Научная статья на тему 'Национально-государственные приоритеты межгосударственного взаимодействия и межпарламентского сотрудничества России и Казахстана в контексте общности и особенностей стратегических целей'

Национально-государственные приоритеты межгосударственного взаимодействия и межпарламентского сотрудничества России и Казахстана в контексте общности и особенностей стратегических целей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА / МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИГРАНИЧНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И РК / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL-STATE PRIORITIES OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN / INTER-PARLIAMENTARY COOPERATION / CROSS-BORDER FORMS OF INTERACTION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND KAZAKHSTAN / ENSURING SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамедов Сергей Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании предлагается научный взгляд на политическое и правовое содержание понятия национально-государственных приоритетов во внешней политике и внешнеэкономической деятельности по праву стран СНГ на примере России и Казахстана. Показываются современные реалии движения научных подходов государств, развивающие генезис национально-государственных приоритетов. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на материалах политического, международно-правового и государственно-правового характера, охватывающих регулирование. Анализируются международно-правовой и материальный национально-правовой методы регулирования национально-государственных приоритетов России и Казахстана в рамках межгосударственных связей при поддержке межпарламентских методов взаимодействия РК и РФ, имеющих общие и особенные стратегические цели. РЕЗУЛЬТАТЫ. Проведенное сравнение содержания национально-государственных приоритетов во внешней политике и внешнеэкономической деятельности по праву России и Казахстана и интеграционному праву СНГ показывает общность и различия подходов в их регулировании. На примерах межгосударственного сотрудничества показано, что общность политических приоритетов России и Казахстана исходит из единства стратегических целей обеспечения безопасности развития сотрудничающих государств по углублению политической интеграции, определенной Стратегией СНГ по формированию единого экономического пространства и государственных актах стран СНГ и другими актами. В то же время внешнеэкономические приоритеты частично различаются, что обусловлено развитием многосторонних экономических связей двух государств на всем евразийском пространстве, включая страны ЕС, ЕАЭС, СНГ, ШОС. Россия и Казахстан связаны общими проектами, такими как «Один пояс один путь», но имеют некоторые разногласия относительно, например, влияния на безопасность рынка ЕАЭС и СНГ исполнения международных обязательств Казахстана перед Европейским союзом согласно Договору Казахстана и ЕС о расширенном партнерстве и сотрудничестве от 21.12.2015 г ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Меры сотрудничества по согласованию внешней и внешнеторговой политики и гармонизации права России и Казахстана становятся важным средством политико-правовой защиты в условиях интенсификации внешнего давления ряда стран евро-атлантического блока (США, Великобритании, Польши, прибалтийских государств и др.) по сдерживанию расширения торгового, финансово-экономического, энергетического, космического, военно-технического, научно-инновационного и другого интеграционного сотрудничества двух крупнейших государств СНГ, которые становятся также крупнейшими торгово-экономическими партнерами Китая. Однако на межгосударственном уровне имеют место рассогласованность законодательства стран ЕАЭС и СНГ в сфере финансирования и управления инвестиционной деятельностью, а также недостаточная эффективность исполнения положений международных соглашений и внешнеэкономических контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мамедов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National - state priorities of interstate cooperation and interparliamentary cooperation between Russia and Kazakhstan in the context of commonality and features of strategic goals

INTRODUCTION. This study proposes a scientific look at the political and legal content of the concept of national-state priorities in foreign policy and foreign economic activity under the law of the CIS countries on the example of Russia and Kazakhstan. The modern realities of the movement of scientific approaches of states that develop the genesis of national-state priorities are shown. MATERIALS AND METHODS. This study is based on materials of a political, international legal and state legal nature, covering regulation. The author analyzes the international legal and substantive national legal methods of regulating the national-state priorities of Russia and Kazakhstan within the framework of interstate relations with the support of inter-parliamentary methods of interaction between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, which have common and special strategic goals. RESULTS. The comparison of the content of national-state priorities in foreign policy and foreign economic activity under the law of Russia and Kazakhstan and the integration law of the CIS shows a commonality and differences in approaches to their regulation. It is shown by examples of interstate cooperation that the commonality of the political priorities of Russia and Kazakhstan proceeds from the unity of the strategic goals of ensuring the security of development of the cooperating states to deepen political integration, as defined by the CIS Strategy for the formation of a single economic space and state acts of the CIS countries and other acts. At the same time, foreign economic priorities are partially different due to the development of multilateral economic relationsbetween the two states throughout the Eurasian space, including the EU, EAEU, CIS, and SCO. Russia and Kazakhstan are connected by common projects, such as “One Belt, One Way”, but have some disagreements regarding, for example, the impact on the security of the EAEU and CIS markets of the fulfillment of Kazakhstan’s international obligations to the European Union under the Kazakhstan-EU Extended Partnership and Cooperation Agreement December 21, 2015. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Cooperation measures to harmonize foreign and foreign trade policies and harmonize the laws of Russia and Kazakhstan are becoming an important means of political and legal protection in the face of intensification of external pressure from a number of countries of the Euro-Atlantic bloc (USA, Great Britain, Poland, the Baltic states, etc.) to “deter” the expansion of trade, financial, economic, energy, space, military-technical, scientific-innovative and other integration cooperation of the two largest CIS countries, which are tsya also the largest trade and economic partners of China. However, at the interstate level, there is a disagreement of the legislation of the EAEU and the CIS countries in the field of financing and investment management, as well as insufficient efficiency in the implementation of the provisions of international agreements and foreign economic contracts.

Текст научной работы на тему «Национально-государственные приоритеты межгосударственного взаимодействия и межпарламентского сотрудничества России и Казахстана в контексте общности и особенностей стратегических целей»

Национально-государственные приоритеты межгосударственного взаимодействия и межпарламентского сотрудничества России и Казахстана в контексте общности и особенностей стратегических целей

МАМЕДОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

заместитель председателя Комитета

по регламенту и организации парламентской деятельности

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Контакты: Москва, ул.Большая Дмитровка, д. 26, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е-mail: SVMamedov@senat.gov.ru

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании предлагается научный взгляд на политическое и правовое содержание понятия национально-государственных приоритетов во внешней политике и внешнеэкономической деятельности по праву стран СНГ на примере России и Казахстана. Показываются современные реалии движения научных подходов государств, развивающие генезис национально-государственных приоритетов. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на материалах политического, международно-правового и государственно-правового характера, охватывающих регулирование. Анализируются международно-правовой и материальный национально-правовой методы регулирования национально-государственных приоритетов России и Казахстана в рамках межгосударственных связей при поддержке межпарламентских методов взаимодействия РК и РФ, имеющих общие и особенные стратегические цели. РЕЗУЛЬТАТЫ. Проведенное сравнение содержания национально-государственных приоритетов во внешней политике и внешнеэкономической деятельности по праву России и Казахстана и интеграционному праву СНГ показывает общность и различия подходов в их регулировании. На примерах межгосударственного сотрудничества показано, что общность политических приоритетов России и Казахстана исходит из единства стратегических целей обеспечения безопасности развития сотрудничающих государств по углублению политической интеграции, определенной Стратегией СНГ по формированию единого экономического пространства и государственных актах стран СНГ и другими актами. В то же время внешнеэкономические приоритеты частично различаются, что обусловлено развитием многосторонних экономических связей двух государств на всем евразийском пространстве, включая страны ЕС, ЕАЭС, СНГ, ШОС. Россия и Казахстан связаны общими проектами, такими как «Один пояс - один путь», но имеют некоторые разногласия относительно, например, влияния на безопасность рынка ЕАЭС и СНГ исполнения международных обязательств Казахстана перед Европейским союзом согласно Договору Казахстана и ЕС о расширенном партнерстве и сотрудничестве от 21.12.2015 г.1

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Меры сотрудничества по согласованию внешней и внешнеторговой политики и гармонизации права России и Казахстана становятся важным сред-

1 Договор Казахстана и ЕС о расширенном партнерстве и сотрудничестве от 21.12.2015 г. https://online.zakon.kz/

document/?doc_id=37496546

ством политико-правовой защиты в условиях интенсификации внешнего давления ряда стран евро-атлантического блока (США, Великобритании, Польши, прибалтийских государств и др.) по сдерживанию расширения торгового, финансово-экономического, энергетического, космического, военно-технического, научно-инновационного и другого интеграционного сотрудничества двух крупнейших государств СНГ, которые становятся также крупнейшими торгово-экономическими партнерами Китая. Однако на межгосударственном уровне имеют место рассогласованность законодательства стран ЕАЭС и СНГ в сфере финансирования и управления инвестиционной деятельностью, а также недостаточная эффективность исполнения положений международных соглашений и внешнеэкономических контрактов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национально-государственные приоритеты России и Казахстана, межпарламентское сотрудничество, приграничные формы взаимодействия РФ и РК, обеспечение безопасности

National — state priorities of interstate cooperation and interparliamentary cooperation between Russia and Kazakhstan in the context of commonality and features of strategic goals

MAMEDOV SERGEY VALERIEVICH,

Deputy Chairman of the Committee

on the Regulations and Organization

of Parliamentary Activity of the Council

of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation

Contacts: Moscow, Bolshaya Dmitrovka St., 26, Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation E-mail: SVMamedov@senat.gov.ru

ANNOTATION

INTRODUCTION. This study proposes a scientific look at the political and legal content of the concept of national-state priorities in foreign policy and foreign economic activity under the law of the CIS countries on the example of Russia and Kazakhstan. The modern realities of the movement of scientific approaches of states that develop the genesis of national-state priorities are shown. MATERIALS AND METHODS. This study is based on materials of a political, international legal and state legal nature, covering regulation. The author analyzes the international legal and substantive national legal methods of regulating the national-state priorities of Russia and Kazakhstan within the framework of interstate relations with the support of inter-parliamentary methods of interaction between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, which have common and special strategic goals.

RESULTS. The comparison of the content of national-state priorities in foreign policy and foreign economic activity under the law of Russia and Kazakhstan and the integration law of the CIS shows a commonality and differences in approaches to their regulation. It is shown by examples of interstate cooperation that the commonality of the political priorities of Russia and Kazakhstan proceeds from the unity of the strategic goals of ensuring the security of development of the cooperating states to deepen political integration, as defined by the CIS Strategy for the formation of a single economic space and state acts of the CIS countries and other acts. At the same time, foreign economic priorities are partially different due to the development of multilateral economic relations

between the two states throughout the Eurasian space, including the EU, EAEU, CIS, and SCO. Russia and Kazakhstan are connected by common projects, such as "One Belt, One Way", but have some disagreements regarding, for example, the impact on the security of the EAEU and CIS markets of the fulfillment of Kazakhstan's international obligations to the European Union under the Kazakhstan-EU Extended Partnership and Cooperation Agreement December 21, 2015. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Cooperation measures to harmonize foreign and foreign trade policies and harmonize the laws of Russia and Kazakhstan are becoming an important means of political and legal protection in the face of intensification of external pressure from a number of countries of the Euro-Atlantic bloc (USA, Great Britain, Poland, the Baltic states, etc.) to "deter" the expansion of trade, financial, economic, energy, space, military-technical, scientific-innovative and other integration cooperation of the two largest CIS countries, which are tsya also the largest trade and economic partners of China. However, at the interstate level, there is a disagreement of the legislation of the EAEU and the CIS countries in the field of financing and investment management, as well as insufficient efficiency in the implementation of the provisions of international agreements and foreign economic contracts.

KEYWORDS: national-state priorities of Russia and Kazakhstan, interparliamentary cooperation, cross-border forms of interaction between the Russian Federation and Kazakhstan, ensuring security

Введение

Новейшая история договорных межгосударственных дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан начинается 25 мая 1992 года, когда между странами был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. После этого за период с 1992 года до 2019 года между РК и РФ было подписано свыше 300 договоров и соглашений, включая Декларацию о вечной дружбе и союзничестве, ориентированную на XXI век (1998), Протокол, касающейся внесения изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25.05.1992 г. (2012), Договор между РФ и РК о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 01.11.2013 г.1

Актуальность исследования политического и правового контекста генезиса системы национально-государственных внешнеполитических и внешнеэкономических приорите-

тов России и Казахстана обусловлена противоречивостью международных тенденций многополярного мира, в котором Россия и Казахстан, как обладатели больших территорий и ресурсов, вынуждены быть лидерами укрепления интеграционного евразийского партнерства, проводниками идей приоритета международного права и развития глобального евразийского интеграционного партнерства, основанного на добрососедстве и уважении взаимных интересов.

Значимость исследования данной проблемы в экономическом контексте касается общих проблем сотрудничества стран СНГ и ЕАЭС в поиске эффективных решений углубления интеграционного сотрудничества в разных сферах, включая как традиционные оборонно-технические, так и новейшие инновационные, общественные по построению

1 Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 01.11.2013 г. http://docs.cntd.ru/document/499073635

гражданского и цифрового общества, экономики и культуры1.

Научные труды современных ученых историков, политологов, юристов - как российских, так и казахских - по проблемам выстраивания национально-государственных приоритетов в международных отношениях способствовали продвижению международной политики и права на новый цивилизацион-ный уровень. Научными трудами, созданными Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, восполнился историко-политический пробел казахского научного направления по политологии, истории и теории государственной власти, управления, защиты суверенитета. К ним относятся такие труды Н. Назарбаева, как «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстан-цев», «Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы», «Эпицентр мира», «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана», «На пороге XXI века», «Казахстанский путь»2.

Большой вклад в развитие научных концепций международных отношений евразийского сотрудничества стран СНГ в условиях многополярного мира внесла научная школа МГИМО МИД России, возглавляемая С.В. Лавровым, министром иностранных дел Российской Федерации, и А.В. Торкуновым, академиком РАН,

ректором МГИМО МИД России, труды которых высоко ценятся соратниками в странах СНГ3. К ним относятся такие монографии А.В. Торку-нова, как «По дороге в будущее-2» (М.: Аспект Пресс, 2015), «Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 годов» (М., 2000, переведена на корейский, японский и китайский языки) и др.4 Теоретические основы становления нового типа международных отношений с учетом национально-государственных приоритетов евразийских государств во внешней политике разработали научные школы Института мировой экономики и международных отношений РАН в таких работах, как монография Н.А. Симонии и А.В. Торкунова «Глобализация, структурный кризис и мировое лидерство. Мифы и реальность» (М.: Международная жизнь, 2013).

Целями данного исследования являются выявление и поиск путей решения научных и политических проблем дальнейшего развития доктринальных основ обеспечения баланса глобальных, интеграционных и национальных приоритетов государств - участников СНГ в многополярном мире. В этой связи задачи работы состоят в научном анализе политических и экономических перспектив расширения факторов, стимулирующих взаимное сотрудничество России и Казахстана в сферах долгосрочного стратегического партнерства с учетом национально-государственных приоритетов.

1 См. Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. Указ Президента от 17.05.2003 г. № 1096; Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг.; Постановление Правительства РК от 25.04.2005 г. № 387; Закон Республики Казахстан от 23.03.2006 г. № 135-Ш «О государственной поддержке инновационной деятельности»; Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг. Указ Президента Республики Казахстан от 19.03.2010 г. № 958; Закон Республики Казахстан от 18.02.2011 г. № 407-М 3РК «О науке».

2 Научные труды Нурсултана Назарбаева по истории Казахстана. https://e-history.kz/ru/contents/view/387

3 Научные труды С.В. Лаврова: Между прошлым и будущим. Российская дипломатия в меняющемся мире. М., 2011; Новый договор о СНВ в матрице глобальной безопасности // Международная жизнь. 2010. № 7; Как окончательно завершить холодную войну?//Международная жизнь. 2009. № 5; Россия и мир в XXI веке//Россия в глобальной политике. 2008. № 4.

4 А.В. Торкунов является соавтором и ответственным редактором монографий 2014-2019 гг., посвященных теоретическим и методологическим проблемам международных отношений и внешней политики: «Современные международные отношения»; «История международных отношений» (в 3 т.); «Внешняя политика Российской Федерации»; «Китай в мировой политике» и др.), соавтором и ответственным редактором первого отечественного учебника «Дипломатическая служба», а также второго тома «Очерков истории Министерства иностранных дел».

Политические и международно-правовые основы обеспечения национально-государственных приоритетов внешней и внутренней политики России и Казахстана

Доктринальные основы формирования национально-государственных приоритетов для внешней политики определяются не только сегодняшними реалиями международной отношений, но и взятыми государствами международными обязательствами. Согласно ст. 3 Договора от 01.11.2013 г. Россия и Казахстан обязались не вступать в какие-либо блоки или союзы, направленные против каждого из них, а свои суверенные территории обязались не использовать в мероприятиях, связанных с подготовкой или осуществлением агрессивных либо враждебных действий против друг друга. По ст. 19 Договора от 01.11.2013 г. Россия и Казахстан обеспечивают реализацию совместных мер безопасности, направленных на создание в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) действенного политического и организационного механизма предотвращения угроз, возникающих из кризисных ситуаций, который позволяет обеспечить надежные системы совместного военно-оборонительного характера на общем военно-стратегическом пространстве СНГ.

Научная проблема политической и международно-правовой оценки эффективности отдельных сегментов двустороннего и многостороннего сотрудничества стран СНГ в условиях многогранности происходящих процессов не раз рассматривалась научной общественностью стран СНГ, включая ученых Казахстана, России, Кыргызской Республики1. Особенное внимание всегда уделялось сфере внешнеполитического двустороннего урегулирования приграничных,центральноазиатских межнациональных конфликтов, связанных с борьбой с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью2. Однако сфера интересов расширяется, и приоритетными направлениями сотрудничества становятся новые торгово-экономические и инвестиционные области взаимных интересов, о чем свидетельствуют данные Евразийской экономической комиссии (табл. 1).

К общим национально-государственным приоритетам России и Казахстана относятся меры, согласованные в рамках межгосударственных договоров:

1 БекмагамбетовА.Б. Противодействие торговле людьми как предмет общеправового и уголовно-правового регулирования в системе мер обеспечения международной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 1. С. 67-76; Ступаков Н.В. Трансграничное цифровое пространство доверия стран-членов СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и развитие интегрированной информационной системы обеспечения евразийской безопасности // Обеспечение безопасности стран СНГ в современном миропорядке: противостояние военно-политическим угрозам, расширение систем коллективной безопасности, трансконтинентальные экономические инициативы: Сборник научных статей участников II Международной научно-практической конференции в Институте проблем безопасности СНГ 21 мая 2019 года. М.: ИПБ СНГ, 2019. С. 27-34; Осмоналиев К.М. Современные проблемы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе в условиях возрастания дестабилизирующих геополитических факторов и рисков // Обеспечение безопасности стран СНГ в современном миропорядке: противостояние военно-политическим угрозам, расширение систем коллективной безопасности, трансконтинентальные экономические инициативы: Сборник научных статей участников II Международной научно-практической конференции в Институте проблем безопасности СНГ 21 мая 2019 г. М.: ИПБ СНГ, 2019. С. 35-42; ИманалиевМ.С. Проблемы безопасности в Центральной Азии и кыргызско-афганские отношения // Вестник Дипломатической академии МИД КР. Выпуск 4. Бишкек, 2014; ИскандаровА.И. Некоторые прогнозы развития ситуации в регионе Центральной Азии после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 г. // Вестник Дипломатической академии МИД КР. Выпуск 4. Бишкек, 2014. С. 53.

2 Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг., утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21.01.2014 г. № 741. http://www.mfa.kz/ru/content-view/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg

Таблица 1

Состояние взаимной торговли между Россией, Казахстаном и государствами - членами Евразийского экономического союза в 2018 году*

Объемы Январь - июнь 2017 Июль - декабрь 2017 Январь - сентябрь 2018 ИТОГИ

Экспортных операций по взаимной торговле стран ЕАЭС Млн / млрд долл. США В процентах к 2016 г. Млн /млрд долл. США В процентах к январю -сентябрю 2017 г.

Казахстан - Кыргызстан 785,3 119,8 640, 1 108,5

Казахстан 516,7 118,2 452,3 122,0

Кыргызстан 268,6 101, 5 187,8 85,5

Казахстан -Россия 17 104,4 137,5 18 431,2 118,8

Казахстан 4639,0 148,9 230,0 118,5

Россия 12 465,4 135,5 18 201,2 118,9

Беларусь -Казахстан 693,5 168,7 672,8 134,6

Беларусь 593,2 162,7 611,6 143,5

Казахстан 101,2 В 2,1 раза 61,2 82,9

Беларусь - Россия 32 474,6 124,0 26 489,2 113,1

Беларусь 12 900,8 117,8 9571,0 100,6

Россия 19 573,8 128,4 16 918,2 121,6

Общий оборот внешней торговли в ЕАЭС: 634 193,7 124,5 548 422,3 86,3

Экспорт 386 922,4 125,5 З55 284,8 88,9

Импорт 247 271,3 123,0 193 137,3 81,8

* Статистика Евразийского экономического союза. Август 2019. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analytics_E_201908.pdf ; Межгосударственные отношения России и Казахстана https://ria.ru/20190403/1552296359.html ; Объемы взаимной торговли между Россией, Беларусью, Казахстаном также приведены согласно таблице «Общая характеристика состояния взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС в 2018 году», опубликованной в Докладе Евразийской Экономической комиссии «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2018 году», подготовленном в соответствии с Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 07.03.2017 г. № 1. М. 2018 г. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/ reporVReport_2018.pdf

• обеспечения национальных интересов в сфере безопасности и развития созданием атмосферы взаимного доверия и поддержки для устойчивости общества и экономик;

• эффективного совместного противодействия всем видам внешних вызовов и угроз;

• использования инновационных моделей взаимодействия и содействие качественному росту производственной кооперации с учетом взаимных интересов и др.

К собственным суверенным интересам России и Казахстана в рамках двустороннего сотрудничества РФ и РК относятся:

• усиление мер охраны внешних границ России и Казахстана от иностранных террористов и экстремистов;

• увеличение баланса торговли и инвестиций в собственных интересах(либо России, либо Казахстана);

• активизация притока инвестиций на собственные территории в рамках евразийских инфраструктурных проектов;

• согласование разногласий между Россией и Казахстаном в связи с расширением партнерства Казахстана с ЕС и др.

В силу специфики характера и многообразия условий формирования конкретных национально-государственных приоритетов России и Казахстана, влияющих на интеграционное сотрудничество стран СНГ в целом, их эффективность и обоснованность может достигаться при согласовании способов и методов их правовой регламентации. Рассматривая международно-правовой метод в качестве исключительного метода договорного урегулирования отношений России и Казахстана, нельзя забывать о потенциальных возможностях других методов, таких как материальный способ урегулирования национально-правовыми

нормами. То есть Россия и Казахстан как государства, тесно сотрудничающие в смежных экономических проектах, должны расширить число законов, включающих элементы трансграничного регулирования инвестиций, торговли, услуг и финансирования экспортно-импортных операций.

По итогам XVI Форума о межрегиональном сотрудничестве России и Казахстана 2019, проходившего в 6-7 ноября 2019 года, по вопросу актуальных проблем расширения и интенсификации сотрудничества приграничных областей России и Казахстана видно, что интенсифицируются сопредельные границам государств зоны торговли и инвестиций, когда данный форум собрал около 1600 участников из 24 регионов России и 10 казахстанских областей1. Республикой Казахстан на основе 400 соглашений осуществляется сотрудничество с 76 субъектами Российской Федерации в рамках двусторонних договоренностей, которые достигнуты различными предприятиями секторов экономики. К документам, подписанным на Форуме по сотрудничеству России и Казахстана 6-7 ноября 2019 г., относится комплекс международно-правовых актов, представленных Концепцией по Программе приграничного сотрудничества «Россия - Казахстан»; Программой о сотрудничестве Мин-культуры России и Минкультуры и спорта Казахстана на 2020-2022 годы; Программой совместных мероприятий Минтранспорта России и Минэкономразвития Казахстана в сфере функционирования пропускных коридоров российско-казахстанской государственной границы и другими.

Таким образом, на примерах соглашений о приграничных мерах развития межгосударственного сотрудничества России и Казах-

1 XVI Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана на тему «Актуальные вопросы развития приграничного сотрудничества» 6-7 ноября 2019года. Организаторами выступили Минэкономразвития России и Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан при поддержке Фонда Росконгресс. https://ruspekh. ru/events/forum-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kazakhstana-2019

стана отражается генезис углубления интеграции, когда общность политических и экономических приоритетов России и Казахстана исходит из единства стратегических целей сотрудничающих государств по углублению

экономического взаимодействия, определенного Стратегиями ЕАЭС и СНГ по формированию единого экономического пространства и государственными актами стран СНГ1.

Меры обеспечения безопасности России и Казахстана в условиях нового Евразийского континентального партнерства

Россия и Казахстан, выступая опорными субъектами евразийской индустриально-инновационной области сотрудничества, обеспечивают доверие других стран к ЕАЭС и СНГ, стимулируя заинтересованность развивающихся экономик и стран мира в создании зон свободной торговли с ЕАЭС.

Российские фундаментальные исследователи говорят, что ЕАЭС вошел в новую фазу активизации консолидированного партнерства с разными странами мира, имея неоспоримое преимущество перед другими интеграционными объединениями, заключающееся в гарантиях защиты национально-государственных приоритетов стран - участников ЕАЭС2. Это означает, что современные тенденции расширения торгово-экономических, социально-политических связей, отношений по обеспечению безопасности ЕАЭС с различными

странами мира, становятся устойчивыми и перспективными мегатрендами евразийского сотрудничества3.

Одним из наиболее перспективных путей налаживания торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС с соседними странами становится формирование нового экономического мегапартнерства - Евразийского континентального партнерства.

В 2019 году в ЕАЭС Евразийской технологической платформой «Евразия-Био» Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была представлена инициатива «Межгосударственная целевая программа ЕАЭС „Инновационные биотехнологии для развития экономики стран ЕАЭС"« на 2019-2023 годы и на период до 2030 года, которая касается создания и хранения генетических ресурсов, разработки и внедрения систем, связанных с микробными

1 Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640, основана на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», Стратегии национальной безопасности РФ, Военной доктрине РФ, нормативных правовых актах РФ, регулирующих деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики». Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг. утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21.01.2014 г. № 741 и отражает национально-государственные приоритеты во внешней политике и внешнеэкономическом сотрудничестве Казахстана с зарубежными странами на глобальном и региональном уровне. Основные векторы развития политического и внешнеэкономического сотрудничества Казахстана со странами СНГ определяются Концепцией внешнеполитического курса Республики Казахстан, разработанной для реализации Послания Президента Республики Казахстан под названием «Послание Лидера Нации народу Казахстана», Стратегией развития Казахстана до 2050 года, определяющей новые векторы политического курса Казахстана как состоявшегося государства (Стратегия РК-2050).

2 КузьминаЕ. Глобальный прогноз 2019-2024 гг. Состояние и перспективы евразийской интеграции: взгляд из 2018 года, представленный Центром постсоветстких исследований ИМЭМО РАН. Отмечено, что подписан ряд Соглашений о ЗСТ с Египтом, Израилем, Индией, Сербией, Сингапуром, Ираном, реализуется расширенное экономическое партнерство с Китаем. https://russiancouncil.ru/2019-integration

3 Термин «мегатренды» введен Джоном Нейсбитом в книге «Мегатренды» в 1980 г. и относится к методам научного анализа отношений в обществе в условиях цифровой революции.

биотехнологиями, развитием и применением геномного технологического и генетического процессов, усовершенствованием тестовых систем диагностики в сельском хозяйстве и здравоохранении.

Реализация национально-государственных приоритетов в сфере геномных, биотехнологий, цифровых технологий стала возможна при поддержке суверенных фондов развития науки и инвестиций России, Казахстана, других стран ЕАЭС и при их независимой научно-технической политике.

В отличие от других стран мира (например, стран ЕС) государства - члены ЕАЭС, СНГ, ОДКБ стремятся к укреплению национального суверенитета в реализации независимой научно-технической политики и финансирования в условиях системных попыток идеологов стран НАТО доказать отмирание любых форм государственного регулирования, финансирования и суверенитета как лишних в условиях глобализации.

Следует подчеркнуть эти опасные тенденции, когда стратегические концепции НАТО предусматривают непосредственную связь между процессами демократизации и суверенизации государств с расширением географических границ альянса. Реализацией доктри-

ны расширения демократии государствам -партнерам по НАТО навязываются реформы в военно-политической сфере, предполагающие всеобъемлющее партнерство как контроль со стороны руководства альянса во всех сферах, включая экономику.1

Процесс укрепления доверия стран разных регионов Евразии, Африки, Южной Америки к евразийскому сотрудничеству и их стремление к партнерству с ЕАЭС, ШОС, БРИКС является их защитой от глобального наступления НАТО по всему миру. Новым глобальным демократическим измерением НАТО должно было стать усиление альянса за счет неевропейских демократий, представленных Японией, Южной Кореей, Индией, Бразилией, ЮАР и др.2

Однако эти планы НАТО срываются растущей глобальной евразийской и межконтинентальной интеграцией государств, подкрепляемой мерами коллективной безопасности, противодействующими наступательным стратегиям НАТО. В трудах ученых России и Казахстана не раз отмечались политические и международно-правовые проблемы обеспечения коллективной безопасности, противодействия терроризму, экстремизму и предлагались пути их решения3.

Россия и Казахстан в контексте межпарламентского сотрудничества стран СНГ по пространственному планированию

Концепция внешней политики Республи- возросшую международную правосубъект-ки Казахстан от 21.01.2014 г. делает акцент на ность Казахстана как суверенного государ-

1 Мегатренды мировой политики и их развитие в XXI веке: учеб. пособие МГИМО МИД России / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект-Пресс, 2019. С. 158.

2 Мегатренды мировой политики и их развитие в XXI веке: учеб. пособие МГИМО МИД России / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Аспект-Пресс, 2019. С. 158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См. БекмагамбетовА.Б. (Республика Казахстан) Противодействие торговле людьми как предмет общеправового и уголовно-правового регулирования в системе мер обеспечения международной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств6политика, экономика, право. 2016. № 1. С.76-87; Ахмедов М.Б. (Азербайджанская Республика, Ревин В.П., Ревина В.В. (Российская Федерация) Процессы имплементации международных правовых норм в национальное право Азербайджанской Республики и Российской Федерации // Международное сотрудничество евразийских государств6политика, экономика, право.- № 1.- 2018.- С.87-97;

ства с национально-государственными приоритетами и интересами на мировом уровне. Происходит повышение уровня международного доверия и уважения к Казахстану как к государству, имеющему политический и экономический вес в глобальной экономике и финансовых институтах. Этому во многом способствует и межпарламентское сотрудничество между Россией и Казахстаном1. В рамках Межпарламентской ассамблеи стран СНГ решаются главные стратегические задачи интеграционного сотрудничества. Так, принято Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 19.04.2019 г. № 49-9 «О Рекомендациях по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах - участниках СНГ»2. Этими Рекомендациями, касающимися создания и развития парламентских органов, сформированных молодежными парламентскими структурами, страны СНГ намерены совершенствовать парламентские процедуры общественного контроля и законодательного регулирования в целях формирования гражданского общества, правового и демократического государства.

Развитием молодежных парламентских структур в странах СНГ, предоставляющих молодым людям условия для участия в разработке и принятии политических решений федерального, регионального, местного уровня, реализуются права молодого поколения участвовать в политических процессах общества и государства, включая формирование и реализацию мер, касающихся молодежных интересов и государственной политики.

Развитие положений межпарламентских документов СНГ по внешней, оборонной, мо-

лодежной, социальной, региональной, внешнеэкономической, экологической политике связано с дальнейшими тенденциями усиления внешней и внутренней политики стран СНГ на тесное сотрудничество в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ. Политика стран СНГ опирается на защиту их национальных интересов при реализации основополагающих целей по всемерному обеспечению национальных интересов добрососедства, приграничного сотрудничества, безопасного развития, укрепления оборонной мощи государств, защите суверенных прав государств на национальную территорию при сохранении целостности государств.

Парламентские инициативы пространственного развития российских регионов нашли отражение в соглашениях России и Казахстана о приграничном сотрудничестве, заключенных на XVI Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана на тему «Актуальные вопросы развития приграничного сотрудничества» 6-7 ноября 2019 года в Москве. Это касается, в частности, Меморандума по сотрудничеству в реализации молодежной политики Федеральным агентством по делам молодежи РФ и Министерством по информации и общественному развитию РК; Соглашения Правительств Челябинской области и Акимата Костанайской области по торговому, экономическому, гуманитарному, научно-техническому, социальному, культурному сотрудничеству; Соглашения Правительства Курганской области и Акимата Павлодарской области по сотрудничеству в торговле, экономике, других сферах.

Следует особо отметить активизацию работы парламентов стран СНГ по реализации концепций стран СНГ о приграничном и про-

1 В рамках межпарламентской ассамблеи стран СНГ в октябре 2019 году между Председателем Совета Федерации России и Председатель Сената Парламента Казахстана обсуждались вопросы межпарламентского сотрудничества, межрегионального и приграничного взаимодействия.

2 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 19.04.2019 г. № 49-9 «О Рекомендациях по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах - участниках СНГ». http://continent-online.com/Document/?doc_id=39670780#pos=0;0

странственном сотрудничестве и развитии1. Так Советом Федерации РФ в 2018 году были приняты рекомендации «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации», а в 2019 году было принято Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р (ред. от 31.08.2019 г.) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года«2.

Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, принятой по инициативе Совета Федерации ФС РФ, дополняются Основы государственной политики регионального развития РФ до 2025 года, обеспечивается реализация национальных целей и стратегических задач развития РФ до 2024 года согласно «майскому» Указу Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204, дополняется Стратегия национальной безопасности РФ от 31.12.2015 г. № 683.

Стратегия пространственного развития до 2025 года является документом о государственном и муниципальном стратегическом планировании, включающим территории, названные «агропромышленными центрами», «геостратегическими территориями», «крупными и крупнейшими городскими агломерациями», «минерально-сырьевыми центрами», «перспективными центрами экономического роста», «сельскими территориями» и др. Стратегия также ориентирована на выполнение международных обязательств РК и РФ по предотвращению негативных последствий изменения климата.

Заключение

На основе приведенных фактов интересен научный анализ политического и экономиче-

Данная стратегия касается комплексных мер по развитию международного транспортного сотрудничества по коридорам «Запад -Восток» и «Север - Юг», охватывающего как Россию, Казахстан, так и другие страны СНГ. Она связана с обеспечением масштабного инвестирования российскими предприятиями и организациями капиталов на зарубежные территории, что вызывает необходимость увеличения грузовых перевозок между Азией и Европой по регионам России.

Приоритетное пространственное трансконтинентальное строительство связано со скоростными железнодорожными и автотранспортными коммуникациями «Москва - Казань», «Екатеринбург - Челябинск», «Европа -Западный Китай», «Север - Юг», обеспечивающими транспортный коридор между Ираном и Индией Прикаспийским государствам, а также странам Западного и Южного регионов Азии со странами Европы по территории России.

Полагаем, что в контексте значимых мер по координации совместных усилий стран СНГ в пространственном развитии острыми остаются вопросы правового регулирования финансирования проектов, защиты окружающей среды, обеспечения безопасности объектов инфраструктуры, контроля сроков исполнения, правового статуса фондов финансирования, организации парламентского бюджетного контроля за целевым расходованием выделенных средств на инфраструктурные проекты и др.

ского уровня стимулирующего взаимодействия России и Казахстана как долгосрочных

1 Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г. с изменениями и дополнениями Законом Республики Казахстан от 07.10.1998 г., Законом Республики Казахстан от 21.05.2007 г., Законом Республики Казахстан от 02.02.2011 г.

2 Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р (ред. от 31.08.2019 г.) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

стратегических партнеров в контексте соотношения национально-государственных, глобальных и интеграционных проблем и интересов. Можно сделать следующие выводы.

1. Современные реалии внешней и внутренней политики России и Казахстана, как и других стран СНГ, связаны с обеспечением стабильности и безопасности развития международных и национальных общественных отношений в государствах, ориентированных на внутреннее развитие, когда продвижение национальных интересов идет не только на принципах прагматизма, но и на принципах устойчивого, но интенсивного развития при обеспечении гуманизма и заботе о воспитании будущего поколения.

2. На национально-государственные приоритеты в межгосударственных процессах сотрудничества воздействуют внутренние и внешние факторы, обусловленные кардинальными изменениями в политическом и социаль-

но-экономическом развитии России, Казахстана, других стран СНГ, связанные с модернизацией экономик, завершением трансформационных периодов перехода государств к новым стратегиям экономического развития до 20302050 годов, сопровождаемых переходом на новые виды межгосударственных платежно-расчетных систем, инфраструктурных инвестиций и др. при расширении взаимного доверия.

3. Внешними факторами, воздействующими на формирование национально-государственных приоритетов стран СНГ, являются меры по преодолению негативного воздействия мировых финансово-экономических кризисов, по противодействию негативным последствиям геополитических и геоэкономических стратегий, продвигаемых глобальными транснациональными финансовыми и политическими институтами, конкурирующими с государствами за влияние на мировые процессы на региональном и глобальном уровнях.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

3. Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Закон Республики Казахстан от 06.01.2012 г. «О национальной безопасности Республики Казахстан».

5. Указ Президента Республики Казахстан от 11.10.2011 г. № 161 «Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан».

6. Бекмагамбетов А.Б. (Республика Казахстан) Противодействие торговле людьми как предмет общеправового и уголовно-правового регулирова-

ния в системе мер обеспечения международной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств6политика, экономика, право. 2016. № 1. С. 76-87.

7. Лавров С.В. Новый договор о СНВ в матрице глобальной безопасности // Международная жизнь. 2010. № 7.

8. Лавров С.В. Как окончательно завершить холодную войну? // Международная жизнь. 2009. № 5.

9. Лавров С.В. Россия и мир в XXI веке // Россия в глобальной политике. 2008. № 4.

10. Мегатренды мировой политики и их развитие в XXI веке: учеб. пособие МГИМО МИД России / под ред. М.М.Лебедевой. М.: Аспект-Пресс, 2019.

11. Современные международные отношения: учебник для магистров / под ред. А.В. Торкунова. М.: Международные отношения, 2019. 546 с.

12. Токаев К.-Ж. К. Преодоление: дипломатические очерки. Алматы, 2003. 652 с. ISBN 9965-58808-2.

13. Токаев К.-Ж. К. Свет и тень: очерки казахстанского политика. М.: Восток-Запад, 2008. 542 с. ISBN 978-5-478-00887-1

14. Токаев К.-Ж. К. Преодоление. Очерки дипломата. М.: ЦЛНГ, 2015. 511 с. «Международные отношения» ISBN 978-5-902665-55-7.

15. Joseph E. Stiglitz. Addressing climate change through price and non-price interventions. Working

Paper 25939. National bureau of economic research. 1050 Massachusetts, Avenue Cambridge, MA 02138 June 2019 https://www.nber.org/papers/w25939.pdf 16. Linus Mattauch, David Klenert, Joseph E. Stiglitz, Ottmar Edenhofer. Overcoming wealth inequality by capital taxes that finance public investment. Working Paper 25126. http://www.nber.org/papers/ w25126 National bureau of economic research 1050 Massachusetts, Avenue Cambridge, MA 02138 October 2018 https://www.nber.org/papers/w25126.pdf

Normative legal acts and literature

1. The Constitution of the Republic of Kazakhstan dated August 30, 1995.

2. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993

3. Federal law dated 02.08.2019 N 259-03 «On attracting investments using investment platforms and on amending certain legislative acts of the Russian Federation»

4. The Law of the Republic of Kazakhstan dated January 6, 2012 "On the National Security of the Republic of Kazakhstan".

5. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated October 11, 2011 No. 161 "On approval of the Military Doctrine of the Republic of Kazakhstan"

6. Bekmagambetov A.B. (Republic of Kazakhstan) Anti-trafficking as a subject of general legal and criminal law regulation in the system of measures to ensure international and regional security // International cooperation of Eurasian states6politics, economics, law.-No. 1. - 2016. - P.76-87

7. Lavrov S.V. The New START Treaty in the Global Security Matrix // International Affairs. 2010. No. 7;

8. Lavrov SV How to finally end the Cold War? // International life. 2009. No. 5; Russia and the world in the XXI century // Russia in global politics. 2008. No. 4.

9. Megatrends of world politics and their development in the 21st century. Textbook MGIMO-MFA of Russia ed. M.M. Lebedeva. - M .: Aspect-Press. - 2019.

10. Modern international relations. Textbook for masters. Edited by A.V. Torkunova. - M: International Relations. 2019 - 546 p.

11. Tokaev K.-Zh. K. Overcoming: diplomatic essays. - Almaty: 2003. - 652 p. ISBN 9965-588-08-2

12. Tokaev K.-Zh. K. Light and shadow: essays of a Kazakhstani politician. - M.: East-West, 2008 .-- 542 p. ISBN 978-5-478-00887-1

13. Tokaev K.-Zh. K. Overcoming. Essays on the diplomat. M .: TsLNG, 2015. - 511 p. «International Relations» ISBN 978-5-902665-55-7

14. Joseph E. Stiglitz ADDRESSING CLIMATE CHANGE THROUGH PRICE AND NON-PRICE INTERVENTIONS Working Paper 25939. NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138 June 2019 https://www.nber. org/papers/w25939.pdf

15. Linus Mattauch, David Klenert, Joseph E. Sti-glitz, Ottmar Edenhofer OVERCOMING WEALTH INEQUALITY BY CAPITAL TAXES THAT FINANCE PUBLIC INVESTMENT Working Paper 25126 http://www.nber. org/papers/w25126 NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH 1050 Cambridge , MA 02138 October 2018 https://www.nber.org/papers/w25126.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.