Научная статья на тему 'Анализ спроса и предложения на рынках аддиктивных товаров'

Анализ спроса и предложения на рынках аддиктивных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2648
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АКЦИЗНАЯ НАГРУЗКА / СКРЫТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОР НЕЛЕГАЛЬНОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иншаков О.В., Скоков Р.Ю.

В статье с помощью статистического, графического, функционального методов исследованы динамика спроса и цены алкогольной продукции, ценовая эластичность, изменение выручки при эластичном и неэластичном спросе, распределение акцизной нагрузки между производителем и потребителем, связь между акцизной нагрузкой и уровнем скрытой деятельности, между легальным и нелегальным рынками алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса и предложения на рынках аддиктивных товаров»

Анализ рынка

УДК 339.166.8:658.62:663.2/. 5

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКАХ АДДИКТИВНЫХ ТОВАРОВ

О. В. ИНШАКОВ,

доктор экономических наук, профессор, ректор E-mail: rector@volsu. ru

Р. Ю. СКОКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: rskokov@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье с помощью статистического, графического, функционального методов исследованы динамика спроса и цены алкогольной продукции, ценовая эластичность, изменение выручки при эластичном и неэластичном спросе, распределение акцизной нагрузки между производителем и потребителем, связь между акцизной нагрузкой и уровнем скрытой деятельности, легальным и нелегальным рынками алкогольной продукции.

Ключевые слова: эластичность спроса, алкогольная продукция, акцизная нагрузка, скрытая деятельность, фактор, нелегальный рынок.

В экономической литературе используется целый ряд видов классификации товаров народного потребления продовольственного и непродовольственного назначения: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая. Основными классификационными признаками пищевых продуктов являются: назначение (массового потребления, лечебные и лечебно-профилактические, детского питания); исходные материалы (сырьевой состав); область применения; способ производства (особенности технологии); особенности происхождения; транспортабельность и др. При управлении логистикой, запасами, произ-

водством, сбытом и снабжением в соответствии с решаемыми задачами выделяют следующие классификации: по доходности (ABC), по стоимости единицы товара (HML), по ритмичности спроса (XYZ), по популярности (FMR), по необходимости (VEN), по сезонности (SOS), по типам источников закупки (SDF), по видам поставки (GOLF) и др.

Среди множества товаров продовольственного назначения следует выделить особую классификационную группу неординарных потребительских товаров, отличающихся специфическими последствиями при их потреблении - психоактивные продукты: алкогольную продукцию, табачные изделия, наркотические лекарственные средства. Эти товары относятся к аддиктивным агентам, изменяющим психическое состояние, вызывающим аддиктивное поведение.

Экономические исследования рынка аддиктив-ных товаров весьма разнообразны: от изучения пове -дения потребителя, его реакции на изменение цены и предложения, на разрешение (запрет) рекламы до оценок необходимости и эффективности государственного вмешательства [6, с. 64]. Сложность проблемы определяется тем, что потребление алкоголя и курение оказывают, с одной стороны, долгосрочное отрицательное влияние на здоровье населения, а

значит, и экономику, а с другой - приносят большие прибыли производителям, создают значительное количество рабочих мест, потенциально могут обеспечить немалые поступления в бюджет.

В исследовании рассмотрены следующие вопросы:

- влияние роста цены на изменение спроса на легальном и нелегальном рынках крепкой алкогольной продукции;

- оценка степени ценовой эластичности или неэластичности спроса и предложения на легальную и нелегальную крепкую алкогольную продукцию;

- анализ показателей расходов потребителей при изменении цены легальной, нелегальной крепкой алкогольной продукции;

- распределение бремени акцизного налога между производителем и потребителем;

- расчет акцизной нагрузки и сравнение ее изменения с динамикой скрытой деятельности в ликероводочной отрасли;

- зависимость между легальным и нелегальным рынками;

- определение эффективной ставки акциза;

- характеристика контрактных отношений между участниками незаконной деятельности;

Динамика спроса и цены на к

- выявление факторов формирования нелегального рынка;

- определение места государства в регулировании рынка крепкой алкогольной продукции. Методология исследования опирается на

статистический, графический, функциональный методы, системный подход.

С экономической точки зрения спрос и предложение на данные товары изучают так же, как и на обычные потребительские товары. В соответствии с законом спроса рост цен посредством увеличения налогообложения ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. В соответствии с законом предложения с повышением цен возрастает величина предложения. Исходя из этого, рост цен на спиртные напитки и сигареты посредством налогообложения производства, либо оборота, либо розничной реализации должен приводить к снижению их потребления из-за снижения дохода. Исследуем, применимо ли это к рынку алкогольной продукции, которая традиционно облагается косвенным налогом - акцизом.

В табл. 1 отражена динамика спроса и цены на крепкую алкогольную продукцию.

Анализ изменения в 1992-2010 гг. цен и спроса на легальном и нелегальном рынках сбыта крепкой

Таблица 1

ткую алкогольную продукцию

Год Количество реализуемой продукции, млн дкл в год Цена за 1 л продукции, руб. Действие закона спроса на продукцию

на легальном рынке на нелегальном рынке всего на легальном рынке на нелегальном рынке средняя на легальном рынке на нелегальном рынке в целом

1992 151,7 - 151,7 0,5 - 0,5 - - -

1993 157,1 20,9 178,0 4,3 0,4 3,8 Нет Нет Нет

1994 124,8 78,2 203,0 8,5 0,4 5,4 Да Нет Нет

1995 149,7 135,3 285,0 20,2 1,0 11,1 Нет Нет Нет

1996 69,1 137,2 206,3 35,4 3,3 14,0 Да Нет Да

1997 79,8 134,9 214,7 38,1 10,7 20,9 Нет Да Нет

1998 85,8 131,7 217,5 47,0 15,8 28,1 Нет Да Нет

1999 132,8 90,7 223,5 64,8 26,1 49,1 Нет Да Нет

2000 121,5 93,1 214,6 84,1 30,9 61,0 Да Нет Да

2001 129,7 79,4 209,1 94,8 38,0 73,2 Нет Да Да

2002 136,3 75,0 211,3 102,5 39,5 80,2 Нет Да Нет

2003 134,2 82,2 216,4 116,5 44,0 88,9 Да Нет Нет

2004 134,8 73,8 208,6 134,9 50,6 105,1 Нет Да Да

2005 134,7 68,8 203,5 148,9 57,3 117,9 Да Да Да

2006 118,8 78,4 197,2 166,0 65,7 126,1 Да Нет Да

2007 130,2 54,4 184,6 181,7 77,5 151,0 Нет Да Да

2008 119,0 58,2 177,2 203,0 90,2 166,0 Да Нет Да

2009 110,6 55,5 166,1 213,8 91,1 172,8 Да Да Да

2010 103,3 54,5 157,8 230,2 96,0 183,8 Да Да Да

Источник: данные Росстата. URL: gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/#.

алкогольной продукции (водки и ликероводочных изделий) позволяет сделать следующие выводы:

- на легальном рынке 9 лет связь между ценой и спросом была обратной и 9 лет - прямой;

- на нелегальном рынке 10 лет связь между ценой и спросом была обратной и 8 лет - прямой;

- в целом на рынке 10 лет связь между ценой и спросом была обратной и 8 лет - прямой. Экономическая сущность налогов была исследована в работах английских экономистов А. Смита, Д. Рикардо, В. Петти [1], Д. Кейнса, американских -Э. Селигмена [9, с. 91], К. Макконнелла, Дж. Ю. Стиг-лица, русских - Н. Тургенева [5, с. 654-658], М. Сперанского, Ю. Витте.

Основной чертой налоговой системы России ХУШ в. было взимание косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны (1764 г.). Почти половину этой суммы приносили питейные налоги [2, с. 209]. По официальным статистическим данным, доля доходов от алкоголя в общей величине налоговых доходов в XIX в. составляла 17-35 %, в СССР с 1923 г. по 1930 г. - 7-23 %, с 1931 г. по 1991 г. доля доходов от алкоголя в общей величине доходов -4-15 %, с 1992 г. по 2010 г. доля поступлений акциза от продажи спирта и ликероводочных изделий в общих налоговых доходах - 1-3 %.

Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на

продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей устанавливать акцизные налоги на такие продукты, спрос на которые неэластичен. Этими товарами являются алкогольные напитки, табак.

Измерим степень чуткости потребителей к изменению цены алкогольной продукции на основе концепции ценовой эластичности спроса. Сопоставление динамики цен и объемов потребления водки и ликероводочных изделий позволит оценить эластичность спроса во временном масштабе. Если при увеличении цены на напитки объемы продаж уменьшаются незначительно, следует говорить о малой эластичности спроса (спрос неэластичный). В случае, когда увеличение цены ведет к существенному снижению объемов продаж, спрос можно назвать эластичным [4, с. 206-207].

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измерена при помощи коэффициента Еd, исчисляемого по формуле Изменение количества

Ed =

реализуемой продукции Изменение цены

Сумма количеств / 2 / Сумма цен / 2

Данные ценовой эластичности или неэластичности спроса представлены в табл. 2.

Оценка эластичности спроса в 1993-2010 гг. на водку и ликероводочные изделия на легальном и

Таблица 2

Ценовая эластичность на крепкую алкогольную продукцию в 1993-2010 гг.

Год Коэффициент эластичности продукции Ей Эластичность продукции

Легальная Нелегальная Всего Легальная Нелегальная Всего

1993 0,02 1,00 0,10 Неэластичная Эластичная Неэластичная

1994 -0,35 52,95 0,39 Неэластичная Эластичная Неэластичная

1995 0,22 0,65 0,48 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

1996 -1,35 0,01 -1,38 Эластичная Неэластичная Эластичная

1997 1,93 -0,02 0,10 Эластичная Неэластичная Неэластичная

1998 0,35 -0,06 0,04 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

1999 1,34 -0,75 0,05 Эластичная Неэластичная Неэластичная

2000 -0,34 0,15 -0,19 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

2001 0,54 -0,77 -0,14 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

2002 0,63 -1,46 0,12 Неэластичная эластичная Неэластичная

2003 -0,13 0,86 0,23 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

2004 0,03 -0,76 -0,22 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

2005 -0,00 -0,58 -0,22 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

2006 -1,15 0,96 -0,47 Эластичная Неэластичная Неэластичная

2007 1,02 -2,19 -0,37 Эластичная эластичная Неэластичная

2008 -0,81 0,44 -0,43 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

2009 -1,42 -4,66 -1,60 Эластичная Эластичная Эластичная

2010 -0,93 -0,34 -0,83 Неэластичная Неэластичная Неэластичная

Источник: данные Росстата. URL: М1р://%'%глг. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/#.

нелегальном рынках позволяет сделать следующие выводы:

- спрос на легальную водку и ликероводочные изделия 12 лет был неэластичным и 6 лет -эластичным;

- спрос на нелегальные крепкие изделия 13 лет был неэластичным и 5 лет - эластичным;

- спрос на легальную и нелегальную водку и ликероводочные изделия в целом 16 лет был неэластичным и 2 года - эластичным. Анализ показателей выручки или расходов с

точки зрения потребителей в случае изменения цены легальной, нелегальной крепкой алкогольной продукции приводится в табл. 3.

Из данных табл. 3 следует, что в ситуациях, когда связь между ценой и спросом обратная, при неэластичном спросе рост цены всегда приводит к росту выручки (расходов), при эластичном спросе рост цены всегда приводит к снижению выручки (расходов).

Когда связь между ценой и спросом прямая, при неэластичном спросе рост цены всегда приводит к росту выручки (расходов потребителей), при эластичном спросе рост цены всегда приводит к росту выручки.

Необходимо расширение представления о бремени акцизного налога и его распределении между производителем и потребителем путем осуществле-

ния детального анализа и оценки отрицательного эффекта как для производителя, так и для общества, исходя из ситуации, сложившейся на рынке водки и ликероводочных изделий.

Графики эластичного и неэластичного спроса на продукцию представлены на рис. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 1 показано, что при эластичном спросе по сравнению с неэластичным увеличение цены Р приводит к большему сокращению потребления Q. Также различается распределение акцизной нагрузки между потребителем и производителем при эластичном и неэластичном спросе на продукцию. В ситуации, когда спрос относительно эластичен, небольшая часть налога (РРе) возлагается на потребителя, а большая (РРа) - на производителя. Обратная тенденция наблюдается при относительно неэластичном спросе, где большая часть налога (РР) возлагается на потребителей и только небольшая часть (РРЬ) выплачивается производителями. Следовательно, чем менее эластичен спрос на продукцию, тем меньше изменяется потребление при увеличении цены и тем большая часть налогового бремени ложится на потребителей при условии, что предложение является постоянным.

На рис. 2 представлены графики эластичного и неэластичного предложения на продукцию.

На рис. 2 видно, что при эластичном предложении по сравнению с неэластичным увеличение цены

Таблица 3

Изменение по сравнению с предыдущим годом выручки от продажи крепкой алкогольной продукции при эластичном и неэластичном спросе в 1993-2010 гг.

Год Эластичность продукции Изменение выручки от продажи продукции, млрд руб.

Легальная Нелегальная Всего Легальная Нелегальная Всего

1993 Неэластичная Эластичная Неэластичная 6,0 0,1 6,0

1994 Неэластичная Эластичная Неэластичная 3,8 0,2 4,1

1995 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 19,7 1,0 20,7

1996 Эластичная Неэластичная эластичная -5,9 3,2 -2,7

1997 Эластичная Неэластичная Неэластичная 6,0 10,0 16,0

1998 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 9,9 6,4 16,3

1999 Эластичная Неэластичная Неэластичная 45,8 2,9 48,7

2000 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 16,0 5,0 21,1

2001 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 20,8 1,4 22,1

2002 Неэластичная Эластичная Неэластичная 16,9 -0,5 16,3

2003 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 16,5 6,5 23,0

2004 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 25,6 1,2 26,9

2005 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 18,7 2,0 20,7

2006 Эластичная Неэластичная Неэластичная -3,4 12,1 8,7

2007 Эластичная Эластичная Неэластичная 39,3 -9,3 30,0

2008 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 5,1 10,3 15,4

2009 Эластичная Эластичная Эластичная -5,2 -1,9 -7,1

2010 Неэластичная Неэластичная Неэластичная 1,3 1,8 3,1

Источник: рассчитано авторами.

РА

Ре Р

Ра

Налог

£

Р

Р<

Р Рь

Налог

5

Q

а

б

Источник: [4, с. 207].

Рис. 1. Эластичность спроса и распределение косвенного налога: а - эластичный спрос и налоги; б - неэластичный спрос и налоги (Р - цена; Q - потребление; - налог; Б - спрос)

Р

Ре

Р Ра

Р

St

S

Р; Р

Рь

О

Q2 Ql

Q

Источник: [4, с. 208].

Рис. 2. Эластичность предложения и распределение косвенного налога: а - эластичное предложение и налоги; б - неэластичное предложение и налоги (обозначения символов см. рис. 1)

Р приводит к большему росту производства продукции Q. При эластичном предложении большая часть налога РРе перекладывается на покупателей и небольшая доля РРа - на производителей. Когда предложение неэластично, наблюдается обратная ситуация. В результате, чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос является постоянным.

Очевидно, что на легальном алкогольном рынке предложение неэластично, поскольку государство

лицензированием, минимальной величиной уставного капитала и прочими условиями ограничивает количество производителей во избежание роста предложения.

Графики наглядно показывают обстоятельства выбора государством товаров для обложения косвенными налогами с целью пополнения бюджета. Облагая акцизом крепкую алкогольную продукцию, государство предполагает, что цена не является самой важной детерминантой покупаемого продукта.

Взимаемый в госу-арственный бюджет кцизный налог с алко-ольной продукции не отражает ни эффектив-ости производства, ни потребительских свойств продукции, а является ледствием особых условий его производства реализации. Акцизы увеличивают цену продукции и оплачиваются потребителем [7], а включение в базу обложения налогом на добавленную стоимость суммы акциза приводит к двойному налогообложению. В структуре минимальной отпускной цены производителя водки в 2011 г. (77,7 руб. за 0,5 л), утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 06.12.2010 N° 63н «Об установлении и введении с 1 января 2011 года минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка)», доля косвенных налогов (акциза и НДС) составляла около 70 % (54 руб.), себестоимости -25 % (19 руб.), а прибыли - всего лишь 5 % (4 руб.). Это обстоятельство ограничивало возможности

D

Q2 Ql

Q

б

о

о

0

0

предприятия влиять на уменьшение цены за счет снижения размера прибыли и себестоимости. В этой ситуации в условиях ежегодного повышения ставки акциза при довольно низкой эффективности производства единственным вариантом сохранения прежнего уровня прибыли является увеличение производителем цены изделия не менее чем на величину прироста налога. В результате все налоговое бремя автоматически перекладывается на плечи потребителя, и при каждом очередном повышении налога эта нагрузка возрастает.

Динамика изменения величины акцизной нагрузки на покупателя водки и уровень скрытой деятельности представлена на рис. 3.

Расчет акцизной нагрузки Ан в рублях осуществлен по формуле

Акциз + НДС

А, =

-100%.

Потребительская цена изделия Исчисление этого показателя и сравнение его с расчетным уровнем скрытой деятельности за ряд лет, представленные на рис. 3, показывают, что 13 из 17 лет связь между уровнем акцизной нагрузки и скрытой деятельностью была прямой. С 1997 г. отмечается снижение акцизной нагрузки на потребителя с 76 % в 1996 г. до 44 % в 1999 г., что обусловлено переходом от адвалорных ставок акциза к фиксированным

90 -г

80 70 60 50 40 30 20 10

ставкам за единицу безводного этилового спирта, содержащегося в готовой алкогольной продукции. Эта мера привела к сокращению скрытой деятельности соответственно с 67 до 41 %.

В последние годы акцизная нагрузка в ликеро-водочной отрасли составляет 40-45 %. Ставки акциза являются определяющими в цене, что ограничивает возможность производителей влиять на нее за счет изменения размера прибыли и себестоимости, поэтому все налоговое бремя перекладывается на потребителя. Ежегодный рост цены на алкогольную продукцию не приводит к расширению предложения, поскольку происходит главным образом вследствие индексации акциза, увеличения дохода государства, а не производителей. Однако это относится только к легальному рынку, поскольку для изготовителей, не уплачивающих акциз, очередная его индексация дает возможность увеличить доход за счет роста продаж или цены, исходя из поведения легальных производителей, которые вынуждены увеличивать цену на прирост акциза. В результате рост цены вследствие индексации акциза мотивирует нелегальных участников рынка расширять (или как минимум сохранять) предложение.

В монографии [10] авторы приходят к выводу, что «развитие теневой экономики в ликероводочной

70

60

50

40

30

20

10

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

■ Акцизное бремя на потребителя, %

1 Скрытая деятельность, %

Источник: рассчитано авторами.

Рис. 3. Динамика изменения акцизной нагрузки (левая шкала) и скрытой деятельности (правая шкала) в ликероводочном производстве в 1992-2010 гг., %

отрасли имеет прямую связь с увеличением ставки налога. Любое увеличение налоговой нагрузки влечет увеличение цен на легальную продукцию, как следствие - снижение спроса на нее и дает фору нелегальным производителям и продавцам... нет ни одного примера адекватного увеличения акцизных поступлений от алкогольной отрасли при увеличении ставок акциза» [10, с. 67-68].

На рис. 4 представлены точечные графики спроса на водку и ликероводочные изделия в России - в целом, на легальную продукцию, на нелегальные изделия и соответствующих им цен, для трех рынков построены полиномиальные линии тренда.

Из анализа данных, представленных на рис. 4, видно, что при существовании двух рынков крепкой алкогольной продукции (легального и нелегального) с ростом цены главным образом вследствие индексации ставки акциза в целом потребление крепкой алкогольной продукции увеличивается до определенного уровня, достигнув которого спрос снижается. С ростом цены спрос на легальную крепкую алкогольную продукцию изменяется меньше, 250 -|

чем спрос на нелегальные изделия. Потребление нелегальной алкогольной продукции с ростом цен снижается более быстрыми темпами.

Таким образом, рассматривая отдельно легальный рынок, можно предположить, что следует ожидать роста поступления в бюджет за счет увеличения ставки акциза лишь до определенного уровня, после которого будет происходить снижение потребления продукции населением и сокращение поступления акциза.

Динамика потребления водки и ликероводоч-ных изделий в России с учетом неформальной деятельности с 2001 по 2010 г., а также прогноз потребления исходя из сложившегося тренда до 2020 г. представлены на рис. 5.

Из данных рис. 5 следует, что потребление крепкой алкогольной продукции складывается из легально и нелегально произведенных изделий. В последние годы уровень неформальной деятельности превышал 30 %. В целом потребление крепкой алкогольной продукции снижается за счет сокращения как легального, так и нелегального рынков. Исходя

25 -

25 50 75 100 125 150 175 200 225 250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цена за 1 л руб.

■Легальный рынок •Всего

• Нелегальный рынок

Полиномиальная (Легальный рынок) Источник: данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/# Рис. 4. Цена и спрос на водку и ликероводочные изделия (R - коэффициент детерминации)

♦ Легальный рынок ■ Нелегальный рынок А Всего Линейная (Легальный рынок)

Источник: данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/#

Рис. 5. Динамика рынка водки и ликероводочных изделий России в 2001-2011 гг. и прогноз до 2020 г, млн дкл

из сложившейся фактической динамики, прогнозируется дальнейшее снижение потребления.

Зависимость между налоговой нагрузкой и ценой крепкой алкогольной продукции показана на рис. 6, б. Связь прямая: с ростом налоговой нагрузки увеличивается цена.

Исходя из данных об изменении цен и потреблении крепкой алкогольной продукции с 1992 по 2010 г. можно утверждать, что с ростом цены происходит снижение потребления алкогольной продукции (рис. 6, а).

Таким образом, с увеличением налоговой нагрузки растет цена на крепкую алкогольную продукцию, что приводит к уменьшению потребления. Однако наличие на алкогольном рынке значительного нелегального сектора затрудняет прогнозирование изменения потребления населением алкогольной продукции в результате повышения налоговой нагрузки. Исторический анализ позволил установить некоторый относительный предел налоговой нагрузки на потребителей и производителей. При чрезмерной налоговой нагрузке - 70 % и выше (в

1992-1995 гг.) происходит замещение легальной крепкой алкогольной продукции нелегальными изделиями и суррогатами, как показано на рис. 3.

Изменение легального и нелегального рынков крепкой алкогольной продукции представлено в табл. 4.

Из данных табл. 4 видно, что 13 лет из 18 зависимость между легальным и нелегальным рынком крепкой алкогольной продукции была обратной, т. е. при уменьшении потребления легальной продукции росло потребление нелегальных изделий, и при росте потребления легального крепкого алкоголя снижался спрос на нелегальный алкоголь. Следовательно, крепкие нелегальные изделия являются субститутами легальной алкогольной продукции, что должно учитываться при проведении акцизной политики.

При этом в течение всех рассматриваемых лет объем крепкой алкогольной продукции, с которой были уплачены акцизы, был значительно меньше объема учтенного рынка. Например, в 2009 г. объем учтенного рынка составил 67 % (111 млн дкл), а

Потребление

а б

Источник: данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/#.

Рис. 6. Зависимость между потреблением крепкой алкогольной продукции, млн дкл, а также ценой и налоговой нагрузкой, руб. /л: а - цена на крепкую алкогольную продукцию и ее потребление; б - налоговая нагрузка и цена водки

дкл нелегальной водки, которая попадает в учет, но акцизы с нее не уплачиваются.

Из табл. 5 видно, что эффективная ставка акциза, которую способен платить потребитель, в среднем ниже в 2 раза действующей ставки.

Сравнение розничной продажи населению с объемом учтенного рынка (производство с учетом экспорта и импорта), полученного по данным официальной отчетности, позволяет оценить скрытое производство, которое составляет свыше 30 % потребления. В то же время в учтенном рынке ведется деятельность без уплаты акцизов, удельный вес которой составляет 20-30 % от учтенного объема. В итоге в розничной торговле реализуется в среднем 50 % водки и ликероводочных изделий, с которых не уплачены акцизы.

Из вышеизложенного следует, что в алкогольной отрасли наряду с феноменом ведения незарегистрированными субъектами подпольной деятельности, скрытой от официального учета и статистики, получил широкое распространение симбиоз легальной и теневой деятельности в официально зарегистрированных хозяйствующих субъектах.

Условия обмена между участниками незаконного производства, оборота и реализации регулируются неявными (неформальными), имплицитными контрактами. Целью участников имплицитных

Таблица 4

Динамика изменения рынка крепкой алкогольной продукции в 1993-2010 гг.

Год Изменение рынка, млн дкл

легального нелегального

1993 5 21

1994 -32 57

1995 25 57

1996 -81 2

1997 11 -2

1998 6 -3

1999 47 -41

2000 -11 2

2001 8 -14

2002 7 -4

2003 -2 7

2004 1 -8

2005 0 -5

2006 -16 10

2007 11 -24

2008 -11 4

2009 -8 -3

2010 -7 -1

Источник: данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/retail/#.

объем продукции, с которой были уплачены акцизы, - 46 % (77 млн дкл). Таким образом, учтенное производство не отражает легального рынка, поскольку в нем ежегодно продается еще 20-35 млн

Источник: данные Росстата. URL: gks. ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm.

Таблица 5

Расчет ставки акциза, которую способен платить потребитель в цене водки и ликероводочных изделий в 2003-2010 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Розничная продажа в России, млн дкл 216,4 208,6 203,5 197,2 184,6 177,2 166,1 157,8

Объем учтенного рынка, млн дкл 134 135 135 119 130 119 111 103

Объем учтенного рынка, % 62 65 66 60 71 67 67 65

Объем скрытого рынка, % 38 35 34 40 29 33 33 35

Фактическое поступление акцизов в бюджет, 40,0 52,0 52,7 57,1 67,7 66,7 59,0 66,0

млрд руб.

Действующая ставка акциза за 1 л 100%-ного 114,0 135,0 146,0 159,0 162,0 173,5 191,0 210,0

спирта, руб.

Эффективная ставка акциза за 1 л 100 %-ного 46,2 62,4 64,7 72,3 91,6 94,0 88,8 104,6

спирта, руб.

Объем, с которого уплачены акцизы, млн дкл 88 96 90 90 104 96 77 79

Объем, с которого уплачены акцизы, % 41 46 44 45 57 54 46 50

Объем, с которого не уплачены акцизы, % 59 54 56 55 43 46 54 50

контрактов является максимизация прибыли и извлечение сверхдохода. Для сохранения позиций на рынке субъекты хозяйствования используют такие методы, как лоббизм, рейдерство, двойная бухгалтерия, агентурное получение информации, перераспределение доходов и активов от государственных производителей в пользу частных оптовых и розничных сбытовых организаций, силовое разрешение конфликта интересов, манипулирование ценами, фиктивные сделки. Преследование эгоистического интереса регулируется неформальными гарантами сделки, в качестве которых могут выступать альтернативные государственным структурам институты: мафиозные, коррупционные, связанные с политикой и др. [3, с. 124].

Нелегальный рынок алкогольной продукции формируется под воздействием факторов, которые условно можно объединить в две группы:

- факторы спроса (низкая доступность легальной алкогольной продукции для 30 % населения со среднедушевыми денежными доходами до 8 000 руб. в месяц; специфическая культура потребления алкогольной продукции в России; практически неограниченный спрос на алкогольную продукцию; ослабление системы социального контроля над лицами, злоупотребляющими алкоголем);

- факторы предложения (высокая прибыль при реализации продукции без уплаты косвенных налогов; распространение многозвенных схем ухода от уплаты налогов; несложная технология организации нелегального производства, его низкая себестоимость; мощное лоббирование; коррупция

и силовые методы разрешения конфликта интересов; дефицит инвестиционных ресурсов; институционально-правовая нестабильность; наличие избыточных мощностей для производства спирта и готовой алкогольной продукции).

В ряду указанных факторов доминирующим является высокая доходность деятельности, осуществляемой без уплаты косвенных налогов.

В таких условиях механизм влияния ежегодного повышения ставок акцизов на рост теневой экономики можно описать следующим образом. Рост теневого сектора приводит к сокращению легального, сокращение легального сектора требует от государства увеличить налоги на легальную деятельность, что в свою очередь повышает привлекательность теневого сектора [8, с. 12]. Вовлеченные в нелегальный оборот организации получают конкурентное преимущество перед участниками, уплачивающими все налоги. Одновременно смещению потребления в пользу нелегально произведенного дешевого изделия способствует низкая платежеспособность основной части населения. Следствием этого является нарастание социальной напряженности (ежегодно в стране от отравлений умирают 35-40 тыс. чел.), низкая эффективность функционирования легальных производителей (производственные мощности загружены всего на 30 %), недополучение бюджетами значительных финансовых средств (ежегодные потери акциза более 50 млрд руб.).

Таким образом, в цене крепкой алкогольной продукции косвенные налоги являются опреде-

ляющими, и акцизное бремя перекладывается в полном объеме на потребителей. Спрос на крепкую алкогольную продукцию в целом неэластичен, однако ежегодный рост цен посредством увеличения косвенных налогов не обеспечивает ни снижения их потребления, ни роста поступлений в бюджеты, поскольку половину предложения на рынке обеспечивают как незарегистрированные, так и зарегистрированные хозяйствующие субъекты без уплаты акциза. Вследствие замещения легального неэластичного предложения нелегальным, доходность которого увеличивается, эффективная ставка акциза в 2 раза ниже уровня, установленного Налоговым кодексом РФ. Условия обмена между участниками незаконной деятельности, целью которых является извлечение сверхдоходов, регулируются имплицитными контрактами.

Спрос и предложение на аддиктивные товары не подчиняются рыночному регулированию и должны ограничиваться либо стимулироваться государством. В то же время отечественная практика государственного регулирования последние два десятилетия неэффективна, поскольку осуществляется без учета специфики спроса и предложения на аддиктивные товары. Актуальной проблемой является разработка модели контрактных частно-государственных отношений, обеспечивающей паритетное повышение социально-экономической эффективности государства, легального бизнеса, потребителей.

Список литературы

1. Антология экономической классики: в 2 т. М.: ЭКОНОВ, 1993. Т. 1.

2. Каллаш В. В. Три века России: от Смуты до нашего времени. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1914. Т. 4.

3. Лебедева Н. Н. Новая институциональная экономическая теория: лекции, тесты, задания: учеб. пособие. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.

4. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. с англ. Таллин: Римол, 1993. Т. 2.

5. Мировая экономическая мысль: сквозь призму веков: в 5 т. / отв. ред. Г. Г. Фетисов. М.: Мысль, 2004. Т. 1.

6. Модернизация экономики и выращивание институтов: в 2 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: ГУ -ВШЭ, 2005.

7. Налоги: учебник для вузов / под ред. проф. Д. Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8. Рябушкин Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б. Т. Рябушкин, Э. Ю. Чурилов. М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Селигмен Э. Этюды по теории обложения / Э. Селигмен, Р. Струм. СПб, 1908.

10. Скоков Р. Ю. Условия и механизм эффективного функционирования предприятий ликеро-водочной отрасли / Р. Ю. Скоков, Р. Н. Муртазаева. Волгоград: Нива, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.