Научная статья на тему 'Налоговое воздействие как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности'

Налоговое воздействие как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1000
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое воздействие как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

111

УДК 339 ББК 65.428

НАЛОГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. Федоткин

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Псковский филиал 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, 24

Классическая литература по таможенному праву, как правило, выделяет два метода государственного воздействия на внешнеторговые отношения: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование. В основе таможенно-тарифного регулирования находятся экономические инструменты воздействия посредством применения таможенных пошлин. В основе нетарифного регулирования - административные рычаги/инструменты. Однако данная классификация методов государственного регулирования ВЭД в целом довольно условна и не точно отражает сложившуюся практику.

В качестве еще одного инструмента необходимо выделить применение государством налогового регулирования внешнеторговой деятельности. Современные теоретические школы таможенного дела относят налоговое воздействие как вид к нетарифному регулированию. Данный вид предусматривает отнесение взимание налогов как параллельное обложение некими обязательными платежами нетарифного характера. Данный вид даже получил название паратарифные платежи.

Казалось бы, с такой уже сформировавшейся и общепризнанной точкой зрения можно согласиться. Однако представляется, что административные регуляторы экономики, которым присуще применение запретов, ограничений, технических барьеров, фактически не соответствуют экономической природе налогообложения, которая базируется на экономической целесообразности исходя из баланса экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов. Необходимо подчеркнуть, что экономическая природа налогового воздействия выделяет применение налогов из системы нетарифного регулирования. По характеру взыскиваемых налогов, их роли, способу воздействия, а также наличию законодательно оформленной правовой базы эти инструменты государственного регулирования внешнеторговых отношений можно обоснованно выделить в самостоятельный метод.

Под налоговым воздействием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которого лежит ценовой фактор влияния, при котором поведение лица, ввозившего товары на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, «определяет структура себестоимости с учетом всех затрат при принятии решения о его продвижении на внутренний рынок» [1, ст. 158].

112

Государственное и муниципальное управление

Такое влияние проявляется взиманием налога на добавленную стоимость (далее НДС) и акциза при импорте товаров. Одновременно применение 0 ставки НДС и возврат ранее взысканных налогов при экспорте товаров является мощным рычагом, стимулирующим внешнеторговые операции отечественных товаров, высвобождая цены экспортных товаров от значительной части финансовых затрат - налоговой составляющей. Данное обстоятельство является признанным фактором, положительно отражающимся на конкурентной способности отечественных товаров.

Для понимания механизмов налогообложения при ввозе импортных товаров необходимо уяснить суть налоговой политики в нашей стране. Налоговая политика - составная часть финансовой политики государства. Она представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. Целями налоговой политики в РФ являются:

1) обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействие устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

К целям применения налогового воздействия на внешнеэкономические отношения относятся:

• защита национального производства от неблагоприятного воздействия международной конкуренции;

• формирование доходной части федерального бюджета;

• способствование привлечению иностранных технологий и инвестиций для технического перевооружения российского производства.

Под налогом принято понимать «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [2, ст. 8].

Налоги являются важнейшим звеном финансовой политики государства. В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах различаются налоги трех видов: федеральные налоги; налоги субъектов РФ; местные налоги. Налоговым компонентом таможенных платежей являются налоги, взи-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

113

маемые при осуществлении внешнеторговых операций, которые относятся к федеральному уровню (налог на добавленную стоимость и акцизы на отдельные группы и виды товаров).

Фактически налоговое регулирование положительно влияет на конкурентоспособность товаров отечественного производителя. Налоговое воздействие на внешнеторговую деятельность включает принципы этого воздействия, виды применяемых налогов и их ставок, принципы формирования базы для обложения при ввозе товаров, а также предоставления налоговых льгот.

О роли налогового воздействия как самостоятельного метода воздействия на внешнюю торговлю свидетельствует структура таможенных платежей, взыскиваемых при таможенном декларировании импортных товаров. Представим сводную таблицу государственных доходов РФ за последние четыре года и в них выделим долю таможенных платежей и долю налогов, взимаемых при таможенных правоотношениях.

Таблица 1. Информация о доходах федерального бюджета при осуществлении таможенного регулирования импорта товаров в РФ (млрд. руб.) [3].

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Общие доходы федерального бюджета 7337,7 8305,4 11366,0 12853,7

Сумма таможенных платежей 3519,76 4330,09 6029,32 6675,7

Сумма налогов, взимаемых при импорте товаров в РФ (НДС и акцизы) % от суммы все таможенных платежей 893,2 (25,37%) 1199,5 (27,7%) 1544,8 (25,6%) 1713 (25,6%)

НДС 873,4 1169,5 1497,2 1659,7

Акцизы 19,8 30,0 47,6 53,3

Ввозная таможенная пошлина 467,2 587,7 684,8 803,8

Сопоставление статистических данных свидетельствует о роли налогов, взимаемых при импорте товаров из третьих стран. Общий процент налогов составляет более 25% таможенных платежей. Суммы, взысканные в виде налога на добавленную стоимость, превышают суммы, идентифицированные в качестве ввозной таможенной пошлины. Таким образом, если рассматривать налоги как паратарифные меры, то по объему эти платежи имеют значительный удельный вес.

На систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности влияет участие РФ в Таможенном союзе. Не является исключением и налоговое воздействие. Однако следует учитывать, что формирование экономического пространства в рамках ЕврАзЭС осуществляется в разных сферах, и можно сказать, что интеграционные процессы осуществляются разноскоростными путями. Если на примере применения таможенно-тарифных мер в ТС процессы интеграции характеризуются Единым импортным тарифом и согласованными экспортными тарифами, единой системой нетарифного регулирования, то в отношении налогового регулирования следует выделить определенные особенности.

114

Государственное и муниципальное управление

Налоговое регулирование остается в исключительном ведении государств - членов ТС исходя из образования обязанности уплаты соответствующих налогов. Соответственно налоговое воздействие как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет национальные правовые системы, имеющие первостепенное значение. Однако при возникновении таможенных правоотношений в части налогового администрирования необходимо учитывать и национальную независимость налоговой системы, и единый порядок таможенного администрирования на всей территории ТС. Баланс национальных интересов и единой таможенной политики достигается четким разграничением сферы правоприменения.

Следует еще раз отметить, что формирование единого таможенного пространства обеспечивает свободное перемещение товаров, работ и услуг по территории стран - участниц данного интеграционного формирования без каких-либо внутренних барьеров и экономических рычагов участия государств, а также формирования единой тарифной политики во внешней торговле с третьими странами. Однако налоговое воздействие предполагает иное назначение, которое находится в сути налоговой политики.

Последние годы на фоне интеграционных успехов в ЕврАзЭС встречается мнение о необходимости поиска единых ставок налогов, применяемых при импорте товаров из третьих стран. Желание формирования единых ставок НДС на территории всех участников ТС на сегодня явно утопично. Необходимо учитывать различные уровни потребностей бюджетов государств -участников союза, а равно и возможностей их пополнения.

В то же время потребность унификации налоговых механизмов очевидна и данная задача представляется решаемой. Так, порядок взимания налогов в процессе таможенного администрирования с учетом формирования единого таможенного порядка обеспечения таможенных формальностей также унифицирован и приведен к единообразию. Правовым основанием этому служат положения раздела 2 ТК ТС и ряд межправительственных документов. К ним следует отнести:

- Межправительственное соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и услуг в ТС от 25 января 2008 г.;

- Протокол от 11 декабря 2009 года «О внесении изменений в соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и услуг в ТС от 25 января 2008 г.»;

- Протокол от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в ТС»;

- Протокол от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС»;

- Протокол от 11 декабря 2009 года «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Национальные правовые акты в таможенном деле также имеют применение в области налогового воздействия. Федеральный закон №311-ФЗ «О

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014. 115

таможенном регулировании в РФ» детализирует отдельные положения таможенного администрирования процесса начисления, уплаты и контроля уплаты налогов. Таможенное законодательство ТС соответствующими статьями ТК ТС устанавливает:

- виды налогов, уплачиваемых при возникновении таможенных правоотношений;

- порядок исчисления налогов при возникновении таможенных правоотношений (возникновение и прекращение обязанности уплаты налогов, порядок уплаты, сроки уплаты);

- способы обеспечения уплаты налогов;

- возврат сумм в виде излишне уплаченных налогов;

- порядок принудительного взыскания налогов.

Однако размер ставок налогов, особенности определения налоговой базы, порядок предоставления налоговых льгот в таможенном законодательстве относятся к ведению национального законодательства государств - членов ТС. Следовательно, значительная часть таможенного администрирования в части уплаты налогов основывается на положениях Налогового законодательства соответствующего государства. В РФ это соответствующие главы Налогового кодекса РФ.

Следовательно, систему правовых актов, регулирующих порядок начисления и взимания налогов в ТС, составляют:

- Таможенный кодекс Таможенного союза;

- Межправительственное соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС» и ряд протоколов на уровне правительств государств - членов ТС;

- национальное законодательство в сфере таможенного регулирования (в РФ - Федеральный закон №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»;

- национальное налоговое законодательство государства - члена ТС (в РФ - Налоговый кодекс РФ).

Однако первостепенное значение имеет налоговое законодательство, в части, не противоречащей международно-правовым актам.

Плательщиком акциза и налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу ТС является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, - декларант [4, ст. 79]. В отдельных случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РФ, налогоплательщиками также могут являться владелец таможенного склада, владелец СВХ, таможенный перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенной процедуры. Исходя из специфики налогообложения в случае отмены таможенного контроля и таможенного оформления налогоплательщиком признается предприятие (организация), получающее товары из-за пределов РФ. Налогооблагаемая база каждого вида взимаемого налога имеет свои особенности, требующие детализации в отдельных статьях.

Таможенное законодательство ТС прямо относит определение налоговой базы к ведению национального законодательства государств - членов

116

Государственное и муниципальное управление

союза [4, п. 3 ст. 75]. Следовательно, при определении налоговой базы необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса соответствующего государства, к юрисдикции которого относится их предоставление. В РФ это соответствующие статьи Налогового кодекса РФ.

Общим для налогообложения и взимания таможенной пошлины является срок их уплаты. Сроки уплаты налогов - составляющей таможенных платежей - определены в главе 11 ТК ТС. Исключение составляют случаи, когда в отношении определенных товаров, ввозимых в Россию из стран -участниц международных соглашений, предусматривающих отмену таможенного контроля и таможенного оформления, срок уплаты устанавливается: в отношении акцизов - в порядке, определяемом Правительством РФ; в отношении НДС в соответствии с п. 3 ст. 152 НК РФ одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия таких товаров получателем.

В качестве инструмента налоговой политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, допускается применение налоговых льгот. Законодательство РФ о налогах и сборах раскрывает содержание понятия «налоговые льготы» следующим образом: предоставляемые

отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [2, п. 1 ст. 56].

Таможенное законодательство ТС однозначно относит применение налоговых льгот в ведение национального законодательства государств - членов союза [4, п. 2 ст. 74]. Следовательно, при применении налоговых льгот, необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса соответствующего государства, к юрисдикции которого относится их предоставление. К налоговым льготам, применяемым при перемещении товаров через таможенную границу ТС в рамках таможенного дела, относятся: полное освобождение от уплаты налога; снижение ставки налогообложения; возврат сумм ранее взысканных налогов.

Налоговые льготы по каждому виду налога, взимаемого при перемещении товаров через таможенную границу, применяются при определенных условиях, определенные НК РФ. Одновременно следует учитывать общее правило, при котором налоги, как и иные таможенные платежи, не взимаются. Налоги не уплачиваются в случае, если общая таможенная стоимость декларируемой партии товаров не превышает сумму, эквивалентную 200 евро [4, пп.2 п. 3 ст.80].

Взиманием налогов в РФ при перемещении товаров через таможенную границу ТС занимаются исключительно ФТС России и ее территориальные органы. Таможенным органам предоставлено право принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.

117

Подводя итог можно предложить следующие выводы:

1. Налогообложение при перемещении товаров через таможенную границу ТС - это метод воздействия на внешнеторговую деятельность.

2. Применение налогового воздействия выравнивает налоговую нагрузку между отечественными и иностранными товарами.

3. Применение налогового воздействия осуществляется посредством обложения товаров налогом на добавленную стоимость и акцизами в определенных процедурах при импорте товаров, предоставлением налоговых льгот и возвратом НДС и акцизов при экспорте товаров.

4. Налоговое регулирование регламентируется национальными законодательствами государств - членов ТС. В РФ - налоговым законодательством РФ, в частности - НК РФ.

5. Порядок уплаты, взыскания налогов при импорте товаров основывается на едином порядке уплаты таможенных платежей, регламентируемом ТК ТС.

6. Налоговое администрирование при осуществлении таможенных операций возложено на таможенные органы государств - членов ТС. В РФ - на Федеральную таможенную службу и ее территориальные подразделения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенная и торговая терминология: Словарь-справочник внешнеторговых терминов и определений. Краснодар: Дон, 2007.

2. Налоговый кодекс РФ. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения

12.12.2013) .

3. Сайт Казначейства РФ. URL: http://www.roskazna.ru/ дата обращения 15.12.2013).

4. Таможенный кодекс ТС. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения

10.12.2013) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.