Научная статья на тему 'Некоторые социально-экономические аспекты российского рынка алкогольной продукции'

Некоторые социально-экономические аспекты российского рынка алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
837
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ / НАЛОГОВАЯ ОТДАЧА / УРОВЕНЬ ЦЕН / ALCOHOL PRODUCTION MARKET / PRODUCTION AND CIRCULATION / TAX RETURN / PRICE LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Александр Михайлович

Анализируются социально-экономические аспекты российского рынка алкогольной продукции: производство и оборот, налоговая отдача и уровень цен. Рассматриваются проблемы развития производства алкогольной продукции и выдвигаются предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Social And Economic Aspects of the Russian Alcohol Productions Market

Social and economic aspects of the Russian alcohol production market are analyzed. The analysis of the production and circulation, the tax return and the price level for the alcohol production is given. The problems of alcohol production development and the offers for their possible decision are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые социально-экономические аспекты российского рынка алкогольной продукции»

^.^. Соловьев

НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рынок алкогольной продукции является весьма значимым сегментом российской экономики. Достаточно отметить, что в 2000-е годы доля алкогольных напитков и пива в общем объеме оборота розничной торговли устойчиво составляла 8-10%, примерно соответствуя долям таких важнейших товарных групп, как мясо и мясопродукты (10-11%), суммарная величина транспортных средств, телерадиотоваров и бытовой техники (9-10%).

Вопрос взаимосвязи экономических и социальных аспектов функционирования рынка алкогольной продукции является чрезвычайно актуальным. Перед государством стоит ряд противоречивых задач: увеличение поступлений в бюджет за счет соответствующих налогов и сборов и уменьшения потребления населением алкогольной продукции в целях улучшения общественного здоровья. Перед производителями и бизнесом стоит задача достижения максимальной прибыли и сокращения издержек при производстве и продаже алкогольной продукции. Население, для большей части которого потребление алкоголя является укоренившейся исторической традицией, естественным образом заинтересовано в ценовой доступности и качественной структуре алкогольных напитков. Запретительно высокий уровень цен и (или) административные ограничения неизбежно порождают нелегальное производство, производство и потребление суррогатов, что приводит как к экономическим, так и к социальным потерям. Актуальна, таким образом, задача нахождения некоего разумного баланса условий функционирования рынка алкогольной продукции для государства, производителей и потребителей.

Социальные аспекты. Социальные аспекты производства и оборота алкогольной продукции включают: проблему алкоголизации, смертности от употребления некачественного алкоголя, проблему преступности, связанную с последствиями употребления алкоголя. Причины распространения алкоголизма и употребления алкоголя были исследованы доктором М.Н. Нижегородцевым в 1898 г. [1]. Он разделил причины широкого употребления алкоголя на две группы. В первую группу включены следующие категории причин: экономические (бедность), санитарно-гигиенические (жилищные условия и употребления пищи) и нравственно-культурные (обычаи, привычки). Ко второй группе причислены две категории причин: биологические (наследственность, психическое и физическое вырождения индивидуума) и психологические (подражания).

В табл. 1 представлена заболеваемость алкоголизмом в России. Количество заболеваний с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы» в 2006 г. снизилось до 2153 тыс. чел. (87,3% уровня 1990 г.). Однако часть населения не обращается за помощью в лечебно-профилактические учреждения, поэтому количество людей, больных алкоголизмом выше официальных данных. Государство тратит значительные средства для лечения больных алкоголизмом. Стандартный курс в государственных учреждениях длится две-четыре недели и стоит от 15 тыс. до 20 тыс. руб., в коммерческих - от 1 тыс. долл. до 16 тыс. долл. [5]. Таким образом, для лечения больных с диагнозом алкоголизм требуется от 32 до 43 млрд. руб. в год. Кроме этого, длительность лечения недостаточна и после выписки из стационара требуется амбулаторное лечение для достижения устойчивых результатов. Одно из главных отрицательных последствий производства и оборота алкогольной продукции -смертность от случайного отравления алкоголем. Рассматривая период с 1990 г. по 2006 г. максимальная смертность от случайного отравления алкоголем приходится на 2003 г. - 45,0 тыс. чел. (279,5% уровня 1990 г.), минимальная - на 1990 г. - 16,1 тыс. чел. Всего от случайного алкогольного отравления в период с 1990 по 2006 г. умерло около 600 тыс. чел.

Заболеваемость алкоголизмом в России

Показатель 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Взято под всего, тыс. чел. на 100 тыс. чел. населения в % к 1990 г. Численность учрежд всего, тыс. чел. на 100 тыс. чел. нас. в % к 1990 г. наблюс диагноз 224,9 152.0 100.0 больны, ениях, с 2466 166,3 100 ение бо юм алк 229,7 156.1 102.1 х, сост диагно 2407 1636 97,6 льных с оголизм 188.7 129.7 83,9 уящих н зом алк 2191 1508 88,8 впервь и алког 202,0 139,4 89.8 а учете оголизм 2192 1516 88.9 1е в жи. ольные 221.3 153.4 98.4 в лечеб 4 и алко 2200 1529 89,2 зни уст психоз 228,2 159,1 101,4 то-про гольны 2213 1547 89,7 ановлен ы 218,4 153,1 97,10 филакт е психоз 2203 1548 89,3 ным 209,2 147,4 93,0 ическ ы 2191 1547 88,8 192,9 135.3 85,8 их 2153 1513 87.3

Источник: Росстат.

Таблица 2

Смертность от случайного отравления алкоголя

Показатель 1990 1995 0002 2001 2002 2003 4002 2005 2006

Смертность всего, тыс. чел. % уровня 1990 г. 16,1 100,0 43,5 270,2 37,2 231,0 41,1 255,0 44,7 277,6 45,0 279,5 42,7 265,0 40,9 254,0 33.0 205.0

Следует обратить внимание не только на официальные подсчеты уровня смертности от алкогольного отравления, но и учитывать смертность от заболеваний, связанных с чрезмерным употреблением алкоголя: цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания и другие. Другой специальной проблемой являются преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения.

По расчетам А.В. Немцова [6], причиной каждой третьей смерти является употребление алкоголя. Согласно его расчетам, в период с 1990 по 2001 г. с алкоголем были связаны

72,2% убийств, 42,1% самоубийств, 67,6% смертей от цирроза печени, 60,1% панкреатитов, 23,2% смертей от сердечнососудистых заболеваний [7]. Таким образом, смертность от злоупотребления алкоголем очень велика и задача по ее снижению является актуальной и в настоящий момент.

К социальной составляющей производства и оборота алкогольной продукции отнесем и проблему качества алкогольной продукции, которое влияет на смертность от случайных алкогольных отравлений, а также на продолжительность жизни и здоровья населения. Прежде чем говорить о качестве алкогольной продукции, следует дать определения ряду терминов и понятий.

Фальсификат (от лат. £а181£1ка1) - подделка, поддельный товар или продукт.

Контрафакт (от фр. соПгеЕаС) - подделка, товар или произведение, произведенное или исполненное с нарушением авторских прав.

Нелегальная продукция - товар, произведенный незаконно.

Нерегистрируемый алкоголь - алкогольные напитки, потребление которых не фиксируется органами государственной статистики.

Некачественная, низкокачественная или нестандартная алкогольная продукция - алкогольные напитки, несоответствующие требованиям государственных стандартов и/или санитарных правил и норм.

Суррогат (от лат. Бип^аШБ) - заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами, заменяемого предмета, продукта.

Производство алкогольной продукции регламентируется законом № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», законом 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ГОСТами и ТУ (техническими условиями). Проблема качества алкогольной продукции отчасти связана с несовершенством законодательства. В настоящее время имеют место и противоречия между положениями закона 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», технических регламентов и директив ЕС. Противоречия имеются как в части терминов и определений, так и по критериям качества винодельческой продукции [8]. Наблюдается отсутствие должной координации между министерствами и ведомствами, федеральным центром

и регионами в вопросах государственной политики в области производства, оборота и контроля качества алкогольной продукции. Все это способствует свободному поступлению на алкогольный рынок России низкокачественной и фальсифицированной продукции. Кроме этого, существующая система контроля качества алкогольной продукции не совершенна и коррумпирована. В этой связи нужна коренная реформа этой системы с учетом опыта развитых стран Европы [8].

На сегодняшний момент, по разным данным, оборот поддельной алкогольной продукции колеблется от 30 до 50% [9]. В денежном выражении оборот поддельной алкогольной продукции составляет 80-100 млрд. руб. [9]. Учет нелегальной, неучтенной, контрафактной и поддельной алкогольной продукции достаточно сложен. Он связан с рядом трудностей как с технической, так и с практической стороны, а именно: с незаинтересованностью ряда лиц, привлеченных в схемы производства и оборота (проблема коррупции).

Экономические аспекты. Экономические аспекты рынка алкогольной продукции включают, прежде всего вопросы поступления доходов в бюджет от налогов и сборов, эффективность производства, нелегальное и легальное производство и оборот. Доля алкогольной продукции в обороте розничной торговли составляет, как уже говорилось, около 9%. При этом, как следует из данных по производству и продаже алкогольной продукции, роль импорта на российском рынке весьма велика.

В табл. 3 и 4 представлены статистические данные Росстата за 1991-2007 гг. о производстве и продаже алкогольной продукции. Производство пива, вин, коньяка стабильно растет, а производство водки и ликероводочных изделий падает. Эта тенденция связана с ростом доходов населения.

В продаже алкогольной продукции в 2006 г. лидирует пиво -1003 млн. дкл, коньяк - 20,5 млн. дкл, шампанские и игристые вина - 7,8 млн. дкл. Снижение продажи приходится на водку и ликероводочные изделия - 197,2 млн. дкл (2005 г. - 218,4 млн. дкл.), виноградные и плодовые вина - 81 млн. дкл (2005 г. - 85,1 млн. дкл.), шампанские и игристые вина - 7,8 млн. дкл (2005 г.- 7,3 млн. дкл).

Производство алкогольной продукции, млн. дкл.

Показатель 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 | 1 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Алкогольные напитки:

в абсолютном алкоголе: 82,8 76,3 76,2 62,1 59,7 38,1 44,6 48,2 73,4 74,4 00 и> Ъ» 90,4 91,5 95,9 96,7 98,4 116*

В натуральном выражении:

водка и ликероводочные изделия 154 152 157 125 123 70,6 83 87 134 123 131 140 135 135 132 120 131

виноградные вина 64,7 39,8 24,9 21,1 15,2 11,3 12,3 12,6 18,3 24,1 27,4 33,3 36,5 39,1 31,7 47,4 51,2

плодовые вина 0,5 2,5 7,4 8,5 7,6 6,4 5,2 3,8 4,1 2,8 3,5 2,6 3,2 4,2 3 3 3,36

шампанские и игристые вина 7,4 7,6 8,6 8,5 8,2 9,2 10 9,2 7,3 6,8 7,7 8,1 8,8 12,1 14,1 15,4 21,6

коньяк 3,6 1,8 1,6 1,7 0,8 1,1 0,9 1,1 1,4 1,7 2,0 2,6 3,5 3,9 4,5 6,4 8,0

пиво 333 279 247 218 214 208 261 335 445 516 638 703 755 838 910 1001 1160

* Данные получены перерасчетом на абсолютный алкоголь.

Источник: [2-4].

Продажа алкогольной продукции, млн. дкл.

Алкогольные напитки 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 о о <ч 2004 2005 2006

Абсолютный алкоголь, млн. дкл 82,4 82,8 72,3 8& 100,3 138 105,8 110,6 107,5 115,1 117,5 120,3 125,2 131,1 137,2 139,5 135,1

на душу населения, л 5,4 5,3 5,0 5,9 6,8 9,5 7,3 7,7 7,6 7,9 8,0 8,2 8,6 9,1 9,5 9,8 9,5

Натуральное выражение

водка и ликероводочные изделия 133,5 142,5 104,7 177,7 203,5 284,8 206,3 215,0 218,0 223,0 215,0 209,0 211,0 216,0 221,0 218,4 197,2

виноградные вина и плодовые 90,3 70,5 48,0 38,6 51,5 64,5 61,9 63 51,5 50,0 52,4 56,7 62,6 72,2 78,6 85,1 81

шампанские и игристые вина 10,9 7,1 3,1 10,2 15,2 21,2 21,6 21,9 17,3 3,6 4,1 4,5 5,2 5,9 6,4 7,3 7,8

коньяк 8,5 6,3 4,2 4,5 5,2 5,7 4,5 3,7 3,9 3,6 4,1 4,5 5,2 5,9 6,4 20,5 20,9

пиво 307 278 155 294 269 358 355 411 336 451 524 634 708 763 845 892 1003

Источник: [2-4].

Основная тенденция - это увеличение потребления алкоголя на душу населения с 5,28 л в 1991 г. до 9,48 л. в 2006 г., а также увеличение употребления вина и пива.

Согласно данным Росстата, в 2006 г. импорт виноградного вина занимал 69% от общегообъема продаж виноградных и плодовых вин рынка (55, 9 млн. дкл) и составил 543 млн. долл. США. Импорт водки составил 1,7 млн. дкл. (99,5 млн. долл. США), а экспорт водки - 2,1 млн. дкл (77,1 млн. долл. США). Экспорт пива в объемном выражении в 2006 г. составил 22,9 млн. дкл (142 млн. долл. США), что не превышает импорт в 2006 г. - 30,8 млн. дкл. (127 млн. долл. США) [2]. Таким образом, импорт превышает экспорт алкогольной продукции, как в объемном, так и в денежном выражении.

Представление о структуре издержек производства по основным видам производств в алкогольной отрасли дает табл. 5.

Таблица 5

Структура издержек производства в алкогольной отрасли в 2006 г., %

Показатель Материальные затраты Расходы на оплату труда Единый социальный налог Амортизация основных средств Прочие затраты

Производство дистиллированных алкогольных напитков 72,4 10,0 2,2 3,0 12,3

Производство этилового спирта из сброженных материалов 68,8 14,6 3,6 4,8 8,2

Производство виноградного вина 79,9 8,4 2,0 2,5 7,2

Производство пива 64,4 9,3 1,8 6,9 17,5

Такая структура характерна для последних пяти лет и мало отличается от структуры издержек обрабатывающих производств в целом. Специфика отдельных видов производств проявляется лишь в том, что производство спирта характеризуется повышенной долей расходов на оплату труда, а для пивоваренной промышленности характерен высокий удельный вес затрат на амортизацию. Последнее, скорее всего, связано с оценкой основных фондов, а не с реальными различиями в фондоемкости производства.

Производство спирта (в среднем его рентабельность составляла 4-6%, а в 2006 г. производство было убыточным) устойчиво является наименее рентабельным. Наибольшую рентабельность за последние годы имели производства вина (10-15%) и пива (20-25%).

Важным показателем социально-экономической эффективности отрасли является показатель поступления налогов в государственный бюджет и внебюджетные фонды в результате производства и реализации алкогольной продукции. Речь в данном случае идет не о традиционном показателе налоговой нагрузки на производство, а показателе налоговой отдачи, который можно определить как совокупные налоговые поступления от производства и продажи алкогольной продукции, по отношению к выпуску. В целом налоговые поступления от продажи и реализации алкогольной продукции составляют около 1,8 % от доходов консолидированного бюджета.

В табл. 6 приведены характеристики налоговой отдачи за 2006 г. по отдельным производствам с учетом и без учета акцизов. Как следует из данных табл. 5 и 6, наиболее рентабельные производства (производство вин и пива) имеют относительно более низкие показатели налоговой отдачи по сравнению с производством ликероводочных изделий и спирта, причем это соотношение сохраняется и без учета акцизов. Подобные уровни налоговой отдачи были характерны для последних пяти лет.

В макроэкономическом плане важно также то, что производство алкогольной продукции в России создает рабочие места как в самой отрасли, так и в смежных отраслях. Как показано ниже, соответствующие оценки имеются в настоящее

время для пивоваренной промышленности, но в целом этот важный вопрос нуждается в дополнительном анализе.

Таблица 6

Показатели налоговой отдачи в алкогольной отрасли за 2006 г., % к выпуску

Показатель Налоговая отдача

без учета акцизов с учетом акцизов

Производство дистиллированных

алкогольных напитков 22,2 39,8

Производство этилового спирта из

сброженных материалов 30,3 106,8

Производство виноградного вина 13,9 35,3

Производство пива 16,7 28,2

Рассмотрим факторы, влияющие на производство и оборот отдельных видов алкогольной продукции. Это, в частности, позволит ответить и на вопрос о преобладании импорта над экспортом.

Проблемы производства алкогольной продукции в России.

Винодельческая продукция. В 2006 г. в России было произведено 47,4 млн. дкл вина, а продано 81 млн. дкл, рентабельность производства продукции составляет 15,5% (см. табл. 5).

Производство и оборот винодельческой продукции зависит от производства сырья. В годы перестройки и реформ в стране площадь виноградников сократилась на 58% - с 147 тыс. га в 1990 г. до 62 тыс. га в 2006 г. При этом среднегодовой валовой сбор винограда снизился на 43,5% - с 430 тыс. т в 1990 г. до 243 тыс. т. в 2006 г., урожайность винограда уменьшилась с 54,1 ц/га в 1990 г. до 53,8 ц/га в 2006 г. [2].

Совокупное производство винограда в России на душу населения составляет 1,71 кг столового винограда, т.е. в 5-6 раз ниже потребления. Остальное количество винограда и виноматериалов приходится закупать за рубежом (Франция, Испания, Италия, Чили, Молдавия, Грузия). Отечественная винодельческая продукция по качеству не может конкурировать с аналогичной импортной

продукцией. Эта проблема связана не только с качеством, но и с недоверием потребителя к отечественному производителю.

Пивоваренная продукция. Пивоваренная отрасль является наиболее динамично развивающейся. В этой отрасли занято около 50 тыс. человек (2003 г.), что, по оценке, обеспечивало рабочие места для 600 тыс. человек в смежных отраслях [10]. Для пивоваренной отрасли России требуется около 9 тыс. т хмеля и 1,2-1,5 млн. т пивоваренного ячменя (из которого вырабатывают солод) в год. Владельцами 90% пивоваренных заводов являются иностранцы, которые закупают сырье за рубежом.

С развитием пивоварения в России вопрос поставок хмеля для отечественных компаний стал более чем актуальным. Вследствие антиалкогольной компании 1980-х годов и кризиса 1990-х годов, российская хмелеводческая отрасль оказалась в серьезном кризисе. Основными производителями хмеля являются Республика Чувашия и Республика Марий Эл. 15 лет назад в Чувашии хмельники были по всей республике. Здесь производили 80% всего российского хмеля, при этом 80% сортов не соответствуют новым стандартам качества. Действующий фонд нормативных документов по хмелю включает в себя два отраслевых стандарта на хмелевое сырье и два стандарта на посадочный материал. Они были разработаны в 1970-1980 гг. и не отвечают ни современным требованиям рыночных отношений, ни уровню требований международных стандартов [11].

С распадом СССР производство хмеля упало в десять раз, а около 1000 гектаров прекратили возделывать. В результате Чувашия сегодня собирает всего 400 тонн хмеля. Основной проблемой для производителя хмеля в России является поиск потенциального покупателя. Производители пивной продукции, в основном это иностранные компании, покупают хмель за границей, вкладывая деньги в развитие зарубежного сельского хозяйства. Производители закупают хмель в Германии и Чехии. Отечественные производители не могут конкурировать с зарубежными поставщиками хмеля. Это связано, прежде всего, с качеством отечественного хмеля. При существующей государственной политике в области хмелеводства Россия рискует потерять навсегда производства данного вида сельскохозяйственной продукции.

Ликероводочная продукция. Ликероводочная отрасль является одной из главных отраслей, производящих алкогольную продукцию, пользующуюся спросом как на отечественном рынке, так и на зарубежном. Преимуществом ликероводочной отрасли перед другими отраслями, выпускающими алкогольную продукцию, является то, что технология производства позволяет выпускать водку, используя в качестве сырья, такие источники как ячмень, пшеница, молоко и даже опилки.

Для ликероводочной отрасли все сырье производится на территории Российской Федерации в достаточных количествах и очень высокого качества. Поэтому проблема обеспечения сырьем в ликероводочной отрасли не стоит, а наиболее острой является проблема высоких акцизов и нелегального производства крепких спиртных напитков [13]. В условиях выпуска «паленой» водки при цене 20 рублей за 0,5 л отечественные легальные производители не могут позволить себе конкурировать с этой продукцией и им приходится или выпускать неучтенную алкогольную продукцию, не платя налоги, или разоряться, или уменьшать свои издержки.

Уровень цен на отечественную алкогольную продукцию. Проанализируем уровень цен на алкогольную продукцию (табл. 7). Цена за 1л: водка - 166,0 руб., что составляет 126% цены на говядину за кг; коньяк - 647,2 руб.; вино - 135,8 руб.; пиво - 33,1 руб. [2]. Водка имеет объемную долю алкоголя 40%, коньяк - не менее 42%, вино - от 10 до 18% в зависимости от крепости, пиво - от 4,5 до 8%. Введем показатель взаимозаменяемости алкогольной продукции по соотношению абсолютного количества алкоголя к различным группам напитков. Для примера рассматриваем взаимозаменяемость водки на вино или пиво. Для замены 0,5 л водки обыкновенной понадобится 0,5 л коньяка (1 единица), около трех бутылок вина (около 2 л), около семи бутылок пива (около 5 л).

Таким образом, как видно из данных табл.7, чтобы заменить (удовлетворить алкогольную потребность) 1 л водки ценой 166,0 руб. понадобится 0,952 л коньяка с расчетной ценой 616 руб.; 4-2 л вина ценой 664,2 руб. - 369 руб.; 10 л пива ценой 1660,4 (4,4 л ценой 738 руб.).

Взаимозаменяемость водки на вино или пиво (в количественном и ценовом выражении), % оборота абсолютного алкоголя

Показатель На литр безводного спирта Количество ед. замены Цена, руб. Расчетная цена, руб.

Абсолютный алкоголь, л (98% об) Водка обыкновенного качества отечественная, за л (40% об.) Коньяк ординарный отечественный, за л (42% об.) Вино игристое отечественное, за л (10-18% об.) Пиво отечественное, за л (4,5-9% об.) 0,98 0,4 0,42 0,1 - 0,18 0,04 - 0,09 1 0,952 4 - 2,2 10 - 4,4 166,0 647,2 135,8 33,1 166,0 616 664,2 - 369 1660,4 - 738

Пиво и вино стоят намного дороже и не могут заменить в своей ценовой категории водку и ликероводочные изделия, несмотря на меньшее налоговое давление на производителя (акцизы).

Предложения по решению социально-экономических проблем российского рынка алкогольной продукции. Необходимо решить следующие задачи.

Первая задача - обеспечение сырьем производства винодельческой и пивоваренной продукции. Для этого необходимо развивать отечественное виноградарство и хмелеводство путем привлечения инвестиций, как производителей алкогольной продукции, так и государства. Государство должно создать условия для привлечения инвестиций с помощью снижения таких налогов, как акцизы и налог на прибыль.

Кроме инвестиций самих производителей необходимы и государственные. Государственные инвестиции привлекаются за счет государственного бюджета и средств населения через банковскую систему под гарантии государства. Автор предлагает для примера создать «ОАО» с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, а часть акций продать насе-

лению и юридическим лицам. Руководство данной компанией передать в частное управление для финансирования развития виноградарства и хмелеводства. Доходы от деятельности компании распределять между акционерами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для эффективного развития виноградарства и хмелеводства следует уделить особое внимание созданию системы сбыта сырья, повышению роли питомников и науки в разработке и внедрении новых сортов продукции.

Второй задачей является поддержка легальных производителей, уменьшение производства и оборота нелегальной и контрафактной алкогольной продукции. Совершенствование законодательства позволит защитить отечественного легального производителя, ввести жесткие правила и нормы, направленные на противодействие нарушениям законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Данные меры обеспечат привлечение инвестиций, увеличат производство сырья, а также создадут дополнительные рабочие места. Производители смогут сократить издержки, увеличить количество отечественной продукции на внутреннем рынке и повысить качество алкогольной продукции.

Для решения социальных проблем, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции, необходимо поставить и решить следующие задачи.

1. Снизить или замедлить употребление алкоголя на душу населения и изменить структуру употребления алкоголя. Для этого необходимо создавать и развивать социальные программы по пропаганде спорта и здорового образа жизни; созданию «культуры пития» (употребление алкоголя в небольших количествах и высокого качества при употреблении пищи и в праздничные дни). В качестве примера можно привести «культуру пития» во Франции, где за обедом выпивают бокал вина.

2. Обеспечить доступность качественного алкоголя. Большинство смертей, связанных со случайным отравлением алкоголем, вызвано недоступностью алкоголя для части населения. В этой связи необходимо создать легальный качественный продукт для людей, которые не могут себе

позволить приобрести дорогие напитки. Так как крепкая алкогольная продукция наиболее налогооблагаемая для выпуска «дешевой» алкогольной продукции необходимо уменьшить издержки и внедрить новые технологии для ее производства. В качестве сырья можно использовать «низшие», но удовлетворяющие требованиям по безопасности, сорта спирта.

Литература и информационные источники

1. Бородкина Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. Л., 1987, с. 74-75.

2. Российский статистический ежегодник, М.: Росстат, 2007.

3. Федеральная служба государственной статистики. Информация о социально-экономическом положении России 2007 г.

4. Федеральная служба государственной статистики. Информация о социально-экономическом положении России, октябрь 2008 г.

5. http://www.znopr.ru/media/digest/836.html

6. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. М.: Nalex, 2003.

7. Немцов А.В. Алкогольная смертность в России, 1980-90-е годы. Население и общество. М., 2001 г, с 78.

8. http://www.rusvine.ru/index.php?pub=news3

9. http://www.readoz.com/publication/read?i=1014271&pg=7, http://www.readoz.com/publication/read?i=1003881&pg=26

10. Беличенко А.М. Государственное регулирование пивоваренной отрасли России //Пиво и напитки. М.: 2003, №6, с. 5-6.

11. Министерство Сельского Хозяйства. Система программных мероприятий. http://www.mcx.ru/documents/document/show/7661.199.htm

12. Отчет Федеральной Налоговой Службы, 2005.

13. Акцизы и проблемы государственного регулирования рынка алкогольной продукции // Финансы. 2002, N 2, с. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.