Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия территориальных органов МВД России с органами местного самоуправления в условиях Северо-Кавказского федерального округа'

Проблемы взаимодействия территориальных органов МВД России с органами местного самоуправления в условиях Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENTS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERIOR BODIES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕСТНЫМИ АДМИНИСТРАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА / INTERACTION WITH MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE SPHERE OF LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захватов Игорь Юрьевич, Мисирбиев Магомед Исаевич

Исследуются проблемы взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел регионов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с муниципальной властью в сфере обеспечения правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захватов Игорь Юрьевич, Мисирбиев Магомед Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of interaction of territorial bodies of the Interior Ministry of Russia with local government in the borders of the North-Caucasus Federal District

Researched of the problems of interaction and cooperation of the Interior Bodies of the North-Caucasus federal district with municipal authorities in the sphere of law enforcement.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия территориальных органов МВД России с органами местного самоуправления в условиях Северо-Кавказского федерального округа»

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ЗАХВАТОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления органами внутренних дел

Академии управления МВД России E-mail: zakhvatov-iu@mail.ru; МАГОМЕД ИСАЕВИЧ МИСИРБИЕВ, адъюнкт 3 факультета Академии управления МВД России

E-mail: dexter_095@mail.ru Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, право защитная и правоохранительная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются проблемы взаимодействия и сотрудничества органов внутренних дел регионов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с муниципальной властью в сфере обеспечения правопорядка.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, органы внутренних дел, взаимодействие с местными администрациями в сфере охраны правопорядка.

Annotation. Researched of the problems of interaction and cooperation of the Interior Bodies of the North-Caucasus federal district with municipal authorities in the sphere of law enforcement.

Keywords: local governments, the interior bodies, interaction with municipal authorities in the sphere of law enforcement.

Среди функций органов местного самоуправления важное место принадлежит охране общественного порядка как способу защиты прав, свобод и законных интересов населения муниципального образования. Закрепляя функцию охраны общественного порядка в Российской Федерации за органами местного самоуправления, законодатель, очевидно, исходил из того, что они наиболее приближены к нуждам и интересам местного населения в различных сферах, включая область обеспечения законности и правопорядка. Подразумевалось, что, располагая для этого необходимыми ресурсами и возможностями, муниципальные органы смогут более действенно выполнять вышеуказанную функцию во взаимодействии с государственными органами, в частности, органами внутренних дел, полицией, для которых она является основной [1].

Действительно, ведущая роль при осуществлении правоохранительных функций в большинстве развитых стран принадлежит именно муниципальной власти [2, с. 45]. В данном вопросе государство опирается на такие преимущества местных администраций, как территориальная близость и профессиональная ком-

петентность. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В конституциях современных государств оно закреплено и гарантировано как одна из основ государственного строя и демократической системы управления [3, с. 17].

Имея общие задачи, органы внутренних дел и органы местного самоуправления неизбежно взаимодействуют и сотрудничают в процессе реализации своих функций, но это требует четкой правовой регламентации и глубокой проработки организационных основ совместных действий полиции и муниципальных органов на всех этапах выполнения ими задач в сфере охраны общественного порядка.

Правовые основы такого взаимодействия сформулированы в ФЗ «О полиции» [4], ст. 10 «Взаимодействие и сотрудничество» которого определяет, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, может при исполнении своих обязанно-

стей использовать их возможности. Одновременно, полиция оказывает субъектам взаимодействия содействие в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере обеспечения правопорядка. В свою очередь, государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Как представляется, возможности такого взаимодействия значительно расширились с принятием ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [5]. Легитимация на федеральном уровне создания «народных дружин» и иных общественных формирований правоохранительной направленности, бесспорно, придаст новый импульс совместным усилиям органов местного самоуправления и полиции, осуществляемым в данном направлении, к тому же опыт такой деятельности давно накоплен.

На территории Северо-Кавказского федерального округа проблема тесного взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления по вопросам охраны правопорядка приобретает особую актуальность. На протяжении многих лет общественно-политическая и криминальная обстановка здесь оставалась и, увы, остается сложной, во многом дестабилизирующей ситуацию в целом по стране. Ежегодно в республиках Северного Кавказа регистрируется подавляющее большинство всех преступлений террористического характера от общего числа совершаемых по стране [6].

Периодически возникающие здесь, не без поддержки международных террористических организаций, очаги напряженности, в первую очередь, связанные с преступной деятельностью незаконных вооруженных формирований, продолжают осложнять оперативную обстановку. Весьма характерно это для Чеченской Республики, где, не смотря на стабилизацию социально-политической ситуации и улучшение экономических показателей жизни граждан, по-прежнему ощущается действие ряда криминогенных факторов. Часть из них объективно связана с добычей в республике высококачественного углеводородного сырья, территориально-географическими, природно-климатическими и демографическими условиями; другие — объясняются особенностями исторического развития регионов Северного Кавказа, особенно в 1990-х начале 2000-х гг.;

третьи — не столь детерминированы условиями внешней среды, но, тем не менее, будучи социально опасными проявлениями, наносят серьезный ущерб правопорядку, безопасности и имиджу народов Северного Кавказа. Именно на противодействие им, как и на борьбу с незаконными вооруженными формированиями, должна быть направлена деятельность всех конструктивных сил региона. Так, благодаря активной помощи федерального центра, усилиям регионального руководства и районных администраций, ситуация в Чеченской Республике постепенно стабилизируется, что является свидетельством появления у населения веры в способность власти превратить республику в активно развивающийся регион [7, с. 5].

Органы внутренних дел Северо-Кавказского федерального округа, используя имеющиеся возможности, прикладывает большие усилия для оздоровления криминальной ситуации. Тем не менее, по настоящее время имеют место отдельные вылазки боевиков, зачастую сопровождающиеся убийствами руководителей властных структур, религиозных авторитетов и захватом заложников. Нередки похищения людей, кражи имущества, хищения различных форм собственности и многое другое. В определенной степени это обусловлено тем, что уровень совместной деятельности органов внутренних дел с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественностью не удовлетворяет потребностям консолидации общества, зачастую тормозит эффективное противодействие преступности.

Министерством внутренних дел Российской Федерации принимаются активные меры по организации взаимодействия с гражданским обществом [8, с. 7]. Но требуется и наращивание усилий по созданию стройной системы скоординированной, направленной на укрепление правопорядка совместной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ряд государственных решений в этом направлении уже принят [9]. Остается создать эффективный механизм организации такого взаимодействия и реализовать его возможности. Потому сегодня актуальны поиск путей совершенствования как межведомственных контактов правоохранительных органов, так взаимодействия и сотрудничества государственных и негосударственных структур, относящихся к различным ветвям публичной власти, разработка основ принци-

пиально новой, отражающей ожидания современного российского общества, модели совместной деятельности органов правопорядка с властными структурами регионального и местного уровней.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы обеспечения общественного порядка отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [10]. Отметим, однако, что в этой сфере не сформировано законодательство федерального уровня, а региональное в большинстве случаев отсутствует либо издается с серьезными нарушениями в части определения компетенции региональных властных структур. А ведь именно на них должны ориентироваться органы местного самоуправления при формировании муниципального правоохранительного сегмента. Поэтому становится актуальным поиск принципиально новых, нестандартных форм взаимодействия территориальных органов МВД России с региональными и местными органами власти и управления общей компетенции, что и требует от всех сотрудников органов внутренних дел ФЗ «О полиции».

Для решения этой насущной проблемы необходимо законодательное закрепление механизма урегулирования взаимоотношений органов территориальной (региональной и местной) и отраслевой компетенции в правоохранительной сфере, придать им легитимную форму, четко определить правомочия и ответственность всех участников этих отношений.

Проблема взаимоотношений территориальных органов МВД России с местными органами власти по вопросам охраны правопорядка, ввиду своей емкости и многоаспектности, давно привлекает внимание ученых [11, с. 75]. Однако, несмотря на настоятельную потребность в научном осмыслении проблемы, касающейся правовых и организационных основ взаимоотношений территориальных органов МВД России с органами местного самоуправления в сфере охраны правопорядка, в ее современном звучании она должного освещения не получила. В исследованиях последних лет преимущественно затрагиваются вопросы взаимоотношений органов внутренних дел и органов государственной власти субъектов Российской Федерации [12, с. 193]. При этом региональная специфика, тем более, если речь идет об условиях Северо-Кавказского региона, практически не учитывается [13, с. 5]. Это приводит к мысли о необходимости выявления и четкого определения задач, функций, полномочий органов внутренних дел, региональных органов государст-

венной власти и органов местного самоуправления в правоохранительной сфере, определения меры их реальной ответственности за состояние правопорядка.

Определенные региональные наработки, в виде конкретных практических мер, уже имеются. Так, начиная с марта 2010 г., Правительством Чеченской Республики ежегодно проводятся семинары на тему: «Организация и совершенствование работы органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере противодействия терроризму», в работе которых принимали участие руководители рабочих групп республиканской антитеррористической комиссии, председатели антитеррористических комиссий муниципальных образований и представители МВД по Чеченской Республике [14].

Проводятся направленные на профилактику распространения среди молодежи идей экстремизма рабочие встречи руководителей территориальных органов МВД по Чеченской Республике с главами администраций районов, руководством республиканского Центра духовно-нравственного воспитания и развития, активистами молодежных общественных организаций и объединений, педагогами и учащимися образовательных учреждений.

При активном участии органов местного самоуправления Чеченской Республики проводятся контрпропагандистские мероприятия по дискредитации преступной деятельности главарей бандподполья, выявлению и задержанию вербовщиков с целью недопущения пополнения бандгрупп новыми участниками и вывода из их состава лиц, не причастных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. В учебных заведениях Чеченской Республики сотрудниками полиции, с участием старейшин, глав местных администраций, имамов мечетей, организуются встречи с учащимися, направленные на разъяснение истинной сущности пропагандируемых деструктивными силами экстремистских идей, пагубности увлечения провозглашаемых ими лозунгов и правовых последствий совершения противоправных деяний.

Во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными организациями реализуется Программа профилактики терроризма и экстремизма на территории Чеченской Республики на 2013—2018 гг.

Эти и другие комплексные предупредительно-профилактические меры, предпринимаемые совместно органами внутренних дел и муниципальной властью,

позволяют достигать реальных результатов в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, что способствует восстановлению социально-экономической сферы в Чеченской Республике, снижению уровня террористической угрозы и нормализации обстановки. Вместе с тем, требуется дальнейшее законодательное закрепление доказавших свою значимость форм взаимодействия полиции и органов местного самоуправления, как и поиск новых, нестандартных решений по вопросам охраны правопорядка.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что внесение ясности в данный вопрос с последующим закреплением выводов и предложений в федеральной и региональной правовой базе, а также в отраслевых нормативных правовых актах, позволит обеспечить эффективную работу по противодействию преступности, особенно такой опасной ее формы, как терроризм и в Северо-Кавказском федеральном округе и в целом по стране.

Литература

1. ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. 25 декабря 2012 г. № 271 -ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7596.

2. За эффективное местное самоуправление // Материалы немецкого союза городов по политике в области местного самоуправления. Кельн, 1990. Вып. 9.

3. Кононов А.М. Местное самоуправление и общественный порядок: Монография М., 2000.

4. ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ) «О полиции» // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 5). Ст. 6967.

5. ФЗ РФ от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». URL://http://-www.pravo.gov.ru

6. Из выступления на расширенном заседании Коллегии МВД России 21 марта 2014 г. министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции В.А. Ко-локольцева. URL://http://www.kremlin.ru/news/17461

7. Алханов Р.Ш. Правовые и организационные основы функционирования МВД по Чеченской Республике в системе обеспечения безопасности Северо-Кавказского региона: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

8. Горовой А.В. Взаимодействие с обществом — основа укрепления правопорядка // Полиция России. 2013. февраль.

9. Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6656.

10. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок к Конституции РФ 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 2.

11. Кононов А.М. О разграничении полномочий государственного и местного самоуправления в области охраны общественного порядка // Теория и практика управления

органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России. М., 2003.

12. Пашин В.М. Региональные системы управления (на примере регионального управления органами внутренних дел): Моногр. М., 2007.

13. Петрова О.В. Организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ и региональных органов государственной власти в сфере пра-воохраны: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

14. Материалы коллегии МВД по Чеченской Республике по итогам 2013 г.

References

1. Federal law of 6 October 2003, No. 131-FZ (as amended 25.12.2012 No. 271-FZ) «On general principles of organization of local self-government in the Russian Federation» // SZ the Russian Federation. 2012. No. 53 (p. 1). Art. 7596.

2. For effective local self-government // Materials of German cities Alliance policy in the field of local government. Series A. Vol. 9. Cologne, 1990.

3. Kononov A.M. Local government and public order: Monograph M., 2000.

4. Federal law of the Russian Federation of February 7, 2011 № 3-FZ (as amended 3.12.2012 No. 244-FZ) «On the police» // SZ the Russian Federation. 2012. No. 50 (p. 5). Art. 6967.

5. Federal law of the Russian Federation of 2 April 2014 No. 44-FZ <About the participation of citizens in the protection of public order». URL://http://www.pravo.gov.ru

6. From the speech at the enlarged meeting of the Collegium of the Ministry of Internal Affairs of Russia on March 21, 2014, the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, Colonel-General of police V.A. Kolokoltsev. URL://http://-www.kremlin.ru/news/17461

7. AlkhanovR.Sh. Legal and institutional framework for the functioning of the Ministry of Internal Affairs for the Chechen Republic in the security of the North Caucasus region: Abstract. diss. ... cand. leg. sciences. M., 2008.

8. Gorovoy A.V. Interaction with society is the basis of law enforcement / Police of Russia. 2013. February.

9. Decree of the President of the Russian Federation from December 11, 2010 № 1535 «On additional measures on ensuring law and order» // SZ the Russian Federation. 2010. No. 50. Art. 6656.

10. The Constitution of the Russian Federation (with the amendments to the Constitution of the Russian Federation 30.12.2008 № 6-FKZ, 30.12.2008 № 7-FKZ) // SZ the Russian Federation. 2009. No. 1. Art. 2.

11. Kononov A.M. On the delimitation of powers of state and local governments in the field of protection of public order // Theory and practice of management bodies of internal affairs in terms of the reform of the Interior Ministry. M., 2003.

12. Pashin V.M. Regional system of governance (for example, regional management bodies of internal affairs): Monograph. M., 2007.

13. Petrova O. V. Organizational-legal mechanism of interaction between the Ministry of internal Affairs, the police, the Department of Internal Affairs on the subject of the Russian Federation and regional public authorities in the field of law enforcement: Abstract. diss... cand. leg. sciences. M., 2009.

14. The materials of the Collegium of the Ministry of Internal Affairs for the Chechen Republic by the end of 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.