Научная статья на тему 'Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование'

Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование»

о

У

X

I-

X

с;

О

С

IP—

fczl

0

1

о

с;

110

предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр [1].

Введение данного налога, вместо платежей, взимавшихся с разработчиков недр ранее, существенно изменило систему налогообложения природных ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых объединил в себе три взимавшихся ранее налога:

- налог за пользование недрами (роялти);

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых [2].

Порядок определения количества добытой минеральной воды установлен статьей 339 НК РФ. Пункт 7 этой статьи оговаривает, что "при определении количества добытого полезного ископаемого учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Количество добытой минеральной воды может определяться прямым или косвенным методом [1].

Очень важно, при выборе организацией-на-логоплательщиком метода определения количества добытой минеральной воды, определить наиболее рациональный, так как он обязательно фиксируется в ее учетной политике и не подлежит изменению, в течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого [1]. Единственное исключение из этого правила - внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. Однако изменение технологий требует значительных инвестиционных вложений и не всегда возможно ввиду специфических особенностей организации.

Прямой метод предполагает определение количества добытой минеральной воды путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный - это метод, при котором

количество минеральной воды определяется по данным о ее содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

При применении прямого метода, организациями производящими минеральные воды, должны учитывать фактические потери минеральной воды (пункт 3 статьи 339 НК РФ). Налогообложению подлежит расчетное количество минеральной воды, на которое уменьшаются её запасы. Нормативные потери минеральной воды (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.), поэтому чрезвычайно важно отражать их в отчетности и на счетах бухгалтерского учета правомерно. Для отражения этих платежей целесообразно ввести в рабочий план счетов субсчет к счету 68 и включать специальную статью калькуляции в бюджетные и фактические отчеты о себестоимости продукции.

При осуществлении налогоплательщиком добычи минеральной воды и последующей расфасовкой воды в бутылки часто возникают споры с налоговыми органами по вопросу включения в налоговую базу стоимости бутылок, в которые разливается минеральная вода. В соответствии с нормативными документами стоимость бутилирования не подлежит включению в цену реализации минеральной воды, а налоговая база должна определяться налогоплательщиком исходя из расчетной стоимости минеральной воды.

Организации, занимающиеся розливом природных минеральных (столовые, лечебно-столовые и лечебные) вод, относят платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в себестоимость выпускаемой продукции. Поэтому правильность расчета влияет на величину показателя себестоимости продукции, ее конкурентоспособность на рынке (учитывая более низкую стоимость пресных и искусственно-минерализованных вод) и чистую прибыль организации.

Литература

1. Налоговый кодекс. Часть вторая. Глава 26, в редакции с 01.07.1 1 г.

2. Колесник М.А. Налог на добычу полезных ископаемых: порядок исчисления и уплаты // Российский налоговый курьер. - 2004. - № 23

3. Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник. - 2007. -№ 2.

INDIRECT TAXES AND EXCISES: EVOLUTION AND ENHANCEMENT Sinitsyna Irina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor Borovko Lyudmila Viktorovna, post-graduate student,

Nevinnomyssk State Gumanitarno-Technical Institute, Nevinnomyssk

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И АКЦИЗЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

УДК 336.226

Налоговая система как важнейшая часть финансовой и экономической системы государства представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Обозначенные структурные элементы налоговой системы можно рассматривать обособленно и во взаимосвязи друг с другом, что позволяет более полно и глубоко раскрыть их содержание и роль в социально-экономическом развитии страны.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, косвенные - связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, связаны с процессом использования прибыли или расходами налогоплательщика.

Косвенные налоги по объектам взимания делятся на:

1) акцизы - акцизы и НДС как универсальный акциз;

2) фискальная монополия - это монопольное право государства на производство и реализацию определенных товаров (в настоящее время практически не используется);

3) таможенная пошлина.

Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира является индивидуальный акциз, обладающий высоким фискальным и регулирующим потенциалом. Основными отличиями акцизов от прочих налогов на потребление являются их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг). Акциз включается в цену товара и изымается в бюджет у производителя продукции.

Акцизами называются косвенные налоги, уплачиваемые в бюджет, как правило, непосредственным производителем подакцизных товаров при их реализации и таможенным перевозчиком в момент пересечения таможенной границы при ввозе товаров на таможенную территорию государства.

Природа акциза как косвенного налога заключается в том, что он учитывается в отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем. Изначально акцизное обложение было призвано сдерживать потребление "социально вредных товаров". В Российской Федерации акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий [2].

В соответствии со статьей 181 НК РФ к подакцизным (облагаемым акцизом) относятся следующие виды товаров:

- спирт этиловый из всех видов сырья;

- спирт коньячный;

- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);

- табачная продукция;

- автомобили легковые;

- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

© Синицына И.В., 2011 © Боровко Л.В., 2011

СИНИЦЫНА

Ирина

Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент

111

БОРОВКО

Людмила

Викторовна,

аспирант,

Невинномысский

государственный

гуманитарно-

технический

институт,

Невинномысск

о

У

X

I-

X

с;

О

С

ІР—

ь^1

0

1

о

с;

112

- автомобильный бензин;

- дизельное топливо;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин - бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, кроме бензина автомобильного и продукции нефтехимии [2].

Посредством акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи.

Налог с продаж - является одним из основных видов косвенных налогов, взимаемый на стадии потребления со стоимости произведенных товаров, работ, услуг. Возник в период первой мировой войны и позднее получил широкое распространение во многих государствах. Рост поступлений этого налога обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен и в результате расширения объектов налогообложения. Основной недостаток данного налога состоит в том, что он взимается не со всех товаров, а только с тех, которые находятся в конце технологической цепочки. Налог с продаж является разновидностью налога с оборота, взимаемого при каждом случае реализации (на всех этапах производства) без механизма зачета уплаченного ранее налога. В настоящее время он присутствует, как правило, в налоговых системах тех государств, в которых не взимается налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость является налогом на потребление. При этом, несмотря на предполагаемое переложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить в бюджет сумму налога, равную произведению налоговой ставки на стоимость товара, добавленную налогоплательщиком в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косвенный налог (налог с оборота) в основном реализуется в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки и табачные изделия и фактически представляют собой налог на группы населения, которые больше покупают налогооблагаемые товары. Косвенные налоги выступают в трех видах:

- акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства;

- налог на добавленную стоимость - является частью вновь созданной стоимости;

- таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета государства.

Недостатком косвенных налогов является их регрессивный характер: доля косвенных налогов в доходах низкодоходных групп населения выше, чем высокодоходных.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. В 2009 году были приняты изменения в Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 20102012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.

Также в 2010 году были внесены изменения в соответствующую главу Налогового кодекса, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртсодержащей продукции вместо спирта [4].

Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин - целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара - необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.

Принцип взимания акцизов на некоторые виды минерального сырья (нефть, включая газовый конденсат, природный газ) предполагается оставить без изменений - налог взимается с предприятий, осуществляющих добычу или транспортировку этого сырья. Исключение составляют предприятия, добывающие подакцизные виды минерального сырья на условиях раздела продукции, если уплата акциза является частью соглашения.

По импортным подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию России, кроме автомобилей, акциз необходимо взимать с лица, осуществляющего импорт подакцизного товара, одновременно с таможенными пошлинами и НДС. В случае импорта подакцизных товаров, маркированных акцизными марками, ранее приобретенных в счет авансового плате-

жа использовать марки для зачета, уплаченного с их помощью налога.

С целью устранения имеющихся противоречий необходимо уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров; осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

При этом в области индексации ставок акцизов необходимо реализовать следующую политику:

- в отношении нефтепродуктов - сохранение действующей величины ставок на 2010 г. с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие годы. Как и было предусмотрено ранее, в последующем будет осуществлен переход к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости от экологического класса автомобильного бензина и дизельного топлива(при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации);

- в отношении табачных изделий - индексация специфических ставок повышенными темпами по сравнению с предусмотренными действующей редакцией Налогового кодекса, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год.

С 1 января 2010 года вступили в силу существенные поправки, внесенные в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ. В результате изменен порядок исчисления и уплаты акцизов, а их ставки возросли практически по всем видам подакцизных товаров [4].

Федеральный закон от 28.11.2009 г. №282-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 и главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Закон №282-ФЗ) разработан и принят во исполнение Основныхнаправлений Налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [3]. Этот закон предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010-2012 годы (табл. 1).

Законом предусматривается проиндексировать специфические ставки акцизов на подак-

цизные товары на 10% по отношению к ихуров-ню предыдущего года, за исключением алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, вин, пива, а также табачной продукции.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 9% на 2010 г. и 2011 г. предлагается сохранить на прежнем уровне. На 2012 г. ставки предлагается проиндексировать на 10% к уровню 2011 г. Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта до 9% включительно, спиртосодержащую продукцию и вино на 2010-2012 гг. предлагается индексировать в среднем на 30%, на пиво - на 50%.

Таблица 1 - Ставки акцизов Российской Федерации, 2010-2013 гг.

Виды подакцизных товаров 2010 2011 2012 2013

Спирт этиловый из всех видов сырья, спирт коньячный, за литр без.э.с. 30,5 руб. 34 руб. 37 руб. 40 руб.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за литр 210 руб. 231 руб. 254 руб. 280 руб.

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, за литр 158 руб. 190 руб. 230 руб. 245 руб.

Вина натуральные, за литр 3,5 руб. 5 руб. 6 руб. 7 руб.

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие, за литр 14 руб. 18 руб. 22 руб. 24 руб.

Пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно, за литр 0 руб.

Пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно, за литр 9 руб. 10 руб. 12 руб. 13 руб.

Пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6%, за литр 14 руб. 17 руб. 21 руб. 23 руб.

Табактрубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, кг 422 руб. 510 руб. 610 руб. 650 руб.

Сигары, шт. 25 руб. 30 руб. 36 руб. 39 руб.

Сигариллы (сигареты), биди, кретек, 1000 шт. 360 руб. 435 руб. 530 руб. 565 руб.

Сигареты с фильтром, 1000 шт. 205 руб.+ 6,5% расчетной стоимости, но не менее 250 руб. 280 руб. + 7% расчетной стоимости, но не менее 360 руб. 360 руб.+7,5% расчетной стоимости, но не менее 460 руб. 460 руб. + 8% расчетной стоимости, но не менее 590 руб.

Сигареты без фильтра, папиросы, 1000 шт. 125 руб.+ 6,5% расчетной стоимости, но не менее 155 руб. 250 руб.+ 7% расчетной стоимости, но не менее 310 руб. 360 руб.+7,5% расчетной стоимости, но не менее 460 руб. 460 руб. + 8% расчетной стоимости, но не менее 590 руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) вкл., 0,75 кВт, (л.с.) 0 руб. за 0,75 кВт

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно, 0,75кВт (л.с.) 23,9 руб. 27 руб. 29 руб. 31 руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112.5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112.5 кВт (150 л.с.), 0,75кВт (л.с.) 259 руб. 260 руб. 285 руб. 302 руб.

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, т 3246 руб. 4 681 руб. 6 072 руб. 7 509 руб.

Прямогонный бензин, тонн 4290 руб. 6 089 руб. 7 824 руб. 9 617 руб.

113

В отношении сигарет (папирос) закон предусматривает увеличение размера адвалорной составляющей ставки акциза, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, на 0,5% ежегодно, а специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром - в среднем на 30%, на сигареты без фильтра (папиросы) - на 50%.

о

У

X

I-

X

с;

О

С

ІР—

0

1

о

с;

Щ

Депутаты приняли поправку, согласно которой предлагается сделать подакцизными курительные смеси - биди и кретек. Эти товары будут облагаться такими же ставками, как и сигарил-лы.

В соответствии с документом, будут также проиндексированы акцизы на моторное топливо в 2010 г. в среднем на 8%, а в 2011 г. - на 7%.

Кроме того, законом предусматривается введение ограничения вычета акциза по подакцизному сырью в случае использования спиртосодержащей продукции для производства крепкой алкогольной продукции в размере суммы акциза по этиловому спирту.

Также закон изменяет сроки уплаты акцизов: вместо действующего порядка уплаты акциза равными долями не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным месяцем, и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным месяцем, устанавливается единая дата уплаты акцизов - не позднее 25 числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом. Для налогоплательщиков, имеющих свидетель-

ства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и с денатурированным этиловым спиртом, сохраняется действующий срок уплаты акциза - не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Примечания:

1. Федеральный закон от 28.1 1.2009 г. №282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 27.1 1.2010 г. №306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Ивлиева М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации / / Сайт Информационной аналитической системы 1С Консалтинг. Стандарт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ырр://пСз-<з.ги.

4. Концепция реформирования акцизного нало-

гообложения // Сайт Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buagetrf.ru/

РиЫ1саКопз/Апа!уз1з/1еУап_1е^25090/ап_1е^. Ыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.