Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 658.26:339.9(575.2)(574) БО!: 10.17223/19988613/50/7
Р.С. Бейсебаев
ПРОБЛЕМЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСТАНА И КАЗАХСТАНА НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Топливная и энергетическая стабильность в Кыргызстане является одним из важнейших факторов экономического и политического развития. Казахстан играет важную роль в отношениях с Кыргызстаном в заявленном секторе. Интерес к исследованию вызван тем, что существуют определенные аспекты в рамках ЕАЭС, регулирующие отношения между странами, которые влияют на состояние топливно-энергетического комплекса Кыргызстана.
Ключевые слова: ЕАЭС; Кыргызстан; Казахстан; топливно-энергетический комплекс; уголь; нефть; газ; гидроэнергетика.
Сотрудничество Кыргызстана с Казахстаном является частью стратегии в многовекторной внешней политике официального Бишкека. Казахстан играет особую роль в развитии современного Кыргызстана. Исходя из своего экономического потенциала, Казахстан претендует на роль лидера в Центральной Азии. Страны связаны особыми культурными и историческими узами, имеют общие границы. Духовная и языковая близость народов является общепризнанным фактом. Республики являются партнерами в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС [1. С. 320].
Учитывая факты наличия углеводородных ресурсов в Казахстане и отсутствие таковых в Кыргызстане, выявление основных проблемных зон двустороннего сотрудничества в топливно-энергетическом секторе стран вызывает неподдельный интерес. Хотя Кыргызстан с учетом выстраивания добрососедских отношений с Казахстаном может получить доступ к энергетическим ресурсам второго, более того, страны являются партнерами в рамках ЕАЭС, тем не менее такая практика отсутствует.
Основная цель статьи - определить, каким образом складываются отношения между республиками в топливно-энергетическом секторе. Для решения поставленной цели выявляются основные проблемы до формирования ЕАЭС и в процессе действия многостороннего межгосударственного проекта. Для того чтобы изучить двустороннее сотрудничество, в статье используются системно-исторический подход и причинно-следственный метод.
Дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан установлены 15 октября 1992 г. За годы независимости подписано более 120 кыргызско-казахстанских межгосударствен-
ных, межправительственных и межведомственных соглашений, наиболее значимыми из которых являются Договор о вечной дружбе от 8 апреля 1997 г. В 90-е гг. XX в. страны договорились о возвращении всех земель, арендованных в советский период. Ограничений для сотрудничества двух республик не было. Взаимодействие осуществлялось в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС. Подписание нового формата - ЕАЭС, не внесло особых изменений в двустороннее сотрудничество.
Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз, подписав Договор о Евразийском экономическом союзе в г. Астане 29 мая 2014 г. [2]. В результате у Кыргызстана могли возникнуть торгово-экономические и другие проблемы из-за экономической блокады. Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза после того, как 12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [3].
Для того чтобы выявить качественные изменения двустороннего сотрудничества до ЕАЭС и в процессе его действия, которые укажут на основные проблемы, необходимо обратить внимание на историю и состояние партнерства в топливно-энергетическом комплексе, в связи с чем будут рассмотрены угольное, нефтегазовое и гидроэнергетическое направления сотрудничества.
В первые годы независимости одним из важных направлений сотрудничества Кыргызстана и Казахстана был угольный сектор. В торговле углем между Кыргызстаном и Казахстаном в период с 1991 по 2011 г. особых противоречий не было. Казахстан, постепенно расширяя рынок экспорта и увеличивая объемы добычи, традиционно поставлял уголь в Кыргызстан в необходимых объемах. Более того, Казахстан оказывал Кыргызстану дополнительную гуманитарную помощь.
Решением правительства Казахстана гуманитарная помощь включала поставки топлива на отопительный сезон 2010-2011 гг. в общем объеме 230,3 тыс. т угля. Для отправки в Кыргызстан было погружено 66,8 тыс. т угля, в том числе 9,2 тыс. т для жизнеобеспечения столицы страны - г. Бишкека [4].
Качество и цена казахстанского твердого топлива устраивали кыргызскую сторону до тех пор, пока в октябре 2011 г. не встал вопрос об угле с Куланского месторождения, поступившем на ТЭЦ Бишкека. Выявлен факт поступления в Кыргызстан радиоактивного угля из Казахстана. На бишкекскую ТЭЦ поступило 8 тыс. т угля из Казахстана, превышающего нормы радиоактивности в 2-8 раз [5]. Готовность к отопительному сезону в плановые сроки в Бишкеке была под большим сомнением. Кроме поставок на ТЭЦ Бишкека также казахстанский уголь покупает и частный сектор Кыргызстана, в связи с чем встал вопрос о применении отечественного угля для решения создавшейся проблемы.
Следует отметить, что в последнее время Кыргызстан все больше отдает предпочтение отечественному углю Таш-Кумырского и Кавакского месторождений, несмотря на некоторые сложности с его доставкой. В осенне-зимний период 2016-2017 гг. на ТЭЦ Бишкека используют 450 тыс. т местного угля. На 2017-2018 гг. данный показатель достигнет 1,2 млн т [6].
По сравнению с годами до вступления в ЕАЭС, Кыргызстан импортировал из Казахстана, например в январе-ноябре 2012 г., 2,279 млн т каменного угля, брикетов и полученных из каменного угля окатышей, что на 40,9% больше, чем за аналогичный период
2011 г., в январе-ноябре 2012 г. Казахстан экспортировал в Кыргызстан руды и концентратов на 81,9 млн долл., что на 54,9% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Ежегодная потребность Кыргызстана в угле составляет 2,2-2,3 млн т, тогда как в 2011 г. добыто 800 тыс. т. Затем добыча выросла до 1 млн 142 тыс. т в
2012 г., в 2013 г. она составила более 1,4 млн т, а в 2014 г. -1,7 млн т [7]. Оставшуюся потребность в угле республика решала за счет импорта из Казахстана. В 2015 г. Казахстан поставил 900 тыс. т угля в Кыргызстан [8]. Заметно, что объемы импорта угля Кыргызстана в период до вступления в ЕАЭС и в процессе его действия рознятся в сторону снижения объемов закупок.
Однако слаборазвитая угольная промышленность Кыргызстана, отдаленность угольных месторождений от промышленных объектов, низкое качество (относительно российского, украинского и казахстанского) -основные причины, по которым Кыргызстан вынужден закупать твердое топливо у соседа. Кыргызстан в основном импортирует казахстанский уголь, восполняя недостающую часть собственными ресурсами из центральных и южных областей республики (Кара-Кече, Сюлюкта, Кызыл-Кия и др.). Этот факт подтверждает важную роль Казахстана в Кыргызстане в топливном сотрудничестве. Практика закупок казахстанского угля на ТЭЦ крупных городов, хотя и в меньших объемах, в
связи с переходом объектов на альтернативные источники энергии (газ, мазут, отечественный уголь), тем не менее, продолжается. Очень часто отопительный сезон в Кыргызстане бывает под угрозой срыва, если из Казахстана несвоевременно доставляется уголь. Тем не менее явной проблемы с поставками угля из Казахстана в Кыргызстан нет.
Другой сектор, в котором осуществляется топливно-энергетическое сотрудничество республик, - нефтегазовый. После распада СССР Кыргызстан традиционно импортировал нефтепродукты из Казахстана. Казахстанский бензин поступал из нефтеперерабатывающего завода, который входит в четверку лидеров по объемам переработки нефти в Центральной Азии - «Шымкент-нефтеоргсинтез» (ШНОС), и особых проблем, на которых следовало бы сконцентрироваться, не было.
Тем не менее в последнее время торговля нефтепродуктами между республиками снижена до максимального предела. В Казахстане принят закон о запрете на импорт ГСМ в Кыргызстан. Бензин не должен поступать на территорию Кыргызстана без уплаты НДС. Именно этот законодательный жест послужил началом возникновения проблемных зон двустороннего формата сотрудничества. Кыргызстан является членом ЕАЭС, но вопросы с поставками ГСМ в Кыргызстан из Казахстана не решаются в рамках Союза, хотя существует ст. 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [9]. Объясняется это тем, что, пока этот рынок не будет сформирован, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами - членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
По всей видимости, издание такого закона связано с тем, что основная часть казахстанской нефти законтрактована и поставки в рамках договоренности с Россией и Китаем должны осуществляться без срывов. Тем более, что в сезон весенних и осенних полевых работ в Казахстане наблюдается значительный внутренний спрос на нефтепродукты.
Действие этого закона влияет на двустороннее топливно-энергетическое сотрудничество двух республик. Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана летом 2014 г. пыталась доставить в республику около 500 вагонов ГСМ (примерно 30 тыс. т), но они были задержаны на кыргызско-казахской границе на станции «Луговая». Казахстан не пропускал груз (поставки из России), объясняя причину скопления вагонов с ГСМ выявлением финансовой полицией коррупционной схемы в поставках ГСМ в Кыргызстан. Официально казахстанские органы аргументировали, что основанием для задержания вагонов таможенным постом «Кулан» является несоответствие сведений о грузополучателях товаров, указанных в соответствующих графах деклараций на товары и товаросопроводительных накладных [10].
Казахстанская сторона объяснила причину скопления вагонов с ГСМ выявлением финансовой полицией коррупционной схемы поставок нефтепродуктов в Кыргызстан. Так, казахские нефтяные продукты оформлялись под видом российских с целью их завоза в КР без оплаты таможенных пошлин. Речь идет о том, что между российским заводом и кыргызстанскими получателями появилось лишнее звено - казахстанские фирмы-посредники. Речь идет о компаниях Asia Petrolium System, Orda Munai Trade, Petrolium Trade, «Дин Мар-кет», «Снабпромресурс» [10].
Позже официально казахстанские органы аргументировали задержание вагонов таможенным постом «Кулан» в связи с несоответствием сведений о грузополучателях товаров, указанных в соответствующих графах деклараций на товары и товаросопроводительных накладных. Была и другая причина, более веская -в Казахстане действует временный запрет на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов. В итоге задержанные вагоны с топливом были пропущены, но до тех пор в Кыргызстане назревал дефицит и цены на ГСМ стремительно росли, что, конечно, отразилось мультипликативным эффектом на стране.
Государственное антимонопольное агентство КР выступило с рядом предложений к правительству КР по решению ценовой политики по поставкам ГСМ. В частности, в правительство Кыргызской Республики внесено предложение на правительственном уровне рассмотреть вопросы заключения соглашений с Республикой Казахстан: по беспошлинным поставкам нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан; по установлению унифицированных железнодорожных тарифов при транзите нефтепродуктов через территорию Казахстана (что позволит снизить цену ввозимых ГСМ на $50-60 за 1 т) [11]. Кыргызская Республика является импортером нефтепродуктов и сырья для их производства, затрачивая на эти цели ежегодно 100-120 млн долл. США [12]. Однако предложение до сих пор не имеет практического продолжения.
Между Кыргызстаном и Казахстаном возникали определенные трудности и в газовых вопросах. В 2012 г. долг Кыргызстана за потребленный казахстанский природный газ достиг 31,2 млн долл., в связи с чем АО «КазТрансГаз» выставило требование о погашении задолженности перед кыргызской стороной до 1 мая 2012 г. Казахстан предложил вариант возврата долга через цену реализации газа, т.е. повышение цены газа на величину, укладывая в нее составляющую возврата долга, обеспечивающую возврат долга в течение 57 лет. Долг составлял более 7,5 млн долл. плюс 12,5 млн долл., которые Казахстан вложил в совместное предприятие «КырКазГаз» [13].
Поставки газа в Кыргызстан до появления российской компании «Газпром» из Казахстана и Узбекистана занимали серьезную долю в экономическом сотрудничестве центральноазиатских государств. Кыргызстану было удобно обеспечивать север страны поставками из
Казахстана, а юг, соответственно, - из Узбекистана. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС привело к тому, что российские поставки газа осуществляются без введения таможенных акцизов, что заметно влияет на ценовую политику внутри страны при реализации газового продукта. Таким образом, проблемы поставок из Казахстана и Узбекистана решены.
Следующее направление сотрудничества двух республик - гидроэнергетическое партнерство. Основные проблемы - это водопользование. Кыргызстан использует воду Токтогульского водохранилища для выработки электроэнергии. В свою очередь, Казахстану нужна вода для сельскохозяйственных нужд. Основной сброс воды для выработки электричества Кыргызстан осуществляет зимой, а летом заполняет водохранилище, что непосредственно влияет на нехватку объемов воды для потребностей Казахстана.
Кыргызстан неоднократно сокращал экспорт электроэнергии в Казахстан. Главной причиной сокращения поставок электроэнергии называют снижение объемов воды в Токтогульском водохранилище [14]. В отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном начинают возникать сложности, которые регулировались переговорными процессами.
Зимой 2012 г. Казахстан поднял вопрос о выходе их единого энергетического кольца. Начиная с 2009 г. Казахстан высказывал намерение выйти из кольца [15]. Кыргызстан просил Казахстан не выходить из Объединенной энергосистемы Центральной Азии в осенне-зимний период 2012-2013 гг., пока не закончится строительство масштабной ЛЭП «Датка-Кемин». Если бы Казахстан не отказался от своего намерения, то 40% севера Кыргызстана оказалось бы без света. В первую очередь пострадали бы северные регионы Кыргызстана. Казахстан отнесся с пониманием и не вышел из кольца. Со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС серьезных изменений в секторе не произошло. Республики в традиционной форме осуществляли сотрудничество в двустороннем порядке, экспортируя и импортируя электроэнергию по мере необходимости.
Вышеперечисленные проблемы сотрудничества Кыргызстана и Казахстана в топливно-энергетическом секторе могут быть решены. ЕАЭС выступает как многофункциональная площадка стратегического, долговременного характера. Первой стадией и формой был экономический союз, призванный обеспечить свободное перемещение товаров. В 2015 г. началось формирование единого энергетического рынка, а к 2025 г. предполагается формирование единого евразийского рынка углеводородов, что призвано стимулировать развитие евразийской экономики [16].
Создание единого рынка энергоресурсов в ЦА требует решения многих проблем экономического, юридического и технического характера. В целях решения проблем комплексного сбалансированного рационального использования богатейших водных ресурсов Кыргызской Республики необходимо постоянно поддержи-
вать согласованный режим межгосударственного водо-распределения на основе взаимовыгодного сотрудничества центральноазиатских государств в рамках развивающегося в этом регионе рынка водных ресурсов.
Принцип соседства - главный фактор, который определяет важную роль Казахстана в топливном вопросе Кыргызстана. Казахстанские поставки угля до сих пор актуальны. Только в случае успешного осуществления гидроэнергетических проектов Бишкек может снизить зависимость от казахстанского твердого топлива. Доступ к казахским нефтегазовым продуктам в рамках ЕАЭС по договоренности может существенно снизить монополию российских поставок, что в рыночных условиях может привести к конкуренции и снижению цен на нефтепродукты.
Отношения Кыргызстана и Казахстана практически не подверглись кардинальным изменениям, они стабильны. Казахстан является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана. Для того чтобы у Кыргызстана была возможность осуществлять прагматичное сотрудничество, необходима стабильная внутриполитическая ситуация, которая отнимает много времени
и ресурсов, отвлекая от выстраивания и осуществления проектов внешней политики. В целом Кыргызстану необходимо готовиться выстраивать отношения с соседним государством, формируя соответствующие двусторонние структуры как новые элементы двусторонней и региональной интеграции. К направлениям будущей деятельности Кыргызстана можно добавить сохраняющую свою актуальность подзабытую идею Казахстана о создании центральноазиатского союза.
Говорить о том, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС произошли существенные сдвиги в топливно-энергетическом сотрудничестве с Казахстаном, не приходится. Тем не менее следует отметить, что ЕАЭС выступает юридической платформой, которая может способствовать реанимации сотрудничества республик в топливно-энергетическом секторе в случае болезненных изменений. ЕАЭС - это формат, который позволяет сохранять и применять на практике сложившуюся традиционную логистику сотрудничества Казахстана и Кыргызстана, которая с каждым годом изменялась не в пользу интеграции в связи с постоянными переменами в международных отношениях с учетом национальных интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2008. С. 320.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1, свободный (дата обращения:
26.07.2017).
3. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (с изменениями на
11 апреля 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/420246571, свободный (дата обращения: 25.07.2017).
4. Международное информационное агентство Kazinform. Казахстан направляет дополнительную гуманитарную помощь Кыргызстану. URL:
http://www.inform.kz/rus/article/2312896, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
5. В Кыргызстане разгорелся скандал из-за радиоактивного угля из Казахстана. URL: https://tengrinews.kz/sng/kyirgyizstane-razgorelsya-skandal-
iz-za-radioaktivnogo-uglya-200069, свободный (дата обращения: 26.07.2017).
6. Костенко Ю. Покупка угля: неприкрытое лобби. URL: https://24.kg/ekonomika/34981_pokupka_uglya_nepri, свободный (дата обращения:
27.07.2017).
7. Кыргызское телеграфное агентство КирТАГ. Кыргызстан увеличил импорт казахстанского угля на 40,9% за 11 мес. 2012 года. URL:
http://kyrtag.kg/news/kyrgyzstan_uvelichil_import_kazakhstanskogo_uglya, свободный (дата обращения: 23.06.2017).
8. Джумашева А. Премьера Казахстана попросили проконтролировать поставку угля в Кыргызстан. URL: http://www.vb.kg/doc/320249_
premera_kazahstana, свободный (дата обращения: 27.07.2017).
9. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW, свободный (дата обращения:
23.09.2016).
10. За поставку ГСМ в Кыргызстан вступили политические тяжеловесы. URL: http://www.vb.kg/doc/282062_za_postavky_gsm_v_kyrgyzstan_ vstypili_politicheskie, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
11. Почему Кыргызстан не покупает казахстанскую нефть и как российский бензин подрывает валютные запасы страны. URL: http://kyrtag.kg/standpoint/pochemu-kyrgyzstan-ne-pokupaet-kazakhstanskuyu-neft-i-kak-rossiyskiy-benzin-podryvaet-valyutnye-zap2a, свободный (дата обращения: 20.09.2016).
12. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. Программа развития нефтегазовой отрасли Кыргызской Республики до 2010 года. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/53023, свободный (дата обращения: 01.12.2016).
13. Клеменкова К. Цены на казахстанский газ: самые высокие - для Кыргызстана, самые низкие - для Швейцарии. URL: http://365info.kz/2014/07/ceny-na-gaz-strannaya-cenovaya-politika-ili-kommercheskaya-tajna-vsej-strany, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
14. Кыргызстан сократит экспорт электроэнергии в Казахстан. URL: https://tengrinews.kz/sng/kyirgyizstan-sokratit-eksport-elektroenergii-v-kazahstan-231493, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
15. Баялы С. Кто теперь выйдет из единого энергокольца Центральной Азии? URL: http://www.gezitter.org/economics/1640, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
16. Бирюков С., Барсуков А., Березняков Д., Козлов С. Проблемы и перспективы расширения ЕАЭС. URL: http://svom.info/entry/676-problemy-i-perspektivy-rasshireniya-eaes, свободный (дата обращения: 27.07.2017).
Beisebaev Rahat S. Bishkek Humanities University named after K. Karasaev (Bishkek, Kyrgyzstan). E-mail: beisebaev.ra@mail.ru PROBLEMS OF FUEL AND ENERGY COOPERATION BETWEEN KYRGYZSTAN AND KAZAKHSTAN IN THE EURASIAN SPACE.
Keywords: ЕЛЕ^ Kyrgyzstan; Kazakhstan; Fuel and energy complex; coal; oil; gas; Hydropower engineering.
Kyrgyz-Kazakh fuel and energy relations are important components of the bilateral cooperation format. There are conditions and some problems of cooperation before and after the framework of the ЕАЕU which could be particular interest to the readers. The aim of the article is to determine how the relations between the republics are developing in the fuel and energy sector. To achieve this aim, tasks are set to identify the main problems of cooperation between countries before the formation of the ЕАЕU, as well as in the process of
the multilateral interstate project. The article uses the system-historical approach, the cause-effect method of analysis. The data obtained are based on agreements, on printed and electronic sources of information of the international news agency Kazinform, the Kyrgyz Telegraph Agency KyrTAG, the centralized database of legal information of the Kyrgyz Republic, on scientific publications of Russian, Kazakh and Kyrgyz authors, representatives of civil society in Kyrgyzstan. Particular attention is paid to the history and state of partnership in the fuel and energy complex, which is why coal, oil and gas and hydropower cooperation are being considered. Qualitative changes in bilateral cooperation to the ЕАЕU and in the process of its operation are indicated, indicating the main problems. The underdeveloped coal industry of Kyrgyzstan is noted - the main reason for which Kyrgyzstan is forced to purchase solid fuel in Kazakhstan. At present, Kyrgyzstan, taking into account the formation of good-neighborly relations with Kazakhstan, considering the partnership in the ЕАЕU is not able to import oil and gas products from the neighboring republic. In fact, the gas supplies to Kyrgyzstan before the appearance of the Russian company Gazprom from Kazakhstan and Uzbekistan, took a significant share in the economic cooperation of the Central Asian states. Hydropower cooperation of the republics also indicates the difficulties of cooperation in the sector. Thus, in order to solve the problems of integrated balanced rational use of the richest water resources of the Kyrgyz Republic, it is necessary to constantly support the coordinated regime of interstate water distribution on the basis of mutually beneficial cooperation of the Central Asian states within the framework of the developing water market in this region. As a result, it is noted that after Kyrgyzstan's accession to the ЕАЕU, there have been no significant shifts in fuel and energy cooperation with Kazakhstan. The ЕАЕU acts as a legal platform that can promote resuscitation of cooperation of the republics in the fuel and energy sector, in case of painful changes. The ЕАЕU is a format that allows to preserve and apply the established traditional logistics of cooperation between Kazakhstan and Kyrgyzstan, which changed every year not in favor of integration, due to the constant change in international relations taking into account national interests.
REFERENCES
1. Pivovar, E.I. (2008) Postsovetskoe prostranstvo: al'ternativy integratsii. Istoricheskiy ocherk [The post-Soviet space: Alternatives to integration.
A historical essay]. St. Petersburg: Aleteyya. pp. 320.
2. The Eurasian Economic Union. (n.d.) Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Treaty on the Eurasian Economic Union]. [Online] Available
from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1. (Accessed: 26th July 2017).
3. The Eurasian Economic Union. (n.d.) Dogovor o prisoedinenii Kyrgyzskoy Respubliki k Dogovoru o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze ot 29 maya
2014 goda (s izmeneniyami na 11 aprelya 2017 goda) [Agreement on accession of the Kyrgyz Republic to the Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014 (as amended on April 11, 2017)]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/420246571. (Accessed: 25th July 2017).
4. Rakhimbekov, A. (2010) Kazakhstan napravlyaet dopolnitel'nuyu gumanitarnuyu pomoshch' Kyrgyzstanu [Kazakhstan is sending additional humani-
tarian assistance to Kyrgyzstan]. [Online] Available from: http://www.inform.kz/rus/article/2312896. (Accessed: 23rd September 2016).
5. Tengrinews.kz. (2011) VKyrgyzstane razgorelsya skandal iz-za radioaktivnogo uglya iz Kazakhstana [In Kyrgyzstan, a scandal broke out over radio-
active coal from Kazakhstan]. [Online] Available from: https://tengrinews.kz/sng/kyirgyizstane-razgorelsya-skandal-iz-za-radioaktivnogo-uglya-200069. (Accessed: 26th July 2017).
6. Kostenko, Yu. (2016) Pokupka uglya: neprikrytoe lobbi [Purchase of coal: undisguised lobby]. [Online] Available from: https://24.kg/ekonomika/34981_pokupka_uglya_nepri. (Accessed: 27th July 2017).
7. The Kyrgyz Telegraph Agency. (2012) Kyrgyzstan uvelichil import kazakhstanskogo uglya na 40,9% za 11 mes. 2012 goda [Kyrgyzstan increases
import of Kazakh coal by 40.9% over 11 months of 2012]. [Online] Available from: http://kyrtag.kg/news/Kyrgyz-stan_uvelichil_import_kazakhstanskogo_uglya. (Accessed: 23rd June 2017).
8. Dzhumasheva, A. (n.d.) Prem'era Kazakhstana poprosili prokontrolirovat' postavku uglya v Kyrgyzstan [The Premier of Kazakhstan was asked to
control the supply of coal to Kyrgyzstan]. [Online] Available from: http://www.vb.kg/doc/320249_premera_kazahstana. (Accessed: 27th July 2017).
9. The Eurasian Economic Union. (n.d.) Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Treaty on the Eurasian Economic Union]. [Online] Available
from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW. (Accessed: 23rd September 2016).
10. Vecherniy Bishkek. (n.d.) Za postavku GSM v Kyrgyzstan vstupili politicheskie tyazhelovesy [Political heavyweights supported the supply of petroleum products to Kyrgyzstan]. [Online] Available from: http://www.vb.kg/doc/282062_za_postavky_gsm_v_kyrgyzstan_vstypili_politicheskie. (Accessed: 23rd September 2016).
11. The Kyrgyz Telegraph Agency. (2016) Pochemu Kyrgyzstan ne pokupaet kazakhstanskuyu neft' i kak rossiyskiy benzin podryvaet valyutnye zapasy strany [Why Kyrgyzstan does not buy Kazakh oil and how Russian gasoline undermines the country's currency reserves]. [Online] Available from: http://kyrtag.kg/standpoint/pochemu-kyrgyzstan-ne-pokupaet-kazakhstanskuyu-neft-i-kak-rossiyskiy-benzin-podryvaet-valyutnye-zap2a. (Accessed: 20th September 2016).
12. Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic. (2001) Tsentralizovannyy bank dannykh pravovoy informatsii Kyrgyzskoy Respubliki. Programma razvitiya neftegazovoy otrasli Kyrgyzskoy Respubliki do 2010 goda [Centralised database of legal information of the Kyrgyz Republic. The program for the development of the oil and gas industry of the Kyrgyz Republic until 2010]. [Online] Available from: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/53023. (Accessed: 1st December 2016).
13. Klemenkova, K. (2014) Tseny na kazakhstanskiy gaz: samye vysokie — dlya Kyrgyzstana, samye nizkie — dlya Shveytsarii [The prices for Kazakhstan gas: the highest for Kyrgyzstan, the lowest for Switzerland]. [Online] Available from: http://365info.kz/2014/07/ceny-na-gaz-strannaya-cenovaya-politika-ili-kommercheskaya-tajna-vsej-strany. (Accessed: 23rd September 2016).
14. Tengrinews.kz. (2013) Kyrgyzstan sokratit eksport elektroenergii v Kazakhstan [Kyrgyzstan will reduce electricity exports to Kazakhstan]. [Online] Available from: https://tengrinews.kz/sng/kyirgyizstan-sokratit-eksport-elektroenergii-v-kazahstan-231493. (Accessed: 23rd September 2016).
15. Bayaly, S. (2011) Kto teper' vyydet iz edinogo energokol'tsa Tsentral'noy Azii? [Who will now leave the single energy ring in Central Asia?]. [Online] Available from: http://www.gezitter.org/economics/1640. (Accessed: 23.09.2016).
16. Biryukov, S., Barsukov, A., Bereznyakov, D. & Kozlov, S. (n.d.) Problemy i perspektivy rasshireniya EAES [Problems and prospects of the EAEC expansion]. [Online] Available from: http://svom.info/entry/676-problemy-i-perspektivy-rasshireniya-eaes. (Accessed: 27th July 2017).