Научная статья на тему 'Роль Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в обеспечении безопасности евразийской интеграции в условиях создания "Большой Евразии"'

Роль Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в обеспечении безопасности евразийской интеграции в условиях создания "Большой Евразии" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ РБ И РФ / ОБЩАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / UNION STATE OF BELARUS AND RUSSIA / ENSURING SECURITY OF THE UNION STATE / CROSS-BORDER COOPERATION / INTEGRATION LINKS OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION / COMMON YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

Статья посвящена актуальным проблемам развития Союзного государства Беларуси и России на современном этапе. Показано влияние на безопасность российско-белорусского сотрудничества общих стратегий Беларуси и России в области политического, экономического, гуманитарного, информационного, военного сотрудничества. Отмечены политические и военно-стратегические направления белорусско-российских отношений в обеспечении безопасности стран «Большой Евразии». Россия и Беларусь проанализированы как экономические партнеры Китая и ШОС. Рассмотрены международные и национальные нормы по регулированию межрегионального и приграничного сотрудничества РБ и РФ как факторы обеспечения безопасности в контексте общей стратегии развития СНГ и ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Union State of the Republic of Belarus and the Russian Federation in ensuring the security of Eurasian integration in the context of the creation of a “Greater Eurasia”

THe article is devoted to current problems of the development of the Union State of Belarus and Russia at the present stage. The impact on the security of Russian-Belarusian cooperation of the common strategies of Belarus and Russia in the field of political, economic, humanitarian, informational, military cooperation is shown. The political and military-strategic directions of the Belarusian-Russian relations in ensuring the security of the countries of Greater Eurasia are noted. Russia and Belarus are analyzed as economic partners of China and the SCO. Considered are international and national regulations on the regulation of interregional and cross-border cooperation between the Republic of Belarus and the Russian Federation as factors of ensuring security in the context of the overall development strategy of the CIS and the EAEU.

Текст научной работы на тему «Роль Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в обеспечении безопасности евразийской интеграции в условиях создания "Большой Евразии"»

Роль Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в обеспечении безопасности

с с

евразийской интеграции в условиях создания «Большой Евразии»

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,

заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО(У) МИД России

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам развития Союзного государства Беларуси и России на современном этапе. Показано влияние на безопасность российско-белорусского сотрудничества общих стратегий Беларуси и России в области политического, экономического, гуманитарного, информационного, военного сотрудничества. Отмечены политические и военно-стратегические направления белорусско-российских отношений в обеспечении безопасности стран «Большой Евразии». Россия и Беларусь проанализированы как экономические партнеры Китая и ШОС. Рассмотрены международные и национальные нормы по регулированию межрегионального и приграничного сотрудничества РБ и РФ как факторы обеспечения безопасности в контексте общей стратегии развития СНГ и ЕАЭС.

Ключевые слова: союзное государства Беларуси и России, обеспечение безопасности союзного государства, приграничное сотрудничество, интеграционные связи РБ и РФ, общая молодежная политика

The role of the Union State of the Republic of Belarus and the Russian Federation in ensuring the security of Eurasian integration in the context of the creation of a aGreater Eurasia"

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA,

Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS, Head of the Centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia

Abstract: The article is devoted to current problems of the development of the Union State of Belarus and Russia at the present stage. The impact on the security of Russian-Belarusian cooperation of the common strategies of Belarus and Russia in the field of political, economic, humanitarian, informational, military cooperation is shown. The political and military-strategic directions of the Belarusian-Russian relations in ensuring the security of the countries of Greater Eurasia are noted. Russia and Belarus are analyzed as economic partners of China and the SCO. Considered are international and national regulations on the regulation of interregional and cross-border cooperation between the Republic of Belarus and the Russian Federation as factors of ensuring security in the context of the overall development strategy of the CIS and the EAEU.

Keywords: union state of Belarus and Russia, ensuring security of the union state, cross-border cooperation, integration links of the Republic of Belarus and the Russian Federation, common youth policy

Векторы общих стратегий безопасности Беларуси и России

Российско-белорусские отношения за период после создания Союзного государства Беларуси и России Договором от 08.12.1999 г. о создании Союзного государства активно развивались и в последние годы дополнены новыми инициативами расширения сфер взаимодействия1.

В Минске 19 июня 2018 г. состоялось заседание Высшего Госсовета Союзного государства (ВГС) России и Беларуси, где обсуждались актуальные вопросы сотрудничества и были утверждены Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 гг.

Векторы сотрудничества и стратегические инициативы двух государств определили параметры их общего скоординированного макроэкономического, промышленного, бюджетного развития в целях углубления экономических и торговых связей, создания общего гармонизированного и унифицированного на национальном и межгосударственном уровне правового механизма, способствующего укреплению институциональных основ Союзного государства Беларуси и России (СГРБ).

В рамках Союзного государства планируется разработка комплексных мер корректировки административно-властных и управленческих условий Беларуси и России, препятствующих развитию торговли между странами, противоречащих принципам либерализации торгово-экономической практики хозяйствующих субъектов, расширению объединенной транспортной системы и формированию единого топливно-энергетического рынка.

Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2018-2019 гг. направлена на углубление двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ и

ОДКБ, в международных организациях, обеспечении региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

На безопасность российско-белорусского сотрудничества влияют векторы общих стратегий Беларуси и России как СГРБ в области политического, экономического, гуманитарного, информационного, военного сотрудничества. Эти векторы отражают направления сотрудничества двух государств также как партнеров в рамках евразийских организаций и интеграционных союзов, включая СНГ, ЕАЭС, Экономические проекты Морского северного пути, Нового шелкового пути, ШОС и др. Среди политических и экономических факторов обеспечения безопасности РФ и РБ на ближайшие десятилетия доминирует фактор стабильности согласованных политических и экономических стратегий развития, когда России и Беларусь заинтересованы в дальнейшем совершенствовании архитектуры союзного государства, которая актуальна для новейших экономических реформ с инновационной направленностью в цифровой экономике.

Безопасность СГРБ обеспечивается созданием действенных механизмов промышленной специализации и производственной кооперации РФ и РБ в рамках регионального и глобального интеграционного сотрудничества стран - участников ЕАЭС при участии стран ШОС для увеличения объемов товарооборота в рамках ЕАЭС с использованием европейских и евразийских стандартов.

На экономическую безопасность СГРБ влияет выбор РБ и РФ европейской и евразийской моделей финансирования торговли и инвестиционных проектов стандартизированных экономическими договорами стран ЕС, ЕАЭС, ШОС и международными финансово-экономическими организациями.

1 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного государства» http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_25282/

Процесс формирования модели правового обеспечения российско-белорусского сотрудничества в сфере коллективной безопасности и военно-экономического сотрудничества стран СНГ отражает новейшие тенденции современного этапа развития СГРБ. Так соглашения России и Беларуси, как и других государств СНГ, в сфере коллективной безопасности 2015-2018 гг. касаются специфической системы защитных мер, выработанных на региональном уровне согласованием суверенных волеизъявлений государств, а правовая модель коллективной безопасности России и Беларуси стимулирует развитие собственного институционального механизма регулирования рынка стран по обороту продукции, произведенной в рамках военно-экономического сотрудничества.

Усиливая процесс унификации и гармонизации норм международного и национального права, Россия и Беларусь действуют как заинтересованные союзники обеспечения национальной и коллективной безопасности, стимулирующие механизмы конкуренции своих стран в иностранных государствах на мировых рынках торговли продукцией военно-технического назначения.

На саммите глав государств стран - участников СНГ в г. Душанбе 28 сентября 2018 г. был подписан ряд стратегических документов. В целях обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам была подписана Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 20192023 годы1.

Программа касается совместных мер стран СНГ по борьбе с преступностью на пять лет, определяет направления, формы и методы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговле людьми и незаконной миграции, включая совместную борьбу с преступлениями, совершаемыми в сфере информационных технологий2. Программа детализируется Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, которое конкретизирует виды организационно-правовых и технико-операционных мер обеспечения взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий3.

Политические и военно-стратегические направления белорусско-российских отношений в обеспечении безопасности стран«Большой Евразии»

Особенности международно-правовых механизмов обеспечения политической и экономической безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации в евразийской интеграции и европейском сотрудничестве в контексте форми-

рования архитектуры «Большой Евразии» определены уже сейчас.

Так, Союзное государство Беларуси и России, а также СНГ, ОДКБ, ШОС как международные организации имеют достаточный правовой потен-

1 Итоги Заседания Совета глав государств СНГ (г. Душанбе. Республика Таджикистан. 28.09.2018 г). http://www.cis.mmsk. by/news.php?id=9918

2 Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 годы. https://kun. uz/ш/news/2018/09/29/itogi-kakie-dokumenty-podpisaN-glavy-gosudarstv-na-sammite-sng

3 Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28.09.2018 г. http://iacis.ru/pressroom/news/partnery/v_minske_sostoitsya_pervoe_v_2018_godu_zasedanie_soveta_ postpredov_gosudarstv_uchastnikov_sng/

циал для создания юридическими средствами оборонительного механизма защиты и противодействия агрессивной политико-правовой деятельности США и его партнеров по НАТО в ООН по использованию норм международного материального и процессуального права в качестве инструментов устранения неугодных США режимов государств в их национальных интересах.

Между РФ и РБ заключено около 35 договоров о военно-техническом сотрудничестве (ВТС), в том числе в области ВВС и ПВО, кооперации в ВПК, контроля над вооружениями, совместного использования военной инфраструктуры, обеспечения региональной безопасности, собственно формирования объединенных систем РГВ1. Базовым документом в правовой системе военного сотрудничества двух стран считается Военная доктрина Союзного государства, которая будет окончательно обновлена в конце 2018 г. В ней сформулированы принципы обеспечения территориальной целостности и суверенитета РФ и РБ, поддержания стратегической стабильности СГРБ в условиях новых стратегических угроз со стороны стран НАТО2.

Политические и военно-стратегические направления белорусско-российских отношений в обеспечении безопасности стран «Большой Евразии» основаны на инновационных формах сотрудничества. Так, формируются новые институты международного и национального права безопасного развития в рамках доверительного и глубокого военно-стратегического партнерства, нацеленные на предотвращение возникновения угроз региональной и международной безопасности с использованием военно-оборонительных систем СГРБ и ОДКБ.

При этом действенность общих норм и принципов права безопасного развития СГРБ связана с внедрением в военно-стратегические отрасли цифровой составляющей как способа борьбы с киберпреступностью, когда переход на цифровые технологии в обороне выступает движущей силой глобального, инновационного, инклюзивного и устойчивого обеспечения безопасности.

Белоруссия и Россия в контексте «Большой Евразии» выступают как весомые участники трансконтинентального равноправного конкурентного пространства.

Для СГРБ особенно важно, что на европейском и евразийском уровне принимаются экономико-стратегические меры обеспечения конкуренции на товарных и финансовых рынках как мера экономической безопасности. Эти меры частично включены в право РБ и РФ и касаются коммерческих сделок и финансовой стабильности в отношении системно значимых глобальных цепочек коммерческих операций и финансовых стандартов, которые составляют объекты международной координации и контроля в целях сокращения вероятности и влияния банкротств глобальных и не глобальных торгово-финансовых структур на стабильность рынков.

1 См. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10.12.2009 г. http://docs.cntd.ru/document/902197024; Указ Президента РФ от 24.03.2012 г. № 341 (ред. от 13.10.2016 г.) «Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г.». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_127550/

2 Проект новой военной доктрины Союзного государства 2018 г. был рассмотрен 13 декабря 2017 г. в Бресте на очередном заседании Совета министров Союзного государства. https://news-front.info/2018/10/26/minsk-i-moskva-do-kontsa-2018-mogut-podpisat-voennuyu-doktrinu/. 20 июня 2016 г. принята Военная доктрина Белоруссии как основополагающий оборонный акт белорусского государства http://www.iarex.ru/articles/52935.html

Также важно улучшение управленческих возможностей фирм России и Беларуси в условиях Союзного государства, ЕАЭС, ШОС при снижении риска передачи негативного воздействия между

торгово-финансовыми структурами посредством развития евразийской торгово-инвестиционной инфраструктуры и рынков в целях активизации международного сотрудничества государств.

Россия и Беларусь как экономические партнеры Китая и ШОС

На Саммите ШОС в Уфе в 2015 г. Беларусь получила статус наблюдателя в ШОС, что стимулирует в будущем проектное финансирование трансграничных промышленных и военно-технических инвестиций евразийских государств.

Особая роль в международном праве и законодательстве стран ЕАЭС 2017-2018 гг. в контексте мер усиления экономической безопасности отводится проектному финансированию инвестиций как одному из инструментов эффективного контроля за целевым использованием публичных и частных финансовых средств в интересах развития, что способствует повышению конкурентоспособности экономик РБ и РФ.

Проектное финансирование в рамках Союзного государства - как государственное, так и на условиях государственно-частного партнерства, - используется для целевого кредитования инвестиционных проектов (ИП), когда обеспечением платежных обязательств заемщика становятся денежные доходы от эксплуатации объекта инвестиций, когда имеет место консолидация различных видов финансирования ИП и оптимальное распределение финансовых рисков для инвестиционных стратегий СГРБ через Банки Развития ЕАЭС, ШОС, БРИКС, Банк Нового Шелкового пути (АБИИ).

Принята Совместная Декларация Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о дальнейшем развитии и углублении всестороннего стратегического партнерства от 10.05 2015 г. С 10 августа 2018 г. вступает в силу соглашение о взаимном 30-дневном безвизовом режиме между Беларусью и Китаем.

В 2018 г. приоритетом для Беларуси останется наращивание экспортного потенциала на китайском направлении и привлечение прямых инвестиций. Помимо традиционных экспортных поставок на китайский рынок, новым трендом должен стать экспорт продовольствия и сопутствующих товаров, а также высокотехнологичных товаров и услуг. Беларусь продолжит развивать участки трансконтинентальных транспортных коридоров, совершенствовать логистическую инфраструктуру на своей территории, которая, как и транзитный потенциал, получат дополнительное развитие вместе с ростом товаропотоков по направлению Китай - Европа по Новому шелковому пути.

Китай намерен выделить Беларуси кредиты для строительства стадионов для национальных видов спорта (например, футбольного стадиона, бассейнов и др.), льготный кредит в 4,3 млрд юаней для реализации проекта по организации высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла. Беларусь, выступая как последняя «станция» Шелкового пути, стоит перед выбором огромных возможностей использования сбыта китайских товаров через Беларусь на европейские рынки. При этом китайцы намерены «капитально обосновываться» в Европе, подготавливая свою «мягкую экспансию» на запад.

Беларусь, Россия, Казахстан, Китай выступают как звенья нового транспортного коридора из Европы в Азию и из Азии в Европу. Учитывая, что отношения Беларуси с Китаем вышли на уровень доверительного стратегического партнерства, развитие белорусских политических отношений с Азией, и прежде всего с Китаем, становится

фактором способствующим формированию инфраструктурных торговых и транспортных связей через территорию стран ЕАЭС (Казахстан - Россия - Беларусь).

Польша также проявляет интерес к проектам на территории Беларуси с участием КНР, предлагая включить развитие своей инфраструктуры в повестку «Восточного партнерства». Китай, став крупнейшим внешнеторговым партнером России по Экономическому проекту Нового шелкового пути, расширяет сотрудничество с Беларусью. Сделаны инвестиции в первый в Восточной Европе «Индустриальный парк», но недостаточно прямых китайских инвестиций в РФ и РБ. Имеет место сырьевой экспорт в КНР из Союзного государства (калийные удобрения, энергоносители, прочее сырье).

На современном этапе Беларусь развивает торгово-экономические отношения со всеми странами БРИКС. Два государства БРИКС из пяти, Россия и Китай, являются стратегическими партнерами Республики Беларусь. На государ-

ства БРИКС приходится 55,0% внешнеторгового товарооборота, 44,4% экспорта, 64,4% импорта Беларуси.

Йоханнесбургской Декларацией 10-го Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. был поставлен вопрос о партнерстве по преодолению кризисного состояния международных экономических отношений, в частности, путем институциональной реформы международных валютно-финансовых организаций, разрабатывающих глобальные стандарты финансово-экономического регулирования, а также управление в связи с Четвертой промышленной революцией.

Саммит БРИКС 2018 г. в ЮАР стал историческим, поскольку на нем сделаны радикальные шаги по трансформации всей мировой экономической системы, основанной на гегемонии США. На этом саммите Президент КНР Си Цзиньпин представил новый механизм реализации сотрудничества с БРИКС для других стран, намеренных взаимодействовать в экономических связях со странами БРИКС. Предлагаемый механизм со-

трудничества называется Партнерство в области новой промышленной революции (Partnership on New Industrial Revolution - PartNIR).

На Форуме регионов Беларуси и России в Могилеве 10-12 октября 2018 г. предложено разработать стратегию Союзного государства России и Беларуси до 2030 г., которая включала бы молодежную и образовательную политику РБ и РФ. Было отмечено, что общественные организации

молодежи становятся необходимыми для развития Союзного государства и могут дополнять административные структуры, ориентируясь на общие цели формирования гражданского общества и воспитания молодых граждан как достойных общественных партнеров государства, способных развить и защитить общегосударственные национальные приоритеты стратегического развития в разных сферах.

Региональная политика безопасности в контексте интересов Союза России и Беларуси

В Концепции внешней политики России от 30.11.2016 г. сказано, что в мировой экономике в условиях накопления элементов кризисных явлений складывается новая реальность, для которой характерны общее замедление темпов роста, волатильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, дробление глобального экономического пространства на региональные структуры с конкурирующими тарифными и нетарифными ограничениями. На этом фоне региональная интеграция на основе норм и правил Всемирной торговой организации, усиление роли региональных резервных валют являются факторами укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности. Особую актуальность приобретают продвижение коллективных подходов к управлению международной экономикой и ее регулированию, укрепление транспарентности в глобальном торгово-экономическом пространстве, формирование всеохватных, более открытых, сбалансированных, отвечающих реалиям эпохи глобализации мировых торговой и валютно-фи-нансовой систем1.

ЕАЭС имеет больший потенциал для взаимодействия с международными банками развития, что обеспечивает Беларуси высокотехнологич-

ную кооперацию в сфере атомной энергетики, космоса, в химии.

Союзное государство в плане институционального развития и взаимных обязательств двух субъектов Союза выступает всеобъемлющем интеграционным объединением на евразийском пространстве, что способствует кооперационным производственным и научным связям предпринимателей, органов власти, ученых и других участников.

В условиях строительства инфраструктуры «Большой Евразии», расширения связей ЕАЭС, ШОС, Экономического проекта Нового шелкового пути интеграционные институты Союзного государства встраиваются в эти процессы, способствуя совершенствованию регулирования и контроля за выполнением совместных инвестиционных проектов внутри Союзного государства и в других проектах международной евразийской интеграции при развитии бюджетных механизмов их финансирования в условиях взаимного доверия.

Одним из основных направлений экономического развития Союзного государства является скоординированная внешняя политика обеспечения региональной безопасности и экономического роста, о чем министерства иностранных дел

1 Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».

двух государств каждые два года подписывают совместный план действий.

Одним из сложных факторов сотрудничества Союзного государства с ЕАЭС является обеспечение финансового контроля за использованием кредитов, предоставленных РБ и РФ в рамках совместных проектов на льготных условиях из антикризисных межгосударственных фондов, к которым, в частности, относится Единый фонд стабилизации и развития Евразийского Банка развития. Бюджетный контроль осложнен отсутствием Единого бюджетного кодекса Союзного государства, устанавливающего режим проверок целевого использования публичных средств. Хотя следует отметить, что проблема отсутствия единства бюджетной политики является общей для всех стран ЕАЭС.

Несмотря на некоторые сложности, вызванные увеличением числа внешних угроз, растет качественный уровень интеграционных процессов, которые одновременно разворачиваются во всех сферах Союзного государства. Напряженная политическая обстановка с приграничными странами НАТО вынуждает Союзное государство активизировать сотрудничество в области молодежной, образовательной, социальной и военной политики. Эти сферы стали стратегически значимыми для стабильности и безопасности, учитывая обострение информационного воздействия на молодежь со стороны СМИ западных стран.

При этом ранее действовавшие формулы глобального управления со стороны Запада трансформируются, приобретают форму мнимых наци-

ональных конфликтов и естественных противоречий, ведь интересы РБ и РФ, а также других государств ЕАЭС далеко не во всем совпадают. Большинство евразийских государств имеют сегодня собственные геополитические стратегии, построенные на балансе взаимодействия и конкуренции. Когда такой баланс нарушен, свои интересы государства продавливают любым способом, включая непредсказуемые и жесткие конфликты.

Макроэкономический эффект расширения мер безопасности Союзного государства зависит во многом от сближения политических и правовых систем России и Беларуси, включая другие страны ЕАЭС за счет: 1) сближения законов в сфере государственного регулирования внешней торговли, таможенных, защитных, компенсационных, антидемпинговых мер стимулирования экспорта и импорта Союзного государства, что способствует снижению цен на товары, уменьшению издержек перевозки сырья и экспорта готовой продукции; 2) сближения законов РБ и РФ о защите конкуренции на общем рынке ЕАЭС, что способствует выравниванию факторов стимулирующего экономического развития увеличением конкуренции на общем рынке и вхождением на рынок товаров из новых стран; 3)сближения гражданско-правовых и налоговых режимов РБ и РФ в целях снижения издержек имущественного оборота, предотвращения злоупотребления правом в предпринимательской и налоговой деятельности, а также сближения законов в сфере стимулирования новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество РБ и РФ

как фактор обеспечения безопасности в контексте общей стратегии

развития СНГ и ЕАЭС

29 мая 2015 г. была принята Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. и План мероприятий по ее реализа-

ции. Концепция определяет основные принципы, цели, задачи и направления деятельности органов исполнительной власти государств - участников СНГ и их регионов, а также организаций

и граждан в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ. Документ предусматривает стратегические задачи и направления межрегионального и приграничного сотрудничества Беларуси и России и других стран СНГ.

Задачи касаются совершенствования законодательства Беларуси и России о мерах согласования обустройства приграничной инфраструктуры, способствующей развитию приграничных экономических, торговых, инвестиционных связей. Межгосударственные связи приграничных территорий РБ и РФ базируются на доверии, взаимопонимании и добрососедстве между населением областей за счет развития гуманитарных связей, обеспечения правопорядка и безопасности приграничной торговой, производственной, культурной интеграции.

Особенно актуальным является рациональное и безопасное использование общих природных ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности с учетом обеспечения безопасности окружающей среды конкретного региона. При этом РБ и РФ принимаются совместные меры обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях.

Сближаются законодательные требования относительно регулирования рынка труда и миграционных процессов на приграничных территориях, где особая роль отводится проведению Форума регионов государств - участников СНГ и созданию региональных объединений сотрудничества.

Концепция также предусматривает совместное рассмотрение вопросов развития и координации межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ, в том числе в рамках Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств -участников СНГ; о Концепции формирования и развития межгосударственной системы1.

Процесс формирования модели правового обеспечения российско-белорусского сотрудничества в сфере коллективной безопасности и военно-экономического сотрудничества должен учитывать следующие факторы.

Межгосударственные соглашения России и Беларуси, как и других государств СНГ, в сфере коллективной безопасности являются соглашениями о специфической системе защитных мер, выработанных на региональном уровне согласованием суверенных волеизъявлений государств СНГ.

Правовая модель коллективной безопасности России и Беларуси стимулирует развитие собственного институционального механизма регулирования рынка стран по обороту продукции, произведенной в рамках военно-экономического сотрудничества.

Усиливается унификация норм международного права и растет гармонизация норм национального права России и Беларуси, действующих в сфере обеспечения национальной и коллективной безопасности.

Стимулируются механизмы конкуренции стран СНГ и иностранных государств на мировых

1 Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и План мероприятий по ее реализации от 29 мая 2015 г. Официальный сайт Исполкома СНГ. http://www.cis.minsk.by/news. php?id=3894

рынках торговли продукцией военно-технического назначения.

Повышается роль международного договора как основного инструмента международного права при создании новых интеграционных форм взаимодействия без ущемления суверенитета государств-участников СНГ на основе принципов ООН.

Однако приведенные выше позитивные политико-правовые факторы укрепления межгосударственной интеграции наталкиваются на опасные юридические приемы интерпретации международного и национального права интеграционных сообществ евразийских государств как факторов, угрожающих международной безопасности и требующих привлечения к международной ответственности. Страны НАТО во главе с США развернули широкомасштабную военно-политическую кампанию по манипулированию международным правом для привлечения к международной ответственности конкретных государств, от-

носительно которых США и их партнеры вступили в политический и экономический сговор для наказания за намерение иметь суверенные взгляды на международную и национальную политику и бюджетный суверенитет.

Союзное государство Беларуси и России и СНГ как международная организация имеет достаточный правовой потенциал для создания юридическими средствами механизма защиты и противодействия агрессивной политико-правовой деятельности США и его партнеров по НАТО. РБ и РФ на дипломатическом и других уровнях противодействуют использованию норм международного материального и процессуального права в качестве инструментов реализации недобросовестных приемов манипулирования и злоупотребления международным правом в целях оправдания различных форм вмешательства во внутренние дела государств (например, в Украине) или агрессии против неугодных государств для обеспечения своих национальных интересов.

Основные ориентиры макроэкономической политики Беларуси и России

В Решении Высшего Евразийского Экономического совета от 14.04.2017 г. № 7 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы» подчеркнуто, что улучшение макроэкономической ситуации с странах ЕАЭС связано с соблюдением устойчивости экономического роста согласно количественным показателям общего национального производства и продукции, определяемым на основе рекомендаций Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ЕАЭС1.

Рекомендации ЕЭК, направленные на соблюдение количественных показателей, определя-

ющих устойчивость экономического развития, касаются расширения мер по переходу государств-членов к режиму таргетирования инфляции и согласования порядка установления среднесрочного ориентира по уровню инфляции (индексу потребительских цен) государств - членов Евразийского экономического союза.

Особенно актуально для РБ и РФ как участников Союзного государства расширение использования национальных валют государств-членов во взаимных расчетах резидентов государств-членов при координации проводимой государствами-членами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на национальном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Решение Высшего Евразийского Экономического совета от 14.04.2017 г. № 7 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы». http://docs.cntd.ru/ document/456057729

Что касается ориентиров стимулирования корпоративного сектора экономик РБ и РФ, а также увеличения объемов их взаимных инвестиций в основной капитал, то необходимо использование лучших мировых практик и практик государств - членов ЕАЭС по реализации структурных преобразований в экономике.

Для России и Беларуси актуально обеспечение предсказуемости формирования фискальной нагрузки для инвесторов, создание дополнительных налоговых стимулов для приоритетных отраслей и секторов экономики и инвестиционных проектов, упрощение административных процедур при снижении административных барьеров для инвесторов для увеличения привлекательности инвестиций и улучшения позиций РБ и РФ в международных рейтингах.

Относительно перспектив развития производственной конкурентной среды и конкурентных рынков в РБ и РФ следует сказать, что имеет место активизация применения механизмов государственно-частного партнерства и расширения

возможностей для доступа частного капитала к реализации инвестиционных проектов.

Определенные трудности возникают между РБ и РФ с использования механизмов бюджетного гарантирования инвестиций, создающих дополнительные гарантии возврата вложенных средств и покрытия рисков инвестора в связи с различиями бюджетного и инвестиционного законодательства РБ и РФ.

Следует особо остановиться на расширении инструментов, позволяющих привлекать долгосрочное проектное финансирование при активизации использования финансовых возможностей национальных и региональных институтов развития, включая Евразийский фонд стабилизации и развития и Евразийский банк развития.

Процесс увеличения производственных доходов, создаваемых в Союзе РБ и РФ, в том числе при подготовке совместных кооперационных проектов государств-членов в сферах экономики, обладает интеграционным потенциалом для расширения числа международных воспроизводственных цепочек добавленной стоимости с участием РБ, РФ, других стран ЕАЭС и СНГ. При этом развитие эффективных форм сотрудничества стран ЕАЭС в сфере промышленной, агропромышленной и энергетической политики обеспечит создание продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках при постепенном устранении барьеров и минимизации ограничений для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного государства» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25282/

2. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023

годы. https://kun.uz/ru/news/2018/09/29/itogi-kakie-dokumenty-podpisali-glavy-gosudarstv-na-sammite-sng 3. Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28.09.2018 г. http://iacis.ru/pressroom/ news/partnery/v_minske_sostoitsya_pervoe_v_2018_

godu_zasedanie_soveta_postpredov_gosudarstv_ uchastnikov_sng/

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009г.http://docs.cntd. ru/document/902197024.

5. Указ Президента РФ от 25.12. 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» (ред. от 20.10.2018 г.). http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_127550/

6. Указ Президента РФ от 24.03.2012 г. № 341 (ред. от 13.10.2016 г.) «Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г.». http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_127550/

7. Проект новой военной доктрины Союзного государства 2018 г. от 13.12.2017 г. https://news-front.

mfo/2018/10/26/mmsk-i-moskva-do-kontsa-2018-mogut-podpisat-voennuyu-doktrinu/

8. Национальная военная доктрина Республики Беларуси (оборонный акт белорусского государства) от 20.06.2016 г. http://www.iarex.ru/articles/52935. html

9. Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».

10. Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и Плане мероприятий по ее реализации от 29 мая 2015 года. Официальный сайт Исполкома СНГ. http://www.cis.minsk.by/news.php?id=3894

11. Решение Высшего Евразийского Экономического совета от 14.04.2017 г. № 7 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств -членов Евразийского экономического союза на 20172018 годы». http://docs.cntd.ru/document/456057729

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.