УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10213 © С.О. Харламов, О.П. Зеленкова, 2019
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Сергей Олегович Харламов,
начальник кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected];
Ольга Петровна Зеленкова, соискатель
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Рассматриваются особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами внутренних дел в области организации охраны общественного порядка. Анализируется состояние их нормативно-правового и организационного взаимодействия, обращается внимание на недостатки данного процесса, и предлагаются пути дальнейшего совершенствования данного сотрудничества.
Ключевые слова: органы местного самоуправлении, органы внутренних дел, охрана общественного порядка, глава муниципального образования.
PROBLEMS OF INTERACTION OF SELF-GOVERNMENT BODIES AND INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE FUNCTION OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER
Sergey O. Kharlamov,
Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Law, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Olga P. Zelenkova, Applicant
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article discusses the features of the interaction of local authorities with the internal affairs bodies in the field of organizing the protection of public order. The state of their legal and organizational interaction is analyzed, attention is drawn to the shortcomings of this process, and ways for further improvement of this cooperation are proposed.
Keywords: local government bodies, internal affairs bodies, public order protection, the head of the municipality.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Харламов С.О., Зеленкова О.П. Проблемы взаимодействия органов самоуправления и органов внутренних дел при реализации функции по охране общественного порядка. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):55-8.
Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел, в Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в общественный местах [9]. Данный факт послужил поводом активного обсуждения вопросов, касающихся повышения качества охраны общественного порядка, и предпосылкой для проведения реформы данной сферы деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации [3] обязанность по охране общественного порядка возлагается на органы местного самоуправления, которые, согласно данной норме, осуществляют ее самостоятельно. В этой связи, реформа по повышению качества охраны общественного порядка затронула органы местного самоуправления. В результате ее проведения в
Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [2] были закреплены положения, согласно которым организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа отнесена к числу вопросов местного значения муниципального района и городского округа. Для реализации этих целей данным законом предусмотрено создание муниципальной милиции. Однако, до настоящего времени эта норма остается не реализованной, по этой причине основную функцию по охране общественного порядка выполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации и орган, который является составной частью системы Министерства внутренних дел Российской Федерации — полиция. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (далее — Закон «О полиции») основными направлениями деятельности полиции является защита чести и достоинства граждан и их личную неприкосновенность; охрана общественного порядка, обеспечение законности и правопорядка; содействие муниципальным органам в их деятельности по реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и осуществление контроля за их поведением; осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все перечисленные функции органами внутренних дел осуществляются на территории административно-территориальных единиц, то есть муниципалитетов. Из сказанного следует, что органы местного самоуправления и подразделения министерства внутренних дел осуществляют совместные полномочия по охране общественного порядка.
Для этих целей Федеральным законом «О полиции» предусмотрено взаимодействие органов местного самоуправления с правоохранительными органами, действующими на территории данных образований, для чего Федеральным законом «О полиции» предусмотрено, что полиция, в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере
предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
В соответствии со статьей 10 Закона «О полиции» муниципальные органы и должностные лица также оказывают содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. В рамках реализации данной функции на органы местного самоуправления возложены полномочия по комплексному планированию борьбы с преступностью с подключением к этой деятельности всех правоохранительных органов, расположенных на территории муниципального образования, восстановление практики привлечения населения и общественности к профилактике правонарушений, привлечение к охране общественного порядка частных охранных предприятий, осуществление деятельности соответствующих комиссий при главе муниципального образования. Органы местного самоуправления осуществляют также деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [4]. В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона «О полиции» муниципальные органы вправе осуществлять расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В соответствии с ч. 7 ст. 48 Закона «О полиции» органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований помещения для работы участковых уполномоченных полиции, а также до 1 января 2017 г. предоставляют сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилое помещение на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
С целью реализации указанных положений по организации совместной деятельности органов полиции и органов местного самоуправления, приняты ряд норм, определяющих деятельность по охране общественного порядка. Так, согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 [5], МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федераль-
ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Аналогично типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД России на региональном уровне. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с различными властными структурами, в том числе органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Руководитель территориального органа по вопросам обеспечения правопорядка взаимодействует в субъекте Российской Федерации с высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, руководителями иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, участвует в работе координационного совещания по обеспечению правопорядка в субъекте Российской Федерации.
В соответствие с нормами, закрепленными в данных правовых актах органами местного самоуправления и правоохранительными органами для совместного обеспечения общественного порядка и законности на территории муниципального образования, предполагается проведение таких совместных мероприятий, как образование совместных координационных и совещательных органов (координационных советов, комиссий и комитетов), разработка комплексных программ борьбы с преступностью, планов совместных мероприятий, в том числе касающихся деятельности в особых условиях, совместное планирование проводимых мероприятий, согласование принимаемых решений, проведение совместных мероприятий и операций, в том числе учений и тренировок. Кроме того содействие выражается в охране общественного порядка в ходе проведения культурно-массовых мероприятий на территории муниципалитетов, ох-
ране общественного порядка в ходе подготовки и проведения выборов на территории муниципального образования, когда органы внутренних дел осуществляют участие в мероприятиях по технической обеспеченности и антитеррористической защищенности зданий и помещений избирательных участков и комиссий, а так же охране общественного порядка на территории избирательных участков. С целью реализации функции взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления, органы внутренних дел исполняют такую обязанность, как информирование выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории. В целях реализации принципов открытости и публичности, создания условий для обеспечения права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел предусмотрено проведение отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед органами местного самоуправления и населением муниципального образования. Так, в соответствии с Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России должностные лица территориальных органов МВД России осуществляют очное выступление в установленном порядке перед правомочным заседанием представительного органа муниципального образования или собранием граждан. Данный отчет является формой информирования муниципальных органов и граждан о деятельности полиции и проводится с целью создания условий для реализации закрепленного Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органа внутренних дел, а также для обеспечения открытости и публичности в деятельности полиции, которые способствуют повышению уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел. В процесс проведения отчета осуществляется информирование представительных органов муниципальных образований и граждан
о состоянии правопорядка на территории муниципального образования, осуществляется развитие системы общественного контроля за деятельностью полиции, а также обеспечивается взаимодействие полиции с муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами по предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений.
При закреплении подобного порядка организации охраны общественного порядка, предполагалось, что органы и должностные лица муниципального образования, должны стать центрами организации деятельности по охране общественного порядка на территории муниципалитетов. То есть фактически на органы местного самоуправления возлагались функции координации совместной деятельности.
С учетом координационной функции возложенной на органы местного самоуправления при осуществлении совместной деятельности органов местного самоуправления с правоохранительными органами, на органы местного самоуправления предполагалось возложение функции по установлению правовых основ взаимодействия, а также по созданию механизма для реализации данной функции на обслуживаемой территории. Однако, на сегодняшний день данный вопрос остается не реализованным. Органами местного самоуправления должного внимания данному процессу не уделяется, что стало причиной отсутствия местного законодательства развивающего положения федеральных норм. В результате, по вине органов местного самоуправления, не достаточно развитым остается механизм и порядок взаимодействия органов местного самоуправления и правоохранительных органов, а также ограниченность его форм. На практике сотрудничество органов местного самоуправления и правоохранительных органов часто носит ограниченный и формальный характер, что не соответствует потребностям общества и сводятся лишь к общественному контролю органов местного са-
моуправления деятельности органов внутренних дел.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
4. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007, № 7, ст. 837.
5. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 24.10.2018) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, № 10, ст. 1334.
6. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М., 2015.
7. Игнатова Е.В. Проблемы охраны общественного порядка органами местного самоуправления в свете принятия Закона о полиции // Законность. 2017. № 4.
8. Правовое положение полиции МВД России: учебник / под ред. Ф.П. Васильева. М., 2017.
9. https://мвд.рф/reports/item/16053092/