Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЫРГЫЗСТАНА СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЫРГЫЗСТАНА СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
многовекторность / геополитика / интеграция / информационная революция / национальный интерес / инновация / многостороннего сотрудничества / интерес / multi-vector / geopolitics / integration / information revolution / national interest / innovation / multilateral cooperation / interest

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тогусаков О. А., Балтабаев Ж. Р.

Кыргызcтaн ocoзнaл cвoи нaциoнaльныe интeрecы, вырaбoтaл coбcтвeнную кoнцeпцию внeшнeй пoлитики, рaзрaбoтaл дoгoвoрнo-прaвoвую бaзу мeждунaрoдных cвязeй, уcтaнoвил дружecтвeнныe и пaртнeрcкиe oтнoшeния нe тoлькo co cвoими ближaйшими coceдями, нo и знaчитeльным чиcлoм гocудaрcтв Зaпaдa и Вocтoкa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN KYRGYZSTAN AND COMMONWEALTH COUNTRIES

Kyrgyzstan realized its national interests, developed its own foreign policy concept, developed a legal framework for international relations, established friendship new and partnership relations not only with their closest neighbors, but also with a significant number of states of the West and East.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЫРГЫЗСТАНА СО СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тогусаков О.А.

Академик НАН КР, доктор философских наук, профессор

Балтабаев Ж.Р.

соискатель Института Философии и политико-правовых исследований Национальной Академии наук, г. Бишкек, Кыргызстан

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЫРГЫЗСТАНА СО СТРАНАМИ

СОДРУЖЕСТВА

Аннотация: Кыргызcтaн ocoзнaл cвoи нaциoнaльныe интeрecы, вырaбoтaл coбcтвeнную тнщщию вжшжй шлитики, рaзрaбoтaл дoгoвoрнo-прaвoвую бaзу мeждунaрoдных cвязeй, уcтaнoвил дружecтвeнныe и пaртнeрcкиe oтнoшeния т тoлькo co cвoими ближaйшими coceдями, нo и знaчитeльным чиcлoм гocудaрcтв Зaпaдa и Вocтoкa.

Ключевые слова: многовекторность, геополитика, интеграция, информационная революция, национальный интерес, инновация, многостороннего сотрудничества, интерес

Развитие и становление новых независимых государств, обретение ими политической и экономической самостоятельности не привели к утрате самой идеи объединения бывших союзных республик. Более того, эта форма взаимодействия независимых стран нашла подтверждение в ряде совместных политических документов, а также в конкретных делах, прежде всего в экономической сфере.

1. Декларативность договоров. Дело в том, что договоры лишь о приоритетах взаимодействия не позволяют перейти к конкретным взаимовыгодным проектам.

2. До сих пор так и не выработаны программы взаимодействия, а это уже привело к бессистемности деловых контактов, к примитивной меркантильности критериев успешности контактов. В странах СНГ возникло ограниченное представление о выгодности отношений с Кыргызстаном, не учитывающее вопросов удержания геополитической позиции, которая является решающим условием претензий на дальнейшую, выраженную в деньгах, выгодность отношений.

3. Не учитывается рамка развития обществ (и сообществ) стран ЦА как составной части стратегического партнерства, развёртываются только контакты с постсоветским классом временных и коррумпированных руководителей стран ЦА, которые, по определению, не способны увидеть проблемы собственных стран, а тем более выработать программы представления и защиты национальных интересов.

4. «Стратегическое партнёрство» понимается как блоковый характер отношений. Тем самым, не рассматриваются содержательно «союзнические отношения», «альянсы» и т.п. более тесные взаимодействия.

Как пишет Eurasianet, в своём отчёте о «стремлении к многовекторности» и деловой дипломатии в Центральной Азии аналитики TALAP отмечают: настало время новой «Большой игры» [1]. Только теперь вместо политики и военных действий в ход идут экономические рычаги влияния, а вместо Великобритании в списке соперничающих держав появился Китай. Но самое важное различие в том, что сейчас у стран Центральной Азии намного больше возможностей самостоятельно влиять на исход игры.

Вторжение России в Украину и западные санкции против РФ поколебали баланс сил в регионе, а заодно вернули США и Евросоюзу интерес к Центральной Азии. Санкции побудили центральноазиатские страны диверсифицировать торговлю и инвестиции, снизили значимость «Северного коридора» через Сибирь и повысили ценность «Среднего коридора», который идёт непосредственно через регион, связывая Китай с Европой.

С 2022 г. благодаря политике многовекторности страны Центральной Азии, существенно расширили присутствие на рынках Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. С начала российско-украинского конфликта заметно укрепились связи между Центральной Азией и Тюрских государств и Евросоюзом. Страны региона пытаются развивать отношения с западным миром в сложных условиях, когда их со всех сторон окружают враждебные Западу государства — Афганистан, Иран, Китай и Россия [1].

Аналитики указывают, что наращивать западные инвестиции мешает правовой беспорядок, непредсказуемость и недостаток независимости судебных систем Центральной Азии. Чтобы устранить проблему, потребуется навести порядок в налогообложении и создать дружелюбный инвестиционный климат. Возможности для того, чтобы из фигур в очередной «Большой игре» стать игроками, у стран региона есть — вопрос в том, как они ими воспользуются.

Чтобы извлечь преимущество из этих возможностей, страны региона должны устранить существующие институциональные и регуляторные преграды как для международных, так и для собственных компаний и инвесторов. А также укрепить верховенство закона, поддерживать честную и открытую конкуренцию, ввести дружественное для бизнеса налоговое регулирование, упорядочить торговые, таможенные и логистические стандарты.

На современном этапе СНГ продолжает играть социально стабилизирующую роль, обеспечивая решение многих вопросов жизнеобеспечения на постсоветском пространстве таких, как транспорт и передвижение, социальные выплаты, взаимодействие структур и т.д.

Приоритетной задачей не только Кыргызстана, но и других государств-участников СНГ, продолжает оставаться задача создания необходимых условий для дальнейшего углубления взаимодействия между государствами в торгово-экономической, военной, социально-гуманитарной и правовой сферах при оптимальном балансе национальных и общих интересов.

Налаживание и расширение многостороннего сотрудничества Кыргызстана в СНГ существенно расширило возможности в сфере противодействия международному терроризму, экстремизму во всех формах его проявления, наркотрафику, трансграничной преступности и другим направлениям деятельности.

Кыргызская Республика, проявляя всемерную заинтересованность в расширении в межгосударственной кооперации, активно сотрудничает в рамках Содружества и его структурах, содействует дальнейшему развитию торгово-экономических отношений с государствами-участниками СНГ.

Необходимо обеспечить строительство институтов взаимодействия. К таковым относятся: политические решения о вхождении в Кыргызстан бизнеса стран ЕАЭС; совместное, евразийских и кыргызских экспертных структур, сопровождение проектов евразийского бизнеса в Кыргызстане; согласованные форматы взаимодействия экспертных и аналитических групп, отрабатывающих документы, представляемые в дальнейшем на решение наднациональных органов ЕАЭС; форумы деловых структур стран.

Кыргызстан заинтересован в политических наднациональных органах вырабатывающих коллективную повестку прямо сейчас. Выбор здесь следующий: либо развитие страны в рамках союза, либо дальнейшая плата ренты отсталости. Именно медленное движение может вызывать опасения и недопонимание. Совместная работа в общих структурах снимет предубеждения. Но это должна быть проектная работа, а параллельно необходимо запускать метапроекты, которые позволят делать баланс работающих проектов ЕАЭС.

Евразийский экономический союз - не экспансия, а форма естественного существования и элементарного выживания для народов, проживающих в регионе [3]. В этом смысле, это единственно возможная форма сохранения суверенитета и государственной целостности Кыргызстана в начале XXI в. Такова может быть позиция ориентированной на национальное развитие элиты страны.

Однако, чтобы реализовать выбор в пользу интеграции, надо значительно и решительно увеличить плотность коммуникаций, исследований различных вопросов, и, в конечном счёте, победить в этом движении.

Обобщая проведенный анализ, можно сделать следующие выводы. Успех в научно-технологической интеграции должен предполагать интеграцию, которая должна предполагать конкурентоспособную модель, включающую совокупность инфраструктурных объектов, правовых регуляторов, стратегических основ, программных документов и институтов. Данная модель призвана вывести интеграцию в сфере НТИ на новый уровень, став основой для решения вопросов, неизбежно возникающих в условиях Четвертой информационной революции. Процесс формирования модели еще далек от завершения, но вполне заметно, что учреждение ее «узлов» и «деталей» осуществляет на основе совместных усилий, во-первых, в русле государственно-частного партнерства, а, во-вторых, в формате развития интегрированного партнерства между организациями и предприятиями государств - членов в рамках совместных проектов.

Наполнение модели научно-технологической интеграции ЕАЭС новыми звеньями и ее эффективное функционирование предполагает совершенствования правового регулирования. Развитие интеграции, а именно ее расширение и углубление как по традиционным, так и по новым направлениям, предполагает принятие соответствующих мер и дальнейшее развитие правовой базы Союза. От этого зависит укрепление интеграционной основы Союза в научно-технологической и инновационной сферах, а, в конечном счете и успех в реализации интеграционного проекта в целом. Необходимость ускорения темпов данной интеграции и его углубление в условиях Четвертой информационной революции является не только фактором дальнейшего развития права ЕАЭС в сфере НТИ, но и гармонизации национальных законодательств. Конечно, каждое государство стремится сделать сферу НТИ как можно более адекватной современным научно-технологическим трендам, однако это необходимо осуществлять более скоординированным образом. Последнее обстоятельство призвано стимулировать получение интеграционного эффекта в технологических направлениях, востребованных Четвертой информационной революцией.

Литература:

1. Новая «Большая игра»: Китай вытесняет Россию из Центральной Азии// Орда. URL: https://orda.kz/novaja-bolshaja-igra-kitaj -vytesnjaet-rossiju-iz-centralnoj -azii-385366/ (дата

обращения: 1.06.2024).

References:

1. Novaya «Bol'shaya igra»: Kitaj vytesnyaet Rossiyu iz Central'noj Azii// Orda. URL: https://orda.kz/novaja-bolshaja-igra-kitaj -vytesnjaet-rossiju-iz-centralnoj -azii-385366/ (data

obrashcheniya: 1.06.2024).

PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN KYRGYZSTAN AND COMMONWEALTH

COUNTRIES

Togusakov O.A.

Academician of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Doctor of Philosophy,

Professor

Baltabaev J.R.

Candidate of the Institute of Philosophy and Political and Legal Studies of the National Academy of Sciences, Bishkek, Kyrgyzstan

Abstract: Kyrgyzstan realized its national interests, developed its own foreign policy concept, developed a legal framework for international relations, established friendship new and partnership relations not only with their closest neighbors, but also with a significant number of states of the West and East.

Key words: multi-vector, geopolitics, integration, information revolution, national interest, innovation, multilateral cooperation, interest

Для цитирования: Тогусаков О.А., Балтабаев Ж.Р. Проблемы взаимодействия Кыргызстана со странами содружества// Архонт, 2024. № 3(42). С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.