ее базе удалось как достичь высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты граждан. Характерной особенностью этой налоговой системы является перераспределение налоговых поступлений и по вертикали, и по горизонтали. Поступления подоходного и корпоративного налогов с вышестоящих уровней бюджетной системы передаются на нижестоящие. Часть НДС от самодостаточных в налоговом отношении земель идет отстающим регионам, а за счет подоходного налога осуществляется финансовое выравнивание на уровне общин.
Студентка ГУМФ В. О. Ворошилина, рассматривая скандинавскую модель налогообложения, отметила такие ее основные черты, как направленность на обеспечение общественного благосостояния, прозрачность и высокий уровень администрирования налогов. Докладчик заметила при этом, что налоги в Финляндии являются одними из самых высоких по сравнению с налогами других европейских стран: прогрессивная ставка подоходного налога варьируется от 23,75 до 53,25 %; налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 26 % (среди скандинавских стран он больше только в Норвегии, где составляет 28 %); стандартная ставка НДС равняется 23 %, тогда как в странах Евросоюза она составляет 20 %.
Об особенностях системы налогообложения в Республике Корея рассказала студентка ГУМФ Ю. С. Шарова. Она отметила, что за относительно небольшой исторический период (начиная с 1948 г.) руководству этой страны удалось внедрить эффективную налоговую политику и построить налоговую систему, которая имеет общие черты с системами развитых государств мира.
Об особенностях налогообложения в «налоговых гаванях» говорила И. М. Тихонова. Проблему офшорных зон нужно и можно решить с помощью укрепления международного сотрудничества. Должен быть эффективный обмен информацией между странами, это поможет бороться с оттоком капитала и уклонением от уплаты налогов. Для того чтобы уменьшить секретность офшорных трестов, необходимо в обязательном порядке регистрировать наиболее важные сведения о личности учредителя и бенефициара. Главное направление в международной антиофшорной политике — усиление давления на те юрисдикции, которые не хотят сотрудничать с национальными властями и раскрывать информацию о конечных бенефициарах офшорных компаний и владельцах счетов в офшорных банках.
Современные теории реформирования налогообложения и их влияние на развитие экономики рассмотрела студентка ГУМФ Л. И. Агафонова. Она подчеркнула важность выбора налоговой системы, не только соответствующей реалиям сегодняшнего дня, но и учитывающей специфику той или иной страны, что является залогом ее успешного функционирования.
Вопросам налоговой политики государства посвятила свое выступление студентка ГУМФ И. А. Холостякова. Она отметила, что налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, определяется типом государственного устройства, а цели и задачи ее зависят от конкретной экономической конъюнктуры. Российскую налоговую систему выступающая характеризовала как умеренно фискальную, централизованную, нейтральную.
Доклад
«Об изменении порядка исчисления акцизов с 1 января 2012 года»
Н. А. Нечипорчук, к. э. н.,
зам. начальника Отдела косвенных налогов Минфина России
Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и предусматривает индексацию ставок акцизов на 2012-2014 гг., а также вносит ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в указанном периоде предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами, по сравнению с уровнем инфляции, индексируются табачная и алкогольная продукция.
Кроме того, внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов. В частности, в связи с изменениями в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ изменился перечень подакцизных товаров, установленный ст. 181 НК РФ. Так, этиловый спирт определяется как этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый. Соответственно, понятие «коньячный спирт» из НК РФ исключается.
Предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами операции по передаче произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства этой же организацией алкогольной продукции.
Внесены изменения и в порядок освобождения от уплаты акцизов алкогольной продукции, реализуемой на экспорт. Так, установлено, что налогоплательщики, которые осуществляют реализацию произведенной ими алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, помещенной под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации и в отношении которых п. 8 ст. 194 НК РФ установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, и уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Срок действия данной гарантии должен составлять не менее 12 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового спирта или совершались операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика, представившего банковскую гарантию, в том числе в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и уплаты акциза, задолженности по уплате акцизов, пеней и штрафов на день завершения камеральной проверки налоговой декларации по акцизам и представленных документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, налоговый орган не позднее дня, следующего за днем завершения указанной проверки, обязан направить в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Если налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, был закуплен этиловый спирт (или совершены операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами и предусмотренные пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ), но течение срока действия такой гарантии не совершались операции по реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации и (или) по вывозу указанной продукции за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, указанный налогоплательщик признается утратившим право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в течение всего срока действия банковской гарантии. Такой налогоплательщик обязан в течение одного месяца со дня окончания определенного гарантией срока произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу в порядке, установленном НК РФ для налогоплательщиков, не имеющих оснований для освобождения от уплаты авансовых платежей акциза, а также представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по акцизам за те налоговые периоды, в которых он освобождался от уплаты авансовых платежей.
Помимо указанных изменений законом предусмотрено, что информация о максимальных розничных ценах на сигареты и папиросы, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые органы (таможенные органы), подлежит опубликованию в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела). Указанная информация должна быть опубликована соответствующим федеральным органом исполнительной власти и находиться в открытом доступе до начала календарного месяца, с которого будут применяться указанные в уведомлении максимальные розничные цены, но не ранее дня, следующего за последней датой подачи уведомления. Размещение информации, содержащейся в уведомлении, в информационной системе общего пользования осуществляется в порядке, определенном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.