Список литературы /References
1. Энциклопедия Кыргызстана. Переиздана под руководством К. Абдымен. Б., 2009.
2. Мурсалиев Н.А. «Демократические процессы в Кыргызской Республике: опыт и перспективы» Б., 2010.
3. «Демократические процессы в Центральной Азии: опыт и перспективы». Бишкек. Международный Университет Кыргызстана, 2011.
4. Международное публичное право: Учебник. 2-е изд. / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009. 358 с.
5. Иманалиев Муратбек. «Очерки в внешней политики Кыргызстана. Бишкек. Сабыр, 2008. С. 87-97.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАМКАХ
СНГ
Балтабаев Ж.Р. Email: [email protected]
Балтабаев Жоомарт Равшанович - аспирант, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная Академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: с момента провозглашения Кыргызстаном государственной независимости и вступления его в СНГ, в его внешней политике за последние годы сформировался принципиально новый этап становления государственного развития. Впервые за всю историю республики она самостоятельно вышла на международную арену и обрела право на проведение независимого внешнеполитического курса в качестве полноправного субъекта международного права.
Поэтому политический аспект интеграции имеет также немаловажное значение, так как с самого начала интеграция может рассматриваться и как способ обеспечения национальных интересов в политической сфере, и как способ нивелировать либо существенно снизить негативное отношение к интеграции в случае снижения экономических показателей.
Серьезными стимулами в евразийской интеграции в политическом аспекте могут служить вопросы обеспечения безопасности, мира, укрепления демократии и социально-политической стабильности. Также стоит отметить, что анализ экономических выгод от интеграции будет иметь значение только в совокупности с анализом политических последствий региональной интеграции.
Ключевые слова: содружество, глобализация, внешняя политика, сотрудничество, расширение, безопасность.
ON COOPERATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC WITHIN THE FIS Baltabaev Zh.R.
Baltabaev Zhoomart Ravshanovich - Post-graduate, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL RESEARCH NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: Since Kyrgyzstan proclaimed state independence and its entry into the FIS, a fundamentally new stage in the development of state development has been formed in its foreign policy in recent years. For the first time in the history of the republic, it independently entered the
international arena and gained the right to pursue an independent foreign policy as a full-fledged subject of international law.
Therefore, the political aspect of integration is also of no small importance, since from the very beginning, integration can be considered both as a way to ensure national interests in the political sphere, and as a way to neutralize or significantly reduce the negative attitude towards integration in the event of a decline in economic indicators.
Issues of ensuring security, peace, strengthening democracy and socio-political stability can serve as serious incentives in Eurasian integration in the political aspect. It is also worth noting that an analysis of the economic benefits of integration will be meaningful only in conjunction with an analysis of the political implications of regional integration.
Keywords: community, globalization, foreign policy, cooperation, expansion, security.
УДК 32 7 (575.2) (043.3) DOI: 10.24411/2312-8267-2020-10906
Со времени основания Содружества Кыргызстан последовательно выступал за укрепление сотрудничества в рамках Организации, расширение торгово-экономических связей, сохранение общего гуманитарного пространства и взаимодействие в сферах безопасности и правопорядка. Участие Кыргызстана в интеграционных процессах в рамках СНГ является одним из важных направлений внешнеполитической деятельности. В целом, опыт такого сотрудничества был полезен для становления и развития страны во внешнеполитическом и экономическом измерении.
Кыргызская Республика, участвуя в работе уставных органов Содружества - СГГ, СГП, СМИД и Экономическом совете, а также в 69 отраслевых органах СНГ, содействует дальнейшему развитию сотрудничества по внешнеполитическим вопросам, в торгово-экономической и финансовой сферах, в культурно-гуманитарной области, по вопросам безопасности и правовых отношений.
В 2016 году Кыргызская Республика председательствовала в Содружестве. Основными приоритетными целями председательства явились дальнейшее укрепление всестороннего конструктивного взаимодействия между государствами - участниками СНГ, основанного на принципах равенства, доверия, взаимопонимания и добрососедства, оптимизация и реформирование отраслевых органов СНГ, исходя из оценки эффективности и практической пользы их деятельности, устранение дублирования выполняемых функций и задач, создание более экономного механизма их деятельности.
В вопросе оптимизации СНГ Кыргызская Республика четко обозначила свою позицию о необходимости придерживаться сбалансированного и прагматичного подхода к вопросам реформирования СНГ. В частности, принято решение о максимальной разгрузке повесток дня высших органов Содружества. Предложение кыргызской стороны по переформатированию повесток дня принято за основу. Проведена работа по оптимизации отраслевых органов, сокращению излишних рабочих структур и секретариатов, созданию более экономичного механизма их деятельности.
Позиция Кыргызской Республики остается неизменной и заключается в дальнейшем углублении интеграции государств - участников СНГ, поскольку Содружество остается широкой диалоговой площадкой для взаимодействия постсоветских стран по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес.
Кыргызстан выступает за трансформацию Содружества и дальнейшее реформирование его отраслевых органов, заключающихся в сокращении излишних структур, снижении затрат на проведение мероприятий и содержание аппаратов, придерживаясь при этом сбалансированного и прагматичного подхода к этим вопросам.
С 1 января 2016 года КР приступил к полноправному председательствованию в СНГ. Кыргызстан считает интеграцию важным этапом развития. И председательство нашей страны в содружестве стало уникальным шансом для того, чтобы выступить с новым подходом, учитывающим национальные интересы. Именно такой подход должен позитивно отразиться на укреплении позиций КР в СНГ.
Гуманитарное сотрудничество с Кыргызстаном рассматривается, как важный элемент взаимодействия, который позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях стран.
В области безопасности и обороны усилия КР направлены на оказание противодействия ИГИЛ, фактам вербовки и выезда граждан в зоны боевых конфликтов и их последующее возвращение, а также укрепления пограничной безопасности на внешних рубежах.
А в сфере экономического сотрудничества особое внимание уделяется реализации положений договоров о зоне свободной торговли СНГ.
Отметим, по инициативе кыргызстанской стороны не так давно состоялся конструктивный обмен мнениями по вопросам адаптации содружества к современным условиям. Кыргызстан четко обозначил свои позиции, отметив, что придерживается сбалансированного и прагматичного подхода вопросам реформирования СНГ, не переходящим из крайности в крайность.
Взаимозависимость стала совершенно новым феноменом конца ХХ столетия. Процесс глобализации привел к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, с её экономической, военной мощью, не может в одиночку справиться с теми вызовами, которые ставят под сомнение выживание всего человечества.
Согласно Конституции высшим приоритетом внешней политики КР является обеспечение и защита ее национальных интересов, совокупными составными которых являются интересы личности, общества и государства.
Общедемократические ценности - борьба за мир и безопасность народов, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, нерушимость и неприкосновенность границ, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество - определяют общие направления внешней политики страны.
Стоит отметить, что внешняя политика страны всегда характеризовалась стремлением к интеграции как в глобальном, так и в региональном масштабах.
В проведении своих национальных интересов Кыргызстан старается держаться целенаправленной и сбалансированной многовекторной внешней политики. При этом внешнеполитические мероприятия Кыргызстана соизмеряются с собственным потенциалом и степенью его вовлеченности и влияния на мировой процесс.
Для достижения заданных целей Кыргызстан в своём внешнем курсе решает следующие задачи:
- укрепление стабильности и безопасности в регионе;
- развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами и углубление интеграционных процессов в Центральной Азии;
- содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества;
- укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Востока и Запада;
- развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными и международными организациями, финансовыми и экономическими институтами.
Необходимо заметить, что решение этих задач во многом способствовало вхождению Кыргызстана в мировое сообщество и успешной адаптации в нём. С учетом этого, развернута работа по согласованию позиций государств и выработки общего курса по совершенствованию органов Содружества.
«Кыргызстан поддерживает позицию государств - членов Содружества о пересмотре структуры и органов СНГ, о повышении ответственности отраслевых органов, деятельность которых эффективна и востребована. Также руководство страны в разные годы своего исторического развития стремилось внести продуктивность в работе самой системы Содружества, чтобы все те основополагающие принципы, которые легли в основу нового Союза не утрачивали силы и своей действенности. Приоритетным направлением для Кыргызстана было и остается экономическое взаимодействие в рамках СНГ. Исходя из этого, республика выразила согласие сохранить структуры экономических органов СНГ.
104
Вопросы экономического взаимодействия государств Содружества в рамках реформирования и совершенствования органов всегда пользовались всеобщей поддержкой. Также немаловажно отметить, что решение вопросов, обеспечения безопасности, направленных на скоординированные усилия стран-участниц Содружества в борьбе с международным терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, организованной преступностью рассматривается в качестве долговременной задачи, стоящей перед государствами-участниками СНГ».
Остаётся надеяться на то, что СНГ будет планомерно развиваться и продолжать быть ещё одной надёжной площадкой для укрепления политических, экономических, социальных, гуманитарных и культурных связей между государствами-членами СНГ.
Оценка безопасности страны в результате интеграции имеет немаловажное значение, так как может способствовать смягчению противоречий между соседями. Интеграция имеет важным последствием увеличение экономического взаимодействия стран, посему стороны этой интеграции будут заинтересованы в мирном урегулировании конфликтных ситуаций (а именно: данное условие будет действовать в том случае, когда в интеграции участвуют равные по своему потенциалу субъекты, а выгоды от интеграции распределяются равномерно, и наоборот, не будет успешным, если государства будут действовать на основе политики национального суверенитета и экономического протекционизма [1].
Несмотря на ряд взаимных претензий и непонимания политики соседних государств, ряд стран СНГ успешно решают сложнейшие проблемы внутренней и внешней политики посредством участия в СНГ [2]. Вместе с тем глобализация и вытекающая из нее интеграция ускорили развитие сети наркотрафика, торговлю оружием, нескончаемый поток нелегальной миграции, увеличили угрозу терроризма [3]. Большинство целей СНГ в экономической сфере остались нереализованными. И только задачи СНГ в гуманитарной сфере успешно решаются посредством инструментов, которые созданы в Содружестве независимых государств.
Список литературы /References
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.macosa.ch/PDF/Jean%20Monnet.pdf/ (дата обращения: 08.07.2014).
2. Бархударян В.Б. Исторические уроки победы над фашизмом // Победа над фашизмом в 1945 году: ее значение для народов СНГ и мира. Материалы международной конференции. Москва, 8-9 апреля 2010 г. М., 2011. С. 174-177.
3. Гусейнов А.А. Устройство и современные угрозы миру // Победа над фашизмом в 1945 году: ее значение для народов СНГ и мира. Материалы международной конференции. Москва, 8-9 апреля 2010 г. М., 2011. С. 207-209.