Научная статья на тему 'Влияние налоговой нагрузки на эффективность ликероводочного производства'

Влияние налоговой нагрузки на эффективность ликероводочного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртазаева Р. Н., Скоков Р. Ю.

По мнению авторов статьи, снижение налогового бремени через при ведение ставок акциза в реальное соответствие с легальным и нелегаль ным ценовым предложением алкогольной продукции создаст возмож ное противодействие нелегальной и полулегальной продукции, что обес печивает расширение налоговой базы через сужение и ликвидацию не формального оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of tax load on effectiveness of liquor and vodka manufacture

On the author’s opinion reducing of tax burden through resulting of excise rates in real conformity with legal and illegal price proposal of alcoholic production will create possible counteraction for illegal and semiillegal production and this ensures the enlargement of tax base through narrowing and liquidation of informal turnover.

Текст научной работы на тему «Влияние налоговой нагрузки на эффективность ликероводочного производства»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Влияние налоговой нагрузки

на эффективность ликероводочного производства

Р.Н.Муртазаева

ОАО АК «Агропромснаб» Р.Ю.Скоков

ФФГУП «Росспиртпром» ЛВЗ «Волгоградский»

Воздействие уровня налогообложения на хозяйственную деятельность всегда находилось в центре внимания экономической теории. В ряду прочих принципов взимания налогов важное место занимает вопрос о той предельной норме, превышение которой приводит к потерям, несоизмеримым с текущими доходами бюджета.

Одна из главных задач управления государством - определение совокупной величины налоговых сборов, которая, с одной стороны, должна максимально соответствовать государственным расходам, а с другой - оказывать минимальное отрицательное воздействие на деловую активность.

Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает уровень налоговых поступлений, затем это увеличение немного замедляется и далее происходит такое же плавное снижение доходов бюджета либо их резкое падение. Согласно кривой Лаф-фера, при ставке свыше Нст = 0,368 начинается падение налоговых сборов.

В таблице представлены отпускные цены предприятий - производителей водки и ликероводочных изделий в Волгоградской области.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что доля акцизов в отпускной цене составляет более 50 % налога на добавленную стоимость, основную часть которого также формируют акцизы (около 17 %). Отсюда следует, что ставки акциза служат определяющими в цене водки и ликероводочных изделий.

Взимаемый в государственный бюджет акцизный налог не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств продукции, а является следствием особых условий его производства и реализации. Акцизы увеличивают цену продукции и оплачиваются потребителем. Включение

в базу обложения налогом на добавленную стоимость суммы акциза приводит к двойному налогообложению водки и ликероводочных изделий.

Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, принимается во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который эластичен, повлечет за собой сокращение дохода до налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен.

Спрос на водку и ликероводочные изделия действительно относительно неэластичен. Несмотря на все потрясения, которым подвергалась отрасль, потребление алкоголя на душу населения если и сокращалось, то незначительно, главным образом, благодаря активизации неформальных структур и переключение интересов покупателя на менее качественную, но более дешевую продукцию.

В стране за семь лет (с 1998 по 2004 г.) ставки акциза на водку выросли с 200 до 540 руб. за 1 дал, т. е. более чем в 2,5 раза. Между тем при введении в XIX веке акцизной системы в России ставки акцизов с 5 руб. с ведра водки в 1863 г. увеличились вдвое до 10 руб. только по истечении почти 20 лет - в 1892 г.

В результате сегодня в ликероводоч-ной отрасли сложилась ситуация, когда при высоких ставках налога бюджет теряет колоссальные денежные средства. Проведенная нами оценка позволяет заключить, что в результате неформального оборота водки и ликеро-водочных изделий в Волгоградской области бюджеты всех уровней ежегодно недополучают сумму акциза, более чем в 2 раза превышающую фактически перечисляемую величину дохода.

Изменение в стране ставок акциза в сторону их увеличения производится

Анализ структуры оптовых цен на водку в Волгоградской области

Показатель 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

руб. % руб. % руб. % руб. % руб. % руб. %

Оптовая цена (без акциза и НДС), руб/л 5,5 19,5 5,9 19,0 14,7 31,7 16,7 27,7 20,8 30,9 25,8 32,9

Акциз, руб/л 18,0 63,8 20,0 64,4 24,0 51,7 33,6 55,7 35,3 52,4 39,5 50,4

НДС, руб/л 4,7 16,7 5,2 16,7 7,7 16,7 10,1 16,7 11,2 16,7 13,1 16,7

Отпускная цена (с акцизом и НДС), руб/л 28,2 100,0 31,1 100,0 46,4 100,0 60,4 100,0 67,3 100,0 ,4 8, 7 100,0

без учета возможности отрицательного эффекта для производителя. А между тем он проявляется как прямо через процесс переложения налога в условиях нестабильности экономики, так и косвенно через резкое снижение спроса на легальную продукцию, главным образом, за счет перераспределения в сторону потребления дешевых фальсифицированных изделий.

Налоговая нагрузка на потребителя алкогольной продукции вычисляется по формуле: Нн = [(косвенных налогов (руб.) / Цена единицы изделия (руб.)] 100 %.

На рисунке представлено влияние налоговой нагрузки на потребителя.

Сравнение ее с расчетным уровнем неформальной деятельности за ряд лет показывает, что наивысшая налоговая нагрузка на потребителя (порядка 81 %) была в 1997-1998 гг., в этот период отмечен и наибольший уровень неформальной деятельности как в Волгоградской области, так и в целом по стране. Вслед за снижением налоговой нагрузки в 1999 г. (до 68 %) происходит и сокращение уровня теневой экономики в ликероводочной отрасли - до 61 % в области и 40 % по стране.

Таким образом, между налоговой нагрузкой на потребителя и неформальным оборотом водки и ликероводочных изделий существует прямая связь. Данное обстоятельство можно использовать при проведении акцизной политики. Целесообразность осуществления индексации ставки акциза следует связывать с прогнозируемым изменением величины налоговой нагрузки на потребителя и ее влиянием на уровень неформальной деятельности в отрасли.

В марте 2003 г. на конференции Европейской конфедерации производителей спиртных напитков, которая проходила в Брюсселе, отмечалось, например, что в Швеции при росте ставок акцизов в легальном секторе на 1 % нелегальный сектор увеличивается на 0,25-0,5 %. По нашим оценкам, в Волгоградской области в 1998 и 2001 гг. при росте ставки на 1 % неформальный оборот соответственно по годам увеличивался на 3,1 и 6,5 %.

Сегодня налоговая нагрузка достигла такого уровня, что легальные производители проигрывают в конкурентной борьбе незаконно функционирующим структурам, в цене которых налоги отсутствуют. В результате создаются экономические предпосылки для наполнения рынка более дешевым нелегальным алкоголем и для ухудшения экономического состояния законопослушных участников рынка. Проведенный анализ эффективности функционирования ликероводочных предприятий в Волгоградской области свидетельствует о снижении рентабельности продаж с 23 % в 1999 г. до 9 % в 2003 г.

Упор на административные методы

ECONOMICS AND MANAGEMENT

регулирования сбора акцизов без совершенствования механизмов экономической направленности стал основной причиной увеличения нелегального производства водки и замораживания капитала в производствах, работающих на 20-35 % от заявленной мощности.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». Акцизная политика, проводимая в ликероводоч-ной отрасли, на наш взгляд, давно перестала отвечать основным началам законодательства о налогах и сборах.

Сложившийся механизм взимания акцизов, ежегодно предлагаемое Минфином РФ увеличение ставок носят угнетающий, фискальный характер только в отношении легального производителя, способствуют росту объемов производства и получаемых доходов от нелегального, криминального алкогольного рынка. Рост поступлений в бюджет планируется, главным образом, за счет увеличения ставок акциза, что в сложившихся условиях на рынке водки и ликероводочных изделий экономически и, главным образом, социально нецелесообразно.

По нашему мнению, снижение налоговой нагрузки представляется основным направлением повышения эффек-

тивности функционирования легальных производителей и наращивания доходной базы бюджетов. Отсюда нельзя рассматривать периодическое повышение акцизов как простую индексацию. Каждое изменение ставок акцизов необходимо оценивать, исходя из конкретной экономической ситуации и социально-экономических факторов.

Анализ сегодняшнего положения в ликероводочной отрасли подтверждает давно назревшую необходимость установления моратория на повышение ставок акциза. Однако Государственная Дума увеличила ставку акциза на 2004 г. на 18 %, что существенно выше ожидаемого уровня инфляции. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее снижение уровня легального производства в 2004 г.

Таким образом, акциз не связан непосредственно с эффективностью труда и капитала, поэтому постепенное ограничение его доли в бюджете, а следовательно, в выплатах предприятий и потребителей имеет место. Этот принцип следует брать за основу при разработке направлений проведения налоговой реформы.

По нашему мнению, снижение налоговой нагрузки должно стать первоочередным направлением повышения эффективности функционирования ле-

BG,5 B1,G \68,3 72,3 69,1 67,1

72,4

61,3 6G,G 6G,6 6G,7 63,6 59,9

39,9 42,9 37,1 34,4

1997

199B

1999

2GGG

2GG1

2002 Год

Влияние изменения налоговой нагрузки на экономическую активность потребителей водки и ликероводочных изделий: ——— - налоговая нагрузка на потребителя, %; -—— - оценка неформального оборота в Волгоградской области, %; -—— - оценка неформального оборота в России, %

гальных производителей водки и ликероводочных изделий. Снижение налогового бремени через приведение ставок акциза в реальное соответствие с легальным и нелегальным ценовым предложением алкогольной продукции создаст возможное противодействие демпинговым ценам нелегальной и полулегальной продукции, что в последствии обеспечит расширение налоговой базы через сужение и ликвидацию неформального оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.