НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Круглый стол
«Налоговая политика России в современных условиях»
8 декабря 2010 г. в Академии бюджета и казначейства Минфина России прошел круглый стол, в работе которого приняли участие представители Министерства финансов России, Совета Федерации, преподаватели, аспиранты, студенты Академии бюджета и казначейства Минфина России, сотрудники НИФИ АБиК Минфина России.
Заседание вела профессор, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Государственные доходы» Академии бюджета и казначейства Минфина России Н. И. Малис. Во вступительной речи она отметила важность заявленных к обсуждению тем и, пожелав плодотворной работы участникам круглого стола, передала слово кандидату экономических наук, заместителю начальника Сводноаналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Л. И. Данилькевич. В ее докладе были рассмотрены Основные направления налоговой политики на 2011-2013 гг. и на ближайшую перспективу, разработанные Минфином при участии Минэкономразвития и Минздравсоцразвития России. Было подчеркнуто, что приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики сохраняются, но в отличие от предыдущих лет налоговая политика будет проводиться в условиях бюджетного дефицита.
Докладчик отметила, что размер налоговой нагрузки сегодня сопоставим с показателями в странах ОЭСР, и в ближайшее время его снижение не предвидится. В развитых странах наблюдается тенденция перехода от преимущественного налогообложения дохода юридических и физических лиц к налогообложению потребления (НДС, акцизы). Это направление предусмотрено и в налоговой политике Российской Федерации. Л. И. Данилькевич подчеркнула, что сейчас очень большое внимание уделяется налоговому администрированию. Поставлена задача — организовать работу по государственной регистрации, учету налогоплательщиков, сдаче деклараций с использованием электронной техники. Также было отмечено, что трансфертное ценообразование и создание базы налогообложения — два взаимосвязанных вопроса, решение которых позволит повысить собираемость налогов, перекрыть пути ухода от налогообложения.
Начальник Отдела косвенных налогов Минфина России О. Ф. Цибизова доложила о порядке взимания НДС и механизме контроля за его уплатой в Таможенном союзе. Вопросы косвенного налогообложения в торговых отношениях России, Беларуси
и Казахстана регулируются вступившими в силу с 1 июля 2010 г. актами, формирующими нормативно-правовую базу Таможенного союза, которую составляют два межправительственных и один межведомственный протоколы, подписанные 11 декабря 2009 г. Один межправительственный протокол регулирует вопросы налогообложения при экспорте и импорте товаров внутри Таможенного союза, другой касается вопросов взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в странах Таможенного союза. Межведомственный протокол предусматривает формы передачи информации между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза.
Вопросам развития налогообложения природопользования было посвящено выступление кандидата экономических наук, начальника Отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Минфина России, доцента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации М. М. Юмаева. Он обратил внимание на необходимость рассмотрения природоресурсных платежей в совокупности с другими налогами, отметив, что изменение статуса этих платежей, перевод их в разряд неналоговых негативно отражаются на администрировании их собираемости. М. М. Юмаев ознакомил участников круглого стола с Основными направлениями налоговой политики России на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов в отношении налогообложения природных ресурсов. В частности, он отметил, что предусмотрено расширение практики «налоговых каникул» по НДПИ для ряда регионов, снижение налоговой нагрузки на новые мелкие месторождения нефти путем введения специального коэффициента, более широкое использование нулевой ставки НДПИ. Он также обратил внимание на необходимость реализации новой концепции налогообложения нефтедобывающей промышленности, введения обложения на основе налога на добавленный доход. При этом М. М. Юмаев подчеркнул, что переход к новой модели налогообложения возможен только после законодательного урегулирования проблем трансфертного ценообразования и введения института консолидированного налогоплательщика. В ближайшее время, видимо, будут приняты решения по совершенствованию налогообложения твердого сырья, осуществлен переход с адвалорных на специфические налоговые ставки, возможно и двукратное увеличение ставки водного налога.
Широкое обсуждение последовало за выступлением кандидата экономических наук, заместителя начальника Отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России, доцента кафедры «Государственные доходы» Академии бюджета и казначейства Минфина России Л. В. Полежаровой. Свой доклад она посвятила основным направлениям изменения налогообложения прибыли в свете задач инновационного развития экономики. В России в той или иной степени используются все основные инструменты налоговой поддержки спроса и предложения инноваций, применяемые в развитых странах. Но для обеспечения эффективности их действия необходима развитая система идентификации как налогоплательщиков с позиций осуществляемой ими деятельности, так и отдельных видов расходов с точки зрения их приоритетности для применения налоговых льгот. В отсутствие системы идентификации возможны и дискредитация самой идеи налоговой поддержки инноваций, и массовые злоупотребления, связанные с использованием льгот и преференций налогоплательщиками, для которых они изначально не предназначались. Л. В. Полежарова подчеркнула, что для достижения поставленной цели инновационного развития необходимо уточнить порядок учета расходов на НИОКР, предоставить возможность организациям создавать резервы таких расходов. Особо была отмечена роль амортизационной политики
в стимулировании инновационных процессов, необходимость совершенствования налогообложения прибыли организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых отраслях.
Доклад заместителя начальника Отдела косвенных налогов Минфина России Н. А. Нечипорчук был посвящен основным изменениям в налогообложении акцизами. Она отметила, что расширен список подакцизных товаров, в него включены коньячный спирт, пиво и изготовленные на его основе напитки. Изменен порядок исчисления акцизов на этиловый спирт: вводится авансовая уплата акцизов при приобретении спирта, также предусмотрена возможность освобождения от уплаты указанных акцизов в случае предоставления банковской гарантии производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ставки акциза на бензин будут установлены в зависимости от класса бензина: чем он чище, тем ниже ставка. В результате этого будет экономически невыгодно производить низкокачественный бензин. Самая высокая индексация ставок акцизов произведена на табачные изделия, особенно на сигареты без фильтра, поэтому с 2012 г. производство сигарет без фильтра станет менее прибыльным.
В докладе кандидата экономических наук, советника Комитета Совета Федерации по бюджету Е. Л. Сорокиной была рассмотрена роль акцизов на алкогольную продукцию в действующей налоговой системе России. Обращено внимание на то, что фискальная составляющая акцизного налогообложения алкоголя тесно связана с социальной и криминогенной сторонами его производства. Докладчик отметила, что по экспертным оценкам доходы, получаемые государством в результате ежегодной индексации ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, сопоставимы с величиной затрат по устранению последствий потребления суррогатного алкоголя: лечение отравившихся, выплата пособий по инвалидности, расходы по дальнейшей реабилитации инвалидов. Е. Л. Сорокина подчеркнула важность борьбы с алкоголизацией общества, снижения доступности крепких спиртных напитков по сравнению со слабоградусной продукцией, развития отечественного виноделия. Предложено вынести вопрос о снижении ставок акцизов на натуральные и шампанские вина на рассмотрение органами власти; отмечена необходимость скорейшего утверждения технического регламента на винодельческую продукцию с целью идентификации вин.
Большой интерес участников круглого стола вызвал доклад аспиранта Академии бюджета и казначейства Минфина России М. А. Данилькевича, посвященный настоящему и будущему патентной формы налогообложения. Он раскрыл преимущества этого вида налогообложения по сравнению с другими формами упрощенного обложения налогом; назвал причины, сдерживающие его развитие; провел сравнительный анализ с единым налогом на вмененный доход. Говоря о предоставленном приобретателям патента праве использовать наемную рабочую силу, докладчик высказал опасение, что это может привести к существенному росту налоговой нагрузки на них.
Аспирант Академии бюджета и казначейства Минфина России Р. Е. Хуснетдинов раскрыл особенности налогообложения субъектов электронной предпринимательской деятельности в зарубежных странах. Он подчеркнул, что решение проблемы налогообложения результатов данной деятельности во всем мире осложняется тем, что действующие национальные налоговые законодательства, как правило, изначально ориентированы на регулирование традиционных правоотношений. В свете новых реалий необходимо решать проблему налоговых юрисдикций непосредственно на международном уровне, т. к. она обусловлена экстерриториальностью сети Интернет.
Активное участие в мероприятии приняли студенты Академии бюджета и казначейства Минфина России. Основной акцент в докладе М. С. Хамхоевой был сделан на стратегию налогообложения организаций нефтегазового сектора экономики России. Наряду с готовящимися изменениями и дополнениями налогового законодательства по налогу на добычу полезных ископаемых и экспортным пошлинам на нефтепродукты рассмотрена перспектива введения налога на сверхприбыль при эксплуатации месторождений углеводородного сырья. А. С. Папушина и Т. И. Степанчук свое выступление посвятили статистике налоговых поступлений. Они представили результаты анализа динамики доходов бюджета за 2005-2010 гг. как в целом по налоговой системе, так и в разрезе основных налоговых источников. Критическая оценка деятельности фирм-однодневок была дана М. Г. Добрыниной. На статистическом материале она показала их пагубную роль в экономике страны. Проблемы налогообложения недвижимости были затронуты К. И. Пыренковой. Рассмотрев зарубежный опыт и проведя анализ сложившейся отечественной практики имущественного налогообложения, она обосновала целесообразность введения налога на недвижимость в России.
Особенностям налогообложения лизинговых операций был посвящен доклад Е. Р. Мамченковой. Она подчеркнула, что проблемы в области налогообложения лизинговых операций являются следствием сложного процесса реформирования системы налогообложения в Российской Федерации. Вместе с тем эффективное решение данных проблем будет способствовать развитию не только лизинговых операций, но и всей экономики страны. Способы псевдооптимизации НДС рассмотрели Н. А. Махнова, А. А. Михалева и О. В. Хитрикеева. Ими изучены такие схемы ухода от налогообложения, как использование фирм-однодневок, «буферных» организаций, дробление бизнеса, осуществление лжеэкспорта. Совершенствованию акцизов на нефтепродукты было посвящено выступление Е. О. Антоновой и А. К. Ваштай. Авторы доклада обосновали необходимость перехода в ближайшей перспективе от дифференциации ставок акцизов по показателю октанового числа на классы топлива. С учетом повышения акцизов на нефтепродукты обоснована целесообразность отмены транспортного налога.
По итогам работы круглого стола были выработаны рекомендации по совершенствованию налогового законодательства и налоговой политики.
Доклад
«Основные направления налоговой политики на 2011-2013 гг. и на ближайшую перспективу»
Л. И. Данилькевич,
заместитель начальника Сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Министерство финансов Российской Федерации с 2007 г. осуществляет подготовку проектов Основных направлений налоговой политики на предстоящий и два последующих года. Основные направления налоговой политики — один из тех документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. Данный документ позволяет наметить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что повышает экономическую стабильность и вносит определенность в условия ведения хозяйственной деятельности на территории нашей страны.
Первым документом подобного рода были разработанные Минфином России и в марте 2007 г. одобренные на заседании Правительства Российской Федерации Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы, в которых были определены ориентиры развития налоговой системы на этот период, а именно:
— отказ от повышения налогового бремени и возможность его дальнейшего снижения в среднесрочной перспективе;
— необходимость осуществления выбора между снижением прямых или косвенных налогов;
— стимулирование инновационной деятельности путем снижения налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта;
— стимулирование субъектов малого предпринимательства в области инновационной и научной деятельности;
— создание ряда других стимулов, направленных на расширение спроса на научные исследования и инвестирование в науку и инновационную сферу;
— проработка вопроса о проведении переоценки основных фондов для целей обложения налогом на прибыль организаций и введение в бухгалтерский учет дополнительного метода начисления амортизации — списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
— решение ряда других вопросов: по ставке обложения налогом на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей; по уточнению порядка регистрации лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость; по совершенствованию налогообложения добычи твердых полезных ископаемых в части дифференцирования ставок налога на добычу полезных ископаемых.
Практика составления и утверждения Основных направлений налоговой политики была продолжена в последующие годы. В 2010 г. разработаны и утверждены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В трехлетней перспективе 2011—2013 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, — создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом, в отличие от предыдущих лет, налоговая политика в ближайшие годы впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе. С учетом того, что страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование составляют существенную часть фискальной нагрузки, Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов содержат предложения по исчислению и уплате страховых взносов. Предлагаемые в области налоговой политики меры учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы.
Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта (ВВП), в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36 % ВВП, что сопоставимо со средней величиной налоговой нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вместе с тем, учитывая, что в налоговой нагрузке, которая в целом достигла 36,8 % в 2007 г., конъюнктурная компонента (обусловленная в основном динамикой мировых цен на энергоносители) составила 8,3 % ВВП, структурная налоговая нагрузка на экономику России находилась на уровне 28,5 % ВВП.
Планируется внесение изменений в законодательство по налогам и сборам по следующим направлениям:
— налоговое стимулирование инновационной деятельности;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добавленную стоимость;
— акцизное налогообложение;
— введение налога на недвижимость;
— налогообложение имущества (в т. ч. земельных участков);
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— налогообложение в рамках специальных налоговых режимов;
— налоговое администрирование;
— создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В 2011-2013 гг. продолжится работа по совершенствованию налогового контроля над использованием трансфертных цен в целях налогообложения, направленная на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами. В налоговое законодательство вводится новый
институт «консолидированная группа налогоплательщиков». В рамках такой группы будет применяться специальный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Использование консолидированной отчетности снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками данной группы. Кроме того, создаются условия для объединения ряда процедур налогового администрирования путем переложения основных обязанностей по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, пени и штрафов на одно лицо — ответственного участника консолидированной группы.
Что касается страховых взносов, то с января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Он предусматривает отказ от уплаты единого социального налога и переход к страховому принципу формирования доходов системы обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования. Совокупный тариф страховых взносов на эти цели увеличится с 26 до 34 %, взносы будут начисляться на выплаты в размере до 415 тыс. руб. в год на одного работника (предельная граница по начислению за 2010 г.).
Большое внимание в 2011 г. и в среднесрочной перспективе предполагается уделить совершенствованию мер налогового администрирования. В Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов обращается внимание на то, что совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства — оно требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появления реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения.
Минфин России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти проводит большую работу по совершенствованию предоставления государственных услуг, в т. ч. в электронном виде, включая меры по регистрации налогоплательщиков и учету организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков. В целях облегчения для налогоплательщиков процедуры получения нужной информации и выполнения ряда требований, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, Минфин России разрабатывает Административные регламенты осуществления государственных функций (оказания услуг).
По существу, создается еще одна часть Налогового кодекса. Обобщенные Административные регламенты вполне могут стать дополнением к действующему Кодексу в качестве части законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, регламентирующей осуществление налоговых процедур.
Доклад
«Порядок взимания НДС и механизм контроля за его уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»
О. Ф. Цибизова. начальник Отдела косвенных налогов Минфина России
С1 июля 2010 г. вступили в силу международные акты, формирующие нормативно-правовую базу Таможенного союза, в частности соглашения, регламентирующие порядок применения НДС в торговых отношениях между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Они представлены двумя межправительственными и одним межведомственным протоколами, подписанными 11 декабря 2009 г.
Первый межправительственный протокол касается порядка взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров. Он регулирует вопросы налогообложения по товарам, которые реализуются внутри союза в условиях таможенного контроля и оформления.
Налоговые органы взимают косвенные налоги как по товарам, происходящим с территории государств — участников Таможенного союза, так и по тем, которые не происходят из этих стран. Главное условие — чтобы продукция реализовывалась с территории стран Таможенного союза. В Российской Федерации при импорте товара налоги всегда будет уплачивать его собственник, независимо от того, по какому договору — прямому или посредническому — он будет приобретать этот товар. При его ввозе на территорию России налог уплачивают все налогоплательщики нашей страны — как плательщики налога на добавленную стоимость (НДС), так и те лица, которые применяют специальные налоговые режимы: «упрощенку», «вмененку» и сельхозналог. Налоговая база определяется как стоимость товаров, которая отражена в договоре между продавцом и покупателем. В то же время этим первым межправительственным протоколом установлены особенности определения налоговой базы при приобретении товаров по бартерным договорам, по договорам товарного кредита, в случае ввоза продуктов переработки из давальческого сырья и при ввозе предметов лизинга.
Уплата налогов производится по ставкам, которые определены в гл. 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором приобретенные товары были поставлены на учет налогоплательщика. Единственная особенность по уплате НДС предусмотрена в отношении лизинговых договоров, в которых оговорен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Импортеры при ввозе товаров платят налог и отчитываются перед налоговыми органами, подавая им соответствующую налоговую декларацию. Вместе с ней представляется ряд подтверждающих фактическую уплату НДС документов, главным из которых является заявление. При подтверждении налоговым органом факта уплаты НДС на территории Российской Федерации налоговые органы проставляют на этом заявлении штамп, свидетельствующий о том, что налог полностью уплачен. Заявление покупатель товаров передает своему контрагенту, т. е. экспортеру на территории другого государства Таможенного союза, и для экспортера оно служит одним из основных документов, на основании которого он сможет получить у себя в стране право на применение нулевой ставки НДС и, соответственно, освобождение от уплаты акцизов. В случае неуплаты или неполной уплаты НДС на территории России в отношении импортеров применяются санкции, предусмотренные НК РФ.
Товары, указанные в ст. 150 НК РФ, освобождаются от уплаты НДС независимо от того, какими органами взимаются налоги таможенные или налоговые. Налогоплательщики, имеющие переплату НДС при реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, могут не уплачивать НДС при ввозе товаров с территорий государств — участников Таможенного союза. В этом случае переплата может быть зачтена в счет уплаты налогов при ввозе товаров из данных стран.
Что касается экспорта, то нулевая ставка НДС применяется в отношении всех товаров, которые реализуются в странах Таможенного союза, даже в отношении товаров, перечисленных в ст. 149 НК РФ. Если такие товары реализуются в третьи страны, то по отношению к ним применяется не нулевая ставка, а простое освобождение, не предусматривающее возмещения входного НДС. Таким образом, для стран Таможенного союза введен льготный режим налогообложения.
Протоколом установлен порядок применения нулевой ставки и представления документов для ее подтверждения в зависимости от договоров между продавцом и покупателем товаров. Чтобы получить подтверждение применения нулевой ставки, налогоплательщик должен представить в налоговые органы соответствующие документы. Как для импортера, так и для экспортера основным документом является заявление, которое ему передает контрагент, находящийся на другой территории, с отметками налоговых органов другого государства Таможенного союза, подтверждающего, что импортер, который купил российский экспортный товар, в полном объеме заплатил косвенные налоги при его ввозе на территорию Российской Федерации.
Возмещение входного НДС при применении нулевой ставки в этом случае происходит в том же порядке, который предусмотрен в НК РФ, т. е. в соответствии со ст. 171 и 172 — это порядок применения вычетов при экспорте товаров. Если у налогоплательщика получается отрицательная разница НДС, возмещение производится в соответствии с нормами ст. 176 и вступившей в силу с 1 января 2010 г. ст. 176.1. Срок представления документов — 180 дней с даты отгрузки товара. Если экспортер в этот период не сможет представить в налоговые органы все документы, налогоплательщик обязан заплатить в бюджет сумму налога по ставкам, установленным на территории Российской Федерации (10 или 18 %) за счет собственных средств. Если впоследствии эти документы будут представлены в налоговый орган, налогоплательщик, естественно, имеет право на возврат уплаченных сумм налога.
Второй межправительственный протокол регулирует взимание косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе. Его основные нормы посвящены определению места реализации работ, услуг: на территории какого
государства будут считаться реализованными работы, услуги в том случае, если продавец и покупатель находятся в разных государствах — участниках Таможенного союза. Эти нормы важны как для бюджета, так и для налогоплательщиков. Одни и те же услуги не должны облагаться налогом дважды, и в то же время не должна создаваться ситуация, когда услуга не облагалась ни на территории страны-продавца, ни на территории страны-покупателя.
Этим протоколом установлена нулевая ставка НДС в отношении услуг по переработке давальческого сырья. Имеются в виду те операции, когда один из хозяйствующих субъектов, находящихся на территории стран Таможенного союза, передает другому участнику Союза сырье на переработку. В этом случае тот, кто перерабатывает, будет получать право на применение нулевой ставки.
Третий протокол — это межведомственный протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов. Он заключен между налоговыми органами и устанавливает порядок обмена информацией о суммах косвенных налогов, которые уплачены в стране импортера. Обмен информацией должен происходить ежемесячно.