Научная статья на тему 'Экономический аспект киргизско-российских отношений'

Экономический аспект киргизско-российских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
787
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРГИЗСКО-РОССИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / ТОРГОВЛЯ / ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН / РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / KYRGYZ-RUSSIAN ECONOMIC COOPERATION / HYDRO-POWER / TRADE / CENTRAL ASIAN REGION / RUSSIAN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудаяров Каныбек Актамбекович

В статье рассматриваются двусторонние киргизско-российские экономические отношения, делается акцент на наиболее важных отраслях экономического сотрудничества. Говорится о необходимости российских вложений в экономику Киргизии, поскольку это необходимый компонент во внешней политике России, позволяющий ей присутствовать в регионе. Данная тема становится более актуальной также и в связи с вхождением Киргизии в единое экономическое пространство с Россией. Целью статьи является определение роли России в экономике Киргизии. Для этого рассматриваются основные экономические сферы двустороннего сотрудничества (в частности, реалии и перспективы развития гидроэнергетического потенциала), сравниваются объемы российских и зарубежных инвестиций в экономику Киргизской Республики, перечисляются «плюсы» и «минусы» данных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC ASPECT OF THE KYRGYZ-RUSSIAN RELATIONS

The article considers the bilateral economic relationship and focuses on the most important sectors of economic cooperation. The article states the necessity of Russian investments in the Kyrgyz economy, because it is a necessary component in Russia's foreign policy allowing it to be present in the region. This topic is becoming more relevant also in connection with the entry of Kyrgyzstan into the common economic space with Russia. The aim of the article is the definition of Russia's role in the economy of Kyrgyzstan. To this end, the article analyzes the main economic areas of bilateral cooperation (in particular the realities and prospects of development of hydropower potential), compares the amount of Russian and foreign investments into economy of the Kyrgyz Republic and presents the “pros” and “cons” of this relationship.

Текст научной работы на тему «Экономический аспект киргизско-российских отношений»

УДК 327 ББК 66.4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КИРГИЗСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

| К.А. Кудаяров

Аннотация. В статье рассматриваются двусторонние киргизско-российские экономические отношения, делается акцент на наиболее важных отраслях экономического сотрудничества. Говорится о необходимости российских вложений в экономику Киргизии, поскольку это необходимый компонент во внешней политике России, позволяющий ей присутствовать в регионе. Данная тема становится более актуальной также и в связи с вхождением Киргизии в единое экономическое пространство с Россией. Целью статьи является определение роли России в экономике Киргизии. Для этого рассматриваются основные экономические сферы двустороннего сотрудничества (в частности, реалии и перспективы развития гидроэнергетического потенциала), сравниваются объемы российских и зарубежных инвестиций в экономику Киргизской Республики, перечисляются «плюсы» и «минусы» данных отношений.

Ключевые слова: киргизско-российское экономическое сотрудничество, гидроэнергетика, торговля, центрально-азиатский регион, российские инвестиции.

THE ECONOMIC ASPECT OF THE KYRGYZ-RUSSIAN RELATIONS 273

I K.A. Kudgyarov

Abstract. The article considers the bilateral economic relationship and focuses on the most important sectors of economic cooperation. The article states the necessity of Russian investments in the Kyrgyz economy, because it is a necessary component in Russia's foreign policy allowing it to be present in the region. This topic is becoming more relevant also in connection with the entry of Kyrgyzstan into the common economic space with Russia. The aim of the article is the definition of Russia's role in the economy of Kyrgyzstan. To this end, the article analyzes the main economic areas of bilateral cooperation (in particular the realities and prospects of development of hydropower potential), compares the amount of Russian and foreign investments into economy of the Kyrgyz Republic and presents the "pros" and "cons" of this relationship.

Keywords: Kyrgyz-Russian economic cooperation, hydro-power, trade, Central Asian region, Russian investments.

274

В экономике Киргизии за последние десять-пятнадцать лет Россия начинает играть все более весомую роль. Многие значимые события в экономической жизни Киргизии связаны с российскими инвестициями. Вхождение Киргизской Республики в ЕАЭС (в августе 2015 г.) создает благоприятные условия для формирования инвестиционного климата в республике в рамках единого экономического пространства. Значит, стоит ожидать дальнейшей активизации экономического партнерства между двумя государствами.

Цель статьи — определить роль и место России в экономике Киргизии. Для достижения данной цели необходимо описать основные реализуемые экономические проекты и их значимость для экономики Киргизии.

До 2000 г. торгово-экономические отношения между двумя странами развивались достаточно пассивно. Это было связано прежде всего с уходом России как из Киргизии, так и из Центральной Азии в целом. Лишь во второй половине 1990-х гг. Россия стала понемногу возвращаться в регион, что выражалось активизацией политического, экономического, культурно-образовательного и иных видов сотрудничества между Россией и странами региона.

Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество базируется на 17 соглашениях, основными среди которых являются: Соглашение об учреждении торговых представительств (8 октября 1992 г.), Соглашение о свободной торговле (8 октября 1992 г.), Соглашение о сотрудничестве в области электроэнергетики (28 марта 1996 г.) и другие [1].

Энергетика является приоритетной отраслью российских инвестиций. Согласно плану реализации мероприятий, предусмотренных Программой экономического сотрудничества Киргизской Республики и Российской Федерации на 2000-2009 гг., были реализованы следующие программы в сфере энергетики:

1) проектирование, восстановление, реконструкция, модернизация, эксплуатация энергетических объектов;

2) поставки российского электроэнергетического оборудования и запасных частей для ремонта и восстановительных работ энергетических объектов Киргизии; 3) изучение месторождений нефти и газа в Киргизии; 4) промышленное освоение угольного месторождения «Кара-Кече». Также необходимо отметить и другие российские проекты, среди которых: 1) промышленное освоение оловянно-вольфрамового месторождения «Трудовое»; 2) разработка проектов по выпуску шелковых подкладочных тканей; 3) разработка проектов по поставкам в Россию овчинного сырья для изготовления меховых изделий и т.д. [2].

Крупнейшие инвестиционные вложения России в Киргизии на сегодня представлены в гидроэнергетическом секторе Киргизии. Это связано с тем, что гидроэнергетический потенциал горной Киргизии позволяет значительно увеличить мощности вырабатываемой электроэнергии путем сооружения каскада гидроэлектростанций. В перспективе это позволит не только обеспечить электроэнергией республику, но и экспортировать ее в страны ближнего и дальнего зарубежья. Данный проект реализует Россия,

которая в последнее время, несмотря на экономический кризис, занимается его реализацией.

Вклады России в гидроэнергетическую сферу в перспективе должны превратить гидроэнергетику в одну из главных сфер двустороннего экономического сотрудничества. Еще 3 февраля 2009 г. было подписано межправительственное соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС-1, проектной мощностью 1900 МВт и прогнозируемой ежегодной выработкой электроэнергии в 5,1 млрд кВтч. (было предусмотрено выделение российской стороной кредита в сумме 1,7 млрд долл. США). Каждая из сторон получила по 50% акций строящихся сооружений [3, с. 27]. 20 сентября 2012 г. по итогам официального визита Президента России В.В. Путина в Киргизскую Республику состоялось подписание Соглашения между правительствами России и Киргизии о строительстве и эксплуатации Верхне-Нарын-ского каскада ГЭС, а также Соглашения между правительствами Киргизии и России о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1. Киргизия вносит право пользования земельными участками и отдает российской стороне право стратегического и оперативного управления проектом на период окупаемости путем передачи в управление своего пакета в совместном предприятии в 25 процентов [4]. На сегодняшний день российская компания Русгидро, которая занимается строительством каскада ГЭС на реке Нарын, выделила на строительные работы текущего года более 1 млрд руб. [5]

Как уже было отмечено выше, строительство ГЭС продолжается не-

смотря на определенные финансовые трудности в России. Временами казалось, что данный проект будет заморожен на неопределенное время, но дело не только в финансовой ситуации. Имеются веские причины, которые связаны с водными проблемами региона. Сооружение ГЭС приведет к забору воды летом, когда, в частности, Узбекистан нуждается в ней для орошения своих сельскохозяйственных территорий. В зимний же период будет осуществляться сброс воды, поскольку необходимо выработать большее количество электроэнергии для отопления домов. Сброс воды зимой приводит к подтоплениям соседних территорий. Поэтому отмена строительства ГЭС или его «замораживание» является выгодной странам низовья - Узбекистану и (в меньшей степени) Казахстану не только из-за того, что летом им будет обеспечено фактически бесперебойное поступление поливной воды, но и потому, что будет пресечена попытка со стороны России контролировать потоки воды, главным образом, в Узбекистан. Это должно стать неким российским «рычагом» давления на страны региона. Такая перспектива крайне нежелательна для Узбекистана и других государств, находящихся ниже по течению рек. Визит (декабрь 2014) президента России В.В. Путина в Узбекистан, несмотря на предположения некоторых экспертов, все же не приостановил процесс строительства ГЭС в Киргизии, хотя требование узбекского руководства свернуть проект было одним из условий сотрудничества с Россией.

Несмотря на наличие проблем между странами «верховья» (Таджи-

275

276

кистан, Киргизия) и странами «низовья» (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), связанных с развитием гидроэнергетики первых двух государств и противодействием вторых, Россия все же выступила основным партнером в деле возведения гидроэнергетических сооружений на территории Киргизии и Таджикистана. Этим двум государствам также была оказана существенная финансовая поддержка путем списания старых задолженностей, предоставления кредитов, содействия в укреплении их обороноспособности [6, с. 28]. По подсчетам экспертов, энергетический потенциал водных ресурсов Киргизской Республики оценивается в 162 млрд. кВт/ч электроэнергии, что равняется примерно 38% от запасов региона [7, с. 116]. Однако уровень их использования пока остается на 8%. В перспективе за счет средств, выделенных Россией, удастся обеспечить не только энергетическую безопасность Киргизии, но и превратить продукцию гидроэнергетики в одну из основных статей экспорта.

Необходимо подчеркнуть, что Россия, проводя свою экономическую политику в Центральной Азии, старается максимально обойти те моменты, которые способны привести к международной напряженности в силу наличия острых проблем в регионе и, в частности, водной проблемы. Свидетельством тому может служить «декабрьский» визит президента России В.В. Путина в Узбекистан, одним из результатов которого стало списание узбекской задолженности перед Россией в размере, превышающем 865 млн. долл. США [8].

Помимо гидроэнергетики существует сотрудничество и в газовой от-

расли. Оно базируется на соглашении между ОАО «Газпром» и правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в газовой отрасли от 16 мая 2003 г. В феврале 2008 г. ОАО «Газпром» получило лицензию на проведение геологоразведочных работ. В настоящее время ведется работа по актуализации поэтапной программы геологического изучения недр на площадках Киргизии «Ку-гарт» и «Восточный Майлису IV», где по оценкам суммарные запасы составляют приблизительно 2,1 млрд куб.м. газа и 500 тыс. тонн нефти. В 2006 г. ОАО «Газпром нефть» создало в Киргизии дочернее предприятие «Газпром нефть Азия» [9]. Компания является крупнейшим оператором на топливном рынке Киргизии и владеет 108 автозаправочными станциями. В феврале 2011 г. создано совместное с Правительством Киргизской Республики предприятие по поставкам авиатоплива — «Газпром-нефть-Аэро Кыргызстан», которое поставляет авиатопливо и осуществляет заправку гражданских воздушных судов большинства авиакомпаний, выполняющих полеты в Киргизию. В 2014 г. был приватизирован пакет акций государственной компании «Кыргызгаз» в пользу «Газпрома». Таким образом, «Газпром» выступает монополистом в данной отрасли в Киргизии.

Экономическую активность тех или иных государств в конкретно взятой стране также можно определить по объему привлекаемых инвестиций. Так, по количеству привлеченных в Киргизию инвестиций в период с 2009 по 2014 гг. лидирует Канада, представленная в республике золотодобывающей корпорацией

«Комеко». На втором месте стоит Китай, который за указанный период постепенно наращивал инвестиционный вклад в киргизскую экономику. Доля китайских инвестиций возросла с 7,8% в 2009 г. до 33,2% в

2014 г. Российские инвестиции занимают пятое место в общем списке инвесторов, составляя в 2009 г. 6,8%, в 2013 г. 7,1%, а в 2014 г. всего 3,6% [10, с. 127]. Среди инвесторов постсоветского пространства на территории СНГ российские инвестиции уступают по своему объему лишь казахстанским. Таким образом, очевидно, что инвестиционная активность России в прошлые годы была невысокой. Несмотря на это, нет никаких сомнений в том, что Россия будет более активно работать в данном направлении. Доказательством тому могут служить те российские инвестиции, которые начали поступать в

2015 году на реализацию текущих проектов.

23 декабря 2014 г. Киргизия была принята в организацию Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Полноправным членом организации Киргизия стала 12 августа этого года. Данное событие означает включение Киргизии в единое экономическое пространство с такими государствами, как Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. Это означает усиление в будущем торгово-экономического сотрудничества между Киргизией и Россией.

Важно отметить и размер товарооборота между двумя странами. Так, согласно данным Национального статистического комитета Киргизии за прошлый год, в общем объеме импорта в Киргизию импорт из России составил 33,5% и, таким образом, за-

нял первое место. Если брать другие страны, то, например, на Турцию приходится лишь 4,1%. Во внешнеторговом товарообороте Киргизии на товарооборот с Россией приходится 27,9%. По данным 2013 г. Россия отправила в Киргизию товаров на 2.040.3 млрд. долл. США, при этом импорт в Россию из Киргизии составил 284,4 млн. долл. США [11, с. 244]. Эти цифры, в общем, не сильно менялись за последнее десятилетие, что говорит об устоявшихся торгово-экономических отношениях между странами. Уровни киргизской и российской экономик не сопоставимы ни по одному из существующих показателей, поэтому представляется вполне естественным, что Киргизия имеет отрицательное сальдо в торговле с Россией.

Говоря о степени влияния России на экономику Киргизии, достаточно вспомнить о политическом кризисе в Киргизской Республике в 2010 г. (приведшем к смещению К. Бакиева с поста президента Киргизии), в свою очередь, вызванном ухудшением экономической ситуации в результате повышения цен на электроэнергию, а также цен на нефть, нефтепродукты и горюче-смазочные материалы, поскольку данные виды товаров завозятся исключительно из России. Поэтому не стоит недооценивать экономическое влияние России в Киргизии. Таким образом, до вступления Киргизии в ЕАЭС, даже при существовавшем до недавних пор положении дел, в экономических отношениях с Киргизией Россия могла легко повлиять на внутриполитическую стабильность в Киргизии, лишь увеличив таможенные сборы за вывоз ГСМ.

277

278

Другим аспектом воздействия России на Киргизию является трудовая миграция. Стоит оставить без работы киргизских мигрантов, как за считанные годы или даже месяцы «отряды» вернувшихся на родину мигрантов выступят с протестными митингами против существующей власти, что может привести к очередному витку политического кризиса в Киргизии. Нестабильность, как известно, является благодатной «почвой» для разного рода экстремистских организаций, которые могут представлять серьезную опасность для существующего государства. Однако здесь стоит учесть одно очень важное обстоятельство — Россия заинтересована в политической, а значит, и в экономической стабильности в Киргизии, поскольку это отвечает российским национальным интересам.

Говоря о трудовых мигрантах из Киргизии, стоит отметить, что примерно 90% выехавших на заработки мигрантов работает в России, существенно поддерживая киргизскую экономику. К примеру, в 2011 г. переводы киргизских мигрантов составили 29% от ВВП республики. Общее количество киргизских трудовых мигрантов, работающих в России, составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Точных оценок никто привести не может.

Необходимо констатировать, что Россия играет ключевую роль в миграционных процессах не только Киргизской Республики, но и в целом в Центральной Азии. Более широкие экономические возможности России на постсоветском пространстве, политическое влияние и культурно-исторические связи сыграли основную роль в этом деле. Конечно,

надо учесть и внутренний демографический дисбаланс в России, обусловливающий растущий спрос на трудовые ресурсы [12]. В возможности России обеспечить работой трудоспособное, но не востребованное на родине население стран СНГ собственно и заключается одно из важных преимуществ России. Поскольку ни США, ни Китай, ни Индия не могут предложить государствам Центральной Азии возможности для решения острейшей социально-экономической проблемы — проблемы занятости [13, с. 148].

Необходимо сказать, что Киргизия все больше и больше входит в орбиту российской политики, начиная с экономики и заканчивая обеспечением безопасности от внешних угроз в рамках контролируемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Переходя от экономики к вопросам безопасности, необходимо отметить, что последние являются главным приоритетом России в Центральной Азии [14, с. 37]. Вероятно, экономические вливания России во многом можно объяснить созданием и укреплением базы для сохранения политического присутствия России на территориях государств Центральной Азии. Ведь именно политическое присутствие России создает условия для реализации полити -ки по обеспечению безопасности как в Киргизии, так и в регионе в целом. А это, в конечном счете, отвечает политике по обеспечению безопасности в самой России, которая всерьез опасается вспышки радикального ислама, экспортируемого из Афганистана прежде всего в страны Центральной Азии. Данная угроза мо-

жет легко перекинуться далее на север — в Россию, где проживает многомиллионная мусульманская община. Россия серьезно расценивает данную угрозу и проводит последовательную политику в этом направлении, примером чему служит военная помощь Сирии.

Таким образом, несмотря на активную инвестиционную деятельность в гидроэнергетическом секторе, Россия, в целом, ведет умеренную экономическую деятельность в Киргизии. Это объясняется: 1) непривлекательностью для России рынка сбыта, характеризующегося низкой платежеспособностью местного населения; 2) отсутствием больших производств, скудностью природных ресурсов (прежде всего нефтяных и газовых) и аграрным характером экономики; 3) ощущением незащищенности иностранных (в данном случае российских) инвестиций (факты мародерства в 2005 и 2010 гг. во время «революций», когда пострадал турецкий бизнес), особенно до вхождения в ЕАЭС; 4) ограниченностью экономической мощи России, особенно проявившейся в связи с падением роста российской экономики, и как следствие — ее неспособностью принимать участие в более масштабных экономических проектах в Киргизии.

Несмотря на перечисленные причины, экономическое присутствие российских капиталовложений в Киргизии очень заметно. Государственное участие в совместных экономических проектах, а также относительная дешевизна логистических услуг, вызванных образованием общих границ в рамках ЕАЭС, также придали импульс для развития. Необходимо констатировать, что (поми-

мо всего прочего) Россию к этому подталкивает ее геополитическое развитие, поскольку всестороннее присутствие позволит ей оказывать определенное влияние в этой центральноа-зиатской республике. Вхождение Киргизии в ЕАЭС призвано в перспективе улучшить двустороннее сотрудничество посредством устранения таможенных барьеров и свободного движения товаров и услуг, а также рабочей силы, которая практически полностью интегрирована в российскую экономику.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Договорно-правовая база российско-киргизских отношений [Электронный ресурс] // Сайт Посольства Российской Федерации в Киргизской Республике. - URL: http://www.kyrgyz.mid.ru/dog.html (дата обращения: 29.09.2015).

2. Договор между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 гг. от 27 июля 2000 г. [Электронный ресурс] http://online. adviser.kg/Document/?doc_id=30261320 (дата обращения: 01.10.2015).

3. Доклад Российско-киргизского делового 279 совета «О российско-киргизском экономическом сотрудничестве» [Текст]. - М.: Российско-киргизский деловой совет, 2012.

4. Мирановский, А. Управлять ГЭС в Киргизии будет Россия [Электронный ресурс] / А. Мирановский // Сайт газеты «Правда» [М., 30.10.2012]. - URL: http://www.pravda. ru/economics/industry/powerengineering /30-10-2012/1132787-kirgizia-0/ (дата обращения: 11.08.2013).

5. Русгидро готово к активизации работ по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС [Электронный ресурс] // Сайт ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции». [Бишкек, 17.08.2015]. - URL: http://narynhydro.kg/241-rusgidro-gotovo-k-aktivizacii-rabot-po-stroitelstvu-verhne-narynskogo-kaskada.html (дата обращения: 25.09.2015).

280

6. Иванов, И.С. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители [Текст] / И.С. Иванов // Российский совет по международным делам. - № 10. - М.: Спецкнига, 2013.

7. Касымова, В. Энергетика Кыргызстана: состояние отрасли и перспективы межгосударственного сотрудничества [Текст] / В. Касымова, Б. Баетов // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. - № 6 (54).

8. Гущин, А. Визит президента России в Узбекистан [Электронный ресурс] // Сайт Российского Совета по Международным Делам. [М., 12.12.2014]. - URL: http:// russiancouncil.ru/blogs/rsuh/?id_4=1580 (дата обращения: 12.11.2015)

9. О компании [Электронный ресурс] // Сайт ОсОО «Газпром нефть Азия». - URL: http://www.gazprom-neft.kg/about/ (дата обращения: 27.09.2015).

10. Поступление прямых инвестиций по странам. Кыргызстан в цифрах [Текст] / Статистический сборник. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - Бишкек, 2015.

11. Внешняя торговля Кыргызской Республики по странам. Кыргызстан в цифрах. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Текст] // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - Бишкек, 2014.

12. Бейшеналы, Н.Э. Вступление Кыргызстана в ТС и ЕЭП: последствия для рынка труда и человеческого капитала [Электронный ресурс] / Н.Э. Бейшеналы, В.С. Перебоев // Евразийская экономическая интеграция. - 2013. - № 3 (20 августа). - С.69-88. [Электронная версия]. Сайт научно-аналитического журнала «Евразийская экономическая интеграция». - URL: http://www.eabr.org/general// upload/Cn%20-%20izdama/EEI_3_2013_ Kirgizstan-TS-pereboev_1.pdf (дата обращения: 02.10. 2015).

13. Дынкин, А.А. Вызовы безопасности в Центральной Азии [Текст] / А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. - М.: ИМЭМО РАН, 2013.

14. ЧжаоХуажен. Китай, Центральная Азия и ШОС // Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. - 2005. - № 5.

REFERENCES

1. Bejshenaly N.Eh, Pereboev VS., Vstuplenie Kyrgyzstana v TS i EEP: posledstviya dlya rynka truda i chelovecheskogo kapitala, Evrazijskaya ehkonomicheskaya integratsi-ya, 2013, No. 3 (20 avgusta), pp. 69-88, Sajt nauchno-analiticheskogo zhurnala "Evrazijskaya ehkonomicheskaya integratsiya", available at: http://www.eabr.org/general//upload/ Cn%20-%20izdania/EEI_3_2013_Kirgiz-stan-TS-pereboev_1.pdf (accessed: 02.10. 2015). (in Russian)

2. Chzhao Khuazhen, Kitaj, Tsentralnaya Aziya i ShOS, Sen, Moskovskij tsentr Karnegi, Rabochie materialy 2005, No. 5. (in Russian)

3. Dogovor mezhdu Kyrgyzskoj Respublikoj i Rossijskoj Federatsiej ob ehkonomicheskom sotrudnichestve na 2000-2009 gg. ot 27 iyu-lya 2000 g., Sajt informatsionnogo tsentra "Toktom", available at: http://online.adviser. kg/Document/?doc_id=30261320 (accessed: 01.10.2015). (in Russian)

4. Dogovorno-pravovaya baza Rossijsko-Kir-gizskikh otnoshenij, Sajt Posolstva Rossijskoj Federatsii v Kirgizskoj Respublike, available at: http://www.kyrgyz.mid.ru/dog.html (date accessed: 29.09.2015). (in Russian)

5. Doklad Rossijsko-kirgizskogo delovogo sove-ta "O rossijsko-kirgizskom ehkonomicheskom sotrudnichestve", Moscow, Rossijsko-kir-gizskij delovoj sovet, 2012. (in Russian)

6. Dynkin A.A., Baranovskij V.G. Vyzovy bezo-pasnosti v Tsentralnoj Azii, Moscow, 2013. (in Russian)

7. Gushchin А., Vizit prezidenta Rossii v Uzbekistan, Sayt Rossiyskogo Soveta po Mezh-dunarodnym Delam, available at: http://rus-siancouncil.ru/blogs/rsuh/?id_4=1580 (accessed: 12.11.2015) (in Russian).

8. Ivanov I.S., Interesy Rossii v Tsentralnoj Azii: soderzhanie, perspektivy, ogranichiteli, Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam, 2013, No. 10. (in Russian)

9. Kasymova V., Baetov B., Ehnergetika Kyr-gyzstana: sostoyanie otrasli i perspektivy

mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva, Tsentralnaya Aziya i Kavkaz, 2007, No. 6 (54). (in Russian)

10. Miranovskij A., Upravlyat GES v Kirgizii budet Rossiya, Sajt gazety "Pravda", available at: http://www.pravda.ru/economics/in-dustry/powerengineering/30-10-2012/1132 787-kirgizia-0/ (accessed: 11.08.2013). (in Russian)

11. "Postuplenie pryamykh investitsij po stra-nam. Kyrgyzstan v tsifrakh", in: Statis-ticheskij sbornik. Natsionalnyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki, Natsionalnyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respub-liki, Bishkek, 2015. (in Russian)

12. Rusgidro gotovo k aktivizatsii rabot po stroitel'stvu Verkhne-Narynskogo kaskada GehS, Sajt ZAO "Verkhne-Narynskie gi-droehlektrostantsii", available at: http://naryn-hydro.kg/241-rusgidro-gotovo-k-aktivizacii-rabot-po-stroitelstvu-verhne-narynskogo-kas-kada.html (accessed: 25.09.2015). (in Russian)

13. Vneshnyaya torgovlya Kyrgyzskoj Respubliki po stranam. Kyrgyzstan v tsifrakh, Natsionalnyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki, Bishkek, 2014. (in Russian)

14. О kompanii, Sajt OsOO "Gazprom neft Aziya", available at: http://www.gazprom-neft.kg/about/ (accessed: 27.09.2015). (in Russian)

Кудаяров Каныбек Актамбекович, аспирант, Российский государственный гуманитарный

университет, kana8306@mail.ru Kudayarov K.A., Post-graduate Student, Russian State University for the Humanities, kana8306@ mail.ru

281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.