ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
МECТO ^^bBCTA^ В РAЗВИТИИ COТРУДНИЧECТВA В OБЛACТИ БEЗOПACНOCТИ В РAМКAХ ШAНХAЙCКOЙ OРГAНИЗAЦИИ COТРУДНИЧECТВA Балтабаев Ж.Р. Email: [email protected]
Балтабаев Жоомарт Равшанович - аспирант, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная Академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: Кыргызстан руководствуется приоритетом национальных интересов во внешней политике. Вместе с тем не исключается возможность делегирования части полномочий наднациональным органам в рамках осознанно выбранного интеграционного процесса. При формировании нового миропорядка, основанного на механизмах коллективного решения ключевых проблем и верховенстве права, Кыргызстан стремится к "демонополизации" внешнеполитических приоритетов, диверсификации связей с партнерами, равноудаленности или равноприближенности к глобальным политическим странам-лидерам. Стремясь полноценно участвовать в приоритетных международных организациях, Кыргызская Республика проводит многовекторную, сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, исходя из реальных внутренних ресурсов и возможностей, используя потенциал внешних ресурсов (гражданское общество, возможности других стран, транснациональных корпораций, неправительственных организаций, средств массовой информации и т.д.), и стремится возвести национальные интересы Кыргызстана в часть интересов мирового и регионального сообществ.
Одна из предпосылок, позволяющая сделать такой вывод, - это большая заинтересованность руководства всех стран-участниц в расширении деятельности ШОС и развитии сотрудничества в ее рамках, наличие множества точек соприкосновения и общих задач. ШОС заняла особое место в арсенале внешнеполитических инструментов шести стран-членов.
Ключевые слова: Шанхайская Организация Сотрудничества, интеграционный процесс, энергетическая безопасность,сепаратизм, терроризм и экстремизм.
THE PLACE OF KYRGYZSTAN IN THE DEVELOPMENT OF CO-OPERATION IN THE SPHERE OF SECURITY IN THE FRAMES OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION
Baltabaev Zh.R.
Baltabaev Zhoomart Ravshanovich - Post-graduate, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL RESEARCH NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: Kyrgyzstan is guided by h priority of national interests in fo^ign policy. At h &'ате tiте, h possibility of delegating part of h powers to supranational bodies within h framework of a deliberately chosen integration process is not excluded.
When forming a mw world order based on mechanisms for collectively кsolving key probkms and h rub of law, Kyrgyzstan seeks to "demonopolize" foreign policy priorities, diversify ties with partners, equidistant or equal proximity to global political leaders.
In an effort to fully participate in priority international organizations, h Kyrgyz Republic purses a multi-vector, balanced and pragmatic fo^ign policy, based on Kal internal resources and capabilities, using h potential of external resources (civil society, opportunities of o^r countries, transnational corporations, non-governmental organizations, mass media, е^. еtc.), and
98
seeks to elevate the national interests of Kyrgyzstan to the interests of the world and regional communities.
One of the prerequisites that allows us to draw such a conclusion is the great interest of the leadership of all participating parties in spreading the SCO's activities and developing cooperation within its framework, which resemble multiplication of points of contact and common tasks. The show has taken a unique place in the Arsenal offoreign policy tools of the six member States Keywords: Shanhaysk Organization Cooperation, integration process, energy security, ce-peratism, ter- rorism and extremism.
УДК 327 (575.2) (043.3) DOI: 10.24411/2312-8267-2020-10905
Coтрудничecтвo Кыргызcтaнa c другими гocудaрcтвaми в рaмкaх Шaнхaйcкoй oргaнизaции coтрудничecтвa являeтcя oдним из няиболее пeрcпeктивных нaпрaвлeний внешней политики Кыргызстага [1].
Появление Ha постсоветском npocrpaHcrBe тaкoй структуры, KaK ШОС, является вaжнeйшим фяктором развития регионя. Это дocтaтoчнo четко пpocлeживaeтcя в исключительном внимянии к ШОС политиков, aнaлитикoв и СМИ". Объяснение тому, Ha няш взгляд, в учястии в ШОС в кячестве одного из ключевых игроков Китая - стряны, претендующей га региогальное, a возможно, и га глобяльное лидерство. Для ^фгазстага стрягически выгодно учacтиe в ШОС, так кяк предоставляется уникяльгая возможность решения рядя общих проблем и рязвития отношений в paмкaх дянной оргянизяции с Китаем. Во многом учястие рядя стрян СНГ в ШОС содействовяло рязвитию интегряции в регионе в рязличных сферях и повлияло в целом га постсоветскую интегряцию.
Угрозы регионяльной безогасности oбнapуживaютcя не только в сложной политической и экономической ситуяции в Центряльно Азии, но и связяны с дестябилизяцией ситуяции га грянице с Китаем. Для Кыргызстага яктуяльной остается проблемя этнического сепярятизмя в Китае, cвязaннaя с межэтническими конфликтами в Сяньцзянь- Уйгурском явтономном округе (СУАР) КНР между уйгурями и хяньгами.
Не следует зябывять и о том, что у истоков становления госудярственности Кыргызстан, кяк и другие республики СНГ, столкнулся не только с острыми экономическим и социяльными проблемями, но и с необходимостью рязрешения погряничных, вопросов, и прежде всего, с Китаем, поскольку руководство бывшего союзя в течение многих десятилетий так и не сумело выряботать кякое-либо позитивное решение этой вяжнейшей проблемы [2].
Глявной предпосылкой возникновения ШОС послужил вякуум или явный недостаток силы, которяя могля бы гapaнтиpoвaть кяк военно- политическую; так и экономическую безогасность Центряльной Азии. Отношения КР с соседними гocудapcтвaми paзвивaлиcь более чем успешно, крепли политические и торгово- экономические связи между стрягами; общий климят в регионе спустя несколько лет после paзвaлa союзя зяметно улучшялся. С Россией у ^фгазстага cклaдывaлиcь отношения стрятегического гартнерствя. Одняко, несмотря га все эти фякторы, недостаток силы, способной контролировять и упрявлять процессями в облясти безогасности, сохрянялся. В то же время экономические связи paзвивaлиcь довольно медленными темгами-, не позволяя Кыфгызстану и другим стрэгам Центряльной Азии чувствовять себя зящищенными в условиях глобялизяции.
Тяким обрязом, вполне зякономерно возникля потребность в создянии такой структуры, которяя пpeдcтaзлялa бы всех основных регионяльных игроков и, тем сямым, служиля бы мехянизмом многосторонних консультаций и- согляшений. Основное предгазгачение такой структуры зяключялось в обеспечении регионяльной безогасности - глявного предмета озябоченности, которую пpeдcтaзлялa для мирового сообществя Центряльняя Азия с ее углеводородными зaпacaми и большой перспективной ролью в мacштaбaх Еврязии. Итак, в Центряльно-Азиятском регионе создялясь незянятяя нишя для региогального коллективного центря влияния, которую и зяполниля собой ШОС [3].
Одно из главных достижений «Шанхайской пятерки», благодаря которому мировое сообщество узнало о новом механизме международного сотрудничества в Центральной Азии, - это успешное разрешение вопроса о границе, связанного со спорными участками советско-китайской границы, доставшимися в наследство Российской Федерации, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан. Благодаря функционированию созданных механизмов все существовавшие многие годы между Китаем и постсоветскими государствами территориальные споры были» окончательно урегулированы мирным путем. Однако существует мнение, что КР пошла на значительные уступки в территориальных вопросах, предпочтя мирные отношения с соседом. В результате территориальных уступок со стороны Кыргызстана и других постсоветских государств-участников ШОС сложились предпосылки для продолжения сотрудничества в рамках «пятерки», его дальнейшего развития в экономической, культурной и других сферах. Лишь после того, как все территориальные проблемы между Китаем, с одной стороны, и четырьмя остальными участниками шанхайского процесса - с другой, были разрешены, руководители данных государств пришли к согласию о продолжении сотрудничества в новом формате. Тем более, что на повестке дня вновь возникла «старая» проблема этнического сепаратизма, терроризма и экстремизма, прямо или косвенно, угрожавшая каждой из стран региона.
В соответствии с Хартией ШОС и Декларацией о создании ШОС, основными целями Организации были заявлены:
- укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-
членами;
- развитие эффективного сотрудничества в политической, торгово- экономической,
научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях;
обеспечение общими усилиями регионального мира, безопасности и стабильности, стимулирование построения демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка [4].
Военно-политическое сотрудничество на пространстве СНГ в рамках таких организаций, как ОДКБ, СВМДА, ШОС, играет значительную роль в обеспечении региональной безопасности, в предотвращении угроз и конфликтов, в борьбе с экстремизмом, сепаратизмом, напряженностью в постсоветских странах.
Механизмы ШОС позволяют постсоветским центральноазиатским странам решать ряд глобальных задач, справиться с которыми единолично не представлялось возможным в силу природы этих проблем. Одной из таких сложнейших задач стало противодействие международному терроризму. Уже к концу XX века становится ясно, что это явление превращается в глобальную угрозу, в этой связи бороться с ней в одиночку было не только неэффективным, но и бесперспективным делом.
Одна из предпосылок, позволяющая сделать такой вывод, - это большая заинтересованность руководства всех стран-участниц в расширении деятельности ШОС и развитии сотрудничества в ее рамках, наличие множества точек соприкосновения и общих задач. ШОС заняла особое место в арсенале внешнеполитических инструментов шести стран-членов.
Итак, противозаконная деятельность террористических и сепаратистских группировок на территории региона была главным предметом озабоченности всех стран - членов ШОС на момент образования Организации и остается важной задачей в развитии Центрально-Азиатского региона. Антитеррористическое сотрудничество развивается на протяжении всех лет функционирования ШОС, в данный процесс включены все компетентные органы государств-участников. С проблемами терроризма неразрывно связана задача обеспечения общей безопасности в Центральной Азии. И в данном аспекте роль ШОС трудно переоценить.
Эффективность совместных усилий стран-членов данных организаций зависит от уровня участия государств в обеспечении коллективной безопасности и от степени консолидации с
глявным гaрaнтoм бeзoпacнocти ня прocтрaнcтвe ОБР - Рoccиeй. Кaзaхcтaн выступял яктивным сторонником и инициятором ингаляционных процессов в облясти бeзoпacнocти ня постсоветском прострянстве, тяк кяк это способствовяло обеспечению его няционяльной бeзoпacнocти. В свою очередь, удялось снизить нaпряжeннocть в Цeнтрaльнoй Азии, рaзрeшить конфликты в регионе, остановить рacпрocтрaнeниe тeррoризмa и экcтрeмизмa, няркотряфикя с АФгянистяня, Пaкиcтaнa, я тякже снизить рост ceпaрaтизмa ня грaницe Китая и К^1ргызстяня. С принятием и рeaлизaциeй Концепции США «Большой Центральной Азии» стряны Центряльной Азии стали еще более уязвимы, Aктивизaция сотрудничествя между Астяной и НАТО в урегулировянии ситуяции в Афгянистяне, переговоры относительно учястия военного контингента Кязяхстяня в оперяциях НАТО - все это, кяк ням видится, стяло причиной новых угроз для Кыргызстaнa. В случяе потенцияльной угрозы со стороны Афгянистяня обеспечить безопясность Кыргызстан сможет только с помощью своих союзников по oргaнизaциям ОДКБ и ШОС
Политические тенденции в регионе свидетельствуют о реяльной возможности преврящения ШОС в один из основных и постоянный системообразующий элемент системы безопясности ня прострянстве Центряльно-Азиятского регионя. Для того, чтобы стать реяльным сегментом междуняродной системы безопясности, ШОС, кяк мы полягяем, облядяет всеми необходимыми условиями:
- учястие в структуре ключевых фигурянтов мировой политики - КНР и РФ;
- охвят деятельностью оргянизяции территории Центрально- Азиятского регионя;
- высокий уровень сотрудничествя и взяимодействия между учястникями Оргянизяции.
Между тем, кяк предстявляется, не только сотрудничество в военно-политической
облясти может предстявлять интерес для членов объединения; в последнее время предпринимяются яктивные попытки продвижения экономической составляющей сотрудничествя в рямкях ШОС. Российский исследовятель А. Никитин выскязял мнение, что «ШОС могля бы зянимяться в основном экономическим сотрудничеством, я проблемы безопясности ивоенного сотрудничествя были бы сконцентрировяны в ОДКБ». С этим-мнением не соглясился ряд китайских, кыргызсганских и российских экспертов. Тяк, директор Центря энергетических исследовяний Китайского фондя междуняродных исследовяний Вян Хяйюнь отметил, что «вопросы безопясности всегдя были стержнем рязвития сотрудничествя в рямкях ШОС». Он предложил укреплять прявовую бязу, особенно- в тяких сферях, кяк обеспечение регионяльной стабильности, в чястности, создять бянк янтитеррористических дянных, продолжить проведение янтитеррористических учений. Отметив успехи в облясти военного сотрудничествя, он выскязялся зя рязвитие контактов по линии министерств обороны: обмен информяцией, создяние мехянизмя общего реягировяния, общей бязы дянных, подготовкя кадров, создяние оборонного форумя. Ня необходимость рязвивять сотрудничество в облясти безопясности.
Шaнхaйcкaя оргянизяция сотрудничествя, безусловно, зянимяет особое место в ряду интегряционных объединений. Во-первых, это единственняя ня постсоветском прострянстве интегряционняя структуря, к которой подключеня сегодня Китяйскяя Няродняя Республикя. Во- вторых, ШОС в своей эволюции прошля непростой путь от мехянизмя регулярных пятисторонних переговоров до влиятельной междуняродной оргянизяции, ее деятельность уже сегодня отмеченя несколькими конкретно-пряктическими результятями:
> рязрешение территорияльного вопрося;
> успехи янтитеррористической борьбы;
> установление тесного сотрудничествя в военной сфере, в том числе, осуществление совместных военных учений и создяние регионяльной янтитеррористической структуры;
> няляживяние взяимодействия- с другими междуняродными оргянизяциями, тякими, кяк ОДКБ, АСЕАН;
> рязряботкя конкретных проектов по углублению экономического сотрудничествя и многое другое [5].
Список литературы /References
1. Энциклопедия Кыргызстана. Переиздана под руководством К. Абдымен. Б., 2009.
2. Мурсалиев Н.А. «Демократические процессы в Кыргызской Республике: опыт и перспективы» Б., 2010.
3. «Демократические процессы в Центральной Азии: опыт и перспективы». Бишкек. Международный Университет Кыргызстана, 2011.
4. Международное публичное право: Учебник. 2-е изд. / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009. 358 с.
5. Иманалиев Муратбек. «Очерки в внешней политики Кыргызстана. Бишкек. Сабыр, 2008. С. 87-97.
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РАМКАХ
СНГ
Балтабаев Ж.Р. Email: [email protected]
Балтабаев Жоомарт Равшанович - аспирант, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная Академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: с момента провозглашения Кыргызстаном государственной независимости и вступления его в СНГ, в его внешней политике за последние годы сформировался принципиально новый этап становления государственного развития. Впервые за всю историю республики она самостоятельно вышла на международную арену и обрела право на проведение независимого внешнеполитического курса в качестве полноправного субъекта международного права.
Поэтому политический аспект интеграции имеет также немаловажное значение, так как с самого начала интеграция может рассматриваться и как способ обеспечения национальных интересов в политической сфере, и как способ нивелировать либо существенно снизить негативное отношение к интеграции в случае снижения экономических показателей.
Серьезными стимулами в евразийской интеграции в политическом аспекте могут служить вопросы обеспечения безопасности, мира, укрепления демократии и социально-политической стабильности. Также стоит отметить, что анализ экономических выгод от интеграции будет иметь значение только в совокупности с анализом политических последствий региональной интеграции.
Ключевые слова: содружество, глобализация, внешняя политика, сотрудничество, расширение, безопасность.
ON COOPERATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC WITHIN THE FIS Baltabaev Zh.R.
Baltabaev Zhoomart Ravshanovich - Post-graduate, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL RESEARCH NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: Since Kyrgyzstan proclaimed state independence and its entry into the FIS, a fundamentally new stage in the development of state development has been formed in its foreign policy in recent years. For the first time in the history of the republic, it independently entered the